Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Классный час'
Ведущий: Жила-была девочка Маша. По утрам аккуратно чистила зубы, мыла руки перед едой, убирала свою комнату, не опаздывала на уроки. И вот как-то ра...полностью>>
'Документ'
1. Слово учителя. Итак, мы прочли последнее большое произведение А.С.Пушкина, которое было завершено 19 октября 1836 года. На этот день как раз прихо...полностью>>
'Публичный отчет'
В работе представлен обзор научно-технической информации о токах в Земле, их природе, методах измерений и способах интерпретации полученных данных. П...полностью>>
'Документ'
Із змінами і доповненнями, внесеними наказом Державного комітету України з питань технічного регулювання та споживчої політикивід 29 листопада 2010 р...полностью>>

Учебное пособие опирается на материалы специализированных учреждений оон, Европейского Союза, Всемирной туристской орга­низации (вто), национальных туристских администраций, Госком­стата России и пр.

Главная > Учебное пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

§ 4. Основные направления

совершенствования статистики

международного туризма

В статистике туризма существуют три главные проблемы. Пер­вая из них — сопоставимость баз данных. Она предполагает воз­можность сравнения информации в целях выявления тенденций, закономерностей развития туризма, изменений, происходящих в нем, в пространстве и во времени; оценки соотношения величин одноименных показателей, относящихся к разным странам, и т.п. Статистические данные часто оказываются несопоставимыми в силу различий их предметного содержания, методики расчета или еди­ниц измерения. Однако во многих случаях несравнимые данные можно привести к сопоставимым.

Еще совсем недавно путаница имела место в туристской тер­минологии и классификации путешествующих лиц. Неодинаково трактовалось, например, такое ключевое понятие, как «турист». Расхождения касались длительности пребывания вне постоянного местожительства (от 1—5 ночевок и более) и возраста путешеству­ющих лиц (от 14 лет и старше), а также цели поездки. Некоторые разночтения сохраняются по сей день. Около 40% стран не учиты­вают экскурсантов в числе посетителей, а 10% стран исключают из них лиц, путешествующих с деловыми целями. В одних случаях регистрация прибытий ведется по странам постоянного прожива­ния посетителей, в других — по гражданству. Все это затрудняет международные сравнения.

Другая проблема статистики туризма — полнота и достовер­ность статистической информации. Иными словами, каким обра-

зом можно получить всю необходимую информацию о междуна­родном туризме и как заполнить пробелы в собранном массиве данных достоверными сведениями.

В 1998 г. ВТО опубликовала «Экономический отчет по туриз­му», в котором обобщила свой многолетний опыт в области стати­стики туризма. Один из его разделов посвящен проблемам сбора и сводки статистической информации. ВТО представила методику расчета недостающих первичных данных для получения обобщаю­щей информации о международном туризме. В качестве примера приведены показатели международного туризма за 1995 г., значе­ния которых были получены с использованием этой методики.

В настоящее время ни одно государство не ведет систематичес­кого наблюдения за туризмом в полном объеме. Согласно отчету ВТО, 18 стран (территорий) мира, в которых проживает 0,5% на­селения планеты, не предоставили никакой информации о меж­дународном туризме. Большинство их экономически слабо разви­ты и имеют незначительную долю на мировом туристском рынке. 202 страны (территории) были включены в статистический еже­годник. Хотя они и собирают сведения о международном турист­ском обмене, но по весьма ограниченному перечню показателей. Даже во Франции, в стране с хорошо налаженным статистичес­ким делом, учет осуществляется с большими пробелами. В статис­тике туристских потоков информация об экскурсионных и крат­косрочных деловых поездках носит фрагментарный характер; ста­тистика туристских расходов также не является исчерпывающей.

Анализ материалов статистических наблюдений показал, что учет въездного туризма поставлен лучше, чем выездного. Лишь в трех из 202 стран (территорий) отсутствовали данные о междуна­родных туристских прибытиях ив 12 — 0 доходах от международ­ного туризма. Выездной туризм хуже отражается в статистических формах отчетности. Половина стран (территорий) не имеет ин­формации о количестве поездок населения за границу или вели­чине расходов на международный туризм. Не везде собираются сведения о доходах от международных транспортных перевозок и расходах на них. Только 80 из 202 стран (территорий) смогли пре­доставить все данные о развитии международного туризма, запра­шиваемые ВТО.

Недостающую информацию ВТО получает расчетным путем, применяя методику поэтапной оценки. Первоначально все страны разбиваются на сравнительно однородные группы. Они объединя-

8 1


ются по субрегионам мира, а внутри них - по уровню жизни (ВНП на душу населения). Для каждой группы рассчитываются средний доход с одного прибытия и средние расходы на одну поездку за границу, на основе которых с помощью несложных математичес­ких операций эксперты ВТО определяют значения главных пока­зателей статистики туристских потоков и статистики туристских доходов и расходов.

Для стран, не располагающих данными о поступлениях от меж­дународного туризма, их объем находят как произведение количе­ства международных туристских прибытий на средний доход с од­ного прибытия для соответствующей группы стран. Если требуется определить число международных туристских прибытий в страну, поступления от международного туризма делят на среднюю вели­чину дохода с одного прибытия для соответствующей группы стран. Поскольку информация о въездном туризме отсутствует лишь в некоторых странах, как правило, небольших, с отсталым турист­ским сектором экономики, полученные оценочные данные о ту­ристских прибытиях и доходах не вносят серьезных поправок в итоговые значения этих показателей для регионов и мира в целом. В 1995 г. количество международных туристских прибытий в мире после уточнения увеличилось на 0,02%, а поступления от между­народного туризма на 1,5 млрд ам. долл., или 0,4% (табл. 13). Эти цифры свидетельствуют о том, что статистическая отчетность яв­ляется надежным источником информации о въездном туризме.

Показатели статистики выездного туризма рассчитываются на основе средних расходов на поездку. Общий объем расходов на международный туризм в стране можно представить как произве­дение количества туристских поездок за границу на средние рас­ходы на поездку для соответствующей группы стран. Показатель туристских отбытий, значения которого также часто отсутствуют в формах статистической отчетности, есть отношение расходов на международный туризм к средним расходам на поездку для соот­ветствующей группы стран.

Эти формулы используются для определения одного из показа­телей — расходов на международный туризм или числа отбытий, когда известно значение второго показателя. Но многие национальные туристские администрации вообще не ведут статистику выездного туризма и не располагают никакими сведениями о нем. В таких слу­чаях величину расходов на международный туризм получают как произведение численности населения страны на средние расходы на

поездку на душу населения для соответствующей группы стран. За­тем по уже известной формуле рассчитывается количество отбытий.

Методика поэтапной оценки помогает ВТО получить информа­цию о выездном туризме по каждой стране, а затем подвести итог в общемировом масштабе. По уточненным данным, в 1995 г. количе­ство отбытий достигло 576 млн поездок. Поправка в сторону увели­чения составила 5,9%. Она оказалась несколько выше, чем по въезд­ному туризму, но по-прежнему оставалась несущественной.

Более серьезные поправки в материалы статистических наблю­дений вносятся при определении величины доходов от междуна­родных транспортных перевозок, а также расходов на них. Это объяс­няется худшей собираемостью первичных данных о перевозках. В 79 из 202 стран (территорий) отсутствовали сведения о транспорт­ных доходах и в 68 — о расходах. Для них были проведены специ­альные расчеты, базой для которых послужили доли перевозок в общих туристских и транспортных доходах или расходах для соот­ветствующих групп стран:

где D — доходы от международных транспортных перевозок; Т — доходы от международного туризма; Е — расходы на международные транспорт­ные перевозки; R — расходы на международный туризм.

Расчеты показали, что статистические наблюдения дают 80% информации о перевозках. Остальные 20% восполняются оценоч­ным путем.

После того как для каждой страны были получены сведения о прибытиях и отбытиях, туристских и транспортных доходах и рас­ходах, наступает второй этап оценки — уравновешивание доходов и расходов. В общемировом масштабе поступления от международ­ного туризма и транспортных перевозок должны равняться расхо­дам, но в практике статистического учета их величины никогда не совпадают. Чтобы сбалансировать эти две части, объем расходов увеличивают до уровня доходов, информация о которых имеется почти у всех национальных туристских администраций и является более полной и правильной.

Согласно отчету ВТО, совокупные доходы от международного туризма в мире в 1995 г. превышали расходы на 10,9%. По устране-

нии пробелов в рядах значений показателей по странам разрыв сократился на 4,5%, но не был ликвидирован полностью. Неболь­шая разница сохранялась и между транспортными доходами и рас­ходами. На втором этапе оценки расходы на международный ту­ризм были увеличены на 25,5 млрд ам. долл. и составили 400,5 млрд ам. долл., а расходы на международные транспортные перевозки на 0,8 млрд ам. долл.

Благодаря методике поэтапной оценки снижается погрешность статистического учета и повышается достоверность информации о международном туризме.

Проблемы полноты и сопоставимости статистической инфор­мации предстают в новом свете при проведении исследований макроэкономического воздействия туризма. Оценить значимость туризма как производительного сектора, обеспечивающего уско­ренный экономический рост и более высокий уровень занятости населения, — важнейшая задача статистики туризма. Ее решение затруднено из-за несовершенства методологии статистического уче­та, причина которого коренится в самой индустрии туризма, ее сложной и нетипичной для отраслей природе.

Отрасль экономики представляет собой сложившуюся совокуп­ность предприятий и организаций, объединенных общностью функ­ций, выполняемых ими в системе общественного разделения тру­да. В статистической практике предприятие относят к той или иной отрасли, исходя из вида деятельности и назначения производимо­го продукта.

В отличие от всех остальных отраслей, характерным признаком которых является однородность выпускаемой продукции, в туриз­ме, станет ли предлагаемый продукт туристским или нет, зависит от того, кто, когда, где и зачем его приобретает. Конечное потреб­ление продукта определяет границы, состав и структуру турист­ской индустрии. Такая ее трактовка не соответствует общеприня­той дефиниции индустрии, а статистика индустрии туризма, по существу, сводящаяся к статистике туристского потребления, выпа­дает из отраслевой статистики. Показатели туристских прибытий, доходов и расходов, содержащие ценные характеристики покупа­тельского поведения посетителей, не дают представления о турист­ском продукте и его составляющих, видах деятельности, включае­мых в индустрию туризма. Узость информационной базы, отсутствие методологического единства и сопоставимости с показателями дру­гих отраслей приводят к недооценке экономической роли туризма.

85

Хотя значимость туристского сектора для экономики очевидна, она не нашла должного отражения в статистике.

Серьезную работу по совершенствованию статистического учета ведут международные организации. Выше уже говорилось о той роли, которую играет ВТО в обеспечении полноты и достоверности стати­стической информации о туризме. При ее руководящем органе — исполнительном совете — создан Комитет по статистике, а в состав секретариата входит сектор статистики. На эти структурные подраз­деления возложено упорядочение понятийного аппарата, разработ­ка принципов и методов статистических исследований применительно к сфере туризма, оказание помощи в проведении опросов и обра­ботке данных, осуществление обмена опытом и специалистами на всех уровнях. Ими подготовлены методические материалы по сбору данных, формам отчетности и другим вопросам статистики меж­дународного и внутреннего туризма.

Знаменательным событием стала Международная конферен­ция по статистике путешествий и туризма 1991 г. в Оттаве, органи­заторами которой выступила ВТО совместно с Правительством Канады. На ней были представлены пособия, рекомендации и ру­ководства, одобренные Генеральной ассамблеей ВТО. Наиболее из­вестными среди них являются учебное пособие «Методология вы­полнения статистического анкетирования в области туризма» и ба­зовые директивы ВТО «Формирование и деятельность службы по вопросам статистики в составе национальной туристской админи­страции (НТА)». По итогам Оттавской конференции ВТО подгото­вила «Рекомендации по статистике туризма», которые представи­ла на рассмотрение Статистической комиссии ООН. Принятие и опубликование соответствующего пакета документов явилось важ­ной вехой в деле совершенствования статистической деятельности в сфере туризма.

Главное внимание в рекомендациях уделено проблеме сопос­тавимости статистической информации на национальном и между­народном уровнях. С этой целью в них дано определение туризма, выделены основные его типы (внутренний, въездной, выездной), уточнены дефиниции международного и внутреннего посетителей. В научный оборот были введены новые понятия «национальный ту­ризм» и «туризм в пределах страны». (Со ссылкой на эти документы данные понятия рассматривались в предшествующей главе.) Спе­циальный раздел посвящен туристским расходам, их постатейному составу и отражению в платежном балансе. В пакет документов вош-

ла также Стандартная международная классификация видов дея­тельности в туризме (более подробно об этом в гл. V).

Наряду с программными документами ВТО распространяет и периодические издания. Она выпускает «Ежегодник туристской ста­тистики» («Yearbook of Tourism Statistics»), «Статистический сбор­ник» («Compendium of Tourism Statistics»), а также «Зарубежный ту­ризм — пограничные формальности» («Travel Abroad — Frontier Formalities») и ежемесячник «Новости ВТО» («WTO News»). В после­дние годы стали выходить конъюнктурно-исследовательские сбор­ники, содержащие новейшую информацию по всему спектру тури­стских проблем, например «Отчет о развитии туризма (политика и направления)» («Tourism Development Report (policy and trends)»), «Современные направления развития туризма и путешествий» («Current Travel Tourism Indicators»), «Экономическое ревю мирово­го туризма» («Economic Review of World Tourism»). Печатную про­дукцию можно заказать, направив заявку в ВТО по адресу: 42, Capitan Haya, Madrid, Espana 28020. E-mail: pub@ /books.htm Tel: (34 91) 56 78 100 Fax: (34 91) 57 13 733.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

туристское прибытие, ночевка, расходы на международный туризм, поступ­ления от международного туризма, учет на границе, регистрация прибытий в средствах размещения, банковский метод учета, специально организуемые наблюдения туристских потоков и расходов, выборка, опрос, дневниковый ме­тод наблюдения

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

  1. Совпадает ли число турист­ских прибытий с количеством по­сетителей в отдельно взятой стра­не за год? Почему страны ведут учет объема туристских потоков по при­бытиям, а не по посетителям?

  2. Как рассчитать продолжительность пребывания всех посетителей в стране и общую сумму валютных поступлений от международного ту­ризма?

  3. Чем можно объясннть боль­шие различия в продолжительности пребывания международных ту­ристов по странам мира?

  1. Как вы думаете, одинаковые ли туристские расходы несут стра­ны Северной и Южной Европы? Назовите несколько причин, по ко­торым одна часть Старого Света тратит на международный туризм больше, чем другая.

  2. Какие формы организации статистического наблюдения вам
    известны?

  3. В чем состоят достоинства и

недостатки основных методов сбо­ра информации о международном туризме?

7. Проведите тщательный ана­
лиз анкеты. В приведенных ниже
вопросах найдите ошибки и ис­
правьте их.

Как часто вы путешествуете?

а) За рубеж

б) По своей стране

Не могли бы вы назвать размер своего дохода за последний год с точностью до сотни рублей?

С какой целью вы выезжали за границу?

а) На отдых

б) В поисках работы

в) Для посещения родственников и
друзей

Какова средняя продолжитель­ность ваших поездок?

а) От 0 до 3 суток

б) От 3 до 7 суток

в) От 7 до 28 суток

8. Разработайте самостоятельно
анкету для сбора первичной инфор­
мации о туристских потоках, их
объеме и структуре. Проверьте пра­
вильность ее составления, обрати­
те внимание на целесообразность
включения предложенных вами
вопросов в анкету.

Определите:

• Помогает ли ответ на каждый из

поставленных вопросов достичь цели обследования?

• Является ли формулировка воп-

росов краткой, ясной и одно­значной?

• Не содержатся ли в формулиров-

ках слова, термины, которые мо­гут быть непонятны респонден­ту? Как их заменить, не исказив смысла вопроса?

  • Нет ли скоплений однотипных
    вопросов, способных вызвать
    ощущение монотонности и утом­
    ления у респондентов?

  • Соблюден ли принцип располо­
    жения вопросов от простых
    («контактных») в начале анкеты
    к сложным? Задаются ли они в
    логической последовательности?

  • Не вызывают ли вопросы отри­
    цательных эмоций у респонден­
    та (неприятных ассоциаций, пе­
    чальных сопоставлений и т.д.)?

  • Не задевают ли они достоинства

и самолюбия человека?

• Не забыли ли вы включить в ан-

кету варианты ответов на вопро­сы?

9. Перечислите основные на­правления совершенствования статистики международного ту­ризма.

Глава III

ТУРИСТСКИЙ СПРОС

Углубленное познание рынка туризма начинается с базового понятия «туристский спрос», которое наряду с категорией «тури­стское Предложение» имеет основополагающее значение для по­нимания и отдельных проблем туризма как экономической систе­мы, и механизма его функционирования в целом.

В концепции туристского спроса приоритетное место отводит­ся потребителю. Не случайно поэтому особого внимания заслужи­вает изучение посетителей, чьи нужды и желания предполагается удовлетворять.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Между народные экономические отношения учебник Моска 1997 между народные экономические отношения учебник (1)

    Учебник
    Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов специальности "Мировая экономика".
  2. Между народные экономические отношения учебник Моска 1997 между народные экономические отношения учебник (2)

    Учебник
    Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов специальности "Мировая экономика".

Другие похожие документы..