Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Лекція'
Роль бібліографічного опису в різноманітних галузях наукової й культурної діяльності винятково велика, адже вся інформація про документи здійснюється...полностью>>
'Реферат'
С глубокой древности известны попытки создать устройства, ускоряющие и облегчающие процесс вычислений. Еще древние греки и римляне применяли приспосо...полностью>>
'Документ'
Возвышение Москвы. Борьба Москвы с Тверью. Становление централизованного государства. Общее и особенное....полностью>>
'Закон'
Статья 164 Гражданского кодекса Российской Федерации [1] содержит общее требование, согласно которому сделки с землей и другим недвижимым имуществом ...полностью>>

С. Е. Тихонов, заведующий кафедрой гуманитарного образования яноипкро педагогические штудии Втечение последних трёх лет (с 2007 г.) Тогирро организует и проводит межрегиональный семинар

Главная > Семинар
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Заметки

о межрегиональном семинаре для творчески работающих педагогов . С.Е.ТИХОНОВ, заведующий кафедрой гуманитарного образования ЯНОИПКРО

Педагогические штудии

В течение последних трёх лет (с 2007 г.) ТОГИРРО организует и проводит межрегиональный семинар для творчески работающих педагогов. И это становится доброй традицией. При этом следует отметить, что руководство и весь коллектив ТОГИРРО и Департамент образования Тюменской области, очевидно, изначально поставили себе целью сделать этот семинар максимально открытым не только для педагогов школ своей области, но и коллег из других регионов. Такое решение было принято для того, чтобы как можно большее число ищущих, стремящихся к совершенствованию учителей могли увидеть мастер-классы лучших педагогов своей области и, что очень важно, России. С этой целью во многом благодаря усилиям, организаторскому и педагогическому опыту, а также авторитету ректора ТОГИРРО О.В. Ройтблат на протяжении всего обозначенного времени к этому (и не только этому) событию удаётся привлекать членов оргкомитета и жюри, победителей финального этапа всероссийского конкурса Учитель года разных лет.

В 2008 и 2009 гг. по приглашению ТОГИРРО мне посчастливилось принять участие в этом семинаре. Нельзя не отметить высокий уровень организации семинара в плане как содержания, так и формы, а также тот дух дружелюбия и гостеприимства по отношению к приезжающим коллегам, который свойствен коллективу института. Одно из значимых и очень необходимых обновлений в формате проведения семинара состояло в том, что на протяжении трёх дней постоянно работала видеосвязь с одним из самых отдалённых районов Тюменской области – Сладковским. Благодаря этому педагогическая общественность этого сельского района смогла активно (как говорится, напрямую в режиме реального времени) участвовать в общей работе.

В этом году семинар состоялся 19-21 июня. Его тема – Новая модель проведения конкурса «Учитель года» в контексте президентской инициативы «Наша новая школа». Продуманность его программы, условия и уровень реализации позволили позволили, как мне думается, сполна удовлетворить профессиональные ожидания участников и расширить их представления о тенденциях в образовательной политике, технологических подходах и, главное, возможностях, содержании и формах современного урока. Основными задачами данного семинара, как следует из указанного названия, стали актуализация идей, заложенных в проекте «Наша новая школа», выдвинутом Президентом РФ Д.А. Медведевым, обсуждение с этих позиций образовательных стандартов второго поколения, а также представление возникшей в соответствии с обозначенными инициативами новой модели проведения заключительной этапа конкурса «Учитель года России». Нельзя не отметить, что при этом ТОГИРРО бережно сохраняет и воплощает в жизнь и сверхзадачу подобных семинаров: активизировать творческий потенциал учителей и сотрудников дошкольных образовательных учреждений, привлечь их к конкурсному движению, проиллюстрировать бесконечность горизонтов в совершенствовании педагогического мастерства. Базовой педагогической идеей семинара, о которой говорили в теоретическом аспекте и рассматривали в качестве одного из критериев оценивания различных заданий, предусматриваемых в рамках конкурса «Учитель года России-2009», а также демонстрировали в ходе мастер-классов, вероятно, можно считать надпредметность (метапредметность) современного занятия в школе. Благодаря практическому воплощению в образовательной деятельности этой идеи в сознании учащегося (и, естественно, выпускника) должна складываться целостная картина мира, а не его мозаичное панно.

Всё это в полной мере удалось воплотить организаторам и выступавшим на семинаре. Следует особо отметить практическую направленность семинара.

В первый день семинара (19.06.2009) об истории, задачах и основных тенденциях в развитии конкурсного движения в контексте президентской инициативы «Наша новая школа» полно и увлечённо говорила первый заместитель главного редактора «Учительской газеты», организатор и член жюри Всероссийского конкурса «Учитель года» Ирина Георгиевна Димова. Роль художественного образования в развитии творческого потенциала учителя и учащегося вдохновенно раскрыл учитель музыки НОУ «Ломоносовская школа» г. Москвы, член жюри, абсолютный победитель (1992 г.) названного конкурса, композитор Артур Викторович. Заруба. Проблемы школьного литературного образования в контексте обновления образовательных стандартов критически осветил учитель русского языка и литературы школы № 57 г. Брянска, заслуженный учитель РФ, член жюри, абсолютный победитель (1993 г.) всероссийского конкурса «Учитель года», поэт Олег Геннадьевич. Парамонов. О целях и задачах современной школы сегодня и завтра, основываясь на опыте работы лицея № 1581 при МГТУ им. Баумана и Школы будущего № 2030 г. Москвы, заинтересованно говорила учитель математики, директор лицея № 1581, лауреат премии президента РФ и премии мэра г. Москвы, победитель конкурса лучших учителей в рамках ПНПО, член жюри и абсолютный победитель (2007 г.) всероссийского конкурса «Учитель года» Анна Григорьевна Мехед.

В то же день свой мастер-класс «Загадки Гоголя», посвящённый 200-летию писателя, представила учитель русского языка и литературы школы № 72 г. Тюмени, победитель конкурса «Учитель года Тюменской области-2008», лауреат конкурса «Учитель года России-2008», победитель конкурса лучших учителей в рамках ПНПО Елена Николаевна Володина. Мастерство учителя, безусловно, проявляется в организации движения мысли слушателей (а значит, и учащихся) от проблемы к поиску её решения, эрудиции, многоаспектности подачи учебного материала, стремлению к диалогизации учебного занятия, а также романтичности и лиризме как свойствах личности этого педагога.

Открытость семинара, о которой уже упоминалось, просматривается и в том, что организаторы дают возможность любому из участников поделиться своим опытом в том числе и в форме мастер-класса. И в этот раз первый день семинара завершился занятием «Модель государства – лагерь? (на материале повести С.Довлатова «Зона» и его писем нью-йоркского периода)», проведённым автором этих заметок – заведующим кафедрой гуманитарного образования Ямало-Ненецкого окружного института повышения квалификации работников образования С.Е. Тихоновым.

Второй день семинара (20.06.2009) был посвящён мастер-классам.

А.Г. Мехед очень профессионально осветила проблемы современного российского школьного математического образования в свете процесса обновления образовательных стандартов, а затем провела мастер-класс, проблемным вопросом которого был следующий: почему всё на свете боится времени, а время боится пирамид? Рассматривая теоретически сложные математические понятия и ища ответ на поставленный вопрос в сотрудничестве со слушателями, которые не являются учителями-математиками, Анна Григорьевна с высокой степенью научности и доступности смогла организовать учебную деятельность. При этом занятие отличали философичность подхода, многоаспектность взаимосвязей с другими дисциплинами, обращённость к человеческим ценностям и мысль о гармонии мира и роли в его преобразовании человека. Глубочайшая эрудиция, логичность, аналитичность, ясность воплощения идеи, стремление к живому общению, скромность – вот лишь некоторые черты, свойственные всему, что делает А.Г. Мехед.

О.Г. Парамонов, участник, помимо всего прочего, и нескольких педагогических марафонов в разных регионах России, продемонстрировал высочайший уровень импровизации и богатейшие знания и литературы, и законов литературного творчества, предложив слушателям назвать имя любого российского писателя, о творчестве и личности которого в настоящий момент им хотелось бы поговорить. Выбор пал на поэзию В.В. Маяковского, однако в начале занятия Олег Геннадьевич (далее – О.Г.) откликнулся и на другие прозвучавшие просьбы и коснулся наследия нескольких других авторов, предваряя и связывая это своеобразное вступление с В.В. Маяковским. Оттолкнувшись от текста стихотворения «Сергею Есенину», О.Г. вёл со слушателями серьёзный разговор о самоубийстве как одной из форм «выхода» из сложнейших жизненных ситуаций, о том, можно ли подобный трагический шаг считать проявлением силы или слабости личности. Артистизм в самом высоком значении этого слова, харизматичность, универсальность знаний, множественность приёмов и способов установления и поддержания контакта с аудиторией, ярко выраженное творческое начало – всё это нашло воплощение в мастер-классе О.Г. И это только некоторые качества личности учителя О.Г. Парамонова.

Для меня лично (и, полагаю, для большинства присутствующих) своеобразным открытием семинара-2009 стала учитель начальных классов, заместитель директора по учебной работе лицея № 6 г. Миасса Челябинской области, победитель конкурса «Учитель года России-2008», победитель конкурса лучших учителей в рамках ПНПО Наталья Владимировна Каменкова. Н.В. Каменкова (далее – Н.В.) в диалогическом ключе размышляла теории и практике начального образования с позиций новых образовательных стандартов, высказала свою точку зрения на проблемы, связанные с проектированием учебного процесса на основе использования системы учебных задач, а также с оцениванием планируемых результатов освоения программ начального образования. Затем Н.В. провела мастер-класс «От формы к содержанию. Урок-исследование программ начального образования». Значительные теоретические психолого-педагогические знания, многолетняя педагогическая практика, глубокое осмысление процессов, происходящих в сфере начального образования и современной российской школе в целом, позволяют Н.В. делиться с коллегами не только своим опытом, но и той убеждённостью в необходимости преобразований как в образовательной деятельности учителя в начальной школе, так и самого педагога в связи с изменяющимися условиями и требованиями, предъявляемыми обществом на современном этапе его развития и в перспективе. Не может не вызывать уважение и то, что Н.В. смогла продемонстрировать занятие как составную часть своей работы в технологической парадигме развивающего обучения. При этом чувствуется, что Н.В. в совершенстве владеет и системой Л.В. Занкова, и системой Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова. Импонирует также и то, что мастер-класс (и, конечно, вся практическая образовательная деятельность) строится в деятельностном режиме на субъект-субъетной основе при активном использовании диалогических форм организации учебного и внеучебного процессов. Помимо этого, очень важно учесть следующее: разрабатывая и реализуя учебные ситуации, ища решение разнообразных учебных задач, Н.В. в сотрудничестве со слушателями семинара (и, вне сомнения, на своих уроках) шла от жизненно важных для учащихся ситуаций, тем самым приближая к реальности и в немалой степени обеспечивая проживание обучаемым конкретного вида деятельности. Это, в свою очередь, обусловливает наиболее качественное освоение учебной программы. При этом привлекается и жизненный опыт самих воспитанников. Кроме того, мастер-класс и популярная лекция-диалог дают возможность заключить, что Н.В. для достижения целей занятия и решения учебных задач активно пользуется и методом проектов. Позволю себе предположить, что по сути Н.В. обозначила и находится в поиске того, что образно можно было бы назвать универсальными элементами образовательной (и в частности учебной) деятельности. Их в совокупности можно представить как некую также универсальную модель проведения учебного занятия, построенную в соответствии с законами организации и воплощения любой деятельности.. При этом на конкретном занятии могут быть востребованными в некоторых случаях все элементы предлагаемой модели Всей её работе свойственна технологичность как одно из важнейших свойств, которыми, на мой взгляд, должен отличаться учитель сегодняшнего (и не только сегодняшнего) дня.

Несомненный интерес участников семинара вызвал мастер-класс одного из опытнейших мастеров педагогического труда, учителя начальных классов лицея № 34 г. Тюмени, призёра конкурса «Учитель года Тюменской области-2007», победителя I областного конкурса профессионального мастерства «Учитель начальных классов-2007» Елены Владимировны Иванюк.

Свой неординарный взгляд на преподавание русского языка и литературы в школе изложила перед своим мастер-классом учитель русского языка и литературы школы № 72 г. Тюмени, победитель конкурса «Учитель года Тюменской области-2003», лауреат конкурса «Учитель года России-2003», победитель конкурса лучших учителей в рамках ПНПО Марианна Михайловна Чуйкова. Мастер-класс М.М. Чуйковой (далее – М.М.) был в педагогическом аспекте был посвящён такому интереснейшему, по моему убеждению, технологическому подходу, как арт-педагогика (театрализация образовательной деятельности).

В год 200-летнего юбилея Н.В. Гоголя М.М. выстроила своё занятие, положив в его основание нериторический вопрос городничего А.А. Сквозник-Дмухановского – героя комедии «Ревизор»: «Над кем смеётесь, господа?», – и его же ответ: «Над собой смеётесь». М.М. старалась подвести слушателей к философскому осмыслению проблемы и факта смеха над собой и смеха над другими, показать вневременной характер гоголевского текста и театра Н.В. Гоголя-драматурга. При этом педагог искусно ткала, если можно так выразиться, полотно надпредметности, оставаясь при этом и в контексте своей дисциплины, и в канве своей ведущей педагогической идеи, и в ткани тех педагогических приёмов, которыми сегодня учителю хотелось с нами поделиться.

Насколько я мог понять, суть идеи М.М, состоит в следующем: при планировании и, главное, реализации каждого занятия по любому предмету в его целевую установку, помимо собственно цели и задач, обязательно должна входить (и соответственно формулироваться учителем) сверхзадача. Под сверхзадачей М.М. понимает то изменение, к достижению которого нужно мотивировать и которое может (при определённых усилиях) и должен в идеале произойти в сознании учащегося, в его действиях (в том числе и учебных). Иными словами, вероятно, в данном случае понятие изменение в какой-то мере близко принятому понятию новообразование.

Следует отметить, что термин «сверхзадача», как мне кажется, пришёл в школьную и вузовскую педагогику из теории и практики русского драматического театра и театральной педагогики, а туда (в свою очередь) попал, как нам известно, из классической риторики. Согласно риторике сверхзадача оратора (а, надеюсь, не вызывает сомнения, что каждый учитель должен быть хорошим оратором) в том, чтобы вызвать в слушателе то отношение к предмету речи, которое испытывает сам говорящий и/ или необходимо в силу каких-либо обстоятельств. На мой взгляд (и в этом я полностью солидарен с М.М.), сверхзадача – это один из важнейших элементов, позволяющих организовать полноценное занятие, его, если так можно выразиться духовный, морально-этический стержень. Поэтому само обращение М.М. Чуйковой и к самому этому понятию, к его сущности, и, главное, к механизму его воплощения на уроке, в ходе мастер-класса, к его популяризации в педагогическом сообществе представляется мне очень важным.

Кроме того, нельзя не сказать об артистизме, глубокой эрудиции и искусности в применении самых различных способов и приёмов воздействия и взаимодействия с аудиторией, продемонстрированных М.М. в ходе занятия и, без сомнения, свойственных ей в работе с учащимися.

Очень большое впечатление на слушателей семинара произвёл мастер-класс А.В. Зарубы (далее – А.В.). А.В. – признанный профессионал, обладающий своими мощным творческим началом и неповторимым педагогическим почерком. Работая исключительно в субъект-субъектной парадигме, непрестанно побуждая учащихся к тому, чтобы стать творцами (или сотворцами), А.В. стремится решать важнейшие задачи развития потенциала личности обучаемого средствами искусства. При этом, естественно, не замыкаясь в рамках какого-либо одного из видов искусства, а стремясь к синкретизму, смело обращаясь к материалу самых различных учебных дисциплин, творя новую, в частности, музыкальную реальность на глазах слушателей и с их помощью. В этот раз А.В. положил в основу занятия (с точки зрения учебного материала) музыку Т. Альбинони (его адажио) и проникновенный мультипликационный фильм режиссёра Г. Бардина, музыкальным фоном которого (а, точнее, лейтмотивом) является названное музыкальное произведение. Заметим также, что в свою очередь Г. Бардин, создавая свой мультфильм, ассоциировал свою художественную идею с мыслями, реализованными в легенде о Данко в рассказе А.М. Горького «Старуха Изергиль», а также, возможно, в библейских сюжетах. Таким образом, сопрягая различные художественные миры, эстетическую действительность как различных видов искусства, так и эпох в его развитии, а также исторических периодов становления и жизни человечества, А.В. размышлял со слушателями о сложнейших философских проблемах бытия и сущности человека, его предназначении.

В этом, по моему мнению, и была ярко явлена одна из базовых идей семинара – надпредметность (метапредметность) как магистральная линия развития учебного занятия, о чём мы уже упоминали ранее.

Стремление А.В. к постоянному диалогу, быстрота педагогических реакций, широта и универсальность знаний, умений и навыков воплощения своего педагогического замысла, искусность в общении – это лишь некоторые черты, присущие А.В. Зарубе.

Третий день семинара, как и предыдущие два, был очень насыщенным.

Участники имели возможность познакомиться с педагогическим кредо и профессиональным практическим опытом учителя истории и обществознания школы № 70 г. Тюмени, победителем конкурса «Учитель года Тюменской области-2009», победителем конкурса лучших учителей в рамках ПНПО Константином Васильевичем Лупиковым (далее – К.В.). К.В. кратко познакомил со своими представлениями о содержании, а также технологических и методических подходах в преподавании обществознания и истории в современной школе. Занятие со слушателями К.В. посвятил рассмотрению такого сложного понятия, как труд. К.В. рассказал о том, каким образом он строит это занятие с учащимися 8 класса, а также проиллюстрировал это, проведя элементы урока на обозначенную тему со слушателями семинара. Отрадно отметить, что анализ (в качестве одной из форм исследования и освоения понятия) К.В. строил с привлечением материала сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Как один мужик двух генералов прокормил», а также реалий сегодняшней экономической и правовой жизни российского общества и других стран. Тем самым К.В. наглядно продемонстрировал практическую реализацию межпредметных связей в ходе учебного занятия. Нельзя не сказать и о достойном уровнем владения теоретическим багажом своего (и не только своего) предмета, а также весьма достойном воплощении элементов содержания с точки зрения профессиональных педагогических приёмов при использовании актуального технологического подхода, одной из основ которого является организация диалогического взаимодействия с учащимися.

Затем А. В. Заруба, И.Г. Димова представили слушателям свою точку зрения на проблемы конкурсного движения, акцентировав внимание на вопросах подготовки к конкурсу, и, в частности, рождения замысла, планирования и представления в ходе конкурса профессионального мастерства занятия по предмету (и, конечно, открытого урока). А.В. Заруба остановился также на некоторых закономерностях и основных способах построения и воплощения в звучащем слове публичной лекции, заострил внимание на важнейших приёмах участия в дискуссии.

В третий, заключительный, день семинара всем присутствующим была предоставлена возможность воочию убедиться в достижениях системы дошкольного образования г. Тюмени и отчасти Тюменской области в целом. Выступление методиста по обеспечению государственного стандарта образования МОУ «Городской информационно-методический центр» г. Тюмени позволило создать представление об участии педагогических работников дошкольных учреждений в конкурсах профессионального мастерства. После этого свои занятия со слушателями провели

– воспитатель МАДОУ Детский сад № 110 г. Тюмени, победитель городского конкурса «Воспитатель года-2008» Антонина Викторовна Сидорова;

– воспитатель МАДОУ Детский сад № 75 г. Тюмени, призёр городского конкурса «Воспитатель года-2009» Светлана Геннадьевна Бандура;

– воспитатель МАДОУ Детский сад № 1 г. Тюмени, призёр городского конкурса «Воспитатель года-2009» Наталья Юрьевна Солоденко.

Нельзя не отметить, что все коллеги-воспитатели, несомненно, мастера в своей профессии. Как мне показалось, наибольший интерес слушателей вызвало занятие А.В. Сидоровой, поскольку оно было проведено в игровой форме как реальное педагогическое событие, которое позволило судить и о содержании, и о форме этого конкретного учебного занятия, а также о педагогических воззрениях его автора.

С.Г. Бандура в форме рассказа познакомила со своей профессиональной мастерской, описала собственные взгляды и практику работы, акцентировала внимание на теме своего исследования.

Н.Ю. Солоденко в большей степени (как я понял, в соответствии с поставленной руководством перед ней задачей) сосредоточила внимание участников на том, какие психологические и знаниевые, если можно так сказать, барьеры приходится преодолевать педагогу дошкольного учреждения, решившему по собственной воле или сначала по убеждению других участвовать в конкурсе. Затем Н.Ю. Солоденко наглядно проиллюстрировала свою педагогическую идею, направленную на развитие творческого потенциала ребёнка при создании поделок из природного материала.

В дополнение ко всему изложенному выше считаем необходимым акцентировать внимание ещё на нескольких важных, на наш взгляд, моментах.

Каждому мастер-классу в ходе семинара был дан методологический и научно-методический комментарий. У слушателей постоянно была возможность включаться в обсуждение в форме свободной дискуссии (в режиме свободного микрофона).

Каждый день работы завершался письменной рефлексией в форме анкетирования слушателей.

Семинар дал возможность педагогам почувствовать богатейший спектр передовой педагогической мысли в воплощении учителей-практиков. Главное же, по моему глубокому убеждению, в том, что учителя смогли вживую увидеть занятия мастеров – нескольких лучших учителей России, а также своих высокопрофессиональных земляков. Ощущать то, как теория сопрягается с реальной педагогической практикой и находит в ней прямое отражение, – это важнейший элемент, позволяющий каждому учителю и воспитателю совершенствовать, преобразовывать себя.

Всё, сказанное выше, как мне кажется, позволяет сделать вывод о том, что традиционный межрегиональный семинар для творчески работающих педагогов, который вдохновенно проводится коллективом ТОГИРРО, – прекрасная площадка для профессионального роста и творческой самореализации учителя, воспитателя и любого другого педагогического работника, которому небезразлична судьба сегодняшнего российского образования. К тому же это замечательная возможность заинтересованного взаимообогащающего общения коллег из разных регионов нашей страны.

В заключение хочется искренне поблагодарить всех, кто вкладывает душу и колоссальный труд в организацию и проведение таких праздников профессионального взаимодействия, каким стал для меня (и, уверен, для других участников) семинар в Тюмени.

Заведующий кафедрой гуманитарного С.Е. Тихонов

образования ЯНОИПКРО, кандидат

филологических наук, доцент, Почётный

работник образования, председатель

Ямальского регионального отделения

и член Совета Российской ассоциации

исследователей, преподавателей и учителей риторики



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Балакин Юрий Васильевич, заведующий кафедрой теологии гоувпо «Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского» Колодина, Е. М. К 61 Духовно-нравственная культура: учебно-методическое пособие

    Учебно-методическое пособие
    Пособие содержит обширный материал, позволяющий организовать воспитательную работу учащихся и студентов на уроках и во внеурочное время, а также способствующий проведению внеклассных бесед духовно-нравственного и историко-культурного содержания.
  2. Учебно-методическое пособие Курган 2009 Главное управление образования Курганской области гоу дпо «Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» гоу дод «Курганский областной центр дополнительного образования детей»

    Учебно-методическое пособие
    Организация учебно-воспитательного процесса в кадетских и мариинских классах и группах: Учебно-методическое пособие / Главное управление образования Курганской области; ГОУ ДПО «Институт повышения квалификации и переподготовки работников
  3. Об утверждении программы стратегического развития университета для участия в конкурсе Министерства образования и науки РФ по поддержке программ стратегического развития государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования.

    Конкурс
    5. Об утверждении программы стратегического развития университета для участия в конкурсе Министерства образования и науки РФ по поддержке программ стратегического развития государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования.
  4. Библиотека уральской государственной сельскохозяйственной академии «русское качество жизни» серия социально-гуманитарного образования некрасов С. Н (1)

    Документ
    Автор - доктор философских наук Некрасов С.Н. изучает возможности восстановления рационалистического классического образа философии. Этот новый и вместе с тем вечно контрмодернистский контур философии позволяет создать новое и гуманистическое
  5. Краткий курс лекций. Спб: РИО Спб филиала рта, 2006. 113 с.  Ответственный за выпуск: профессор кафедры гуманитарных дисциплин- заведующий кафедрой профессор, доктор исторических наук В.

    Курс лекций
     В данном издании представлен краткий курс лекций по дисциплине «История таможенного дела и таможенной политики России» для студентов всех факультетов.

Другие похожие документы..