Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
В целях реализации поручения Президента Республики Казахстан Назарбаева Н.А., данного на внеочередном XII съезде НДП «Нур Отан» 15 мая 2009 года, утв...полностью>>
'Программа'
Данная программа предназначена для учащихся старших классов общеобразовательных школ, для студентов колледжей и высших учебных заведений со специализ...полностью>>
'Документ'
1-2 июня 2010г. в Москве состоялся IV Международный форум по спутниковой навигации, организованный в рамках проекта «Навигационные системы, технологи...полностью>>
'Автореферат'
Защита состоится 01 декабря 2009 г. в 1100 часов на заседании Диссертационного совета Д003.017.01 при Институте систем энергетики СО РАН по адресу: 6...полностью>>

Рабочая программа «История дизайна» Москва 2006г. Цели и задачи дисциплины (2)

Главная > Рабочая программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство образования и науки РФ

НОУ ВПО «Институт моды, дизайна и технологий»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«История дизайна»

Москва – 2006г.

1. Цели и задачи дисциплины

_______________________________________________________________

Определение места и роли учебной дисциплины в овладении знаниями, умениями, навыками, вытекающими из Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования; требования к уровню подготовки лиц, завершивших обучение по данной дисциплине.

Дисциплина "История дизайна" занимает важное место в теоретическом курсе учебного процесса по специальности "Дизайн" в высших учебных заведениях. Лекционный курс рассчитан на достаточно детальное изучение условий зарождения и становления такой сферы художественной деятельности человека, как дизайн.

Целью изучения курса - получение знаний по истории не только важнейших открытий и изобретений человечества, но и по истории художественного формообразования изделий индустриального производства в крупнейших странах мира и, в том числе, в нашей стране.

Задачей дисциплины является понимание факторов, определивших развитие дизайна и связанных не только с хозяйственно-экономической жизнью общества, но и с явлениями культуры в целом и искусства в частности.

Значение курса дает возможность студентам больше узнать о своей профессии и быть более грамотным специалистом в своей дальнейшей деятельности

Требования к уровню подготовки лиц, завершивших обучение по данной дисциплине: должны иметь знания, позволяющие успешно сдать зачет в середине курса и экзамен - в конце, самостоятельно работать с литературой, чтобы написать реферат по предложенным темам.

2. Объем и содержание дисциплины

___________________________________________________

Лекция № 1:Что такое дизайн? О сегодняшнем пониманием предмета.

Основные виды дизайнерской деятельности. Современное понятие о такой сфере художественной деятельности как дизайн и её влиянии на жизнь человека. - 2 часа

Лекция № 2. Из истории техники. На заре технических цивилизаций

Основные изобретения древнего человека: каменные орудия, добывание огня, лук, колесо, плот и др. Изобретения древних человеческих культур: письменность, металлообработка, рычаг, парусное судно, мельница, повозка и др. - 2 часа

Лекция № 3. Из истории техники. Ремесленное производство в средние века.

Усовершенствование предшествующих изобретений и новые изобретения: бумага, часы, телескоп, микроскоп, очки и др. - 2 часа

Лекция № 4. Из истории техники. Промышленная революция в конце XVII века и начале XIX века

Изобретение парового двигателя и новых видов транспорта на его основе, двигатель внутреннего сгорания, автомобиль, электричество, радио, телефон, телеграф, фото

Цель: Знакомство с историей становления и развития дизайна как составного элемента экономической системы промышленного производства.

Задачи:

1.Студент должен понимать теоретические основы и методологию курса «История дизайна»:

    • определение дизайна;

    • появление проблематики дизайна;

    • становление дизайна на разных исторических этапах развития общества;

    • особенности дизайна в странах Восточной Европы, Америки;

    • особенности развития отечественного художественного конструирования.

2. Студент должен владеть знаниями в области промышленного производства; реформ художественного образования в Советской России;

современного дизайна.

3.Студент должен уметь практически использовать особенности отечественного художественного конструирования в дальнейшей профессиональной деятельности.

Данная дисциплина необходима для формирования профессиональных мировоззренческих установок будущих дизайнеров.

История дизайна.

Учебно-тематический план

Наименование разделов, тема.

Кол-во

часов

Кол-во

лекций

Лаб-практич. работы

1.

Определение дизайна как формальной деятельности и как составного элемента экономической системы.

4

4

-

2.

Появление проблематики дизайна при разделении искусства, ремесла, техники

и зарождении промышленного производства.

6

4

2

3.

Теория формы машин и промышленных изделий.

4

2

2

4.

Технический прогресс Х1Х – начала ХХ вв. и примитивность форм промышленной продукции.

4

2

2

5.

Особенности промышленного развития России и проблемы художественно- промышленного образования.

2

2

-

6.

Россия в международных промышленных выставках.

4

2

2

7.

Становление дизайна после первой мировой войны: Германия, БАУХАУЗ и его вклад в развитие мирового дизайна.

6

2

4

8.

Реформы художественного образования в Советской России; ВХУТЕМАС- ВХУТЭИН, разработка принципов промышленного искусства.

6

2

4

9.

Возникновение промышленного дизайна в США; пионеры американского дизайна; становление организационных форм. Школы американского дизайна.

4

2

2

10.

Особенности развития дизайна после второй мировой войны; страны Скандинавии, Италия, Германия, Япония.

4

2

2

11.

Роль дизайна в обеспечении коммерческого успеха. Развитие дизайна в странах Восточной Европы.

6

2

4

12.

Особенности развития отечественного худ. конструирования: системы подготовки дизайнеров, ориентация на регион. отрасли промышленности

6

2

4

13.

Особенности современного состояния дизайна

4

2

2

Итого:

60

30

30

Содержание

1. ДИЗАЙН КАК ВИД ПРОЕКТНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Понятие дизайна. Специфика проектно-художественной деятельности дизайнера

2. Виды современной дизайнерской деятельности

3. Объемно-графические средства моделирования объектов дизайна

4. Эргономика как основа проектирования в дизайне 0.5. Функциональный маркетинг в дизайне 0.6. Мода и художественный стиль в дизайне

2. НАЧАЛО ДИЗАЙНА

1. На заре технической революции; первые орудия труда человека;

ремесленное производство в средние века; предпосылки создания машинной техники

2. Промышленная революция в Европе; научно-технические открытия и изобретения конца XVII - начала XIX века; техника как искусство; первые всемирные промышленные выставки

3. Первые теории дизайна

4. Русская инженерная школа на рубеже XIX-XX веков

3. ПОИСК НОВОГО ФОРМООБРАЗОВАНИЯ

В НАЧАЛЕ XX ВЕКА

1. Модерн; поиск нового стиля в Европе

2. Ранний американский функционализм; Чикагская архитектурная школа;

3. Первые идеи функционализма; Германский Веркбунд

4. Художественный авангард в Европе начала XX века; группа Де-Стиль

5. Архитектурно-художественное творчество в Советской России; производственное искусство.

4. ПЕРВЫЕ ШКОЛЫ ДИЗАЙНА

  1. Баухауз 1919-1933; новые педагогические принципы; мастера

  2. ВХУТЕМАС; подготовка художников-инженеров (1920-1930)

5. ДИЗАЙН В ПРЕДВОЕННУЮ ЭПОХУ

1. Европа после первой мировой войны. От функционализма к Арт- Деко.

2. Американский дизайн в период всемирной депрессии; стримлайн

6. ПОСЛЕВОЕННЫЙ ДИЗАЙН

1. Германия - возрождение функционализма

2. Итальянское экономическое чудо; стиль Оливетти.

3. Скандинавский дизайн

7. ДИЗАЙН 60-х

1. Дизайн-утопии

2. Неофункционализм;

3. Ульмская школа дизайна

4. Стиль Браун

8. АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ДИЗАЙН В 70-Е ГОДЫ

1. Поп-дизайн

2. Альтернативный дизайн; эксперименты с антидизайном

3. Алхимия: ре-дизайн.

9. ДИЗАЙН ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА

1. Постмодерн

2. Арт-дизайн

3. Мемфис: новый дизайн

4. Хай-тек - стиль высоких технологий

10. ДИЗАЙН 90-Х. ДИЗАЙН-ТЕХНОЛОГИИ БУДУЩЕГО

1. Миниатюризация; исчезновение предметов; фирма Сони

2. Минимализм; Марио Ботта, Штефан Веверка

3. Дизайн и экология; городские ландшафты

4. Дизайн в контексте современной проектной и художественной культуры

5. Новые формы дизайна в условиях постиндустриального общества; веб-дизайн; виртуальный дизайн

Введение

Дитя промышленной революции, дизайн молниеносно ворвался в нашу жизнь вместе с паровыми машинами Джеймса Уатта и локомотивами Раймонда Лоуи, элект­роприборами Петера Беренса и Дитера Рамса, пишущи­ми машинками Марчелло Ниццоли и Эттора Соттсасса, воздухоплавательными аппаратами братьев Райт и вер­толетами Сикорского, космическими фантазиями Стен­ли Кубрика и Вернера Пантона. XX век по праву можно считать веком дизайна. За столетнюю историю разви­тия у дизайна появились свои "идолы" - выдающиеся произведения, которые на западе называют "иконами дизайна". Они определяют вехи в развитии дизайна, для них сегодня строятся специальные музеи и выста­вочные залы. Получившие всемирную известность та­кие произведения дизайна, как мебель Ле Корбюзье, Марселя Бройера, Чарльза Макинтоша и Геррита Рит-вельда, посуда Джозефа Хофмана, Карла Потта и Арне Якобсона, воспроизводятся по сей день, становясь пре­стижным украшением интерьеров офисов и дорогих са­лонов. Сегодня об истории дизайна мы можем по полно­му праву говорить, как говорим об истории искусств и архитектуры.

Сто с небольшим лет для истории - это ничтожно малый срок. Однако прошедший век непростой. Исследовате­ли считают, что путь, который прошла наша цивилиза­ция за последние сто лет, в своих открытиях и научно-технических достижениях соизмерим со всей предше­ствующей историей человечества. А значит, и летопись дизайна, отражающая весь ход научно-технического прогресса, несмотря на свои скромные временные рам­ки, становится сопоставимой с традиционными и знако­мыми нам всем историей архитектуры и градостроитель­ства, живописи и декоративно-прикладного искусства. Сложно описывать историю, которая практически яв­ляется современной. Прежде чем делать выводы, нуж­но время на осмысление происходящего. Наверное, это одна из причин острого дефицита литературы, в осо­бенности у нас в стране, по дизайну. Причем, его остро­та возрастает в связи с наметившимся развитием у нас в стране дизайн-образования: открытие специальности "дизайн" в художественных училищах и специальности "ар­хитектор-дизайнер" во многих вузах России, с появлением новых дизайнерских специальностей и специализаций в ху­дожественных вузах.

Попыткой частично восполнить образовавшийся пробел стал вышедший недавно в издательстве "Союз Дизайне­ров России" в двух томах учебник "История дизайна" (2000-2002 гг.). "История дизайна. Краткий курс" является про­должением работы в этом направлении. Во многом настоя­щее издание базируется на двухтомнике "История дизай­на", но не является его механическим сокращением. Его необходимо рассматривать скорее как дополнение. Здесь более половины новых иллюстраций и фактического мате­риала. Особый упор сделан на структурности: при цитат­ном изложении материал сгруппирован по тематическим приблизительно равновеликим по объему информации бло­кам (лекциям). Особое внимание уделено периодизации ис­тории мирового дизайна, дифференциации наиболее зна­чимых шедевров (икон) дизайна. Для удобства восприятия информации в каждом из тема­тических блоков текст размещается на четных страницах, основной иллюстративный ряд - на нечетных страницах. На полях четных страниц размещаются цитаты, биогра­фические справки о наиболее известных отечественных и зарубежных дизайнерах, комментарии наиболее важных политических событий, открытий и изобретений, оказав­ших существенное влияние на формообразование в дизай­не. На полях правых, нечетных, страниц приводятся при­меры самых известных икон дизайна, а также факты и комментарии к ним.

1. Дизайн как вид проектно-художественной деятельности

Дизайн - это процесс производства вещей,

мудрое и творческое решение человеческих проблем.

Брайен Хорриган

Понятие "Дизайн". "Дизайн" в переводе с английского означает "замысел" "проект", "узор" ("замышлять", "проектировать"). В более узком, профессиональном понимании дизайн означает проектно-художественную деятельность по разработке промышленных изделий с высокими потребительскими и эстетическими качествами, деятельность по организации комфортной для человека предметной среды - жилой, производственной, социально-культурной [2, с.73]. В эпоху Ренессанса в Италии существовало понятие "designo" - "проекты, рисунки, лежащие в основе работы, идеи". Сегодня дизайн - это комплексная междисциплинарная проектно-художественная деятельность, интегрирующая естественнонаучные, технические, гуманитарные знания, инженерное и художественное мышление, направленная на формирование на промышленной основе предметного мира в чрезвычайно обширной "зоне контакта" его с человеком во всех без исключения сферах жизнедеятельнос­ти. центральной проблемой дизайна является создание культурно- и антропосообразного предметного мира, эстетически оцениваемого как гармоничный, целостный.) Отсюда особая важность для дизайна - это использование наряду с инженерно-техническими и естественнонаучными знаниями средств гуманитарных дисциплин - философии, культурологии, социологии, психологии, семиотики и др. Все эти знания интегрируются в акте проектно-художественного моделирования предметного мира, опира­ющегося на образное, художественное мышление.

Удобство и комфорт в дизайне. Дизайн как никакой другой вид проектно-художественной деятельности очень тесно связан с такими понятия­ми, как "удобство" и "комфорт". Возникший в условиях индустриального производства серийных, и поэтому недорогих изделий, дизайн с момента своего возникно­вения был ориентирован главным образом на эстетичес­кие и утилитарные запросы массового покупателя со средним достатком. Ошибка в дизайне, продублирован­ная тысячными тиражами, может стать непростительно дорогой. Поэтому выпуск той или иной модели в совре­менном промышленном производстве требует особой от­ветственности. Функциональность и рациональность -одна из основных позиций философии дизайна - дости­жение максимального эффекта при минимальных затра­тах. Не случайно становление дизайна в исторических исследованиях рассматривается в тесной связи с гос­подствующим в начале XX в. в ряде европейских стран архитектурно-художественным стилем "функциона­лизм". И его наиболее яркие представители явились и пионерами современного дизайна.

Мобильность и вариабельность форм. Большой потенциал в достижении разнообразия общего внешнего вида изделий имеет использование различных цветофактурных решений в их отделке. Вариабельность -один из принципов формообразования в современном ди­зайне. Она позволяет при ограниченном наборе типоэлементов значительно увеличивать разнообразие проекти­руемых объектов, более точно отвечать тем или иным фун­кциональным требованиям и запросам определенных групп потребителей.

Многофункциональность элементов, их мобильность - воз­можность трансформации в зависимости от ситуации, - от­ражают суть дизайна, заключающуюся в рациональной организации предметов и пространства.

Рациональность и функциональность. Принципы функциональности и рациональности изначаль­но лежали в основе философии дизайна и являются веду­щими в современном дизайн-проектировании. Ориентиро­ванный на широкие слои потребителей, и прежде всего людей со средним достатком, дизайн формирует комфорт­ную среду обитания, максимально эффективно используя пространство, рационально организуя здесь функциональ­ные процессы и расположение оборудования. Рациональ­ная компоновка предметов в значительной степени повы­шает эффективность функциональных процессов, будь то удобно оборудованное рабочее место на производстве или кухня в квартире.

Экономичность материалов и конструкций, рациональность использования пространства были ведущими принципами обучения и в известной школе современной архитектуры и дизайна ВХУТЕМАС (Высшие Художественно-технические мастерские, 1920-1926). Например, среди заданий, кото­рые давались студентам, были такие: упростить суще­ствующую вещь (снять с нее украшения, выявить конст­рукцию, убрать неработающие части и т.д.), улучшить существующую вещь (сделать ее более удобной, функци­ональной).

Современность и стайлинг. В отличие от художника или архитектора дизайнер, как правило, не имеет конкретного заказчика. Он разрабаты­вает свое изделие для широкого круга потребителей или определенной социальной группы (одежда для пожилых или молодежи, мебель для инвалидов и т.д.). Главным кри­терием, оценивающим его работу, является рынок. Поэто­му создаваемые формы должны быть современными, мод­ными, отвечающими эстетическим запросам пользовате­лей. В противном случае дизайн останется невостребован­ным. Острое чувство современности - обязательная черта успешной деятельности дизайнера. Дизайнер в своем твор­честве должен быть на полшага впереди моды, предуга­дывая ее развитие.

Целый ряд изделий, особенно мебель, бытовые приборы и посуда, на протяжении десятилетий функционально прак­тически не меняются. Однако дизайнеры продолжают ра­ботать над их формой, занимаясь стайлингом (styling) -формально-эстетической модернизацией, при которой из­менению подвергается исключительно внешний вид изде­лия, не связанный со сменой функции и не касающийся улучшения его технических или эксплуатационных ка­честв. Главная цель стилизации - придание изделию ново­го коммерчески выгодного вида.

Высокая технологичность. Развитие промышленности в условиях рынка требует по­стоянного обновления производства, поиска новых нео­рдинарных решений, ведущих к повышению потребитель­ских качеств выпускаемой продукции, снижению ее сто­имости.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая программа «История дизайна» Москва 2006г. Цели и задачи дисциплины (1)

    Рабочая программа
    Определение места и роли учебной дисциплины в овладении знаниями, умениями, навыками, вытекающими из Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования; требования к уровню подготовки лиц, завершивших
  2. Программа вступительного экзамена в аспирантуру по курсу "История и философия науки"

    Программа
    Программа вступительного экзамена в аспирантуру по курсу “История и философия науки” состоит из трех обязательных разделов: “История технических наук”, “Основы философии науки” и “Современные философские проблемы техники и технических наук”.
  3. Рабочая программа по литературному чтению Пояснительная записка (2)

    Рабочая программа
    Литературное чтение — один из основных предметов в сис­теме подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способ­ствует общему развитию и воспитанию ребёнка.
  4. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки (91)

    Основная образовательная программа
    ООП бакалавриата, реализуемая в ГОУ ВПО «Чеченский государственный университет» по направлению подготовки «Зарубежное регионоведение» и профилю подготовки «Арабские страны», представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную
  5. Программы начального общего образования Предмет

    Документ
    - читать осознанно и правильно вслух небольшой текст до90 слов целыми словами, растягивая по слогам трудные по смыс­лу и структуре слова; ориентировочный темп чтения 20-25 слов

Другие похожие документы..