Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Литература'
Предмет и задачи биофизики. Биологические и физические про­цессы и закономерности в живых системах. Методологические вопросы биофизики. История разви...полностью>>
'Конкурс'
За результатами проведення ІІ туру обласного конкурсу «Світ моїх прав», у номінації «кращий твір» найбільшу кількість балів набрали: Мандзюк Альона, ...полностью>>
'Документ'
Аналізуються особливості розвитку науки і техніки як визначальних парадигмальних чинників європейської цивілізації. Обґрунтовується важлива роль духо...полностью>>
'Контрольные вопросы'
Какие существуют методы наращения по простой процентной ставке? Сделать рисунок. Каков доход кредитора за 1-й, 2-й, n–й периоды начисления процентов ...полностью>>

Учебное пособие подготовлено авторским коллективом в составе

Главная > Учебное пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ПРОБЛЕМЫ

ТЕОРИИ

ГОСУДАРСТВА

И ПРАВА

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

_Под редакцией^

доктора юридических наук, профессора М.Н. Марченко

Москва 1999

ДИС-ОННО

слу-;рава, и на-i АРУ-

:виде-гнные >азное гации,

обще-эснове эовали i авто-

5ий по зидиче-

iHO ОТ-

з годы, э и да-чебных х каче-•о соче-авового ми для азработ-

ia пере-ревших, в нашей равовых

тшегося

1.ИОЛОГОВ,

1редстав-шшь как

ББК 67.99(2)3

ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Учебное пособие подготовлено авторским коллективом в составе:

М. Н. Марченко, докт. юрид. наук, проф. — введение, главы I, III, V, VII, VIII, X

XVII;

О. Э. Лейст, flojcr. юрид. наук, проф. — главы И, XIX, XX;

B. Д. Попков, докт. юрид. наук, проф. — глава XVIII;

C. А. Комаров, докт. юрид. наук, проф. — глава IV;

А. В. Малько, докт. юрид. наук, проф. — глава XIV, XV, XVI; А. А. Кененов, канд. юрид. наук, доц. — глава XI; А. Г. Бережнов, канд. юрид наук, доц. — глава XIII; [А. П. Глебов], канд. юрид. наук, доц. — глава VI; Т. Р. Орехова, канд. юрид наук, ст. н. с. — глава IX; И. Ф. Мачин, канд. юрид. наук, доц. — глава XII; Рецензенты: доктор юридических наук, профессор Т. Г. Шамба, кандидат юридических наук, доцент Ю. А. Агешин.

Проблемы теории государства и права. Учебное пособие. — М.: «ПРОСПЕКТ», 1999. — 504 с.

ISBN 5-8369-0007-8

В учебном пособии рассматривается ряд наиболее важных проблем теории государства и права Особое внимание уделяется вопросам теории государства и права переходного типа, проблемам разделения властей, методологическим вопросам юридической ответственности, проблемам правопонимания и содержания права и др.

Рекомендовано в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений обучающихся по направлению и специальности «Правоведение».

Лицензия ЛР № 066365 от 09 03 99

Подписано в печать 09 04 99 Формат 60x88 '/,6

Печать офсетная Печ л 31,5. Тираж ЮОООэкз Заказ№6343

ООО «Проспекть-Н» 115201, Москва, Каширский пр., д. 3

Отпечатано с готовых пленок в филиале Государственного Ордена Октябрьской революции, Ордена Трудового Красного Знамени Московского предприятия

«Первая Образцовая типография»

Государственного комитета Российской Федерации по печати. 113114, Москва, Шлюзовая наб, 10

Тел 71S-20-30 ISBN 5-8369-0007-8

© Коллектив авторов, 1999. © ООО «Проспекть-Н», 1999.

785836"900076

ВВЕДЕНИЕ

В системе отечественных и зарубежных юридических дисциплин вопросам теории государства и права традиционно уделялось и уделяется значительное внимание. И это не случайно, ибо от уровня развития теории государства и права, от эффективности использования ее методологического и научного потенциала во многом зависит уровень развития других, особенно отраслевых юридических, дисциплин.

О большом внимании к теории государства и права свидетельствуют разные показатели. Среди них многочисленные монографии, опубликованные в разных странах и в разное время, защищенные кандидатские и докторские диссертации, подготовленные учебники и учебные пособия.

Начавшаяся в 1985 г. перестройка и демократизация общественно-политической и государственной жизни на основе новых принципов и социальных ценностей стимулировали процесс создания данной работы и подтолкнули многих авторов к написанию новых учебников.

Особенно большое число учебников и учебных пособий по теории государства и права, равно как и по другим юридическим дисциплинам, было подготовлено и опубликовано отдельными авторами и коллективами авторов за последние годы. Одновременно весьма остро встал вопрос не только и даже не столько о количестве изданных учебников и учебных пособий по теории государства и права, сколько об их качестве. Весьма важной оказалась проблема оптимального сочетания современного, новейшего государственно-правового материала с традиционными, ставшими классическими для отечественного государствоведения и правоведения разработками.

Не менее важной и актуальной оказалась проблема переосмысления и одновременной переоценки ряда устаревших, хотя и сложившихся лишь за последние десятилетия в нашей стране, государственно-правовых взглядов, политико-правовых и духовных ценностей.

В частности, необходима "корректировка" укоренившегося в сознании юристов, политологов, философов, социологов, специалистов в области других общественных наук представления о государстве, праве, политике и демократии лишь как

3

о чисто классовых явлениях, институтах и учреждениях, тогда как они сочетают в себе наряду с классовыми также национальные, групповые, клановые, этнические, личные и многие другие цели и интересы.

Речь идет также об изменении отношения под влиянием выявившихся новых фактов и обстоятельств к таким политико-юридическим по своей природе явлениям, институтам и учреждениям, как правовое государство, принцип разделения властей, институт частной собственности, многопартийность и множественность (плюрализм - американский вариант) идеологий, деление права на публичное и частное, и др. Раньше они воспринимались, как правило, лишь в сугубо критическом, точнее, негативном, плане, тогда как опыт России и других государств показывает, что их следует рассматривать и в позитивном плане. В каждом из них наряду с отрицательными сторонами есть и несомненные положительные стороны.

Следует отметить, что процесс переоценки некоторых ценностей и изменения отношения к отдельным явлениям, институтам и учреждениям в нашей стране и в других, ранее именовавших себя социалистическими, странах не всегда проходил гладко, безболезненно. Иногда он сопровождался со стороны отдельных авторов приступами самобичевания и раскаивания в совершении ими неких теоретических "грехов" в прошлом и столь же эмоциональными заверениями и заклинаниями быть "правильными", политически и идеологически непогрешимыми в настоящем и будущем.

Однако, несмотря на отдельные эмоциональные, зачастую порожденные новой политической конъюнктурой в России и других странах "всплески", в целом вполне естественный, обусловленный объективными изменениями в экономике, обществе и государстве процесс пересмотра некоторых прежних взглядов и подходов, а также зарождения и становления новых государственно-правовых воззрений и доктрин проходил вполне естественно и достойно.

И это понятно, поскольку в данном случае речь идет не о крушении каких-то политических или идеологических идеалов и нереализованных амбиций, затрагивающих значительные слои населения или отдельные группы людей, а о закономерном процессе непрерывного развития и совершенствования юридической науки и образования. Последние имеют свои непреходящие, фундаментальные академические и образовательные ценности, не подверженные ни конъюнктурной эро-

4

зии, ни влиянию со стороны непрерывно возникающих в обществе и по истечении определенного времени канущих в Лету сиюминутных политических и государственно-правовых

идей.

Это касается, в частности, фундаментальных, основополагающих представлений о государстве и праве, законности и конституционности, правотворчестве и правоприменении, правонарушении и правомерном поведении, наконец, о месте и роли государства и права в жизни общества и политической системы.

Разумеется, по мере развития общества определенные изменения претерпевают и фундаментальные знания о государстве и праве и соотносящихся с ними явлениях. Однако при этом имеют место лишь эволюционные, но отнюдь не радикальные, революционные изменения. Они не колеблют общего, сложившегося на протяжении веков представления о государственно-правовых явлениях, институтах и учреждениях, а также об их месте и роли в жизни общества.

Наряду с эволюцией имеющихся фундаментальных знаний в рамках теории государства и права, равно как и других юридических дисциплин, непрерывно идет процесс накопления новых знаний о государственно-правовой материи. Объективно он является отражением реально происходящих в жизни общества, государства, права, экономики и политической системы общества процессов.

Последние особенно бурно и, как правило, весьма хаотично протекают после развала СССР на всем постсоветском и постсоциалистическом пространстве. Помимо всего прочего, это вызывает необходимость глубокого и всестороннего осмысления происходящих в нашей стране и других странах, именовавших себя социалистическими, процессов. Это настоятельно требует также внесения соответствующих корректировок в научные программы и учебные планы юридических вузов, имеющих дело исключительно с государственно-правовой материей внесения соответствующих изменений, в частности, в программу обучения по теории государства и права.

Имея в виду сложность, многоаспектность, а нередко и противоречивость старых и особенно новых государственно-правовых явлений, институтов и учреждений, в настоящее время было бы вполне оправданным и логичным введение с целью их более глубокого и всестороннего изучения во всех

5

юридических вузах наряду с общим курсом по теории государства и права также и проблемного курса. В 70 - 80-е годы такой курс читался практически во всех юридических вузах СССР. В настоящее время он преподается лишь в некоторых, в основном в ведущих юридических вузах.

Предлагаемое учебное пособие "Проблемы теории государства и права" не претендует на охват всего курса теории государства и права, рассматриваемого в проблемном плане. В нем акцентируется внимание лишь на некоторых, наиболее важных, на взгляд авторов, в теоретическом и методологическом плане темах. Особое внимание уделяется проблемам "переходного" государства и права, проблемам разделения властей, методологическим вопросам юридической ответственности, проблемам правопонимания и содержания права и др.

Авторы выражают искреннюю благодарность официальным рецензентам, оказавшим огромную помощь в подготовке рукописи настоящего пособия к изданию.

Глава I. МЕСТО И РОЛЬ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В СИСТЕМЕ ДРУГИХ НАУК

§ 1. ПОЛИТИКО-ЮРИДИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Название каждой научной отрасли знаний и учебной дисциплины отражает не только особенности их предмета, но также их характер и содержание. Это касается как естественных, технических, так и гуманитарных, общественных наук.

Теория государства и права в этом отношении не является исключением. Характер и содержание ее, находясь в органической связи и будучи обусловленными предметом этой науки, в значительной мере отражаются в ее названии.

О чем говорит название рассматриваемой отрасли знаний и учебной дисциплины?

Во-первых, о том, что это - теория. А теория понимается как "система обобщенного знания", объяснения различных сторон исследуемого явления. Она воспринимается также как "форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности" .

Во-вторых, о том, что это не абстрактная теория, а "система обобщенного знания" о конкретных явлениях, в качестве каковых выступают государство и право.

В-третьих, о том, что это не изолированные друг от друга явления и соответствующие им институты и учреждения, а взаимосвязанные, взаимозависимые и дополняющие друг друга.

И в-четвертых, о том, что рассматриваемые феномены в виде государства и права по своему происхождению являются не естественными, техническими или природными, а сугубо общественными, социальными явлениями.

Исходя из того, что государство как социальное явление общепринято (a priori) считать и политическим явлением, а право, естественно, -юридическим явлением, в результате приходим к логическому выводу о том, что рассматриваемая отрасль знаний и учебная дисциплина под названием "теория государства и права", имеющая дело с данными феноменами, должна рассматриваться не иначе как одновременно в качестве политической и юридической отраслей знаний и дисциплины. Политико-правовой характер теории государства и права отражается, таким образом, в ее названии.

1 Советский энциклопедический словарь. М., 1980. С. 1330.

7

Однако, допуская возможность определения характера теории государства и права, равно как и любой иной дисциплины, по названию, следует обратить внимание вместе с тем на известную условность и даже поверхностность такого подхода и "метода" определения.

Дело прежде всего в том, что данная отрасль знаний и учебная дисциплина не везде и не всегда именовалась и именуется теорией государства и права или общей теорией государства и права, как она сейчас иногда называется1.

В ряде случаев она ассоциируется, например, с тем, что раньше называлось энциклопедией права. Раскрывая характер и содержание данной, довольно древней дисциплины, в которую, по словам Г.Ф. Шерше-невича, в конце XVIII - начале XIX в. ворвался "новый философский дух", автор говорит о том, что в этот период энциклопедия права представляла собой "соединение элементов юридического, философского и исторического". В ее содержании в данный, как и в последующие, период выделялись две основные тенденции. С одной стороны, стал заметно сокращаться традиционный для данной дисциплины "обзор различных частей положительного права". А с другой - "стал выдвигаться очерк основных понятий о праве. Энциклопедия права начала приближаться к философии права"2.

Несмотря на то что в российских и западноевропейских университетах данной дисциплине первоначально уделялось значительное внимание, что ее нередко называли "наукой наук" и считали, что она "служит необходимым введением в изучение специальных юридических наук"3, все же состоятельность энциклопедии права как самостоятельной отрасли знаний и учебной дисциплины подвергалась со стороны ряда известных в тот период ученых-юристов сомнению4. Со временем в России энциклопедия права по своему названию и содержанию постепенно "перешла в теорию права" , а на Западе наряду с ней и под ее определенным влиянием набрала силу такая дисциплина, как современная юриспруденция.

Нужно отметить, что юриспруденция как наука и учебная дисциплина возникла задолго до появления энциклопедии права. Юриспруденция, писал в связи с этим Л. Петражицкий, это "весьма древняя наука и ученая профессия". Существование и "обильное развитие этой ученой профессии" является "характерным спутником правовой жизни" уже на

См., напр.: Марксистско-ленинская общая теория государства и права. Основные институты и понятия. М., 1970; Комаров С.А. Общая теория государства и права. Курс лекций. М., 1995.

2 Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. Учебное пособие. Т. 1. М., 1995. С. 54.

3 Суворов С. Лекции по энциклопедии права. СПб., 1907. С. 4.

4 Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. Учебное пособие. Том 1. М., 1995. С. 55-58.

' Там же.

8

таких ступенях развития культуры, когда о появлении и развитии научно-теоретического знания и исследования, "о добывании и разработке научного света ради него самого, ради знания и объяснения явлений еще нет и не может быть речи"1. В настоящее время, как и раньше, среди авторов, занимающихся проблемами юриспруденции, нет единого мнения ни о предмете, ни о методе, ни о характере этой весьма важной юридической отрасли знаний и дисциплины.

Отмечая это обстоятельство и подчеркивая "неопределенность" даже самого термина и названия этой науки и дисциплины, американские юристы считают, например, что юриспруденция представляет собой: а) систему знаний и "умений" в области права; б) науку, изучающую "писаные и неписаные права человека как таковые"; в) "систему права и самое право"2. Канадские ученые определяют юриспруденцию как "науку о праве, которая исследует принципы позитивного и реально существующего права, а также правовые отношения". Основными ее задачами являются: установление принципов, на основе которых создаются и реализуются нормы права; классификация этих принципов и установление их субординации; выделение в каждом из принципов наиболее важных, существенных элементов и отделение их от несущественных и др.3

Японские исследователи рассматривают юриспруденцию в качестве научной и учебной дисциплины, занимающейся "изучением природы права, причин и условий его возникновения и развития". К основным направлениям ее исследования они относят: проблемы методологии права; изучение причин и условий возникновения и развития права; историю развития политической и социальной мысли; теорию государства и права с особым выделением демократических и тоталитарных доктрин; основные принципы организации деятельности органов юстиции и др.

Наконец, отечественные ученые-юристы, отождествляя юриспруденцию с правоведением и юридической наукой, рассматривают ее как "общественную науку, изучающую право как особую систему социальных норм", правовые формы организации и деятельности государства и политической системы общества5. Сравнивая различные сложившиеся в юридическом мире представления о юриспруденции как о науке и учебной дисциплине с содержанием теории государства и права, нетрудно заметить, что между ними существуют значительные черты сходства. Речь идет, разумеется, о содержании теории государства и права и

1 Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. Т. 1. СПб., 1907. С. 213-214.

2 Yamer В. A Dictionary of Modern Legal Usage. N.Y., 1987. P. 323.

3 Canadian Law Dictionary. Toronto, 1980.

4 Kodansha Encyclopedia of Japan. Tokyo, 1983. Vol. 4. P. 85.

5 Юридический энциклопедический словарь. М., 1984. С. 412.

9

юриспруденции, а не об их названии. Аналогично дело обстоит и с энциклопедией права, у которой сходное с теорией государства и права содержание, но, как видим, разное название.

Из этого следует, что, несмотря на то что, по общему правилу, название той или иной отрасли знаний и дисциплины, включая теорию государства и права, адекватно отражает ее содержание, из этого 'правила имеются' исключения. Поэтому при определении характера теории государства и права как самостоятельной отрасли знаний и учебной дисциплины гораздо важнее и надежнее использовать не ее название, а предмет и содержание.

Отвечая на вопрос, каков характер теории государства и права и что она представляет собой в социальном плане, следует обращать внимание прежде всего не на ее название, а на то, чем она занимается, какие стороны или аспекты государства как политического феномена и права как юридического явления она изучает, что составляет ее предмет и содержание.

Важно исходить также из того, какие по характеру цели стоят перед теорией государства и права и какие задачи она решает. Ведь от того, на что направлено изучение охватываемого ее предметом материала, для решения каких по своему характеру (политических, юридических, сугубо научных, образовательных и пр.) задач используются получаемые при исследовании государства и права с позиций данной дисциплины научные знания, также в значительной степени зависит характер теории государства и права.

Разумеется, в реальной жизни четкое деление задач или целей, которые преследуются в процессе научных исследований и при изучении теории государства и права, на чисто политические, академические и другие далеко не всегда представляется возможным, ибо зачастую они переплетаются друг с другом и взаимно дополняют друг друга.

Такое деление является весьма условным и относительным, но тем не менее оно имеет смысл. Дело в том, что выделение даже смешанных (политических с юридическими, академических с политическими и т.д.) целей и задач, которые решаются в рамках теории государства и права, помогает наряду с ее предметом и содержанием лучше понять характер данной дисциплины.

Какие же задачи по своему характеру решает теория государства и права и какие цели она при этом преследует? Отвечая на данный вопрос еще в начале XX в. в отношении теории права, известный русский ученый И. Михайловский писал, что общая теория права ставит перед исследователем, по крайней мере, две академические задачи. Первая из них заключается в том, чтобы построить "логически законченную систему понятий, лежащих в основе всех специальных юридических наук, и обобщить все результаты этих наук в одно гармоническое целое, проникнутое не только внешним, но и внутренним единством".

10

А вторая задача состоит в том, чтобы "изучить методы, при помощи которых разрабатываются специальные науки". При этом, пояснял автор, то, что "эта последняя задача не входит в область ни одной из специальных наук, совершенно очевидно: вопросы методологии являются общими для всех наук"1.

Аналогичные академические, точнее, методологические по своему характеру, задачи решала раньше и теория государства. На ранних стадиях развития общества, когда, с одной стороны, не проводилось деления между государством и политикой, когда, по выражению Г. Ел-линека, "под влиянием античных воззрений" практиковалось употребление терминов "наука о государстве" и "политика" в качестве "равнозначащих" , а с другой - не прослеживалась достаточно четкая и последовательная взаимосвязь и взаимозависимость между государством и правом, задачи теории государства и задачи теории права ставились и решались обособленно.

Наука о государстве классической древности, констатировал в связи с этим Г. Еллинек, "не различала строго учений о государстве и о праве", тем более что для нее "все вообще человеческое общежитие имело государственный характер". Прогрессирующая специализация, пояснял автор, обязанная своим происхождением развитию науки о праве у римлян, возвысила общее правоведение, в рамках которого стали изучать не только вопросы государства, но и вопросы права, "на ступень самостоятельной области знания" . В более поздний период развития общества и государства, включая современный, когда наряду с продолжавшейся и продолжающейся дифференциацией юридических наук и систем права на новые отрасли, подотрасли и институты возникла одновременно потребность в "обобщающей" науке, каковой логически стала теория государства и права, задачи теории государства и задачи теории права приобрели известную общность и стали решаться не обособленно друг от друга, а вместе.

Поскольку в реальной жизни и в теории, отражающей эту жизнь, "науки о государстве и о праве находятся в тесной систематической связи", писал еще в XIX в. Г. Еллинек, то существуют дисциплины, которые должны быть отнесены к той и другой, именно дисциплины, изучающие "юридические свойства и отношения" как самого государства, так и права. "Они являются науками как о государстве, так и о праве" . Одной из таких наук наряду с историей государства и права, историей политических и правовых учений и др. является теория государства и права.

1 Михайловский И.В. Очерки философии права. Т. 1, Томск, 1914. С. 6.

2 Еллинек Г. Общее учение о государстве. СПб., 1908. С. 5.

3 Там же.

Еллинек Г. Общее учение о государстве. С. 5.

11

Решая общие для теории государства и для теории права методологические задачи, она тем самым решает и политико-юридические задачи. Ибо так. же как нет методологии в "чистом", социально или классово нейтральном виде, так нет и соответствующих социально или классово "чистых" методологических задач.

Например, решая такой методологически важный вопрос, как вопрос о понятии и определении права - этого "высшего и основного понятия" в юридической науке, по представлению Г.Ф. Шершеневича1, или же решая аналогичный вопрос о понятии и определении государства, мы тем самым решаем одновременно и соответствующие политико-юридические вопросы. А именно вопросы о том, чьи социальные, а точнее, социально-политические и правовые, ценности и интересы данные понятия и определения отражают; по каким социально-политическим и юридическим представлениям (чертежам) создаются те или иные государственно-правовые конструкции; наконец, в чьих политических и иных интересах они функционируют, чьи интересы и ценности они при этом выражают и защищают.

Наряду с методологическими задачами теория государства и права одновременно решает и мировоззренческие вопросы. Мировоззрение согласно сложившемуся о нем представлению выступает как "система обобщенных взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы

познания и деятельности"2.

Мировоззрение в широком смысле слова включает совокупность всех самых разнообразных взглядов человека на окружающий мир. Это и философские, и политические, и правовые, и этические, а также иные взгляды и представления. В решающей мере мировоззрение формируется под влиянием окружающего человека материального и духовного бытия, а также под воздействием получаемой им в процессе жизнедеятельности многообразной информации и различных знаний.

Немаловажную роль среди последних играют знания, формирующиеся в рамках теории государства и права и получаемые в процессе ее

изучения.

Будучи научными по своей природе, объективно отражающими окружающий человека государственно-правовой мир, они тем не менее выражают вполне определенное (философское, политическое, этическое и пр.) видение государственно-правовых явлений, институтов и учреждений.

В советской юридической литературе такое видение именовалось классовым подходом к рассмотрению проблем государства и права,

1 Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. С. 23.

2 Советский Энциклопедический словарь. С. 820.

12

объективным восприятием их сквозь призму классовых интересов, ценностей и отношений. Нередко оно сопровождалось ссыпками на многократно подтвержденное самой жизнью, в принципе правильное, но несколько одностороннее ввиду своей ориентации только на классовое восприятие положение В.И. Ленина о том, что "люди всегда были и всегда будут глупенькими жертвами обмана и самообмана в политике, пока они не научатся за любыми нравственными, религиозными, политическими, социальными фразами, заявлениями, обещаниями разыскивать интересы тех или иных классов"1.

Односторонность такого ориентированного только на классовые интересы и ценности утверждения и подхода к оценке и восприятию государственно-правовых явлений, институтов и учреждений заключается в том, что при этом не учитываются все иные (групповые, индивидуальные, национальные и пр.) интересы и ценности. Это, несомненно, является крайностью.

Однако другой, не менее ярко проявляющейся особенно в настоящее, постсоветское время крайностью является представление о государстве, праве, законности, конституционности и пр. как о неких "свободных" от каких бы то ни было интересов и ценностей, кроме "общемировых", "общечеловеческих" и других феноменов. За такими утверждениями на бытовом прагматическом уровне чаще всего скрывается невежество или лукавство, а на политическом и идеологическом уровнях - элементы фарисейства и демагогии. Дело в том, что в мире не было и нет ни "чисто" классовых, ни "чисто" надклассовых, "общечеловеческих" ценностей и интересов, а соответственно и отражающих их представлений и понятий о государственно-правовых явлениях, институтах и учреждениях. Все они взаимосвязаны и взаимозависимы. И все они в той или иной мере отражаются в их понятиях и определениях.

Теория государства и права, вырабатывая эти понятия и формулируя их определения, с неизбежностью (хотя и в разной степени) учитывает во избежание их явной субъективности и общественной неприемлемости все эти социальные ценности и интересы, создает тем самым объективно необходимые предпосылки для формирования как отдельных политико-правовых взглядов граждан, так и всего их мировоззрения. В этом также, помимо ранее названных факторов, проявляется политико-юридический характер данной отрасли знаний и учебной дисциплины.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебное пособие для высших учебных заведений

    Учебное пособие
    ПОЛУНИНА Г.В. (руководитель) - доктор экономических наук, профессор -введение, гл. I, II, III (п.4), VIII (п.З), X; АНИСИМОВ Е.В. - кандидат философских наук - гл.
  2. Учебное пособие подготовлено в соответствии с государственным стандартом базового педагогического образования для студентов, обу­чающихся в условиях как моно-, так и многоуровневой подготовки спе­циалистов в области образования (1)

    Учебное пособие
    С 43 ПЕДАГОГИКА: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/ В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. — 3-е изд. — М.: Школа-Пресс, 2 — 512с.
  3. Учебное пособие подготовлено в соответствии с государственным стандартом базового педагогического образования для студентов, обу­чающихся в условиях как моно-, так и многоуровневой подготовки спе­циалистов в области образования (2)

    Учебное пособие
    С 43 ПЕДАГОГИКА: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/ В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. — 3-е изд. — М.: Школа-Пресс, 2 — 512с.
  4. Учебное пособие ташкент 2004 Учебное пособие подготовлено в помощь студентам факультета «Международного права», изучающим трудовое право

    Учебное пособие
    В учебном пособии рассмотрены основные вопросы трудового права : предмет и источники трудового права, субъекты трудового права, коллективные договоры и соглашения, трудоустройство, заключение, изменение и прекращение трудового договора,
  5. Учебное пособие подготовлено в соответствии с про­граммой курса по теории государства и права и основано на современных подходах к пониманию государства и права.

    Учебное пособие
    Теория государства и права является основополагающей юридиче­ской наукой. Она вырабатывает общие, единые понятия для всех юриди­ческих наук, что позволяет развивать право в русле единой доктрины.

Другие похожие документы..