Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Несколько месяцев я мечтала взять в руки "ДиаДЭНС", собирала по крохам информацию о нём. Счастливый день в июле 2003 года! Получены первые ...полностью>>
'Документ'
Планируя отпуск, мы всегда стараемся организовать его так, чтобы получить максимум удовольствия от отдыха. Среди обязательных условий – комфорт, тепла...полностью>>
'Конспект'
Конкретно предлагается освоить Turbo-Prolog 2.0. Обусловлено это следующими факторами. С одной стороны данная версия широко используется, требует мал...полностью>>
'Документ'
13 ноября 2011 года весь мир отмечал Международный День слепых. Проводится он в день рождения французского педагога Валентина Гаюи (1745-1822), основ...полностью>>

Правила поведения на льду. Приемы оказания помощи терпящим бедствие на льду

Главная > Рассказ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Рассказ

«Меры предосторожности и правила поведения на льду»

Основные вопросы плана:

Вступление.

Первый ледяной покров на водоемах.

Толщина и прочность льда для катания и на переправах.

Лед прочный и лед непрочный.

Зимний ледостав. Опасные места на льду.

Правила поведения на льду.

Приемы оказания помощи терпящим бедствие на льду.

Введение

С наступлением холодов, когда начинают замерзать реки, озера, пруды и прибрежные участки морей, на скользкую поверхность льда устремляется мо­лодежь.

Приятно ведь, едва касаясь ледяной глади, птицей промчаться на коньках или с крутого берега в саночках скатиться на лед, да так, чтобы дух захватило. Где уж тут думать об опасности!

Излюбленное занятие некоторых — мчаться по первому неокрепшему еще льду, наслаждаясь тем, то лед, прогибается, трещит. Особенно неосторожны бывают дети в возрасте от 8 до 12 лет.

Не всегда считаются с опасностью провала на льду и взрослые люди. Нередко, возвращаясь с работы или направляясь к знакомым, они смотрят на далекий мост и думают: «Зачем идти к нему. Попробуем перейти реку по льду. Так будет ближе». Некоторые так и поступают. Стремясь сократить путь, они переходят реку напрямик и терпят бедствие.

Первый ледяной покров на водоемах. С появлением первого ледяного покрова на реках, озерах и прудах нельзя использовать его для катания и перехо­дов, — молодой лед вначале тонкий, непрочный и тяжести человека не выдержи­вает. Во льду образуются воздушные пузырьки, которые при движении трудно заметить. Кроме того, в местах замерзания веточек, дощечек и других предметов лед бывает еще слабее. И если такие места запорошил снег, то катающийся в этих местах неизбежно терпит бедствие.

Толщина и прочность льда для катания и на переправах. Чтобы без риска можно было находиться на льду, он должен быть прочным, иметь определен­ную толщину.

Установлено, что переход одиночных пешеходов по льду возможен при тол­щине льда не менее 5 см. Большой группе людей можно переплавляться по льду при толщине в 7 см, но каждый пешеход должен идти на расстоянии 5-6 м друг от друга. Переправа одного всадника на лошади допускается при толщине льда 10 сам, а в колоне - 15 см. Для переправы грузовых автомашин и гужевого транспорта толщина льда должна быть не менее 20-25 см. Открытие катка на реке, озере или прибрежной полосе моря рекомендуется при толщине льда не менее 25 см.

Лед прочный и лед непрочный. Прочным льдом считается прозрачный лед с синеватым или зеленоватым оттенком при толщине до 12 см. При оттепели, изморози и дожде лед обычно покрывается водой, а затем замерзает, в особен­ности после снегопада. При этом лед становится белым или матовым, а иногда приобретает желтоватый цвет. Такой лед непрочный, и его толщину принимать во внимание не следует.

Переход водоемов по льду в необозначенных местах всегда связан с рис­ком для жизни. Поэтому переходить можно только там, где разрешен переход и имеются указатели входа с берега на лед, вешки, обозначающие трассу перехода. Но и при этих обозначениях всегда надо быть внимательным, ни в коем случае не отклоняться в сторону от установленной трассы. Это важно помнить особен­но с приближением весны, перед вскрытием рек, когда лед становится рыхлым, хотя внешне он по-прежнему кажется крепким.

Зимний ледостав. Опасные места на льду. Лед на реках, озерах и других водоемах становится прочным лишь в период полного становления зимнего ледостава. Однако и зимой немало возникает опасных для катания и переправ мест. К ним относятся:

- майны и промоины, образующиеся быстрым течением рек, подземны­ми ключами, выходящими на поверхность, и спусками теплой воды от промыш­ленных предприятий;

- проруби, рыбацкие лунки, места выколки льда.

Правила поведения на льду. С появлением первого ледяного покрова на реках, озерах, прудах нельзя использовать лед для катания и переправ, молодей лед вначале бывает тонкий, непрочный и не выдерживает тяжести человека.

Прежде чем кататься на льду, надо убедиться в его прочности.

Места, специально обозначенные для перехода и переезда, как правило, постоянно контролируются. Здесь ведется наблюдение за прочностью льда. При опасности переход по льду закрывается, производится дополнительное огражде­ние опасных мест, здесь всегда можно получить помощь.

Все остальные места покрытого льдом водоема практически не контроли­руются. В таких местах могут оказаться проруби, рыбацкие лунки, лед бывает тонким, подмытым. Провалившись под лед в таком месте, человек не может получить помощи и утонет.

Следует быть осторожным там, где есть или появилось быстрое течение, где ручьи впадают в реки. Одно неосторожное движение — и можно провалиться под лед.

Не менее опасно также ходить и кататься на льду поодиночке в ночное время, особенно в незнакомых местах.

При необходимости перехода по льду следует идти друг за другом на рас­стоянии 5-6 м, внимательно при этом следить за товарищем, чтобы вовремя оказать ему помощь. При перевозке небольших по величине, но очень тяжелых грузов по льду следует класть их на сани или брусья с большой площадью опоры на лед, чтобы избежать провала.

7. Приемы оказания помощи терпящим бедствие на льду. При оказании помощи человеку, провалившемуся на льду, нельзя подходить к нему стоя из- за опасности самому попасть в беду. К пострадавшему надо приближаться лежа с раскинутыми в стороны руками и ногами. Если под рукой имеются доски, лестницы, шесты или другие предметы, то их надо использовать для оказания помощи. Лежа на одном из таких предметов, закрепленных веревкой на берегу или твердом льду, оказывающий помощь продвигается к пострадавшему на рас­стояние, позволяющее подать веревку, пояс, багор, доску. Затем оказывающий помощь отползает назад и постепенно вытаскивает пострадавшего на крепкий лед. Если оказывающий помощь не имеет спасательного пояса, то он должен обвязаться веревкой, предварительно закрепив ее на берегу или в лунке твердого льда. При оказании помощи, когда есть промоины или битый лед, используют­ся специальные спасательные шлюпки или шлюпки на съемных полозьях. Для продвижения шлюпки вперед используются кошки и багры.

Но могут быть и такие случаи, когда нет никаких подсобных предметов для оказания помощи. В этом случае два-три человека ложатся на лед и цепоч­кой продвигаются к пострадавшему, удерживая друг друга за ноги, а первый подает пострадавшему ремень, одежду и т.п.

До оказания помощи пострадавший должен действовать самостоятельно. Если под ногами у него провалился лед, надо, расставив руки, удерживаться на поверхности льда, без резких движений стараться выползти на твердый лед, а за­тем, лежа на спине или груди, продвигаться в ту сторону, откуда пришел. Одно­временно с этим звать на помощь. Строгое соблюдение мер предосторожности на льду — главное условие предотвращения несчастных случаев во время ледос­тава. Оказать немедленную помощь терпящему бедствие на воде — благородный долг каждого гражданина.

Из сказанного ясно, что заранее разработанный конспект поможет хоро­шо провести рассказ. Но в работе беседчика могут быть случаи, когда конспект оказывается недостаточным для проведения содержательного рассказа. Обычно это бывает у малоопытного беседчика или при проведении беседы на малоизвес­тную тему. В этих случаях следует писать полный текст рассказа.

Рассказ

«Что должен знать школьник о мерах безопасности и охране жизни людей на воде»

План рассказа:

Вступление.

Вода и ее значение для здоровья человека.

Причины несчастных случаев с детьми на воде.

Меры предотвращения несчастных случаев на воде.

1. Ребята! Наступает долгожданная пора летних купаний и лодочных прогу­лок. Известно, что, купаясь или катаясь на лодке, вы укрепляете свой организм, развиваете ловкость и выносливость. Но вот беда — нередко и купающиеся и ка­тающиеся на лодках нарушают самые элементарные правила поведения на воде.

Между тем вода не любит шуток. Она жестоко наказывает тех, кто, купаясь, не знает чувства меры, не соблюдает правил безопасности на воде и допускает гру­бые шалости. Чтобы предупредить вас от несчастных случаев во время купания и катания на лодке, расскажем вам о том, что нужно знать о мерах безопасности на воде. Прежде всего, поговорим о воде и ее значении для здоровья человека.

2. Вода - один из главных природных факторов жизни на земле. Жизнь без воды невозможна.

Если мы посмотрим на карту нашей Родины, то увидим, что по ее тер­ритории протекает огромное количество рек. Ее берега омывают воды 14 морей. У нас много глубоководных озер. В областях, районах и городах, расположен­ных непосредственно у берегов морей, рек и озер, живут и трудятся миллионы людей. У воды проводят свой отдых сотни тысяч граждан. В этих местах распо­ложены многочисленные санатории и дома отдыха. И дети, и взрослые широко используют водные богатства нашей страны.

Какую же пользу приносит вода для здоровья человека? Медицина ус­тановила, что вода - чудесное средство для отдыха, оздоровления организма и повышения работоспособности. Каждому известно, как приятно для организма искупаться, поплавать в летний жаркий день. Человек, истомившийся от летней жары, после купания в реке или в море ощущает свежесть, бодрость и силу.

Особенно сильным средство оздоровления организма и повышения рабо­тоспособности является закаливание водой.

Чтобы тело и душа были молоды,

Ты не бойся ни жары и ни холода,

Закаляйся как сталь, -

говориться в популярной советской песне.

Человек, закаленный водой, легко переносит холод и жару, резкие колеба­ния температуры и гораздо реже болеет так называемыми простудными заболе­ваниями. Но закаливание водой является полезным для организма при условии правильного учета действия воды на него.

Различают три фазы действия холодной воды на организм. Сначала происходит резкое сужение сосудов кожи, в результате которого кровь отливает к внутренним органам. Кожа становится бледной и холодной, нередко шеро­ховатой. Человек испытывает чувство холода. Эта первая фаза действие воды на сосуды кожи. Вторая фаза характеризуется растяжением кожных сосудов, бледность кожи сменяется ее покраснением, кожа при этом краснеет и разогре­вается. Ощущение озноба сменяется приятным ощущением тепла и бодрости. Сужение сосудов в первой фазе и расширение во второй является прекрасной гимнастикой для сосудов кожи.

При длительном охлаждении наступает третья фаза, которая характеризу­ется вторичным сужением сосудов кожи с явлением венозного застоя. Кожа при этом бледнеет, губы синеют, вновь появляется озноб. Причиной этому является то, что организм отдает тепла больше, чем вырабатывает. Это ведет к переох­лаждению купающегося в воде - к опасным для жизни судорогам. Поэтому с появлением вторичного ощущения холода следует немедленно прекращать ку­пание и энергичным растиранием тела полотенцем добиться его покраснения и согревания. В противном случае неизбежно возникнет простудное заболевание организма.

Следовательно, вода является прекрасным средством оздоровления ор­ганизма и повышения его работоспособности лишь при условии разумного ее использования.

Нарушение правил поведения на воде при купании или катании на лодках может привести к несчастным случаем. Чтобы убедиться в этом, рассмотрим вопрос о причинах несчастных случаев с людьми на воде.

3. Установлено, что большинство несчастных случаев с ребятами на воде происходит из-за неумения плавать. Не умеющий плавать, попав на глубокое место, легко теряется и тонет. Так, в жаркие июньские дни, мальчик Медведев купался вместе с другими ребятами. Рельеф дна реки был неровный. Мальчик попал на глубокое место, из которого выбраться не смог из-за неумения де­ржаться на воде.

Нередко плохо плавающие школьники уплывают далеко от берега и, не рассчитав своих сил, погибают.

Немало несчастных случаев с ребятами происходит в запретных для купа­ния местах. В г. Петрозаводске, в реке Лососинка, утонули десятилетний маль­чик Саенко и двенадцатилетний мальчик Чуркин. Было установлено, что место, в котором купались Саенко и Чуркин, являлось запретным для купания. Дети прыгали в водоем с плотины, через которую сбрасывается вода с высоты восьми метров, попали в водоворот и утонули.

Некоторые мальчики и девочки любят показать, что они умеют плавать лучше других, стараются заплыть подальше, нырнуть глубже, прыгнуть в воду с лодки. Эти ребята забывают, что показное удальство смелому и ловкому не к лицу. Кроме того, нарушая правила поведения на воде, такие ребята ставят себя в опасное положение.

В одном из московских пансионатов отдыхал Леня Чухров, отличавшийся от других мальчиков тем, что всегда хвастливо говорил: «Я плаваю лучше всех и дальше всех». Товарищи уже искупаются, выйдут на берег, а Леня делает вид, что он и не думает выходить из воды, несмотря на неоднократные требования родителей.

Однажды на пляже Леня похвастался перед товарищами, что он может переплыть довольно широкое озеро, в котором купались ребята. А когда Леня поплыл, с ним случилась беда: на середине озера неожиданно судорога свела ему ноги, и он начал тонуть. Только благодаря помощи действительно хороших пловцов — спасателей Леня был спасен.

Многие ребята любят нырять в воду с высоты. Безусловно, красивый пры­жок в воду заслуживает высокой похвалы. Но ныряние — одно из самых опасных спортивных упражнений, требующее не только смелости, но и знания правил ныряния. Забывая это, ныряльщики нередко попадают в беду.

Немало ребят становятся жертвой ухарства и зазнайства на побережье морей. Пренебрегая предупреждениями, они продолжает оставаться в воде даже при четырех-пятибальных штормах. Вся опасность такого купания заключается не столько в плавании на волнах, сколько в выходе на берег. Разбушевавшаяся стихия выбрасывает тонны воды на берег. И горе тому пловцу, который попадает в эту лавину. От оглушительного удара такой пловец теряет сознание, и волны тут же уносят его в море.

Много несчастных случаев с ребятами бывает вследствие несоблюдения

ими правил катания на лодке. Проявляя ненужную смелость, некоторые горе- гребцы остаются на воде даже в штормовую погоду. Так Семенышин и Лобачев из г.Иркутска, несмотря на надвигавшуюся грозу, оставались на середине глубо­кого озера. Маленькая лодка была перегружена и вскоре перевернулась. Спаса­телям МЧС России с трудом удалось спасти «смельчаков».

Из сказанного видно, что причин несчастных случаев с ребятами на воде много. Все они являются следствием нарушения мер предосторожности и пра­вил поведения на воде при купании и катании на лодке.

4. Далее расскажем о том, как предотвратить несчастные случаи на воде.

Рассматривая вопрос о причинах несчастных случаев на воде, мы указы­вали, что главной их причиной является неумение плавать. Отсюда девиз: «Каж­дый школьник должен научиться хорошо плавать».

Вода не страшна тем, кто умеет плавать. Человек, умеющий хорошо пла­вать, чувствует себя на воде спокойно, уверенно и в случае необходимости может помочь товарищу, попавшему в беду.

Трудно ли научиться плавать? Не трудно, если захочешь. Задача решается просто. Войдите в воду немного выше пояса, присядьте на дно с вытянутыми вперед руками. Затем слегка отталкивайтесь от дна и старайтесь занять горизон­тальное положение, вытянув руки и ноги. Лицо должно быть опущено в воду. Выдохните в воду и снова вставайте на ноги. Повторите так несколько раз. Далее движения рук и ног надо отрабатывать на берегу: для рук - в положении стоя, для ног — сидя на краю невысокого обрывчика. Важно здесь добиться правиль­ного ритма дыхания при плавательных движениях.

Изучив движение рук и ног на берегу, можно переходить в воду, отраба­тывая их согласованные движения. Но все это обязательно должно проходить в присутствии инструктора или хорошо умеющего плавать взрослого человека.

Не научившись уверенно держаться на воде и двигаться, не плывите от бе­рега туда, где большая глубина. Помните известное правило: «С водой не шути!»

Умение хорошо плавать — важное условие безопасного отдыха на воде. Однако это не дает полной гарантии от опасности при купании, если пловец не будет знать, откуда грозит ему беда и как он сам может выпутаться из нее.

Какая же беда может постигнуть купающегося в реке, озере или на море?

Анализ причин несчастных случаев с ребятами на воде убедительно до­казывает, что нередко человек тонет, если его движения внезапно сковывают судороги.

Главными причинами судорог являются переохлаждение тела купающего­ся в воде и переутомление мышц длительным, однообразным стилем плавания.

Чтобы избежать судорог, не следует купаться до появления сильного озноба: нужно находиться в воде не более 10-15 минут при температуре воды 17-19°.

Но как должен поступить купающийся, если у него судороги все же поя­вились?

Есть следующие правила:

- прежде всего, немедленно переменить стиль плавания — плыть на спине и постараться как можно скорее выйти из воды.

При ощущении стягивания пальцев руки надо быстро, с силой сжать кисть руки в кулак, сделать резкое, отбрасывающее движение рукой в наружную сторону и разжать кулак.

- при судороге икроножной мышцы необходимо, согнувшись, двумя ру­ками обхватить стопу пострадавшей ноги и с силой потянуть ее к себе.

- при судороге мышц бедра необходимо ухватить рукой ногу с наружной стороны, ниже голени, у лодыжки (за подъем) и, согнув ее в колене, потянуть назад к спине. Если судорога руки или ноги не прошла, повторите прием еще раз. Следует помнить, что работа сведенной мышцей ускоряет исчезновение судорог.

Необходимо также знать, что если пловец устал, то лучшим отдыхом будет положение «лежа на спине», при котором, действуя легкими, надавливающими на воду движениями ладоней рук и работой ног, можно поддерживать себя на поверхности воды, чтобы восполнить силы для продолжения плавания.

Однако лучшей гарантией безопасности на воде является соблюдение известного правила: «Никогда не следует идти на проплыв большого расстоя­ния без тренировок». Этого нельзя делать еще и потому, что в случае опасности пловцу не сумеют быстро оказать помощь.

Многие купающиеся ребята часто подплывают к судам, чтобы приятно по­качаться на волне и поразить знакомых своей смелостью. Это чрезвычайно опасно для жизни. Вблизи идущего парохода, катера возникают различные водовороты, волны и течения. Особенно опасно заплывать в вечернее время. С проходящих судов пловца могут не заметить, и он окажется жертвой несчастного случая.

Чтобы отдых на воде был безопасным, не следует купаться в запретных местах, где берега крутые, заросшие растительностью, где склон дна может ока­заться засоренным корнями, представляющими большую опасность для жизни купающихся. Поэтому каждый школьник должен считать своим правилом — купаться только в местах, отведенных для этих целей на пляже реки, озера, моря. При купании надо строго соблюдать дисциплину, не заплывать за буйки ограждения. Ограждение буйками означает, что дальше заплывать нельзя, дно с обрывом или ямой, либо быстрым течением, из которого трудно выплыть.

Смертельно опасно для жизни прыгать в воду в неизвестных местах. Здесь можно удариться головой о грунт, сломать себе шейные позвонки, потерять со­знание и погибнуть. Не менее опасно также прыгать головой в воду с плотов, при­станей и других сооружений. Под водой могут быть сваи, рельсы, камни и т.п.

Никогда не следует подплывать к водоворотам. Это самая большая опас­ность на воде. Иногда водовороты затягивают купающегося на такую глубину и с такой силой, что даже опытный пловец с трудом выплывет из него.

Опасно купание у морского побережья в свежую погоду. В сильный при­бой волны относят уставшего пловца от берега, что грозит ему гибелью. Нельзя также купаться в свежую погоду у берегов, усеянных камнями.

Очень важным условием безопасности на воде являются дисциплина и организованность. Шалости не должны переходить известных границ. Нуж­но внимательно и бережно относиться к товарищу, не терять его из виду и приходить к нему на выручку, ни в коем случае нельзя друг друга «топить», держать под водой, драться, в шутку кричать о помощи и т.д. В воде следует быть не более 10—15 минут. Дожидаться стука зубов и посинения губ — очень вредно и опасно для здоровья.

Кроме того, надо помнить, что после еды разрешается идти в воду только через полтора-два часа, не раньше. Во время купания не рекомендуется: делать лишние движения, держать мышцы в постоянном напряжении, гнаться за ско­ростью продвижения в воде, нарушать ритм дыхания, переутомляться. И нако­нец, категорически запрещается детям до 16 лет катание на гребных лодках без сопровождения взрослых.

Таковы важнейшие правила поведения на воде во время купания.

Знать и соблюдать эти правила купания — значит, самому уметь избежать несчастного случая на воде. Знать и соблюдать правила купания — значит, полу­чить наибольшую пользу для своего здоровья от купания и плавания.

Знать и соблюдать правила купания — значит, распространять эти знания и показывать пример соблюдения их.

Лекция

«О предупредительных мерах безопасности на воде в летнее время»

План

1.Россия великая морская и речная держава. Значение воды для здоровья человека.

2. Несчастные случаи с людьми на воде и их причины.

3. Меры предупреждения несчастных случаев с людьми на воде.

1. Взгляните на карту России. Вы видите, что огромная территория нашей Родины омывается водами трех океанов и 14 морей. Общая протяженность мор­ских границ русской земли превышает 40 тыс. км. У нас насчитываются десятки тысяч больших и малых озер. Такого количества озер нет ни в одной стране. Сре­ди них озера-гиганты - Каспийское море и озеро Байкал, Ладожское и Онежское озера и др. Все перечисленные озера занимают площадь в^полмиллиона квадрат­ных километров. Эту площадь можно представить себе так: длина ее — 1000 км, ширина — 500 км.

Россия занимает первое место в мире и по числу больших и малых рек. У нас их более ста тысяч. В это число входят такие мощные водные артерии, как Волга, Амур, Обь с Иртышом, Енисей с Ангарой, Лена, Дон и др. Общая длина речной системы Российской Федерации достигает трех миллионов километров, из них — 130 тыс. км — судоходных путей и 260 тыс. км путей — для лесосплава.

Еще более расширились наши водные просторы после сооружения гига­нтских плотин: Куйбышевской, Каховской, Ангарской ГЭС и др.

Грандиозное строительство гидроэлектростанций показывает, что вода в нашей стране служит источником дешевой электроэнергии. Бесцельно про­падавшую ранее энергию падающего потока воды люди превращают теперь в электрический ток, который вращает на заводах моторы, приводит в движение электропоезда, заливает ярким светом города и села. Поэтому наше государство называют страной белого угля. И это справедливо. Таких запасов водной энер­гии, как у нас, не имеет ни одна страна мира. Общая мощность рек всего мира исчисляется в 500 млн. кВт электроэнергии. Суммарная средняя мощность рек России составляет более 300 млн. кВт электроэнергии.

В Костромской области насчитывается 2632 рек, общей протяженностью около 14700 км, 395 рек из них длиной от 10 до 100 км – 373 реки, длиной свыше 100 км – 22 реки. В пределах области протяженность Волги 80 км. Реки имеют широкие, плоские, неглубоко врезанные долины. Почти все реки области входят в систему Волги и принадлежат к бассейну Каспийского моря.

Наиболее крупные притоки рек Волги: левые – реки Кострома, Унжа, Ветлуга, Покша; правые – Солоница, Шага, Кубань (правые притоки менее крупные). Часть Костромской низины с группой озер (Великое, Идоломское и др.) затоплены Костромским водохранилищем (площадью 174 км2). Реки имеют смешанное питание.

На территории области более 50 различных по размерам озер. Крупнейшие озера Костромской области – Галичское (площадь водной поверхности равна 77 км2) и Чухломское (43,5 км2).

Следовательно, наша Родина обладает неисчерпаемыми водными ресур­сами.

Велико значение воды для укрепления здоровья людей. Наиболее сильное физиологическое действие на организм оказывает купание.

Различаются три стадии действия воды на организм при купании. Вначале под влиянием холодной воды наступает сужение кровеносных сосудов. Вследс­твие этого кожа становится бледной и холодной на ощупь. Это первая стадия действия воды на кожу. В случаях воздействия на кожу особенно холодной воды появляется так называемая «гусиная кожа». Натренированный, привыкший к холодной воде человек ощущает при этом озноб, иногда появляется дрожь. В результате усиления деятельности сердца кожные сосуды вскоре расширяются, кожа становится красной и разогревается. Ощущение озноба сменяется прият­ным ощущением тепла и бодрости. Это — вторая стадия действия воды на кожу.

Но при дальнейшем охлаждении организма водой, особенно во время продолжительного пребывания в холодной воде, наступает третья стадия, ко­торая характеризуется опять сужением сосудов, кожа при этом бледнеет, губы синеют, вновь появляется озноб. При появлении вторичного озноба необходи­мо прекратить купание и посредством энергичного растирания тела полотенцем добиться покраснения и согревания кожи. В противном случае возможно серь­езное заболевание организма.

Следовательно, вода является средством оздоровления организма, ук­репления здоровья человека лишь при условии правильного ее использования. Чрезмерное купание, особенно в холодной воде, вредно для здоровья и опасно для жизни, ведет к несчастным случаям на воде.

Чтобы понять это, необходимо рассмотреть вопрос о причинах несчаст­ных случаев с людьми на реках, озерах и прибрежных участках морей.

2. Главной причиной несчастных случаев с людьми на воде является не­умение плавать. Ведь достаточно человеку, не умеющему плавать, неожиданно попасть на глубокое место, в сильную струю течения или под удар волны, как он моментально теряет самообладание, захлебывается и тонет. Так, в жаркий день две девушки, прогуливаясь вдоль канала имени Москвы, решили освежиться в прохладной воде у самого берега. Купаться они не собирались, так как не умели плавать. Невзирая на то, что место им было незнакомо, все же решили войти в воду. Такая оплошность дорого обошлась девушкам. Одна из них попала на глубокое место и утонула. Вторая попыталась спасти подругу и также чуть не утонула, но, к счастью подоспевшие люди спасли ее.

Второй случай. В том же году студент С. и студентка М. отправились купаться на правый берег реки Волги в район дамбы реки Воложки — район, опасный для купания. С большим течением, водоворотами и неровным дном. Не умея плавать, оба попали в водоворот и утонули.

Но бывают случаи, когда и умеющие плавать гибнут в воде. Один из сту­дентов Кубанского университета отплыл далеко от берега моря. Тут он услышал предупреждение: «Гражданин, вы пересекли границу запрета для плавания. Это угрожает вашей жизни. Вернитесь!» Но на самоуверенного пловца это не подействовало. Тогда от спасательной станции немедленно отошла шлюпка, чтобы задержать нарушителя правил купания. Больше километра отделяло ее от пловца, когда тот начал тонуть. Студент был поднят с грунта водолазом и достав­лен на медпункт, где ему была оказана помощь.

Довольно часты несчастные случаи при плавании с переполненным же­лудком. Деятельность легких и сердца в таком случае крайне стеснена, получа­ется перегрузка этих органов, которая приводит к обмороку или к рвоте, причем содержимое желудка может проникнуть в дыхательное горло и вызвать удушье.

Нередко причиной гибели на воде являются водовороты, затягивающие даже опытных пловцов; подводные течения, парализующие волю плывущего; водоросли, сковывающие движения ныряльщика. Особенно опасными для ны­ряния являются места на реках и озерах с резкими очертаниями дна, острыми выступами подводных скал, сваями, затонувшими якорями, бревнами и т.д.

Часто человек тонет оттого, что его движения внезапно сковывает судо­рога. Причинами же судороги являются переохлаждение пловца в воде; пере­утомление мышц, вызванное их длительной работой при однообразном стиле плавания; резкие колебания температуры воды.

Есть целый ряд болезней, при которых купание допускается с большими ограничениями или даже запрещается вовсе. Так, например, требуется большая осторожность при болезнях сердца. При этих заболеваниях чрезмерное купание может вызвать паралич сердца вследствие резкой перемены температуры. Не­льзя увлекаться купанием людям, склонным к припадкам и обморокам, а также при западании барабанных перепонок. Особенно опасно воздействие холодной воды на внутреннее ухо. Холодная вода, проникая в среднее ухо и раздражая по­лукружные каналы, может вызвать головокружение, тошноту, нарушить чувство равновесия и ориентировки.

Особенно следует выделить те многочисленные случаи, когда причина­ми гибели в воде являются излишняя самонадеянность, неосмотрительность, хвастовство. Граждане, обладающие этими пороками, купаясь, стараются де­монстрировать свое мастерство в плавании./Они уплывают далеко от берега, не рассчитав своих сил на обратный путь, пересекают вплавь и на шлюпках курс идущих пароходов, стремятся попасть на волну под самую корму судна и допус­кают ряд других грубых ошибок. Так, гражданин Н., купаясь на Москве-реке, заплыл за буйки ограждения и попал под винт теплохода, шедшего вверх по реке. Водолазы, прибывшие к месту несчастного случая, быстро подняли пострадав­шего с речного дна, но жизнь ему вернуть так и не удалось.

Другой случай. На реке Воронеж было много отдыхающих. Студент инженерно-строительного института Михайлов проводил свободное время на пляже. Юноша хотел переплыть реку, но не рассчитал своих сил и начал тонуть. И толь­ко благодаря самоотверженному поступку гражданина Горобцова была спасена жизнь человека.

Бывают и такие случаи, когда люди в нетрезвом виде считают, что им море по колено, и, действительно тонут даже по колено в воде!

Например, рабочий г. Ижевска Н.Лукин, напившись пьяным, стал ку­паться в запрещенной зоне и чуть не утонул.

На побережье морей часто пловцы становятся жертвами ухарства. Пренеб­регая предупреждениями, они продолжают оставаться в воде даже при 4-5-бал­льных штормах. Опасность такого купания понятна: разбушевавшаяся морская стихия выбрасывает пловца на берег. От огромной силы удара купающийся те­ряет сознание и погибает.

Но больше всего несчастных случаев на воде происходит с детьми, осо­бенно в первые дни купания, когда они после зимнего перерыва идут к воде. И в самом деле: место для купания еще незнакомо, организм впервые принимает первую зарядку, закалка и тренировка отсутствуют, а иногда не бывает надзо­ра старших. В воде ребята позволяют грубые шалости, хвастаются друг перед другом своим умением держаться на воде, соревнуются на дальность заплыва и находятся в воде длительное время. В результате нарушений правил поведения на воде ребята тонут. Особенно это касается детей, которые купаются без при­смотра старших. Так, в один из выходных дней на пляж в Анапе пришла отдох­нуть семья гражданина В. Родители не заметили, как их десятилетний сын Саша вошел в воду и поплыл на надувном спасательном круге. Мальчика отнесло на глубокое место. Крутой волной из его рук был выбит спасательный круг. Не умея плавать, мальчик стал тонуть. Только благодаря бдительности спасателей маль­чик был спасен.

Немало несчастных случаев приносит катание на гребных лодках. Вот о чем говорят примеры из опыта работы ГИМС. Молодые люди захотели пока­таться на лодке. Хорошее желание. Но они испортили себе отдых нарушением правил предосторожности при посадке в лодку.

В чем это выражалось? Вместо того чтобы посадку в лодку производить у причала, придерживаясь за него руками и осторожно ступая посередине насти­ла, чтобы затем сесть на сиденья равномерно, молодой человек ухарски прыгнул в лодку, став на ее борт. Произошел резкий крен, и лодка набрала воды. Моло­дые люди оказались в воде. Этого могло не быть, если бы не было нарушений правил посадки в лодку.

Другой пример. Катаясь на лодках, некоторые граждане не считают нуж­ным наблюдать за движением соседних и встречных лодок и судов. В результате этого происходят столкновения. Лодка от удара о встречную лодку может пе­ревернуться, катающиеся могут оказаться в воде, что для не умеющих плавать является большой опасностью.

Третий пример. Катающиеся на лодке иногда пересаживаются с места на место во время движения. Это опасно, так как при пересаживании можно поте­рять равновесие и упасть в воду.

Немало случаев бывает, когда катаются на лодке люди в нетрезвом виде. Так, например, граждане Ю. Шахов, В. Лукоянов и Б. Черепанов получили на водной станции спортивную лодку, напились пьяными и, пересекая на близком расстоянии курс пассажирских катеров, мешали их движению. Вскоре лодка пе­ревернулась. Подвыпивших с трудом удалось спасти.

А вот случай,- когда в двухместной лодке четыре человека — Георгий Ива­нов, Алла Павленко, Василий Севгук, Мария Журбина — отправились на про­гулку по Волге. Сначала все шло спокойно. Но вот рядом прошел теплоход и лодку захлестнуло волной. Люди оказались в воде. Кто знает, чем кончилась бы эта прогулка, если бы к месту происшествия не поспешили спасатели. Установ­лено, что лодка опрокинулась ввиду перегрузки.

Немало бывает несчастных случаев при катании на перегруженных лод­ках. Как правило, на водной станции лодку берут первоначально два человека. Затем они подходят к берегу и еще берут 2—3 человек, тем самым перегружая лодку. Одно неосторожное движение — и лодка опрокидывается; при этом часть катающихся спасается, а часть тонет.

Можно привести ряд других случаев, которые говорят о том, что чаще все­го люди тонут из-за нарушений ими правил поведения на воде.

3. Каковы же меры предосторожности от несчастных случаев и правила поведения на воде?

Прежде всего — купание полезно здоровым людям. Поэтому до купания надо посоветоваться с врачом, прислушаться к его советам. Место для купания нужно выбирать там, где чистая вода, ровное песчаное дно, небольшая глубина, нет сильного течения и водоворотов. Начинать купаться рекомендуется в солнеч­ную безветренную погоду при температуре воздуха 20—25°, воды — 17-19°. В воду вошел в воду и поплыл на надувном спасательном круге. Мальчика отнесло на глубокое место. Крутой волной из его рук был выбит спасательный круг. Не умея плавать, мальчик стал тонуть. Только благодаря бдительности спасателей маль­чик был спасен.

Немало несчастных случаев приносит катание на гребных лодках. Вот о чем говорят примеры из опыта работы ГИМС. Молодые люди захотели пока­таться на лодке. Хорошее желание. Но они испортили себе отдых нарушением правил предосторожности при посадке в лодку.

В чем это выражалось? Вместо того чтобы посадку в лодку производить у причала, придерживаясь за него руками и осторожно ступая посередине насти­ла, чтобы затем сесть на сиденья равномерно, молодой человек ухарски прыгнул в лодку, став на ее борт. Произошел резкий крен, и лодка набрала воды. Моло­дые люди оказались в воде. Этого могло не быть, если бы не было нарушений правил посадки в лодку.

Другой пример. Катаясь на лодках, некоторые граждане не считают нуж­ным наблюдать за движением соседних и встречных лодок и судов. В результате этого происходят столкновения. Лодка от удара о встречную лодку может пе­ревернуться, катающиеся могут оказаться в воде, что для не умеющих плавать является большой опасностью.

Третий пример. Катающиеся на лодке иногда пересаживаются с места на место во время движения. Это опасно, так как при пересаживании можно поте­рять равновесие и упасть в воду.

Немало случаев бывает, когда катаются на лодке люди в нетрезвом виде. Так, например, граждане Ю. Шахов, В. Лукоянов и Б. Черепанов получили на водной станции спортивную лодку, напились пьяными и, пересекая на близком расстоянии курс пассажирских катеров, мешали их движению. Вскоре лодка пе­ревернулась. Подвыпивших с трудом удалось спасти.

А вот случай,-когда в двухместной лодке четыре человека — Георгий Ива­нов, Алла Павленко, Василий Севгук, Мария Журбина — отправились на про­гулку по Волге. Сначала все шло спокойно. Но вот рядом прошел теплоход и лодку захлестнуло волной. Люди оказались в воде. Кто знает, чем кончилась бы эта прогулка, если бы к месту происшествия не поспешили спасатели. Установ­лено, что лодка опрокинулась ввиду перегрузки.

Немало бывает несчастных случаев при катании на перегруженных лод­ках. Как правило, на водной станции лодку берут первоначально два человека. Затем они подходят к берегу и еще берут 2—3 человек, тем самым перегружая лодку. Одно неосторожное движение — и лодка опрокидывается; при этом часть катающихся спасается, а часть тонет.

Можно привести ряд других случаев, которые говорят о том, что чаще все­го люди тонут из-за нарушений ими правил поведения на воде.

3. Каковы же меры предосторожности от несчастных случаев и правила поведения на воде?

Прежде всего — купание полезно здоровым людям. Поэтому до купания надо посоветоваться с врачом, прислушаться к его советам. Место для купания нужно выбирать там, где чистая вода, ровное песчаное дно, небольшая глубина, нет сильного течения и водоворотов. Начинать купаться рекомендуется в солнеч­ную безветренную погоду при температуре воздуха 20—25°, воды — 17-19°. В воду входить надо осторожно и быстро окунуться с головой.

В воде следует находиться 10—15 минут. Ни в коем случае не рекомендуется доводить себя до озноба — это вредно для здоровья. При переохлаждении тела пловца в воде могут появиться судороги, которые сводят руку, а чаще ногу или даже обе ноги.

При судорогах надо немедленно выйти из воды. Если же нет этой возможности, то необходимо действовать следующим образом:

Во-первых, надо изменить стиль плавания — плыть следует на спине.

Во-вторых, при ощущении стягивания пальцев руки, надо быстро, с силой жать кисть руки в кулак, сделать резкое отбрасывающее движение рукой в наружную сторону, разжать кулак.

В-третьих, при судороге икроножной мышцы необходимо при сгибании двумя руками обхватить стопу пострадавшей ноги и с силой потянуть стопу к себе.

В-четвертых, при судорогах мышц бедра необходимо охватить рукой ногу наружной стороны ниже голени у лодыжки (за подъем) и, согнув ее в колене, натянуть рукой с силой назад к спине.

Нередко в опасном положении оказывается уставший пловец вдалеке от берега. В этом случае надо знать, что лучшим отдыхом пловца на воде является положение «лежа на спине», при котором пловец, действуя легкими, надавливающими на воды движениями ладоней рук или работой ног, поддерживает себя на поверхности воды. Для повышения работоспособности и выносливости мышц во время плавания не следует держать их в постоянном напряжении, а необходимо научиться расслаблять их после сокращения.

При плавании часто случается «хлебнуть» воды. Чтобы избавиться от воды, попавшей в дыхательное горло и мешающей дышать, нужно немедленно становиться, энергичными движениями рук и ног удерживаться на поверхности воды и, подняв голову возможно выше, сильно откашляться.

Чтобы избежать захлебывания в воде, пловец должен соблюдать правильный ритм дыхания. Так, например, плавая в волнах, нужно внимательно следить за тем, чтобы делать вдох, когда находишься между гребнями волн. Плавая против волн, следует спокойно подниматься на волну и скатываться с нее. Если же идет волна с гребнем, то лучше всего подныривать под нее немного ниже гребня.

А как должен вести себя пловец, оказавшийся в быстром течении, в водовороте или запутавшийся в водорослях?

Попав в быстрое течение, не следует бороться против него, иначе легко южно выбиться из сил и утонуть. Лучше всего не нарушать дыхания, плыть по течению, постепенно приближаясь к берегу.

Оказавшись в водовороте, не следует подаваться страху, терять чувство самообладания. Необходимо набрать побольше воздуха в легкие, погрузиться в воду и, сделав сильный рывок в сторону по течению, всплыть на поверхность. Спутавшись в водорослях, надо сохранять полное спокойствие и не делать ни­зких резких движений и рывков, иначе еще больше можно запутаться. Нужно только лечь на спину, стремясь мягкими, спокойными движениями выплыть в у сторону, откуда приплыл. Если все-таки не удается освободиться от растений, то, освободив руки, нужно поднять ноги и постараться осторожно освободиться от растений при помощи рук.

Многие граждане, купаясь, подплывают к идущим пароходам и катерам, чтобы покачаться на волнах. Это опасно для жизни. Вблизи идущего парохода возникают водовороты, волны и течения, которые могут затянуть плывуще­го под винт. Еще более опасно прыгать головой в воду в неизвестных местах, - можно удариться головой о грунт, сломать себе шейные позвонки, потерять сознание и погибнуть.

Не менее опасно также прыгать головой в воду с плотов, пристаней и других плавучих сооружений. Под водой могут быть сваи, рельсы, камни и т.п. Нырять можно лишь в местах, специально для этого отведенных.

Ни в коем случае нельзя купаться у крутых, обрывистых и заросших рас­тительностью берегов. Здесь склон дна может оказаться очень засоренным кор­нями и растительностью. Иногда песчаное дно бывает зыбучим, что опасно для не умеющих плавать. Весьма опасно купаться у морского побережья в свежую погоду. В сильный прибой волны могут отнести уставшего пловца от берега, что грозит ему гибелью.

Очень важно предупреждать детей о той опасности, которая грозит на воде в случае нарушения ими правил купания. Надо применять все меры предосто­рожности и охраны жизни детей на воде, так как, кроме физических навыков, необходимо учитывать неокрепшие волевые качества детей, а также и то, что дети не отдают себе отчета в переутомлении и переохлаждении своего организма.

Важным условием безопасности на воде является строгое соблюдение правил катания на лодке.

Нельзя выходить на озеро, реку на неисправной и полностью не оборудо­ванной лодке. Перед посадкой в лодку надо осмотреть ее и убедиться в наличии весел, руля, уключин, спасательного круга и черпака для отлива воды.

Посадку в лодку производить осторожно, ступая посередине настила. Садиться на банки (скамейки) нужно равномерно.

Ни в коем случае нельзя садиться на борт лодки, пересаживаться с од­ного места на другое, а также переходить с одной лодки на другую, раскачивать лодку, купаться и нырять с нее.

Гребная лодка во .всех случаях должна уступать дорогу паровым, мо­торным и парусным судам. Обгонять друг друга можно только по правилам, установленным в данном районе катания. Запрещается: катание детей до 16 лет без сопровождения взрослых, перегружать лодку сверх установленной нормы, пересекать курс теплоходов и катеров, близко подходить к ним и двигаться по судовому ходу, пользоваться лодкой лицам в нетрезвом виде.

Особенно опасно подставлять борт своей лодки параллельно идущей волне, надо «резать» волну носом лодки поперек или наискось. Необходимо помнить, что соблюдение мер предосторожности - главное условие безопаснос­ти на воде.

Если лодка опрокинется, в первую очередь надо оказывать помощь не умеющим плавать. Держась за ее борт, нужно общими усилиями толкать ее к берегу и одновременно звать на помощь. Помните, что перевернутая лодка де­ржится на воде и может служить хорошим спасательным средством.

Для предотвращения несчастного случая на воде очень важно научиться хорошо грести и управлять лодкой.

Таковы основные правила катания на лодке.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Правила охраны жизни людей на водных объектах Астраханской области и Правила пользования водными объектами для плавания на маломерных плавательных средствах на территории Астраханской области

    Правила пользования
    1. Утвердить прилагаемые Правила охраны жизни людей на водных объектах Астраханской области и Правила пользования водными объектами для плавания на маломерных плавательных средствах на территории Астраханской области.
  2. Правила оборудования и эксплуатации пляжей, охраны жизни людей на водных объектах города Евпатории Общие положения

    Решение
    1.1. Правила оборудования и эксплуатации пляжей, охраны жизни людей на водных объектах города Евпатории (далее – Правила) разработаны с целью предупреждения несчастных случаев на водных объектах города Евпатория и являются обязательными
  3. Правительства Российской Федерации, приказов мчс россии, других министерств и ведомств, нормативных правовых документов Ярославской области, касающихся вопросов защиты населения на водных объектах. Всоответствии с Федеральным закон

    Закон
    (могут использоваться инспекторским составом Государственной инспекции по маломерным судам в качестве справочного материала в практической деятельности)
  4. Правила плавания и связи 210 Общие сведения 210 Правила предупреждения столкновения судов на море 211 Средства связи на яхтах 226

    Документ
    Невозможно точно установить, когда и кем изобретен парус. Но совершенно очевидно, что парус — это целая эпоха в истории человечества, изобретение столь же гениальное, как и изобретение колеса.
  5. Указа Президента Российской Федерации от 28 августа 2003 г. №991 "О совершенствовании единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" Собрание закон

    Закон
    Об утверждении Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

Другие похожие документы..