Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Рабочая программа'
Цели курса. Специальный учебный курс «Государственные органы и их правовые акты» призван сформировать у студентов юридического факультета комплексное...полностью>>
'Документ'
Звание «Студент-исследователь» присваивается студентам 3-5 курсов (очная форма обучения) МОУ ВПО ЮУПИ за достижение высоких результатов в научно-иссл...полностью>>
'Литература'
Linux ("Линукс") - это современная операционная система, создаваемая независимыми разработчиками по всему миру. Под управлением Linux работ...полностью>>
'Вопросы к экзамену'
Принцип соответствия материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления, его полномочия....полностью>>

Учебное пособие опирается на материалы специализированных учреждений оон, Европейского Союза, Всемирной туристской орга­низации (вто), национальных туристских администраций, Госком­стата России и пр.

Главная > Учебное пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Трансфертное ценообразование в транснациональной туроператорской компании (по А. Буллу, 1991)

Одна из самых острых проблем, связанных с зарубежной дея­тельностью ТНК, является утечка доходов от международного ту­ризма из принимающей страны. Она распадается на две составные части: оплата импортируемых товаров (услуг) и выплата возна­граждения владельцам производственных ресурсов.

Проведенные исследования показывают, что зарубежные фи­лиалы ТНК склонны импортировать товары (услуги) в такой же степени, как и местные компании. Более того, многие ТНК, стре­мясь создать и закрепить свой положительный имидж в принима­ющих странах, преднамеренно используют местные ресурсы там,

где это возможно.

Вместе с тем ТНК, особенно в туризме, поддерживают проч­ные связи со страной своего происхождения. Они ориентируются на прием «родных» посетителей. Например, крупные гостиничные компании США стали выходить за национальные границы, созда­вать цепи предприятий и распространять американские стандарты гостеприимства вслед за расширением выездных туристских пото­ков и жалобами американцев на обслуживание за рубежом, кото­рое не соответствовало сложившимся у них представлениям и ожи­даниям. Сегодня разбросанные по миру отели, объединенные в американские гостиничные цепи типа «Ай-Ти-Ти Шератон» или «Хилтон Хоутелз Корпорейшн», в расчете на вкусы соотечествен­ников импортируют из США пиво и сигареты. Зарубежные фили­алы японских ТНК в ресторанном хозяйстве ввозят из Японии продукты питания и мебель.

Другая причина, вынуждающая филиалы импортировать товары и услуги, связана с глобальными процессами стандартизации и со­зданием образа «родной» страны. Авиакомпания «Эр Франс» про­двигает свою французскую марку, а паромная компания «Ройял Викинг Лайн» во всем подчеркивает скандинавское происхождение. Импорт товаров и услуг по линии международного туризма является заметной статьей расходов в государственных бюджетах ряда развивающихся стран. Эти операции хотя и сопряжены с от­током валюты за границу, однако не столь большим как в случае, если транснациональная компания предоставляет принимающей стране факторы производства туристского продукта за плату. На вложенный капитал ТНК получает доход в виде процента, кото­рый переводит на «родину». Основная часть занятой в ее филиалах рабочей силы, особенно менеджеры высшего и среднего звена, — это квалифицированные кадры, приглашаемые из-за рубежа. За

свой труд они получают высокую заработную плату, которую пе­речисляют по месту постоянного проживания.

Ббльшую часть поступлений от международного туризма при­нимающая страна теряет в результате вывоза транснациональны­ми компаниями своих прибылей. Независимо от того, является ли ТНК собственником предприятия или управляет им по контрак­ту, она имеет предпринимательский доход, или прибыль*. С помог щью механизма трансфертного ценообразования прибыль может быть переведена из одной страны в другую без видимой утечки.

В некоторых странах (Шри-Ланка, Филиппины, Индонезия и т.д.) иностранным инвесторам предоставлены гарантии свобод­ного и неограниченного вывоза в свою страну доходов, получен­ных туристскими предприятиями. Например, Гамбии удается удер­жать только 15% ввозимой туристами иностранной валюты.

При очень высокой стоимости поездки в Африку (например, для туриста из Германии двухнедельный тур в Кению или Того об­ходится примерно в 3,5 тыс. нем. марок) сама принимающая страна получает ничтожную долю от этой суммы. Европейский турист про­изводит оплату полного комплексного обслуживания у себя на ро­дине через туристскую фирму. С собой он берет небольшую сумму денег для покупки сувениров, которая и служит источником валют­ных поступлений для принимающей страны. При такой модели раз­вития туризм никак не связан с местной экономикой. Туристский комплекс будет функционировать и при ее отсутствии, в пустыне или на Луне, за счет притока иностранных посетителей.

Включить международный туризм в экономику принимающей страны возможно путем привлечения местной рабочей силы (речь идет о видах работ, не требующих высокой квалификации и спе­циальной подготовки), использования местных материалов при оборудовании туристского комплекса, а также сельскохозяйствен­ных продуктов для питания иностранных посетителей. В этом слу­чае международный туризм будет увеличивать ВНП страны-реци­пиента, способствуя ее экономическому развитию.

Оценка влияния ТНК на национальную экономику будет не­полной, если обойти вниманием роль транснациональных компа­ний в передаче знаний, опыта, технологических секретов (того, что на Западе называют «ноу-хау»). Все это — капитал нематериаль­ный, но весьма ценный, если им правильно распорядиться.

* Прибыль может принимать отрицательные значения, т.е. форму убытка.

В настоящее время ТНК, по существу, превратились в «инку­баторы» технологических нововведений. Они разрабатывают соб­ственные инновационные программы, вкладывают огромные сред­ства в создание интеллектуального товара и предлагают его на мировом рынке.

Одним из наиболее ярких и убедительных примеров трансфер­та технологий в туризме является деятельность всемирно извест­ной фирмы «МакДонаддс», которая считается бесспорным лиде­ром в индустрии быстрого питания. Ее успех определяется в пер­вую очередь фанатичной верой в идею обеспечения высокого качества обслуживания. На протяжении всей истории своего суще­ствования она методично совершенствовала каждую операцию в производственном процессе.

В конце 40-х годов братья Ричард и Морис МакДоналды, владельцы небольшого придорожного кафе, задумались над тем, как улучшить об­служивание своих клиентов и соответственно увеличить доход. Они реши­ли сократить число позиций в меню до трех блюд, стандартизировали технологию на основе конвейерной системы и унифицировали приготов­ление блюд. Например, гамбургеры весили ровно 1,6 унции и содержали не более 19% жира. Служащие были одеты в накрахмаленные белые ру­башки и выполняли один вид работ: одни снимали гамбургеры со сково­родки, другие макали их в кипящее масло и т.д. Подобная организация производства обеспечила рост его эффективности и снижение затрат. «Мак­Доналдс» создал новое поколение клиента, который точно знал: где бы он ни был, везде в «МакДоналдс» найдет прекрасное и быстрое обслужи­вание и привычный ассортимент блюд. Многие предприниматели, поняв и приняв это направление бизнеса, присоединились к нему. Аналогичные предприятия быстрого обслуживания стали появляться в большом коли­честве.

Трансферт технологий наблюдается не только в ресторанном хозяйстве, но в гостиничном, туроператорском и других секторах туристской индустрии.

ТНК, размещая за рубежом предприятия, зачастую инноваци­онные, с использованием новейшей техники и совершенной тех­нологии, демонстрируют свое преимущество перед национальны­ми компаниями. Последние перенимают управленческий и пред­принимательский опыт, технологические нововведения, повышая собственную конкурентоспособность. В таких странах, как Таиланд и Тунис, где передовой зарубежный опыт в туризме распространя­ется особенно быстро, отмечается ускоренный рост прибылей на местных предприятиях индустрии путешествий. Некоторые прави-

тельства теперь отдельно оговаривают трансферт технологий как условие деятельности ТНК на территории их государств.

Влияние ТНК на экономику страны базирования. ТНК

оказывают экономическое воздействие не только в принимающей, но и в «родной» стране. Эта, обратная сторона интернационализа­ции исследована гораздо хуже. Туристские ТНК могут изменить структуру внутреннего рынка путешествий и рентабельность про­изводства туристского продукта.

Во-первых, в малой стране, где емкость рынка туризма недо­статочна для получения экономии от масштаба производства, кор­порации типа сингапурских авиалиний ориентируются на «экс­портный вариант» экономической стратегии. Без интеграции в мировую экономику они не могли бы существовать.

Во-вторых, ТНК направляют инвестиции в те дестинации, которые обеспечивают предельно высокие доходы и тем самым способствуют увеличению среднего размера доходов на вложен­ный капитал в отечественной индустрии туризма.

В-третьих, поставив на поток производство продуктов выезд­ного туризма, они сбивают уровень цен на внутреннем рынке.

В-четвертых, ТНК, специализирующиеся на выездном туриз­ме, получают монополистические выгоды на рынке страны бази­рования. Если он имеет олигополистическую структуру, корпора ции объединяются в блоки для защиты своих рыночных позиций. Открытие в регионе отелей цепи «Ай-Ти-Ти Шератон» обычно означает скорое появление здесь компании «Хилтон Хоутелз Кор­порейшн» или «Холидей Инн Уорлдуайд».

Наконец, ТНК оказывают влияние на «родную» экономику опосредованно через туристские потоки. Их присутствие на рынке путешествий, особенно таких мощных, как многие европейские туроператоры, часто выступает одной из причин активизации вы­ездного туризма. С увеличением же числа поездок за границу и связанным с этим оттоком валюты из страны складывается отри­цательное сальдо туристского платежного баланса. Вместе с тем именно благодаря деятельности ТНК часть вывезенной туристами валюты удается вернуть на родину. Если турист из США останав­ливается в отеле, входящем в американскую гостиничную цепь, то, по существу, происходит замещение импорта. Страна базиро­вания, в данном случае США, получает доходы от обслуживания соотечественников за рубежом, аналогичные выручке от экспорта товаров и услуг, и укрепляет свой платежный баланс.

Процессы транснационализации в современных формах их про­явления глубоко противоречивы. Горячая дискуссия о ТНК, в ос­нове которой лежат ценностные, идеологические и политические расхождения во взглядах на природу и источники социально-эко­номического развития, а также на угрозу национальной безопас­ности, продолжается по мере роста числа транснациональных фирм и расширения их экономической экспансии.

§ 4. Процессы глобализации в мировом туризме

Среди современных тенденций развития мирового рынка вообще и туристского в частности особого внимания заслуживают процес­сы глобализации. ТНК от однонациональное™ капиталов и сепа­ратности действий перешли к политике сотрудничества, реализа­ции совместных программ. Эта тенденция находит проявление в образовании глобальных союзов корпораций.

Быстрое увеличение их числа происходит под влиянием ряда факторов, среди которых решающее воздействие оказывает обостре­ние конкурентной борьбы на мировых рынках. Оно имеет место не только между компаниями наиболее развитых стран. Очень опасными их соперниками стали фирмы из новых индустриальных стран, кото­рые постепенно завоевывают все больше «ниш» на мировых рынках. В гостиничном хозяйстве это — цепи отелей, принадлежащие Сянга­ну (Гонконгу), «Шангри-Ла», «Регал Хоутелз», «Мандарин Ориентл».

Суть глобальных союзов состоит в объединении человеческих, финансовых и научно-технических ресурсов разными фирмами для достижения определенных целей наиболее эффективным путем — с помощью сотрудничества. Они совместно используют достиже­ния каждой из участвующих сторон и распределяют расходы и риски, связанные с реализацией общих программ.

Заключение глобальных союзов практикуется в разных секто­рах индустрии туризма и гостеприимства. Ярким примером дей­ственности подобного рода объединений являются глобальные компьютерные системы бронирования туристских продуктов. Бла­годаря им внешние системы связи авиакомпаний были соединены с комплексом компьютерных сетей отелей, турагентств, фирм по прокату автомобилей и т.д. Они позволяют забронировать пакеты туристских услуг или отдельные их элементы — от авиаперелетов и размещения в отелях до билетов в театр и страховых полисов.

Одной из самых крупных и известных компьютерных систем бронирования туристских продуктов, наряду с СЕЙБР, «Амаде-ус» и «Уорлдспэн», является «Галилео Интернешнл». Ее визитны­ми карточками стали мощная информационная база, широкие воз­можности резервирования и гибкость. В современном виде «Гали­лео Интернешнл» существует с 1993 г. в результате слияния двух электронных систем бронирования «Галилео» и «Ковья-Аполло». Учредителями объединенной сети выступили североамериканские и европейские авиаперевозчики. При равном долевом участии они сформировали уставной фонд новой компании в размере 1,5 млрд ам. долл. В 1997 г. она имела 120 тыс. терминалов, охватывала 500 авиа­компаний, 31 тыс. отелей, 44 фирмы по прокату автомобилей. Чис­ло ее абонентов достигло 42 тыс.

Несмотря на слияние, создание единой базы данных и штаб-квартиры в г. Денвер (США, штат Колорадо), «Галилео Интер­нешнл» намерена сохранять, поддерживать и развивать «Ковья-Аполло» и «Галилео» как две самостоятельные системы. Если пер­вая продолжает обслуживать США, Мексику и в меньшей степени Японию, то вторая работает на все остальные страны, за исключе­нием Канады, где действует сеть «Джемини».

В настоящее время, кроме глобальных союзов, формируются стратегические альянсы. Первым присущи изменения имуществен­ных отношений. Вторые же основаны на согласии сторон и не за­трагивают отношения собственности, поэтому они получили бо­лее широкое распространение.

Стратегические альянсы могут принимать разный вид (консор­циумов, совместных предприятий стратегического характера и т.д.). В отличие от традиционных межфирменных договоров все они на­целены на достижение долгосрочных конкурентных преимуществ для компаний—участниц альянса в рамках глобальной стратегии их деятельности.

В гостиничном хозяйстве стратегические альянсы заключаются между несколькими компаниями для совместной реализации ус­луг, создания единой сбытовой сети, согласованной маркетинго­вой деятельности, осуществления крупных финансовых вложений. Основной мотив такого объединения состоит в продвижении тор­говых марок гостиничных компаний на рынке. В рамках альянса продукт одной фирмы открывает возможность другой выйти на рынок, и путем разделения финансового риска обе они уходят от банкротства при неблагоприятной экономической конъюнктуре.

Примером стратегического альянса служит заключенное в конце 1996 г. партнерское соглашение между группой «Карлсон Хоспитэлити Уорлд-уайд» (США) и корпорацией «Фор Сизнз» из Торонто. Его цель — расши­рить принадлежащую последней международную цепь отелей «Риджент».

Доказав свою эффективность, альянсы станут главной страте­гией роста гостиничных компаний в XXI в. К такому выводу при­шли специалисты Нью-Йоркского университета, проводившие обследование в индустрии гостеприимства.

Наиболее четко процессы глобализации просматриваются на воздушном транспорте. Налаживаются прочные партнерские связи между ведущими авиакомпаниями мира. Они предпочитают созда­вать стратегические альянсы со своими конкурентами, нежели покупать акции менее крупных перевозчиков. Достигнув между собой согласия, авиакомпании могут быстро расширить маршрут­ную сеть, увеличить свою рыночную долю и ограничить доступ на рынок других перевозчиков. Такое сотрудничество дает общий для всех участников альянса результат — увеличение объема воздуш­ных перевозок и прибыли.

Соглашения между авиакомпаниями касаются разных сфер дея­тельности. Раньше они распространялись в основном на управление погрузо-разгрузочными работами в аэропортах, инвестирование и текущее финансирование (совместные закупки топлива, самолетов, пользование мастерскими технического обслуживания и ремонта и т.д.), а также открытие объединенных коммерческих представи­тельств. Например, авиакомпании «Джапан Эйрлайнз», «Люфтган-за» и «Эр Франс» заключили соглашение о совместном строитель­стве терминала в Нью-Йоркском аэропорту им. Дж. Кеннеди.

Сегодня международные стратегические альянсы на воздуш­ном транспорте переживают новый этап развития. Стремясь уста­новить контроль над рынком авиаперевозок, члены альянса пере­шли к взаимообмену своими идентификационными кодами и к сотрудничеству в рамках специальных поощрительных программ для часто летающих пассажиров. Такого рода практика привела к глубоким переменам на рынке авиауслуг.

Специальные программы «Эф-Эф-Пи» (см. гл. VII) закрепляют клиентов за определенными авиакомпаниями и препятствуют пе­ретоку пассажиров к другим перевозчикам. В последнее время они превратились в мощный маркетинговый инструмент, эффектив­ность применения которого возрастает многократно в случае его интеграции в глобальные стратегические альянсы. Недавно авиа-

компании «Юнайтед Эйрлайнз», «Люфтганза», «Эйр Канада» и САС выработали совместную стратегию в отношении постоянных пассажиров.

Объединяя поощрительные программы, члены альянсов рас­ширяют свою клиентскую базу и занимают доминирующее поло­жение на рынке. Эта стратегия ведет к монополизации авиапере­возок в условиях всеобщей либерализации воздушного транспорта. Она создает барьеры для выхода на рынок новых игроков и огра­ничивает конкуренцию.

Мелкие и вновь образованные авиакомпании обвиняют альян­сы, имеющие многочисленный контингент постоянных пассажи­ров, в нарушении антимонопольного законодательства. Специаль­ные органы по контролю за действиями монополий и защите кон­курентной среды внимательно наблюдают за формированием и стратегией развития альянсов. Но пока они не усматривают в их деловой практике фактов нарушения установленных правовых норм.

Кроме объединения поощрительных программ для часто лета­ющих пассажиров, сотрудничество между членами альянса укреп­ляется по линии обмена идентификационными кодами. По прави­лам Международной организации гражданской авиации (ИКАО) авиакомпания имеет право предоставить в пользование свои иден­тификационные коды другой авиакомпании или несколько пере­возчиков могут использовать одни и те же коды. Это означает, что пассажиры летят самолетом не той авиакомпании, которая указа­на в билете. Для защиты прав потребителей предлагается ввести регулирование обмена кодами. Вопрос находится в процессе об­суждения, а пока авиакомпании должны по крайней мере инфор­мировать пассажиров о подобной практике.

Каковы бы ни были аргументы «за» и «против» обмена иденти­фикационными кодами, число соглашений растет. В 1997 г. авиа­компании испанская «Иберия», швейцарская «Свиссэйр» и авст­рийская «Остриан Эйрлайнз» договорились об обмене кодами с «Дельта Эйрлайнз», «Бритиш Мидлэнд» с «Галф Эйр», а «Джапан Эйрлайнз» с австралийской «Куантас Эйрлайнз». В том же году «Дельта Эйрлайнз» и «Континентл Эйрлайнз» подписали много­плановое соглашение с «Эр Франс», включающее обмен кодами. Заключаемые соглашения об обмене идентификационными кода­ми часто перерастают в международные стратегические альянсы.

В 1997 г. в мире насчитывалось 363 альянса авиакомпаний. Их число увеличивается (табл. 62). Большинство новых альянсов отли-

Таблица 62 Показатели развития альянсов на воздушном транспорте, 1994—1997 гг.

чает гибкая организация с упором на совместный маркетинг и

техническое развитие.

Набирающая силу политика налаживания партнерских отно­шений между перевозчиками наталкивается на препятствия. США предоставляют антитрестовый иммунитет альянсам при условии, что будут подписаны двусторонние соглашения об «открытом небе». Эти соглашения делают возможным доступ американских пере-, возчиков к авиарынкам Европы и Азии. Некоторые страны (Швей­цария, Япония и др.) пытаются противостоять давлению амери­канской стороны.

На старом континенте создание альянсов осложняется из-за позиции Европейской комиссии по вопросу о двусторонних со­глашениях. Рассматривая ЕС как единое территориальное образо­вание, она намерена отказаться от практики заключения догово­ров каждой страной в отдельности и перейти к жесткой централи­зации переговорных процессов.

Несмотря на возникающие препятствия, авиакомпании про­должают объединяться. Нередко один и тот же перевозчик входит одновременно в несколько альянсов с разными целями. Авиаком­пания может иметь базовое соглашение с одной компанией и при этом быть полноправным членом маркетингового и коммерческо­го альянсов с другими перевозчиками. Например, «Люфтганза», кроме глобального стратегического альянса с «Юнайтед Эйрлайнз»,


образовала маркетинговый альянс с «Финнэйр», альянс фрахта с «Джапан Эйрлайнз» и «Кореан Эйрлайнз», а также подписала со­глашения об обмене идентификационными кодами с авиакомпа­ниями «Адриа Эйрвейз», «Вариг Бразилиан Эйрлайнз», «Люксэйр» и «Остриан Эйрлайнз». Перспективы достигнутых ранее догово­ренностей становятся весьма неопределенными с созданием ми­ровых альянсов перевозчиков.

Крупнейшими объединениями на воздушном транспорте яв­ляются альянс «Уануордц» и «Стар Альянс». Каждый из них обслу­живает свыше 180 млн пассажиров в год (табл. 63).

В 1998 г. пять ведущих авиакомпаний мира «Америкэн Эйрлайнз», «Бритиш Эйрвейз», «Канадиан Эйрлайнз», «Катай Пасифик Эйр­вейз» и «Куантас Эйрлайнз» объявили о создании нового глобаль­ного альянса «Уануордц». С 1999 г. его члены приступили к реализа­ции широкой совместной программы действий стоимостью в де­сятки миллионов фунтов стерлингов. В рамках альянса существует всемирная тарифная сеть «Уануордд», производится обмен иден­тификационными кодами, а также взаимозачет полетных миль для постоянных пассажиров, недавно введена Единая система брони­рования билетов. Необходимое условие членства в альянсе —

Таблица 63 Ведущие мировые альянсы авиакомпаний

предоставление полного пакета льгот и услуг, предусмотренных данным объединением перевозчиков. Поэтому авиакомпании фин­ская «Финнэйр» и испанская «Иберия», решившие вступить в «Уануорлд», должны были провести работы по наладке систем сла­женных телекоммуникаций, а также переподготовку персонала в соответствии с требованиями альянса. С присоединением двух но­вых членов маршрутная сеть «Уануорлд» охватила свыше 800 пун­ктов назначения.

Другое международное объединение авиаперевозчиков «Стар Альянс» было образовано в 1997 г. по инициативе «Люфтганза». Сегодня в него входят авиакомпании Германии, США, Канады, Японии, Австралии, Новой Зеландии, Бразилии и других стран. Ряды членов «Стар Альянс» продолжают расширяться. В 2000 г. в них вступили вторая по значимости британская авиакомпания «Бри­тиш Мидлэнд» и старейший мексиканский перевозчик «Мексика-на Эйрлайнз». С присоединением к альянсу «Бритиш Мидлэнд», базирующейся в лондонском аэропорту «Хитроу», он стал един­ственным в мире узловым хабом для двух конкурирующих гло­бальных авиационных альянсов. Общая маршрутная сеть «Стар Альянс» связывает 815 пунктов назначения, расположенных более чем в 130 странах мира. Самолеты авиакомпаний альянса взлетают в среднем через каждые 9 с и выполняют в общей сложности око­ло 9600 рейсов ежедневно.

Кроме «Уануорлд» и «Стар Альянс», существуют и другие по­добные объединения перевозчиков «Кволифлайер Труп» и «Вайндс». Недавно в Нью-Йорке было объявлено о создании нового альянса «СкайТим». Его ядром выступили «Дельта Эйрлайнз» и «Эр Франс», сотрудничающие уже несколько лет. По словам создателей, альянс должен в большей степени быть ориентированным на интересы пассажиров, чем все ранее оформленные объединения. Разверну­тая в средствах массовой информации США, стран Европы, Ла­тинской Америки и Азии рекламная кампания альянса проходит под девизом «Мы заботимся о вас».

В 2003 г. к «СкайТим» планирует присоединиться и «Аэрофлот — Российские Авиалинии». У российского перевозчика есть шансы стать полноправным членом альянса при условии стабильной ра­боты. Пока же ведутся переговоры о создании альянсов авиаком­паний России и СНГ.

Включаясь в процесс глобализации и предусматривая возмож­ные негативные последствия вхождения отечественных фирм в

мировое туристское пространство, Россия движется вперед к нормальным цивилизованным отношениям на рынке туризма.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

транснационализация, транснациональная компания, гостиничная цепь, фран­шиза, контракт на управление, консорциум, трансфертное ценообразование, глобализация, глобальный союз, стратегический альянс

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

  1. Какие пути и способы исполь­зуют ТНК для расширения своего
    зарубежного присутствия?

  2. Назовите общие и особенные черты в транснациональной дея­тельности авиакомпаний и отелей, с одной стороны, и классических
    товаропроизводителей, с другой.

  3. Перечислите основные стра­тегии гостиничных ТНК. В чем со­
    стоят сильные и слабые стороны каждой из них?

  1. Чем объясняется широкое распространение системы франчай­зинга в международном гостинич­ном бизнесе?

  2. Каковы причины успеха и кризиса американской модели орга­низации и управления гостиничным бизнесом? В чем состоит отли­чие американской модели от евро­пейской и азиатской?

  1. Назовите всемирно известные торговые марки на рынке гостинич­ных услуг.

  2. Какое воздействие оказыва­ют туристские ТНК на экономику
    принимающей страны и страны ба­зирования?

  3. Объясните механизм транс­фертного ценообразования, кото­рый используют ТНК в туризме.

  4. В какой мере деятельность ТНК обусловливает изменения в ту­ристских потоках?

  5. Какое влияние оказывают процессы глобализации на индуст­рию туризма?

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Азар В. И. Экономика и организация туризма. М., 1993.

Александрова А. Ю. География мировой индустрии туризма. М., 1998.

Александрова А. Ю. Экономика и территориальная организация междуна­родного туризма. М., 1996.

Багрова Л. А., Багров Н. В., Преображенский В. С. Рекреационные ресурсы (подходы к анализу понятия у/Известия АН СССР. Сер. геогр. М., 1997. №2.

Биржаков М. Б. Введение в туризм. СПб., 2000.

Биржаков М. Б., Зенкин С. Н., Безруков Д. А. Основы агентских отношений в туризме//Туристские фирмы. Правовое обеспечение международно­го туризма. Вып. 8. Спб., 1995.

Браймер Р. А. Основы управления в индустрии гостеприимства. (Пер. с англ.) М., 1995.

Веденин Ю. А. Мифология туристских ресурсов и эволюция представлений о ресурсном потенциале территорий//Известия РАН. Сер. геогр. М., 1998. № 4.

Всемирное культурное и природное наследие: Документы, комментарии, списки объектов. М., 1999.

Гаранин Н. И., Забоев Ю. В., Сеселкин А. И. Информационные технологии в туризме. М., 1996.

Глобальные прогнозы развития туризма до 2000 года и в последующий период. Мир в целом. (Пер. с англ.) Мадрид, 1994.

Гостиничный и туристический бизнес: Учебник/Под ред. А. Д. Чудновско-го. М., 1998.

Гуляев В. Г. Новые информационные технологии в туризме: Учеб. пособие. М., 1998.

Гуляев В. Г. Организация туристской деятельности: Учеб. пособие. М., 1996.

Гуляев В. Г. Туристские перевозки: Документы. Правила. Формуляры. Тех­нология. М., 1998.

Дмитревский Ю. Д. Туристские районы мира: Учеб. пособие. Смоленск, 2000.

Дроздов А. В. Экологический императив и рекреационная география//Из-вестия РАН. Сер. геогр. М., 1998. № 4.

Дурович А. П., Копанев А. С. Маркетинг в туризме: Учеб. пособие. Минск, 1998.

ЗапесоцкийА. С. Стратегический маркетинг в туризме: Учеб. пособие. СПб., 1999.

ИсмаевД. К. Краткий словарь технологических терминов международного туризма. М., 1994.

Исмаев Д. К. Основы стратегии и планирования маркетинга в иностран­ном туризме. М., 1994.

ИсмаевД. К. Работа туристской фирмы по организации зарубежных поез­док: Теория и практика маркетинга: Учеб, пособие. М., 1996.

Ковалев Д. А. Развитие таймшера в России. М,, 1998.

Колотова Е. В. Рекреационное ресурсоведение: Учеб. пособие. М., 1998.

Концепции, определения и классификации для статистики туризма: Тех­ническое пособие №1. (Пер. с англ.) Мадрид, 1995.

Котлер Ф., БоуэнД., МешензД. Маркетинг: Гостеприимство. Туризм. (Пер. с англ.) М., 1998.

Маринш М. М., Сенш В. С., Хорошилов А. В. Туристские формальности: Учеб. пособие. М., 1995.

Маркова В. Д. Маркетинг услуг. М., 1996.

Мироненко Н. С., Твердохлебов И. Т. Рекреационная география. М., 1981.

МонтеханоХ. М. Структура туристического рынка/Под, ред. Н. С. Миронен­ко. М.; Смоленск, 1997.

Некоторые аспекты функционирования индустрии туризма/Под ред. А. Л. Лесника, И. П. Мацицкого, А. В. Чернышева. М., 1998.

Немоляева М. Э., Ходорков Л. Ф. Международный туризм: вчера, сегодня, завтра. М., 1985.

Организация и управление гостиничным бизнесом: Учебник/Под ред. А. Л. Лесника, И. П. Мацицкого, А. В. Чернышева. М., 2000.

Папирян Г. А. Международные экономические отношения: Экономика ту­ризма. М., 1998.

Папирян Г. А. Менеджмент в индустрии гостеприимства: Отели и рестора­ны. М., 2000.

Пирожник И. И. Международный туризм в мировом хозяйстве: Учеб. посо­бие. Минск, 1996

Программа действий. Повестка дня на 21 век и другие документы конфе­ренции в Рио-де-Жанейро в популярном изложении/Сост. М. Китинг. (Пер. с англ.) Женева, 1993.

Рекомендации по статистике туризма. Статистические документы / ООН, ВТО. (Пер. с англ.) Нью-Йорк, 1994.

Рекреационные системы/Под ред. Н. С. Мироненко, М. Бочварова. М., 1986.

Сапрунова В. Б. Туризм: эволюция, структура, маркетинг. М., 1997.

Сбор и обработка статистических данных по туризму: Техническое посо­бие № 4. (Пер. с англ.) Мадрид, 1995

Сбор статистических данных по внутреннему туризму: Техническое посо­бие № 3. (Пер. с англ.) Мадрид, 1995

Сбор статистических данных по туристским расходам: Техническое посо­бие № 2. (Пер. с англ.) Мадрид, 1995.

Сенин В. С. Введение в туризм. М., 1993.

Теоретические основы рекреационной географии. Отв. ред. B.C. Преобра­женский. М., 1975.

Туризм и гостиничное хозяйство: Учебник/Под ред. А. Д. Чудновского. М., 2000.

Уваров В. Д., Борисов К. Г. Международные туристские организации: Спра­вочник. М., 1990.

Уокер Д. Введение в гостеприимство: Учебник. (Пер. с англ.) М., 1999.

Харрис Г., Кац К. М. Стимулирование международного туризма в XXI веке. (Пер. с англ.) М., 2000.

Шпилька С. П., Шенгелия Н. О. Концепция программы развития туризма в Российской Федерации//Труды Академии туризма. Вып. 1. СПб., 1995.

Экономика современного туризма: Рыночное регулирование. Основы уп­равления и маркетинг. Бухгалтерский учет и налогообложение/Под ред. Г. А. Карповой. М.; СПб., 1998.

Энциклопедия туриста/Е. И. Тамм (гл. ред.), А. X. Абуков, Ю. Н. Александ­ров и др. М., 1993.

Bull A. The Economics of Travel and Tourism. Melbourne, 1991.

Cazes G. Le Tourisme International. Mirage ou Strategic d'avenir? Paris, 1989.

Davidson R. Tourism. London, 1990.

Gee C. Y. et al. The travel industry. Westport (Conn.), 1984.

Hospitality, Tourism and Leisure Management: Issues in Strategy and Culture. London, 1997.

Py P. Le tourism: Un phenomene economiques. Paris, 1992.

Tourism: 2020 vision. Madrid, 1997.

Tourism Marketing and Management Handbook. New York; London; Toronto; Sydney; Tokyo; Singapore, [без года издания].

Vellas F., Becherel L. International Tourism. An Economic Perspective. Chippenham, 1995.




1 Талассотерапия (от греч. thalassa — море и терапия) — лечение морским климатом и купаниями в сочетании с солнечными ваннами.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Между народные экономические отношения учебник Моска 1997 между народные экономические отношения учебник (1)

    Учебник
    Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов специальности "Мировая экономика".
  2. Между народные экономические отношения учебник Моска 1997 между народные экономические отношения учебник (2)

    Учебник
    Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов специальности "Мировая экономика".

Другие похожие документы..