Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Курс лекций'
Название курса: Гидробиология. Курс лекций объемом 32 часа реализуется в рамках программы обучения по специальности «химик-эколог» и относится к есте...полностью>>
'Публичный отчет'
С целью повышения эффективности образовательной деятельности вы можете отправить свои замечания и предложения на адрес электронной почты: zarech_shco...полностью>>
'Документ'
Выступил президент ФХТР Чеченков С.В. Он сказал, что поступили предложения вывести из состава Президиума ФХТР Пастухова Ю.К, Звягина Г.М. и ввести в ...полностью>>
'Документ'
Путь к эфф-му У ч-ком лежит ч-з понимание его мотивации. М-я – это совок-ть внутр и внешн движ сил, кот-е побуждают ч-ка к д-ти, задают границы и форм...полностью>>

Пояснительная записка к отчету по форме 21-гит государственной инспекции труда в Челябинской области за 1 полугодие 2011 года

Главная > Пояснительная записка
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к отчету по форме 21-ГИТ Государственной инспекции труда в Челябинской области

за 1 полугодие 2011 года

Государственной инспекцией труда в Челябинской области во исполнение приказа Федеральной службы по труду и занятости от 07.11.2005 №347, последующих приказов и указаний, в том числе приказа Федеральной службы по труду и занятости от 15 марта 2011 года № 49, обобщены и проанализированы результаты деятельности за 1-е полугодие 2011 года по организации надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права на предприятиях, в учреждениях и организациях Челябинской области.

  1. Общий анализ состояния соблюдения законодательства о труде и охране труда.

По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Челябинской области на 01.01.2011 общие статистические сведения по Челябинской области составляли:

- общая численность населения по предварительным данным «Челябинскстата» – 3508,4 тыс. человек (против 3508,4 тыс. человек на 01.01.2010 и 3508,7 тыс. человек на 01.01.2009);

- сведения о численности населения трудоспособного возраста в «Челябинскстате» будут готовы в августе 2011 года. Общая численность населения трудоспособного возраста на 01.01.2010 составляла 2167,1 тыс. человек (против 2193,8 тыс. человек на 01.01.2009);

- общее количество зарегистрированных хозяйствующих субъектов на конец декабря 2010 года – 211,3 тыс. (против 211,1 тыс. на 01.01.2010 года; 200,5 тыс. на 01.01.2009 года), в том числе лиц, занимающихся индивидуальной предпринимательской деятельностью – 105,8 тыс. (против 101,6 тыс. на 01.01.2010 года; 97,0 тыс. на 01.01.2009 года) и организаций – 105,5 тыс. (против 109,5 тыс. на 01.01.2010 года; 103,5 тыс. на 01.01.2009 года);

- сведения о среднегодовой численности занятых в экономике работников за 2010 год в «Челябинскстате» будут готовы в августе 2011 года. Среднесписочная численность работников организаций за январь – ноябрь 2010 года составила 1110,0 тыс. человек. Среднегодовая численность занятых в экономике работников за 2009 год составила 1644,2 тыс. человек, что на 52 тыс. человек меньше, чем годом ранее (за 2008 г. численность занятых в экономике работников составила 1696,1 тыс. человек).

Анализ результатов надзорно-контрольной деятельности Гострудинспекции в Челябинской области, статистические показатели и данные других надзорных органов позволяют констатировать, что в анализируемый период нормы трудового законодательства Российской Федерации продолжали нарушаться значительным количеством работодателей хозяйствующих субъектов области.

Так, в 1 полугодии 2011 г. Гострудинспекцией в общей сложности выявлено 18279 нарушений трудового законодательства РФ (против 18872 за аналогичный период 2010 г.). Наибольшее количество нарушений выявлено:

- по вопросам обучения и инструктирования работников по охране труда - 3763 нарушений (против 3358 нарушений за аналогичный период 2010 г.);

- по вопросам, связанным с трудовым договором - 2497 нарушений (против 2799 нарушений за аналогичный период 2010 г.);

- по вопросам оплаты труда – 1843 нарушения (против 2581 нарушений оплаты и нормирования труда за аналогичный период 2010 г.);

- по вопросам гарантий и компенсаций - 1165 нарушений (против 257 нарушений за аналогичный период 2010 г.);

- по вопросам обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты – 1125 нарушений (против 960 нарушений за аналогичный период 2010 г.);

- по вопросам проведения аттестации рабочих мест по условиям труда – 948 нарушений (против 606 нарушений за аналогичный период 2010 г.)

Следует отметить, что в анализируемый период 2011 года последствия экономического кризиса, начавшегося в конце 2008 года, как и в большинстве субъектов Российской Федерации, продолжали оказывать относительное негативное влияние на экономический сектор Челябинской области. Так, в соответствии с данными территориального органа Росстата по Челябинской области (Челябинскстата) по состоянию на 01.01.2011 просроченная задолженность по выплате заработной платы работникам отмечалась в 3 организациях Челябинской области в отношении 647 работников и составляла 12,492 млн. рублей. Вся задолженность не выплачена по причине отсутствия собственных средств у хозяйствующих субъектов. Для сведения, по данным Челябинскстата на 21.01.2010 задолженность по заработной плате отмечалась в 7 организациях Челябинской области (что в 2 раза больше, чем на 01.01.2011) в отношении 2585 работников (что в 4 раз больше) и составляла общую сумму 15,991 млн. руб. (что на 3,5 млн. рублей больше, чем на 01.01.2011).

В течение 1 полугодия текущего года по вопросам оплаты труда Гострудинспекцией в общей сложности проведено 786 проверок (против 821 проверки, проведённых за аналогичный период 2010 года). Из указанного количества проверок совместно с представителями органов прокуратуры проведены 67 проверок или 8,5% (в первом полугодии 2010 года - 85 проверок или 10,4 %).

По результатам проверок:

- в 220 хозяйствующих субъектах выявлены факты задержки выплаты заработной платы в отношении 8243 работников;

- выявлено 1843 нарушений законодательства об оплате труда;

- выдано 568 предписаний об устранении выявленных нарушений;

- 8069 работникам была выплачена задержанная заработная плата;

- общая сумма произведённых по требованию госинспекторов труда выплат заработной платы составила 60 млн. рублей;

- наложено 321 административный штраф на должностных лиц организаций, юридических лиц и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на общую сумму 1303 тыс. рублей, из которых в отчётный период взыскано 766 тыс. рублей;

- в суды направлено 18 протоколов для привлечения к административной ответственности лиц, виновных в правонарушениях в сфере оплаты труда, в том числе по ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ в отношении 2 должностных лиц.

Следует отметить, что к концу отчётного периода, задолженность по заработной плате несколько увеличилась до 22,190 млн. рублей (по данным Челябинскстата на 01.07.2011), отмечавшейся в отношении 1140 работников в 3 организациях области, находящихся в стадии банкротства. (Конкретная деятельность приведена в подразделе «Оплата труда»).

В связи со сложившейся ситуацией в экономике Российской Федерации в течение отчётного периода в Челябинской области, как и в иных субъектах Российской Федерации, продолжали являться актуальными вопросы, связанные с высвобождением работников. Во исполнение приказов и указаний Минздравсоцразвития РФ и Роструда Гострудинспекцией поддерживались рабочие контакты и взаимодействие с Главным управлением по труду и занятости населения Челябинской области и его территориальными органами, а также с органами исполнительной власти области. В 1 полугодии 2011 года Гострудинспекция продолжала осуществлять оперативные системные надзорно-контрольные мероприятия в отношении конкретных хозяйствующих субъектов, представивших в органы службы занятости сведения о ликвидации организаций, сокращении численности или штата работников, а также неполной занятости работающих, при этом первостепенное внимание уделялось организациям, планирующим массовое высвобождение работников. Так, из ГУ по труду и занятости населения области в Гострудинспекцию еженедельно направлялась информация, свидетельствующая о регистрации на территории области предприятий и организаций, где в период с января 2011 г. по июнь 2011 г. планировалось высвобождение:

- на 12.01.2011 – в 9 организациях с предполагаемым массовым увольнением 839 работников, а также 218 организаций с числом увольняемых менее 50 человек, на которых в общей сложности предполагалось высвобождение 3544 работников. Таким образом, общее количество организаций составляло 227 с общей численностью 4383 высвобождаемых работников.

- на 02.03.2011 – в 8 организациях с предполагаемым массовым увольнением 643 работников, а также в 175 организациях (с числом увольняемых менее 50 человек), в общем, предполагалось высвобождение 3107 работников. Таким образом, общее количество организаций составило 183 с общей численностью 3750 высвобождаемых работников;

- на 29.06.2011 – в 20 организациях с предполагаемым массовым увольнением 3247 работников, а также 152 организации с числом увольняемых менее 50 человек, на которых в общей сложности предполагалось высвобождение 2245 работников. Таким образом, общее количество организаций составляло 172 с общей численностью 5492 высвобождаемых работника.

Вышеуказанные показатели мониторинга позволяют сделать вывод, что к концу отчётного периода отмечалось значительное увеличение (в 2 раза) числа организаций, планирующих массовое высвобождение работников, вместе с тем не значительное увеличение общего количества работников (на 25 %), предполагаемых к увольнению, что свидетельствует о продолжающих сказываться последствиях экономического кризиса.

В течение 1 полугодия 2011 г. госинспекторами труда в указанных хозяйствующих субъектах по вопросам высвобождения проведено 14 проверок, в ходе 10 проверок были выявлены нарушения. По результатам проверок выдано 10 предписаний об устранении 12 выявленных не существенных нарушений законодательства о труде, в связи с чем должностные лица хозяйствующих субъектов к административной ответственности не привлекались. Характерные нарушения:

- в ОГАУ «Центр лесовосстановления» г. Чебаркуль (руководитель Лысых А.В.) по данным предоставленным ГУ по труду и занятости населения Челябинской области на 23.02.2011 из среднесписочного состава 56 работников, в связи с ликвидацией организации предполагалось увольнение 56 человек. Проверкой установлено, что 37 работников будут трудоустроены в ОГУ «Центр пожаротушения и охраны леса Челябинской области», а 13 работников будут трудоустроены в ООО «Чебаркульлес». Однако, в нарушение п. 1 ч. 2 ст. 22, ч. 1 ст. 82 Трудового кодекса РФ и п. 2 ст. 25 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» работодатель предупредил работников и службу занятости о предстоящей ликвидации предприятия менее чем за 3 месяца. Выдано предписание.

В качестве примера отсутствия нарушений можно привести следующий:

- в ОАО «Комбинат «Магнезит» г. Сатка (ген. директор Зайцев В.А.) по данным предоставленным ГУ по труду и занятости населения Челябинской области на 16.03.2011 предполагалось увольнение 409 работников Цеха горных автотранспортных перевозок. Проверкой установлено, что 394 работника планируется перевести в ЗАО «РудМоторс» г. Сатка на вакантные должности, соответствующие их квалификации, с сохранением размера заработной платы, 9 человек обратятся в службу занятости населения. Нарушений трудового законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права при проведении сокращения не установлено.

В отчетном периоде в общей сложности поступило 1464 письменных обращений граждан, что на 232 обращения (или на 18,8%) больше, чем за аналогичный период 2010 г. (1232 обращения), причем с личного приема граждан поступило 412 обращений (против 265 в 2010 году).

Среди поступивших письменных обращений наибольшее количество составляют: обращения, связанные с нарушением трудового законодательства об оплате труда – 829 обращений (или 56,6% от числа всех поступивших); далее следуют обращения, связанные с институтом трудового договора – 274 (или 18,7%); охраны труда – 129 (или 8,8%); гарантий и компенсаций – 73 (или 5,0%). Основными причинами, послужившими основанием для направления гражданами обращений в государственную инспекцию труда, являлись нарушения трудового законодательства, допущенные работодателями в отношении заявителя или иных работников организаций – 1144 обращения (или 78,1%), низкая правовая грамотность заявителей – 223 обращения (или 15,3%), недостаточная информированность заявителей о деятельности государственной инспекции труда – 94 обращения (или 6,4%), по причине относящейся к ненадлежащему исполнению служебных обязанностей должностными лицами государственной инспекции труда – 3 обращения (или 0,2%).

Состояние производственного травматизма во многих организациях базовых отраслей экономики области остается неудовлетворительным. Следует отметить, что в 1 полугодии 2011 г. снизилось количество несчастных случаев на производстве, относящихся к категории тяжелых, которых зарегистрировано 79 (против 85 за аналогичный период 2010 г.). За отчетный период в Челябинской области произошло 5 групповых несчастных случаев на производстве, в которых погиб 1 работник. За аналогичный период 2010 г. произошло 11 групповых несчастных случаев, в которых погибло 6 работников. В 1 полугодии 2011 г. зарегистрировано 29 смертельных несчастных случаев на производстве (против 24, зарегистрированных в 1 полугодии 2010 г.). В общей сложности в отчетный период 2011 г. в области погибли на производстве 30 работников (в 1 полугодии 2010 г. – погибло также 30 работников). По видам экономической деятельности факты смертельного травматизма отмечены: в обрабатывающих производствах – 14 (что составило 47 % от общего количества погибших на производстве); оптовая и розничная торговля – 4 (14%), в строительстве – 3 (10 %); транспорт и связь – 3 (10 %), операции с недвижимым имуществом – 2 (7%), добыча полезных ископаемых – 1 (3%); здравоохранение – 1 (3%), предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг – 1 (3%), производство и распределение электроэнергии, газа и воды – 1 (3%).

Количество сокрытых работодателями несчастных случаев на производстве, расследованных государственными инспекторами, осталось на прежнем уровне. В 1 полугодии т.г. расследовано 22 сокрытых несчастных случаев на производстве.

Основными причинами производственных травм с тяжелыми последствиями, как и ранее, явились:

  • неудовлетворительная организация производства работ;

  • несоблюдение работниками трудового распорядка и дисциплины труда, включая нахождение пострадавшего в состоянии алкогольного опьянения;

  • нарушение правил дорожного движения;

  • эксплуатация неисправных машин и механизмов;

  • нарушение технологического процесса и другие.

В анализируемый период Законодательное собрание Челябинской области не принимало законов, регулирующих трудовые отношения.

  1. Организация надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства Российской Федерации.

В 1 полугодии 2011 г., как и в предыдущие отчетные периоды, надзорно-контрольная деятельность Гострудинспекции планировалась и проводилась в соответствии с Планом основных мероприятий Федеральной службы по труду и занятости на 2011 г., соответствующими приказами и указаниями Роструда, Планом основных мероприятий Государственной инспекции труда в Челябинской области на 2011 г., Комплексным планом мероприятий Государственной инспекции труда в Челябинской области по реализации Послания Президента РФ Федеральному собранию в 2010 г., а также квартальными планами отделов и Планом проведения плановых проверок хозяйствующих субъектов (далее – план проверок).

Для координации осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда государственные инспекторы труда информировали о предстоящих инспекторских проверках территориальные органы прокуратуры, которые сообщали о намерении принять участие в конкретных совместных проверках. Кроме того, План проверок организаций и предприятий, опубликованный на сайте Гострудинспекции и прокуратуры области заблаговременно был направлен в ООПС «Федерация профсоюзов Челябинской области» и ГУ по труду и занятости населения Челябинской области для планирования совместных проверок с их представителями. В отчётном периоде из общего количества 1999 различных проверок 294 (или 14,7%) проведены совместно с различными государственными органами надзора и контроля, а также профсоюзами. Наибольшее количество проверок проведено с органами прокуратуры – 160 (54,4% от общего количества совместных проверок), а также с профсоюзными организациями – 90 проверок (30,6% от количества совместных). Для сравнения, в 1 полугодии 2010 г. проведено совместно с органами прокуратуры – 208 проверок (43,1% от общего количества совместных проверок), с профсоюзными организациями – 82 проверок (17%).

По результатам всех проверок, проведенных в 1 полугодии 2011 г., в органы прокуратуры и следствия направлено 136 материалов для привлечения к уголовной ответственности лиц, виновных в допущенных нарушениях трудового законодательства (в 1 полугодии 2010 г. – 167 материалов). Из них: в связи с несчастными случаями на производстве – 134 материала и в связи с нарушениями законодательства об оплате труда – 2. По результатам рассмотрения материалов отчётном периоде, органами следствия возбуждено 1 уголовное дело по факту несчастного случая на производстве (за аналогичный период 2010 г. было возбуждено 1 уголовное дело по факту несчастного случая на производстве и 3 уголовных дела по фактам нарушений законодательства об оплате труда). Основными причинами отказа в возбуждении уголовных дел, по мнению органов следствия, являются отсутствие состава или события преступления в действиях лиц, в отношении которых проводилась проверка.

В отчетный период по ст. 143 Уголовного кодекса РФ судом вынесен 1 приговор в отношении двух виновных лиц (в 1 полугодии 2010 г. – также 1 приговор). Так, по статье 143 Уголовного кодекса РФ вынесен приговор по ранее возбужденному (в 2010 г.) уголовному делу по тяжелому несчастному случаю, происшедшему с обучающимся четвертого курса Троицкого аграрного техникума ФГОУ ВПО «Уральской государственной академии Ветеринарной медицины» Бачуриным А.В., который проходил производственную практику в ООО «М-Супер». Мировым судьей судебного участка 2 города Троицка 29.04.2011 вынесен приговор в отношении 2 подсудимых: управляющего вышеназванной организации Уткина В.В. и бывшего мастера участка Калининой Г.Н.. Приговором суда они признаны виновными в совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 143 Уголовного кодекса РФ и каждому из них назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 6 месяцев (условно).

В соответствии с действующим законодательством одним из основных полномочий по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляемых Государственной инспекцией труда в Челябинской области, как территориального органа Роструда, являлось проведение инспекционных проверок и обследований.

В соответствии с требованиями и указаниями Роструда, Планом работы инспекции государственными инспекторами труда в 1 полугодии 2011 года проведено в общей сложности 1999 различных проверок соблюдения норм трудового законодательства Российской Федерации (за аналогичный период 2010 г. – 2470 проверок).

За анализируемый период обследовано 1999 хозяйствующих субъектов (что составило 0,95% от общего количества зарегистрированных в Челябинской области хозяйствующих субъектов – 211,3 тыс.), в том числе обследовано вторично 117 (за аналогичный период 2010 г. обследовано 1896 хозяйствующих субъектов, из которых 150 вторично). Во исполнение приказов и указаний Роструда в 1 полугодии 2011 г. основными вопросами при проведении проверок являлись:

- соблюдение требований законодательства об оплате и нормировании труда, о трудовом договоре, о соблюдении гарантий и компенсаций, а также по другим основным институтам трудового законодательства;

- соблюдение законодательства об охране труда;

- соблюдению законодательства при сокращении численности или штата работников, а также неполной занятости работающих.

По видам экономической деятельности наибольшее число проверок проведено на предприятиях: обрабатывающих производств – 335 проверок (16,8%), в том числе: производство машин и оборудования - 106 (5,3%), металлургическое производство – 104 (5,2%); торговли и ремонта – 262 (13,1%); социальных и персональных услуг – 255 (12,8%); строительства – 221 (11%); транспорта и связи – 175 (8,7%); по предоставлению коммунальных, в учреждениях образования – 164 (8,2 %); в учреждениях здравоохранения – 156 (7,8%). Наименьшее число проверок (менее 2%) проведено в организациях финансового вида деятельности, гостиницах и ресторанах, сфере операций с недвижимым имуществом.

Госинспекторами труда в 1 полугодии 2011 г. в ходе проведенных проверок выявлено в общей сложности 18279 различных нарушений трудового законодательства РФ (для сравнения, за аналогичный период 2010 г. несколько больше – 18872 нарушения), т.е. фактически количество выявленных нарушений осталось на прежнем уровне.

Следует отметить, что в анализируемый период несколько изменилась структура количества выявленных нарушений относительно видов экономической деятельности. Так, наибольшее число нарушений выявлено:

- в обрабатывающих производствах – 5084 (27,8%), в том числе: производство машин и оборудования – 1681 (9,2%), металлургическое производство – 1305 (7,1%), химическое производство – 880 (4,8%);

- в торговле – 1896 (10,4%);

- в предоставлении коммунальных, социальных и персональных услуг – 1739 (9,5%);

- в здравоохранении и предоставлении социальных услуг – 1434 (7,8%);

- в образовании – 1394 (7,6%);

- в строительстве – 1270 (6,9%);

- в организациях транспорта и связи – 1188 (6,5%).

Из общего количества всех нарушений трудового законодательства, выявленных в отчётном периоде: 7827 нарушения (42,8%) не связаны с охраной труда (в 1 полугодии 2010 г. подобные нарушения составляли 39,2%); нарушения, связанные с охраной труда - 10452 (57,2%) (в 1 полугодии 2010 г. – 60,8%).

Подробный сравнительный цифровой анализ типичных нарушений трудового законодательства по институтам трудового права за 1 полугодие 2011 г. в сравнении с аналогичным периодом 2010 г., приводится в Приложении 2.

В отчетный период Гострудинспекция продолжала практику повторных (контрольных) проверок хозяйствующих субъектов, которые проводились в случае неполучения в установленные сроки ответов на выданные предписания, либо госинспектор труда ставил под сомнение достоверность представленных ответов работодателей. Как указано выше, в 1 полугодии 2011 г. вторично проведены проверки в 117 хозяйствующих субъектах.

За анализируемый период основными причинами нарушений трудового законодательства явились:

- нарушение сроков выплаты заработной платы, оплаты отпусков, выплат при увольнении, в том числе при сокращении численности или штата работников, и иных выплат, причитающихся работнику;

- ненадлежащее отношение руководителей хозяйствующих субъектов к соблюдению требований по охране труда и проведению аттестации рабочих мест;

- неправомерные действия работодателей при оформлении трудовых отношений с работниками, в том числе игнорирование оформления либо ненадлежащее оформление трудовых договоров, не предоставление работодателями гарантий и компенсаций;

- недостатки в обучении, инструктировании и проверке знаний по охране труда работников предприятий, а также в обеспечении работников средствами индивидуальной защиты;

- не соблюдение трудовых прав работающих при регламентации и учете рабочего времени и времени отдыха.

3. Состояние соблюдения законодательства о труде.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Ежеквартальный отчет открытое акционерное общество "Магнитогорский металлургический комбинат" (указывается полное фирменное наименование (для некоммерческой организации наименование) эмитента) (2)

    Публичный отчет
    (указывается место нахождения (адрес постоянно действующего исполнительного органа эмитента (иного лица, имеющего право действовать от имени эмитента без доверенности) эмитента)
  2. Ежеквартальный отчет открытое акционерное общество "Магнитогорский металлургический комбинат" (указывается полное фирменное наименование (для некоммерческой организации наименование) эмитента) (4)

    Публичный отчет
    (указывается место нахождения (адрес постоянно действующего исполнительного органа эмитента (иного лица, имеющего право действовать от имени эмитента без доверенности) эмитента)

Другие похожие документы..