Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Сейчас, через 20 лет после распада Советского Союза, уже можно оценить роль каждой личности в его разрушении, попытаться понять, почему народ, которы...полностью>>
'Документ'
Бібліотека Одеського регіонального інституту державного управління Національної академії державного управління при Президентові України (вул. Генуезьк...полностью>>
'Программа'
В 2011 году Политехнический музей совместно с Российской ассоциацией искусственного интеллекта проводят Пятые Поспеловские чтения «Искусственный инте...полностью>>
'Программа дисциплины'
Аннотация. Курс «Актуарная математика старахования жизни и пенсий» рассчитан на один семестр и читается студентам второго курса магистратуры направлен...полностью>>

Отчет о международной конференции "Новые документы по образовательной политике и законодательству в сфере высшего образования: их смысл в контексте Болонского процесса" (4-6 ноября 2004г, Варшава, Польша)

Главная > Публичный отчет
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Отчет
о международной конференции
"Новые документы по образовательной политике и законодательству в сфере высшего образования: их смысл в контексте Болонского процесса"
(4-6 ноября 2004г, Варшава, Польша)

1. Конференция была организована Европейским центром высшего образования при Юнеско (UNESCO-CEPES) совместно с Институтом информационного общества и при участии польского Министерства образования и спорта, Европейской ассоциации университетов (ЕUА), Совета Европы и Конференции ректоров высших учебных заведений Польши (CRASP) под высоким патронатом Президента Польской республики А. Квасьневского.

Конференция является одним из семинаров Рабочей группы Болонского процесса в рамках программы 2003-2005гг.

Главный спонсор конференции - компания Орбис СА (Orbis SA); дополнительную помощь оказали следующие учреждения и организации: Конференция ректоров польских высших учебных заведений (CRASP), польские Телекоммуникации (TP SA), Королевский замок в Варшаве, Варшавский Технологический университет, Варшавский университет и Фонд ректоров Польши (FRP).

2. Перед семинаром стояли следующие цели:

--- проанализировать, насколько документы по образовательной политике в сфере высшего образования, в частности, правовые, отражают общую направленность Болонского процесса и служат вкладом в реализацию его целей. Цели Болонского процесса были сформулированы в Болонской декларации 1999г, а также в Пражском и Берлинском коммюнике 2001 и 2003гг.;

--- на основе данного анализа определить новые подходы и (возможные) конкретные меры, а также сформулировать выводы и рекомендации для их дальнейшей реализации, в частности, на совещании министров образования в 2005г в Бергене.

3. На конференции присутствовало 40 зарубежных участников из 22 стран, 20 участников из Польши и два обозревателя из США.

4. На открытии конференции было зачитано специальное послание Президента Республики Польша, затем со вступительным словом выступил Мирослав Савицкий, польский министр образования и спорта, президент ЕUA проф. Эрик Фроман, а также проф Францишек Зейка, президент CRASP. Проф. Бронислав Геремек, бывший министр иностранных дел, член Европарламента и заведующий кафедрой европейских цивилизаций в Колледже Европы прочел вступительную лекцию на тему "Образование и информация как ведущая сила объединенной Европы".

5. На четырех заседаниях прозвучали доклады, представлявшие 11 национальных концепций тематики конференции: австрийскую, хорватскую, чешскую, французскую, немецкую, в двух вариантах из Венгрии, итальянскую, голландскую, норвежскую, польскую и Соединенного королевства. За ними последовало заседание, на котором обсуждались сравнительные перспективы образовательной политики и законодательных инициатив в сфере высшего образования. Д-р Дэнис Фаррингтон представил свой доклад по сравнительному анализу такого типа, а д-р Кристиан Таух выступил в роли содокладчика. Д-р Ханс де Вит, докладчик-аудитор, представил на последнем заседании устный вариант проекта письменного отчета о конференции, излагаемый здесь. Участники обсудили предложенные им проект заключения и рекомендации, приняли их и предложили ответственным за документацию оформить их в письменном виде.

6. Широкое участие в дискуссиях в ходе заседаний конференции привело к вычленению целого ряда тем и вопросов, нуждающихся в особом внимании; их изложение см. ниже. Стало ясно, что тематика конференции была своевременной, а доклады в форме сравнительного анализа обеспечили достаточное количество необходимой информации по законодательному реформированию высшего образования в Европе в контексте Болонского процесса.

7. Несмотря на то, что разные страны, участвующие в Болонском процессе, находятся на разных стадиях его реализации, участники конференции согласились с мнением д-ра Фаррингтона о том, что "?большинство стран приняли или находятся в процессе принятия нового базового законодательства, или занимаются обеспечением достижения целей Болонского процесса в согласованные сроки". В то же время было признано, что соображения национального суверенитета обладают приоритетом по отношению к реформе высшего образования и что внутригосударственные задачи играют определяющую роль как при выполнении болонских задач, так и при выработке нового законодательства в сфере высшего образования независимо от него. Было признано, что текущие правовые реформы и меры по развитию высшего образования в стране не должны связываться исключительно с Болонским процессом: некоторые из них были введены до 1999, в других Болонская декларация используется в качестве рычага для национальной политики и разрешения национальных проблем; кроме того, внешние факторы - такие, как Лиссабонская программа, GATS и др.- также оказывают влияние на реформу государственной политики и законодательства в сфере высшего образования.

8. Было отмечено, что страны-участницы по-разному осуществляют цели Болонского процесса в своей образовательной и правовой политике в сфере высшего образования:

--- в некоторых случаях местное законодательство уже соответствует требованиям Болонского процесса, т.е. предусматривает двухступенчатую структуру, с национальной системой обеспечения качества и ратифицированной Лиссабонской конвенцией, как например, в некоторых скандинавских странах;

--- в одном частном случае, Соединенном королевстве\Великобритании, изменений в законодательстве по высшему образованию вообще не требуется, поскольку цели Болонского процесса находятся вне сферы юрисдикции, а их выполнение возлагается на учебные заведения. Последнее, впрочем, не исключает обязательств в отношении процесса на уровне государства и общественных институтов;

--- в таких странах, как Италия, Норвегия и Нидерланды, Болонский процесс привел к сравнительно быстрому изменению правовых основ высшего образования;

--- в других странах были введены параллельные структуры: либо в качестве переходного этапа, либо в виде более постоянной системы, как например, во Франции. Впрочем, этот вариант сейчас пересматривается;

--- некоторые страны все еще находятся на подготовительном этапе реформирования законодательства своего высшего образования с точки зрения целей Болонского процесса. Например, Польша находится на заключительном этапе принятия нового законодательства.

9. Слушая доклады и дискуссии, можно было наблюдать, с одной стороны, растущее согласие в отношении целей Болонского процесса (например, систем присуждения степеней, кредитов и аккредитации), а с другой, продолжающиеся разногласия (что вполне естественно). Последние могут даже усиливаться, поскольку высшее образование все еще является прерогативой государства и в наибольшей степени определяется национальными приоритетами, условиями и ограничениями. Баланс между растущим согласием по Болонскому процессу и национальными разногласиями был, например, показан в докладе венгерского министра образования о спорах в преддверии законодательной реформы в Венгрии.

10. Анализируя процесс адаптации образовательной политики и законодательных актов высшей школы в разных странах, нельзя абстрагироваться от специфики национальных условий. Последние влияют на следующие аспекты процесса:

--- степень необходимого реформирования по сравнению с существующими в стране законодательством и образовательной политикой как в принципе, так и в отношении целей Болонского процесса;

--- общую характеристику национальных условий, в которых проходит реформа: например, существование двухступенчатой системы; структуры и продолжительности начального и среднего образования; действий по организации непрерывного образования, и т.д.;

--- подход к реформе в данной стране: сверху вниз, степени участия заинтересованных сторон, автономии учебных заведений и т.п.;

--- то, каким образом реформа образования и законодательства преподносится широкой аудитории, и время, необходимое для этого: процесс может занять 2-3 года;

--- систему финансирования высшего образования.

11. Были обозначены некоторые важные области, требующие дополнительного внимания и приложения усилий с точки зрения эффективной адаптации законодательств к целям Болонского процесса. Дэнис Фаррингтон в своем сравнительном отчете и Кристиан Таух в ответном докладе оба подчеркнули необходимость подвижек в деле присуждения совместных степеней, транснациональной системы обеспечения качества и системы непрерывного обучения. Хотя ратификация Лиссабонской конвенции существенно продвинулась, несколько стран ее еще не осуществили. Их следует побуждать к этому. Особое внимание в правовых реформах высшего образования должно придаваться введению законодательных изменений, направленных на обеспечение присуждения конвертируемых степеней и подготовку расширяющегося объема образования "через границы", а также появления новых иностранных (не-европейских, на Интернет-основе ) образовательных провайдеров. Квалификационные стандарты на национальном и европейском уровнях следует также причислять к вопросам ключевой важности в сфере законодательства. Что касается обеспечения качества, можно отметить сдвиги в сторону общеевропейского понимания качества и системы обеспечения качества.
Большинство стран рассматривают вопрос о cистеме обеспечения качества как внутреннее дело, не подотчетное никакому наднациональному органу. Следует уделять больше внимания транснациональной системе обеспечения качества.

12. С введением европейской кредитно-трансферной системы и приложения к диплому была отмечена положительная динамика в деле научной и профессиональной мобильности. Большинство стран принимают или уже приняли систему из двух или трех циклов, но доклады и дискуссии обнаружили большой размах вариаций как в степени ее реформирования, так и ее внедрения. Это является еще одним примером одновременного движения к большему единообразию и усиливающемуся разнообразию, столь характерному для процесса адаптации Болонского процесса к национальным потребностям и институциональным возможностям. Является ли эта тенденция вызовом Болонскому процессу?
При том, что разнообразие всегда считалось ключевым компонентом Болонского процесса, важно следить за тем, как претворяются в жизнь его задачи в условиях давления со стороны национальных приоритетов и ограничений, чтобы "дорожная карта" не слишком диверсифицировалась к 2010г. И дело здесь не в контроле из центра, а в обмене опытом реализации задач путем сбалансированного реформирования законодательства. Участники конференции сошлись во мнении, что в этом вопросе могла бы помочь разработка общей (общеевропейской) системы квалификаций.

13. В течение конференции на передний план вышло два важных вопроса:

1) о необходимости баланса между тремя уровнями Болонского процесса: общеевропейском, добровольного согласия правительств, учебных заведений и студентов с целями Болонского процесса; национальном, где вузы играют центральную роль в его реализации; и в области национальной политики и
законодательства, осуществляющих cближение первых двух уровней и способствующих продвижению Болонского процесса в любой из стран. Во многих странах в связи с необходимостью разрешать задачи Болонского процесса возник новый тип диалога между государством и учебными заведениями;

2) о национальном законодательстве, в данном случае определяющем, которое может выступать в нескольких вариантах при выполнении задач Болонского процесса: не требовать юридического реформирования (как в случае Соединенного Королевства); детально прописывать каждый аспект реформы (как в некоторых европейских странах); предоставлять только каркас системы (как во Франции).
Участники конференции сошлись на том, что последний из указанных подходов к реформированию в образовании, т.е. в виде общего каркаса (общих положений), наиболее предпочтителен. Попытка детального регулирования не только приводит к негибкости, но вступает в противоречие с общей тенденцией в сфере высшего образования к дерегуляции и предоставлении большей автономии как сектору высшего образования в целом, так и отдельным учебным заведениям. Как явствует из датского опыта, можно использовать систему поправок для внесения необходимых исправлений и изменений, но их количество может быть минимальным, если в распоряжении имеется законодательная схема более общего уровня.

14. Как участники конференции, так и докладчики ясно отдавали себе отчет в том, что законодательство является не целью государственной политики в Болонском процессе, а инструментом постановки задач для академической общественности. Степень приверженности процессу, участия в нем всех заинтересованных лиц является решающим моментом; это стало очевидно в случае с Хорватией, а также в замечаниях Кристиана Тауха, призвавшего к более сильному ощущению Болонского процесса как "своего дела" учебными заведениями, студентами и профессорско-преподавательскими коллективами. Кстати, в сравнительном анализе было сказано, что путь к достижению целей Болонского процесса еще долог, хотя многое уже достигнуто.

15. Было решено, что странам, находящимся на этапе подготовки законодательства и политики в сфере образования, не стоит изобретать велосипед заново. Все страны могут и должны учиться на опыте друг друга. Обзор форм образовательной политики и законодательства в сфере высшего образования рассматривается участниками очень важным дополнением к текущему совещанию, о чем говорилось еще в Берлине в 2003г.

16. Во время докладов и дискуссий в добавление к некоторым важным вопросам, упомянутым выше, возникло много других, показавшихся существенными для законодательной реформы высшего образования и выполнения задач Болонского процесса. Они приводятся ниже как несомненно важные для процесса реформирования, хотя и не требующие конкретных рекомендаций от участников конференции.

1) Вопрос о финансировании: он важен, поскольку в любой стране необходимо дополнительное финансирование работников сферы образования для достижения целей Болонского процесса.

2) Вопрос о студенческих стипендиях. Различия в способах, какими в разных странах решается вопрос о стипендиях, имеет значение для проведения реформы, в особенности в части решения задач Болонского процесса

3) Вопрос о языке: язык имеет большое значение для Болонского процесса ввиду его влияния на реализацию высшего образования (т.е. использование национальных языков и/или английского, или какого-либо другого широко используемого языка в европейском образовательном пространстве) и влияния на языковые навыки студентов. Повышение степени владения иностранными языками было оговорено как часть реформы для Италии, и может быть рекомендовано другим странам-участницам.

4) Особый случай представляют медицинская, зубоврачебная и юридическая специализации, о которых говорилось в нескольких докладах применительно к двух- или трехуровневой системе. Решения, предлагаемые в этом вопросе разными странами, свидетельствуют, скорее, о тенденции к расхождению, чем единообразию и поэтому они требуют особого внимания.

5) Вопросы миграции и опасения относительно утечки мозгов вместо их притока возникали в связи с Болонским процессом. Они заслуживают отдельного внимания, поскольку значимы не только для отношений между европейским образовательным пространством и остальным миром, но и внутри него.

6) Это же соображение касается "старого" vs "нового", или параллельного существования систем (этот вопрос поднимался для Франции, Италии и Норвегии). В обоих случаях (параллельных систем и изменения системы) можно задаться вопросом о том, не приведет ли выбранный курс к чрезмерной неоднородности системы в ущерб ее прозрачности, чего, естественно, следует избегать.

7) Отход от расчета сроков обучения в семестрах и учебных годах в пользу системы обучения, исчисляемой в кредитах, тоже рассматривался как требующий особого внимания ввиду опасности породить еще большую непрозрачность системы и стать препятствием для ее мобильности.

8) Была также сформулирована потребность в "Болонье +", памятуя о том, что процесс не остановится ни с достижением обозначенных целей, ни в 2010г. Хотя существует потребность в закреплении достигнутого, нужно смотреть вперед и готовиться к дальнейшему продвижению.

17. В заключение хотелось бы поделиться двумя важными наблюдениями: первое о том, что законодательство, сколь важным оно ни было бы для реализации процесса, никак не может заменить приверженности процессу, взаимодействия и доверия всех заинтересованных лиц; второе касается того, что новое законодательство не ограничивается реализацией целей исключительно Болонского процесса, но включает целый ряд других важных аспектов системы высшего образования - таких, как управление, заработную плату, финансирование, участие студентов, совершенствование процессов обучения и научения, повышение роли факультетов, университетской автономии и т.д. Оно включает и другие европейские и глобальные структуры, как например, Лиссабонскую программу, Лиссабонскую конвенцию, Соглашение о торговле в сфере услуг и т.д. Эти вопросы косвенным образом связаны и с Болонским процессом, и с национальными интересами и в целом являются частью процесса обновления высшего образования в Европе, ключевое место в котором занимает Болонский процесс.

Рекомендации

Большинство обсуждавшихся на конференции проблем и связанных с ними рекомендаций адресуется отдельным странам-участницам (не Болонской рабочей группе), поскольку они принадлежат к области национального суверенитета. Сформулировано 3 рекомендации: две для стран-участниц процесса, и одна для Болонской рабочей группы.

1. Для адаптации своего законодательства к целям Болонского процесса странам - участницам рекомендуется разрабатывать рамочную законодательную базу в сфере образования вместо детального регулирующего законодательства.

2. Странам-участницам рекомендуется переводить документы по национальной политике и законодательству в высшем образовании на английской и/или другой европейский язык широкого применения в европейском образовательном пространстве с тем, чтобы они были доступны для экспертных и исследовательских целей.

3. Болонской рабочей группе рекомендуется дополнить настоящий обзор обзором по законодательству высшей школы. Это позволит точнее оценить юридические последствия Болонского процесса в разных странах, а также получить более ясную картину сходств и различий европейского высшего образования, обменяться опытом и знаниями, а также помочь странам, находящимся пока на подготовительном этапе реформирования своего законодательства.




Скачать документ

Похожие документы:

  1. Международная электронная научная конференция (26 апреля 2005 года)

    Документ
    Физическое воспитание и спорт в высших учебных заведениях: интеграция в европейское образовательное пространство сборник статей под ред. Ермакова С.С.
  2. Отчет о результатах самообследования за период с 2004 по 2008 гг

    Публичный отчет
    В соответствии с приказом ректора СПбГУЭФ №324-1 от 15.09.2008 комиссия в составе: председателя, ректора университета И.А. Максимцева, членов комиссии Егоровой И.
  3. Л. Н. Гумилев атындағы Еуразия ұлттық университетті

    Документ
    CHAIRMANSHIP OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN IN ORGANIZATION FOR SECURITY AND COOPERATION IN EUROPE IN THE CONTEXT OF MAINTENANCE OF STABILITY AND SECURITY IN THE EURASIAN REGION
  4. Ж. Ф. Куриленко Фундаментальность университетской подготовки экономистов: роль экономической теории

    Документ
    Фундаментальность университетской подготовки экономистов: роль экономической теории / Под ред. К.А.Хубиева и М.Ю.Павлова. – М.: Экономический факультет МГУ, 2011.
  5. Рочев двухкратный рекордсмен Коми асср и рсфср по лёгкой атлетике, чемпион Коми по летнему многоборью и двухкратный чемпион Республики по зимним видам спорта

    Документ
    В дни празднования юбилея государственности Коми в Ижме будут чествовать людей, которые внесли огромный вклад в развитие района и республики 2006/08/04

Другие похожие документы..