Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Почему на заре Своего общественного служения Спаситель в качестве учеников избрал лиц, мягко говоря, «слабого духовного зрения»? Каких «пределов» мож...полностью>>
'Программа-минимум'
Предметом философии науки и техники является анализ теоретико-познавательных и методологических основ современного научного и технического познания. ...полностью>>
'Реферат'
Баланс имеет большое значение для руководства предприятием. Он отражает состояние средств в обобщенной их совокупности на тот или иной момент времени...полностью>>
'Документ'
В России в Калининграде в период с 22 по 23 мая прошла вторая Международная научно-практическая конференция по вопросам контроллинга в условиях кризис...полностью>>

Учебное пособие опирается на материалы специализированных учреждений оон, Европейского Союза, Всемирной туристской орга­низации (вто), национальных туристских администраций, Госком­стата России и пр.

Главная > Учебное пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Сингапур — одно из государств, где национальная туристская адми­нистрация регулярно проводит выборочные обследования иностранных посетителей. Начало практике туристских наблюдений было положено в 1971 г., когда впервые в этой стране организуется сбор информации о величине и составе туристских расходов. С 1974 г. опросы иностранных посетителей, отбывающих из международного аэропорта Сингапура «Чан-ги», проходят ежегодно. Наблюдение 1996 г. было 24-м по счету. Перед ним стояли широкие цель и задачи, включающие исследование моделей путешествий, мотиваций посетителей и их оценок состояния туристской инфраструктуры и качества обслуживания в Сингапуре. В соответствии с планом обследования была сделана выборка посетителей и опрошено 10 тыс. человек.

После определения объекта и единицы наблюдения разраба­тывается программа статистического наблюдения, т.е. перечень тех вопросов, на которые должны быть получены ответы. При состав­лении программы необходимо решить, какие вопросы следует за­давать респонденту, в какую форму их облекать и в какой последо­вательности ставить.

На первый взгляд, нет ничего легче и проще, чем сочинить вопросник. Каждый человек в повседневной жизни постоянно за­дает вопросы окружающим. Однако в прикладной социологии и статистике вопрос выполняет функцию исследовательского инст­румента, поэтому к его формулировке предъявляются особые тре­бования. Она должна быть ясной, краткой, понятной и не допус­кать разночтений.

Другая опасность, подстерегающая разработчика программы ста­тистического наблюдения, состоит в слишком длинном перечне воп­росов. Очевидно, что простым увеличением их числа нельзя повы­сить точность результатов наблюдений. Однако очень трудно устоять перед соблазном включить в программу дополнительно вопросы, на многие из которых, как становится ясно позднее, не стоит отвечать. В результате программа разбухает, а собранная информация часто оказывается некачественной. Поэтому, прежде чем задать вопрос респонденту, надо взвесить, помогает ли ответ на него достичь цели наблюдения или нет. В последнем случае его лучше опустить.

Вопросы, содержащиеся в анкете, различаются по содержа­нию (вопросы о фактах сознания, о фактах поведения и о лично­сти респондента), по функции (основные и неосновные), по фор­ме (открытые и закрытые). Рассмотрим их подробнее. Вопросы о фактах сознания людей направлены на выявление мнений, поже­ланий, ожиданий, планов на будущее и т.п. В туристских обследо­ваниях они обычно касаются качества обслуживания посетителей. Вопросы о фактах поведения выявляют поступки, действия посе­тителей и их результаты. Вопросы о личности респондента входят во все анкеты. Они образуют «паспортичку», или социально-де­мографический блок вопросов о поле, возрасте, семейном поло­жении, профессии, образовании и т.д.

По функции вопросы делятся на основные и неосновные. Ос­новные вопросы анкеты направлены на сбор информации о со­держании исследуемого явления. Неосновные — на вычленение адресата основного вопроса (вопросы-фильтры), проверку искрен­ности ответов (контрольные вопросы).

Необходимость в вопросах-фильтрах возникает тогда, когда исследователю нужно получить данные, характеризующие не всю совокупность опрашиваемых, а только некоторую ее часть. Для того чтобы отделить интересующую группу респондентов от остальных, он задает вопрос-фильтр. Когда, скажем, опрос посетителей для большей полноты охвата совокупности проводится одновременно в средствах размещения и у туристских достопримечательностей, содержательный блок анкеты, распространяемой в самых посеща­емых туристами местах, начинается с вопроса-фильтра: «Остано­вились ли вы в каком-либо средстве размещения?» Этот вопрос позволяет избежать двойного счета: отсечь ночующих посетителей (туристов), опрашиваемых в средствах размещения, и сконцент­рировать усилия на неночующих посетителях (экскурсантах).

К контрольным вопросам исследователи прибегают, если тре­буется проверить достоверность ответов. Их используют главным образом в разделе анкеты о туристских расходах, который запол­няется респондентами особенно неохотно, иногда с искажением информации. Они могут стоять как перед, так и после основных вопросов. Например, основной вопрос сформулирован следующим образом: «Какова величина ваших расходов на размещение?» Кон­трольный вопрос идет за ним: «Вы путешествуете один или в груп­пе?» Необходимость в нем возникает в данном случае потому, что турист может путешествовать в группе (семье) и указать общие, а не индивидуальные расходы.

По форме вопросы бывают закрытые и открытые. К закрытому вопросу в анкете прилагается полный перечень вариантов ответа. Например: «Обслуживание на борту самолетов авиакомпании "Аэрофлот — Российские Авиалинии" можно признать

отличным посредственным

хорошим неудовлетворительным».

Задача респондента состоит в том, чтобы выбрать один или несколько вариантов ответа, совпадающих с его мнением. Такая форма вопроса существенно экономит время при заполнении ан­кеты и ее последующей обработке.

В отличие от закрытых, открытые вопросы (например: «Что вы думаете об авиакомпании "Аэрофлот — Российские Авиалинии"?») не содержат подсказок и не «навязывают» респонденту вариант ответа. Они позволяют выразить свою точку зрения во всей полно­те и мельчайших подробностях. Поэтому при помощи открытых вопросов можно собрать более богатую по содержанию информа­цию. Открытые вопросы предпочтительнее формулировать при от­сутствии заранее известного и единообразного перечня возмож­ных вариантов ответа.

Кроме формулировки, важное значение имеет порядок распо­ложения вопросов. В анкете им предшествует краткое вступление (обращение к респонденту), где излагаются тема, цель, задачи оп­роса и называется организация, его проводящая, а также объясня­ется техника заполнения анкеты. Затем помещаются вопросы наи­более простые, нейтральные по смыслу. Они выполняют не только свою прямую познавательную функцию, но обеспечивают «завяз­ку» беседы, формируют психологическую установку на сотрудни­чество. Они должны заинтересовать собеседника, ввести в курс обсуждаемых проблем.

Более сложные вопросы, требующие анализа, размышлений, активизации памяти, размещаются в середине анкеты. К концу работы с анкетой вопросы становятся менее трудными. В заключи­тельную ее часть обычно выносят «паспортичку», с помощью ко­торой получают данные о личности опрашиваемого.

В качестве примера приведем форму анкеты, разработанную специалистами Международного центра исследований по эконо­мике туризма при Венецианском университете Ка'Фоскари (Ита­лия) и использованную при проведении статистического обследо­вания посетителей в области Венеция (табл. 9).




Помимо формы 1, в программу статистического наблюдения вошло еще три формы анкет. Все они были составлены в соответ­ствии с директивами ЕС (вопросы, взятые из директивных указа­ний, выделены жирным шрифтом в анкетах). Форма 2 предназна­чена для сбора сведений о туристских расходах. Мнения о поездке и впечатления от нее отражаются в форме 3. Форма 4 представляет собой «паспортичку». Содержащаяся в ней информация чрезвы­чайно важна для понимания потребительского поведения посети­телей.

Подобного рода обследования требуют крайней осторожности в обращении с респондентами.

Для большей убедительности приведем классический пример возмож­ной неосмотрительности. Одна из авиакомпаний США, проводившая ан­кетирование, допустила такую ошибку. Она объявила скидку для спутниц пассажиров, участвовавших в ее рекламном шоу. По окончании меропри­ятия авиакомпания, уверенная в том, что принимала на борту семейные пары, разослала женам анкеты с вопросом «Как вам понравилось путе­шествовать на нашем самолете в качестве спутницы мужа?». Каковы же были удивление и растерянность руководства компании, обнаружившего среди ответов гневные отповеди: «Какое путешествие? Я никуда не лета­ла!» Фирма столкнулась с угрозами привлечения ее к суду за вмешатель­ство в семейную жизнь.

Несмотря на возможные неудачи результаты большинства об­следований содержат ценную информацию.

В 1980—1981 гг. в США было организовано обследование греческой диаспоры как перспективного целевого туристского рынка. Оторванные от своей исторической родины, но поддерживающие отношения с ней, американские греки стремятся посетить легендарную Элладу. Тем самым они выступают потенциальными потребителями туристских услуг. Обсле­дование проводилось в штате Огайо среди иммигрантов из других гречес­ких диаспор и Греции. Респонденты были старше 20 лет, имели амери­канское гражданство или постоянно проживали в Америке. Из 500 анкет, составленных на греческом и английском языках и распространенных среди опрашиваемых лиц, 448 (89,6%) оказались заполненными и пригодными для дальнейшей обработки и анализа.

В результате обследования были выявлены характеристики респон­дентов, тесно связанные с поездками и во многом определяющие жела­ние совершить этнический тур. К ним относятся место рождения (иммиг­ранты в первом поколении испытывают более сильное чувство тоски по родине и чаще других посещают ее), свободное владение греческим язы­ком, регулярная переписка с родственниками и знакомыми в Греции, участие в землячестве, низкий уровень образования, подписка на гречес-

кие газеты и журналы, прослушивание греческих радиопередач. Демогра­фические же характеристики (возраст, пол) и большинство социально-экономических (размер дохода, род занятий, а также участие в приход­ской жизни местной греческой церкви и др.), хотя некоторые из них и являются неотъемлемой частью субкультуры американских греков, не обнаружили корреляционной связи с ностальгической туристской актив­ностью.

Обследование имеет большое практическое значение. Получен­ные в ходе опроса материалы могут быть использованы туристски­ми фирмами, в частности, при стратегическом планировании и выработке маркетинговой политики. Знание подлинной и ложной корреляции между разными характеристиками потенциальных кли­ентов помогает в поиске эффективных путей продвижения турист­ского продукта на рынок. Так, организаторы обследования, прове­денного в штате Огайо, рекомендуют туристским фирмам, рабо­тающим на греческом направлении, шире привлекать в рекламных целях греческие газеты и журналы, распространяемые в США, и греческое радио, вещающее на Америку. Эти сравнительно недо­рогие средства рекламы позволяют выйти на адресата и целевым образом довести до него необходимую информацию. Методика обследования американских греков может быть распространена на другие диаспоры, этнические меньшинства.

Сведения об американских греках собирались путем опроса — наиболее популярным методом обследования. Его особенность состо­ит в том, что источником первичных данных выступает сам чело­век — непосредственный участник изучаемых социальных процес­сов и явлений. В зависимости от формы общения с респондентами, устной или письменной, различают два вида опроса: интервью и анкетные опросы. В ряде случаев обследования опираются на сме­шанную стратегию: по результатам анкетирования у отдельной груп­пы респондентов берется интервью по углубленной программе.

При сборе первичных сведений счетчик не всегда вступает в прямой контакт «лицом к лицу» с респондентами. Иногда он мо­жет получить необходимые данные опосредованно, например с помощью ЭВМ. В последнее время компьютерное интервью все чаще применяется на Западе. При такой форме интервьюирования вопросы респонденту задаются с экрана монитора. Ответы зано­сятся в память ЭВМ без предварительного кодирования и редак­тирования, что позволяет сэкономить время и снижает вероят­ность ошибки. Компьютеры для опросов часто устанавливаются в

холлах отелей. К ним обеспечивается свободный доступ, и каждый гость может сделать соответствующую запись, отражающую его мнение, пожелание или предложение.

Опрос — широко распространенный, но не универсальный метод наблюдений. В статистической и социологической практике бывают ситуации, когда он недостаточно эффективен. В подобных случаях специалисты прибегают к иным методам — анализу доку­ментов, экспертным оценкам и пр. — или их сочетанию с опро­сом.


В эмирате Дубай (Объединенные Арабские Эмираты) при обследова­нии иностранных посетителей в 1995—1996 гг. было взято 160 интервью «лицом к лицу» и 250 интервью по телефону у разных категорий посети­телей, получено 150 интервью у управленческого персонала предприятий туристской индустрии, по итогам работы организовано интервьюирова­ние счетчиков, задействованных в обследовании. Опрос был дополнен анализом информации, содержащейся в статистической отчетности оте­лей и аэропортов о прибытиях посетителей и материалах иммиграцион­ной службы. Картина туристских прибытий в Дубай, полученная в ходе обследования, выглядит следующим образом. В 1995 г. эмират принял око­ло 1,8 млн иностранных посетителей, из них 1,1 млн с деловыми целями, около 570 тыс. с рекреационными и 160 тыс. с целью шопинга, в основ­ном из республик бывшего СССР.

При сборе статистических данных о туристских расходах также используются разные методы. Один из них — дневниковый. С его помощью определяют средние расходы одного посетителя в сутки. Общую сумму поступлений получают расчетным путем как произ­ведение количества туристских прибытий на средние расходы од­ного посетителя в сутки и среднюю продолжительность пребыва­ния одного посетителя в стране.

В начале поездки посетителям раздают специальные бланки (дневники) с просьбой заполнить их во время путешествия и вер­нуть по окончании поездки. В них заносятся расходы с указанием общей суммы и ее разбивкой по статьям затрат и дням, отмечают­ся цель посещения, главное место назначения, районы пребыва­ния и количество ночевок (табл. 10). При более углубленных обсле­дованиях в дневники вводятся дополнительные разделы, содержа­щие характеристику посетителя (возраст, пол), вида транспорта и мест, где были произведены расходы.

Дневниковый метод имеет как сильные, так и слабые стороны. Он позволяет получить подробные сведения о туристских расходах. К достоинствам метода относится и то, что все платежные опера-79

ции фиксируются в дневнике сразу после их совершения, когда посетитель еще помнит о них и может сообщить точную информа­цию.

Вместе с тем дневниковому методу присущи некоторые недо­статки. Важнейший из них — невысокий коэффициент заполнения дневниковых форм и неполный их возврат, что само по себе сни­жает надежность собираемой информации. На первый взгляд, этот недостаток легко устраним: достаточно лишь увеличить количе­ство раздаваемых дневников. Однако такое решение верно только в том случае, когда причиной неполных заполнений и невозвратов дневников являются случайные обстоятельства. Результаты же спе­циальных исследований показывают, что они обусловлены дей­ствием систематических факторов. Наименее активно участвуют в

обследованиях деловые туристы, которые несут более высокие рас­ходы в расчете на поездку. Поэтому совокупность лиц, заполнивших и сдавших дневники, по своей структуре всегда отличается от гене­ральной совокупности посетителей. Очевидно, увеличением числа раздаваемых дневников указанное отклонение не ликвидировать.

Одна из центральных методико-организационных задач, сто­ящих при планировании и проведении наблюдения дневниковым методом, — стимулирование возврата заполненных бланков. 70— 75-процентный возврат обеспечивает достаточно высокую надеж­ность результатов. Существуют реальные способы достижения это­го уровня. Все они направлены на создание у респондентов поло­жительной установки на участие в обследовании. В комплексе мер — составление кратких и легко понимаемых дневниковых форм, га­рантия анонимности ответов, разработка четких правил возврата заполненных бланков, обращение анкетера к респонденту с лич­ной просьбой вести дневник, разъяснение потенциальной пользы от результатов обследования для респондента, использование ма­териальных и иных поощрений за ответы.

В 1996 г. Национальная туристская организация Японии провела об­следование иностранных посетителей на предмет их расходов во время пребывания в стране. В среднем каждый посетитель в сутки тратил 20,5 тыс. йен (189 ам. долл.). В зависимости от мотивации путешествия величина рас­ходов в большей или меньшей степени отличалась от среднего значения. Если поездки на отдых и с деловыми целями обходились путешествующему лицу несколько дороже (23,3 и 23,0 тыс. йен на человека в сутки), то участ­ники конференций и туристы, посещающие родственников и друзей, могли несколько сэкономить (в среднем 15,7 и 11 тыс. йен на человека в сутки). Результаты опроса еще раз подтвердили, что туристам присущи разные модели поведения и расходования средств. Наиболее щедрыми среди ино­странных посетителей Японии, обеспечивающих основные поступления в казну по линии международного туризма, оказались жители Сянгана (Гонконга), а также Сингапура, Германии и Тайваня.

Качество собранной информации и достоверность результатов статистического наблюдения в равной мере зависят от решения научно-теоретических, методических и организационных вопро­сов. Действительно, неграмотно составленный бланк опроса ведет к грубым ошибкам в исследовании, неподготовленность анкете­ров оборачивается неорганизованностью сбора первичных сведе­ний, а чрезмерная растянутость во времени того или иного этапа работы грозит утратой актуальности наблюдения. Во избежание

разного рода огрехов программно-методологическая часть плана наблюдения должна быть дополнена описанием организационно-технических процедур и операций. В соответствующем разделе оп­ределяются субъект наблюдения, место и время обследования.

При планировании статистического наблюдения решается воп­рос о субъекте наблюдения, т.е. о том, кто будет осуществлять сбор первичных данных. В одних случаях — это органы статистики со своими кадровыми работниками, в других — широкий круг обще­ственности, который может быть задействован наряду со специа­листами-статистиками. К обследованию может также привлекать­ся население, если оно самостоятельно заполняет анкеты. Напри­мер, в США для опросов туристов интервьюеры набираются из числа коммуникабельных, высокообразованных людей с хорошим знанием иностранного языка. Ими обычно становятся преподава­тели бизнес-школ и университетов.

Анкетер оказывает заметное влияние на результаты обследова­ния. Это влияние, часто неосознанное, получило название эффек­та интервьюера и проявляется не только в разговорном общении, но и в разнообразных косвенных, скрытых формах: в общем эмо­циональном настрое беседы, поведении ее участников, мимике и т.д. Замечено, что респонденты нередко стремятся дать такой отвеет, который бы понравился интервьюеру. Анкетеры же, осно­вываясь на сложившемся у них стереотипном образе определенной группы путешествующих лиц, иногда отражают не столько мне­ние респондентов, сколько свои ожидания по поводу того, каки­ми ответы должны быть. Поэтому правильный отбор и обучение анкетеров — одна из ключевых задач, требующих своего разреше­ния на подготовительной стадии наблюдения. Перед началом по­левого этапа они проходят инструктаж по технике опроса: знако­мятся с целью, задачами и особенностями предстоящего обсле­дования, предъявляемыми требованиями и порядком работы, правилами заполнения статистического формуляра.

Наряду с субъектом наблюдения в плане оговариваются сроки и место обследования. Для наблюдения за туристскими потоками, величина и структура которых меняются в зависимости от време­ни года, важно правильно выбрать календарный период. ВТО ре­комендует все 12 месяцев сгруппировать по туристским сезонам (высокий, низкий, промежуточный), затем из каждого сезона выб­рать по одному месяцу для наблюдения. Конкретные сроки сбора сведений о туристах устанавливаются в плане исходя из численно­го состава актива, программы и количества единиц обследования.


Уже упоминавшийся опрос американских греков проводился в те­чение пяти месяцев, с декабря 1980 г. по апрель 1981 г. Некоторые статистические наблюдения длятся еще дольше. Опрос лиц, при­бывающих в США из Канады и Мексики на автомобиле, ведется круглогодично.

Определение места наблюдения сводится к решению вопроса, где производить наблюдение. Выбор этого места зависит от многих факторов, главными из которых считаются размер территории и сте­пень ее открытости. Если территория является закрытой, т.е. имеет непрозрачные административные или естественные границы (напри­мер, страна или небольшой остров), обследования проводятся в пунк­тах въезда (выезда) и транспортных средствах (автобусах, самолетах, круизных судах и пр.). На открытой территории, в районе или горо­де, статистические наблюдения организуются в средствах размеще­ния и объектах показа, открытых для посещения на платной основе. Все возможные здесь варианты сочетаний сведены в табл. 11.

Для придорожных обследований вопрос о месте наблюдения решается иначе. В ходе их учитывается проходящий пассажирский автотранспорт, по номерным знакам устанавливается его страно-вая принадлежность и осуществляется анкетирование путешествен­ников. Центральная проблема при этом состоит в том, чтобы све­сти к минимуму задержку в дороге. Такого рода наблюдения орга­низуются в местах остановок для отдыха, на автозаправочных станциях, в пунктах питания автотуристов, в местах скопления машин (у мостов, в транспортных пробках и т.д.).

В Нидерландах Национальная программа по статистике туризма пре­дусматривает обследования иностранных посетителей. В ходе наблюдения накапливается информация об объеме и структуре туристских потоков, их распределении по географическим зонам, целям путешествия и типам раз­мещения, а также о моделях туристских расходов и пр. Впервые оно было проведено в 1979 г. и повторно в 1984 г. Обследование осуществлялось на границе во время выезда туристов из страны.

С отменой государственных границ в рамках ЕС, членом которого яв­ляются Нидерланды, пограничные наблюдения столкнулись со множе­ством проблем. Особенно усложнился учет автотуристов, составляющих основную часть туристского потока в страну. Поэтому организаторы оче­редного обследования 1993-1994 гг. вынуждены были отказаться от пре­жней системы сбора сведений и перейти к интервьюированию туристов в средствах размещения в момент их отбытия. Обследование проводилось в 400 объектах размещения разного типа, размера, категории и местопо­ложения. Было взято свыше 10 тыс. интервью. Краткие (всего 5 мин), на родном туристу языке, они дали полную и точную картину въездного

туризма. Полученные сведения обрабатывались и заносились в таблицы (одна из них представлена ниже). Нидерланды привлекают главным обра­зом европейцев, особенно западных немцев. Они отдают предпочтение отдыху на природе (прибрежным районам, лесной местности), в то время как англичане, ирландцы, французы и скандинавы останавливаются в городах.

В результате статистического наблюдения образуется груда сы­рого материала, нуждающегося в обработке, сведении разрознен­ных данных воедино. Собранная статистическая информация сис­тематизируется, классифицируется (группируется). Подводятся групповые и общие итоги, рассчитываются производные показа­тели (средние, относительные величины). Научно организованная обработка материалов позволяет по данным, относящимся к от­дельным единицам наблюдения, охарактеризовать совокупность в целом. Обработанная информация подвергается затем анализу. В ходе него закладывается прочный фундамент фактов, необходимый для формулировки выводов и разработки конкретных практических предложений. Иногда статистическое исследование дополняется статистическим прогнозом.

Ошибки статистического наблюдения и контроль над материалами наблюдения. Тщательно разработанный план ста­тистического наблюдения — залог успеха в получении достовер-


ных данных о туризме. Но как бы досконально ни был он проду­ман и как бы скрупулезно ни стремились счетчики выполнять ин­струкции, при любом статистическом наблюдении могут возник­нуть ошибки (погрешности). Они появляются по разным причи-

нам: в результате оговорок, округлений, неправильного заполне­ния формуляра, запамятования респондентами фактов и т.д.

В статистике все ошибки подразделяются на преднамеренные и непреднамеренные. Последние, в свою очередь, носят случайный или систематический характер. Случайные погрешности возника­ют по вине как отвечающего, так и регистраторов вследствие опи­сок, оговорок, незнания и пр. Они не столь серьезно сказываются на результатах наблюдения, поскольку такие ошибки одинаково часто встречаются и в сторону преуменьшения, и в сторону пре­увеличения и при широкомасштабном наблюдении взаимопога-шаются, нейтрализуются.

Непреднамеренные систематические погрешности имеют мес­то главным образом при опросах за счет округлений количествен­ных показателей (возраста посетителя, его дохода, числа ночевок и т.п.). Замечено, что при регистрации возраст часто округляется вокруг чисел, оканчивающихся на 0 и 5, и получается, например, что 40-летних туристов по записям значительно больше, чем 39- и 41-летних. Это явление получило в статистике название аккумуля­ции возрастов. Такие погрешности исправляются уже при обработ­ке собранного статистического материала.

Преднамеренные ошибки, как говорит само название, возни­кают в силу сознательного стремления респондентов скрыть исти­ну. Эти ошибки искажают сведения в одном направлении, либо занижая величину показателя (например, оборот туристской фир­мы), либо завышая его значения. Преднамеренные погрешности наиболее опасны для статистического исследования. Необходимо немало приложить усилий, чтобы их обнаружить и устранить.

Правильность содержащейся в статистических формулярах ин­формации проверяется логическим и арифметическим путем. В ходе логического контроля определяется соответствие ответа постав­ленному вопросу или соответствие между ответами на разные воп­росы программы. Например, если в графе «цель поездки» значится «американец», то ясно, что ответ не соответствует вопросу, а ошиб­ка вызвана записью не в той графе.

В количественных ответах, полученных как сумма, разность, произведение или часть других показателей (туристские расходы и их разбивка по статьям, а также дням путешествия), логический контроль дополняется проверкой правильности вычислений.

При несплошных (выборочных) обследованиях в силу их спе­цифики, кроме рассмотренных выше ошибок регистрации, ветре-

чаются ошибки репрезентативности (представительности). Они возникают при неправильном отборе единиц наблюдения.

Все обнаруженные ошибки по возможности должны быть ис­правлены. Для этого порой приходится производить контрольные опросы, делать запросы почтой, по телефону. По мнению экспер­тов ВТО, погрешность при дорогостоящих обследованиях не дол­жна превышать 5%, а при пилотажных исследованиях 13%.

После сверки собранная информация подготавливается к даль­нейшей обработке. Она заносится в таблицы, а затем используется при расчете средних величин и значений других основных статис­тических показателей.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Между народные экономические отношения учебник Моска 1997 между народные экономические отношения учебник (1)

    Учебник
    Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов специальности "Мировая экономика".
  2. Между народные экономические отношения учебник Моска 1997 между народные экономические отношения учебник (2)

    Учебник
    Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов специальности "Мировая экономика".

Другие похожие документы..