Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
3 ,7 Кіровоградська 1 84 14439 113,8 , Луганська 0 95 9 105,0 10,9 Львівська 10 4 5131 119,3 3,9 Миколаївська 17 07 1843 104,7 ,9 Одеська 13114 1 984 ...полностью>>
'Документ'
50 4,00 ,45 ,45 8 1 1 0 0 0 0 0, 8 0, 8 3 1 1 0 0 0 0 0,91 0,91 3 0 0 0 0 0 0 0 40 0 0 0 0 0 0 0 44 0 0 0 0 0 0 0 48 0 0 0 0 0 0 0 5 0 0 0 0 0 0 0 5 0...полностью>>
'Документ'
Геоинформационные системы (ГИС) являются компьютерными системами для сбора, проверки, интег­рации и анализа информации, относящейся к земной поверхно...полностью>>
'Основная образовательная программа'
Федеральные законы Российской Федерации: «Об образовании» (от 10 июля 1992 года №3266-1) и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (...полностью>>

Учебное пособие опирается на материалы специализированных учреждений оон, Европейского Союза, Всемирной туристской орга­низации (вто), национальных туристских администраций, Госком­стата России и пр.

Главная > Учебное пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

В Швейцарии любой житель страны может воспользоваться отпуск­ными чеками, но с различной величиной скидки. Во Франции круг таких лиц строго органичен. Администрация предприятия предостав­ляет чеки только тем трудящимся, чей подоходный налог за год ниже 11 220 фр. фр. (2000 ам. долл.), а размер дотаций не должен превышать минимальную месячную заработную плату, установленную на уровне 6120 фр. фр. (1100 ам. долл.). Кроме администрации предприятий, от­пускные чеки во Франции распределяются общественными организа­циями — комитетами трудовых коллективов.

Эти платежные средства могут быть использованы исключительно на оплату услуг, связанных с отдыхом, путешествиями, посещением куль­турных и зрелищных мероприятий. Физические лица — носители чеков — предъявляют их на предприятиях обслуживания, входящих в систему со­циального туризма. В Швейцарии насчитывается 7 тыс. таких предприя­тий, во Франции — 150 тыс. В их числе средства размещения, на оплату услуг которых направляется до 40% всех отпускных чеков, транспортные организации (25%), предприятия общественного питания (15%), турист­ские агентства (11%), культурно-зрелищные и спортивно-оздоровитель­ные объекты (10%). Полученные чеки предприятия обслуживания переда­ют в Национальное агентство (Кассу путешествий) для оплаты, тем са­мым завершая их жизненный цикл.

Система отпускных чеков выгодна всем ее участникам. Трудящиеся и

члены их семей, приобретая эти средства платежа на льготных условиях, существенно снижают расходы на отдых. Во Франции, например, дота­ция администрации предприятия в расчете на одного работающего со­ставляет от 250 до 1000 фр. фр. (от 45 до 250 ам. долл.).

Определенный интерес в развитии системы присутствует и у осталь­ных ее субъектов. Оптовый покупатель (администрация предприятия) по­лучает в виде отпускных чеков гибкий и очень удобный инструмент про­ведения социальной политики. Они позволяют в некоторой степени ком­пенсировать различия в оплате труда, что особенно важно для молодежи и многодетных семей, создать атмосферу партнерства и укрепить стабиль­ность трудового коллектива. Оптовик извлекает при этом и чисто матери­альную выгоду, поскольку средства, выделяемые на покупку чеков, не облагаются налогами. Предприятия обслуживания имеют дополнительную клиентуру и гарантии оплаты своих услуг. Наконец, Агентство получает материальное вознаграждение в виде комиссионных за привлечение кли­ентуры и предоставление рекламно-информационных услуг. Не менее важ­ным источником поступлений в его бюджет являются доходы по банков­ским процентам на размещенные свободные средства от реализации от­пускных чеков, проценты с приобретенных акций и доходы от сдачи в аренду недвижимости.

В условиях всеобщей заинтересованности в чековой системе социальный туризм превратился в заметное явление обществен­ной жизни, сравнимое по масштабам с коммерческим туризмом.

Социологические исследования, проведенные в Швейцарии, показа­ли, что 86% населения страны знают о существовании отпускных чеков и деятельности Кассы путешествий РЕКА, а 1,6 млн человек, т.е. каждый четвертый житель, прибегают к ее услугам. Объемы оптовых закупок че­ков не снижались даже в годы экономического спада. В 1996 г. отпускных чеков было продано на сумму 135 млн ам. долл.

Столь же популярна чековая система во Франции, где число ее пользо­вателей достигло 4 млн человек, или 17% трудоспособного населения стра­ны. В 1996 г. было выпущено отпускных чеков на 2,5 млрд фр. фр. (450 млн ам. долл.), а в 2000 г. объем эмиссии предполагалось довести до 5 млрд фр. фр., что несомненно свидетельствует о жизнеспособности и высокой эф­фективности системы.

Массовый и элитарный туризм. Особенность современно­го этапа развития туризма раскрывается через понятие «массовый туризм». Оно отражает процесс демократизации и расширения ту­ристского движения. В странах Запада более половины населения является потребителями туристских товаров и услуг. Понятие «мас­совый туризм» было введено и используется как альтернатива ари-

стократическому туризму XIX в., отдельным дорогостоящим ви­дам туризма, ориентированным на избранную публику, и туризму в развивающихся странах, где доступ к туристским благам местно­го населения ограничен из-за низкого уровня жизни.

В отличие от массового* элитарный туризм рассчитан на со­стоятельную клиентуру. Для данной категории потребителей уро­вень цен на рынке не имеет особого значения, но они предъявля­ют повышенные требования к качеству предлагаемых товаров и услуг. В этой связи нельзя не отметить ту роль, которую элитарный туризм играет в развитии туристского бизнеса в целом. Здесь зада­ется импульс развитию всей туристской индустрии. Он способ­ствует утверждению и распространению новых более высоких стан­дартов обслуживания и, в конечном итоге, содействует улучше­нию качества жизни населения. Поэтому элитарный туризм нередко называют «туристским локомотивом».

Устойчивый и экологический туризм. Понятие «устойчи­вый туризм» возникло сравнительно недавно в связи с глобальной концепцией устойчивого развития человечества. Большая роль в создании новой модели цивилизации принадлежит Международ­ной комиссии ООН по окружающей среде и развитию (МКОСР). В 1987 г. она опубликовала доклад «Наше общее будущее», в кото­ром было введено понятие «устойчивое развитие». Под ним пони­мается развитие общества на базе неистощительного, экологичес­ки целесообразного природопользования, обеспечивающего вы­сокое качество жизни людей в цепи поколений (здоровье человека, высокую продолжительность деятельной жизни, благоприятную среду обитания, экологическую безопасность и т.п.). Цивилизация сможет выжить, если изменит господствующую экономическую философию, будет следовать экологическому императиву и нахо­диться в гармонии с природой, не нарушая существующего в ней равновесия, — подчеркивалось в докладе МКОСР.

Знаменательной вехой начала сознательного поворота челове­чества на новый путь развития стала Конференция ООН по окру­жающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.). Конферен­ция, проходившая на уровне глав государств и правительств, по-

* Массовый туризм следует отличать от популярного. Последний представляет собой туристскую деятельность, которая получила широкое признание в обще­стве благодаря ее привлекательности и доступности. В отличие от массового туриз­ма, содержащего количественную характеристику потоков, она отражает каче­ственную сторону этого явления.

29

давляющим большинством голосов приняла несколько важных документов. Среди них — «Повестка дня на XXI век», которая пред­ставляет собой глобальную программу экономического и социаль­ного развития человечества.

Теория устойчивого развития не только привлекает внимание научной общественности в последнее десятилетие (сотни конфе­ренций, тысячи монографий, учебников и пр.), но является впол­не «практичной». Цивилизованные страны выразили готовность следовать намеченному курсу, а государственные и международ­ные документы оперируют понятием «устойчивое развитие» в ка­честве идеологической основы.

В туризме принципы устойчивости были сформулированы ВТО и Всемирным советом по путешествиям и туризму. Они сводятся к экологической, культурной, экономической устойчивости, а так­же устойчивости для местных сообществ. Устойчивость в туризме означает неистощительное использование природного и культур­ного потенциала на основе программно-целевого подхода к разви­тию туризма; переход предприятий туризма на ресурсосберегаю­щие технологии, сокращение производственных отходов; вовле­чение местного населения в процесс принятия решений касательно развития туризма посредством консультаций; партнерство во вза­имоотношениях общественного и частного секторов; содействие туризма социально-экономическому подъему отдельных террито­рий и целых государств.

Всемирный совет по путешествиям и туризму составил развер­нутую программу действий «Зеленая планета» для своих членов — около 500 гостиничных цепей, турагентств, авиакомпаний и дру­гих предприятий индустрии туризма. В рамках программы осуще­ствляется обмен опытом в решении конкретных экологических проблем. Наиболее активные ее участники, внесшие вклад в защи­ту окружающей среды, поощряются.

Многие туристские компании разрабатывают собственные пла­ны перехода на принципы устойчивого развития. На них внедря­ются системы экологического менеджмента, применяются эколо­гичные технологии, проводятся экоревизии.

Администрация отелей, входящих в гостиничную цепь «Интер-Кон-тинентл Хоугелз энд Рисорто, снабдила обслуживающий персонал 300-страничными учебниками по управлению отходами, борьбой с шумовым загрязнением и т.д. В отелях гостиничной цепи «Хайятт Хоутелз Интер­нешнл» внедряется программа утилизации производственных отходов. В американском тематическом парке «Дисней Уорлд» часть земель отведена

под природный резерват для тех видов животных, которые обитают в штате Флорида и находятся под угрозой исчезновения.

Распространение принципов устойчивого развития в практике туристской деятельности происходит под влиянием потребитель­ского спроса. Информированность населения о состоянии окружа­ющей среды и экологизация сознания людей приводят к тому, что экологическая обстановка служит одним из главных критериев выбора места и формы отдыха. Эта тенденция проявляется в росте спроса на альтернативные виды туризма, в частности экологичес­кий туризм.

В основу развития этого сравнительно нового вида туризма по­ложено три главных принципа: часть доходов, полученных от об­служивания туристов, остается на местах и направляется на охра­ну природы; соблюдение природоохранных требований возводит­ся в ранг основного закона; туристская поездка совершается с исследовательскими целями. Вероятно, поэтому круг настоящих экотуристов значительно уже по сравнению с результатами соци­ологических обследований, согласно которым только в США 43 млн человек считают себя экотуристами.

Экологический туризм охватывает чрезвычайно разнообразные пото­ки посетителей. В странах Центральной Америки и на юге Африки особый интерес представляют наблюдения за крупными хищниками и копытны­ми. В последнее время туристы и волонтеры часто привлекаются к поле­вым работам, не требующим высокой квалификации. Они охотно прово­дят отпуск за такими экзотическими занятиями, как учет численности птиц и млекопитающих в удаленных уголках планеты. Часть экотуристов привлекают уникальные растительные сообщества и биоценозы (тропи­ческие леса, цветущая тундра летом, пустыня весной), объекты неживой природы (каньоны, пещеры и т.д.), а также некоторые антропогенные

ландшафты.

Недавно в Греции были обнаружены места произрастания орхидей. Растения находятся под охраной государства. Наблюдение за ними ведут специалисты. Для широкой общественности доступ в эти районы страны закрыт. Исключение сделано для членов Общества любителей орхидей, которые были оповещены о находке и в сопровождении гида могут посе­тить охраняемые территории. Они приезжают из разных стран, чтобы по­любоваться растениями в естественных условиях. Такого рода поездки правомерно классифицировать как экологические, а самих путешествую­щих лиц относить к числу экотуристов.

Одновременно с диверсификацией экотуристской деятельнос­ти отмечается процесс сближения экологического с другими ви-

31

2. Подумайте, по каким признакам можно объединить перечисленных
ниже путешествующих лиц, и укажите одно исключение из правила:

паломники, пассажиры круизного лайнера,

артисты на гастролях, участники симпозиума.

3. В зависимости от выбранного классификационного признака один и
тот же тур может быть отнесен к разным типам, видам и формам одно­
временно (например, молодежному и познавательному или конгрессно-
му и круглогодичному). К каким типовым группам вы отнесете следую­
щие поездки:


дами туризма. Тяга к природе присутствует и в массовом турист­ском движении. Купально-пляжный отдых, круизы, деловые поезд­ки нередко включают посещение национальных или природно-этнографических парков. Границы собственно экологического ту­ризма становятся все более размытыми, а его масштабы и социально-экономическое значение с трудом поддаются описа­нию.

На очередном Всемирном конгрессе по экологическому туриз­му, проходившем в 1997 г. в Бразилии, были приведены следую­щие данные. Пока только 12% туристов в мире отдают предпочте­ние «зеленым» путешествиям, но их число растет чрезвычайно бы­стрыми темпами — на 30% в год. По оценкам западных специалистов, в 1993 г. экологический туризм принес 30 млрд ам. долл., или 10% доходов от международного туризма.

Практически каждая страна имеет возможности для организа­ции «зеленых» путешествий. Сегодня основные экотуристские по­токи направляются в США, Канаду, Австралию, Непал, Эква­дор, Бразилию, Филиппины, Кению, ЮАР и некоторые другие страны. Экологический туризм представляет одну из наиболее пер­спективных и динамичных форм туристской деятельности.

Классификация туризма имеет большое научное и практичес­кое значение. Она позволяет упорядочить знания и глубже познать сущность мирового туристского обмена. С изменением требований, предъявляемых к объему и качеству туристских услуг, и появлени­ем новых видов и форм туристской деятельности она постоянно находится в процессе совершенствования и не может считаться окончательной.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

путешествие, путешествующее лицо, посетитель, туризм, турист, экскурсант

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Назовите главные принципы классификации путешествующих лиц и их основные категории. Можно ли отнести перечисленных ниже путе­шествующих лиц к категории туристов:

• россиян, совершающих чел- рынки Турции, Китая и некоторых ночные рейсы на дешевые вещевые других государств;

• ограниченный контингент
международных сил ООН по под­
держанию мира в республиках быв­
шей Югославии;

  • молодоженов, отправляющих­
    ся в свадебное путешествие за гра­
    ницу;

  • политического лидера из Мос-

• пожилая чета Флауэрс про­
вела осенью две недели на Среди­
земноморье с лечебными целями;

• сборная команда России при­
была в Нагано для участия в XVIII Бе­
лой Олимпиаде;

• итальянская фирма организо­
вала тур по Дунаю для десяти своих
сотрудников в качестве поощрения
по итогам работы за год;

квы, находящегося в течение дня в Санкт-Петербурге для встречи с из­бирателями в ходе предвыборной кампании;

• участников авторалли Па­
риж—Дакар;

• беженцев.
Аргументируйте свой ответ.

  • Эндрю Уорд иммигрирует в
    Австралию, чтобы начать новую
    жизнь;

  • Николь Буше прилетела из
    Парижа в Америку на три дня для
    проведения деловых переговоров в
    Вашингтоне;

  • студент Иванов из Москвы
    едет в Великобританию на два года,
    чтобы продолжить образование в
    Кембриджском университете.

Глава II

СТАТИСТИКА

МЕЖДУНАРОДНОГО

ТУРИЗМА

Проблемы статистического учета являются центральными в исследованиях туризма. Поэтому в учебнике вопросы статистики туризма, хотя им и посвящена специальная глава, поднимаются также в других разделах. Они присутствуют, в частности, при оп­ределении туристской индустрии. Такое распределение учебного материала в известной мере отражает эволюцию взглядов на место и роль туризма в национальном хозяйстве и попытки оценить его экономический вклад.

Исследование международного туризма требует количествен­ных показателей, в основе которых лежат статистические данные. Начало систематическому учету туристских потоков было положе­но в первой половине XX в. В 1929 г. Австрию посетили около 2 млн человек, Швейцарию — 1,5 млн, Италию — свыше 1 млн. На вол­не туристского движения в ряде европейских стран складывается статистика путешествий. Однако тогда она еще не имела самосто­ятельного значения. Сбор и обработка сведений осуществлялись в интересах национальной безопасности, контроля за миграцион­ными процессами и соблюдения законодательства о налогообло­жении. Собственно туристские цели отходили на задний план. Ту­ристы учитывались наряду с другими путешествующими лицами, не вычленяясь в качестве особой категории.

Новый этап в развитии статистики международного туризма наступил в конце 40-х — начале 50-х годов. После войны европей­ские страны столкнулись со многими хозяйственными проблема­ми: разрухой, хаосом в управлении, развалом товарной и финан-

совой систем. Стабилизация ситуации требовала целого комплекса скоординированных действий. В этих условиях правительства обратились к международному туризму, возлагая на него большие надежды. С ним связывали активизацию платежного баланса, достижение финансового равновесия и, в конечном итоге, долгосроч­ный экономический подъем.

В 60-е годы внимание правительств индустриальных стран Запада и международных организаций было сфокусировано на положении развивающихся стран. Генеральная Ассамблея ООН приняло Декларацию о предоставлении независимости колониальным странам и народам (I960 г.) и объявила текущее десятилетие «Декадой развития». Для стран Третьего мира консультанты разработали программы преодоления экономической отсталости, в кото­рых туризму отводилось существенное место.

С ростом объема и экономического значения туризма шло развитие статистики. Постепенно простые учетные операции услож­нились и стали включать элементы анализа туристской миграции. И настоящее время статистика туризма, охватывая большой круг вопросов, ведется в целях оценки вклада международного туризма и экономику страны, в частности, его влияния на платежный ба­нане; выявления основных направлений и тенденций развития туризма для планирования его материально-технической базы; про­ведения маркетинговых исследований и продвижения туристского продукта к потенциальным потребителям.

За каждым из перечисленных направлений статистических на-блюдений стоит конкретный пользователь информацией. Это — пра­вительства, национальные туристские администрации и предприя-тия—производители туристских товаров и услуг. В процессе работы все они нуждаются в новейшей информации о туризме и определя­ют ее содержание, объем, формы и периодичность представления.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Между народные экономические отношения учебник Моска 1997 между народные экономические отношения учебник (1)

    Учебник
    Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов специальности "Мировая экономика".
  2. Между народные экономические отношения учебник Моска 1997 между народные экономические отношения учебник (2)

    Учебник
    Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов специальности "Мировая экономика".

Другие похожие документы..