Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Лекция'
Вкусовые товары — группа пищевых продуктов, основными компонен­тами которых являются вкусовые вещества, оказывающие специфическое воздействие на пище...полностью>>
'Документ'
В 2008 г. на ба­зе Крас­но­яр­ско­го го­су­дар­ствен­но­го пе­да­го­ги­чес­ко­го уни­вер­си­те­та им. В.П. Ас­тафь­ева бы­ла про­ве­де­на пер­вая сов­...полностью>>
'Автореферат диссертации'
Защита состоится « » апреля 2011 г. в час. мин. на заседании диссертационного совета Д 212.268.03 при Томском государственном университете систем упр...полностью>>
'Лекция'
Распределение (товародвижение) – система, которая обеспечивает физическое перемещение товара и (или) передачу прав собственности на товар от производи...полностью>>

Доклад о государственном надзоре и контроле за использованием природных ресурсов и состоянием окружающей среды

Главная > Доклад
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ДОКЛАД

О ГОСУДАРСТВЕННОМ НАДЗОРЕ И КОНТРОЛЕ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И СОСТОЯНИЕМ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ В 2008 ГОДУ

2009 год

Доклад о государственном надзоре и контроле за использованием природных ресурсов и состоянием окружающей среды Воронежской области в 2008 году

Н.В. Стороженко, В.И.Ступин и др. --- Воронеж. 2009г. __стр.

С 1992 года государственные природоохранные органы готовят и издают доклады о состоянии, использовании и охране природных ресурсов в Воронежской области. В Докладе за 2008 год продолжено рассмотрение проблем природопользования и охраны окружающей среды, сделан с позиции государственного надзора анализ положения с использованием ряда природных ресурсов в регионе. В частности, освещены проблемы загрязнения воды, состояния эксплуатации и строительства очистных сооружений для сточных вод населённых пунктов и предприятий, вопросы использования недр и земельных ресурсов, работы с отходами производства и потребления, сохранения особо охраняемых природных территорий и другие.

Доклад-2008 подготовлен Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Воронежской области и Управлением по экологии и природопользованию Воронежской области с привлечением других территориальных органов федеральных органов исполнительной власти по Воронежской области, представителей научных и образовательных учреждений.

В нём представлена аналитическая информация, характеризующая состояние использования поверхностных и подземных вод; недр и минеральных ресурсов; атмосферного воздуха; растительного и животного мира. Данные представлены в динамике, а также за отдельные годы и периоды.

Доклад рассчитан на органы власти и природоохранные организации, руководителей и специалистов предприятий, на широкий круг экологов, преподавателей и учащихся, население области.

Таблиц - 24, рисунков - 22, приложений - 10.

Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Воронежской области

Управление по экологии и природопользованию Воронежской области

2009

СОДЕРЖАНИЕ ДОКЛАДА

«О ГОСУДАРСТВЕННОМ НАДЗОРЕ И КОНТРОЛЕ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И СОСТОЯНИЕМ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

В 2008 ГОДУ»

ПРЕДИСЛОВИЕ ….…………………………………………………………………………. 5

Часть I. КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ЗА СОСТОЯНИЕМ, ВОСПРОИЗВОДСТВОМ,

ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ И ОХРАНОЙ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ ...………………… 9

1. СОСТОЯНИЕ, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И ОХРАНА ВОДНЫХ РЕСУРСОВ……………….10

1.1. РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ЧИСТАЯ ВОДА» - ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПАРТИИ «ЕДИНАЯ РОССИЯ» 10

1.2. СОСТОЯНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ ...…………………………

- ВОДОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ БАЛАНС ……………………………………………………………….

- ОЧИСТКА СТОЧНЫХ ВОД, ОЧИСТНЫЕ СООРУЖЕНИЯ ……………………………………..

- МАЛЫМ РЕКАМ - БОЛЬШУЮ ЖИЗНЬ …………………………………………………………….

- ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ СБРАСЫВАЕМЫХ СТОЧНЫХ ВОД В ВОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ ……………………………………………………………………………...

- ВЛИЯНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА НА СОСТОЯНИЕ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ ………………………………………………………………

- Опасные гидрологические явления как аспект экологических проблем региона ……………………………………………………………………………………………………

1.3. КОНТРОЛЬ ЗА СОСТОЯНИЕМ И ОХРАНА ВОДНЫХ РЕСУРСОВ ….……………….

2. СОСТОЯНИЕ И НАДЗОР ЗА БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИЕЙ

ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ …………………………………………………. 53

3. СОСТОЯНИЕ, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И ОХРАНА НЕДР …………………………………

3.1.СОСТОЯНИЕ ГЕОЛОГИЧЕСКОЙ СРЕДЫ ……………………………………………….

3.2.КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ И ОХРАНА НЕДР ……………………………….

4. СОСТОЯНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ……………………. 65

4.1.ЗЕМЕЛЬНЫЙ ФОНД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ ………………………………………

4.2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ В СФЕРЕ КОМПЕТЕНЦИИ РОСПРИРОДНАДЗОРА ………………………………………………………………………….

- НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ СЖИГАНИЯ ПОЖНИВНЫХ ОСТАТКОВ ..…………… 73

5. СОСТОЯНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕСНЫХ РЕСУРСОВ …………………………...

5.1. РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ, ПЕРСПЕКТИВЫ ОХРАНЫ ….

5.2. ЛЕСОРАСТИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА, ЛЕСНЫЕ РЕСУРСЫ,

ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЕ …………………………………………………………………………..

5.3. КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ И ОХРАНОЙ ЛЕСНОГО ФОНДА И

ЛЕСОВ, НЕ ВХОДЯЩИХ В ЛЕСНОЙ ФОНД ………………………………………………..

5.4. АНАЛИЗ СИТУАЦИИ С ЛЕСНЫМИ ПОЖАРАМИ НА ТЕРРИТОРИИ ОБЛАСТИ В 2008 ГОДУ …………………………………………………………………………………………

6. СОСТОЯНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЖИВОТНОГО МИРА ……………………………

6.1. ИХТИОФАУНА И РЫБНОЕ ХОЗЯЙСТВО ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ ОБЛАСТИ

В ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ …..…………………………………………………………….

7. ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ: СОСТОЯНИЕ,

ОРГАНИЗАЦИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И ОХРАНА ………………………………… 95

7.1. ХОПЕРСКИЙ ЗАПОВЕДНИК - ЭТАЛОН ПРИРОДЫ ВОСТОЧНОЙ

ЧАСТИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ …………………………………………………………..

7.2. ДЕНДРОИНДИКАЦИОННЫЙ МОНИТОРИНГ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АНАТОМИЧЕСКОГО СТРОЕНИЯ СОСНЫ ОБЫКНОВЕННОЙ И ДУБА ЧЕРЕШ-

ЧАТОГО В УСЛОВИЯХ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ …………

8. СОСТОЯНИЕ И ОХРАНА АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА ………………………………

8.1. СОСТОЯНИЕ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО СНИЖЕНИЮ НЕГАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ……………………………………………………….. ……

8.2. КОНТРОЛЬ И НАДЗОР В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА ………

9. ОТХОДЫ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ …………………………………… 109

9.1. КОНТРОЛЬ И НАДЗОР В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ …………… 110

9.2. УТИЛИЗАЦИЯ МЕДИЦИНСКИХ ОТХОДОВ В ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ ……..

9.3. МОНИТОРИНГ ВЛИЯНИЯ ЖИДКИХ ОТХОДОВ НА СОСТОЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ …………………………………………………………..

10. РАДИАЦИОННАЯ ОБСТАНОВКА НА ТЕРРИТОРИИ ОБЛАСТИ В 2008 ГОДУ …123

11. СУЩЕСТВУЮЩИЕ ПРИРОДНЫЕ РИСКИ И УПРАВЛЕНИЕ ИМИ НА ТЕРРИТОРИИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ …………..……………………………………

Часть II. ВЛИЯНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОТРАСЛЕЙ НА ОКРУЖАЮЩУЮ

ПРИРОДНУЮ СРЕДУ ……….…………………………………………………………… 131

1. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ АВТОТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ ……………...………………………………132

2. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА НА САХАРНЫХ ЗАВОДАХ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ …………………………………………………………………………………… 140

3. ВЛИЯНИЕ НОВОВОРОНЕЖСКОЙ АЭС НА ПРИРОДНУЮ СРЕДУ …………..……..

Часть III. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ОХРАНЫ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ …………… 162

1. ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРИРОДООХРАННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В 2008 ГОДУ …………………… 163

2. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ РОСПРИРОД-НАДЗОРА ПО ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ, ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ

ПРАКТИКА ………………………………………………………………………….……….

3. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ (ПРОБЛЕМЫ, ПРОТИВОРЕЧИЯ) ……………………………………………………………………………

4. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА ОБЪЕКТОВ РЕГИО-НАЛЬНОГО УРОВНЯ ……………………………………………………………………….

5. ФИНАНСИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ «ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2006-2010 ГОДЫ» ……………………………………………………………………………………..… 180

6. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ, ПРОСВЕЩЕНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ, ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ ………………..

ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………………………………………

СОКРАЩЕНИЯ …………………………………………………………………………………………

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ И ОРГАНИЗАЦИЯХ, УЧАСТВОВАВШИХ В ПОДГОТОВКЕ ДОКЛАДА ……………………………………………………………………………………………….

ПРЕДИСЛОВИЕ

Доклад «О государственном надзоре и контроле за использованием природных ресурсов и состоянием окружающей среды Воронежской области в 2008 году» является шестнадцатым ежегодным изданием, характеризую-щим экологическую обстановку в Воронежском регионе, воздействие на неё хозяйственной деятельности, состояние возобновляемых природных ресурсов, предпринимаемые меры для уменьшения негативного воздействия на окружающую среду.

Доклад подготовлен в соответствии с Законом «Об охране окружающей среды», постановлениями Правительства РФ о разработке подобных докладов и обеспечении достоверной информацией населения, требованиями Министерства природных ресурсов и экологии и является изданием, подготовленным в целях обеспечения органов государственного управления, научных, учебных, общественных организаций и жителей области объективной системной информацией о состоянии и тенденциях изменения окружающей природной среды под воздействием хозяйственной деятельности, о мерах, осуществляемых для её сохранения.

Особенностью представляемого доклада является то, что его подготовка происходила в период перестройки системы административного управления, которая сопровождалась перераспределением полномочий между федеральными министерствами и ведомствами (в том числе и природоохранной направленности). В соответствии с Указом Президента РФ от 12 мая 2008г. №724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» изменена система управления в области охраны окружающей среды и природопользования.

Так, Министерство природных ресурсов РФ (МПР РФ) преобразовано в Министерство природных ресурсов и экологии (Минприроды России), оно осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правового регулированию в сфере охраны окружающей среды. В его ведение переданы Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет), Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), которые до этого подчинялись непосредственно Правительству РФ. Из ведения МПР РФ в ведение Министерства сельского хозяйства РФ передано Федеральное агентство лесного хозяйства (контроль за последним от Росприроднадзора передан Россельхознадзору).

Постановлением Правительства от 29 мая 2008г. №404 «О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации» внесены изменения, касающиеся Федерального агентства водных ресурсов, Федерального агентства по недропользованию, Росгидромета, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) и Ростехнадзора, их территориальных органов.

В целях реализации положений указанного постановления Росприрод-надзор и его территориальные органы с 10 июня 2008г. прекратили осущест-вление полномочий по:

государственному управлению в области организации и функциониро-вания особо охраняемых природных территорий федерального значения;

государственному лесному контролю и надзору на землях лесного фонда в отношении лесничеств и лесопарков, указанных в части 2 статьи 83 Лесного кодекса РФ;

контролю за исполнением органами государственной власти субъектов РФ переданных им полномочий по осуществлению государственного лесного контроля и надзора;

контролю за безопасностью гидротехнических сооружений (соблюде-нием норм и правил безопасности);

государственному пожарному надзору в лесах;

осуществлению государственной экологической экспертизы.

С этого же времени начато осуществление полномочий по контролю и надзору за соблюдением требований законодательства РФ в области охраны окружающей среды, в том числе в области охраны атмосферного воздуха и обращения с отходами (за исключением радиоактивных).

В связи с этим и в Управлении Росприроднадзора по Воронежской области произошли изменения. В первом полугодии функции по государственному надзору и контролю в пределах предоставленных полномочий осуществляли два отдела - лесного, водного, земельного и экологического надзора и отдел надзора за недропользованием, безопасностью ГТС и экологической экспертизы. После 10 июня 2008г. проведена реорганизация и на 01 января 2009г. в Управлении работает три отдела - геологического контроля и охраны недр; надзора за водными, земельными ресурсами, контроля за ООПТ и разрешительной деятельности; экологического контроля.

Все эти преобразования преследуют одну цель - более качественное решение многочисленных природоохранных проблем, обеспечение комплексного государственного контроля в области природопользования и охраны окружающей среды, совершенствование контрольно-надзорной деятельности (в том числе Росприроднадзора и его органов на местах).

Ещё на заседании Совета безопасности России 30 января 2008г., посвящённом экологической проблематике, признавалась необходимость серьёзного изменения эффективности государственного управления, контроля и надзора в природоохранной сфере.

В ходе «правительственного часа» в Государственной Думе РФ 3 декабря 2008 года министр природных ресурсов и экологии Ю.П. Трутнев назвал основные приоритеты в экологической сфере на ближайшие годы. Основная задача - системно изменить принципы нормирования вредного воздействия на окружающую среду с одновременным снижением административных барьеров через упрощённую систему получения разрешений и создания независимых институтов аудита и страхования. «Практически все российские предприятия не в состоянии достичь установленных нормативов качества стоков. Поэтому они вынуждены обращаться в госорганы за получением лимитов - фактически за официальным разрешением государства без ограничений загрязнять водоёмы», - сказал министр. Основные направления реформирования будут связаны с переходом от субъективных норм и полупрозрачных лимитов к объективному расчёту возможностей предприятия на основе наилучших доступных технологий.

Вторым шагом в ходе внедрения новой системы нормирования станет поэтапное повышение размера платежей за ущерб окружающей среде до уровня, который обеспечит окупаемость вложений предприятий в модернизацию своих производств, строительство новых очистных сооруже-ний, в экономию электроэнергии, воды и других природных ресурсов (например, размер ставок платы за сброс загрязнённых стоков в водные объекты планировалось увеличить в 2009 году в 2 раза, с 2014г. - в 10 раз).

По имеющейся информации уже готовятся изменения в законода-тельство по обязательному инструментальному контролю стоков в водные объекты и выбросов в атмосферу, без чего невозможна эффективная работа системы нормирования.

Кроме этого, в ряде механизмов и поправок в законы, призванных «научить» предпринимателей и граждан более бережно относиться к природе и улучшать экологическую ситуацию, планируется увеличение штрафов (к примеру, за загрязнение водных объектов - в 5 раз).

Обновление указанных инструментов экологической политики давно назрело. Мизерность нынешних размеров платежей и штрафов не позволяют им выполнять функции стимулирования создания чистых производств, внедрения современных технологий очистки сточных вод и выбросов в атмосферу.

Разрабатываются и методы экономического стимулирования для тех предприятий, которые будут внедрять современные природоохранные и энергосберегающие технологии. Здесь возможно частно-государственное партнёрство, субсидирование кредитных ставок при внедрении новшеств. На нашем уровне стимулирование выглядит как более взвешенный подход при применении мер административного воздействия к тем предприятиям нарушителям законодательства, которые ведут активную природоохранную работу, затрачивают на неё значительные финансовые средства и планомерно идут к снижению негативного воздействия на природную среду.

Окончание 2008 года отмечено мировым финансовым и экономичес-ким кризисом, который коснулся и Российской Федерации, всех её регионов. В этих условиях, скорее всего, введение новых ставок платы за загрязнение природы и увеличение штрафных санкций будет отложено на некоторое время. Но время это будет непродолжительно и без сомнения указанные выше цели и задачи сохраняют свою актуальность, и будут решены. Альтернативы нет.

В Управлении Росприроднадзора по Воронежской области прекрасно понимают - экологические мероприятия - это в большинстве своём затратные мероприятия, что особенно значимо в период экономического кризиса. Вместе с тем, вопросы экологии, которые сейчас кажутся только затратными, в долгосрочной перспективе важны не только для сохранения природы, но и станут серьёзными факторами конкурентной борьбы. Продукция или услуги, не соответствующие экологическим требованиям, просто не будут допускаться на рынок. Поэтому у предприятий, планирующих долгосрочное развитие, должна быть соответствующая внутренняя мотивация. Мы со своей стороны и своими методами будем добиваться, чтобы эта мотивация у них постоянно присутствовала.

Руководитель Управления

Росприроднадзора по

Воронежской области В.И. Ступин

ЧАСТЬ I

КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ЗА СОСТОЯНИЕМ, ВОСПРОИЗВОДСТВОМ, ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ И ОХРАНОЙ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ

1. СОСТОЯНИЕ, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И ОХРАНА ВОДНЫХ РЕСУРСОВ

1.1. РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ЧИСТАЯ ВОДА» - ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПАРТИИ «ЕДИНАЯ РОССИЯ»

Решение задач по повышению качества и продолжительности жизни россиян невозможно без решения острейшей проблемы обеспечения населения качественной питьевой водой.

Проблема «чистой воды» является одной из главных составляющих безопасности страны, носит многоцелевой, и междисциплинарный характер. Она находится на стыке интересов многих субъектов Федерации, сфер экономики и отраслей промышленности.

На VII съезде Всероссийской политической партии «Единая Россия» для решения задач по сбережению российского народа и социально-экономического развития страны принят и реализуется партийный проект «ЧИСТАЯ ВОДА».

Ежегодно жители России потребляют более 15 млрд. м3 воды для питьевых и коммунальных нужд, и от качества этой воды зависит сохранение здоровья населения на уровне, соответствующем критериям цивилизован-ного общества, обеспечение комфортных условий проживания, продолжи-тельность жизни.

Для Воронежской области проблема обеспечения населения питьевой водой требуемого качества в достаточном количестве и экологическая безопасность водопользования является наиболее актуальной. Это не только технические проблемы устаревшего оборудования и общей технической отсталости, но, прежде всего, правовые, организационные и экономические проблемы. В начале 1998 года была утверждена Концепция федеральной целевой программы «Обеспечение населения России питьевой водой», однако дефолт 1998 года и последовавшая за ним реорганизация системы управления и изменившийся масштаб цен не позволил приступить к разработке программы и ее реализации.

Отсутствие системы государственного управления отраслью, неготовность большинства органов местного самоуправления выполнять функции по контролю и организации качественного и бесперебойного обеспечения населения питьевой водой, требуемой очистки сточных вод, привели к тому, что системы водоснабжения и водоотведения значительного числа городов и поселений России деградировали и оказались вне рыночной экономики. Отставание России от развитых стран по средней продолжительности жизни и повышенная смертность (особенно детская) в определенной мере связаны с потреблением некачественной воды.

В России создана обширная законодательная база в области водопользования, но в настоящее время наблюдается разрыв между разработанными законодательными актами и реализацией их на практике.

Несовершенство процедур тарифного регулирования и договорных отношений в отрасли формирует высокие инвестиционные риски и препятствует привлечению средств внебюджетных источников в этот сектор экономики.

В конечном итоге сложившееся состояние отрасли привело к тому, что для значительного числа населения России не гарантируется качество питьевой воды и требуемое ее количество.

В связи с этим, как отметил президент России В.В. Путин на заседании Государственного Совета в г. Ростов-на-Дону 03.09.2003г., «необходимо на федеральном уровне выработать современные подходы к развитию всего водохозяйственного комплекса страны, проработав как экономические и организационные, так и правовые вопросы. Определить четкую государственную политику в этой сфере. Обеспечить развитие водосберегающих и экологически чистых технологий, поддерживания предприятия соответствующими экономическими стимулами. При этом необходимо исходить из того, что вода – это наше национальное достояние и принцип ее общедоступности для всех граждан России, в том числе бедных, является абсолютно приоритетным и базовым»

Состояние системы водоснабжения и водоотведения в Воронежской области, особенно в малых городах и сельских поселениях, где проживает более 50% населения, характеризуется:

  • Недостаточным развитием централизованных систем водоснабжения и канализации, как основных для решения проблемы обеспечения населения водой. По данным Федеральной службы государст-венной статистики, только 73% населения охвачено услугами централи-зованного водоснабжения, число сельских населенных пунктов, имеющих водопроводы, составляет 30% от общего их числа. Из эксплуатируемых канализационных очистных сооружений 40% перегружены, 35% эксплуатируются 25-30 и более лет и требуют срочной реконструкции.

  • Высоким уровнем износа объектов и сооружений водоснабжения и водоотведения населённых пунктов, и их технологической отсталостью.

  • Неэффективным использованием природных ресурсов, потерями воды, тепловой и электрической энергии в процессе производства и транспортировки ресурсов до потребителей. По статистическим данным, одна треть водопроводных сетей нуждается в замене. В 2007 году заменено только 1,6% от общей протяженности сетей.

  • Низкой неэффективностью системы управления в этом секторе экономики, преобладанием административных методов хозяйствования над рыночными. Например, за последние 10-15 лет значительно увеличилась разница между реальной и учетной (первоначальной) стоимостью основных средств инфраструктуры водопроводно-канализационного хозяйства, что не позволяет в большинстве предприятий ВКХ использовать для замены сетей такой источник инвестиций, как амортизация.

Отсутствует механизм компенсаций организациям водопроводно-канализационного хозяйства дополнительных затрат на водоподготовку, возникающих в результате воздействия антропогенных факторов. Загрязнители, в соответствии с действующим законодательством, вносят плату за негативное воздействие на водные объекты в бюджеты разных уровней. Но порядок целевого использования этих средств не установлен. Так, на мероприятия по развитию, ремонту, реконструкции систем водоснабжения из 134,6 млн. руб. в 2008 году выделено всего лишь 0,5 млн. руб. или 0,4%.

Защита водных объектов от загрязнения, их восстановление и строительство новых является предметом отдельной государственной программы (ГП). В ГП эта проблема рассмотрена только как модернизация действующих водозаборов в составе очистных сооружений природной воды.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. «о государственном надзоре и контроле за использованием природных ресурсов и состоянием окружающей среды воронежской области в 2010 году»

    Доклад
    Ежегодно ГУ «Воронежский ЦГМС» на территории Воронежской области осуществляется изучение химического состава поверхностных вод в системе ОГСМ. В 2010г.
  2. Государственное унитарное предприятие воронежской области «Нормативно-проектный центр» том II материалы по обоснованию проекта схемы территориального планирования каменского муниципального района (пояснительная записка)

    Пояснительная записка
    Особенности экономико-географического положения в системе расселения Воронежской области; административно-территориальное устройство Каменского муниципального района
  3. Государственная программа Республики Коми «Воспроизводство, использование природных ресурсов и охрана окружающей среды» Министр природных ресурсов и охраны окружающей среды

    Программа
    Долгосрочная республиканская целевая программа «Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений, расположенных в Республике Коми (2012-2012 годы)»;
  4. Схема территориального планирования новоусманского муниципального района том II материалы по обоснованию проекта схемы территориального планированиия новоусманского муниципального района

    Документ
    Особенности экономико-географического положения в системе расселения Воронежской области; административно-территориальное устройство Новоусманского муниципального района
  5. Обеспечение гидроэкологической безопасности водохозяйственных объектов воронежской области

    Диссертация
    Защита диссертации состоится 5 декабря 2006 г. в 13.00 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.036.02 при Воронежском государственном педагогическом университете по адресу: 394043, г.

Другие похожие документы..