Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
изображающими цветы и животных (в том числе сказочных) Дымковская (вятская) игрушка Кировская область, близ областного центра Глиняные лепные расписн...полностью>>
'Урок'
Воспитательная: формирование у учащихся стремления строить человеческие отношения в повседневной жизни на основе христиа­нских заповедей любви, добра...полностью>>
'Документ'
Проявления федеративных отношений в разных странах мира имеют многовековую историю, а конституционно-правовое установление федерализма существует око...полностью>>
'Курсовая'
Каждое поколение имеет свое восприятие минувшей войны, место и значение которой в жизни народов нашей страны оказались настолько значительными, что о...полностью>>

Сборник статей представляет обзор теоретических и экспериментальных работ по интегративной психологии (4)

Главная > Сборник статей
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ НАУК

СЕДЬМАЯ ВОЛНА ПСИХОЛОГИИ

Выпуск 1.

Под редакцией

Козлова Владимира

Качановой Натальи

Ярославль, Минск, 2006

ББК 88.4 + 53.57

УДК 159.99

Сборник издается по решению редакционно- издательского отдела МАПН.

Седьмая волна психологии. Вып.1./Сб. под ред. Козлова В.В., Качановой Н.А.– Ярославль, Минск: МАПН, ЯрГУ, 2006 – с.

Сборник статей представляет обзор теоретических и экспериментальных работ по интегративной психологии.

Книга адресована психологам, социальным работникам, психотерапевтам, практическим психологам и специалистам в области психосоциальной работы с населением.

Козлов В.В., Качанова Н.А., 2006

Уважаемый читатель.

Вы держите в руках 1-ый выпуск межвузовского научного сборника «Седьмая волна психологии», который сформирован из статей психологов различных регионов России и Белоруссии. Мы собираемся издать внутри этого издательского проекта сотни научных статей.

Этот первый сборник – проба.

В дальнейшем мы планируем реализовать несколько целей.

Во-первых, расширить географию. Вне сомнения, маловероятно, что этот сборник станет явлением в мировой психологии. Но у нас есть твердое желание интегрировать в этом сборнике идеи и исследования психологов многих стран.

Во-вторых, мы хотим улучшить квалификационный состав участников сборника и приглашать ведущих ученых России, ближнего и дальнего зарубежья, которых интересуют проблемы интегративной психологии.

В-третьих, следующие сборники будут более строго дифференцированы по структуре и содержанию. Мы заявляем, что будут три базовых раздела:

1. Теория и методология.

2. Исследования и эксперимент.

3. Опыт и психотехнологии.

Всегда мы будем давать место для одаренных студентов, аспирантов и молодых психологов во всех разделах сборника. Мы надеемся, что многие, кто будет издавать статьи в этих сборниках, станут хорошими специалистами-психологами, преподавателями вузов, учеными, имеющими научные степени и звания. Для них цикл этих сборников стал хорошей научной и практической школой.

Актуальность поиска новых подходов к решению насущных проблем общества и создания качественно новых, более дееспособных моделей теоретической и прикладной психологии не исчезает. Она обусловлена как комплексом социальных «болезней», характерных для социума переходного периода, так и необходимостью более глубокого и объективного научного осмысления того, что происходит в социальной жизни и психологии современного человека.

Сегодня переходный период в России характеризуется не только сложной экономической и политической ситуацией, но и своеобразным социальным "шоком", крушением надежд и чаяний большой части населения.

С одной стороны, старшее поколение, в связи с периодом перестройки и отрицанием всех ценностей и достижений доперестроечного периода, испытывает чувство глубокой обиды и разочарования: вся их жизнь и работа, посвященные труду на благо общества, нередко признаются бесполезными, ненужными.

С другой стороны - молодое поколение (родившееся и выросшее в условиях отсутствия высоких идеалов, ценностей, крайней экономической нестабильности, политического хаоса и криминального «беспредела»), не имеет четкой мировоззренческой и идеологической системы, которая могла бы сориентировать их в социуме. Неопределенность целей и ценностей накладывает, в свою очередь, отпечаток на деятельностные способности и результативность труда. Это сказывается, прежде всего, на уровне социальной адаптации населения и, в конечном итоге - на политическом и экономическом благополучии социума в целом.

Следует также отметить, что люди работоспособного возраста, ставшие «жертвами» стремительно распадавшейся плановой экономики и выброшенные за «борт» в условия стихийно формирующегося рынка, плохо приспосабливаются к новым требованиям социально-экономической среды.

И так - практически все социальные слои российского общества испытывают те или иные кризисные явления.

Ситуацию, сложившуюся сегодня в психологии России и Белоруссии, можно охарактеризовать так:

Во-первых, попытки создать и внедрить те или иные модели психологической работы носят стихийный характер. В этом смысле мы можем говорить о феномене парадигмального беспредела как в теории психологии, так исследований и психологической практики.

Во-вторых, естественный социальный и психологический эксперимент, который проводится в наших странах, не имеет аналогов и опережает научное осмысление проблемы.

В-третьих, во многих исследованиях исследуется «человек абстрактный», не учитывается целый комплекс различий (национальных, культурных, психодуховных, идеологических, экономических и др.), имеющихся между людьми, объединенными одной территорией проживания в новой неизведанной и трудноопределяемой социальной ситуации.

Мы считаем, что психологическая работа сегодня, в силу ее крайней важности, требует к себе более пристального и осмысленного аналитического подхода, поскольку исследовательские предметы являются крайне сложными системами. По нашему мнению, в настоящее время нужно не столько исследовать накопленный эмпирический опыт в психологии, сколько искать правильные теоретические предпосылки для исследования и психосоциальной работы с населением.

На наш взгляд, наиболее важной целью является организация интегрированной системы психологической работы как таковой, а самой насущной задачей - поиск и подбор методологических средств, могущих решать системные задачи высокого уровня сложности при разработке новых теоретических и прикладных моделей психологической работы.

Редакторы данного сборника надеются, что работа, которая нас ждет впереди, окажется интересной, как теоретикам, так и практикам психологии, в качестве задающей вектор поиска и направление движения как мыслей, так и действий в формировании седьмой волны психологии.

Доктор психологических наук,

профессор Владимир Козлов

Кандидат психологических наук,

доцент Наталья Качанова

КРИЗИС КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Козлов В.В. (Ярославль)

В настоящее время во многих отраслях знаний (медицина, психология, социология, политология и др.) огромный интерес вызывает проблемное поле, которое можно было бы обозначить одним словом – «кризис». Актуальность всей кризисной проблематики не случайна и, как это всегда бывает в науке, не является веянием моды, а ответом на социальную ситуацию развития общества. Для этого существует ряд факторов, как общечеловеческих, так и специфических только для нашей страны.

К общечеловеческим факторам можно отнести резкое увеличение количества во всем мире антропогенных катастроф и «горячих точек». Люди ежедневно сталкиваются (особенно благодаря мощному развитию современных СМИ) с преступлениями против личности, многообразными видами насилия и жестокости, сильнейшими катастрофами: природными катаклизмами, уносящими тысячи жизней (достаточно вспомнить наводнения, землетрясения и катастрофические изменения климата за последние 2 года практически по всему земному шару), психогенными (военные действия в мирное время, бомбежки, терроризм, криминальная ситуация и т.п.).

Помимо всего перечисленного, в нашей стране существуют и специфические особенности жизни, увеличивающие риск возникновения кризисных состояний. К ним можно отнести «неожиданное» для наших людей резкое увеличение темпа жизни, само коренное изменение уклада, а соответственно, и всего комплекса социально-психологических условий существования.

Политическое, экономическое, социальное, экологическое неблагополучие, нестабильность в стране, ускорение темпа жизни, повышение (или понижение) уровня жизни, потеря практически всеми слоями населения привычных, стереотипных ценностей и установок, - все это вызывает массовое увеличение напряжения с соответствующей симптоматикой: повышение уровня общей тревожности, возрастание таких переживаний, как одиночество, ненужность, бессмысленность существования, страх за будущее и многое другое, что хорошо известно специалистам (педагогам, социологам, психологам, психотерапевтам, социальным работникам).

Еще одной нашей «родной», российской особенностью является то, что фактически задеты все слои населения: старики и дети, юношество, богатые и бедные, вне зависимости от профессии и места жительства (от маленьких деревень до мегаполисов). Если ко всему сказанному прибавить и эффект массового заражения, то картина складывается достаточно серьезная. Все это значительно увеличивает количество людей, попадающих в кризисное состояние. Кроме того, можно говорить и о кризисных состояниях целых групп населения – городов и этнических единиц.

Таким образом, интерес к изучению такого понятия, как кризис в разных разделах науки и практики совершенно очевиден и логичен.

В связи с растущим интересом и насущной практической необходимостью исследований в области кризисных состояний возникает, в первую очередь, четкое концептуальное выделение различных видов кризисных состояний. Эта необходимость связана со следующими моментами:

  1. субъективным переживанием тяжести прохождения через различные виды кризисов

  2. специфической симптоматикой, дающей возможность диагностировать то или иное кризисное состояние

  3. спецификой возможности терапевтической (в частности, медикаментозной) и психотерапевтической, психологической помощи

В современной научной литературе, касающейся понятий кризиса, кризисных состояний нет до сих пор общих положений, понятий, терминологии.

В своих исследованиях (Козлов, 1989 – 2006) основное внимание мы уделяли кризисам личности. Для этого существует несколько причин:

1. Неизбежность переживания подобных кризисов любым человеком как необходимый момент процесса индивидуации, социально-психологического становления личности и группы

2. Вытекающая из сказанного социально-психологическая значимость личностных кризисов (кризис как, с одной стороны, период максимальной социально-психологической дезадаптации индивида, с другой стороны, - период возможного перехода на новый, более высокий уровень индивидуации). На уровне социума увеличение числа патологически переживаемых кризисов приводит к росту маргинальности, радикализма, фанатизма, тоталитаризма, деструктивности.

3. Психологическая значимость личностных кризисов. Любой личностный кризис (в том числе и кризис, возникший вследствие травмы) является поворотным пунктом в развитии личности. В зависимости от того, по какому пути (конструктивному или деструктивному) станет дальше развиваться индивид, сложится и вся его дальнейшая жизнь.

4. Малая разработанность проблемы в современной психологии

5. Тяжелое субъективное переживание личностных кризисов, которое приводит к дезадаптации личности и группы и насущная потребность в методах и технологиях практической помощи в кризисных состояниях. Непрофессиональное оказание помощи (или запоздалая помощь) личности и группе в кризисном состоянии может привести к следующим формам негативной дезинтеграции и дезадаптации:

  • девиантное поведение

  • асоциальное поведение

  • нервно-психические расстройства

  • психосоматические расстройства

  • суицидальное поведение

В специальной литературе отсутствует общее определение понятия кризиса как таковое.

Мы предлагаем следующее общее определение: кризис это естественное (возрастной и экзистенциальный кризис) или искусственное (антропогенное, техногенное, социогенное) препятствие на жизненном пути, преодоление которого невозможно личностью или группой привычными ресурсами.

Личностный кризис это психологическое состояние максимальной дезинтеграции (на внутрипсихическом уровне) и дезадаптации (на социально-психологическом уровне) личности, выражающееся в потере основных жизненных ориентиров (ценностей, базовой мотивации, поведенческих паттернов), возникающее в результате препятствий в привычном течении жизни субъекта.

Кризисное состояние это пролонгированный во времени личностный кризис.

Кризисная личность – субъект, который вследствие посткризисной негативной дезинтеграции становится носителем девиантного или делинквентного поведения, нервно-психического или психосоматического расстройства как качеств личности, способа адаптации к социальной среде.

Ситуации, приводящие к определенному кризисному состоянию, традиционно подразделяются на:

  1. стрессовые события (травмы, катастрофы, войны, потеря близких и т.п.), провоцирующие различные виды кризисных реакций (острая реакция на стресс вплоть до реактивного психоза), отсроченная реакция на стресс от 2 месяцев до 1 года (посттравматическое стрессовой расстройство) и сверхотсроченная реакция на стресс (шоковая травма)

  2. переход на следующую возрастную ступень (возрастные кризисы)

  3. переход на новый этап личностной трансформации (экзистенциальные кризисы)

Основные современные теории кризиса базируются на исследованиях различных реакций на жизненные кризисы в малой психиатрии Л. Линдеманна (1944), психологических и психофизиологических исследованиях стресса, стадий развития дистресса Г. Селье (1956), концепции восьми жизненных циклов и соответствующих им психосоциальных кризисов Э. Эриксона (1959), концепциях помощи в кризисных ситуациях (Д. Канлан, 1962. П. Левин, 1972), концепции трех видов кризисов ВВ.Козлова (1997).

С возникновением и развитием различных направлений в индивидуальной и групповой психотерапии появились научные исследования, связанные с эффективной помощью лицам, находящимся в кризисном состоянии различной этиологии. К одному из таких направлений можно отнести бурно развивающуюся в последние 15 лет интенсивные интегративные психотехнологии (ИИПТ), которое мы основали в начале 90-х годов прошлого столетия.

Обладая рядом специфических особенностей, ИИПТ очень эффективно способствует исцелению (т. е. восстановлению целостности личности), давая возможность человеку в кризисном, следовательно максимально дезинтегрированном состоянии (что и является основным психологическим и социально-психологическим «симптомом» кризисного состояния) достаточно безболезненную возможность личностной интеграции.

Кризис (от греч. Krisis – решение, поворотный пункт, исход) – является одним из неизбежных и необходимых моментов жизни, одной из движущих сил развития, в том числе и развития личности, группы, общества. Следовательно, с одной стороны, кризис - необходимая часть жизни индивида и общества, человечества в целом как организма. Кризис - это всегда момент выбора из нескольких возможных альтернатив, момент выбора регрессивного или прогрессивного решения в дальнейшем развитии. Этот факт человечество знало всегда, что блестяще закодировано в сказках абсолютно всех народов: это всем известная ситуация витязя на распутье. Выбор дальнейшего пути легко дается герою только в сказках (на то они и сказки), но важно, что избежать выбора невозможно, ненужно и даже опасно.

Кризис - это всегда выбор между регрессивным и прогрессивным дальнейшим развитием личности. Кризис всегда является дезинтеграцией, но предлагает два врата – позитивная, когда личность повышает уровень своей целостности, негативная, когда становится болью для себя и для общества. От того, какой именно выбор будет сделан, зависит вся последующая жизнь индивида. Сами определения совершенно понятны на обыденном уровне и совершенно непонятны с научной точки зрения.

Характерно, что большинство словарей по психологии не дает определения кризиса, отсылаясь к «кризисному состоянию», «кризисной личности», «кризисной терапии», «кризисной помощи» и т.п. Естественно возникает целый ряд вопросов (если кризис неизбежен и необходим): почему надо помогать, что вызывает кризисы, какие они бывают, как их отличать друг от друга, есть ли разница в помощи, а надо ли вообще помогать и др. Четких ответов на подобные вопросы нет в научной литературе. Делаются только первые попытки систематизации накопленных представлений, данных, опыта.

Любая кризисная ситуация в жизни человека является сильным стрессом. Как любой стресс, кризисная ситуация задевает все структуры, действует на все стороны жизни. Традиционно в научной литературе выделяют следующие сферы влияния стресса и соответствующую симптоматику. Можно выделить следующие аспекты воздействия стресса:

1. На личность (возникновение тревоги, агрессии; депрессивные состояния, апатия; чувства вины, одиночества, стыда, растерянности; повышенная раздражительность, постоянное напряжение, низкая самооценка и пр.)

2. На поведение в целом (высокий процент травматизма, развитие зависимого поведения самых различных видов - наркомании, алкоголизм, азартные игроки и др., эмоциональные срывы, нарушения пищевого поведения, нарушения сне, нарушения речи, импульсивное поведение, внезапные приступы тремора всего тела и пр.)

3. На здоровье (развитие целого ряда психосоматических заболеваний, которые в зависимости от вида и тяжести кризисного состояния могут носить лавинообразный характер развития: бронхиальная астма, аменорея, ишемическая болезнь сердца, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, гипертония, сахарный диабет и т.п.; постоянные боли в спине и груди невыясненной этиологии, обмороки и головокружения, хроническая бессонница, головные боли мигренозного характера, и пр.

4. Когнитивные аффекты (неспособность принимать решения, неспособность сосредоточиться, выраженное ухудшение памяти, чрезмерная чувствительность к критике, умственная заторможенность

5. Физиологические аспекты (повышение артериального давления, повышение уровня катехоламинов и кортикостероидов в моче и крови, повышение глюкозы в крови, сухость во рту, усиленное потоотделение, приступы жара и озноба, затрудненное дыхание, ощущение кома в горле и иголок в конечностях, частичное онемение в конечностях вплоть до анальгезии и пр.

Все личностные кризисы для лучшего понимания и детализации условно можно разделить на две основные категории.

Внутренние кризисы - возрастные, жизненные и экзистенциональные (т.е. кризисы, причиной которых является естественное развитие личности);

Внешние кризисы - в качестве стрессора в которых выступают внешние травматические события - экстремальные кризисные ситуации, обладающие мощным негативным последствием, ситуации угрозы жизни для самого себя или значимых близких. Эти ситуации воздействуют на психику человека, вызывая у него травматический стресс, психологические последствия которого выражаются в посттравматическом стрессовом расстройстве (ПТСР), возникающем как затяжная или отсроченная реакция на ситуации, сопряженные с серьезной угрозой жизни и здоровью. Согласно МКБ-10 эти кризисные ситуации вызывают определенную реакцию личности, как то:

- острые реакции на стресс – где стрессогенный фактор, это некое событие в жизни несущее прямую угрозу жизни человека (война, нападение, катастрофа, изнасилование и т.д.). Острые реакции на стресс включают кризисные состояния, острую кризисную реакцию, боевую усталость;

- шоковая травма - психический шок, отсроченная болезненная реакция на шоковую травму, проявляется и через несколько лет в виде неадаптивного поведения или психосоматического заболевания;

- посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР)– отставленная или затяжная реакция переживания травматического стресса.

В отечественных исследованиях ПТСР до недавнего времени основное внимание уделялось лицам, пострадавшим в массовых катастрофах – войнах, землетрясениях и т.д.

Проблема возникновения и динамики специфических психологи­ческих реакций на травматические (экстремальные) жизненные со­бытия является актуальной и привлекает внимание психологов не­сколько последних десятилетий. Разработке этой проблемы поло­жили начало исследования, проводившиеся на ветеранах войны во Вьетнаме (работы американских психологов), в Афганистане и Чечне (Российская психология), боевых действиях на территории Израиля и за пределами (израильские психологи). Вопросы, которые волновали и продолжают волновать специалистов во всех странах: каковы особенности возникновения и разви­тия психологической реакции на травму, можем ли мы предсказать ее динамику, каковы индивидуальные различия этой реакции на од­но и то же травмирующее событие и от чего эти различия зависят? Ответы на эти вопросы в конечном счете послужат лучшему пони­манию того, что происходит с человеком, переживающим травму, и как может осуществиться его психологическая реабилитация и со­циальная реадаптация.

Комплекс симптомов, наблюдавшихся у тех, кто пережил травматический стресс, получил название «посттравматическое стрессовое расстройство»- PTSD (Posttraumatic Stress Disorder). Критерии диагностики этого расстройства были включены в американский национальный диагностический психиатрический стандарт (Diagnostical and Statistical Mannual of Mental Disorders) и сохраняются в нем до сих пор. С 1994 года эти критерии включены и в европейский диагностический стандарт МКБ-10. Категория ПТСР (F 43.1.), в целом, заменила термин травматический невроз.

Острые реакции развиваются сразу же после травмы и проходят в течение нескольких часов или дней. Посттравматическое расстройство (ПТСР) возникает после латентного периода (не следует сразу за травмой) от нескольких недель до месяцев (обычно не более 6 месяцев).

Термин ПТСР все чаще используется применительно к последствиям катастроф мирного времени, так как получены данные, свидетельствующие о клинико - патогенетическом единстве этих состояний. Классификация наиболее частых причин в мирное время предполагает выделение следующих психотравмирующих факторов: природные (климатические, сейсмические), экологические и техногенные катаклизмы; пожары; террористические действия (они в России имеют систематический характер); сексуальное насилие; присутствие при насильственной смерти других в случае разбойного нападения; несчастные случаи, в т. ч. при транспортных и производственных авариях; семейные драмы.

Экстремальные негативные события, инициирующие кризис, могут быть классифицированы по различным основаниям:

• продолжительность воздействия (единичные случаи, например ог­рабление, или продолжительность ситуации — войны, домашнее насилие);

• источник стрессора (стихийные, природные бедствия, как земле­трясения, и трагедии, вызванные человеком, — насилие);

• уникальность опыта (массовые катастрофы — войны, землетря­сения, и переживаний – фиксация на травмирующих обстоятельствах, их гиперактуализация. Последующие личностные изменения – заострение личностных патохарактерологических черт. Чаще всего с разрешением ситуации наступает улучшение.

В течение всей жизни человек решает так называемые экзистенциальные проблемы (т.е. проблем сущностные, определяющие его бытие в мире).

С точки зрения экзистенциальной психологии существуют четыре основные экзистенциальные проблемы, связанные с так называемыми «конечными данностями»: смерть, свобода, изоляция, бессмысленность. Специфической симптоматикой экзистенциальных кризисов являются следующие особенности:

  1. Задеты все аспекты бытия (внутренняя и социальная жизнь, все сферы жизни - профессия, семья, интересы, близкие и друзья);

  2. Чувство постоянной (беспричинной) тревоги, генерализованная тревога (неперсонифицированные страхи, постоянный тревожный фон вне зависимости от реальных обстоятельств жизни);

  3. Эмоциональная отстраненность от всего мира, «ненаходимость» по Бахтину (некоторое существование вне времени и пространства);

  4. Симптоматика феномена деперсонализации и дереализации;



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Сборник статей представляет обзор теоретических и экспериментальных работ по интегративной психологии (1)

    Сборник статей
    Книга адресована психологам, социальным работникам, психотерапевтам, практическим психологам и специалистам в области психосоциальной работы с населением.
  2. Сборник статей представляет обзор теоретических и экспериментальных работ по интегративной психологии (2)

    Сборник статей
    Книга адресована психологам, социальным работникам, психотерапевтам, практическим психологам и специалистам в области психологической и социальной работы с населением.
  3. Сборник статей представляет обзор теоретических и экспериментальных работ по интегративной психологии (3)

    Сборник статей
    Книга адресована психологам, социальным работникам, психотерапевтам, практическим психологам и специалистам в области психологической и социальной работы с населением.
  4. Сборник статей представляет обзор теоретических и экспериментальных работ по социальной работе и психологии. Книга адресована социальным работникам, социальным педагогам, практическим психологам и специалистам в области социальной работы. 

    Сборник статей
    В настоящий момент ни одно развитое государство не может обойтись без социальных работников, прошедших подготовку в универ­ситетах и специальных учебных заведениях.
  5. Сборник статей представляет обзор теоретических и экспериментальных работ по социальной работе и психологии

    Сборник статей
    Подходит к концу 20-ое столетие. Понятно, что история не кончается. Но уже можно делать некоторые итоги. Итоги, как известно, всегда являются обобщением нашего опыта.

Другие похожие документы..