Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
БГО «Белплемживобъединение» представлено ведущими племенными предприятиями Республики Беларусь. Оно включает 6 племенных предприятий (по одному в каж...полностью>>
'Программа'
Программа государственного экзамена по специальности «Политология» составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандар...полностью>>
'Анализ'
Митина, И. Н. Неинвазивная ультразвуковая диагностика врожденных пороков сердца : [атлас] / И. Н. Митина, Ю. И. Бондарев. - М.: Изд. дом «Видар-М», 2...полностью>>
'Сказка'
И сказала я лучу:- Я тоже двигаться хочу.Я бы многого хотела:Вслух читать и мяч катать.Я бы песенку пропела,Я б могла похохотать.Да мало ль я чего хо...полностью>>

Учебное пособие опирается на материалы специализированных учреждений оон, Европейского Союза, Всемирной туристской орга­низации (вто), национальных туристских администраций, Госком­стата России и пр.

Главная > Учебное пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

§ 2. Классификация туризма

Существует очень много классификаций туризма. Они различа­ются самим пониманием этого феномена, принципами построе­ния, прикладными задачами классификации и пр. Главным явля­ется деление туризма на международный и внутренний.

Международный туризм охватывает поездки путешествую­щих лиц с туристскими целями за пределы страны постоянного жительства. Пересечение государственной границы для них связа­но с определенными формальностями: оформлением заграничных паспортов и виз, прохождением таможенных процедур, валютным и медицинским контролем. Эти правила вводятся государством в це­лях борьбы с незаконной миграцией, международным терроризмом, торговлей наркотиками, проституцией и т.д. и обеспечивают уста­новленный порядок въезда в страну и выезда из нее. Специальные службы проверяют соблюдение путешествующими лицами паспорт­но-визового режима, требований о вакцинации (прививках), пра-вил и условий провоза через границу вещей, товаров, валютных средств и проведения операций по обмену валюты.

Упрощение (ужесточение) формальностей оказывает прямое воздействие на международные туристские потоки, облегчая (или, наоборот, затрудняя) передвижение людей. Не способствуют рос-ту туристских путешествий сложная и затянутая процедура оформ-ления выездных документов, нарушение установленных сроков их рассмотрения или произвольное отклонение, чрезмерно высокий сбор; в сфере валютного контроля — введение жестких ограниче-

ний на обмен валюты, от которого зависит уровень потребления товаров и услуг туристами. Таможенные декларации и досмотры также могут выступать в качестве сдерживающего начала и приве­сти к сокращению туристских поездок.

Национальные туристские администрации и многие междуна­родные организации включили упрощение формальностей в пе­речень главных своих задач. Одной из первых к этой проблеме об­ратилась Международная организация гражданской авиации (ИКАО), которая еще в 1944 г. на Чикагской конференции пред­ложила унифицировать заграничные паспорта. Позднее, в 50—90-е годы, вопросы пограничного, таможенного, медицинского конт­роля нашли отражение в важнейших документах Совета таможен­ного сотрудничества, Международной морской организации, Все­мирной организации здравоохранения, Международной органи­зации труда и др.

ВТО, придавая особое значение упрощению туристских фор­мальностей, разработала и приняла соответствующий пакет реко­мендаций в части:

  • паспортных формальностей: децентрализация паспортных
    служб; сокращение сроков и упрощение процедуры оформления
    заграничных паспортов; введение разумного сбора; установление
    срока действия паспорта не менее пяти лет с неограниченным
    числом поездок; хранение заграничного паспорта у владельца без
    права его конфискации; приведение паспортов в соответствие со
    стандартами ИКАО, позволяющими осуществлять проверку с по­
    мощью компьютерных систем;

  • визовых формальностей: безвизовый въезд на срок до трех
    месяцев; распространение действия визы сроком на 12 месяцев на
    один или несколько въездов во все пункты и по всем маршрутам,
    открытым для туристов, с использованием любого вида транспор­
    та; взаимное признание визы рядом государств; в исключительных
    случаях выдача разрешения на въезд на контрольно-пропускном
    пункте; установление единого консульского сбора независимо от
    гражданства туриста;

  • валютных формальностей: разрешение ввоза валюты в размере,
    указанном в таможенной декларации; предоставление полной ин­
    формации потенциальным посетителям и туристам о правилах и те­
    кущем курсе обмена валюты; размещение соответствующей инфор­
    мации в обязательном порядке на контрольно-пропускных пунктах
    въезда; обеспечение возможности обратного обмена валюты при
    выезде из страны пребывания; обмен ввозимой валюты только на

добровольной основе; предоставление права туристам иметь при выезде достаточные суммы в национальных денежных единицах для обратной поездки по своей стране;

  • таможенных формальностей: обложение туристов налогами,
    сборами, пошлинами при въезде-выезде, кроме таможенных по­
    шлин и налогов на добавленную стоимость по отдельным видам
    товаров и определенному их количеству; включение некоторых
    налогов и сборов на содержание и обновление туристских объек­
    тов в структуру косвенного налогообложения, в стоимость биле­
    тов, путевок, туров, вместо прямого сбора валюты с посетителей;

  • медицинских формальностей и оказания медицинской помо­
    щи туристам: расширение сотрудничества национальных турист­
    ских администраций с органами здравоохранения в деле предос­
    тавления исчерпывающей туристской информации медицинского
    характера всем заинтересованным лицам; заключение дву- и мно­
    госторонних государственных договоров по медицинскому страхо­
    ванию и оказанию медицинской помощи туристам; предоставле­
    ние неотложной медицинской помощи всем без исключения ту­
    ристам; в случае заболевания в острой форме или смерти
    незамедлительное извещение консульства и родственников; пере­
    возка тела на родину или его захоронение; быстрое оформление
    требуемых документов.

Эти рекомендации исходят из основополагающих принципов упрощения туристских формальностей, сформулированных в Бу­дапештской конвенции и нашедших отражение в Гаагской декла­рации по туризму.

Туристские формальности, связанные с пересечением государ­ственных границ, являются неотъемлемой частью международно­го туризма и выступают в качестве главной его особенности. Чем глубже различия денежных систем государств, чем больше пре­пятствий на пути свободного передвижения людей, чем значи­тельнее языковые барьеры, которые хотя и не относятся к турист­ским формальностям, но, разделяя народы, оказывают заметное влияние на развитие туристских контактов, тем существеннее от­личие международного туризма от внутреннего.

Другая особенность международного туризма носит экономи­ческий характер и раскрывается через влияние, какое междуна­родный туризм оказывает на платежный баланс страны. Иност­ранные туристы, оплачивая товары и услуги, обеспечивают по­ступление валюты в бюджет принимающей страны и тем самым активизируют ее платежный баланс. Поэтому приезд иностранных

туристов получил название активного туризма. Напротив, выезд туристов сопряжен с оттоком национальной денежной единицы из страны их постоянного проживания. Международные платежи по туристским операциям такого рода фиксируются в пассиве пла­тежного баланса страны—поставщика туристов, а сам туризм име­нуется пассивным.

Деление на активный и пассивный, исходя из особенностей отражения финансовых результатов туристской деятельности в пла­тежном балансе, присуще только международному туризму и не распространяется на внутренний туризм.

В международном туризме выделяют две его формы — въезд­ной и выездной, которые различаются по направлению турист­ского потока. Один и тот же турист может быть классифицирован как въезжающий и выезжающий одновременно в зависимости от того, по отношению к какой стране описывается его перемеще­ние. Различают страну происхождения туриста, которую он поки­дает, и страну назначения, куда он прибывает. В первом случае речь идет о выездном, во втором — о въездном туризме. Эти тер­мины используются применительно к зарубежному путешествию в начале поездки. На обратном пути турист просто возвращается домой.

Внутренний туризм в отличие от международного не связан с пересечением государственной границы и, следовательно, не требует соблюдения туристских формальностей. Он представляет собой миграционные потоки людей в пределах страны постоянно­го жительства с туристскими целями. Национальная денежная еди­ница, используемая повседневно, продолжает оставаться средством обращения, а родной туристу язык — средством общения. Такие путешествия сравнительно легко организовать. По некоторым оцен­кам, на долю внутреннего туризма приходится 80—90% всех турист­ских поездок, а общий объем расходов на внутренний туризм в 5— 10 раз превышает затраты туристов на международные поездки.

Несмотря на существенные различия, международный и внут­ренний типы туризма теснейшим образом связаны между собой. Внутренний туризм выступает своего рода катализатором между­народного туризма. Он способствует освоению новых рекреацион­ных ресурсов и районов, созданию базовой туристской инфраструк­туры, подготовке специалистов и тем самым оказывает содействие интеграционным процессам и формированию единого мирового туристского пространства.

В последнее время наметилось некоторое сближение междуна­родного и внутреннего туризма, которое обусловлено упрощени­ем туристских формальностей. Положительный пример решения ной проблемы дает Объединенная Европа. В июне 1985 г. Нидер-нанды, Бельгия, ФРГ, Франция и Люксембург подписали в г. Шенген соглашение о поэтапной отмене паспортного и тамо­женного контроля для своих граждан на общих границах. За истек­ший период к Шенгенскому соглашению присоединились и дру­гие европейские страны, а в его текст были внесены дополнения и уточнения: четко и однозначно определены внешние границы ЕС, установлены единые консульские правила, нормы и порядок пе­ресечения границ ЕС в целях сохранения и упрочения обществен­ной безопасности. Заключение Шенгенского соглашения, а затем Маастрихтского договора стало знаменательным этапом на пути образования военно-политического и валютно-экономического со­юзов 12 европейских государств. Переход к общей денежной еди­нице — экю, свободному перемещению товаров, капитала, услуг и рабочей силы, т.е. фактической отмене границ, открывает ши­рокие перспективы для дальнейшего роста туристских обменов.

С созданием единого визового пространства радужные перс­пективы туристского бизнеса открываются во Франции, Герма­нии, Испании, Португалии, Бельгии, Нидерландах, Люксембур­ге, Австрии, а также Италии и Греции. Ожидается увеличение прибытий туристов в эти страны из отдаленных регионов — Ази­атско-Тихоокеанского и др. Решающим фактором расширения ту­ристских потоков в ЕС становится экономия средств и времени на поездки.

Прежде расходы азиатских путешественников на оформление целого ряда виз при трансевропейском туре составляли не одну сотню долларов, процесс же их оформления растягивался на месяцы. Новый порядок въез­да в Шенгенскую зону значительно упрощает и удешевляет путешествие. Что же касается внутриевропейского туризма в пределах единого визово­го пространства, то граждане этих стран могут свободно перемещаться, не обременяя себя никакими формальностями, а, учитывая европейские1 расстояния, поездка на выходные в соседнюю страну становится прави­лом хорошего тона.

Активный туристский обмен является не только результатом, но и средством ускорения интеграционных процессов и постепен­ного перехода от Европы государств к Европе регионов. Один из таких еврорегионов — Трирена (Regio TriRhena) — складывается в


районе Верхнего Рейна на пограничье Германии, Франции и Швей­царии. Эта разорванная между государствами территория начинает постепенно стягиваться благодаря комплексу мер, направленных на упрочение связей. Важное место в нем отводится туризму.

В результате трехсторонних усилий разработана общая стратегия рек­ламы «Три страны — четыре города — одна поездка», открыты школы по изучению иностранного (французского или немецкого) языка для пре­одоления культурно-языковых барьеров, выпущен единый путеводитель по музеям региона, ведется строительство паромной переправы через Рейн для велосипедистов и пешеходов, соединяющей Францию и Германию, налаживается кооперация между конгресс-центрами Страсбург, Базеля и Фрайбурга, восстанавливаются памятники истории и культуры.

Совместные проекты финансируются странами-участницами из бюд­жетов разных уровней: нижнего (местные общины), среднего (немецкие земли, французские департаменты, швейцарские кантоны) и высшего (центральные правительства). Значительные средства на реализацию про­ектов выделяет ЕС. В 1991 г. он утвердил специальную программу «Йн-террег», предусматривающую оказание финансовой поддержки межре­гиональному сотрудничеству. В Трирене только на создание сети пеше­ходных дорожек, связывающей Францию и Швейцарию, было направлено 234 тыс. экю, из них 78 тыс. по линии ЕС. Написание и издание брошю­ры-путеводителя по туристскому центру Брайзах—Не-Бризак, разделен­ному Рейном на немецкую и французскую части, обошлись в 55,4 тыс. и 27,7 тыс. экю соответственно. Брошюра призвана стимулировать посеще­ние двух городов как единого целого. Среди уже реализованных проек­тов — организация в 1993 г. консалтингового центра «Инфобест». Эта небольшая по числу занятых фирма предоставляет информацию и ока­зывает консультационные услуги в пределах региона Трирена по широ­кому кругу запрашиваемых вопросов, начиная от поведения за завтра­ком в чужой стране до подбора зарубежных деловых партнеров. По мне­нию работников фирмы, только сегодня, спустя 30 лет, как были сделаны первые шаги навстречу друг другу и положено начало современной ин­теграции, можно говорить о некоем синергетическом эффекте общих усилий. Не последняя роль в этом принадлежит туризму как основному средству межличностных связей, политических, экономических и куль­турных контактов.

Внутренний, въездной и выездной туризм могут по-разному сочетаться, образуя, кроме международного, национальный ту­ризм и туризм в пределах страны (рис. 4).

Национальный туризм включает внутренний и выездной туризм и соотносится с категорией национального производства (валового национального продукта).

Туризм в пределах страны охватывает внутренний и въезд­ной туризм и соответствует совокупному внутреннему туристско­му потреблению, т.е. суммарным расходам внутренних и иност­ранных туристов.

Концепции международного, национального туризма и туриз­ма в пределах страны, предложенные ВТО, могут быть использо-ваны на всех четырех уровнях: глобальном (в масштабах планеты), региональном (применительно к группе стран), страновом и мест­ном (в границах отдельно взятого района какой-либо страны).

Другая классификация туризма основывается на целях путеше­ствия. Она носит дискуссионный характер. Исследователи расходятся но мнении об отраслевой структуре туризма. Большинство авторов единодушны в главном и различают путешествия с целью развлече­ния и отдыха, с одной стороны, и деловой туризм — с другой, которым соответствуют разные модели поведения посетителей.

Путешествия с целью развлечения и отдыха составля­ют основу международного туристского обмена. На их долю прихо­дится около 70% мирового туризма. Они объединяют оздоровитель­ные, познавательные, любительские спортивные поездки и т.д.

По-прежнему повышенным спросом у населения пользуются поездки к солнцу и морю. Купально-пляжный отдых традиционно считается лучшим способом снятия нервного и физического утом­ления, регенерации сил и энергии. Однако оздоровительный ту-

ризм претерпевает существенные изменения. Мода на приморские курорты проходит, туристские потоки переориентируются. Повы­шается интерес к поездкам в горы и к путешествиям с элемента­ми приключения и риска.

Неотъемлемой частью любого отдыха является ознакомление с историко-культурными достопримечательностями, посещение театров, музеев, в конечном итоге, расширение общественного кругозора. Особое тяготение человек испытывает к культуре, ис­тории, религии, традициям и быту народов. Более полное пред­ставление об этих сторонах человеческой жизни формируется в результате непосредственных контактов с местным населением, которые становятся возможными благодаря туризму. Принимая во внимание масштабы и значение познавательного туризма, боль­шинство исследователей относят его к числу ведущих суботраслей туризма, наряду с оздоровительным и спортивным.

Деловой туризм охватывает путешествия со служебными целями без получения доходов по месту командирования. В от­личие от поездок на отдых решение о командировке, источни­ках и размерах ее финансирования принимают, как правило, не сами туристы, а другие лица (начальник по службе, руководитель фирмы).

К деловому туризму ВТО относит поездки для участия в съез­дах, общих собраниях какой-либо организации дипломатическо­го или иного характера (за исключением поездок лиц, занимаю­щих посты в посещаемой стране), научных конгрессах и конфе­ренциях, производственных семинарах и совещаниях, ярмарках, выставках и международных салонах и другие служебные поездки (установка и наладка оборудования, заключение контрактов и т.д.). В число деловых туристов ВТО включает водителей грузо­виков, коммерческих агентов, стюардесс, тургидов и др., посто­янно находящихся в разъездах и выполняющих свои профессио­нальные обязанности за пределами обычной среды. Согласно оп­ределению посетителя, всех их правомерно считать туристами на работе.

В специальной литературе деловой туризм часто подразделяет­ся на собственно бизнес-поездки, конгрессно-выставочный и инсентив-туризм (от англ, incentive — побудительный, поощряю­щий). Последний представляет собой поездки, которыми фирма награждает своих сотрудников за высокие показатели в работе. Конечно, стимулировать производительный труд можно и с по-

мощью денежной премии. Но, как показывает практика, туристс­кий поездка несет в себе гораздо более сильный побудительный мотив к лучшей работе. Такая форма поощрения труда особенно хорошо зарекомендовала себя в страховых и банковских компани-ях, на торговых предприятиях, имеющих разветвленную дилер­скую сеть. Результаты опроса, проведенного среди коммерческих фирм Великобритании, показали, что более 90% их числа при-знают высокую эффективность инсентива и намерены использо-вать его и в дальнейшем.

В отличие от массовых туров инсентив-программы разрабаты-ваются под конкретного корпоративного заказчика и, как прави-ло, предполагают высококлассные размещение и обслуживание на маршруте. И хотя в общем туристском потоке, например в Испанию или Францию, «премированные» туристы составляют всего 5—7%, доля инсентива в доходах стран от туризма значительно больше. Это объясняется высокой стоимостью инсентив-программ по сравнению с обычными турами.

Деловой туризм — перспективная и высокорентабельная от­расль туризма. Его доля в международном туристском обмене, по некоторым оценкам, составляет от 10 до 20%.

В литературе существуют классификации туризма, основанные на иных признаках. Одни из них относятся к туристскому путеше­ствию и позволяют описать его, исходя из организации, комп-некса предлагаемых услуг, продолжительности и дальности поез­дки. Другие характеризуют туриста с демографической и социаль­но-экономической точек зрения (рис. 5).

Организованный и неорганизованный туризм. Туристы удовлетворяют свои потребности по-разному. Они могут получить соответствующий набор услуг при посредничестве туристской фир­мы или без ее участия, оплатить поездку с комплексным обслу­живанием заблаговременно или каждую услугу в отдельности по мере пользования ею на месте. Строго регламентированные путе­шествия, предлагаемые туристскими фирмами и реализуемые обычно на условиях предварительной оплаты, называются орга­низованным туризмом. Организованные туристы приобретают туры по заранее согласованным маршрутам, срокам пребывания, объему предоставляемых услуг через специальный туристский сбытовой аппарат. Одни из них предпочитают туры с комплексным обслу­живанием, другие ограничиваются частичным туристским обслу­живанием (купив, например, курсовку только на питание).


В отличие от организованных неорганизованные туристы не связаны никакими взаимными обязательствами с разного рода посредниками, прежде всего туристскими фирмами. Они путеше-

ствуют на принципах самодеятельности и самообслуживания. Ти­
пичный пример неорганизованного туризма — поездки путем ав-
тотопа с использованием в качестве средства передвижения по-
путных автомобилей. Неорганизованный отдых получил широкое
распространение.

Индивидуальный и групповой туризм. В зависимости от числа туристов, одновременно и совместно совершающих путеше-ствие по одному маршруту, туризм подразделяется на индивиду­альный (от одного до пяти человек) и групповой (шесть-семь че-ловек и более).

Групповые путешествия, как правило, организуются на осно-ие общности интересов их участников. Это могут быть туры архео­логической, искусствоведческой или исторической тематики, кол­лективные путешествия, организуемые любителями лыжных прогулок или сафари, поездки с производственными целями и т.д.

Коммерческий и социальный туризм. Первоначально вся туристская деятельность носила коммерческий характер и осуще-

ствлялась с целью извлечения прибыли. В сфере туризма, как и в
любом другом секторе экономики, прибыль является главным ис-
точником средств для развития и расширения производства, а также
им платы дивидендов акционерам. Она выступает одним из важ­
нейших результирующих показателей работы туристского предпри-
чтия, на который ориентируется потенциальный инвестор при
оценке возможностей фирмы. Стремясь максимизировать свой до-
ход, туристские компании ищут оптимальное соотношение между
величиной издержек и ценой туристского продукта. Предлагаемые
ими товары и услуги рассчитаны в основном на лиц с высоким и

средним уровнем достатка, готовых полностью оплачивать турист-

кие расходы из семейных бюджетов.

В противовес коммерческому туризму возник социальный ту­ри (м. С законодательным закреплением права на оплачиваемый

  1. туск в 30-е годы казалось, что проблема отдыха трудящихся ре­
    шена окончательно. Но в действительности туристские услуги ос-

тавались недоступными для большей части населения. Круг потре-
бителей особенно сужался в периоды экономических спадов, со-
провождавшихся ростом числа безработных и падением реальных
доходов. Возникла острая необходимость в социальном туризме как


гарантированном минимуме в сфере отдыха. Он получил поддерж­ку на национальном и международном уровнях.

Концепция социального туризма покоится на трех основопо­лагающих принципах: обеспечение отдыха всех и каждого члена общества путем широкого вовлечения в сферу туризма людей с низким уровнем доходов, субсидирование туризма малоимущих и активное участие центральных правительственных, муниципаль­ных, общественных и коммерческих структур в его развитии. Эта концепция была реализована на практике в Швейцарии и Фран­ции благодаря системе отпускных чеков. Главным ее элементом является чек — платежно-расчетное средство, вводимое в обраще­ние для оказания адресной помощи туристам и обеспечения дос­тупности отдыха всем слоям населения (рис. 6).

Чеки выпускаются специально уполномоченным органом: государ­ственным (Национальное агентство отпускных чеков во Франции) или кооперативным (Касса путешествий РЕКА в Швейцарии). Они приобре­таются оптовыми покупателями, главным образом предприятиями, и за­тем реализуются физическим лицам со значительной скидкой. В Швейца­рии дотации составляют от 5 до 25% стоимости отпускного чека, а во Франции — от 20 до 80%. Среди отдельных категорий населения отпуск­ные чеки распространяются бесплатно.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Между народные экономические отношения учебник Моска 1997 между народные экономические отношения учебник (1)

    Учебник
    Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов специальности "Мировая экономика".
  2. Между народные экономические отношения учебник Моска 1997 между народные экономические отношения учебник (2)

    Учебник
    Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов специальности "Мировая экономика".

Другие похожие документы..