Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
Булацкий Вячеслав Григорьевич, заведующий кафедрой телевидения и радиовещания факультета журналистики Белорусского государственного университета, канд...полностью>>
'Учебно-методический комплекс'
Учебно-методический комплекс «Бухгалтерское дело» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего професс...полностью>>
'Контрольная работа'
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖНЕТАГИЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРОФЕССИОНАДЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ ИМЕНИ Н.А...полностью>>
'Документ'
Пугачевское восстание обратило передовые умы русского общества к поискам вариантов выхода из кризисного состояния. Другой проблемой, активно занимавш...полностью>>

А. В. Коротаева (ред.) М.: КомКнига (2)

Главная > Книга
Сохрани ссылку в одной из сетей:

101

Л. Е. Гринин, А. В. Коротаев

Политическое развитие Мир-Системы:

формальный и количественный анализ1

Л. Е. Гринин, А. В. Коротаев

Поскольку основной политической единицей Мир-Системы является государство, для анализа динамики ее политической организации необходимо некоторое уточнение теоретических взглядов на последовательность эволюционных типов государств2. Некоторые ученые «с подозрением» относятся к выделению стадий в тех или иных процессах, нередко прямо противопоставляя понятия процесса и стадий как взаимоисключающие (например: Shanks, Tilley 1987; см. также: Marcus, Feinman 1998: 3; Штомпка 1996: 238). Однако можно согласиться, что противопоставление процесса и стадий – это ложная дихотомия (Carneiro 2000b), поскольку стадии являются непрерывными эпизодами продолжающегося процесса, а понятие процесса может служить для разработки понятия стадий (Goudsblom 1996; см. также: Гринин 2006в).

При анализе развития государственности в рамках исторического процесса обычно выделяют две главные стадии: раннее государство и зрелое государство (см., например: Claessen and Skalník 1978a; Claessen and van de Velde 1987, 1991; Skalník 1996; Shifferd 1987; Tymosski 1987; Кочакова 1995). Однако при приложении этой схемы к политическому развитию Мир-Системы становится очевидным, что она явно неполная. Во-первых, если первые зрелые государства, согласно распространенным взглядам, возникли еще в глубокой древности (Египет) или на пороге нашей эры (Китай)3, как тогда классифицировать европейские государства XVIII–XIX вв., не говоря уже о современных? Будут ли они также зрелыми или уже сверхзрелыми? Во-вторых, очевидно, что европейские государства XIX в. сильно отличаются от сложных политически централизованных монархий поздней древности и средневековья (которые сами уже явно превосходят ранние государства) также по ряду других характеристик, в частности по уровню и культуре управления, развитости права, взаимоотношениям между государством и обществом. Недаром Макс Вебер говорил: «Вообще “государство” как политический институт с рационально разработанным правом и ориентированным на рационально сформулированные правила, на “законы”, управлением чиновников-специалистов в данной существенной комбинации решающих признаков известно только Западу, хотя начатки всего этого были и в других культурах» (Вебер 1990: 47; курсив Вебера. – Л. Г., А. В.)4. В-третьих, было бы более чем странно допустить, что промышленная революция XVIII–XIX вв. не вызвала сильных изменений в организации государства. Между тем схема раннее – зрелое государство никак не отражает эти перемены.

Таким образом, Х. Й. М. Классен и П. Скальник явно ограничили свою схему развития государственности эволюцией только докапиталистических неиндустриальных государств (Claessen, Skalník 1978b: 5). Поэтому один из авторов этой статьи предложил существенно дополнить и изменить концепцию раннего – зрелого государства (см.: Гринин 2006а, 2006б, 2006г, 2006е) и пришел к выводу о необходимости «вставить» между ранним и зрелым государством стадию развитого государства. Следовательно, мы имеем не две главные стадии развития государственности – раннее и зрелое государства, а три:

а) ранние, еще недостаточно централизованные государства, политически организующие общества с неразвитой социальной и классовой, а часто и административно-политической структурой;

б) развитые, то есть уже сложившиеся централизованные государства поздней древности, средневековья и Нового времени, политически организующие общества с ясно выраженным сословно-классовым делением;

в) зрелые государства эпохи капитализма, политически организующие такие общества, в которых исчезли сословия, появились классы буржуазии и пролетариата, сформировались нации, распространилась представительная демократия 5. Точнее говоря, даже не эпохи капитализма, а эпохи индустриализма, поскольку в эту группу входят и индустриальные социалистические государства.

Соответственно пришлось заново разработать концепцию эволюции государственности и по-новому сформулировать основные характеристики каждой из ее стадий (см.: Гринин 2006а, 2006б, 2006г, 2006е).

Для каждой стадии, естественно, можно выделить менее крупные этапы примитивного, типичного и переходного государства соответствующего типа6. В рамках этой статьи базовые характеристики стадий государственности определяются по среднему этапу каждой стадии (то есть соответственно типичного раннего, типичного развитого и типичного зрелого государств). Дело в том, что на первом этапе (примитивного государства соответствующего типа) в политии еще очень много остатков и элементов предыдущей стадии, а на третьем этапе (переходного государства) многие институты уже перезрели, а также появляются признаки более высокой стадии государственности.

Основные различия между ранним, развитым

и зрелым государствами

Ранние государства очень сильно отличаются между собой по многим характеристикам, в частности по степени развитости централизации, управления, налоговой и судебной систем. Но если искать сходство в них с позиции, каковы в целом их отличия от государств более высокой стадии эволюции, то раннее государство – это всегда государство неполное (организационно и социально). Такая «неполнота» касается и взаимосвязи между государством и обществом. Существовали самые разные варианты раннего государства, но в каждом из них какие-то важные элементы государственности либо отсутствовали, либо были явно недоразвиты. В большинстве случаев указанная неполнота выражалась в самом прямом смысле, поскольку многие ранние государства часто не обладали полным набором важнейших черт государства либо не развили все или часть из них до удовлетворительной степени. В первую очередь сказанное относится к таким атрибутам государственности, как профессиональный аппарат управления, контроля и подавления, налоги, территориальное деление, а также высокая степень централизации и письменное право. Однако в некоторых ранних государствах (таких, например, как государства Инков или Египет Раннего царства) имелась противоположная диспропорция. Хотя аппарат управления и бюрократия здесь были весьма мощными, но они надстраивались над недостаточно развитым в социальном и/или этническом плане обществом. Поэтому в таком случае недоразвитым выглядело уже общество по сравнению с государством.

Развитое государство выступает как государство, сформировавшееся и сложившееся, централизованное, имеющее все указанные выше атрибуты государства (в том числе профессиональный аппарат управления и подавления, налоги, искусственное территориальное деление). Таким образом, многие признаки, которые могли встречаться, но могли и отсутствовать в ранних государствах, в развитых становятся обязательными7. Такой тип государства был уже результатом длительного исторического развития и отбора, которые доказали, что государство существенно прочнее, если его институты органично связаны с социальной структурой общества, если они одновременно и опираются на социальный порядок, и поддерживают его. Например, на Руси и в Западной Европе такое государство с эффективной централизацией возникло на основе формирования сословного общества, сословной монархии, союза монарха с дворянством (и в отдельных случаях с городами). Развитое государство гораздо более целенаправленно и активно влияет на социальные процессы в обществе. Оно не просто тесно связано с особенностями социальной и корпоративной структуры общества, но как бы конституирует эти особенности в политических и юридических институтах. В этом смысле его можно рассматривать как сословно-корпоративное государство. Естественно, что разные государства достигали начала этой стадии в разное время. Подробнее о хронологии будет говориться далее (см. также табл. 1).

Зрелое государство является уже результатом развития капитализма и промышленной революции, то есть имеет принципиально иной производственный базис. Другие отличия зрелого государства от ему предшествующих также очень велики. Оно опирается на сложившуюся или складывающуюся нацию со всеми ее особенностями. Такое государство качественно более развито в организационном и правовом плане, обязательно имеет профессиональную бюрократию с определенными характеристиками (см., например: Weber 1947: 333–334), четкий механизм передачи или ротации власти. Естественно также, что зрелое государство имеет качественно более развитые и специализированные институты управления и аппарат принуждения и контроля. Оно постепенно трансформируется из сословно-классового в чисто классовое государство, а на последних своих этапах – в то, что можно назвать социальным государством. Исходя из сказанного, можно сделать очень важный вывод, что в древности и средневековье не было зрелых государств, а только ранние и развитые. Самые первые зрелые государства появляются в конце XVII–XVIII в.

Указанные эволюционные типы государств отличаются и рядом других характеристик. В частности, хотелось бы обратить внимание на отличия в моделях взаимоотношений между центральной властью, элитой и населением (народом). Этот момент, важный сам по себе, приобретает еще большую теоретическую значимость в связи с тем, что модель взаимоотношений государство – элита – народ довольно продуктивно используется в т. н. демографически-структурной теории, анализирующей динамику внутренних процессов в доиндустриальных и раннеиндустриальных обществах, а также взаимодействие элементов данной структуры в условиях роста населения и вызываемой этим нехваткой ресурсов (см., например: Goldstone 1991; Нефедов 2005 и ниже статьи С. Ю. Малкова [c. 142–152], С. А. Нефедова и П. В. Турчина [c. 153–167], а также А. С. Малкова, Г. Г. Малинецкого и Д. С. Чернавского [c. 168–181]).

В рамках настоящей статьи модели взаимоотношения треугольника центр – элита – население (народ) в каждом из трех эволюционных типов государства можно представить только в виде краткого описания наиболее типичных ситуаций (но некоторые приведенные ниже тезисы более полно раскрываются далее в тексте статьи [подробнее см.: Гринин 2006а])8. Эти схемы в нашем представлении выглядят следующим образом9.

В раннем государстве очень распространена ситуация, когда элита, опираясь на свои ресурсы (землю, зависимых людей, военную силу) или свое особое положение (признанных представителей определенных родов и династий, вождей племенных образований), контролирует в той или иной форме очень большую или основную часть территории страны. При этом население находится под ее юрисдикцией, она реально контролирует его и отвечает за выполнение им государственных повинностей. Значительная часть населения (особенно зависимые люди) вообще выпадает из-под юрисдикции государства. В этой ситуации сам по себе центр фактически есть только совокупность сил элиты (как региональной, так и представленной в столице). Очень часто центр не может без элиты организовать основные функции государства, поскольку государство не обладает еще необходимым аппаратом либо этот аппарат слаб. Таким образом, взаимоотношения населения и центра в большей степени опосредуются элитой. В результате элита присваивает себе территориально-функциональные институции, в частности: установления повинностей, сбора налогов, судебной власти, организации военных отрядов и обороны, распределения земли (а часто они совмещаются с иммунитетом и автономией в ряде отношений в качестве платы за помощь центру). Примерами таких ранних государств являются феодальные государства Европы, такие как государство франков VIII–Х вв., Англия, как до нормандского завоевания, так и после него, Германия X–XV вв., Киевская Русь и Московская Русь вплоть до времени Ивана III. Но это характерно и для многих древних, средневековых государств, особенно ближневосточных и африканских (например, Месопотамия после Хаммурапи, Хеттское царство), а также и отдельных периодов в Китае (например в эпоху Чжоу), Японии10.

В развитом государстве элита гораздо сильнее интегрирована в государственную систему и связана с центром. Развитое государство по сравнению с ранним обладает более совершенным и многочисленным аппаратом управления. Тем не менее, достаточно системно этот аппарат представлен только в центре, а на местах он фрагментарен. Поэтому во многих случаях элита фактически становится частью аппарата государства на местах, особенно военного, но часто и административного, налогового, судебного, религиозного (см., например, сн. 41). Так, землевладельцев часто привлекали к фискальным и административным задачам, поручали им судебные дела, сбор налогов отдавался откупщикам, полицейские функции выполняли иногда представители особых социальных групп, в частности, в провинциях Османской империи это делали янычары (см., например: Kimche 1968: 455).

Это положение хорошо согласуется с высказанной выше идеей об особо тесной связи развитого государства и общества. Взаимоотношения центра и населения опосредственно-непосредственные, то есть только частично опосредуются элитой, но частью осуществляются напрямую через формальный, официальный госаппарат на местах. При этом население все более надеется на центр как на защитника от местного произвола, что гораздо менее характерно для раннего государства.

В зрелом государстве административно-бюрократический аппарат становится уже вполне системным и завершенным, поэтому центр осуществляет взаимоотношения с населением в основном с помощью этого аппарата. В зрелом государстве точнее говорить уже не столько о взаимоотношениях центра, элиты и народа, сколько о взаимоотношениях государства, элиты и населения. Взаимоотношения между государством и элитой становятся, если можно так сказать, гражданскими. Это означает, с одной стороны, что элита, то есть представители крупного землевладения, бизнеса, финансов и верхушка интеллектуалов уже перестает выполнять функции государственной структуры, которые полностью перешли в руки официального аппарата, то есть элита является частью общества, но не государства. Однако, с другой стороны, преимущества и положение элиты особо охраняется государством. Все это способствует формированию и функционированию гражданского общества. Взаимоотношения между государством и населением – прямые непосредственные как через госаппарат (например, налоговые и судебные органы), так и через участие населения в выборах.

Таким образом, подводя итог, можно сказать, что в раннем государстве центр только непрочно объединяет территории и общество через посредничество элиты, которая в основном и соприкасается с населением; в развитом – центральная власть прямо или косвенно интегрирует элиту в состав государственного аппарата и ограничивает влияние элиты на население, устанавливая во многом прямые контакты с населением; в зрелом государстве власть благодаря достаточно совершенному административному аппарату и правовой системе разрывает административно-территориальную связь элиты и населения, тем самым превращая элиту в часть гражданского общества и устанавливая прямые связи между государством и населением.

Политическая эволюция Мир-Системы

Как известно, самые первые государства в Мир-Системе появляются в IV – начале III тыс. до н. э. (см., например: Виноградов 2000б: 150–151; Дьяконов 2000: 45–56; Baines and Yoffee 1998: 199; Wright 1977: 386; 1998). Хотя, естественно, датировки сильно колеблются в зависимости как от исторических и археологических реконструкций, так и от того, что понимается под государством. В течение последующих более полутора тысяч лет в Мир-Системе главная тенденция политического развития состояла в трансформации негосударственных образований и политий в самостоятельные государства или части государств (см. об этом также в следующей статье данных авторов в этом альманахе [c. 102–141]). Однако для понимания действительной сложности политической структуры Мир-Системы этого периода надо учитывать, что наряду с явно догосударственными политиями с ранними государствами сосуществовали и аналоги ранних государств, то есть политии, сравнимые с ранними государствами по сложности и функциям, но отличающиеся от государства особенностями своего политического и административного устройства11. Затем в конце III тыс. до н. э. сложность политического развития Мир-Системы еще более увеличивается. Это связано с тем, что наметился переход, во-первых, к более крупным и организованным государственным образованиям, а во-вторых, к смене эволюционного типа государств.

Согласно нашим представлениям, первое развитое государство (Египет Нового царства) появляется в XVI в. до н. э.12 Однако его появлению (как, вероятно, до этого и появлению первых ранних государств) уже несколько столетий предшествовало появление политий, которые можно назвать аналогами развитых государств (что видно из помещенной ниже табл. 1). Дело в том, что с течением времени некоторые ранние государства достигали такого высокого уровня административного развития, что их уже можно в известной мере считать аналогами развитых государств, хотя и неполными. К ним можно отнести, например, такие политии, как государство третьей династии Ура и царство Хаммурапи в Месопотамии. Наряду с этим стали появляться и более полные аналоги (каким можно считать, например, Египет Среднего царства). Таким образом, первый подъем развитых государств и их аналогов приходится на период в районе конца III – первой половины II тыс. до н. э., что хорошо видно на рис. 6 (Динамика роста площади развитых государств в логарифмическом масштабе) и соответствует первому пику роста численности городского населения Мир-Системы, приходящемуся примерно на этот же период (см. следующую статью данных авторов в этом альманахе [c. 102–141]).

Тем не менее, еще в течение тысячи лет ранние государства продолжали господствовать абсолютно, а появившиеся аналоги развитых государств оказались не особенно долговечными. Новый и на этот раз прочный подъем пришелся на середину и вторую половину I тыс. до н. э. При этом в последние века до н. э. и первых веках н. э. территория развитых государств уже занимала очень большую часть Мир-Системы (на которой к тому же обитало большинство ее населения), поскольку в число развитых государств и их аналогов необходимо включать наиболее крупные государства того времени (Персидское государство Ахеменидов, государство Птолемеев и Селевкидов, Китайские империи Цинь и Хань, Римскую, а затем и Византийскую империи, государство Сасанидов в Иране).13 Указанный подъем числа и территории развитых государств в середине и во второй половине I тыс. до н. э. вполне коррелирует с новым подъемом роста городского населения Мир-Системы.

Таблица 1. Хронологическая таблица формирования

развитых государств

п/п

Государство

Примечание

Дата начала вступления в этап

Событие

Дата завершения этапа

Событие

1

Египет Среднего царства

аналог

-2000

Начало XII династии

-1700

Начало Второго распада Египта

2

Египет Нового царства и поздний Египет

-1580

Начало XVIII династии, начало правления Яхмоса I

-525

Завоевание Египта Персией

3

Шумер III династии Ура

неполный аналог

-2111

Начало правления царя Ур-Намму

-2003

Падение Ура

4

Старовавилонское царство

неполный аналог

-1792

Начало правления царя Хаммурапи

-1595

Захват Вавилонии касситами

5

Нововавилонское царство

аналог

-605

Начало правления царя Навуходоносора

- 539

Завоевание

Вавилонии

Персией

6

Персидская (Ахеменидская)

империя

аналог

- 518

Начало реформ Дария I

-330

Конец Ахеменидской державы в результате похода Александра Македонского

7

Птолемеевский Египет

-305

Провозглашение Птолемея Лага царем Египта

-30

Завоевание Египта Римом

8

Государство Цинь (в Китае)

аналог

-350-е

годы

Реформы Шан Яна

-221

Образование империи Цинь при Цинь-Шихуанди

9

Китай

-221

Образование империи Цинь при Цинь-Шихуанди

конец XVII–1722

Превращение Китая в аналог зрелого государства; последний период царствования императора Канси

10

Государство Селевкидов (Сирийское царство)

аналог

- 305

Провозглашение Селевка I Никатора царем

-64

Завоевание Римом последней части Селевкидского государства

11

Римская империя

-30

Начало правления Октавиана Августа

476

Падение Западной Римской империи

12

Византия

395

Раздел Римской империи на Западную и Восточную

1453

Захват Константинополя

турками

13

Сасанидский Иран

226/227

Коронация первого Сасанидского царя Ардешира I

633–651

Завоевание Ирана арабами

14

Камбоджа (Ангкор)

аналог

Начало

XI в.

Объединение страны Сурьяварманом I

Конец XIII в.

Распад Ангкорской империи

15

Халифат Аббасидов

аналог

750

Установление династии Аббасидов

945

Окончательная потеря реальной политической власти

Аббасидами

16

Халифат Омейядов

в Испании

аналог

912

Начало правления Абдар-Рахмана III

1031

Окончательный развал халифата, начало эпохи

мелких удельных государств (мулук ат-таваиф)

17

Арабский Египет

С 1525 г. в составе Османской империи

969

Завоевание Египта Фатимидами

1922

Формальное провозглашение независимости Египта. Начало превращения Египта в зрелое государство

18

Делийский султанат

аналог

1290

Начало династии Хильджи

1398

Разграбление Дели Тимуром

19

Япония

1392

Объединение династий, возвращение столицы в Киото

1868

Начало превращения Японии

в зрелое государство в результате реставрации Мэйдзи

20

Корея

1392

Начало династии Ли

1945

Освобождение Кореи от власти Японии. Формирование в обеих Кореях зрелого государства

21

Вьетнам

1428

Начало династии Поздних Ле

1883–1884

Окончательный захват Францией Вьетнама

22

Франция

1285

Начало правления Филиппа IV

1665–1683

Реформы Кольбера. Начало превращения Франции в зрелое государство при Людови-

ке XIV

23

Испания

1479

Объединение Кастилии

и Арагона

1834–1843

Третья революция, установление режима конституционной монархии. Начало превращения Испании в зрелое государство

24

Португалия

1385–1433

Правление Жуана I

1850-е

Либеральные реформы Салданьи

25

Англия

1485

Начало династии Тюдоров (Генрих VII)

1688

Славная революция. Начало превращения Англии в зрелое государство

26

Швеция

1523–1560

Правление короля Густава I Вазы

1771–1792

Правление и реформы Густа-

ва III. Начало превращения Швеции в зрелое государство

27

Австрия

1493–1519

Правление

и реформы Максимилиана I

1780–1790

Период просвещенного абсолютизма Иосифа II . Начало превращения Австрийской империи

в зрелое государство

28

Россия

1547

Коронация Ивана IV на царство

1801

Начало царствования Александра I. Начало превращения России в зрелое государство

29

Польша

Конец XV–начало XVI вв.

Формирование шляхетской «конституции»

1795

3-й раздел Польши

30

Дания

1536

Королевская реформация в Дании

1849

Июльская конституция 1849 г. Превращение Дании в зрелое государство

31

США

1776

Начало войны за независимость

1829–1837

Реформы президента Джексона. Превращение США в зрелое государство

32

Пруссия

Первая половина XVII в.

Формирование Бранденбургско-прусского государства

Конец XVIII в.

Начало превращения Пруссии в зрелое государство

33

Государство Моголов в Индии

1556

Начало правления Акбара

1707

Смерть Аурангзеба. Начало распада империи Моголов

34

Османская империя

1520

Начало правления Сулеймана I Великолепного

1908

Революция.

Начало превращения Турции

в зрелое государство

35

Нидерланды

1579

Утрехтская уния Северных провинций Нидерландов

1815–1839

Окончательное установление границ Нидерландов. Превращение их в зрелое государство

36

Иран

1587

Начало правления Аббаса I

1925

Провозглашение Реза-шаха Пехлеви шахом Ирана. Начало превращения Ирана в зрелое государство

37

Аргентина

1826

Провозглашение Федеративной республики Аргентины

1853

Принятие конституции Аргентинской конфедерации. Начало превращения

в зрелое государство

38

Бразилия

1822

Провозглашение независимости Бразильской империи

1889

Провозглашение Бразилии федеративной республикой. Начало превращения в зрелое государство



Скачать документ

Похожие документы:

  1. А. В. Коротаева (ред.) М.: КомКнига (1)

    Книга
    Взаимосвязь эволюции государственности и урбанизации – очень объем­ная тема, поэтому в настоящей статье мы рассмотрим лишь отдельные ас­пекты этой взаимосвязи2.
  2. Опубликовно в альманахе «Эволюция: Космическая, биологическая, социальная» / Под ред. Л. Е. Гринина, А. В. Коротаева, А. В. Малкова. Вып. (с. 176-225)

    Документ
    Опубликовно в альманахе «Эволюция: Космическая, биологическая, социальная» / Под ред. Л. Е. Гринина, А. В. Коротаева, А. В. Малкова. Вып. 1. (с. 176–225).
  3. В зеркале новых концепций и подходов (опубликована как отдельная брошюра: Москва: КомКнига, 2005)

    Книга
    Многоплановая практическая востребованность сделала исламоведение одной из наиболее “модных” ветвей общественных наук и обнажила множество серьезных трудностей и проблем, связанных с адекватным научным ответом на “исламский вызов”.
  4. Клуб Общественной Палаты» тема проекта (гранта): «исследование

    Исследование
    При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта Институтом общественного проектирования по итогам III Конкурса «Проблемы развития современного российского общества» в соответствии
  5. Общественная палата Российской Федерации (3)

    Доклад
    ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ПРИЧИНЫ НАКОПЛЕНИЯ ПРОБЛЕМ В СФЕРЕ ДЕМОГРАФИИ И ЭКОНОМИКИ В ПЕРИОД 1946 - 2007 ГГ., ТРЕБУЮЩИХ РЕШЕНИЯ В РАМКАХ СОВРЕМЕННОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

Другие похожие документы..