Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Сказка'
Маяковский Сказка о дезертире (1...полностью>>
'Реферат'
Развитие ипотечного кредитования, наряду с потребительским кредитованием и кредитованием малого бизнеса, является одним из приоритетных направлений с...полностью>>
'Методические рекомендации'
В методических рекомендациях отражены особенности и модели формирования алкогольной и наркотической зависимости у подростков, а также виды профилакти...полностью>>
'Документ'
В отличие от генетико-экологической концепции, рассматривающей возникновение преадаптивного состояния на основе случайного подбора мутаций, морфофунк...полностью>>

Вестник балтийской педагогической академии выпуск №100 2010 актуальные проблемы современной трансперсональной психологии

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Время и энергия

Статья продолжает тему предыдущих публикаций автора: возможность построения хронологической теории сознания.

«Для того, - уверяет Декарт, - чтобы сохранять субстанцию во все моменты её существования, нужна сила, необходимая для создания её вновь; если бы она не существовала, то сохранение и создание были бы только различным выражением одного и того же образа мыслей» 15. Если это в самом деле так, то энергетический баланс ежемоментного воссоздания субстанции представляется более чем внушительным. Во всяком случае, инстанция, к которой апеллирует Декарт, влиятельнее первого закона термодинамики.

Любопытен генезис идеи. Предполагают, что Декарт заимствовал её от арабов 16 и что арабские писатели средневековья опирались не только на античную греческую и эллинистическую науку, но также и на теории индийских философов. Саутранкитса, принадлежащий к буддийской секте, которая возникла во II или I столетии до н.э., выдвинул метафизическую теорию о мгновенности всех вещей. Согласно этой теории, всё существует только мгновение и в следующее мгновение заменяется точной копией самого себя, [… что] предполагает разложение времени на «атомы» 17. Восходит или нет к столь глубокой древности происхождение маймонидовского понятия времени, но почти наверняка можно сказать, что он цитирует своих предшественников […] Теория Маймонида, согласно которой время состоит из атомов времени, а Вселенная должна была существовать в течение одного из них, если бы не было постоянного вмешательства Бога, разделялась также и Декартом. Согласно точке зрения Декарта, поскольку самосохраняющееся бытие не требует для своего существования ничего, кроме самого себя, самосохранение должно быть прерогативой только Бога. Следовательно, материальное тело обладает только одним свойством пространственной протяжённости и не имеет никакой врождённой способности к длительности, и Бог с помощью непрерывного действия вновь порождает тело в каждое последующее мгновение 18.

Ещё любопытнее постулирование связи времени с силой, необходимой для ежемоментного воссоздания субстанции, но наделяющей различие сохранения и создания физическим смыслом и потому выявляющей сверхъестественность ресурса. Декарт следует в этом скорее элеатам, чем Саутранкитсе. Атомарное время - средство сведения к абсурду образа мыслей, допускающего создание энергии, хотя артикуляция атомов имплицирует ежемоментное воссоздание самого времени. Неясен и энергийный аспект ежемоментного исчезновения субстанции. Попутно отметим столь элеатскую и столь необычную для физики Нового времени деталь, как аргументация с помощью структуры времени.

«Декарт выдвинул положение, что Бог сохраняет одно и то же количество движения (произведение массы тела на его скорость – Ф.Р.) в мире», резюмирует Лейбниц и даёт развёрнутую поправку: «Я согласен, что, зная время или обратную по отношению к нему величину, а именно скорость, а также прочие обстоятельства, можно судить об энергии данного тела, но утверждаю, что абсолютной мерой энергии является не время или скорость, а действие, которое при определённом количестве энергии не может быть изменено ни временем, ни другими обстоятельствами. Поэтому не удивительно, что энергии двух равных тел относятся не как скорости, а как причины или действия скоростей, а именно как производящие или производимые высоты или как квадраты скоростей. Отсюда же происходит и то, что при столкновении двух движущихся тел не сохраняется прежнее количество движения или напор, но сохраняется количество энергии. Отсюда же и то, что струну надо натянуть четверным грузом для того, чтобы тон повысился вдвое: груз соответствует энергии, а звучание струны – скорости колебаний. Последнее же основание состоит в том, что движение само по себе не есть нечто абсолютное и реальное» 19.

Тем самым внесена ясность в картезианскую картину мира, которая может оставаться геометрической, поскольку время не является существенной особенностью материи и силы. Впрочем, трактуя скорость как инверсию времени, Лейбниц допускает рискованное упрощение, и, быть может, именно поэтому не замечает некоторых импликаций выражения «квадрат скорости».

Между тем вряд ли возможен более эффектный (и более картезианский) способ демонстрировать аналитическую разнородность пространственной и временной метрики, чем попытка дать геометрический образ понятия «секунда квадрат».

Кроме того, из независимости скорости падения от веса тел, установленной Галилеем, следует, что ускоряющая сила выявляется нелинейностью структуры времени (ускорение имеет размерность см/сек­2). Иными словами, энергийная данность универсума не исчерпывается его конфигурационной данностью и вряд ли может быть полностью представлена нехронологическими средствами 20.

В особой мере это касается «вещей бестелесных», геометрическая интерпретация которых лишает картезианский подход строгости, что отнюдь не исключает физического статуса акустики, радиосвязи, ментальных феноменов и прочих видов порождения и передачи энергии, сводимых к операциям над метрическими структурами времени.

Пример картезианского подхода даёт волновая теория, геометрически трактующая столь «бестелесные вещи», как звуковые и электромагнитные феномены. Было бы несправедливо подвергать сомнению её великолепные достижения, если бы не тот факт, что она исходит из линейных структур времени. Отсюда и смутность представлений о числе степеней свободы хронометрического универсума, и представление абсолютных частот и периодов, наделяющее секунду статусом выделенного значения, и резонанс в качестве доминирующего модуса порождения, и требования к передающей среде, имплицирующие эфир.

Между тем наша уверенность в линейности структур времени Вселенной скорее преадаптивна, чем апостериорна. Во всяком случае, мы не можем менять её по своему произволу и если бы в природе имелись разумные существа, сознание которых специфизировано нелинейной структурой времени, нам было бы трудно понять их мнения о прошлом, будущем, причинности и т.п.

Иллюстрацией служат трудности, воздвигнутые перед мыслителями элеатами. За единицу времени гонки Ахиллеса и черепахи Зенон принял длительность t, требующуюся для того, чтобы Ахиллес преодолел расстояние, отделявшее его от черепахи в момент начала этой длительности. Легко видеть, что прогрессия таких длительностей является геометрической, т.е. бесконечна (t1 > t2 > t3 >…, но log t1 = log t2 = log t3 =…). Так становится недостижимым будущее, выглядящее в линейной структуре времени (т.е. арифметической прогрессии длительностей) неизбежным.

Кроме того, резонанс не создаёт ничего такого, что бы не присутствовало в исходных (линейных) структурах времени, то есть, скорее усиливает, чем порождает, тогда как эффект взаимно нелинейных структур несводим к сумме эффектов каждой из них в отдельности, то есть, выявляет, делает заметным нечто нетривиальное. Выше упоминалась нелинейная структура времени, сделавшая аналитически заметной ускоряющую силу 21, что (в сочетании с независимостью скорости падения от веса тел) означало открытие селективности земного притяжения, столь подготовившее первый закон Ньютона.

Можно упомянуть и закон Вебера-Фехнера (уровень ощущения пропорционален логарифму уровня стимула), имплицитно - через энергийность - констатирующий взаимную нелинейность структур времени процесса ощущения и стимулирующего процесса в связи с порождением психического феномена.

Эти обстоятельства позволяют предположить, что мнения о ненаучности представлений о ментальных энергиях связаны с тем фактом, что орудием научного познания оказалась волновая теория, основанная на геометрии – доктрине о структуре пространства. Проверкой может служить анализ психологических данных методами пифагорейской гармонии – доктрины о структуре времени 22.

В заключение коснёмся хронометрических систем. Расход времени не может считаться измерением, если не порождает непосредственно распознаваемый смысл. Поэтому хронометрия состоит не в идентификации длительностей, а в сопоставлении ритмов, итерирующих длительности, что даёт повод к полезному определению: ритм – число расхода времени.

Ритм определён этим как последовательность данных длительностей, хотя логическое определение вида требует указания его рода. Между тем любая данная последовательность как вид может принадлежать к сколь угодно многим родам, тогда как родополагающая функция ритма влекла бы невыяснимость его видообразующей компетенции. Поэтому хронометрическая система требует для своего образования не менее двух гетерологичных ритмов или, как говорят математики, является их произведением.

Примером служит календарь – произведение солнечного и лунного ритмов с сутками в качестве общего делителя итерируемых ими длительностей. Мы непосредственно распознаём чередования дней и ночей или тёплых и холодных сезонов, которые могут считаться автоморфизмами календаря, то есть, движениями, не меняющими его структуру. Иными словами, хронометрическая система способна (за счёт хронологической природы сознания) порождать смыслы как энергийно данные автоморфизмы или семантически целостные суперпозиции ритмов, движения которых сохраняют структуру системы.

Музыкальный универсум служит примером более сложной хронометрии, автоморфизмы которой – роды, лады, мелодии, созвучия – порождаются двумя взаимно нелинейными системами расхода времени: звуковысотной, образуемой геометрическими прогрессиями частот, и метроритмической, составляемой арифметическими прогрессиями долей.

Физический статус энергий, порождаемых этими системами (включающими, отметим, калибрующее сознание 23), не подлежит сомнению, хотя и не предусматривает их конфигурационной данности 24. Тем труднее поверить, что человеческая способность символического преобразования опыта предусматривает преодоление этого статуса. Остаётся признать неполноту картезианской картины энергийного универсума. Как не без иронии заметил Уитроу 25, важному понятию плотности материальных объектов соответствует столь же существенное понятие скорости мышления.

В.В.Кушев

О Психее. 2.

Карл Юнг, создавая трансперсональную психологию, оглядывался на алхимию, пытавшуюся перебросить мост между физическим и психическим26 С появлением квантовой механики он начал сотрудничать с В.Паули, который был «склонен видеть в ней {квантовой механике} ... проявление anima mundi [мировой души], которая была отвергнута в семнадцатом столетии». В приложении к книге К.Юнга В.Паули описал ситуацию так: «... попытка алхимии выработать единый психофизический язык провалилась только потому, что там речь шла о зримой, конкретной реальности. Но в сегодняшней физике мы имеем дело с невидимой реальностью... Попытка создания психофизического монизма представляется сегодня несравненно более перспективной, если единый язык (еще неизвестный, нейтральный по отношению к дихотомии физического и психического) будет отнесен к более глубокой невидимой реальности»27.

В 1 части статьи28 было показано, что объяснить жизнь можно с точки зрения нередуцируемости сознания, и если дать ему точное определение как способность Лица означивать мир ("Адам именующий"), то можно истолковать и квантовую механику, в соттветствии с предположениями некоторых трезво мыслящих физиков, типа лауреата Нобелевской премии Брайана Джозефсона: «Каждый атом материи может обладать элементами сознания»29. Отождествив искомый язык с русским, мы получили доказательство бытия Психеи и показали как она генерирует семиотические системы на разных уровнях мирового развития. Это доказательство было по необходимости получено нами из начальных условий (бытия языков), теперь же мы имеем достаточное основание для тематизации генезиса (материального мира) без таковых. Начальным условием является только бытие Психеи и более ничего. В самом деле, последовательный монотеизм утверждает, что Творец создает мир из ничего (если бы у Него под рукой было некое сырье, материя, то возникал бы вопрос,откуда это сырье взялось?)30.

Но каков смысл утверждения, что в исходном состоянии мира нет ничего, кроме не материальной, бесплотной Психеи? Значит ли это, что нет ничто, падежной формой которого является ничего? Отнюдь. Во-первых, ничто имеет статус грамматического лица, поскольку обладает супплетивами (ничто — ничего и т.д.). Только супплетив косвенного падежа отрицается. Неграмотно говорить, что ничто нет. Ничто есть, следовательно, обладает бытием. Оно может быть даже подлежащим в отрицательных предложениях («Ничто мне не мило»). Однако, модус бытия этого ничто особенный —1) оно появляется только в отрицательных предложениях (см. выше) и 2), оно склоняется по типу имен не одушевленных предметов (т.е. не имеет именительного)31. Лицо, стоящее в именительном, способно действовать самостоятельно, а его ипостась в косвенных падежах - претерпевать воздействия (ощущать). Ущербность отрицательного лица в том, что оно не способно к самостоятельному действию, но лишь к не психической (ибо оно вне Психеи) форме претерпевания, или сопротивлению. Действительно, само по себе ничто - это только усиленное, потенциированное отрицание всего материального предметного мира. Очевидно, что это тотальное отрицание не затрагивает нематериальных, бесплотных предметов, относящихся к Психее. Любовь не отрицает (даже в падежной форме полового влечения, наоборот, влечет к утверждению, размножению). Но нельзя сказать, что ничто олицетворяет ненависть или «злокачественную агрессивность» (в терминах Э.Фромма), ибо, будучи отрицанием всего материального мира, «пустым множеством» материальных предметов, пассивная сторона лица проявляется в ничто как фактор, присущий всему материальному, т.е. как сопротивление материала. Согласно Аристотелю, подошедшему к определению ничто с другой стороны, это и есть первая материя (аморфное исходное сырьё) - то, что (эта определенность ничто связана с его «лицевым» статусом) служит сырьем, из которого, как из молока, «створаживается» физический мир. Впрочем, дефиниция Аристотеля - ничто есть возможность (потенция) быть или не быть — не строга, поскольку не различает бытие материальных и не материальных - бесплотных - предметов. Дабы избежать смешения грамматического и онтологического употреблений будем называть определенное таким образом (первой материи, первой возможности) ничто сырьем (ср. библейские воды или индийский океан, который пахтали боги).
Электромагнитные колебания представляют собой простейшую, неразложимую (нет скрытых параметров)32 составляющую мира, как говорит натурфилософская традиция, — стихию. Это поле описывается потенциалами. Сырье есть первый аморфный потенциал отрицания, противления. Окачествление сырья, по Платону, связано с наложением на него золотой пропорции, «математизацией» сырья, в результате чего появляются «огненные треугольники», комбинация которых создает первичные (многогранные) тела, или стихии (тетраэдр - огонь, октаэдр - ветер, икосаэдр - вода, куб - земля). Аристотель рассматривая генезис стихий с точки зрения их взаимопревращений, вводит важное понятие качеств, или потенций самих стихий, динамисов Эти динамические качества — теплое, сухое и т.д. - являются уже вторичными потенциями (по отношению к исходному сырью). Стихии образуются в результате попарной комбинации качеств (нпр. огонь - смесь сухого и теплого). Важно отметить введение Аристотелем понятия естественного места, которое занимает стихия, и его различение меона и ойкона, т.е. ничто и не сущего33. Не сущими являются все вектора видо-временной парадигмы, следовательно, ее морфа, воздействуя на ничто, и создает эти динамисы, полевые потенциалы, или первые плоти (плоть есть слитность материи и морфы), в соврменной терминологии — потенциалы лептонных полей (зарядовые потенциалы образуются морфой совершенного вида, нейтральные - не совершенного).

Наиболее изученным физиками является электромагнитное поле. Хорошо известно, что его волны не являются колебаниями какой-либо среды (газа, жидкости, эфира). Физики говорят (метафорически) , что они распространяются в вакууме (пустоте)34. Поскольку ничто есть как бы граница, то воздействие на него Психеей (морфой глагола) приводит к тому, что полевые потенциалы распространяются в виде поперечной (как в твердом теле - см рис.), а не продольной волны (типа волн на воде).


И поскольку Психее приходится преодолевать сопротивление сырья, распространение световых волн происходит, хотя и с огромной, но все же конечной скоростью, Морфа совершенного вида глагола (СВ), воздействуя на сырье, создает зарядовую волну, сопротивление сырья дает магнитную составляющую. При движении электрона сопротивление сырья также проявляется в виде магнитного поля. Т.о. явление магнетизма связано с инерционным характером сырья.

К сожалению, мы не можем себе представить видо-временной 4х - вектор (отождествление инверсии времени с отражением в зеркале только сбивают с толку)35 и наши попытки описать природу были бы безуспешны, если бы не динамическая природа числа, открытая Пифагором. Чем и объясняется эвристичность математики, позволяющая раскрывать тайны природы, даже не понимая сути дела. Без мнимых чисел (i) современная теоретическая физика просто немыслима. Однако, толкование их Ф.Гамильтоном как символов инволютивного движения36 времени до сих пор остается невостребованным, также, как и напрочь забытая Пифагорейская теория гармонии.37 В XIX веке У. Клиффорд показал, что мнимые числа возникают не только при извлечении корня из минус 1, но и из плюс 1, и назвал их двойными j-числами. Т.о. при извлечении квадратного корня из модуля 1, получаются две единицы противоположного знака (соответствующие инфинитивам СВ и НСВ глагола), а при дальнейшем извлечении корней из этих единиц - мнимые и двойные единицы также противоположных знаков. Другими словами, эти мнимые числа являются символами векторов видо-временной парадигмы. Эффективность применения этих чисел в теорфизике38 будет проиллюстрирована далее на примере калибровочных полей. Пока же, ограничившись эскизом творения из ничего, рассмотрим те аспекты физики элементарных частиц, которые позволяют связать их жизнедеятельность с Психеей.

Употребляя слово жизнедеятельность, мы имеем ввиду, что также, как и в случае клетки, мы должны признать способность нуклонов к самодеятельности. Два факта неумолимо влекут к этому выводу — поддержание атомом своей энергетической оболочки и спонтанный распад нейтрона. К этому представлению можно подойти и с другой стороны, в связи с проблемой онтологического статуса энергии. Очевидно, что энергия не имеет бытия сама-по-себе, будучи, по определению, лишь мерой способности лица или предмета (физической системы) действовать, совершать работу (отсюда ходячее выражение «энергоноситель»). Закон сохранения энергии в философском плане основан на законе сохранения (самодеятельной) субстанции, а точнее, законе сохранения Лица.39 Последняя формулировка отсекает в качестве претендентов таких субстантивированных носителей энергии, как время, сознание, мысль и пр.. Далее. Энергия не может быть аморфной, поскольку она проявляется через действие, имеющее морфу. Мы видели, что морфа, воздействуя на ничто, создает энергетические потенциалы лептонных полей (электронно-позитронного и нейтринно-антинейтринного), которые, взаимодействуя с веществом (пресловутое измерение!), «коллапсируют» в кинетическую энергию фотона, или кванта действия (описываемого биспинором; соответственно, поляризация фотона связана с расщеплением инволютивного движения 4-векторного потенциала).40 Т.о. действие есть переход потенциальной энергии Лица в «кинетическую», импульсную, уже на уровне фотона - телесную (фотон есть частица-первотело).

Исторически сложившаяся терминология приводит к некоторой путанице, поэтому мы будем называть эл\маг поле просто световым, имея в виду, что кванты этого поля, фотоны, не обладают электрическим зарядом, несмотря на то, что световое поле содержит в себе все потенциалы, все естественные места, и потому может быть отождествлено с абсолютным пространством-временем. Вот почему Свет в русском языке не метафора, а синоним бытия. Но, конечно, сущим, локализованным в настоящем, является только фотон. Здесь будет уместно отступление в проблему киральности, заявленную в 1 части статьи.

СРТ- теорема, сформулированная Людерсом и Паули, утверждает, что киральность и время неразрывно связаны друг с другом через некое качество, или (электро-позитронный) заряд, характеризующий частицы и античастицы. Так, согласно Фейнману, позитрон (+) можно рассматривать как электрон (-), движущийся вспять по времени. Существенно, что в слабых взаимодействиях киральность нарушается, т.е. нейтрино и антинейтрино отличаются друг от друга лишь заменой правого вращения на левое. (Очевидно, что уже будучи локализованным на векторах отрицания, они вызывают сопротивления сырья только в виде вращения).

Итак, жизнь характеризуется киральной ассиметрией, глагол — временной диссиметрией, частицы — зарядовой ассиметрией, неразрывно связанной с двумя предыдущими. Единство этих мировых уровней — фундаментальных физических полей, жизни и грамматической категории — очевидно. Редукционисты пытаются объяснить происхождение жизни индукцией киральности биомолекул полем позитронов. Очевидно, что объяснить этим особенности видо-временной парадигмы невозможно. Отсюда следует более логичный и согласующийся с духовной традицией вывод о первичности (субстанциональности) морфы языка, ее архетипичности в смысле К.Юнга. Качество, определяемое морфой совершенного действия, на физическом уровне называется (электрический) заряд, морфой НСВ — спиральность. На молекулярном уровне этот же архетип обеспечивает киральность аминокислот и сахаров (на векторах локализуются также пуриновые и пиримидиновые основания). Инволютивность морфы обеспечивает и антипараллельность нитей ДНК. Но вернемя к физике.

Едва ли не основной проблемой, частичное "решение" которой загнало теоретиков в сегодняшний тупик, является неразличимая тождественность элементарных частиц. Почему фотон, электрон, нейтрино, протон и нейтрон (соответственно, и их античастицы) могут исчезать, превращаться и вновь возникать теми же самыми, что и были? Атом всегда и везде тот же самый, потому что в его ядре определенное число нуклонов. Кварки были введены по аналогии, но это было частичное "решение" вопроса, так как не касалось лептонов.
Принцип морфы дает возможность построить действительно "элегантную Вселенную" (по выражению Б.Грина). Очевидно, что подобно клетке, атом и сопутствующие поля создаются одномоментно, поэтому вместе с порождением последних из ничто порождается и нуклон в виде сгустка энергии, схваченной морфой икосаэдра. Т.е. целостность и неразличимая тождественность нуклона связана не с литературными кварками, а обеспечивается динамической морфой икосаэдра. Поэтому именно нуклоны являются первичными носителями и источниками энергии. Будучи ипостасями Психеи, они обладают такой же групповой структурой, но уже плотной (поэтому свободное «вращение» бесплотного «любовного» тела Психеи здесь замедляется, образно говоря, отношения между Лицами становятся более плотскими, «нежными»). Падежные ипостаси Психеи, распределенные по векторам видо-временной парадигмы, образуют нейтрон, протон и их античастицы. Электроны\позитроны суть треугольные морфы граней икосаэдра ("огненные треугольники" Платона), инволютивное движение которых определяет спин. Мю-мезоны суть тетраэдры41,пи-мезоны — октаэдры, а огромное количество нестабильных частиц, образующихся в коллайдере - это звездчатые икосаэдры и комки слипшихся тетраэдров самой разнообразной формы (от К-мезонов до гиперонов и далее).

Введем важное различение не сущего потенциального (поля-плоти и сырье) и вечно сущего виртуального. Последнее определение относится к бесплотным предметам (морфам) и Лицам, которые не проявляются в мире сами-по-себе, но лишь вместе с материей (и потому только умозримы, как говорит Аристотель, «отделимы лишь мысленно»).

Уровни энергетических потенциалов атома не могут определяться ни чем иным, как только парадигмой спряжения глаголов по лицам.42 Морфа этой парадигмы и образует эти энергетические уровни. Электроны присутствуют на них виртуально, будучи треугольниками МыТы Вы («плоская» морфа МТВ не локальна, но актуализируется лишь при взаимодействии с фотоном).

Элементарная психическая деятельность проявляется нуклонами как в распаде нейтрона, так и в порождении электронов. Выход виртуального электрона на орбиталь связан с внутренней активностью протона. В первой части статьи было сказано, что хотя морфа нуклона есть икосаэдр, те. ограничена 20 тетраэдрами, в результате игры Лиц образуется 729 типов виртуальных тетраэдров. Выполнение всех типов приводит к тому, что следующий, 730-й тетраэдр оказывается лишним, и его поверхностная грань выталкивается из нуклона в виде электронного МТВ-треугольника («высказывается», «выводится на орбиту»). Действительный радиус протона определяется одним тетраэдром, поэтому отношение размера ядра к размеру атома, определяемого энергоуровнями (длина волны электрона на нижнем уровне - это и есть боровский диаметр атома) 1\100 000, если же учитывать виртуальные (729), то отношение будет соответствующее. А это и есть 1\137, или постоянная тонкой структуры,ἁ.

Протон, «высказывая» электрон (или гамма-квант), остается самим собой, т.е. на векторе былого. Свободный (холодный) нейтрон, «высказываясь», превращается в протон (бета-распад) примерно через 15 мин.. Будучи локализован на векторе грядущего, нейтрон, дабы превратиться в протон, должен перескочить через настоящее на вектор былого, т.е. стать виртуальным аналогом фотона с последующим испусканием электрона и антинейтрино43.

Свободный протон не может сам по себе перескочить через настоящее в грядущее (поскольку и при испускании гамма-квантов, и при К-захвате, остается на векторе былого), это происходит только благодаря взаимодействию с нейтроном в ядре: лишний тетраэдр, рожденный нейтроном, не выходит из ядра, но сливается с одним из протонных тетраэдров , образуя пи-мезонный мостик между нуклонами с последующим превращением протона в нейтрон (и обратно). Т.о. и сильное внутриядерное взаимодействие, и слабое вызвано одной и той же причиной - внутренней динамикой нейтрона, «нежными» отношениями между ипостасями. Они же служат и причиной образования атомных оболочек. Различия в конечных эффектах, как мы видели, зависят от того, в каком естественном месте располагается нуклон и от того, свободен он или спарен.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Вестник балтийской педагогической академии вып. 94. – 2010 г. Актуальные проблемы нравственного и физического воспитания учащейся и студенческой молодёжи Санкт-Петербург Редакционная коллегия выпуска

    Документ
    Доктор психол. наук, проф. И.П.Волков; доктор пед.наук. проф. Ю.А. Гагин; доктор пед. наук, проф. В.Ф.Костюченко; доктор психол. наук, проф. А.Н. Николаев; канд.
  2. Психологам, интересующимся эзотерикой, эзотерикам и всем, кто считает, что он имеет уши, чтобы слышать, глаза, чтобы видеть, и такое свойство Разума, чтобы разуметь

    Документ
    Одиноко бредя по хордам колеса сансары, Странник, однажды, встретил Мастера, Мастер дал необходимые знания, помог выйти на начало Пути, и сказал - Иди.
  3. International university of fundamental studies международный университет фундаментального обучения

    Реферат
    На тему: «Интеграция традиционных знаний в трансперсональных практиках на основе авторской оздоровительно-развивающей психотехнологии «Биоэнергопластика»
  4. Седьмая волна психологии

    Документ
    Книга адресована психологам, социальным работникам, психотерапевтам, практическим психологам и специалистам в области психологической и социальной работы с населением.
  5. Проблемы и перспективы (1)

    Документ
    Демографическое развитие России: проблемы и перспективы: Материалы межрегиональной школы-семинара молодых ученых (Уфа, 27 июня 2008 г.)/Отв. ред. к.с.

Другие похожие документы..