Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Конкурс'
2. Конкурс проводится в соответствии с Календарным планом реализации социально значимого проекта «От Суворовских викторий до Великой Победы в Великой...полностью>>
'Бюллетень'
Bibliographic Call Number: В1Author Number: К471Author: Клайн, Морис.Title: Математика. Поиск истины / М. Клайн ; пер. с англ. Ю. А. Данилова ; под ре...полностью>>
'Документ'
Л.В. Полежарова. Налогообложение доходов иностранных организаций у источника выплаты в Российской Федерации. Обязанности налогового агента при выплате...полностью>>
'Документ'
Со времени выделения (Термин «невроз» выделен W.Cullen (1776) и до сегодняшнего дня понятие «невроз» остается спорным в отношении его нозологической ...полностью>>

Учебное пособие опирается на материалы специализированных учреждений оон, Европейского Союза, Всемирной туристской орга­низации (вто), национальных туристских администраций, Госком­стата России и пр.

Главная > Учебное пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

шаются. Среднегодовые темпы прироста поступлений от между­народного туризма, исключая доходы от транспортных перево-юк, за период с 1950 по 1999 г. составили (в текущих ценах) 12%, превзойдя среднегодовые темпы прироста мировых туристских потоков за тот же период. Эта тенденция стала проявляться после мирового энергетического кризиса 1973—1974 гг. Она в значитель­ной мере связана с подорожанием туристских услуг, товаров и рабочей силы в мире, особенно в экономически развитых стра­нах, на которые приходится большая часть международного турист­ского обмена.

Региональное распределение поступлений от международного туризма в главном совпадает с географией туристских прибытий. На протяжении всего послевоенного периода, за исключением 1950 г., самым доходным туристским регионом оставалась Европа. Однако ее удельный вес в общем объеме поступлений постепенно снижается, что объясняется бурным развитием рынка непродол­жительных поездок с относительно меньшими среднедушевыми затратами туристов.

С середины 60-х годов стремительно увеличивался удельный вес Азиатско-Тихоокеанского региона, где отмечались самые вы­сокие среднегодовые темпы прироста туристских доходов (18,5% в 1985—1995 гг.). Финансовый кризис конца 90-х годов внес суще­ственные изменения в динамику поступлений от международного туризма в этом регионе, темпы прироста которых резко упали и составили в 1997 г. 2,2% к уровню 1996 г.

Доля Америки в туристских поступлениях повышается благо­даря активной туристской политике США и интенсивному внут­рирегиональному обмену туристами между США, Канадой и Мек­сикой в связи с расширяющейся интеграцией в рамках недавно созданной Североамериканской ассоциации свободной торговли. Обращает на себя внимание очень низкий удельный вес Афри­ки в туристских поступлениях (2,2% в 1998 г.), особенно в сравне­нии с прибытиями (4%). Такая ситуация сложилась в результате общей экономической стагнации региона и перевода международ­ными гостиничными корпорациями и туристскими агентствами, работающими на африканском рынке, значительной части своих доходов за рубеж (рис. 9).

Поступления от международного туризма концентрируются в группе развитых стран Северной Америки (США, Канада) и За­падной Европы (Франция, Великобритания, Германия), среди­земноморских (Италия, Испания) и альпийских (Австрия, Швей-



цария) странах. На их долю в 1998 г. приходилась половина всех поступлений.

Список 15 самых доходных туристских дестинаций возглавляют США. Они лидируют с большим отрывом, который в последние годы увеличивается. По данным ВТО, в 1998 г. поступления от меж­дународного туризма в США в 2,4 раза превышали их объем во Франции, занимающей второе место. В 1980 г. разрыв между ними был менее существенным — 1,2 раза (10,1 и 8,2 млрд ам. долл. соот­ветственно). В ведущую десятку вошел также Китай, который пе­редвинулся с 25-го на 7-е место (табл. 5). Ни одно государство Цен­тральной и Восточной Европы не смогло преодолеть 7-миллиард­ный рубеж. Лучших результатов добилась Российская Федерация (6,5 млрд ам. долл. в 1998 г.). Однако бывшие социалистические страны и советские республики быстро наращивают объемы по­ступлений от обслуживания иностранных посетителей. За пять лет, с 1992 по 1996 г., туристские доходы в мире возросли на 40%, тогда как в Литве в 26 раз, Эстонии в 17 раз, Республике Молдова в 15 раз.

Объем поступлений от международного туризма широко ис­пользуется для оценки уровня доходности туристского направле­ния. Но более точными показателями являются доход с одного прибытия и размер туристского дохода, приходящийся на душу

населения. Картина, составленная на основе этих показателей, резко отличается от той, что была представлена выше.

В 1995 г. ВТО провела исследование доходности туристских на­правлений. Поступления с одного прибытия составили в среднем 708 ам. долл. Значения этого показателя сильно варьировались по миру. Доход с прибытия был ниже в странах (Канада, Мексика), имеющих общую сухопутную границу с главными странами—по­ставщиками туристов (в данном случае США), а также в социали­стических (бывших социалистических) странах (Китай). Высокий уровень доходов с прибытия отмечается в тех дестинациях, кото­рые удалены от крупных рынков выездного туризма, характеризу­ются высокой стоимостью жизни или ориентированы на турист­скую элиту.

Малайзия и Индонезия служат классическим примером разли­чий в доходности туристских направлений. В обеих странах туризм находится на одной ступени развития. Но Малайзия принимает в основном туристов из соседних Сингапура и Таиланда, и ее доход с прибытия составил в 1995 г. 523 ам. долл., а Индонезии 1209 ам. долл.

Результаты исследования ВТО показали, что в 1995 г. по дохо­дам с одного прибытия лидировали страны Северной Европы — Дания (2,3 тыс. ам. долл.) и Финляндия (2,1 тыс. ам. долл.). По абсо­лютному показателю поступлений от международного туризма они не входили в первую десятку. США передвинулись с 1-й на 19-ю позицию (1,4 тыс. ам. долл. с прибытия). Франция, Италия и Испа­ния вообще не оказались в числе 50 наиболее доходных туристских дестинаций, что не может не беспокоить национальные турист­ские администрации.

§ 3. Методы статистического учета в туризме

Статистика международного туризма использует разные фор­мы сбора информации. Статистическое наблюдение может осуще­ствляться через отчетность или посредством специально проводи­мых обследований.

Статистические наблюдения через отчетность. В дан­ном случае статистические сведения получают от предприятий, учреждений, организаций и т.п. по установленным формам в оп­ределенные сроки. На основе данных оперативного и бухгалтерс­кого учета они заполняют отчетность и передают ее в органы ста­тистики. Именно отчетность содержит основную массу сведений о туризме.

В статистике туристских потоков информация о количестве прибытий и продолжительности пребывания также может быть получена из отчетности иммиграционных служб или средств раз­мещения. В настоящее время около 60 стран мира регистрируют туристов на границе и 40 в средствах размещения.

Учет на границе ведется посредством иммиграционного конт­роля при въезде в страну и выезде из нее. Он осуществляется на контрольно-пропускных пунктах, в аэропортах, в морских портах и т.д. Основными источниками информации о путешествующих лицах служат специальные регистрационные формы — въездные (выездные) карточки, а также заграничные паспорта и визы. Они

содержат сведения о возрасте и поле туриста, стране его постоян­ного проживания (гражданстве) и стране назначения, цели, сроках поездки и пр. Сбор этих данных предпочтительнее осуществлять при выезде посетителей. На обратном пути туристы могут сообщить бо­лее точную информацию, чем при въезде, когда они исходят из своих намерений. Сроки и маршрут путешествия часто корректиру­ются в ходе поездки по разным обстоятельствам (изменение погод­ных условий, ухудшение состояния здоровья, дополнительная ин­формация о новых интересных достопримечательностях и пр.).

Метод учета на границе применяется во многих странах. Неко­торые из них наладили тесное двустороннее сотрудничество в об­ласти пограничной статистики. Например, Канада собирает,сведе­ния о своих гражданах, возвращающихся из поездок по США, и предоставляет эту информацию национальной туристской админис­трации Соединенных Штатов. Кроме США и Канады, пограничная статистика прибытий ведется в Великобритании, Ирландии, Испа­нии, на Кипре, в Португалии, Австралии, Сингапуре, Турции, го­сударствах Центральной и Восточной Европы (Польша, Венгрия, Болгария) и др. Поскольку формы въездных (выездных) карточек различаются по странам, ВТО разработала типовой образец, кото­рый рекомендует использовать всем своим членам (табл. 6).

Въездные (выездные) карточки не содержат информации о местах посещений туристами, продолжительности пребывания (ко­личество ночевок), размещении. Поэтому, кроме учета на грани­це, применяется другой метод статистического наблюдения — ре­гистрация прибытий в средствах размещения. Он удачно дополняет пограничную статистику, а в отдельных странах замещает ее. Дан­ные, собираемые в ходе статистических наблюдений в отелях и иных средствах размещения, позволяют судить о распределении прибытий по районам страны, выявить предпочтения междуна­родных и внутренних туристов при выборе типа размещения, а также контролировать загрузку гостиничной базы. Этот метод срав­нительно прост, но требует от работников рецепции, выполняю­щих первичные учетные операции, повышенной внимательности, аккуратности и дисциплинированности.

При поселении туристам выдаются специальные формуляры — гостевые карточки. Они заполняются каждым посетителем в от­дельности или, что нередко допускается на Западе, только глава­ми семей с указанием числа сопровождающих их лиц. Кроме за­полнения указанных в карточке граф, в ряде отелей деловых тури-


стов просят также назвать адрес местонахождения компании и вид оплаты гостиничных услуг (наличными, с помощью кредитной карточки или по перечислению). В регистрационной форме могут быть указаны основные правила пользования отелем и внутренне­го распорядка в нем, в частности требования противопожарной безопасности. Подпись клиента подтверждает достоверность сооб­щаемых им сведений, свидетельствует о том, что он ознакомлен с правилами проживания, которые обязуется соблюдать, а также действующими расценками на услуги размещения и делает заказ на обслуживание.

Формы гостевых карточек различаются по странам. Для унифи­кации положения и сопоставимости информации по предприяти­ям размещения на международном уровне ВТО составила типовой образец формуляра (табл. 7).

Исходные сведения из гостевой карточки переносятся в книгу регистрации прибытий и дублируются в книге загрузки номерного фонда. В первой делаются записи о заездах и выбытиях гостей, дви­жении посетителей. Во второй показываются пропускная способность средства размещения, состав номерного фонда и его использование. Накапливаемая в книгах информация позволяет определить коли­чество прибытий, среднюю продолжительность пребываний, а так­же загрузку номеров. В крупных отелях, оснащенных компьютер­ными системами, используются специальные программы для вы­полнения первичных учетных операций и последующей обработки материала. Для полноты и достоверности картины статистическое наблюдение должно вестись круглый год, не ограничиваясь высо­ким туристским сезоном, и охватывать всех гостей, останавливаю­щихся в отеле или ином средстве размещения, в том числе на длительный срок.

Книги регистрации прибытий и загрузки номеров служат ос­новой для заполнения соответствующей формы статистической отчетности. Она представляет собой таблицу, в которой содержит­ся характеристика самого средства размещения (тип, категория, количество мест, число занятых работников и т.д.), отражаются ежедневные прибытия и выбытия клиентов в разрезе стран посто­янного их проживания, а в итоговой части загрузка номеров и количество заездов за месяц. На обратной стороне формы даны подробная инструкция по ее заполнению и гарантии органа стати­стики о конфиденциальности информации. Стандартная форма от­четности, проект которой разработан ВТО, показана в табл. 8.




Действующие формы отчетности заполняются предприятиями размещения и ежемесячно в установленные сроки представляются в национальные туристские администрации или органы статисти­ки. Здесь полученный статистический материал о туристских при­бытиях и ночевках, средней продолжительности пребывания, ко­личестве номеров и мест размещения, численности занятых, заг­рузке номерного фонда сводится по стране в целом и группируется по календарным месяцам, странам постоянного проживания ту­ристов, типам и категориям средств размещения, их местонахож­дению.

Успех такой большой учетной работы зависит от наличия све­дений от всех средств размещения, осуществляющих регистрацию гостей. Но некоторые из этих предприятий не возвращают запол­ненные формы, опасаясь того, что сообщаемая ими информация привлечет внимание налоговой службы и обернется серьезными неприятностями. При составлении сводных таблиц и выполнении обобщающих расчетов, когда чрезвычайно важен полный охват изучаемого явления, в отношении них используются данные за предшествующий период. Это не может исказить итоговую карти­ну, поскольку такие средства размещения обычно имеют неболь­шой размер и оборот.

Регистрация прибытий в средствах размещения ведется в Гер­мании, Швейцарии, Испании, Марокко, Тунисе, Нигере, Сене­гале, Танзании и других странах.

Рассматриваемый метод статистического наблюдения получил широкое распространение, между тем он не лишен ряда недостат­ков. Во-первых, из статистического исследования выпадают одно­дневные посетители, а собственно туристы регистрируются наря­ду с другими гостями и часто не выделяются в самостоятельную категорию. Например, на Западе гостями отелей нередко стано­вятся местные жители. Уставшие от монотонности жизни, они стре­мятся изменить окружающую их повседневность и временно пере­селяются из квартир в ближайшие отели, где, как и туристы, под­лежа! регистрации.

Во-вторых, далеко не все средства размещения обязаны пре­доставлять соответствующую статистическую отчетность. Во мно­гих странах регистрация прибытий не ведется в пансионатах, меб­лированных комнатах, на частных квартирах и т.д., останавливаю­щиеся в них туристы недоучитываются.

Наконец, при этом методе нельзя избежать двойного счета ту­ристов, меняющих средства размещения во время путешествия.

Сведения о прибытиях, полученные в средствах размещения, могут сильно отличаться от данных пограничной статистики. На­пример, в Чехии, по материалам Статистической службы, в 1998 г. на границе было зарегистрировано 102,8 млн прибытий, а в сред-с гвах размещения 5,5 млн.

Туристские доходы и расходы, как и физические туристские потоки, учитываются разными способами. Стоимостные показате­ли международного туризма могут быть получены из соответству­ющих форм отчетности предприятий индустрии туризма или бан­ковской отчетности. Банковский метод состоит в сборе информа­ции о валютных операциях,~совершаемых международными туристами. Центральный (национальный) банк осуществляет учет туристских расходов через коммерческие банки и пункты обмена валюты, которые предоставляют сведения о продаже и покупке иностранных банкнот по линии туризма. Банковский метод ис­пользуется во Франции и других государствах. Его широкое при­менение обусловлено рядом преимуществ. Он не требует дополни­тельной информации от туристов и не усложняет пограничные формальности, как и работу статистических органов. Обработку данных выполняет центральный (национальный) банк при состав­лении платежного баланса. Регулярно и оперативно систематизи­руемый материал позволяет вести анализ туристских расходов в динамике и отслеживать их изменения. При хорошо поставленном учете и жестком контроле за валютно-финансовьш рынком бан­ковский метод дает относительно надежные стоимостные оценки международного туризма. Однако и в этом случае не удается пол­ностью исключить погрешности. Подлинный размер туристских расходов может искажаться по многим причинам:

  • из-за наличия параллельных рынков валюты и финансовых
    злоупотреблений. В тех странах, где существует «черный рынок»,
    часть валютных потоков минует банковские каналы. Но и проведе­
    ние валютных операций с участием банковских структур еще не
    гарантирует их регистрации. Мелкие обменные пункты нередко
    скрывают факты купли-продажи иностранных банкнот, стремясь
    облегчить налоговое бремя, и тем самым занижают размер турист­
    ских расходов;

  • вследствие отказа физических и юридических лиц использо­
    вать наличную валюту в качестве платежного средства. В работе ту­
    ристских предприятий и организаций широко применяется кли­
    ринг, т.е. система взаимозачетов-компенсаций при обмене турис­
    тами. Эти операции, а также оплата туристских товаров и услуг

посетителями по кредитным карточкам не учитываются при бан­ковском методе;

  • в случае регистрации международных валютных операций в
    особо крупных размерах. В некоторых странах установлен высокий
    пороговый уровень для транснациональных операций, подлежа­
    щих регистрации. Средние туристские расходы, как правило, не
    превышают этой величины и не отражаются в статистической от­
    четности;

  • при наличии у иностранных туристов местной валюты без
    обмена в стране временного пребывания. Объем международных
    туристских расходов измеряется суммой национальной валюты,
    обмененной банками на иностранную. Та часть местной валюты,
    которую туристы обменяли на родине и привезли с собой или
    одолжили у родственников и знакомых за границей с последую­
    щей компенсацией во время ответных визитов, не подпадает под
    статистический учет банковским методом.

Наконец, банковский метод не дает правильного представле­ния о туристских расходах в территориальном разрезе. Учет ведется по странам происхождения денежных единиц. Некоторые из них имеют очень широкую зону хождения и предъявляются к обмену туристами из разных государств. В такой ситуации распределить валютные операции по этим странам оказывается не только зат­руднительно, но и невозможно.

По оценкам специалистов Международного центра исследова­ний по экономике туризма при Венецианском университете Ка'Фоскари, недоучет поступлений от международного туризма в Италии банковским методом составлял 20%. Ошибку удалось об­наружить и исправить благодаря специальным статистическим на­блюдениям.

Специально организуемые наблюдения в туризме. Точ­ность учета туристских потоков и расходов возрастает при сочета­нии главных методов статистики туризма — регистрации прибы­тий на границе и в средствах размещения, а также банковского метода — со специально организуемыми наблюдениями. Отчетность, предоставляемая иммиграционной службой, предприятиями по приему туристов, банками и пунктами обмена валюты, служит основным источником статистической информации, но она не в состоянии охватить все стороны туризма как сложного обществен­но-экономического явления. Поэтому часть данных о нем получа­ют с помощью специальных статистических наблюдений. Они обыч-

но организуются в виде обследований. Поступающая в ходе них информация, которая затем систематизируется и обрабатывается, дополняет отчетность и позволяет детально изучить отдельные ас­пекты туристской деятельности.

Проведение обследований — весьма сложное дело, требующее большой подготовительной работы. Она должна обеспечить пол­ноту получаемых сведений, их достоверность, единообразие, свое­временность и сравнимость. Сбор данных осуществляется по зара­нее разработанному плану, в котором находят отражение методо­логические, методические и организационные вопросы наблюдения. В нем ставится цель, выделяются объект и единицы наблюдения, содержится программа обследования.

При планировании любого статистического наблюдения преж­де всего точно формулируется его цель. Именно она, конкретизи­руемая в перечне задач, определяет те сведения, которые должны быть получены в процессе статистического обследования. Наибо­лее распространенной целью туристских обследований является установление числа прибытий (выбытий для выездного потока) по отдельным странам, определение состава посетителей по полу, возрасту, семейному положению, гражданству, уровню образова­ния и т.д. Особое внимание уделяется характеристикам самой по­ездки: месту назначения, покрытому расстоянию, виду транспор­та, продолжительности пребывания, типу размещения и пр.

Цель обследований посетителей, регулярно раз в три месяца органи­зуемых на о. Аруба (архипелаг Малые Антильские острова, Вест-Индия), состоит в том, чтобы выявить состав туристов; страны, генерирующие основные туристские потоки на остров; причины выбора посетителями Арубы в качестве туристского направления; величину расходов посетите­лей во время их пребывания на Арубе и степень удовлетворенности предло­женным туристским продуктом. Эта информация необходима для разра­ботки и реализации маркетинговых стратегий, усовершенствования пред­лагаемых или создания новых туристских продуктов.

Одновременно с выбором цели выделяется объект наблюдения, т.е. та совокупность единиц, сведения о которых должны быть по­лучены. При определении объекта наблюдения требуется точно провести границы изучаемой статистической совокупности, ре­шить, кто должен быть обследован в процессе наблюдения. В одних случаях это лица, совершающие поездки с деловыми целями, в других — путешествующие на личных автомобилях, в третьих —

обследуются только те туристы, которые прибывают из Европы или какого-либо другого региона (страны).

Объектом наблюдения может выступать вся совокупность по­сетителей. Такие обследования регулярно проводятся во Франции. Специальные анкеты позволяют получить детализированную ин­формацию о пребывании иностранных туристов в стране. Резуль­таты первого анкетирования во Франции в 1975—1976 гг. показа­ли, что только половина иностранных туристов, посещавших стра­ну, учитывалась при старой системе регистрации прибытий на границе.

Объект наблюдения состоит из элементов, или единиц. Они подлежат статистической характеристике, позволяющей изучить объект в целом. В отношении этих единиц, наделенных рядом от­личительных черт, ведется регистрация интересующих сведений (признаков). Значение этого признака у каждой единицы различ­но, поэтому статистика стремится прежде всего определить об­щую для всей совокупности величину признака или итог по сово­купности.

Единицей наблюдения в туризме служит отдельно взятый посе­титель или глава путешествующей группы (семьи), предоставляю­щая информацию о всех сопровождающих ее лицах. Например, в США при изучении туристских расходов предпочтение отдается опросу глав путешествующих групп. При этом обязательно уточня­ются размер и состав группы. Иногда сведения о единице наблю­дения получают не от нее самой, а от организационной ячейки (предприятия, учреждения и т.д.). Так, данные о продолжительно­сти пребывания туристов в стране можно собрать в средствах раз­мещения.

Для того чтобы составить представление об объекте наблюде­ния, совсем не обязательно опрашивать все входящие в него еди­ницы. Это удлинило бы сроки обследования, потребовало значи­тельных финансовых затрат, отвлекло внимание большого числа актива, да и само обследование оказалось бы весьма громоздким. Поэтому подавляющая часть статистических наблюдений является не сплошной, а выборочной. По известным правилам отбирается определенное количество людей для участия в обследовании в ка­честве респондентов.

Размер выборки устанавливается исходя из цели и задач на­блюдения. Если они ограничиваются общей характеристикой ту­ристского потока, достаточно опросить 1,5—2 тыс. посетителей. Для

решения более сложных задач, например, при изучении особен­ностей поведения туристов разных возрастных групп или стран, потребуется более крупная выборка. От того, насколько правильно сделана выборка, в огромной степени зависит качество и досто­верность статистической информации.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Между народные экономические отношения учебник Моска 1997 между народные экономические отношения учебник (1)

    Учебник
    Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов специальности "Мировая экономика".
  2. Между народные экономические отношения учебник Моска 1997 между народные экономические отношения учебник (2)

    Учебник
    Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов специальности "Мировая экономика".

Другие похожие документы..