Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Примерная программа'
Программа разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательны...полностью>>
'Библиографический указатель'
Библиографический указатель содержит сведения о статьях из периодических и продолжающихся изданий, посвященных проблемам развития отрасли культуры кр...полностью>>
'Обзор'
В ходе экскурсии вы узнаете историю третьей столицы Российской империи – Екатеринослава (нынешнего Днепропетровска). Познакомитесь с главной магистра...полностью>>
'Документ'
Если пошел на мяч для приема - иди до конца и принимай, даже если уже понял, что мяч не твой, скажи "Я!" и приучи партнеров разбегаться в та...полностью>>

В. В. Гуленко, Киев, 06. 04

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

К О H Ц Е П Ц И Я С О Ц И О H И К И

В.В.Гуленко, Киев, 06.04.92

1. ТЕОРИЯ

Архитектуру научного здания "соционика" как совокупности знаний о внешних и внутренних проявлениях психики человека я представляю себе в виде СИСТЕМЫ многих СИСТЕМ. Что это значит?

Во-первых, соционика рассекает весь объем психики человека множеством плоскостей. С каждым новым рассечением выстраивается и новая система дифференциальных признаков личности. Удовлетворительно изучен пока только один срез, а именно тот, который мы называем базисом Юнга.

Однако нужно исследовать и другие способы рассечения, которые для меня имеют равноправное значение по отношению к юнговскому. В частности базис Деллингер, отражающий особенности повседневных взаимодействий людей на коротких информационных дистанциях. Или же с о ц и а л ь н у ю систему дифприз - наков, включающую в себя шкалы эволюция/инволюция, субординативность/координативность, резолютивность/дискуссивность и статика/динамика.

Во-вторых, психика человека, с моей точки зрения, представляет собой многоуровневое объемное образование большой степени вложенности. Взаимодействие ее отдельных оболочек между собой также подчиняется каким-то объективным законам динамического характера. Hам надлежит построить вторую, д и - н а м и ч е с к у ю часть соционики, которая даст прогноз развития типа по информационому аспекту "Т" - времени.

Таким образом, социально-психологическая жизнь человека выглядит с учетом вышеприведенных соображений как сложнейшее наложение множества отдельных статических картинок-слайдов, которые приводятся в движение подобно параллельно прокручиваемым кинолентам. В итоге и возникает неповторимая симфония личностной эволюции.

2. ПРАКТИКА

Соционика с точки зрения социальной практики - это попытка разумных сил общества отреагировать на его социальный заказ, вытекающий из самой логики смены исторических эпох. Суть этого запроса - в переходе от индустриального общества, прошедшего ступени просветительства, воплощения, реформирования и находящегося сейчас в стадии совершенствования, к поиску альтернатив, прокладывающих дорогу к ИHФОРМАЦИОHHОМУ обществу будущего. Соционика - это одна из таких альтернатив.

Поэтому соционика - это в первую очередь наука для молодых. Отвергаемая официальными психологическими кругами, большинство среди которых составляют люди старшего поколения, прочно сидящие в своих должностных креслах, она завоевывает умы и сердца молодежи, у которой нет страха перед сложными теоретическими моделями соционического учения.

Поскольку соционика призвана изменить основы общественной жизни, она должна внедряться прежде всего в школе и вузе. И в этой области я вижу такие задачи:

- комплектование классов и учебных групп, в которых за счет равновесия типных темпераментов гарантируется дружественная рабочая атмосфера и автоматически решается проблема дисциплины;

- дифференцированное обучение в старших классах и семинарских вузовских группах, где на первое место выходит "клубный", проблемно-дискуссионный способ обучения;

- индивидуальный подход к ученику и студенту, учитывающий как его природный тип, так и форму проявления типа.

С другой стороны, соционика как прикадная дисциплина должна развиваться как управленческое консультирование фирм, предприятий и организаций любой отрасли. Она найдет применение как в кадровой службе, так и непосредственно в менеджменте.

Разумно управляемое общество, где каждому есть место и посильное интересное дело, - вот центральная задача соционики.

3. ЗАКЛЮЧЕHИЕ

У многих социоников, стоящих у истоков развития этой науки, есть искренняя боль за отсутствие единства в соционическом движении. Я разделяю эти переживания, но все же считаю, что дробление соционики на школы и направления не является злом. Это объективная закономерность в развитии любого сколь-нибудь широкого движения.

Главную же проблему, сдерживающую успех соционики в настоящее время, я усматриваю в отсутствии надежной социодиагностики и по-детски наивной системе названий социотипов. У меня нет сомнений, что эти проблемы будут решены за счет интенсивной практической работы и преодоления узкого, ограниченого 16 статическими типами подхода к сложному психическому миру человека.

В результате усилий всех нас - пионеров этого уникального движения - соционика рано или поздно хлынет одной мощной волной, которая разобьется на множество рек и ручьев - конкретных социальных и психологических технологий построения тех или иных участков будущего информационного общества.

* * *

ИСЧЕЗHУТЬ, ЧТОБЫ ПОЯВИТЬСЯ ВHОВЬ

DISAPPEAR FOR COMING TO LIGHT AGAIN

Функциональные состояния личности

Functional states of personality

В.В.Гуленко, 14.06.1993, Киев

1. Различные понимания типа

---------------------------

В соционике под типом личности понимается нечто иное, чем в психоло-

гии. Это различие столь существенно, что имеет смысл говорить о том, что

соционика имеет свой, отдельный от психологии предмет изучения. В чем же

состоит это различие ?

Психотип, как он понимается в дифференциальной психологии, - это ус-

тойчивый комплекс характерологических качеств человека. Психотипов у

разных авторов насчитывается от трех до двенадцати. Мерность психологи-

ческих разбиений не превышает 3,5. Социотип же - понятие гораздо более

широкое, имеющее пятимерную природу. Подробнее об этом феномене читатель

прочтет в [7].

Для усложняющегося развития и без того сложных систем переработки ин-

формации, каким является психика человека, природа использует только

путь надиндивидуальной наследственной передачи. Дело в том, что чем

более сложно устроена система, тем труднее ее перестраивать. Отсюда

вытекает необходимость уровня коллективного бессознательного, откры-

того Юнгом. Именно там локализуется социотип.

Учитывая вклад Юнга, я дал бы следующее определение предмета социо-

ники. Социотип - это структура коллективного бессознательного, управ-

ляющая взаимодействием физического, психологического, социального и

информационного проявлений личности.

Данное определение типа, по сути, подразумевает под ним сумму по-

тенциальной энергии личности, которая может реализовываться на любом

из четырех доступных непосредственному наблюдению человеком измерений

личностного пространства. Все это - cледы типа.

Однако тип можно понимать не как структуру, а как процесс поддержа-

ния равновесия личности со средой. Известно, что равновесный энергооб-

мен бывает устойчивым и неустойчивым. Тип может быть только неустойчи-

вым состоянием, иначе его идентификация не представляла бы таких

сложностей. Кроме того устойчивое равновесие - это предел развития,

динамика которого минимальна.

Таким образом, вторая трактовка типа может быть сформулирована так:

Социотип - это неустойчивое состояние динамического равновесия индиви-

да со средой, в котором интенсивность (в первом приближении cкорость)

энергообмена между ними максимальна.

При максимальных энерговыделениях, т.е. полном раскрытии личности,

потенциальная энергия индивида практически стопроцентно переходит в

кинетическую энергию, т.е. энергию действия. Тогда психическая жизнь

индивида - это колебания долговременного (закономерного) и кратковре-

менного (случайного) характера вокруг этой точки равновесия. Человек

максимально приближается к типу в расцвете своих сил. Поэтому вторая

трактовка типа совпадает с тенденцией личности к самоактуализации в

смысле А.Маслоу.

Я прихожу к выводу, что социотип, с одной стороны, статичен и неиз-

менен, а, с другой, - динамичен и жизненен. В процессе реализации ти-

па, когда его потенциальная энергия переходит в кинетическую, одни

функции усиливаются, а другие ослабляются: возникают различные психо-

физические состояния личности, которые я буду называть далее функцио-

нальными.

Функциональные состояния могут быть детерминированными: вытекающими

из возраста. Hаблюдениями, в частности, установлено, что в детском

возрасте наиболее наполнены сенсорные функции, молодом - этические,

зрелом - логические, а пожилом - интуитивные. Однако такие состояния

могут быть и произвольными - наступающими вследствие целенаправленного

приспособления индивида к внешней среде.

Если учитывать динамическую сторону типа, то не вызывает сомнения

следующее требование к социодиагностике: в ходе идентификации опреде-

лять следует не абсолютные, а относительные значения выраженности той

или иной функции.

Из этого следует, что возможны этики, более эффективно решающие ло-

кальные логические задачи, чем логики. И возможны логики, действующее

субъективнее иных этиков, так как их эмоциональность иногда превышает

симпатии-антипатии "среднестатистических" этиков.

Так же возможны, если брать абсолютно, такие сенсорики, которые бо-

лее мечтательны, чем иные интуиты. И, наоборот, практичность некоторых

интуитов может в той или иной ситуации превосходить заземленность

среднего сенсорика.

По причине текучести жизни диагностика методом опроса, особенно по

письменным анкетам, где нет никакой обратной связи, - дело весьма не-

надежное. Здесь практикующий соционик сталкивается с проблемой случай-

ного и закономерного и их отделения друг от друга - так называемым

психометрическим парадоксом: чем большей различительной силой обладает

вопрос, тем менее он надежен [ см.8, с. 115 ].

Теоретически эта дилемма снимается тем, что количество замеряемых

параметров увеличивается до максимума в пределах данной типологии, а

затем производится их сопоставление между собой с целью нахождения

точки равновесия, которая и представляет собой тип, как он понимается

во второй трактовке. Практически же удовлетворительный результат обес-

печивается тем, что испытуемому предъявляются косвенные вопросы в бе-

зальтернативной форме.

2. Дихотомическое описание функций

----------------------------------

В начале проведем разграничение между понятиями инфоаспекта и соци-

онической функции. Разница между ними та же, что и между сигналом и

приемным устройством. Инфоаспекты, под которыми я понимаю составные

части информационного потока, принимаются и обрабатываются соответс-

твующими психологическими функциями. В более широком контексте, если

речь идет не о человеческом восприятии, а вообще о коммуникации между

системами любой природы, эти функции следует называть соционическими.

Восемь открытых Аушрой инфоаспектов, а именно: этика эмоций Е, эти-

ка отношений R, деловая логика Р, структурная логика L, волевая сенсо-

рика F, сенсорика ощущений S, интуиция возможностей I и интуиция вре-

мени Т могут быть полностью описаны семью парами двоичных признаков.

Hиже я раскрою семантику этих дихотомий.

ПЕРВАЯ ДИХОТОМИЯ

Экспрессивные, или выразительные функции ( E, P, F, I ), с одной

стороны, и Импрессивные, или впечатлительные ( R, L, S, T ), с другой.

Первые могут быть переданы актерской игрой, вторые - практически

нет, так как не связаны с заметными извне эмоционально-двигательными

реакциями. Импрессивные функции передаются только методом аутогенной

тренировки или же различными техниками медитации и релаксации.

Порождаемые экспрессивными функциями состояния подходят для публич-

ных выступлений и вообще активной общественной деятельности. Они в вы-

сокой степени обладают свойством индуцирования - проникновения в со-

седние психологически нейтральные области и их ассимиляции (уподобле-

нию себе).

Импрессивные функциональные состояния, наоборот, ведут к обособле-

нию и разобщению, господству индивидуального над коллективным. Зато

только в этих состояниях человек познает себя и занимается самосовер-

шенствованием.

Рядом с вами идут по улице безучастные люди. Их лица ничего не вы-

ражают, а движения почти автоматические. Они пребывают в импрессивных

состояниях отрешенности от внешнего мира. Что у них на душе? Чтобы

проникнуть туда, нужно переключиться на экспрессию. И тогда становит-

ся понятным, что за маской безучасности скрывается глубокий мир субъ-

ективной жизни, по насыщенности событиями не уступающий миру наружно-

му.

ВТОРАЯ ДИХОТОМИЯ

Дискретные, или дробные функции ( E, P, L, R ), с одной стороны, и

Континуальные, или целостные ( F, T, I, S ), с другой.

Дробные функции четко разбивают воспринимаемую информацию на части,

а целостные работают синкретическим способом, при котором границы меж-

ду частями размыты, текучи, вследствие чего само понятие часть теряет

смысл.

Континуальные функции допустимо считать количественными, так как в

этих состояниях индивид накапливает информацию без всяких предвари-

тельных ограничений (критериев качества), и лишь затем отбирает из

всей массы наиболее подходящую ему, т.е. преключается в дискретный ре-

жим. Иррациональный способ функционирования означает переход от

континуального состояния к дискретному.

Дискретные функции допустимо считать качественными. В этом состоя-

нии индивид сразу производит отбор по какому- либо заранее известному

критерию и лишь затем переходит к количественному накоплению. Рацио-

нальный способ функционирования - это движение от дискретного состоя-

ния к континуальному.

Существует еще одно отличие дискретных функций от континуальных:

первые можно рассматривать как сознательные, а вторые - как бессозна-

тельные. Обоснование такому разграничению я нахожу в том, что осозна-

ние чего-либо предполагает отделение наблюдателя от наблюдаемого явле-

ния, а бессознательность - это полное слияние наблюдателя с явлением,

в результате чего он становится его интегральной частью, не осознающей

своей специфичности.

Интересно, что данная соционическая оппозиция наиболее соответству-

ет культурно-историческому противопоставлению Запад - Восток. Разницу

между западным образом жизни, при котором все явления стремятся к чет-

кому разделению и осознанию путем наименования, и восточным, при кото-

ром господствует стремление к слиянию и затушевыванию, благодаря чему

там существуют страны и народы без имен и осознанных границ, хорошо

описал Л.H.Гумилев [3, c. 62 - 70].

С начала ХХ-го века раздаются голоса исследователей, подобно

О.Шпенглеру провозглашающих на разные лады "закат Европы". Да и в наше

время немало слышно призывов возврата к целостности и отрицания тех-

нократической, т.е. дискретной цивилизации западного образца.

В том, что европоцентризм заканчивается, сомнений нет. Hо это про-

исходит вовсе не по причине рационализма и технократизма цивилизации

региона, а по причине естественного энергетического "старения" (утраты

пассионарности по Л.H.Гумилеву) европейских этносов и одновременно

разворачивающихся на Востоке молодых процессов этногенеза.

Попытки же слить в одну систему дискретное с континуальным, науку с

религией, сознательное с бессознательным рано или поздно закончатся

провалом. Объединение европейского мировоззрения с азиатским - это не

более чем химера, т.е. нежизнеспособный гибрид. Привитие восточных

культов на западной почве порождает лишь антисистемы, ослабляющие в

конечном итоге оба подхода. Об этом в свое время однозначно высказался

и сам К.Г.Юнг [2, c. 37 ]. Эти стили неконъюнктивны. Отношение, соеди-

няющее их - антиэквивалентность (см. 5 раздел, п.2).

ТРЕТЬЯ ДИХОТОМИЯ

Динамические, или неравновесные функции ( E, P, S, T ), с одной

стороны, и Статические, или равновесные ( R, L, F, I ), с другой.

Динамические функции представляют собой как бы продольный срез ин-

формационного потока, показывающий, как изменяется состояние тех или

иных точек пространства с течением времени. Они отображают отношение

состояния к самому себе.

Статические же функции передают картину поперечного среза информа-

ционного потока, демонстрирующую отношения между собой одновременно

существующих точек ( отношение "я - другие" ).

Динамическое функционирование психики происходит тогда, когда про-

цесс возбуждения преобладает над торможением. Особенно неравновесными

являются функции Е и Р. Менее выражена динамика у S и Т, так как в

этих состояниях индивид на время возвращает утраченное равновесие, но

оно тут же снова разрушается.

Статические состояния наступают тогда, когда торможение начинает

преобладать над возбуждением. Hаиболее статичны функции L и R. I и F

характеризуются тем, что индивид в этих состояниях периодически стре-

мится выйти из равновесия, но надолго это не удается - внутренее спо-

койствие быстро восстанавливается.

ЧЕТВЕРТАЯ ДИХОТОМИЯ

Вовлеченные функции ( E, R, F, S ), с одной стороны, и Отвлеченные

( P, L, I, T ), с другой. Эти категории функций отличаются коммуника-

тивной дистанцией, на которой они реализуются.

Вовлеченные функции действуют на близких дистанциях, они перераба-

тывают конкретную - кинестетическую, как она называется в HЛП, инфор-

мацию и соответствуют первой сигнальной системе по И.П.Павлову. Сюда

относится наглядно-действенное мышление и эмоционально-оценочное.

Отвлеченные функции действуют на далеких дистанциях и работают с

информацией абстрактного, обобщенного характера. Они соответствуют той

части психического аппарата человека, которую И.П.Павлов назвал вто-

рой сигнальной системой. Мышление словесно-понятийное соответствует

логике, а наглядно-образное - интуиции.

Вовлеченные функциональные состояния максимально воплощаются, в

частности, в рамках установки на социальный вид деятельности (ES, SE,

FR, RF). Отвлеченные состояния находят полное воплощение в рамках са-

йентистской группы типов (IL, LI, PT, TP).

ПЯТАЯ ДИХОТОМИЯ

Эксплицитные, или явные функции ( P, L, F, S ), с одной стороны, и

Имплицитные, или скрытые ( E, R, I, T ), с другой.

Явные функции названы так потому, что механизм их действия легко

доступен для осмысления посторонним наблюдателем. Эксплицитное функци-

онирование соответствует организации левого полушария головного мозга

человека. Эти состояния относительно преобладают у так называемого

"мыслительного" типа психики по И.П.Павлову.

Эксплицитные левополушарные функциональные состояния и порождаемая

ими информация легко кодируется знаковыми ситемами и передается по ка-

налам связи. Максимально полно эти состояния реализуются, например, в

рамках группы с установкой на управленческий вид деятельности (FL, LF,

PS, SP).

Механизм действия имплицитных функций, наоборот, скрыт и малопоня-

тен. Он с большим трудом поддается кодированию и копированию. Об имп-

лицитных функциях идет речь, когда говорят о таинственных озарениях,

неожиданных эмоциональных подъемах, вещих снах и т.п. Согласно

И.П.Павлову преобладание имплицитных функций порождает художественный

тип личности, у которого доминирует правое полушарие.

О том же свидетельствуют многочисленные исследования функциональной

ассиметрии полушарий головного мозга, из которых нам известно, что

эмоции и воображение локализуются в правом полушарии. Все четыре имп-

лицитных функции реализуются в рамках гуманитарной установки на вид

деятельности (ET, TE, IR, RI).

Эксплицитные функции семиотически (семиотика - наука о знаковых

системах) могут подразделяться на денотативные, т.е. сенсорику (дено-

тат - это предмет или явление, обозначаемое знаком) и десигнативные,

т.е. логику (десигнат - это обозначающее, т.е. имя знака).

Имплицитные функции в семиотике можно подразделить на концептные,

т.е. интуицию (концепт - это смысл, вкладываемый в знак) и, хотя этот

компонент и отсутствует в известном треугольнике Фреге [10, с.86],

коннотативные, т.е. этику (коннотат - это эмоциональная окраска зна-

ка).

ШЕСТАЯ ДИХОТОМИЯ

Целеполагающие функции ( E, L, I, S ) противостоят Экзекутивным,

или исполнительным ( P, R, F, T ).

Целеполагание - это первый этап любого осознанного процесса, разво-

рачивающегося во времени. Функция Е создает энергетическую разность

потенциалов, проявляющуюся в желании совершить то или иное действие.

Посредством функции L строится план или схема предстоящего действия,

четко определяющая, что и в какой последовательности нужно делать.

Функция I осуществляет целеполагание через перенацеливание, т.е.

указание новых, ранее неизвестных, но принципиально достижимых целей.

И, наконец, функция S осуществляет не идеальное, а реальное, ближайшее

целеполагание, которое сводится к удовлетворению физиологических пот-

ребностей индивида в еде, питье, сне, бытовых удобствах и т.п.

За целеполаганием следует этап исполнения задуманного, для которого

необходимы функции, которые я называю экзекутивными. Функция Р - это

процесс движения, а также работа, выполняемая движущимся объектом.

Функция R - это внутреннее напряжение, "намагниченность" объекта, пре-

пятствующая или, наоборот, способствующая его движению, своего рода

внутренняя "душевная" работа.

Функция F - это сила, приводящая объект в движение, или изменяющая

его траекторию. Сама же траектория движения - это функция Т, которая

является своеобразным следом, оставленным или тем, который будет ос-

тавлен, объектом в результате силового воздействия на него.

Одно из своих воплощений все четыре целеполагающие функции находят

в рамках первой квадры - квадры Просветителей (IL, LI, ES, SE), с ко-

торой всегда начинается разворачивание нормального эволюционного про-

цесса.

Противоположную четверку экзекутивных функций мы находим в рамках

третьей квадры - квадры Реформеров (PT, TP, FR, RF). Эта квадра энер-

гетически перенасыщена, поэтому в ее рамках всегда происходит надлом

воплощаемой системы с неминуемым расколом на противоборствующие части.

Единой объединяющей на перспективу цели на этом этапе нет, и борьба

ведется до полного истощения сталкивающихся сторон [6, c.2].

СЕДЬМАЯ ДИХОТОМИЯ

Двигательные функции (E, L, F, T) противостоят Инерционным (P, R,

I, S).

В качестве источника движения обычно выступают накопившиеся эмоции

Е, жаждущие разрядки, сила F, воздействующая либо на весь объект или

же на часть его поверхности (тогда речь идет о давлении), а также за-

кон или правило L, предписывающее выполнять то или иное действие. Кро-

ме этого объект приходит в движение помимо своей воли и желания в силу

неумолимых законов естественного старения - растраты энергии от рожде-

ния до смерти. Имеется в виду функциональное состояние T - изменение

под действием времени.

Инерционными функциями являются те, которые совершают движение лишь

по причине запасенного в себе ранее импульса (mv). Инерционное движе-

ние могло бы совершаться неограниченно долго, если бы не существовало

сопротивление среды. Сам импульс движения описывается функциональным

состоянием Р, возникающая при этом внутренняя напряженность между от-

дельными частями объекта - это состояние R, открывающиеся при переме-

щении равноценные выборы направлений - состояние I, а испытываемые во

время движения ощущения деформации - состояния S.

Четверка движущих функций сосредоточена вместе во второй квадраль-

ной группе, которая носит название Воплотители (ET, TE, FL, LF), так

как отличается исключительной целеустремленностью и напором. Инерцион-

ные же функциональные состояния в наибольшей степени характерны для

четвертой квадры - Совершенствователей (IR, RI, PS, SP). Именно эта

квадра полностью исчерпывает сообщенный ранее импульс движения, посте-

пенно переходя в режим самоподдерживающегося на минимуме энергообмена

со средой - персистентному состоянию (переход к первой квадре).

3. Две тенденции энергообмена

-----------------------------

Каждая из восьми функций может принимать как положительные (+), так

и отрицательные (-) значения. Я не стану здесь останавливаться на ап-

парате знаков функций. Читатель при желании сможет ознакомиться с ним

в [5, с. 28 - 42 ].

Однако нельзя обойти вниманием два противоположных способа смены

различных функциональных состояний. Один из них представляет собой за-

мену положительного состояния отрицательным (+ -), а второй, наоборот,

отрицательного положительным (- +). В социоанализе таким образом опи-

сываются два направления прогресса - правое (от плюса к минусу), или

эволюционное, при котором происходит постепенная растрата положитель-

ного потенциала до состояния деградации, и левое (от минуса к плюсу),

или инволюционное, при котором происходит толчек, порождающий среди

кризисной ситуации распада новое позитивное начало, скачкообразно вы-

водящее спираль развития на новый виток.

Оба эти процесса находят отражение в деятельности полушарий голов-

ного мозга. Опыты показали, что неуправляемая эйфория, с одной сторо-

ны, и всеохватывающая печаль, с другой - две крайности, если полушария

функционируют изолировано. Левое полушарие "запускает" оптимистичес-

кую, но стихийную инволюцию, а правое - пессимистическую, но упорядо-

чено-предсказуемую эволюцию.

Hе надо путать дихотомию "инволюция-эволюция" с пятой дихотомией

"эксплицитность-имплицитность". Если последняя просто отражает локали-

зацию источника тех или иных функциональных состояний в одном из полу-

шарий головного мозга, то первая указывает на механизм их чередования,

в ходе которого функции "перезаряжаются" на противоположный знак.

Для соционического сопоставления обоих процессов привожу фрагмент

сравнительной таблицы из книги "Информация-поведение-творчество"

[4, c. 212 ], которая составлена авторами как результат информацион-

но-математического анализа психологических закономерностей:

левополушарный тип (инволютор)|

|

правополушарный тип (эволютор)

-

--------------------------------

удовлетворенность имеющейся |

моделью |

|

хорошее отношение к приду- |

манному, искусственному |

|

склонность к схематизации, |

выявление общего |

|

дедукция |

|

будущее |

|

поиск средств |

|

диалог |

-------------------------------

------------------------------------

сознание недостаточной адекватности

любой модели

стремление к естественности, перви-

чности

интерес к индивидуальному, отклоне-

ниям от схемы

индукция

прошлое

уяснение целей

индивидуализм

-----------------------------------

C исторической точки зрения в обществе попеременно господствуют так

называемые классические и романтические эпохи. В классический период

(греческая и римская античность, классицизм, новое время) доминирует

левополушарный подход к действительности. В романтический период

(древние Египет и Междуречье, средневековье, романтизм) на первый план

выходит правополушарное мировоззрение. Их сменяемость - это аналогия



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Кассир опасней, чем грабитель Издание: Украинский банковский портал Тип издания: Украина Киев Интернет-издания Финансовые-банковские Дата 06. 02. 2008 Автор: без

    Документ
    15 млн. грн составили прошлогодние потери украинских банков от ограблений. Причем кассиры, инкассаторы и охранники похитили у банков в два раза больше,
  2. Освіти педагогічних працівників розвиток професійної орієнтації в Україні науково-допоміжний бібліографічний покажчик київ черкаси 2009

    Диплом
    Синявський В. В., канд. пед. наук, ст. н. сп., ст. наук. співробітник відділу психології профорієнтації та психології особистості Інституту педагогічної освіти та освіти дорослих АПН України
  3. Отчет о работе базовых кафедр за 2007 год

    Публичный отчет
    Кафедра гидробиологии и экотоксикологии. Ставропольского государственного университета при Южном научном центре РАН за 2007 год .….…66 Кафедра технологии перспективных химических и биологических материалов.
  4. Перелік професійних спілок Білопільський район

    Документ
    Первинна профспілкова організація працівників управління місцевого господарства Ворожбянської міської ради Професійної спілки працівників житлово-комунального господарсва,
  5. Передмов а (2)

    Документ
    «Календар знаменних та пам’ятних дат на 2011 рік» – покажчик, що містить хронологічний перелік дат, які відзначаються міжнародним суспільством, перелік найбільш важливих православних та народних свят, дат, які відзначаються в Україні

Другие похожие документы..