Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
яка спричинила конфліктну ситуацію, чи ПС, про яке повідомляється Тип, розпізнавальні знаки та інші відмінні особливості ПС, про яке повідомляється Д...полностью>>
'Программа спецкурса'
Спецкурс основан на изучение и проживание произведений устного народного творчества, духовной литературы, писателей XIX и XX века. При составлении пр...полностью>>
'Документ'
Утро ПОНЕДЕЛЬНИК Наступает "ВСТРЕЧА". – 20.02  "ЗАИГРЫШ" беспечный — ВТОРНИКА отрада. - 21.02.Тут СРЕДА подходит — "ЛАКОМК...полностью>>
'Книга'
У каждого, пришедшего к Богу, своя дорога к Нему. Я тоже в свое время этот путь проделал, и он – мой, и в тоже время в нем найдется, возможно, что-либ...полностью>>

Дашко Светлана Александровна, учитель обж сош №4 Год составления рабочей программы: 2011 год пояснительная записка

Главная > Пояснительная записка
Сохрани ссылку в одной из сетей:

1

Смотреть полностью

СОГЛАСОВАНО

с Методическим Советом

руководитель МС

УТВЕРЖДЕНО

_________________Ф.И.О.

приказом по МОУ СОШ № 4от

07.09.2011 г. № 56-1/0

Протокол № ______________

от «_____» ________________ 2011г


Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4

г. Апатиты Мурманской области

Общеобразовательная адаптированная рабочая программа

учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности»

Уровень образования: 5-8 классы

Нормативный срок освоения: 4 года

Разработчики рабочей программы: Дашко Светлана Александровна,

учитель ОБЖ СОШ №4

Год составления рабочей программы: 2011 год.

Пояснительная записка.

Рабочая программа по предмету разработана в соответствии с Примерной программой основного общего образования, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом и составлена на основе комплексной учебной программы для 5—11 классов общеобразовательных учреждений под общей редакцией А. Т. Смирнова.

Программа является частью учебно-методического комплекта, подготовленного в рамках проекта «Разработка модульной структуры содержания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» на основе комплексного подхода к формированию современного уровня культуры безопасности и готовности к военной службе», реализуемого в 2007 г. ОАО «Издательство «Просвещение» по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию.

Рабочая программа является составной частью образовательной программы образовательного учреждения, содержание программы соответствует целям и задачам образовательной программы учреждения.

Программа переработана с ориентацией на использование учебников А. Т. Смирнова и Б. О. Хренникова. «Основы безопасности жизнедеятельности»:

- учеб. для 5 кл. общеобразоват. учебных заведений – 8-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011. – 191 с.: ил. – (Академический школьный учебник);

- учеб. для 6 кл. общеобразоват. учебных заведений – 7-е изд., перераб.– М.: Просвещение, 2011. – 191 с.: ил.; учеб. для 7 кл. общеобразоват. учебных заведений – 6-е изд.,– М.:Просвещение, 2011. – 189 с.: ил.;

- учеб. для 8 кл. общеобразоват. учебных заведений – 5-е изд.,– М.:Просвещение, 2011. – 224 с.:ил.;

-учебных видеофильмов «Сам себе МЧС», снято видеостудией МЧС России, рекомендовано для показа в учебных заведениях, «Чрезвычайные приключения Юли и Ромы», пособие для проведения классных часов по курсу ОБЖ, снято видеостудией МЧС России,по заказу Министерства образования и науки РФ.

При разработке рабочей программы было учтено количество учебных часов, отведенных на предмет. В связи с этим количество часов, предусмотренных программой для обучающихся 5 -7 классов, было сокращено за счет общего сокращения учебных часов по разделам;

Изучение тематики данной учебной программы направлено на решение следующих задач:

· формирование у обучающихся научных представлений о принципах и путях снижения «фактора риска» в деятельности человека и общества;

· выработка умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного, социального характера и адекватно противодействовать им;

· формирование у обучающихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей.

Изучение тематики данной учебной программы направлено на достижение следующих целей:

· усвоение знаний об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;

· развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

· формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять требования, предъявляемые к гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности;

· воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, к личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности;

· развитие умений предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников; принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и своих возможностей.

Структурные компоненты курса ОБЖ в учебной программе для 5—8 классов представлены в двух учебных модулях, которые охватывают весь минимум содержания, определенный для курса в 5—8 классах с учетом перспектив его развития. Каждый модуль содержит по два раздела. В первом модуле содержится шесть тем, во втором – две темы.

Модуль I (М-I). Основы безопасности личности, общества и государства. Обеспечивает формирование у обучаемых комплексной безопасности жизнедеятельности в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.

Модуль включает в себя два раздела.

Раздел I (Р-I). Основы комплексной безопасности (изучается с 5 по 8 классы).

Раздел II(Р-II). Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (изучается с 7 по 8 классы).

Модуль II (М-II). Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Решает задачи духовно-нравственного воспитания обучаемых, формирования у них индивидуальной системы здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья, а также умений оказывать первую медицинскую помощь.

Модуль включает в себя два раздела.

Раздел III (Р-III). Основы здорового образа жизни (изучается с 5 по 8 классы).

Раздел IV (Р-IV). Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи (изучается с 5 по 8 классы).

После изучения каждого модуля в каждом классе выполняется итоговое задание (реферат, доклад, проектное задание, анализ ситуации и т.д.)

Модульный принцип построения содержания курса ОБЖ позволяет:

· последовательно и логически взаимосвязано структурировать тематику курса ОБЖ;

· повысить эффективность процесса формирования у обучающихся современного уровня культуры безопасности с учетом их возрастных особенностей и уровня подготовки по другим учебным предметам, а также с учетом особенностей обстановки в регионе в области безопасности;

· эффективнее использовать межпредметные связи: элементы содержания курса ОБЖ могут быть использованы в других предметах, что способствует формированию у обучаемых целостной картины окружающего мира;

· обеспечить непрерывность образования и более тесную преемственность процессов обучения и формирования современного уровня культуры безопасности у обучающихся на второй ступени образования.

Прогнозируемый результат:

учащиеся должны знать:

  1. основные источники опасности в городе: ситуации аварийного характера в жилище; опасные ситуации локального характера в транспорте;

  2. правила поведения человека при попадании в ситуацию вынужденного автономного существования: особенности смены климатогеограф. условий и правила безопасного поведения при акклиматизации; использование основных лекарств и природных лекарственных средств; средства коллективной защиты (устройство и внутреннее оборудование убежища, добывание пищи и воды, разведение костра);

  3. чрезвычайные ситуации природного и техногенного происхождения и защиту населения от их последствий;

  1. общие правила оказания первой медицинской помощи: правила первоначальной обработки ран; первая помощь при химических и термических ожогах; первая помощь при отравлениях; правила реанимации и искусственного дыхания; первая помощь при укусах животных, тепловых и солнечных ударах, обморожении, поражении молнией, травм глаз, уха, носа.

  2. основы медицинской помощи при ранениях и травмах: правила наложения повязок, основы первой медицинской помощи при переломах, способы безносилочного переноса раненых.

учащиеся должны уметь:

- применять полученные знания в жизни.

Данная программа по ОБЖ реализуется за счет разного уровня учебной информации для классов с высоким уровнем познавательного интереса и классов КО, что нашло отражение в настоящем календарно – тематическом планировании.

Используемые методы и формы работы:

- Формы общения: диалог, коллективное обсуждение, уроки с составлением кроссвордов по пройденной теме, уроки в форме игр («Кто хочет стать миллионером», «Что? Где? Когда?»), использование инсценировок, практические занятия.

- Методы (общие для классов КО и классов с высоким уровнем познавательной активности: постановка в начале урока проблемного вопроса и поиска ответа на него в течение урока, индивидуальная работа, использование памяток и таблиц – опор, ИКТ, индивидуальная работа с книгой, поисковая беседа, дискуссия, самостоятельное научение путем подражания)

- В классах КО: дополнительные вопросы, наглядность, хоровое проговаривание терминов и определений.

- В классах с высоким уровнем познавательной активности: совместная (групповая) деятельность учащихся, общение в парах, использование исследовательского метода.

Содержание курса 5—8 классы

модуля

раздела, темы

Наименование модулей, разделов, тем

Кол-во часов

5 класс

Кол-во часов

6 класс

Кол-во часов

7 класс

Кол-во часов

8 класс

Кол-во часов

всего 5-8 класс

М-I

Основы безопасности личности, общества и государства

10 час.

Из них к/р 1 ч.

11 часов Из них к/р 1 час

11 часов Из них к/р 1 час

22 часа

Из них к/р 2 часа

54 часа

Р-I

Основы комплексной безопасности

Тема 1

Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни

    1. Пожарная безопасность

    2. Безопасность на дорогах

    3. Безопасность в быту

    4. Безопасность на водоемах

    5. Экология и безопасность

    6. Опасные ситуации социального характера

7 часов

9 часов

16 часов

Тема 2

Обеспечение безопасности при активном отдыхе в природных условиях:

2.1 Подготовка к активному отдыху на природе

2.2. Активный отдых на природе и безопасность

2.3 Дальний (внутренний) и выездной туризм

2.4. Обеспечение безопасности при автономном

существовании человека в природной среде

2. 5 Опасные ситуации в природных условиях

11 часов

11 часов

Тема 3

Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта:

3.1. Наиболее опасные террористические акты

3.2 Правила поведения при возможной опасности взрыва

3.3 Обеспечение безоп. в случае захвата в заложники или похищении

1 час

1 час

Тема 4

Обеспечение безопасности в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера:

4.1. Чрезвычайные ситуации природного характера

4.2 Чрезвычайные ситуации техногенного характера

4.3 Современный комплекс проблем безопасности соц. хар-ра

1 час

11 часов.

Из них к/р

1 час

12 часов

Р-II

Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

Тема 5

Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций:

5.1. Правовые основы обеспечения защиты населения от

чрезвычайных ситуаций

5.2. Организационные основы по защите населения страны

от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

5.3 Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации,

по защите населения от чрезвычайных ситуаций

13 часов

13 часов

Тема 6

Организация борьбы с терроризмом и наркобизнесом в Российской Федерации:

6.1. Система борьбы с терроризмом

6.2. Государственная политика противодействия наркотизму

1 час

1 час

М-II

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни:

7 часов Из них: к/р 1 ч;

практ. раб. 2 ч.

6 часов

Из них к/р

1 час;

практ. раб 1 час

6 часов

Из них к/р

1 час;

Практ. раб.

2 часа.

12 часов

Из них к/р

1 час;

Практ. раб. 3 ч.

31 час

Из них: к/р

4 часа;

практ. раб

8 часов.

Р-III

Основы здорового образа жизни

Тема 7

Здоровый образ жизни и его составляющие:

    1. Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни

4 часа

5 часов

4 часа

13 часов

Тема 8

Факторы, разрушающие здоровье:

8.1. Вредные привычки и их влияние на здоровье

1 час

Из них 1 час пр. раб

8 часов

9 часов

Р-IV

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

Тема 9

Первая медицинская помощь при неотложных состояниях

2 часа

Из них пр. раб

2 часа.

3 часа

Из них

пр. раб 1 час.

2 часа

Из них пр. раб 2 ч.

2 часа

Из них 2 ч. пр. раб.

9 часов

Тема 10

Первая медицинская помощь при массовых поражениях

2 ч Из них пр. р. 1 час

2 часа

Итого часов

17 час.

Из них к/р 2 ч.

П. р. 2 ч

17 часов

Из них к/р

2 часа.

Пр. р. 1 ч.

17 часов

Из них к/р

2 часа.

Пр. р. 2 ч.

34 часа

Из них к/р

2 часа.

Пр. р. 3 ч.

85 часов

Из них к/р

8 часов.

Пр. раб. 8 ч.

Модуль I. Основы безопасности личности, общества и государства

Раздел I. Основы комплексной безопасности

Тема 1. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни

1.1. Пожарная безопасность: пожары в жилых и общественных зданиях, причины их возникновения и возможные последствия. Влияние человеческого фактора на причины возникновения пожаров. Соблюдение мер пожарной безопасности в быту. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожаре в жилом или общественном здании.

1.2. Безопасность на дорогах: причины дорожно-транспортных происшествий и их возможные последствия. Организация дорожного движения. Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Общие обязанности водителя. Правила безопасного поведения на дороге велосипедиста и водителя мопеда.

1.3. Безопасность в быту: особенности города (населенного пункта) как среды обитания человека. Характеристика городского и сельского жилища, особенности его жизнеобеспечения. Возможные опасные и аварийные ситуации в жилище. Соблюдение мер безопасности в быту.

1.4. Безопасность на водоемах: Водоемы. Особенности состояния водоемов в различное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах. Безопасный отдых у воды. Само- и взаимопомощь терпящих бедствие на воде.

1.5. Экология и безопасность: Загрязнение окружающей природной среды. Понятия о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ. Мероприятия, проводимые по защите здоровья населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой.

1.6. Опасные ситуации социального характера: Криминогенные ситуации в городе, причины их возникновения. Меры личной безопасности на улице, дома, в общественном месте.

Тема 2. Обеспечение безопасности при активном отдыхе в природных условиях

2.1. Подготовка к активному отдыху на природе: Ориентирование на местности. Определение своего местонахождения и направления движения на местности. Подготовка к выходу на природу. Определение необходимого снаряжения для похода. Определение места для бивака и организация бивачных работ.

2.2. Активный отдых на природе и безопасность: Общие правила безопасности при активном отдыхе на природе. Подготовка и обеспечение безопасности в пеших и горных походах, при проведении лыжных, велосипедных и водных походов.

2.3. Дальний (внутренний) и выездной туризм, меры безопасности. Факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем и выездном туризме. Акклиматизация человека в различных природных условиях. Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха различными видами транспорта.

2.4. Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде: Автономное существование человека в природных условиях. Добровольная и вынужденная автономия. Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании.

2.5. Опасные ситуации в природных условиях: Опасные погодные условия. Дикие животные и обеспечение безопасности при встрече с ними. Укусы насекомых и защита от них. Клещевой энцефалит и его профилактика.

Тема 3. Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта.

3.1. Наиболее опасные террористические акты: Взрывы в местах массового скопления людей. Захват воздушных и морских судов, автомашин и других транспортных средств и удерживание в них заложников.

3.2. Правила поведения при возможной опасности взрыва: Признаки, по которым можно судить о возникновении опасности взрыва. Правила безопасного поведения, если взрыв произошел, если вас завалило обломками стен.

3.3. Обеспечение безопасности в случае захвата в заложники или похищении: Правила поведения в случае захвата вас в заложники. Правила поведения при нападении с целью похищения. Обеспечение безопасности при захвате самолета. Правила поведения при перестрелке.

Тема 4. Обеспечение безопасности в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера

4.1. Чрезвычайные ситуации природного характера: Чрезвычайные ситуации геологического происхождения (землетрясения, извержения вулканов, оползни, обвалы, лавины). Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения (ураганы, бури, смерчи). Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения (наводнение, сели, цунами). Чрезвычайные ситуации биологического происхождения (лесные и торфяные пожары, эпидемии, эпизоотии и эпифитотии). Защита населения от чрезвычайных ситуаций природного характера, рекомендации населения по безопасному поведению во время чрезвычайных ситуаций.

4.2. Чрезвычайные ситуации техногенного характера.

Общие понятия о чрезвычайных ситуациях техногенного характера: Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Потенциально опасные объекты. Аварии на радиационно опасных, химически опасных, взрывопожароопасных объектах и на гидротехнических сооружениях, их причины и возможные последствия. Защита населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера, рекомендации населению по безопасному поведению во время чрезвычайных ситуаций.

4.3. Современный комплекс проблем безопасности социального характера: угрозы национальной безопасности России. Внешние и внутренние угрозы национальной безопасности России. Международный терроризм — угроза национальной безопасности России. Наркотизм и национальная безопасность России. Защита населения от чрезвычайных ситуаций социального характера. Правила личной безопасности в чрезвычайных ситуациях социального характера.

Раздел II. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций.

Тема 5. Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций.

5.1. Правовые основы обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций: Положения Конституции Российской Федерации и федеральных законов в области безопасности, определяющие защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз. Права и обязанности граждан в области безопасности жизнедеятельности.

5.2. Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) – федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Роль МЧС России в формировании современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности у населения страны.

5.3. Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций: Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Эвакуация населения. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения.

Тема 6. Организация борьбы с терроризмом и наркобизнесом в Российской Федерации.

6.1. Система борьбы с терроризмом: Виды террористических актов, их цели и способы осуществления.

Законодательная и нормативно-правовая база по организации борьбы с терроризмом. Основные принципы противодействия терроризму. Контртеррористическая операция. Применение Вооруженных сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом.

6.2. Государственная политика противодействия наркотизму: Основные понятия о наркотизме, наркомании, причинах их распространения. Последствия наркомании и ее влияние на национальную безопасность России. Нормативно-правовая база борьбы с наркобизнесом. Профилактика наркомании.

Модуль II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Раздел III. Основы здорового образа жизни

Тема 7. здоровый образ жизни и его составляющие

7.1. Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни: Индивидуальное здоровье человека, его физическая и духовная сущность. Репродуктивное здоровье как общая составляющая здоровья человека и общества. Социально-демографические процессы в России и безопасность государства. Особенности физического развития человека; особенности психического развития человека; развитие и укрепление чувства зрелости, развитие волевых качеств. Социальное развитие человека и его взаимоотношения с окружающими людьми. Формирование личности человека, значение и роль его взаимоотношений со взрослыми, родителями, сверстниками. Взаимоотношения человека и общества. Ответственность несовершеннолетних.

7.2. Здоровый образ жизни и его составляющие: Здоровый образ жизни — индивидуальная система поведения человека, обеспечивающая совершенствование его физических и духовных качеств. Психологическая уравновешенность и ее значение для здоровья. Режим дня и его значение для здоровья. Профилактика переутомления. Двигательная активность и закаливание организма — необходимые условия сохранения и укрепления здоровья. Рациональное питание. Роль питания в сохранении здоровья человека. Роль здорового образа жизни в формировании у обучаемых современного уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности.

Тема 8. Факторы, разрушающие здоровье

8.1. Вредные привычки и их влияние на здоровье: Основные понятия вредных привычек. Курение, влияние табачного дыма на организм курящего и окружающих. Употребление алкоголя и его влияние на умственное и физическое развитие человека. Наркомания и ее отрицательные последствия на здоровье человека. Профилактика вредных привычек.

Раздел IV. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

Тема 11. Первая медицинская помощь при неотложных состояниях.

11.1. Правила оказания первой медицинской помощи: Первая медицинская помощь при отравлении. Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата, порядок наложения поддерживающей повязки. Правила и способы транспортировки пострадавшего. Первая медицинская помощь при кровотечениях. Способы остановки кровотечения. Оказание первой медицинской помощи при утоплении. Способы проведения искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца. Оказание первой медицинской помощи при тепловом и солнечном ударах, при отморожении.

Тема 12. Первая медицинская помощь при массовых поражениях.

12.1. Комплекс простейших мероприятий по оказанию первой медицинской помощи при массовых поражениях: Основные причины возникновения массового поражения людей природного, техногенного и социального характера. Основные мероприятия, проводимые в местах массового поражения людей (извлечение пострадавшего из-под завала; введение обезболивающих средств; освобождение верхних дыхательных путей и др.).

Календарно - тематическое планирование учебной программы 5 класс.

урока Тема

(общая и подтемы)

Сроки освоения

Цели, ЗУН по теме.

Форма урока

Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства 10 часов

Раздел 1. Основы комплексной безопасности 8 часов

Урок 1-3.

Человек, среда его обитания, безопасность человека.

Январь

Обучающиеся должны знать:

- особенности города, как среды обитания человека; возможные опасные и аварийные ситуации в жилище,

- понимать необходимость соблюдения мер безопасности в быту.

урок овладения обучающимися новыми знаниями, на которых проводится накопление фактического материала, наблюдения, изучение процессов и явлений, их осмысление и формирование понятий.

Урок 4 - 6

Опасные ситуации техногенного характера

Февраль

Обучающиеся должны знать:

- причины и последствия пожаров в жилых и общественных зданиях; меры пожарной безопасности в быту.

- причины дорожно-транспортных происшествий и их возможные последствия; правила безопасного поведения на дорогах пешеходов, водителей и пассажиров.

урок овладения обучающимися новыми знаниями, на которых проводится накопление фактического материала, наблюдения, изучение процессов и явлений, их осмысление и формирование понятий.

Урок 7

Опасные ситуации природного характера.

Март

Обучающиеся должны знать:

- виды опасных ситуаций природного характера; особенности состояния водоемов в различное время года; правила безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах; способы само- и взаимопомощи терпящих бедствие на воде.

урок овладения обучающимися новыми знаниями, на которых проводится накопление фактического материала, наблюдения, изучение процессов и явлений, их осмысление и формирование понятий.

Урок 8.

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.

Март

Обучающиеся должны знать:

- виды чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; общие правила безопасного поведения, разработанные специалистами МЧС России.

урок овладения обучающимися новыми знаниями, на которых проводится накопление фактического материала, их осмысление и формирование понятий.

Раздел 3 Основы противодействия экстремизму и терроризму в Российской Федерации. 2 часа

Урок 9

Опасные ситуации социального характера, антиобщественное поведение

Март

Обучающиеся должны знать:

- виды криминальных ситуаций; способы защиты себя от преступлений.

- Выработать у обучающихся практические умения и навыки по спасению жизни в различных ситуациях криминогенного хар-ра

урок овладения обучающимися новыми знаниями, на которых проводится накопление фактического материала, наблюдения, изучение процессов и явлений, их осмысление и формирование понятий.

Урок 10

Контр раб по теме «Основы безопасност личности, общества и государства»

Март

- Проверить и обобщить знания учащихся полученные в процессе изучения курса ОБЖ по теме «Основы безопасности личности, общества и государства»

контрольно-проверочный урок (с письменной проверкой знаний, умений и навыков);

Модуль 2 Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. 7 часов

Раздел 3. Основы здорового образа жизни. 3 часа

Урок 11 - 13

Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни.(Пр занятия)

Апрель

Обучающиеся должны знать:

- основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни; индивидуальном здоровье человека, его физической сущности.

- о влиянии табачного дыма на организм курящего и окружающих.

урок овладения и применения на практике обучающимися новыми знаниями.

Раздел 4. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

Урок 14 — 16

Первая помощь и правила ее оказания.

Май

Обучающиеся должны знать:

- общую характеристику различных повреждений и их последствиями для здоровья человека; основные правила оказания первой медицинской помощи при различных видах травм.

урок овладения обучающимися новыми знаниями, на которых проводится накопление фактического материала, наблюдения, изучение процессов и явлений, их осмысление и форм понятий.

Урок 17.

Контр –обобщающ. урок в форме игры «Что? Где? Когда?»

Май

- Проверить и обобщить знания учащихся полученные в процессе изучения курса ОБЖ за 5 кл.

контрольно-проверочный урок (с письменной проверкой знаний, умений и навыков);

Календарно - тематическое планирование

учебной программы 6 класс.

Тема

(общая и подтемы)

Сроки освоения

Цели, ЗУН по теме.

Форма урока

Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства 11 часов.

Раздел 1. Безопасность человека в природных условиях. 11 часов.

Урок 1-3.

Подготовка к активному отдыху на природе

Январь

Обучающиеся должны знать:

  • как ориентироваться на местности, определять свое местонахождение и направление движения на местности;

  • определять необходимое снаряжение для похода; место для бивака и организовывать бивачные работы.

урок овладения обучающимися новыми знаниями, на которых проводится накопление фактического материала, наблюдения, изучение процессов и явлений, их осмысление и формирование понятий.

Урок 4-5

Активный отдых на природе и безопасность.

Февраль

Обучающиеся должны знать:

- общие правила безопасности при активном отдыхе на природе; при подготовке и обеспечении безопасности в пеших и горных походах, при проведении лыжных, велосипедных и водных походов.

урок овладения обучающимися новыми знаниями, на которых проводится накопление фактического материала, наблюдения, изучение процессов и явлений, их осмысление и формирование понятий.

Урок 6-7.

Дальний (внутренний) выездной туризм. Меры безопасности.

Февраль

Обучающиеся должны знать:

- правила успешной акклиматизации; об особенностях акклиматизации в различных климатогеогр. условиях; правила обеспечения личной безоп. при следовании к местам отдыха различными видами транспорта.

урок овладения обучающимися новыми знаниями, на которых проводится накопление фактического материала, наблюдения, изучение процессов и явлений, их осмысление и формирование понятий.

Урок 8

Обеспечение безоп. при автономном существовании человека в прир. среде.

Март

Обучающиеся должны знать:

  • правила обеспечения жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании: способы добывания огня, питьевой воды, питания, подачи сигналов бедствия; .

урок овладения обучающимися новыми знаниями, на которых проводится накопление фактического материала, наблюдения, изучение процессов и явлений, их осмысление и формирование понятий.

Урок 9-10.

Опасные ситуации в природных условиях.

Март

Обучающиеся должны знать:

  • признаки опасных погодных условий;

  • правила поведения при встрече с дикими животными;

  • Правила защиты от насекомых;

  • правила профилактики от клещевого энцефалита.

урок овладения обучающимися новыми знаниями, на которых проводится накопление фактического материала, наблюдения, изучение процессов и явлений, их осмысление и формирование понятий.

Урок 11.

Контрольная работа по теме «Безопасность человека в природных условиях».

Март

- Проверить знания учащихся по теме

контрольно-проверочный урок (с письменной проверкой знаний, умений и навыков);

Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. 6 часов

Раздел 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. 6 часов.

Урок 12-13

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.

Апрель

Обучающиеся должны знать и уметь:

  • Оказать первую медицинскую помощь при травме.; при укусах животных, отравлении тепловых и солнечных ударах, обморожении.

урок овладения обучающимися новыми знаниями, на которых проводится накопление фактического материала, наблюдения, изучение процессов и явлений, их осмысление и формирование понятий.

Урок 14

Практ. занятие №1 «ПМП»

Май

Проверить и на практике закрепить знания учащихся по теме «ПМП при травмах, укусах животных, отравлении тепловых и солнечных ударах, обморожении».

урок овладения и применения на практике обучающимися новыми знаниями.

Урок 15-16

Здоровье человека и факторы на него влияющие.

Март

Обучающиеся должны знать:

  • что такое здоровый образ жизни и о профилактике переутомления; что такое наркомания и ее отрицательные последствия на здоровье человека.

урок овладения обучающимися новыми знаниями, на которых проводится накопление фактического материала, наблюдения, изучение процессов и явлений.

Урок 17

Контроль но - обобщающий урок в форме игры «Что? Где? Когда?» «Я и ОБЖ»

Май

- Проверить и обобщить знания учащихся полученные в процессе изучения курса ОБЖ за 6 кл.

контрольно-проверочный урок (с письменной проверкой знаний, умений и навыков);

Календарно - тематическое планирование учебной программы 7 класс.

Тема

(общая и подтемы)

Количество часов.

Сроки проведения урока

Цели, ЗУН по теме.

Форма урока.

Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства. 11 часа.

Раздел 1. Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях. 11 часов.

Урок 1.

Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера.

Сентябрь

Обучающиеся должны знать:

  • Основные термины по теме: чрезвычайная ситуация природного характера, опасная ситуация природного характера; виды ЧС природного характера; общую характеристику природных явлений.

урок овладения обучающимися новыми знаниями, на которых проводится накопление фактического материала, наблюдения, изучение процессов и явлений, их осмысление и формирование понятий.

Урок 2 - 4.

Чрезвычайные ситуации геологического происхождения.

Сентябрь

Обучающиеся должны знать:

- чрезвычайные ситуации геологического происхождения (землетрясения, извержения вулканов, оползни, обвалы, лавины); причины и последствия чрезвычайных ситуаций геологического происхождения; правила защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного характера геологического происхождения.

урок овладения обучающимися новыми знаниями, на которых проводится накопление фактического материала, наблюдения, изучение процессов и явлений, их осмысление и формирование понятий.

Урок 5.

Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения.

Сентябрь

Обучающиеся должны знать:

- чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения (ураганы, бури, смерчи); причины и последствия чрезвычайных ситуаций метеорологического происхождения; правила защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного характера метеорологического происхождения.

урок овладения обучающимися новыми знаниями, на которых проводится накопление фактического материала, наблюдения, изучение процессов и явлений, их осмысление и формирование понятий.

Урок 6-8.

Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения.

Сентябрь

Обучающиеся должны знать:

- чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения (наводнение, сели, цунами); причины и последствия чрезвычайных ситуаций гидрологического происхождения; правила защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного характера гидрологического происхождения.

урок овладения обучающимися новыми знаниями, на которых проводится накопление фактического материала, наблюдения, изучение процессов и явлений, их осмысление и формирование понятий.

Урок 9-10.

Чрезвычайные ситуации биологического происхождения.

Сентябрь.

Обучающиеся должны знать:

- чрезвычайные ситуации биологического происхождения (лесные и торфяные пожары, эпидемии, эпизоотии и эпифитотии).

; причины и последствия чрезвычайных ситуаций биологического происхождения; правила защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного характера биологического происхождения.

урок овладения обучающимися новыми знаниями, на которых проводится накопление фактического материала, наблюдения, изучение процессов и явлений, их осмысление и формирование понятий.

Урок 11.

Контрольная работа по теме «Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях».

Март

- Проверить знания обучающихся по теме.

контрольно-проверочный урок (с письменной проверкой знаний, умений и навыков);

Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. 6 часов.

Раздел 3. Основы здорового образа жизни 3 часа

Урок 12 -14

Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека.

Октябрь

Обучающиеся должны знать:

- о том, что такое психологическая уравновешенность и ее значение для здоровья; особенностях физического и психического развития человека в подростковом возрасте; особенности развития человека; социальном развитии человека и его взаимоотношениях с окружающими людьми; ответственности несовершеннолетних.

урок овладения обучающимися новыми знаниями, на которых проводится накопление фактического материала, наблюдения, изучение процессов и явлений, их осмысление и формирование понятий.

Раздел 4 Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи 3 часа

Урок 15 - 16

Первая медицинская помощь и правила ее оказания. (Практические занятия)

Октябрь

Обучающиеся должны знать и использовать на практике:

- общие правила оказания первой медицинской помощи при наружных кровотечениях; способы остановки кровотечения; основные правила оказания первой медицинской помощи при ушибах и переломах: общие правила транспортировки пострадавшего.

урок овладения и применения на практике обучающимися новыми знаниями.

Урок 17 Тестовая к. работа по теме: «Основы мед знаний и здорового образа жизни».

Декабрь

- Проверить знания учащихся по теме «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни ».

контрольно-проверочный урок (с письменной проверкой знаний, умений и навыков);

Календарно - тематическое планирование

учебной программы 8 класс.

Тема (общая и подтемы)

Кол-во часов.

Сроки освоения

Цели, ЗУН по теме.

Форма урока.

Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства. 22 часа.

Раздел 1. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни. 9 часов.

Урок 1-2

Безопасность на дорогах

Сентябрь

Обучающиеся должны знать:

- Причины дорожно-транспортных происшествий и их возможные последствия. Организация дорожного движения. Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров и велосипедистов.

урок овладения обучающимися новыми знаниями, на которых проводится накопление фактического материала, наблюдения, изучение процессов и явлений, их осмысление и формирование понятий.

Урок 3-4.

Пожарная безопасность

Сентябрь

Обучающиеся должны знать:

- О причинах возникновения и возможных последствиях пожаров в жилых и общественных зданиях; влиянии человеческого фактора на причины возникновения пожаров; соблюдение мер пожарной безопасности в быту; права и обязанности граждан в области пож безоп.

урок овладения обучающимися новыми знаниями, на которых проводится накопление фактического материала, наблюдения, изучение процессов и явлений, их осмысление и формирование понятий.

Урок 5-6.

Безопасность на водоемах.

Сентябрь-октябрь

Обучающиеся должны знать:

- Особенности состояния водоемов в различное время года; необходимость соблюдения правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах; безопасный отдых у воды; само- и взаимопомощь терпящих бедствие на воде.

урок овладения обучающимися новыми знаниями, на которых проводится накопление фактического материала, наблюдения, изучение процессов и явлений, их осмысление и формирование понятий.

Урок 7-8.

Экология и безопасность.

Октябрь

Обучающиеся должны знать:

- причины загрязнение окружающей природной среды. Его влиянии на здоровье человека; правилах безопасного поведения при неблагоприятной экол. обстановке.

урок овладения обучающимися новыми знаниями, на которых проводится накопление фактического материала, наблюдения, изучение процессов и явлений.

Урок 9.

К/р по теме «Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни».

Октябрь

- Проверить знания обучающихся по теме.

контрольно-проверочный урок (с письменной проверкой знаний, умений и навыков);

Раздел 2. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и безопасность населения. 13 часов.

Урок 10-18.

Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия.

Ноябрь - февраль

Обучающиеся должны знать:

  • общие понятия о чрезвычайных ситуациях техногенного характера;

  • классификацию чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

  • потенциально опасные объекты: аварии на радиационно опасных, химически опасных, взрывопожароопасных объектах и на гидротехнических сооружениях, их причины и возможные последствия;

  • правила поведения населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера, рекомендации населению по безопасному поведению во время чрезвычайных ситуаций.

урок овладения обучающимися новыми знаниями, на которых проводится накопление фактического материала, наблюдения, изучение процессов и явлений, их осмысление и формирование понятий.

Урок 19-21.

Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техног. характера.

Март

Обучающиеся должны знать:

- основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций: инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Эвакуация населения.

урок овладения обучающимися новыми знаниями, на которых проводится накопление фактического материала, наблюдения, изучение процессов и явлений, их осмысление и формирование понятий.

Урок 22.

Контрольная работа по теме «Чрезвычайные ситуации техногенного характера и безопасность населения».

Март

- Проверить знания обучающихся по теме.

контрольно-проверочный урок (с письменной проверкой знаний, умений и навыков);

Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. 11 часов.

Раздел 3. Основы здорового образа жизни

Урок 23-29

Основы здорового образа жизни.

Апрель-

Обучающиеся должны знать:

- основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни: индивидуальное здоровье человека, его физическая и духовная сущность, репродуктивное здоровье как общая составляющая здоровья человека и общества, влиянии на здоровье вредных привычек и т. д.

урок овладения обучающимися новыми знаниями, на которых проводится накопление фактического материала, наблюдения, изучение процессов и явлений, их осмысление и формирование понятий.

Раздел 4 Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

Урок 30-33

Из них 3 практ. работы.

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.

Май

Обучающиеся должны знать и уметь оказывать первую медицинскую помощь при отравлении аварийно химически опасными веществами; при травмах, порядок наложения поддерживающей повязки; при утоплении.

урок овладения и применения на практике обучающимися новыми знаниями.

Урок 34

Тестовая контрольная работа по теме: «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни».

Май

- Проверить знания учащихся по теме «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни ».

контрольно-проверочный урок (с письменной проверкой знаний, умений и навыков);

Тематический план

Содержание учебной программы для 5—9 классов

Модуль I. Основы безопасности личности, общества и государства

Раздел I. Основы комплексной безопасности

Тема 1. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни

1.1. Пожарная безопасность

Пожары в жилых и общественных зданиях, причины их возникновения и возможные последствия. Влияние человеческого фактора на причины возникновения пожаров. Соблюдение мер пожарной безопасности в быту. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожаре в жилом или общественном здании.

1.2. Безопасность на дорогах

Причины дорожно-транспортных происшествий и их возможные последствия. Организация дорожного движения. Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Общие обязанности

водителя. Правила безопасного поведения на дороге велосипедиста и водителя мопеда.

1.3. Безопасность в быту

Особенности города (населенного пункта) как среды обитания человека. Характеристика городского и сельского жилища, особенности его жизнеобеспечения. Возможные опасные и аварийные ситуации в

жилище. Соблюдение мер безопасности в быту.

1.4. Безопасность на водоемах

Водоемы. Особенности состояния водоемов в различное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах. Безопасный отдых у воды. Само- и взаимопомощь терпящих бедствие на воде.

1.5. Экология и безопасность

Загрязнение окружающей природной среды. Понятия о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ. Мероприятия,проводимые по защите здоровья населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой.

1.6. Опасные ситуации социального характера

Криминогенные ситуации в городе, причины их возникновЕния. Меры личной безопасности на улице, дома, в общественном месте.

Тема 2. Обеспечение безопасности при активном отдыхе в природных условиях

2.1. Подготовка к активному отдыху на природе

Ориентирование на местности. Определение своего местонахождения и направления движения на местности. Подготовка к выходу на природу. Определение необходимого снаряжения для похода. Определение места для бивака и организация бивачных работ.

2.2. Активный отдых на природе и безопасность

Общие правила безопасности при активном отдыхе на природе. Подготовка и обеспечение безопасности в пеших и горных походах, при проведении лыжных, велосипедных и водных походов.

2.3. Дальний (внутренний) и выездной туризм, меры безопасности Факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем и выездном туризме. Акклиматизация человека в различных природных условиях. Обеспечение личной безопасности при следованиик местам отдыха различными видами транспорта.

2.4. Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде

Автономное существование человека в природных условиях. Добровольная и вынужденная автономия. Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании.

2.5. Опасные ситуации в природных условиях

Опасные погодные условия. Дикие животные и обеспечение безопасности при встрече с ними. Укусы насекомых и защита от них.Клещевой энцефалит и его профилактика.

Тема 3. Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта

3.1. Наиболее опасные террористические акты

Взрывы в местах массового скопления людей. Захват воздушных и морских судов, автомашин и других транспортных средств и удерживание в них заложников.

3.2. Правила поведения при возможной опасности взрыва

Признаки, по которым можно судить о возникновении опасности взрыва. Правила безопасного поведения, если взрыв произошел, если вас завалило обломками стен.

3.3. Обеспечение безопасности в случае захвата в заложники или похищении

Правила поведения в случае захвата вас в заложники. Правила поведения при нападении с целью похищения. Обеспечение безопасности при захвате самолета. Правила поведения при перестрелке.

Тема 4. Обеспечение безопасности в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера

4.1. Чрезвычайные ситуации природного характера

Чрезвычайные ситуации геологического происхождения (землетрясения, извержения вулканов, оползни, обвалы, лавины).

Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения (ураганы, бури, смерчи).

Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения (наводнение, сели, цунами).

Чрезвычайные ситуации биологического происхождения (лесные и торфяные пожары, эпидемии, эпизоотии и эпифитотии).

Защита населения от чрезвычайных ситуаций природного характера, рекомендации населения по безопасному поведению во время чрезвычайных ситуаций.

4.2. Чрезвычайные ситуации техногенного характера

Общие понятия о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

Потенциально опасные объекты.

Аварии на радиационно опасных, химически опасных, взрывопожароопасных объектах и на гидротехнических сооружениях, их причины и возможные последствия.

Защита населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера, рекомендации населению по безопасному поведению во время чрезвычайных ситуаций.

4.3. Современный комплекс проблем безопасности социального характера

Военные угрозы национальной безопасности России. Внешние и внутренние угрозы национальной безопасности России.

Международный терроризм — угроза национальной безопасности России. Наркотизм и национальная безопасность России.

Защита населения от чрезвычайных ситуаций социального характера. Правила личной безопасности в чрезвычайных ситуациях социального характера.

Раздел II.Защита населения Российской Федерации

от чрезвычайных ситуаций

Тема 5. Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций

5.1. Правовые основы обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций

Положения Конституции Российской Федерации и федеральных законов в области безопасности, определяющие защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и

внутренних угроз. Права и обязанности граждан в области безопасности жизнедеятельности.

5.2. Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

Единая государственная система предупреждения и ликвидациичрезвычайных ситуаций (РСЧС), ее задачи.Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности страны, ее задачи и предназначение. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) – федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Роль МЧС России в формировании современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности у населения страны.

5.3. Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций

Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Эвакуация населения. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах Поражения.

Тема 6. Организация борьбы с терроризмом и наркобизнесом в Российской Федерации

6.1. Система борьбы с терроризмом

Виды террористических актов, их цели и способы осуществления.

Законодательная и нормативно-правовая база по организации борьбы с терроризмом. Основные принципы противодействия терроризму.Контртеррористическая операция. Применение Вооруженных сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом.

6.2. Государственная политика противодействия наркотизму

Основные понятия о наркотизме, наркомании, причинах их распространения. Последствия наркомании и ее влияние на национальную безопасность России. Нормативно-правовая база борьбы с наркобизнесом. Профилактика наркомании.

Модуль II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Раздел III. Основы здорового образа жизни

Тема 7. здоровый образ жизни и его составляющие

7.1. Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Индивидуальное здоровье человека, его физическая и духовная сущность. Репродуктивное здоровье как общая составляющая здоровья человека и общества. Социально-демографические процессы в России и безопасность государства. Особенности физического развития человека;особенности психического развития человека; развитие и укрепление

чувства зрелости, развитие волевых качеств. Социальное развитие человека и его взаимоотношения с окружающими людьми. Формирование личности человека, значение и роль его взаимоотношений со

взрослыми, родителями, сверстниками. Взаимоотношения человека и общества. Ответственность несовершеннолетних.

7.2. Здоровый образ жизни и его составляющие

Здоровый образ жизни — индивидуальная система поведения человека, обеспечивающая совершенствование его физических и духовных качеств.

Психологическая уравновешенность и ее значение для здоровья.Режим дня и его значение для здоровья. Профилактика переутомления.Двигательная активность и закаливание организма — необходимые

условия сохранения и укрепления здоровья. Рациональное питание.Роль питания в сохранении здоровья человека. Роль здорового образа жизни в формировании у обучаемых современного уровня культуры в

области безопасности жизнедеятельности.

Тема 8. Факторы, разрушающие здоровье

8.1. Вредные привычки и их влияние на здоровье

Основные понятия вредных привычек. Курение, влияние табачного дыма на организм курящего и окружающих. Употребление алкоголя и его влияние на умственное и физическое развитие человека. Наркомания и ее отрицательные последствия на здоровье человека. Профилактика вредных привычек.

8.2. Ранние половые связи и их отрицательные последствия для здо-

ровья человека Инфекции, передаваемые половым путем. Понятие о ВИЧ-инфекции и СПИДе. СПИД — угроза здоровью личности и общества. Профилактика инфекций, передаваемых половым путем и ВИЧ-инфекции.

Тема 9. Правовые аспекты взаимоотношения полов

9.1. Семья в современном обществе

Законодательство и семья. Основы семейного права в РФ. Брак и семья, основные понятия и определения. Семья и здоровый образ жизни, основные функции семьи. Личные права и обязанности супругов. Права и обязанности родителей.

Раздел IV. Основы медицинских знаний и оказание

первой медицинской помощи

Тема 10. Основы медицинских знаний

10.1. Основы медицинских знаний

Общая характеристика различных повреждений и их последствия для здоровья человека.

Основные правила оказания первой медицинской помощи при различных видах повреждений.

Средства оказания первой медицинской помощи. Медицинская (домашняя) аптечка.

Природные лекарственные средства. Перевязочные материалы,дезинфицирующие средства.

Основные неинфекционные заболевания, их причины, связь с образом жизни. Профилактика неинфекционных заболеваний.

Наиболее часто встречающиеся инфекционные заболевания, их возбудители, пути передачи инфекции, меры профилактики.

Тема 11. Первая медицинская помощь при неотложных состояниях

11.1. Правила оказания первой медицинской помощи

Первая медицинская помощь при отравлении.

Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата, порядок наложения поддерживающей повязки. Правила и способы транспортировки пострадавшего.

Первая медицинская помощь при кровотечениях. Способы остановки кровотечения.

Оказание первой медицинской помощи при утоплении. Способы проведения искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца.

Оказание первой медицинской помощи при тепловом и солнечном ударах, при отморожении.

Тема 12. Первая медицинская помощь при массовых поражениях

12.1. Комплекс простейших мероприятий по оказанию первой медицинской помощи при массовых поражениях Основные причины возникновения массового поражения людей природного, техногенного и социального характера. Основные мероприятия, проводимые в местах массового поражения людей (извлечение пострадавшего из-под завала; введение обезболивающих средств; освобождение верхних дыхательных путей и др.).

23

1

Смотреть полностью


Скачать документ

Похожие документы:

  1. Доклад муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №198»

    Доклад
    Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 198» была открыта 21 сентября 1992 года Постановлением Главы Администрации г.

Другие похожие документы..