Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Урок'
образовательные: углубить, упрочить и расширить полученные знания и умения действий с десятичными дробями (сложение, вычитание, умножение, деление, о...полностью>>
'Закон'
Відповідно до Закону України "Про приватизацію державного майна" та на виконання Державної програми приватизації на 1998 рік, затвердженої ...полностью>>
'Сказка'
конечно) Может и вечно! Страстная седмица 004 Ровным счётом Убили душу Грехом сгнобили И сердце наглухо закрыли от Него А то, что тело похоронили Так...полностью>>
'Документ'
1. Премия Фонда «Поколение» Андрея Скоча «Родительский рекорд» (далее - Премия) является формой поощрения многодетных матерей и многодетных отцов Бел...полностью>>

Вестник балтийской педагогической академии выпуск №100 2010 актуальные проблемы современной трансперсональной психологии

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Региональная общественная организация учёных

БАЛТИЙСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

Отделение трансперсональной психологии и педагогики

----------------------------

НАУЧНОЕ ИЗДАНИЕ

ВЕСТНИК

БАЛТИЙСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

АКАДЕМИИ

Выпуск № 100 - 2010

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

СОВРЕМЕННОЙ ТРАНСПЕРСОНАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2010

Редакционная коллегия выпуска:

Волков И.П., Курис И.В.,

Сойдла Т.Р.

Ответственный за выпуск: проф. Курис И.В.

РЕДАКЦИЯ ВЕСТНИКА:

Главный редактор – И.П. Волков

Зам. главного редактора по выпуску – И.В. Курис

Адрес редакции:

190121, Санкт-Петербург, ул. Декабристов, 35.

Кафедра психологии им. проф. А.Ц. Пуни.

Санкт-Петербургский Государственный Университет

Физической Культуры им. П.Ф. Лесгафта

Тел. (812) 714-66-27 Факсы: (812) 714-10-84; (812) 550-02-11

В 36

Печатается на средства авторов и взносы членов БПА

по отделению трансперсональной психологии и педагогики и Регионального Северо-Западного отделения Ассоциации Трансперсональной Психологии и Психотерапии

(Руководитель отделения – член-корр. БПА, проф. И.В. Курис)

© РООУ БПА

© И.В. Курис

(E-mail: kurisira@)

«ВЕСТНИК БАЛТИЙСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АКАДЕМИИ»

Научное издание (сокращенное название: «Вестник БПА»)

Основано в июле 1995 года, в г. Санкт-Петербурге. Лицензия № 00-5832.

Международная регистрация:

ISSN 1818-6467 (Vestnik BPA)

-----------------------------------

Подписано к печати 06.05. 2010 г. Печать ризографическая

Зак. 04. Тираж 150 экз. Формат бумаги 60х90. Изд. РООУ БПА

СОДЕРЖАНИЕ:

Лебедько В.Е. Наука 21-го века. Перспективы. ВАК и МВУС……………………..4

Равдоникас Ф.В.Порождение смыслов…………………………………………….…8

Равдоникас Ф.В. Время и энергия ……………………………………………………12

Кушев В.В. О Психее. Часть 2………………………………………………… ….17

      1. Козлов В.В. Язык символов трансперсонального…………………………………..28.

Лебедько В.Е. Дух отрицания и его роль в формировании жизненных сюжетов..38

Лабковская Г.С.Ресурсно-ориентированные интегративные психотехнологии… 51

Бурановская Н.А. Астрологически-календарный тип ментальности в культурах Древнего мира………………………………………………………………………… 61

Выборнова С.Г. Метод интроспекции в психологии ………………………………73.

Гигзбург Т.И. Размышления о Новом Мировоззрении……………………………76

Трансперсональный подход в решении кризисных ситуаций.

Богданович В.Н. Фототрекинг……………………………………………………… 82

Беспалова К.В. «Обряд перехода» как ключ к полноценному проживанию своей жизни. Опыт преодоления кризисов любого рода……………………………………89

Савельев Ю.Ф. Биосенсорная спонтанная живопись, как психотерапевтический прием повышения психологической толерантности и стрессоустойчивости…… 96.

Стрекалова М.Д. Трансперсональность инициаций "перехода" как условие

предупреждения возрастных кризисов в жизни женщины………………………… 100

Хорсанд Д.В. «Природа жизненных кризисов и циклы планет: точка зрения астропсихолога»……………………………………………………………………….109

Поиск, практика, результат

Курис И.В. Воздействие занятий трансперсональными психотелесными практиками на психоэмоциональное состояние человека…………………. ………115

Cомс С.С. Цигун для похудения…………………………………………………… 131

Стрекалов С.А. Топология личности и ее жизненного пространства …………… 145

Из опыта трансовых состояний.

Парфёнова Г.Ю. Акустические озарения обертонной певчей……………………163

Сойдла Т.Р. Апология динозавров. Часть 2…………………………………………168

Новые издания членов БПА

Беспалова К.В. Новейшая гадальная

Богданович В.Н. Транссферинг реальности, Код Эгрегора, Карма, Психокоррекция в

Гинзбург Т.И. «Воспарение»……………………………………………………….. 235

Лебедько В.Е. Архетипические Путешествия», «Архетипическое исследование Арканов Таро», и «Архетипотерапия»……………………………………………….236

Стрекалов С.А. «Жизнь как эволюция души»……………………………………. 240.

Информация, Новости

Комова.М.Е. Исцеляющие силы театра…………………………………………… 243

Поздравления…………………………………………………………………………247

Сведения об авторах…………………………………………………………………248

В.Е. Лебедько

(Санкт-Петербург)

Наука ХХI-го века. Перспективы. ВАК и МВУС.

Заведующий кафедрой Магического Театра и Архетипических Исследований МУФО, Гранд-доктор философии в области психологии и культуры, профессор.

В начале 90-х годов прошлого века в России произошел серьезный раскол научного сообщества. С одной стороны, образовалось радикально консервативное крыло строгой академической науки, рассматривающей в русле картезианской философии объект в отрыве от субъекта. С другой стороны, возникли сначала разрозненные, а затем все более объединяющиеся группы ученых (в том числе и очень известных, с мировыми именами), мыслящих в парадигме нового века, - века, когда открытия физики микромира, Единой Теории Поля, Аналитической и Трансперсональной психологии, Философии Взаимодействия, постмодернистской философии и т.п. задают направление развития Знания. При этом расколе появились, конечно, и некоторые перегибы, но большая часть прогрессивных ученых приняла новые горизонты науки, которые кажутся немыслимыми для консерваторов.

Возникли научно-исследовательские институты и ВУЗы, где можно свободно говорить и писать, например, об архетипах коллективного бессознательного, говорить не о психике, а о душе, исследовать энергетику организма человека и т.п., т.е. многое, отвергаемое консерваторами картезианской парадигмы с ее строго ограниченными прокрустовыми ложами, стало переходить из андеграунда в новую научную парадигму.

Причем, в это сообщество ученых (о которых я пишу), входят люди, имеющие выдающуюся научную репутацию, высокую квалификацию, отмеченную ВАККовскими степенями кандидатов и докторов наук. Есть среди этой категории ученых и академики и члены корреспонденты РАН.

Почему это произошло?

Современная академическая наука, претендующая на «объективное» отражение реальности терпит фиаско. В то же время, передовые исследования из различных областей знания, например, квантовой теории поля или глубинной психологии К.Г.Юнга, трансперсональной психологии, показывают, что для полноценного изучения любого предмета невозможно оторвать наблюдаемое от наблюдателя. Невозможно построить чисто «объективную» картину мира, так как сам факт присутствия субъекта радикально меняет объект измерения. И это прекрасно понимает все большее число ученых как в России, так и во всем мире. Можно сказать, что еще несколько лет назад силы и количество консерваторов и нонконформистов уравнялись, а сейчас (в 2010г.) идет резкое увеличение, как численности, так и авторитета нового поколения ученых.

Новой эпохе необходима новая наука, - наука, в которую на полных правах вернулась бы Душа, как это было во времена неоплатоников и еще в эпоху Возрождения.

В такой науке фактор субъективности тесно переплетается с объективностью и возникает ризоморфная вязь взаимопроникновения человека и мира, находящаяся в нескончаемой динамике.

Это крайне актуальная задача! Еще в 1933 году К.Г.Юнг собрал вокруг себя наиболее передовых ученых того времени, представлявших самые разные области знаний – от мифологии до квантовой физики – и объединил их в проекте «Эранос» - ежегодном семинаре-взаимодействии этих ученых, продолжавшемся до смерти Юнга в 1962 году, и далее подхваченным его учеником Джеймсом Хиллманом. В процессе длительных совместных исследований этих могучих ученых, ими были поставлены под сомнение основные постулаты современной науки, ориентирующейся на доминанту Логоса – рационального познания. Сейчас в 2010 году настало время воплотить разработки Эраноса в жизнь, открыв целый ряд направлений для исследований и практической работы в самых разных областях науки – науки с Душой.

В России, кстати, в отличие от других стран, аттестацию ученых проводил ВАКК (Высшая Аттестационная Квалификационная Комиссия) и присваивались звания кандидата и доктора соответствующих наук. В то время, как в Европе, Америке и подавляющем большинстве стран присваиваются квалификации – доктор философии (в области психологии, социологии, культурологии, медицины, биологии и т.п.) или доктор психологии, доктор культурологии и т.п. А также Гранд-Доктор. Доктор философии (психологии) соответствует кандидату наук, а Гранд-Доктор – доктору наук по ВАКК.

Нужно отметить, что долгое время ВАККовская наука в России была достаточно консервативна, и в ряде академических институтов и университетов не признавались степени доктор философии или гранд-доктор философии. В то же время, на Западе в ряде стран столь же свысока относились к званиям кандидата и доктора наук. Поэтому многим российским ученым, ориентирующимся на международные контакты и работу в Европе или Америке, после защиты в ВАККе приходилось защищаться в МВУСе (Межправительственный Высший Ученый Совет) для присвоения степени Доктор или Гранд-Доктор философии.

Ученым, мыслящим прогрессивно, после 1990-х удалось создать целый ряд негосударственных ВУЗов, выпускники которых высоко оцениваются как в России, так и на Западе. Это такие ВУЗы (в области психологии), как ВЕИП, Акме, МУФО, Теменос, Гармония и др.

Сейчас (в 2010г.) можно отметить позитивные сдвиги в академических кругах российской науки. Это заключается в том, что все большее количество научных организаций признают ученых, аттестованных степенями доктор философии, доктор психологии, гранд-доктор философии.

Более того, в результате переговоров ВАКК и МВУС происходят такие знаменательные события, как переаттестация специалистов. Например в 2010г. намечен «обмен степенями». Так, в частности, между МУФО и ВАККом ведутся серьезные переговоры, согласно которым, в 2010 году 50 ученых, имеющих степень доктор философии или гранд-доктор философии – будут автоматически аттестованы ВАККом, как соответственно, кандидаты и доктора наук, в то время, как 50 ученых из государственных ВУЗов, имеющих степень кандидата или доктора наук будут автоматически аттестованы, как доктора философии и гранд-доктора философии МВУСом. При этом и у тех и у других обе степени останутся действительными. Эти ученые получат одинаковый приоритет и в России и за рубежом. И это только начало позитивной тенденции. Увеличивается число прогрессивно мыслящих ученых. Скоро можно будет уверенно сказать, что в науку, впервые со времен Эпохи Возрождения возвращается Душа.

Поэтому обучение в МУФО (и, в частности, на кафедре МТ и АИ) становится все более перспективным. Более того, в МВУСе гораздо меньше бюрократических проволочек, чем в ВАККе. И, наконец, вступая в ряды учащихся и специалистов таких ВУЗов, как МУФО, мы приобретаем возможность избежать прокрустова ложа науки прошлого 20 века, и вступить в сообщество ученых, продвигающих передний край науки 21 века.

Основной целью нашей кафедры как раз и является создание принципиально новой парадигмы в науке, парадигмы, которую вслед за Юнгом и его коллегами я назвал Архетипические Исследования. По сути, Архетипические Исследования – это именно новая парадигма науки в целом. Они не ограничиваются областью психологии и даже культурологи и философии, но касаются всех возможных разделов уже существующей науки и множества областей науки будущего.

Магический Театр, в свою очередь (название «Магический Театр» взято из известнейшего романа лауреата Нобелевской премии по литературе Германа Гессе «Степной волк»), является не просто одним из методов в психотерапии или культурологии, но самостоятельной наукой, точнее, методологией науки и жизни человека и общества, частным случаем которого является психологический метод, точнее, направление в психологии. Это признано Оксфордской образовательной сетью и Международным Парламентом Мира и Безопасности (ЮНЕСКО), и показано (и будет подробно обосновано в работах научной школы, которая формируется на базе кафедры), в работах, публикующихся на этом сайте, а также в ряде научных изданий России, Европы, Америки и других стран, книгах и диссертациях, на международных конференциях и во многих проектах кафедры и международных проектах.

Сам факт, что в мировом научном сообществе совершенно официально стало возможно открытие кафедры Магического Театра и Архетипических Исследований и появление соответствующей специальности, признаваемой в 155 странах мира, что было совершенно невозможно еще несколько лет назад, говорит о том, что мы вступаем в новую эпоху развития Знания. С глубоким удовлетворением отмечу, что это не единичный случай – параллельно в МУФО была организована также и кафедра Трансперсональной психологии, которой руководит Гранд-доктор философии, профессор Ирина Викторовна Курис. Две этих вехи в жизни российского и мирового научного сообщества говорят о том, что грядут значительные перемены в структуре образования и научных исследований, в результате которых можно будет уже в недалеком будущем говорить о науке с вертикальной координатой – Душой.

Контакты: vll@mail.ru http://www.kafedramtai.ru

Равдоникас Ф.В.

(Санкт-Петербург)

Порождение смыслов.

Согласно Эддингтону, нелинейность структуры (кривизна) некоторой области пространства свидетельствует о присутствии в ней вещества 1.

Из независимости скорости падения от веса тел, обнаруженной Галилеем, следует, что нелинейность структуры (ускорение имеет размерность см/сек2) времени, выявляет наличие ускоряющей силы.

Первый из фактов этой аналогии осознан сравнительно недавно и имел важные последствия. В 1875 г. английский математик Клиффорд высказал мысль о том, что «теория кривизны пространства намекает на возможность описания материи и движения на языке лишь протяжённости» 2, тем самым предвосхитив суть теории относительности.

Интерес ко второму факту инициирован Зеноном Элейским, представившим структуру времени своих апорий τ-ритмами 3. Но апории остались апориями и даже проницательный Лейбниц, обсуждая своё знаменитое уравнение живой силы (mv2), игнорирует фигурирующую в нём структуру времени: "абсолютной мерой энергии является не время или скорость, а действие, которое при определённом количестве движения не может быть изменено ни временем, ни другими обстоятельствами" 4.

Тем не менее оба факта (хотя и не в равной мере!) нашли отражение в физической картине мира. "Ныне, - констатирует Вейль, - мы проводим различие между аморфным континуумом и его метрической структурой. Первый сохранил свой априорный характер, однако стал отражением чистого сознания, противостоящего бытию, в то время как структурное поле оказалось вверенным реальному миру и игре действующих в нём сил" 5.

Попутно отметим, что "аморфный континуум" Вейля восходит к идее, цитируемой им же в более ранней работе: «Кант понял, что пространство и время не есть нечто присущее миру, существующее в "вещах самих по себе", независимо от сознания, - это формы сознания, коренящиеся в нашем духе. Как таковые, Кант противопоставил их основному гилетическому слою восприятия, ощущениям» 6.

Трудно поверить, что Вейль допустил это "da capo" по небрежности, но ещё трудней понять, почему столь философски мыслящий теоретик оставил невыясненными обстоятельства, в силу которых формы сознания способны сочетать противостояние бытию со статусом физических сущностей.

Ясность вносит Вигнер: «По не совсем ясным причинам на явление сознания в научных дискуссиях наложено табу. Тем не менее, как видно из проведённого фон Нёйманом блестящего анализа квантомеханического измерения, даже сами законы квантовой механики со всеми их следствиями нельзя сформулировать без обращения к понятию сознания. Вполне возможно, что те, кто отрицает реальность сознания, имеют в виду лишь одно: внешний мир можно полностью описать и без ссылок на сознание других людей, т.е. сознание не оказывает влияния на движение материи (понимаемой в самом широком смысле этого слова), хотя движение материи явно влияет на сознание. Согласно точке зрения, приписываемой в предыдущем абзаце Эльзассеру [постулировавшему т. наз. биотонические законы], такой взгляд не является ни правильным, ни ошибочным - он бессмыслен, потому что даже в принципе движение всей материи невозможно описать с помощью одних лишь законов физики. В частности, описание живой материи с помощью физических законов должно быть невозможным. Однако более правдоподобно иное заключение: точка зрения Эльзассера неверна и живая материя в действительности подвержена влиянию того, что на неё влияет - влиянию сознания. Описание этого влияния, очевидно, потребует включения в наши законы природы понятий, чуждых имеющимся в настоящее время законам физики» 7.

Ключевым словом здесь является описание, имплицирующее первоначальное и несомненное влияние сознания, состоящее в преобразовании живой (и не только живой) материи в смыслы, символы которых мотивационно эффективны, т.е. определённым и хорошо заметным образом воздействуют на сознание же, указывая на существование модусов порождения и передачи смысловой энергии. Речь – лишь один из модусов такой передачи. Легко видеть, что всё это не имеет отношения ни к различию компетенций физики и психологии, ни к оппозиции материи и духа. Эйнштейн, определивший физику как попытку мыслить сущее как нечто, не зависящее от восприятия 8, был бы ещё более прав, связав "сущее" с предикатом "символизированное". Остаётся добавить, что многообразие описаний не исчерпывается феноменами лингвистической речи. Так, музыкальная речь семасиометрически 9 самодостаточна, то есть при всей своей мотивационной эффективности не может быть передана лингвистическими средствами.

Воспользуемся аналогией фактов, рассмотренных вначале. Психофизические импликации второго из них можно, подражая Клиффорду, представить следующим образом: существование взаимно нелинейных ритмов намекает на возможность описания порождения и передачи смысловой энергии на языке итерируемых 10 длительностей. Иными словами, задача состоит в построении хронометрической картины мира.

Вернёмся к семасиометрически самодостаточной музыке, вслед за Гёте сопоставив её с семасиометрически самодостаточной архитектурой. Видимые значимости даны зрению пространством, структурированным источниками света. Слышимые значимости даны слуху временем, структурированным источниками звука. Оба вида восприятия ответственны за навигационную эмпирику, восходящую к филогенетически раннему (долингвистическому) сознанию, акты которого мотивируют нас иначе, чем эффекты лексических стимулов, и плохо поддаются словесным интерпретациям.

Ситуация выразительно охарактеризована Булгаковым: "Достаточно погнать человека под выстрелами, и он превращается в мудрого волка; на смену очень слабому и в действительно трудных случаях ненужному уму вырастает мудрый звериный инстинкт" 11. Отсюда и "число", как первоначальный факт пифагоровой реальности, и "язык чувств", как лингвистическая, то есть скорее вынужденная, чем верная трактовка музыкальных смыслов, и "язык законов природы", как определение, данное Галилеем математике, навигационная подоплёка которой обеспечивает ей особое положение среди прочих дисциплин.

Что до значимостей, то архитектура оперирует видимыми (геометрическими), музыка - слышимыми (хронометрическими) симметриями. Научный интерес к симметриям чаще всего имел математические мотивы и возродился в естествознании лишь к концу XIX в., "когда появились первые признаки того, что логически стройные аналитические методы приводят к тупику в объяснении новых явлений природы" 12.

Действия над симметриями рассматриваются теорией групп - одной из самых молодых (но не самых доступных) отраслей математики. Представить неразрешимую проблему группой движений (преобразований) как правило означает найти решение. Так, согласно известному определению теории относительности, её создатель "открыл подлинную группу симметрий пространственно-временного континуума" 13.

Преобразования [φυτ] являются группой, если отвечают закону ассоциативности [(φυ)τ=φ(υτ)], причём включают тождественное [1, где 1φ=φ1] и обратное [φ-1φ=φφ-1=1] преобразования (см. файл 12).

К важным понятиям теории групп принадлежит автоморфизм. Так математики называют движение, сохраняющее структуру пространства. Тем же содержанием наделён музыкальный термин модуляция, играющий титульную роль в определении системы тонов. Мелодия, которая может быть исполнена от любой ступени шкалы, не меняя её структуры, то есть, не требуя ступеней, которых в ней нет, в принципе является её автоморфизмом. Соответственно, шкала является модуляционной системой мелодий, сохраняющих её структуру.

В таком аспекте памятники контрапунктического письма 14 представляют многовековые эксперименты, воспроизводимость результатов и разнообразие задач которых превосходит данные любых других форм эмпирического познания как метрической структуры времени, так и отношения последней к - «управлению движениями души».

Равдоникас Ф.В.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Вестник балтийской педагогической академии вып. 94. – 2010 г. Актуальные проблемы нравственного и физического воспитания учащейся и студенческой молодёжи Санкт-Петербург Редакционная коллегия выпуска

    Документ
    Доктор психол. наук, проф. И.П.Волков; доктор пед.наук. проф. Ю.А. Гагин; доктор пед. наук, проф. В.Ф.Костюченко; доктор психол. наук, проф. А.Н. Николаев; канд.
  2. Психологам, интересующимся эзотерикой, эзотерикам и всем, кто считает, что он имеет уши, чтобы слышать, глаза, чтобы видеть, и такое свойство Разума, чтобы разуметь

    Документ
    Одиноко бредя по хордам колеса сансары, Странник, однажды, встретил Мастера, Мастер дал необходимые знания, помог выйти на начало Пути, и сказал - Иди.
  3. International university of fundamental studies международный университет фундаментального обучения

    Реферат
    На тему: «Интеграция традиционных знаний в трансперсональных практиках на основе авторской оздоровительно-развивающей психотехнологии «Биоэнергопластика»
  4. Седьмая волна психологии

    Документ
    Книга адресована психологам, социальным работникам, психотерапевтам, практическим психологам и специалистам в области психологической и социальной работы с населением.
  5. Проблемы и перспективы (1)

    Документ
    Демографическое развитие России: проблемы и перспективы: Материалы межрегиональной школы-семинара молодых ученых (Уфа, 27 июня 2008 г.)/Отв. ред. к.с.

Другие похожие документы..