Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Для автоматизированного расчета и проектирования электрических машин необходим комплекс технических, информационных и математических средств, предназ...полностью>>
'Документ'
Розвиток гнучкості та сили в умовах занять аеробікою та фітнесом: Методичні вказівки до проведення занять з танцювальної аеробіки зі студентками І – ...полностью>>
'Документ'
Навчальний процес в сучасних умовах реформування системи вищої освіти вимагає постійного вдосконалення. Це обумовлено, перш за все, зміною пріоритеті...полностью>>
'Решение'
Заслушав и обсудив доклад и. о. начальника отдела имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования «Гвардейское городское...полностью>>

Доклад о государственном надзоре и контроле за использованием природных ресурсов и состоянием окружающей среды

Главная > Доклад
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Оценка состояния сбрасываемых сточных вод в водные объекты Воронежской области.

Системы водоотведения в Воронежской области состоят из канализационных сетей, собирающих и транспортирующих сточные воды до станций очистки сточных вод, собственно 55 станций искусственной биологической очистки сточных вод, из них 27 водовыпусков в водные объекты. Преимущественно в сельской местности сточные воды собираются и сбрасываются в выгребные ямы.

В городах и райцентрах области централизованными системами водоотведения охвачены более 70% населения. Общая производительность станций биологической очистки сточных вод – около 900 тыс. м3, в т.ч. со сбросом в водные объекты 883 тыс. м3 в сутки. Основной технической целью в области водоотведения является достижение нормативных показателей качества очистки сточных вод. Действующие нормативные акты требуют очищать сточные воды до нормативов, предъявляемых к водным объектам рыбохозяйственного назначения, что не достигается для большинства городов и поселков.

Главное внимание Управлением Росприроднадзора по Воронежской области в соответствии с рекомендациями МПР уделялось проведению обследования водоохранных сооружений, влияющих на состояние поверхностных и подземных вод. По результатам проверок 24 станций искусственной биологической очистки, сбрасывающих сточные воды в водные объекты, установлено, что в проектном режиме работают только 3 из них. Изучение материалов обследования, данных химанализов, результатов рассмотрения госстатотчетности по форме 2–ТП (водхоз) свидетельствуют, что большинство природопользователей ежегодно значительно занижают качественные и количественные показатели негативного воздействия на водную среду. Так, например, после газификации ряда райцентров водопотребление увеличилось, а объемы сбросов сточных вод продолжают сокращаться.

По данным госстатотчетности 2-ТП (водхоз) в 1999г. в водные объекты области было сброшено около 508 млн. м3 сточных вод, а в 2008г - около 360 млн. м3. При этом за указанный период выполнение значительных мероприя-тий по вводу в эксплуатацию систем оборотного водоснабжения, замкнутых циклов (за исключением в ОАО «Ольховатский сахкомбинат», который прекратил ежегодный сброс в р. Черная Калитва в объеме 600 тыс. м3) не осуществлялось.

При проверке эффективности работы ряда сооружений искусственной биологической очистки установлены факты отсутствия активного ила в аэротенках, т.е. практически осуществляется обычное насыщение воздухом сточной жидкости. Указанные нарушения выявлены на очистных сооружениях МП «Коммунальщик» г. Новохоперск, в п. Бор Рамонского района и др.

На большинстве предприятий, использующих естественную биологическую очистку, считают, что после очистки на полях фильтрации и биопрудах сточные воды не должны отводиться, как это предусмотрено в нормативных документах. В результате эти сооружения фактически являются накопителями жидких отходов, что приводит к загрязнению поверхности водосбора водных объектов и подземных вод. Крайне неудовлетворительно эксплуатируются поля фильтрации в г.г. Бобров, Бутурлиновка, р.п. Рамонь, на всех сахарных заводах и других предприятиях пищевой промышленности.

Основными причинами ненормативной очистки являются неудовлетворительная эксплуатация биостанций и неравномерная подача сточных вод, несоответствие качества подаваемых стоков технологии очистки. Отсутствие на большинстве сооружений блоков или станций доочистки также не позволяет улучшить степень очистки сточных вод.

Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Воронежской области рассмотрены материалы обследования природопользователей, результаты химанализов природных и сточных вод, изучены представленные формы госстатотчетности 2–ТП (водхоз).

Установлено, что за период 1999-2008г.г. на ряде предприятий, осуществляющих сброс сточных вод в водные объекты, по данным отчетов резко сократилось водоотведение. При этом объемы отводимых сточных вод значительно меньше забираемых из водных источников. Например, в г.Воронеже, ежесуточно забирается 660 тыс. м3, а сбрасывается только 493 тыс. м3. Получающаяся разница в 167 тыс. м3 свидетельствует о преднамерен-ном искажении данных природопользователями.

Объяснения руководителей о снижении сброса стоков неубедительны и не соответствуют действительности. Большинство из них ссылаются на сокращение производства, потери при транспортировке и др. В то же время они не учитывают, как сказано выше, такие факторы, как газификация районов (выросла в 2 раза за последние 5 лет), приводящая к значительному увеличению использования воды. Кроме того, при отчете большинство объектов не учитывают, что примерно 10 % объема поверхностного стока поступает в сети канализации.

В районах области ежегодно вводятся сотни километров водопроводов, увеличивается количество артезианских скважин, мощность водозаборов. Так, Управлением Росприроднадзора по Воронежской области только в 2005-2006г.г. выдано более 50 заключений экологической экспертизы на строительство и реконструкцию водозаборов и водопровод-ных сетей. Аналогичное положение и на предприятиях, сбрасывающих сточные воды на поля фильтрации, в накопители, на рельеф местности.

Недостоверность представляемых отчетных данных можно констатировать и по такому показателю, как ежегодное увеличение валового регионального продукта, составившего по сравнению с 1999г. примерно 50%.

В тоже время, согласно отчетов, сброс загрязненных сточных вод с 1999г. сократился на 36% - с 224,8 млн. м3 до 143,6 млн. м3, что как уже отмечалось ранее противоречит действительному положению.

Масса загрязняющих веществ согласно отчетности также значительно «уменьшилась» после того, как вступило в действие постановление Правительства РФ № 632 от 28.08.92г. о плате за загрязнение окружающей среды. В 1999г. в водные объекты поступило 145,3 тыс. т загрязняющих веществ (ЗВ), а в 2008г. уже на 52 тыс. т меньше.

Представленные данные в статотчетности о снижении сброса ЗВ Аннинского МУП «Водоканал», ООЖКХПП «Стрелецкое ресурсообеспече-ние» в п. Стрелица и др. недостоверны, т.к. на перечисленных предприятиях не выполняются водоохранные мероприятия, способствующие сокращению сброса недостаточно-очищенных сточных вод. Установлено также, что на 5 биостанциях из числа проверенных не работают элементы биологической очистки. В р.п. Верхняя Хава, п. Бор, г.Новохоперск, р.п. Каширский, п.Латная сооружения работают только в режиме механической очистки. Искажению данных госстатотчетности способствует практически в несколько раз сокращение аналитического контроля за качеством сточных вод и взимание платы с предприятий за выполнение анализов. По отдельным ингредиентам также просматривается явное занижение фактических результатов. Так, сброс нефтепродуктов в 2008г. составил 10 т, что меньше чем в 1999г. в 5 раз, и в 1995г. в 13 раз. Причем за период с 1995г. количество автотранспорта возросло в 1,7 раза и соответственно потребление топлива, образование отработанных масел значительно увеличилось. Сброс сульфатов и хлоридов, которые поступают в основном от котельных после регенерации фильтров растворами токсической соли в 2008г. по сравнению с 1997г. сократился до 27,7 тыс. т с 56 тыс. т, или в 2 раза. В то же время количество котельных увеличилось почти на 20 %, только в 2008г. введено в эксплуатацию 148 котельных. При росте хозбытовых сточных вод масса органических и взвешенных веществ, присутствующих в значительной концентрации, с 1995г. снизилась в 2,5 раза, причем качество биологической очистки не улучшилось, а износ сооружений вырос на 30-50 %.

Ежегодное снижение массы загрязняющих веществ в сбрасываемых сточных водах приводит к тому, что государство недополучает значительные средства за фактическое загрязнение поверхностных и подземных вод. Плата за негативное воздействие на окружающую среду с учетом даже штрафных санкций составляет сотые доли процента в затратах и десятые доли процента от прибыли предприятий. Это результат того, что длительное время не совершенствовалась система экологических платежей, т.е. не повышались размеры ставок, применяемые коэффициенты индексации не в полной мере учитывали темпы роста инфляции, был утрачен целевой характер использования средств, поступающих в бюджеты различного уровня.

В результате промышленным предприятиям оказалось гораздо выгоднее загрязнять окружающую среду, а не вкладывать средства в природоохранные мероприятия. Внесение незначительных сумм в виде платы за сброс не стимулирует природопользователей на строительство очистных сооружений, систем доочистки сточных вод и оборотного водоснабжения. По расчетам специалистов Управления Росприроднадзора фактическая плата за негативное влияние на водную среду по отдельным показателям занижена в 2 - 5 раз. Изучение данных химических анализов, выполненных за средства предприятий, свидетельствует о необоснованном снижении количественных показателей.

Анализ количественных и качественных показателей формы 2-ТП (водхоз) за 2008 и предшествующие годы свидетельствуют о ежегодном сокращении объема сброса недостаточно-очищенных сточных вод и содержания загрязняющих веществ по большинству ингредиентов, вследствие чего можно констатировать необъективность (в сторону занижения) отчетных данных некоторых природопользователей. На пред-приятиях области, имеющих очистные сооружения, осталось не больше 10 аналитических лабораторий. Остальные получают результаты анализов, иногда напоминающих индульгенции. Особенно необходимо усиление лабораторного контроля при возникновении залповых сбросов, высокого и экстремально-высокого загрязнения (ВЗ и ЭВЗ) водных объектов, заморных явлениях и гибели рыбы.

При проведении обследования природопользователей установлено, что на многих из них (75%) не были выполнены мероприятия, способствующие уменьшению объемов сброса, улучшению качества очистки стоков, нерационально использовались водные ресурсы, не проводились реконструкция, пуско-наладочные работы и т.д. Предоставление недостоверной информации об использовании вод приводит к резкому сокращению размеров платы за загрязнение водных источников.

В представленных регламентах не выполнен ряд требований нормативных документов, в соответствии с которыми должна осуществляться эксплуатация сооружений естественной биологической очистки. В связи с этим возникает ряд предложений по охране, улучшению гидрологического и гидрохимического режимов водных объектов. В частнос-ти необходимо:

1. Осуществить разработку схем восстановления, экологического оздо-ровления малых рек.

2. Предусмотреть в новом водном законодательстве в поймах, водоох-ранных зонах (ВЗ) внесение ограничений, относящихся ранее к прибрежным защитным полосам (ПЗП) (распашка земель, применение удобрений, выпас и организация летних лагерей скота, размещение участков под индивидуальное строительство и др.).

3. Значительно увеличить налог за пользование объектами, располо-женными в ПЗП, ВЗ (яхт-клубы, речные порты, мосты и др.)

4. На переходах через водные объекты продуктопроводов осуществить строительство резервных дюкеров на случай возникновения ЧС.

5. Организовать проведение инвентаризации действующих сооруже-ний искусственной биологической очистки.

6. Предусмотреть использование современных методов обеззаражива-ния на предприятиях, имеющих сбросы сточных вод в водные объекты.

7. Утвердить новое положение об осуществлении государственного контроля за использованием и охраной водных объектов.

8. Усовершенствовать лицензионное законодательство, особенно в части упрощения процедуры получения лицензий.

9. Привести в соответствие нормативные и методические документы в части нормирования сброса загрязняющих веществ в водные объекты, накопители, поля фильтрации, на рельеф местности. Разработать методики расчетов проекта предельно-допустимого сброса (ПДС) и лимитов временно-согласованного сброса (ВСС).

10. Пересмотреть нормативы платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод в окружающую среду в сторону увеличения в 3-5 раз.

11. Предусмотреть в КоАП увеличение штрафных санкций за нару-шение водного законодательства в 5-10 раз.

12. Утвердить новую методику по расчету и порядку возмещения ущерба за загрязнение водных объектов и земель водного фонда.

13. Организовать в составе Управления Росприроднадзора специнспек-ции аналитического контроля, обеспечить их передвижными лабораториями, приборами экспресс-анализа водной среды, плавсредствами.

14. Внести предложения в Ростехнадзор о необходимости предвари-тельного согласования разрешений на сброс ЗВ в сточных водах с территориальными органами Росприроднадзора.

Влияние хозяйственной деятельности человека на состояние водных ресурсов Воронежской области

Водные ресурсы Воронежской области представлены поверхностными и подземными водами. Суммарный модуль поверхностного и подземного стока за многолетний период составляет более 70,23 тыс. м3/км2. Поверхностные воды включают в себя 2557 прудов и водохранилищ, около 2220 озер, 1343 речных водотока, принадлежащих бассейну Дона. Подземные воды представлены неогеновым-четвертичным, верхнемеловым (мергельным), сеноман-альбским, каменноугольным, верхнедевонским и средне-верхнедевонским водоносными горизонтами. Неоген-четвертичный, турон-коньякский карбонатный, апт-сеноманский терригенный и девонский горизонты используются для водоснабжения территории Воронежской области, причем около 75% от общего количества извлекаемой подземной воды приходится на неоген-четвертичный водоносный горизонт. Обеспеченность разведанными эксплуатационными ресурсами на 1 человека составляет около 0,67 м3/сут, а прогнозными эксплуатационными ресурсами - более 1,4 м3/сут.

В настоящее время в Воронежской области используют поверхностные и подземные воды практически в равных объемах, с небольшим преобладанием подземных вод (248,25 и 280,02 млн. м3/год соответственно). Поверхностные воды используются, преимущественно, для промышленного производства и сельского хозяйства, подземные – для хозяйственно-питьевых нужд.

1 - хозяйственно-питьевые нужды

2 – сельское хозяйство

3 – промышленность

Рис. 1. Структура водопотребления в Воронежской области в 2007г.

Динамика водопотребления за последние два десятилетия указывает на его сокращение (рис. 2). Так забор и потребление вод в области снизился более чем в 2,5 раза. В тоже время сброс загрязненных вод в 1988г. составлял 129,1 м3/год, а в 2007г. 169,4 млн. м3/год, т.е. доля загрязненных вод от общего водопотребления увеличилась с 9,2% до 32,1%. Проанализировав соотношение объемов забранной и отведенной загрязненной воды, можно сделать вывод о недостаточной очистке используемых вод области.

В целом промышленная и сельскохозяйственная нагрузка в области уменьшается, происходят ее структурные изменения. Выросла густота дорожной сети и связанная с ней инфраструктура. Снижается активность сельскохозяйственной деятельности на речных водосборах, но в то же время возрастает нагрузка особенно малых рек со стороны индивидуальных (приусадебных) хозяйств населения. Все это негативно отражается на состоянии поверхностных и подземных вод Воронежской области.

Рис. 2. Динамика водопотребления Воронежской области

Данные отчетов водопользователей Воронежской области по использованию воды за 2007г. позволяют провести типизацию административных районов Воронежской области по условиям водопотребления (рис. 3) и водоотведения (рис. 4).

Следует заметить, что забор и сброс воды в этих районах неодинаков, а данные по г. Воронежу не учитываются, т.к. на его территории модули водопотребления и водоотведения будут максимальными. Так наибольшее водопотребление, соответствующее 4 типу, будет в Лискинском, Острогожском, Павловском и Россошанском районах, причем максимальное в Россошанском – 6,82 тыс. м3/км2. Минимальное водопотребление – 0,68 тыс. м3/км2 в Воробьевском районе. Также небольшим водопотреблением отличаются еще 8 районов, соответствующих 1 типу на рис. 3. Большие величины водоотбора отмечаются в районах с развитой промышленностью, так как по объемам потребления воды лидирует промышленное производство и определяет тип водопотребления района. На территории Россошанского района, например, действуют 23 крупных и средних промышленных

Рис. 3. Типизация районов Воронежской области по модулю водоотбора

предприятия металлообрабатывающей, химической, полиграфической, пищевой, перерабатывающей промышленности, а также строительных материалов. Среди них ОАО «Минудобрения», ОАО «Комбинат мясной Россошанский», ОАО фирма «Молоко», ООО «Придонхимстройизвесть», ООО «Коттедж - строй», ООО «Дельта - ПАК», ОАО «Россошанский элеватор», ОАО «Техоснастка», МУП «Издательский дом», ЗАО «Объединение керамических материалов» и др. Их потребности в воде обеспечивают 20 водозаборных скважин, производящих водоотбор из турон-коньякского водоносного горизонта.

Сброс загрязненных вод по районам области также неодинаков (рис. 4).


Рис. 4. Типизация районов Воронежской области по модулю сброса загрязненных вод

Максимальный модуль сброса в Россошанском районе – 1,4 тыс. м3/км2. Это 4-й тип районов с наибольшим модулем сброса. Значительный модуль сброса, соответствующий 3 типу, наблюдается в Каменском, Острогожском и Павловском районах. В большинстве районов области сброс загрязненных вод по данным отчетов водопользователей небольшой.

Но эти данные не дают полной картины водопотребления и водоотведения. Антропогенная нагрузка также высока в Аннинском, Борисоглебском, Калачеевском, Каширском, Поворинском и Семилукском районах. Это доказывают данные по сбросам загрязненных вод за 1990-е гг. и типизация речных водосборов Воронежской области по показателям последствий хозяйственной деятельности человека, проведенной в 2007г. Антропогенная нагрузка по показателям водопотребления и водоотведения загрязненных вод в районах области по данным отчетов водопользователей за 2007г. не велика. Это обусловлено экономическими соображениями, либо отсутствием отчетов некоторых водопользователей. Из этого следует, что районам с более интенсивной хозяйственной деятельностью, независимо от показателей отчетов водопользователей по водопотреблению и водоотве-дению, следует больше внимания уделять очистке использованных вод.

Опасные гидрологические явления как аспект экологических проблем региона

В настоящее время в связи с глобальными изменениями климата наблюдаются колебания региональных физико-географических процессов. В этой связи намечается возрастание проявления опасных природных явлений, которые являются основным источником природных катастроф и важным компонентом географической оболочки Земли.

Опасные природные явления (ОПЯ) характеризуются неожиданностью события, короткой продолжительностью, значительной интенсивностью, быстротой разрушения, тяжелыми социо-эколого-экономическими последствиями.

С ростом интенсивности и продолжительности разрушительного воздействия ОПЯ связано увеличение социальных, экологических и эконо-миических ущербов, а также ухудшение свойств окружающей природной среды (биоты, почв, грунтов, подземных и поверхностных вод и др.).

Особенности их проявления зависят от физико-географических закономерностей, под которыми понимают пространственные и временные связи природных процессов со средой разви­тия, внешними воздействиями и другими условиями и зонально-климатических условий, обусловливаются как природными, так и природно-техногенными факторами.

В зависимости от критериев географической среды, в которой происходят явления, от закономерностей проявления в пространстве и времени, сте­пени отклонения от нормы, повторяемости, продолжительности, взаимосвязей и т.д. разработаны различные естественнонаучные классификации опасных природных явлений (рис. 5).


Рис. 5. Структура ОПЯ, проявляющихся на территории России

Таким образом, в основе ОПЯ лежат закономерные геофизические процессы, в ходе которых время от времени при существенном участии ряда случайных факторов создаются заметные отклонения от среднего состояния среды.

Физико-географическая среда представляет собой единство систем, находящихся на разных уровнях развития, причем каждый уровень служит средством, основой существования другого, более высшего уровня развития системного метода.

Опасные природные явления и стихийные бедствия рассматриваются как сложная географическая функциональная система, представляющая собой единый природно-техногенный комплекс (рис. 6).

Рис. 6. Структура функциональной геосистемы ОПЯ

ОПЯ имеют различные степени и уровни пространственно-временного характера проявления. Они рассматриваются с точки зрения природного процесса → природного явления → опасного природного явления → стихийного бедствия → природной катастрофы → чрезвычайной ситуации природного происхождения → социально-экономических и экологических последствий.

Сформировавшийся в географической системе понятийно-термино-логи­ческий аппарат рассматривает ОПЯ, как природные явления разруши-тельной силы, неуправляемые че­ловеком. В настоящее время в основе разнообразных классификаций ОПЯ учитывают признаки, характеризующие само явление и социо-эколого-экономические потери.

Для геосистем характерно наложение опасных природных явлений различного происхождения на интенсивность их проявления, последствия их проявления изучаются с различных точек зрения: географической, геоэкологической, экономической, социальной, безопасности жизнедеятельности населения и чрезвычайных ситуаций.

Многие опасные природные явления возникают вследствие взаимодействия очень сложных и динамичных атмосферных, гидрологических, геофизических, биологических и других природных систем. Поэтому для большинства из них характерны относительная неопределенность времени возникновения и неоднородность последствий.

Каждое ОПЯ имеет свою физическую сущность, свои, только ему присущие причины возникновения, движущие силы, характер и стадии развития, свои особенности воздействия на окружающую среду.

Географическое положение и размеры территории России определяют развитие в её пределах более 20 видов неблагоприятных природных явлений. В последние годы увеличивается их количество, а некоторые из них приобретают статус чрезвычайных ситуаций (ЧС) природного характера.

По данным долгосрочного прогноза ЧС на 2007г., составленным специалистами МЧС на территории Воронежской области:

- среднемноголетние значение общего количества ЧС на территории области прогнозировалось не более 53, произошло 42;

- количество природных ЧС - 8, за 11 месяцев зафиксировано 16 из них 4 регионального, 2 межмуниципального, 1 муниципального и 9 локальных ЧС.;

- количество ЧС техногенного характера - 40, случилось 30 ЧС;

- прогнозировалось 6 биолого-социальных ЧС, произошло 2 ЧС.

В целом прогноз на 2007 год по основным параметрам оправдался на 89 % (с учетом среднемноголетних показателей ЧС за декабрь).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. «о государственном надзоре и контроле за использованием природных ресурсов и состоянием окружающей среды воронежской области в 2010 году»

    Доклад
    Ежегодно ГУ «Воронежский ЦГМС» на территории Воронежской области осуществляется изучение химического состава поверхностных вод в системе ОГСМ. В 2010г.
  2. Государственное унитарное предприятие воронежской области «Нормативно-проектный центр» том II материалы по обоснованию проекта схемы территориального планирования каменского муниципального района (пояснительная записка)

    Пояснительная записка
    Особенности экономико-географического положения в системе расселения Воронежской области; административно-территориальное устройство Каменского муниципального района
  3. Государственная программа Республики Коми «Воспроизводство, использование природных ресурсов и охрана окружающей среды» Министр природных ресурсов и охраны окружающей среды

    Программа
    Долгосрочная республиканская целевая программа «Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений, расположенных в Республике Коми (2012-2012 годы)»;
  4. Схема территориального планирования новоусманского муниципального района том II материалы по обоснованию проекта схемы территориального планированиия новоусманского муниципального района

    Документ
    Особенности экономико-географического положения в системе расселения Воронежской области; административно-территориальное устройство Новоусманского муниципального района
  5. Обеспечение гидроэкологической безопасности водохозяйственных объектов воронежской области

    Диссертация
    Защита диссертации состоится 5 декабря 2006 г. в 13.00 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.036.02 при Воронежском государственном педагогическом университете по адресу: 394043, г.

Другие похожие документы..