Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Реферат'
Политическая фигура Маргарет Тэтчер была очень популярна в конце 80-х годов нашего столетия. В России ее хорошо знали благодаря доверительным отношен...полностью>>
'Документ'
Дополнительные профессиональные образовательные программы для повышения квалификации логопедов отражают современные подходы к формированию содержания...полностью>>
'Закон'
Комунальне підприємство «Архітектурно-проектувальне бюро» (далі Підприємство), створене відповідно до рішення Южноукраїнської міської ради від «26» с...полностью>>
'Документ'
Профессор международного бизнеса Высшей школы бизнеса Ласальского университета (LaSalle University, Пенсильвания, США)., заведующий кафедрой финансов...полностью>>

Конкурс научных и студенческих работ в сфере профилактики зависимости дети из неблагополучных семей как объект профилактики злоупотребления наркотиками

Главная > Конкурс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Конкурсная работа №

Конкурс

научных и студенческих работ в сфере профилактики зависимости

ДЕТИ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ КАК ОБЪЕКТ ПРОФИЛАКТИКИ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИКАМИ

АВТОРЫ:

Ворфлусев Александр Николаевич, студент 1 курса специальности «Стоматология ортопедическая» медицинского колледжа СГМУ

Адрес авторов:

г.Архангельск, ул.Самойло, д.9, ком.423, моб.тел. 89058737210

E-MAIL: Lowrider 66@

Научный руководитель: Богданюк Ольга Анатольевна, заведующая медицинским колледжем СГМУ, преподаватель медицинской биоэтики

Архангельск,

2011 год

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………………………3

  1. Неблагополучные семьи – какие они?………………………………..…4

  2. Влияние окружения на процесс приобщения к наркотикам……………7

  3. Как строить работу с неблагополучной семьей?......................................10

Заключение…………………………………………………………………..12

Список литературы………………………………………………………….14

ВВЕДЕНИЕ

Семья – первичная ячейка общества, один из важнейших его социальных институтов. Именно в ней ребенок подготавливается к жизни, приобретает первые и самые глубокие социальные идеалы, именно там закладывается фундамент его гражданственности. Семья традиционно передает детям социальные, культурные и нравственные ценности и опыт, воспитывает в них трудолюбие и духовность. Здесь познаются такие понятия, как отцовство и материнство, семейные отношения и традиции.

В детском и подростковом возрасте происходит формирование личности, становление характера. От того как сложится этот период в жизни человека, в значительной степени зависит вся его дальнейшая жизнь.

Становление ребенка, его развитие, формирование личности, как известно, во многом зависит не только от материального положения, но и состояния нравственно-психологического климата той семьи, в которой он находится. В семье, где нет любви и уважения между родителями, где все силы расходуются на то, чтобы поразить воображение знакомых  и родственников внешней стороной жизни, не могут вырасти здоровые и нормальные дети. Они будут искать недостающее им тепло или хотя бы расслабление где-то на стороне. Именно на этой стадии под влиянием неблагоприятных, иногда случайных, подчас кажущихся малозначительными факторов возникают вредные для дальнейшего развития ценностные установки, такие как наркозависимость.

Актуальность проблем современной семьи требует от специалистов разных областей и всего общества в целом осмысления уже имеющегося опыта по поддержке неблагополучных семей, разработки и внедрения новых программ социальной защиты и поддержки различных категорий семей с целью предотвращения детской беспризорности, бродяжничества, социального сиротства и стабилизации общества.

Это определяет актуальность темы работы.

1. Неблагополучные семьи – какие они?

Неблагополучные семьи - это семьи с низким социальным статусом, в какой – либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно, не справляющиеся с возложенными на них функциями, их адаптивные  способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большим трудностями, медленно, малорезультативно.

Под неблагополучной мы склонны понимать такую семью, в которой нарушена структура, размыты внутренние границы, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, вследствие чего нарушается психологический климат в ней, и появляются «трудные дети».

Группа неблагополучных семей, как правило, неоднородна. Существуют разные критерии семейного неблагополучия. Ниже приведем пример классификации, в основу которой положена степень нарушения взаимоотношений и поведения членов семьи.

Так, функционирование проблемных семей нарушено из-за педагогической несостоятельности родителей, это конфликтные семьи с дисгармоничным стилем воспитания (авторитарные, гипо- или гиперопекающие).

Кризисные семьи переживают внешний или внутренний кризис (изменение состава семьи, взросление детей, развод, болезнь, смерть кого-либо из членов семьи, утрата работы, жилья, документов, средств к существованию и т.д.).

Асоциальную семью отличают алкоголизм родителей, пренебрежение нуждами детей. При этом, однако, детско-родительские отношения полностью не разорваны (например, дети пытаются скрывать пьянство родителей, берут на себя ответственность за обеспечение семьи, уход за младшими братьями и сестрами, продолжают учиться в школе).

Аморальная семья – это семья, полностью утратившая семейные ценности, гибнущая от алкоголизма, наркомании, жестокого обращения с детьми, не занимающаяся воспитанием и обучением детей, не обеспечивающая необходимых безопасных условий жизни. Дети в такой семье, как правило, не учатся, становятся жертвами насилия, уходят из дома.

Крайняя степень семейной дисфункции наблюдается в антисоциальных семьях: противоправное, антиобщественное поведение, несоблюдение моральных, нравственных норм в отношении наименее защищенных членов семьи, нарушение экономических прав ближних. Это семьи, ведущие паразитический образ жизни зачастую за счет принуждения детей к воровству, попрошайничеству и проституции.

Чем глубже степень семейного неблагополучия, тем более закрытой для внешнего мира она становится, тем сильнее нарушено поведение детей, тем труднее оказывать помощь такой семье, особенно в условиях образовательного учреждения.

В семье с явной формой неблагополучия ребенок испытывает физическую и эмоциональную отверженность со стороны родителей (недостаточная забота о нем, неправильный уход и питание, различные формы семейного насилия, игнорирование его душевного мира переживаний). Вследствие этих неблагоприятных внутрисемейных факторов у ребенка появляются чувство неадекватности, стыд за себя и родителей перед окружающими, страх и боль за свое настоящее и будущее.

Среди внешне неблагополучных семей наиболее распространенными являются те, в которых один или несколько членов зависимы от употребления психоактивных веществ, прежде всего алкоголя и наркотиков. Человек, страдающий от алкоголизма и наркотиков, вовлекает в свое заболевание всех близких людей. Поэтому неслучайно специалисты стали обращать внимание не только на самого больного, но и на его семью, признав тем самым, что зависимость от алкоголя и наркотиков – семейная проблема.

Одним из самых мощных неблагополучных факторов, разрушающих душевное равновесие ребенка, является алкоголизм родителей. Оно может отрицательно влиять не только в момент зачатья и во время беременности, но и на протяжении всей жизни ребенка. В конечном итоге семьи с химической зависимостью становятся социально  и психологически неблагополучными.

Жизнь детей в подобной семейной атмосфере становится невыносимой, превращает их в социальных сирот при живых родителях.

Совместная жизнь с больным алкоголизмом приводит к серьезным психическим нарушениям у других членов семьи, комплекс которых обозначается специалистами таким термином, как созависимость.

Созависимость возникает в ответ на затянувшуюся стрессовую ситуацию в семье и приводит к страданиям всех членов семейной группы. Особенно в этом плане уязвимыми являются дети. Отсутствие необходимого жизненного опыта, неокрепшая психика – все это приводит к тому, что царящая в доме дисгармония, ссоры и скандалы, непредсказуемость и отсутствие безопасности, а так же отчужденное поведение родителей глубоко травмирует детскую душу, и последствия этого морально – психологического травмирования зачастую накладывают глубокий отпечаток на всю дальнейшую жизнь.

Дети вынуждены скрывать свои истинные чувства и переживания, чтобы быть принятыми взрослыми; не осознают своих чувств, не знают, в чем их причина и что делать с этим, но именно сообразно с ними они строят свою жизнь, отношения с другими людьми, с алкоголем и наркотиками. Дети переносят свои душевные раны и опыт во взрослую жизнь, часто становясь химически зависимыми. И вновь появляются те же проблемы, что были в доме их пьющих родителей.

2. Влияние окружения на процесс приобщения к наркотикам

Наркоманами становятся прежде всего те, у кого рано обнаруживаются отклонения в поведении в школе, ПТУ, на улице, если один из родителей или оба злоупотребляют спиртными напитками и наркотиками. Причины формирования личности преступника-наркомана следует искать и в сфере психических отклонений в детстве, психологического отчуждения от родителей, в утере ими с раннего возраста контакта с подростком.

Нельзя сбрасывать со счетов наличие хронического заболевания у молодого человека, получение им черепно-мозговой травмы в детском и подростковом возрасте (или родовая травма). Здесь и употребление спиртных напитков, начиная со среднего и особенно старшего школьного возраста, раннее курение, наличие физического недостатка, психологические отклонения, отчуждение окружающих, стрессовое состояние, сложности с трудоустройством и потеря уверенности в своих возможностях.

Нередко подростки идут по стопам своих незадачливых родителей и старших братьев, которые своим поведением толкают несовершеннолетних к противоправным действиям. Все перечисленные причины потребления наркотиков подростками как бы лежат на поверхности и заметить их не составляет особого труда.

Глубинные же причины этого негативного явления лежат прежде всего в неблагоприятных семейных отношениях.

Изучение семейного положения наркоманов показало, что у многих распад семейных отношений являл собой последний рубеж в распаде личности. Семья, как опора и надежный тыл во всех житейских перипетиях, оказалась распавшейся и, зачастую, по их же вине. На практике после неоднократных отсидок в ИТУ семья нередко отторгает наркомана и он вынужден после очередного отбывания наказания искать пристанище в интернатах для престарелых или пополнять ряды людей без определенного места жительства БОМЖей и преступные группировки.

Обоснованную тревогу вызывают не только неблагополучные семьи, но и вполне, казалось бы, нормальные. Занятость родителей, социально-экономические неурядицы, их пьянство, оставляет подростков на периферии семейных забот. Там все чаще происходят конфликты и разводы родителей, травмирующих юного гражданина.

Причины сегодняшней ситуации говорят о том, что совершенно необязательно быть выходцем из неблагополучной семьи. Как показывает практика, ряды наркоманов пополняются из семей всех общественных слоев. Когда нарушены родственные связи, отсутствуют эмоциональные узы, столь необходимые, чтобы выдержать испытания переходного возраста - негативное развитие событий становится едва ли не неизбежным.

По мнению ряда исследователей, многие наркоманы происходят из неблагополучных семей, которые ни в коем случае нельзя путать с неполными. Не всякая неполная семья неблагополучная. Дело в конечном итоге не в количестве родителей и других близких родственников, а в их качестве, в характере их взаимоотношений. Поэтому причины формирования личности преступника - наркомана следует искать и в сфере психических отклонений в детстве, психологического отчуждения от родителей, в утере ими с раннего возраста положительного контакта с подростком.

Рост наркомании и связанной с ней преступности среди несовершеннолетних во многом также вызваны бедностью, социальными и жилищными проблемами. Здесь и неполная занятость среди молодежи, разрыв семейных связей, размывание традиционных ценностей, все возрастающее отрицательное влияние средств массовой информации и неспособность системы образования отвечать новым задачам.

В настоящее время нередко наркоманы "со стажем” с особым вниманием и тактом привлекают к "бесплатному" употреблению наркотиков подростков богатых родителей. Когда подросток уже плотно "втягивается" в эту компанию и не может существовать без наркотиков, вот тогда опытные "учителя" заставляют подготовленного подростка платить или приносить им из дома на продажу все ценные вещи родителей.

Сложность борьбы с наркоманией - в ее простоте. Компоненты для приготовления наркотика легко доступны (растворитель, уксусная кислота, мясорубка, мак). Технологию приготовления легко может освоить любой подросток. Как правило, наркотик приготавливается для группового потребления. В этом и состоит опасность: группа легко поглощает новые жертвы.

Поэтому успех в этой работе зависит от тесного взаимодействия органов здравоохранения, просвещения и милиции.

Учитывая вышеизложенное, необходимо довести до каждого несовершеннолетнего информацию не только о пагубном влиянии наркотических и токсических веществ на организм, но и о возможности заражения такими страшными заболеваниями, как ВИЧ, гепатиты, сифилис, что может послужить дополнительным аргументом против начала или продолжения употребления, особенно внутривенного, психоактивных веществ.

3. Как строить работу с неблагополучной семьей?

Принцип индивидуального подхода к проблеме неблагополучной семьи предполагает следующий примерный алгоритм действий:

 - подготовка – предварительное знакомство со всеми имеющимися сведениями о семье, составление плана беседы;

- установление контакта специалистов с членами семьи;

- выявление сущности семейных проблем, причин их возникновения и внутренних ресурсов неблагополучной семьи;

- определение плана выхода семьи из тяжелой ситуации, содержания необходимой помощи и поддержки со стороны специальных служб, стимулирование родителей к самопомощи;

- реализация намеченного плана, привлечение специалистов, способных помочь в разрешении проблем, которые семья не может решить самостоятельно;

- патронат семьи (в случаях тяжкого неблагополучия может продолжаться до нескольких лет).

При отсутствии результата «по-хорошему» начинается работа «по-плохому». Тогда к семье начинают применять (от отчаяния и возмущения) карательные меры - с исключением детей из школы и направлением их в специализированные учебные заведения, со штрафными санкциями для родителей, с ограничениями и лишением родительских прав.

Однако в результате этих мер изменения в лучшую сторону наступают далеко не всегда, а нередко и без того тяжелое положение усугубляется.

Безусловно, встречаются ситуации, когда перечисленные меры оказываются единственно возможным выходом.

Но бывает и так, что отсутствие изменений говорит о плохо продуманном подходе со стороны специалистов, о недостаточном профессионализме при работе с семьей или просто о поспешности.

Серьезные изменения требуют времени. Как на протяжении многих лет формировался негативный способ поведения членов семьи, так не за один день семья перестраивается и начинает пробовать жить иначе. Человек должен созреть для изменений, а это долгий процесс, причем большая его часть происходит во внутреннем мире человека, не проявляясь поначалу внешне. Когда же изменения становятся заметны, то об их устойчивости все равно говорить рано: требуется значительный период, для того чтобы новые способы поведения стали привычными. На этом пути возможны срывы, возврат к старому, который не следует расценивать как тщетность всех приложенных усилий. Возможно, это временный откат назад, вызванный какими-либо неблагоприятными обстоятельствами. И дело в таком случае – вновь проанализировать ситуацию, делать выводы и продолжать работу.

Изучение мотивации потребителей нарковеществ является важным элементом не только предупреждения ранних наркоманий у лиц с аддитивным поведением, но и профилактики распространения ВИЧ-инфекции и парентеральных гепатитов.

Изучение мотивации позволяет не только оценить масштабность проблемы в конкретной территории, спрогнозировать ее дальнейшее развитие, но и определить основные группы потребителей и основные используемые наркотики, что должно учитываться при разработке конкретных мероприятий.

Проблемы неблагополучной семьи невозможно решить силами одного специалиста. Педагог, работающий с семьей, должен хорошо знать все ресурсы своего района и округа. Только слаженная работа команды специалистов может изменить к лучшему сложившуюся ситуацию и сохранить семью.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Становление ребенка, его развитие, формирование личности во многом зависит не только от материального положения, но и состояния нравственно-психологического климата той семьи, в которой он находится.

Известно, что, чем выше культурный уровень семьи, чем интереснее и спокойнее ребенку дома, тем позже он уходит из-под влияния взрослых, тем больше он доверяет жизненным ценностям родителей, тем реже попадает под власть сиюминутных впечатлений и развлечений, предлагаемых ему "на улице", тем менее подвержен влияниям моды.

Дети с грузом неблагоприятных жизненных событий отличаются сниженной самооценкой, комплексами неполноценности, переживают чувство мести и ненависти к родителям и учителям, не желающим понять их. Как правило, именно проблемы в семье толкают ребенка в "группу риска", создают почву для обращения ребенка к наркотикам. В то время как дети, не переносившие стресс, получившие в семье позитивный заряд, уверенность в своих силах, даже попробовав наркотик, могут отказаться от его дальнейшего употребления, удовлетворив свое любопытство.

В этой связи необходимо усилить возможности социальных служб, возложив на них обязанности повседневного анализа информации о каждом ребенке, его состоянии, образе жизни.

Социальные службы, органы внутренних дел должны обращать внимание на ребенка, оставшегося без надлежащего родительского контроля, не тогда, когда его жизнь в семье становится опасной, а его поведение отличается противозаконными действиями и тяжелыми преступлениями. Он должен оказаться в зоне их внимания раньше.

Государственным органам опеки и попечительства нужно располагать возможностями для индивидуальной профилактической работы с семьей при самых первых проявлениях неблагополучия.

Ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством, что должно гарантировать наличие условий как для нормального развития ребенка, так и специальной реабилитационной работы по устранению дефектов в состоянии его здоровья.

Изучение мотивации потребителей нарковеществ является важным элементом не только предупреждения ранних наркоманий у лиц с аддитивным поведением, но и профилактики распространения ВИЧ-инфекции и парентеральных гепатитов.

Изучение мотивации позволяет не только оценить масштабность проблемы в конкретной территории, спрогнозировать ее дальнейшее развитие, но и определить основные группы потребителей и основные используемые наркотики, что должно учитываться при разработке конкретных мероприятий.

Поскольку основная масса потребителей наркотиков относится к территориальным группам, формирующим вторичные наркоманические группы, именно на них должна быть сориентирована большая часть социальной работы, которую следует квалифицировать как уличную социальную работу.

Как элемент активного воздействия на мотивацию ранних наркоманий следует предложить обучающую работу с наркоманами по упорядоченному (цивилизованному) внутривенному применению наркотических веществ. Подобная работа позволяет не только установить необходимый контакт с потребителями, но и привлечь их самих в качестве волонтеров для социальной работы.

Список ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Белогуров, С.Б. Популярно о наркотиках и наркоманиях. Книга для всех. / С.Б. Белогуров. – СПб; М. : «НевскийДиалект», «Изд. БИНОМ» 2008. – 126 с., ил.

  2. Братилова, Т.И. В семье наркозависимый. Что делать? / Т.И. Братилова, О.П. Починюк. – Р/н/Д. : Феникс, 2005. – с. 224.- (Без проблем)

  3. Социальная педагогика : Курс лекций: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под общ. ред. М.А. Галагузовой. - М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008. - 416 с.

  4. Данилин, А. Как спасти детей от наркотиков.- «Врачи предупреждают» / А. Данилин, И. Данилина. – М. : ЗАО Изд-во Центрполтграф, 2008. – с. 348.

  5. Шелег. Л.А. Неблагополучная семья как объект социально-педагогической деятельности / Л.А.Шелег. – http : // с.

  6. Корчагина. Ю. Спасаем неблагополучную семью / Ю. Корчагина. - Газета «Здоровье детей», № 18, 2008.

  7. Базылева, Е. Мой сын наркоман. Этого не может быть. - http : // dollsi/ .

14



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Положени е о межвузовской олимпиаде научных и студенческих работ в сфере профилактики наркомании и наркопреступности цели проведения олимпиады

    Документ
    2. Проведение студентами комплексных исследований, направленных на выявление состояния, проблематики деятельности в сфере профилактики наркомании и наркопреступности.
  2. Пятой Всероссийской Олимпиады научных и студенческих работ в сфере профилактики наркомании и наркопреступности (Положение об Олимпиаде прилагается). конкурс

    Конкурс
    Комитет по образованию Администрации Волгоградской области доводит до Вашего сведения информацию Управления по Волгоградской области Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (УФСКН) о том, что в 2009году Федеральная служба
  3. Положение детей в Республике Беларусь в 2006 году Введение

    Доклад
    Национальный доклад ”Положение детей в Республике Беларусь в 2006 году“ отражает основные направления и результаты государственной социальной политики в отношении детей, совокупность действий и мер, обеспечивающих приоритет интересов
  4. О. В. Бессчетнова Приемная семья: социально-демографический анализ Монография

    Монография
    Б53 Приемная семья: социально-демографический анализ : монография / О. В. Бессчетнова : под ред. Г. В. Дыльнова. — Саратов : Научная книга, 2008. — 288 с.
  5. Иванов Иван Иванович Педагог-психолог моусош № г о. Орехово-Зуево (социальный педагог, учитель… предмет ) 84964- 15-03-71 г. Орехово-Зуево 2010 год Приложение №2 конкурс

    Конкурс
    Образование (высшее, неоконченное высшее, среднее профессиональное, среднее, общее), место учебы (наименование образовательного учреждения, факультет),

Другие похожие документы..