Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Проблеми глобалізації та моделі стійкого розвитку економіки. Матеріали IV Всеукраїнської науково-практичної конференції для студентів, аспірантів та м...полностью>>
'Документ'
В процессе общения между людьми важнейшую роль играет речевой этикет. Речевой этикет – это словесные формы выражения вежливых отношений, тесно связанн...полностью>>
'Конкурс'
3.2. Заявка установленного образца на участие в конкурсе подается в МУ ДПЦ «Семья» (ул. Восточная, д. 9, тел./факс 521-26-83, 521-99-83) до 20 октябр...полностью>>
'Автореферат'
Защита состоится «10»_марта 2010 г. в _10 часов на заседании диссертационного совета Д 208.066.02 при ГОУ ВПО «Оренбургская государственная медицинск...полностью>>

Вестник балтийской педагогической академии выпуск №100 2010 актуальные проблемы современной трансперсональной психологии

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

«Макбет». Монолог Макбета (Акт 2, сцена 1)

«Откуда ты, кинжал,

Возникший в воздухе передо мною?

Ты рукояткой обращен ко мне,

Чтоб легче было ухватить. Хватаю –

И нет тебя. Рука пуста. И все ж

Глазами не перестаю я видеть

Тебя, хотя не ощутил рукой.

Так, стало быть, ты – бред кинжал сознанья

И воспаленным мозгом порожден?

Но нет, вот ты, ничем не отличимый

От вынутого мною из ножон.

Ты мой дорожный знак, напоминанье

Куда идти и что мне захватить.

Так близоруко ль я обманут, или

Наоборот, так вижу далеко,

Но ты маячишь снова пред глазами,

В крови, которой не было пред тем,

Обман, которого не существует,

Когда б собой наглядно воплотив

Кровавый шаг, который я задумал. –

Полмира спит, природа замерла,

И сновиденья искушают спящих.

Зашевелились силы колдовства

И прославляют бледную Гекату.

Издалека заслышав волчий вой,

Как вызов собственного часового,

Убийство к цели направляет шаг,

Подкрадываясь к жертве, как Тарквиний.

Надежно утвержденная земля!

Моих шагов не слушай, чтобы камни,

Заговорив, не выдали меня

И гнета тишины не облегчили.

Но я грожу, а обреченный жив,

И речи охлаждают мой порыв...»

Человеку, в котором заговорил внутренний Макбет, мнится, что он должен вытеснить из себя какие-то свои качества, которые он на данный момент считает не нужными, вредными. Убить их, вытеснить. Но и из бессознательного они будут напоминать ему о себе, как Клавдию напоминали, и в конце концов напомнил Гамлет, убив его самого. Да и напоминало во время представления актеров, показавших сцену убийства Гонзаго. Так и Макбет не будет находить себе покоя, и жена его, которая направляла его к этому убийству, сойдет в конце концов с ума. Это очень глубокие архетипические сюжеты, которые в каждом из нас в том или ином контексте, в большом или малом срабатывают. Когда человек проходит длительный психоаналитический курс, он находит эти сюжеты в себе, когда он поступает подобно Клавдию или Макбету. В каком-то, хотя бы даже небольшом контексте это происходит, или происходило в детстве, или в юном возрасте.

Это, повторюсь, такая одержимость Люцифером, которая приводит к поражению. К поражению опять же в том или ином контексте. Но это не значит, что каждое поражение – это поражение навсегда. Это поражение тоже является уроком, может быть скрывающим ещё более глубокие конфликты, и позволяющим погрузиться на ещё большее дно своей души, на ещё больший ад своей души, чтобы выйти оттуда как из чистилища, очищенным и преображенным. Мы не можем сейчас говорить о том, что это абсолютное поражение.

Но есть и иной сюжет – его описывает Достоевский. Это убийство Раскольниковым старухи процентщицы. Это тоже вытеснение в Тень, потому что наш внутренний раскольников кого-то убивает. Кого же он убивает? Кого же он вытесняет в тень, и к чему это приводит? И какой же все-таки смысл в этой фразе: «тварь я дрожащая или право имею?», которая стала для самого Достоевского вечным вопросом, над которым он колебался во всех своих произведениях. И в Братьях Карамазовых, как вершине его творчества, этот вопрос звучит ещё с большим накалом. И во всей его жизни. И он мечется – он не может ответить на этот вопрос. Этот вопрос архетипический. Достоевский лишь озвучил его, потому что он присутствует в той или иной мере в жизни каждого человека: «Тварь я дрожащая или право имею?». Но в чем же смысл этого вопроса? В чем его пафос?

Конечно, вопрос опять же окрашен Люцифером. И приводит он через тернии ни к чему иному, как к росту души. Об этом-то роман «Преступление и наказание», название которого мирское: по символической сути там нет ни преступления ни наказания, а есть острый нерв борьбы. Той самой фаустовской борьбы, вызова Богу, и последующий прорыв к постижению своей человеческой природы. Посмотрим, чем же предстают в нашем внутреннем мире герои «Преступления и наказания».

Вот старуха процентщица, ключевая фигура. Если она процентщица – ей все должны. Кому мы все должны? Мы все должны смерти. И именно старуха-процентщица символизирует смерть. Тем самым наш внутренний Раскольников пытается обрести бессмертие, отрицая смерть, убивая её в себе. Вместе с ней он убивает Лизавету. Эту невинную, казалось бы, жертву. Что такое Лизавета – это Memento mori, экзистенциальное переживание собственной смертности, это то, что наполняет жизнь смыслом. И они сестры, по странному стечению обстоятельств! В романе Достоевского, что казалось бы общего между Аленой Ивановной и Лизаветой. Ничего, но они сестры. И смерть и memento mori не ходят одна без другой. Так вот Раскольников, я имею ввиду, наш внутренний раскольников, как архетип, пытается отрицать смерть, пытается вытеснить её в бессознательное, пытается бросить вызов богу, стать богоподобным, бессмертным. Да, Соня Мармеладова протягивает ему свою чахлую руку якобы вечной жизни, пропитанная насквозь той же самой Люциферовской энергией. Через покаяние, но через покаяние особое, связанное с религией. А мы увидим, что религия – это совершенно Люциферианский институт. И таким образом, пафос вопроса «тварь я дрожащая или право имею» заключается в следующем: это попытка человека сравняться с богом, войти в сонм бессмертных. Сам Раскольников – частично это эго, но не простое эго. Так же это эго, подверженное инфляции тени в той её части, которая как раз связана с Люцифером.

Завязка начинается с матерью, с Дуней – сестрой Раскольникова, ради которых он и пытается спасти их от нужды, от того, чтобы Дуня не жертвовала собой, выйдя замуж за Лужина. Отчасти там присутствует ещё и такая линия. Что такое мать – мать это связь с социумом. А Дуня – это адаптивный ребенок, «хорошая девочка» и «хороший мальчик» в нас, Персона. И первоначально Раскольников всеми силами старается спасти Персону, свой образ «хорошего мальчика», хорошего, одобряемого. Дуня «крутит динамо» Свидригайлову, а уж Свидригайлов – никто иной, как даймон. Даймон ведущий по жизни.

Вспомним даймон у Сократа. Когда его привели на казнь, он мог бы убежать, да и друзья, которые собрались, говорили, что особо охраны нет, и ты можешь в любой момент убежать, сесть на корабль, уплыть из Афин и останешься живым. На что Сократ им отвечал, что нет, я слышу голос своего даймона, и это мой внутренний голос. Голос, который говорит, что все нормально и я должен принять сметь здесь, испив чашу цикуты. Здесь нет для меня противоречия. Он слушает, тонко прислушивается к голосу своего даймона. Эго же, предстающее как Раскольников, одержимый люциферической тенью, этого даймона отвергает. Он его боится, и в конце концов даймон исчезает – помним, что Свидригайлов, который кстати совершил множество благороднейших поступков, он в конце концов не может одолеть Персону. И в результате уезжает в Америку, как он это называет «вояж», ну а по сути стреляется, т.е. исчезает с авансцены. С Персоной остается другая фигура – друг Раскольникова, некое нарождающееся эго, или некий нарождающийся новый даймон, который рубаха-парень, во всем ему помогает, и происходит некая смена, нарождается новая сюжетная линия, новый виток судьбы. Но начинался он именно благодаря тому, что Раскольников бросил вызов богам. Наше эго бросает вызов богам, убивает старуху-процентщицу, и вместе с ней Лизавету.

Мармеладов, который появляется в первой части книги, ещё до того как Раскольников совершает убийство старухи-процентщицы, и погибает под колесами лошади. Пьяница, маргинальный тип, которого мы можем видеть как часть души, которая отдана на откуп суперэго, социальным правилам и отцовскому комплексу. И более того – материнскому комплексу, который выражен, через его жену Катерину Ивановну, совершенно жуткий материнский комплекс. Если мы вспомним одержимую фигуру Катерины Ивановны, мы поймем, как в жизни именно она довела Мармеладова до пьянства, а не он её до нищеты. Именно такие женщины доводят до пьянства, а потом сетуют и негодуют, «как же, как же, мой муж пьет, не дает мне жизни и моим детям» - это типичное проявление материнского комплекса, окрашенного истерическими нотками.

После встречи с Мармеладовым, после осознания в себе материнского комплекса, Раскольников окончательно решается на убийство. Он видит в себе эту часть души, и противоречие между убивать – не убивать, вытеснять – не вытеснять, бросать вызов богам или не бросать, - он бросает. Это тоже миф о становлении героя, в котором идет вызов материнскому комплексу, отцовскому комплексу и приравнивание себя к бессмертным. И даже больше чем миф о рождении героя, здесь Раскольников идет дальше. Он вытесняет саму смерть.

Соня Мармеладова - здесь мы отчетливо видим черты т.н. Черной Анимы, т.е. Анимы, которая человека все-таки губит. Почему губит? Она такая невинная, такая богобоязненная, такая вся прописанная Достоевским как благостная и пошедшая на всякую жертву. Но человек, знакомый с проявлениями бессознательного, знакомый с психоанализом, знает, что просто так жертвами не становятся. И этот садо-мазохистический радикал, комплекс жертвы, ещё более окрашен Люцифером. Тут Люцифер подходит с другой стороны, и не только Люцифер, здесь и Аид, и Персефона, которая тоже стоит за Черной Анимой. У Сони апломб – достичь вечной жизни через страдания. И в конечном итоге, она пытается потопить нашего героя. Она предстает тоже как Великая Мать, достойная продолжательница своей мачехи Катерины Ивановны.

Но что же происходит в конце – происходит раскаяние. Но что же такое раскаяние? С одной стороны, к раскаянию всячески призывает Соня обходным, люциферским путем. Пострадать, и тем самым достичь вечной жизни и опять вернуться под лоно Великой Матери. Опасный путь. За ней стоит не только Люцифер, и не только Аид, за ней стоит Персефона как выражение Великой Матери, великой и ужасной. С другой стороны, к раскаянию призывает и Порфирий Петрович, следователь, дальний родственник Разумихина. Заметим, что дальний родственник Разумихина, и можем сказать, что это Гений (не в смысле «талант», а Гений, как это считалось у древних греков, т.е. почти то же, что Даймон). В принципе разницы между Даймоном и Гением древние греки не делали, но мы можем прочертить эту разницу таким образом: Даймон – это то, что ведет человека по событиям, Гений – это то, что ведет человека от идеи к идее, направляет его на прозрение определенной идеи.

Так вот, Порфирий Петрович выводит Раскольникова в модус реального, как сказал бы Лакан, наполняет экзистенциальным смыслом, и таким образом, Раскольников все-таки кается не так, как призывает его Соня, он кается так, как призывает его Порфирий Петрович. «Добрых мыслей, благих начинаний», говорит он, заканчивая последнюю беседу с Раскольниковым. Он не сажает его, он призывает его прийти самому и покаяться. Покаяться, то есть признать свою человеческую конечность, вытесненную в бессознательное смерть. А кто из нас не пытался вытеснить смерть в бессознательное! Не пытался возомнить себя бессмертным. Кто-то пытается это сделать в очень крупном масштабе – бросить вызов богам. Это поступок Раскольникова «тварь я дрожащая». Любая дрожащая тварь бросает вызов, вытесняя смерть. Раскольников пытается это сделать так, как будто он имеет право, и это очень сильный поступок. Это приводит к покаянию, как к признанию своей человеческой конечности, как к признанию смерти и к экзистенциальному предстоянию перед ней.

Что же происходит? Через богоборчество происходит высветление достаточно многих теневых аспектов, и выход в новое качество. Возвращение смерти, предстояние к смерти, покаяние. И одновременно выход из под власти суперэго, выход из под власти материнского комплекса, отцовского комплекса. Очень емкий процесс и очень серьезный шаг на пути индивидуации, вот что, на мой взгляд, было прописано Достоевским, что архетипично через него вышло на свет, тот смысл, который актуален. Актуален для многих из нас.

Можно ещё вспомнить Лужина, тоже достаточно значимого героя, потому что Лужин – это подстройка под социум. Хороший мальчик, или в данном случае Хорошая девочка Дуня, отвергнув притязания Свидригайлова, тем самым отвергнув внутренний голос Даймона, адаптивный ребенок, она ведется на Лужина, который представляет из себя подстройку под социум. Ну, слава богу, в результате всей этой истории Раскольникова, убийства старухи-процентщицы, связанных с этим болезней и переживаний, Дуня переходит к Разумихину, к новому Даймону, и, соответственно, к новой сюжетной линии судьбы.

Мы приходим к тому, что человек неизбежно распят на кресте. И крест этот, можно обозначить четыре его конца таким образом: я-раб, я-царь, я-червь, я-бог. И все это одновременно, одномоментно. Нам может казаться что только «я-раб». Или хотеться что «я только царь», и не в коем случае не червь. Я хочу быть богом, и т.д. Но мы не можем быть кем-то одним из них, мы прикованы к этому кресту. Мы одновременно и бог, и раб, и царь, и червь. Червь и бог – вертикаль, раб и царь – горизонталь, социальная горизонталь. Нам не слезть с этого креста, мы должны испить всю эту чашу, вынести из тени, из бессознательного противоположность. Если я считаю себя рабом, я должен признать что я являюсь и царем. Если я считаю себя богом, я с необходимостью вынужден признать, что я червь. Я все это вместе, мне не выйти из этого. Я не могу быть только богом, только царем, только рабом. Это жребий человека, великий жребий, великое экзистенциальное предстояние. И к этому приходит эго человека, душа человека, которая идет по сценарию Раскольникова. Очень мощный сценарий. И я бы добавил к этому, что право то имеет только тот, кто признал и прожил себя как тварь дрожащую!!! Т.е. богом становится тот, кто принял себя как червя. Царем становится тот, кто познал раба в себе. И наоборот. Ницше имел это право, Фауст имел это право. Клавдий и Макбет не дотянули, недоосознали, наоборот, вытеснили кого-то из этих частей.

У К.Г. Юнга есть замечательный строки, которые я хочу зачитать, из работы «Психологическое толкование догмата о троице». Строки такие «Если же Бог желает родиться человеком и объединить собой человечество в общности Святого Духа, тогда ему приходится претерпеть ужасную пытку: он должен взвалить на свои плечи мир во всей его реальности. Это его крест - и сам он - крест. Весь мир - это страдание Бога, и каждый отдельный человек, желающий хотя бы приблизиться к собственной целостности, отлично знает, что это его крестный путь».

Эта метафора крестного пути, она естественно была после Никейского собора в 4 веке Н.Э., затеянного императором Константином и неизвестно какими ещё силами за ним стоящими, совершенно извращена, что мы и пожинаем до сих пор, и что представлено в романе «Преступление и наказание» через линию Сони Мармеладовой. Вот это «пострадаем и приобщимся к вечной жизни». – Ошибка, вековая ошибка!!!

Апрель 2010

Г.С. Лабковская

Санкт-Петербург

Ресурсно-ориентированные интегративные психотехнологии.

Интегративная психология – это направление в психологии, в основе которого лежит принципиально новая методология, разрабатываемая д.пс.н. профессором В.В. Козловым на протяжении последних восемнадцати лет, учитывающая проявленность психического на всех уровнях существования человека.

В течение этого же периода времени профессором В.В. Козловым и многочисленными последователями его школы разрабатывается направление интенсивных интегративных психотехнологий. Чрезвычайно важно, что эти психотехнологии обладают потенциальной возможностью использовать интегративную методологию и целостный подход при взаимодействии с клиентом.

Одними из основных положений интегративной психологии (В.В. Козлов,) являются нижеследующие:

Психотерапия в процессе своего развития дошла до такой стадии, когда взаимопроникновение и объединение лучшего опыта и возможностей различных направлений не только желательно, но и неизбежно. Ни один из методов современной психотерапевтической помощи человеку не является идеальным или самодостаточным. Признание общего истока и глубинного единства всех представлений о психическом, включая не только психологические школы, но и мировые религии, различные духовные традиции, философские и психотерапевтические, эзотерические и профанические. Вера не противоречит разуму, психологическая наука и духовный поиск могут быть в гармонии.

Интегративный подход даёт возможность объединить самый качественный опыт, как многих модальностей современной психотерапии, так и опыта, накопленного человечеством за тысячелетия эволюции. На практике это позволяет эффективно использовать лучшие методы для поддержки мотивации самопознания, изменения и развития каждого конкретного человека.

Интегративные психотехнологии выстроены на идее осознания и используют измененные состояния сознания в работе с клиентами. Работа интенсивными интегративными психотехнологиями (ИИПТ) открывает доступ к мобилизации внутренней энергии и прокладывает дорогу в область целостности, лежащую в глубине человеческого существа, используя тысячелетний опыт человечества в области духовных практик, практик работы с сознанием и энергией.

Используемые ИИПТ техники работы в измененных и расширенных состояниях сознания позволяют безопасно трансформировать как глубинные травмы внутриутробного периода жизни, так и психотравмирующие события рождения и раннего детства, которые являются фундаментом психики человека и обычно им не осознаются, оказывая существенное влияние на дальнейший стиль жизни и взаимоотношения.

Целью используемых в ИИПТ техник является высвобождение колоссального внутреннего развивающего и самоисцеляющего потенциала (ресурса) и направление его на исцеление психики, самоактуализацию и изменение качества жизни человека.

Данные психотехнологии способствуют интеграции в сознании дихотомии «Я»- «не Я», что ведет к расширению поля выбора и большей гибкости поведения. Как известно, свобода выбора и связанная с ней гибкость поведения - это качества, присущие самоактуализирующейся личности;

Данные психотехнологии способствуют освобождению используемой для подавления бессознательного материала энергии;

ИИПТ могут вести к «пиковым» переживаниям, что также способствует самоактуализации личности.

Ресурсно-ориентированные интегративные психотехнологии (РИПТ) - новая авторская трансперсональная психотерапевтическая методология, которая разрабатывается на протяжении последних 5 лет и прошла апробацию на более чем 120 групповых процессах.

Ресурсно-ориентированные интегративные психотехнологии (РИПТ) - это направление, развивающееся в рамках интегративного подхода и являющееся самостоятельным разделом интенсивных интегративных психотехнологий (ИИПТ), полностью соответствующим методологии ИИПТ, их целям и задачам, но и имеющим ряд отличительных особенностей. Собственно говоря, ресурсно-ориентированные интегративные психотехнологии (РИПТ) - это логическое продолжение ребефинга, вайвейшн (иначе называемого «интегративным ребефингом») и Свободного дыхания, но логика эта имеет несколько парадоксальный характер.

Рассмотрим несколько подробнее этот вопрос. Пять элементов, выдвинутые в интегративном ребефинге в конце 70-х гг. (Дж. Леонард, Фил Лаут), являются неотъемлемыми составляющими элементами процесса связного дыхания:

1) циклическое дыхание;

2) полное расслабление;

3) детальное осознание;

4) интеграция в экстаз;

5) делайте то, что Вы делаете, потому что работает абсолютно все

В Свободном Дыхании пять элементов определяются как навыки, необходимые для успешного прохождения процесса и которые можно бесконечно совершенствовать. В Свободном Дыхании пять элементов имеют не только другое словесное обозначение, но их отличает качественно иное содержание. Пять элементов Свободного Дыхания:

1) полное расслабление;

2) Связное Дыхание;

3) объемное внимание;

4) гибкость контекста;

5) активное доверие.

Свободное Дыхание определяется В.В. Козловым как «уникальная техника интеграции личности, дающая человеку доступ к ресурсам его сознания и освобождающая его психику от груза накопленных стрессов». Эта техника позволяет ощутить себя частью бесконечно богатого мира, где все возможно, дает возможность черпать силы из бесчисленных многозначных связей с окружающей действительностью. Внутренний конфликт переживается не как нечто статичное, монолитное, тупиковое, а как процесс, конечно, болезненный, но одновременно динамичный и гибкий, доступный для интеграции. Благодаря широте поиска и богатству выбора, техника Свободного Дыхания позволяет примирить непримиримое, принять то, что в обычном состоянии сознания было бы неприемлемым. Подавление и маскирование болезни сменяется мобилизацией поиска и возможностью разрешения внутреннего конфликта. Содержание дыхательного процесса, независимо от того, на каком уровне он протекает (биографическом, БПМ, трансперсональном), всегда отражает особенность внутреннего конфликта и пути его решения.

Самое главное - Свободное Дыхание запускает механизм, позволяющий преодолеть отказ от творческой поисковой активности, восстанавливает ее и обеспечивает готовность решать проблемы. При этом необходимым условием для целенаправленной и успешной работы является формирование атмосферы доверия, взаимного принятия в группе, установление эмоционального контакта между групп-лидером и клиентом.

Свободное Дыхание позволяет радикально изменить ситуацию, резко ускорить терапевтический процесс, обеспечивает непредвзятость подхода, активизирует творческую активность бессознательного.

Каждый элемент имеет глубокое теоретическое обоснование, а их сочетание имеет системный характер.

Все вышесказанное можно отнести и к ресурсно-ориентированным интегративным психотехнологиям (РИПТ). Зачем же понадобилась новая техника, если такие широчайшие возможности открываются при использовании уже хорошо изученных и проверенных? Ответ лежит как в сфере теории, так и в сфере практики.

Сначала адресуемся к практике. Автору данной статьи, практикующей работу в ИИПТ около 20-ти лет, как и абсолютно всем тренерам и психотерапевтам, практикующим дыхательные психотехнологии, известно, что, во-первых периодически у клиентов случаются так называемые «недодышанные» процессы (к сожалению, множество мнений почему эти случаи возникают, не представляется возможным обсуждать в рамках этой статьи, ограничимся несколькими предположениями касательно самого рисунка и характера дыхательного процесса); а во-вторых встречается достаточно большое количество «зависающих» клиентов, которые проходят процесс с выраженной интеграцией, имея значимые позитивные переживания, но со временем становится очевидно, что интенсивность, глубина и завершенность процесса не влияют на качество жизни клиента.

Мы регулярно видим таких клиентов, постоянно и с удовольствием приходящих на дыхательные тренинги, потому что их привлекает сам процесс – они получают заряд энергии, огромное количество положительных эмоций, но при этом не запускается механизм, позволяющий преодолеть отказ от творческой поисковой активности, ее восстановление и готовность решать проблемы не возникает. Клиент продолжает жить в своем привычном проблемном поле.

Теперь обратимся к теории.  Наиболее адекватное и близкое к парадигме интегративных психотехнологий описание проявления генетического принципа в развитии систем, существует в теории диссипативных структур (Г. Никлис, И. Пригожин, 1990). Неравновесные (диссипативные) структуры проявляют следующие свойства: избирательная неустойчивость, вероятностный отбор состояний, «режим обострения» в ходе эволюции системы, а также автономность, независимость собственной эволюции системы от начальных условий ее возникновения.
     Суть этих свойств состоит в следующем. Сложная, многокомпонентная система, каковой является человеческая психика, имеет потенциально множество векторов своего развития. Эти пути определяются в критических точках - точках бифуркации, когда система колеблется перед выбором и затем принимает направление своего дальнейшего развития. В точке бифуркации даже небольшое добавочное воздействие на систему может положить начало эволюции в совершенно ином направлении, которое изменит все поведение макроскопической системы. До очередной критической точки система будет функционировать на детерминистских началах в соответствии со своей природой. Это так называемые принципы избирательной неустойчивости и вероятностного отбора состояний.
     «Режим обострения» в ходе эволюции системы означает, что внутри сложной системы между ее отдельными участками устанавливаются конкурентные отношения. Среди них выделяется один основной, быстро развивающийся процесс, подавляющий все остальные, который идет со все большей скоростью. Таким образом, побеждают все более совершенные формы, возникающие быстрее и раньше других. Данное явление связано с четвертым свойством нелинейной системы - с ее автономностью, независимостью от исходных условий возникновения. Суть последнего в том, что система как бы забывает условия своего происхождения, другими словами, раз возникшая в нелинейной среде структура приобретает статус самостоятельности.
     Когда система дойдет до очередной точки бифуркации, структура вновь окажется в состоянии неустойчивости и вероятностного выбора, однако последующий выбор будет выбором в границах уже найденного пути эволюции, т.е. его усилением и усложнением.

Похоже, что это теория дает ответы на вопросы о «недодышанных процессах» и «зависающих клиентах». Давайте немного повторимся, сделав попытку сложить три ключевых момента вместе: ...пути определяются в критических точках - точках бифуркации, когда система колеблется перед выбором и затем принимает направление своего дальнейшего развития. … И самое главное - …в точке бифуркации даже небольшое добавочное воздействие на систему может положить начало эволюции в совершенно ином направлении, которое изменит все поведение макроскопической системы… и кульминация - … последующий выбор будет выбором в границах уже найденного пути эволюции. То есть клиенты с высоким уровнем сопротивления изменениям или застревают в самом процессе, или возвращаются в привычное состояние после ряда позитивных переживаний, совершая выбор в заданных границах, если не сформирована интеграционная метадоминанта процесса, перекрывающая существующие патологические доминанты. Получается, что, то добавочное воздействие, которым является дыхательная сессия, и для большинства клиентов позволяющее радикально изменить ситуацию, резко ускорить терапевтический процесс, обеспечить активацию творческой активности бессознательного, для клиентов с высоким уровнем сопротивления изменениям не является достаточным по причине отсутствия интеграционной метадоминанты. Этот вопрос подробно рассматривался автором в докладе на конференции АТПП в 2008 году. Поиски ответа на вопрос как повысить эффективность процессов для достаточно большого количества клиентов с подобной проблематикой привел к созданию новой методологии в рамках ИИПТ.

В РИПТ методологическая последовательность вхождения в измененное состояние сознания поставлена «с ног на голову», т.е. принцип интеграции перемещен на первое место с помощью ресурсных трансовых настроек, используемых перед входом в процесс. В результате активации глубинного ресурсного состояния перед началом дыхательной сессии, все процессы приобретают выраженную трансформационную окраску и особенно высокую терапевтическую эффективность. 5 элементов в РИПТ имеют следующую конфигурацию:

1) ресурсная трансовая настройка с созданием интеграционной метадоминанты

2) полное расслабление;

3) связное Дыхание;

4) объемное внимание;

5) активное доверие с намерением на интеграцию.

Особенностью РИПТ является в первую очередь работа с ключами доступа к ресурсным состояниям, а также формирование «интеграционных метадоминант» и векторов трансформационных процессов, задаваемых во время ресурсно-трансовых настроек перед дыхательной сессией.

Это обеспечивает как формирование «зоны безопасности» со всеми вытекающими из этого последствиями в виде глубокого расслабления, снятия защитных барьеров и т.д., так и вектора интеграции всего дыхательного процесса, благодаря чему резко возрастает количество и качество «пик переживаний» и «потоковых состояний» как в самих процессах, так и после них, при этом длительность этих состояний увеличивается и терапевтический эффект пролонгируется. Наблюдается возрастание тенденций к самоактуализации у клиентов с высоким уровнем сопротивления изменениям. Процессы у таких клиентов приобретают выраженный трансформационный характер и имеют ощутимый терапевтический эффект, что подтверждается как отзывами самих клиентов, так и результатами включенного наблюдения и контент-анализа.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Вестник балтийской педагогической академии вып. 94. – 2010 г. Актуальные проблемы нравственного и физического воспитания учащейся и студенческой молодёжи Санкт-Петербург Редакционная коллегия выпуска

    Документ
    Доктор психол. наук, проф. И.П.Волков; доктор пед.наук. проф. Ю.А. Гагин; доктор пед. наук, проф. В.Ф.Костюченко; доктор психол. наук, проф. А.Н. Николаев; канд.
  2. Психологам, интересующимся эзотерикой, эзотерикам и всем, кто считает, что он имеет уши, чтобы слышать, глаза, чтобы видеть, и такое свойство Разума, чтобы разуметь

    Документ
    Одиноко бредя по хордам колеса сансары, Странник, однажды, встретил Мастера, Мастер дал необходимые знания, помог выйти на начало Пути, и сказал - Иди.
  3. International university of fundamental studies международный университет фундаментального обучения

    Реферат
    На тему: «Интеграция традиционных знаний в трансперсональных практиках на основе авторской оздоровительно-развивающей психотехнологии «Биоэнергопластика»
  4. Седьмая волна психологии

    Документ
    Книга адресована психологам, социальным работникам, психотерапевтам, практическим психологам и специалистам в области психологической и социальной работы с населением.
  5. Проблемы и перспективы (1)

    Документ
    Демографическое развитие России: проблемы и перспективы: Материалы межрегиональной школы-семинара молодых ученых (Уфа, 27 июня 2008 г.)/Отв. ред. к.с.

Другие похожие документы..