Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Диплом'
Приводимая Л. Аринштейном версия авторства Александра Раевского дипломов рогоносца психологически оправдана и может быть требует графологической пров...полностью>>
'Документ'
Эспонировались также произведения, выполненные в технике майолики в абрамцевских мастерских. С 1905 г. члены группы принимали участи в выставках МТХ ...полностью>>
'Конкурс'
В рамках реализации государственной программы среднего профессионального образования Республики Татарстан, в соответствии с планом работы Совета дире...полностью>>
'Рабочая программа'
Изучение металлорежущих инструментов в части их проектирования, изготовления и эксплуатации, а также перспективных направлений совершенствования конс...полностью>>

Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования курганской области экспресс-информация

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ

РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ЭКСПРЕСС-ИНФОРМАЦИЯ

1

Лучше в совершенстве выполнить небольшую часть дела, чем сделать в десять раз более, но плохо

Аристотель (384 -322 гг. до н. э)

КУРГАН

2010

Составители:

Акимова О.А., зав. отделом информации и передового опыта Института повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области

Болдырева О.М., зав. кабинетом информационных связей Института повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области

Макет:

Сергеева Е.А., зав. кабинетом корректорской деятельности Института повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области

Рецензент:

Дружинин В.И., ректор Института повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области, кандидат педагогических наук, профессор кафедры научных основ управления образованием, заслуженный учитель РФ

I. Из опыта работы

23-53-18 Акимова О.А., каб. 202

отдел информации и передового опыта ИПКиПРО

Автор передового опыта: Шелковникова Лариса Викторовна, учитель начальных классов

Адрес передового опыта: город Шумиха, МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1».

Наименование темы опыта: «Профориентационная работа с детьми младшего школьного возраста».

Цель профориентационной работы с младшими школьниками:

  • выявить степень сформированности представлений о различных профессиях и определить источники информирования об этом младших школьников;

  • определить эффективные формы и способы реализации программы в условиях школьного обучения.

В рамках школьного инновационного проекта «Разработка модели профориентационной работы, предпрофильной подготовки и профильного обучения в условиях современной массовой школы» учитель разработала программу по профориентации младших школьников.

С 1 класса осуществляется профессиональная ориентация младших школьников с целью знакомства с миром профессий, особенностями каждой отдельно взятой профессии. В своей работе Лариса Викторовна использует различные виды работы:

Сюжетно – ролевые игры, связанные с профессией

Игра, богатая различными положительными эмоциональными переживаниями, оставляет в душе ребенка глубокий след. Поэтому автор опыта широко использует ее в профориентационной работе с младшими школьниками в качестве одного из основных приемов. Все игры, связанные с трудовым воспитанием детей, делятся на 4 группы:

  • сюжетно-ролевые игры из внешкольной жизни детей («Наш сад», «Ухаживаем за больной бабушкой», «На даче» и т.д.)

  • игры на профессиональные сюжеты («Почта», «Магазин», «Стройка» и т.д.)

  • игры, развивающие у детей техническую смекалку, творческие способности и воображение («Я – конструктор», «Я – дизайнер» и т.д.).

  • занимательные игры, связанные с трудовой деятельностью людей. Такие игры расширяют знания детей о труде, профессиях, технике, орудиях труда, условиях работы и т.д. («Назови правильно», «Посадка и уборка картофеля», «Полное лукошко грибов», «Веселый мастеровой», «Пантомима», «Карнавал профессий», «Угадай профессию по жестам», «Вспомни как можно больше слов на букву “…”, связанных с данной профессией», «Выбери из карточек только те орудия труда, которые связаны с этой профессией» и др.).

Профессиографическое исследование

Автор опыта переработала и адаптировала для младших школьников материал, разработанный Войткевич Н.Н. по проведению профессиографических исследований. Осуществляя профессиографическое исследование, учащиеся 4 класса самостоятельно собирают информацию о профессии: изучают литературу, находят информацию в сети Интернет, беседуют с представителями профессий, собирают необходимые наглядные пособия, узнают о содержании профессий, условиях работы и системе подготовки кадров. Результатом исследования являются: реферат, доклад на уроке, создание презентации, проведение экскурсии в качестве экскурсовода.

Профессиональные пробы

Профессиональная проба – это уникальная возможность познакомиться с профессией на практике, узнать ее особенности.

Профессия

Как проводилась проба

1

Брошюровщик

На уроке трудового обучения изучили технологию и изготовили блокнот для записей.

2

Историк

Исследовательский проект составление книги памяти «Живая связь времен» к 65-летию Победы

3

Агроном

Выращивание цветочной рассады для пришкольного участка

4

Социолог

Исследования в социологическом проекте «Почему ученики прогуливают уроки?»

5

Фотограф

Создание фотосерии к школьному конкурсу «Весенние проталинки»

6

Эколог

«Экологическая сказка»- отчет кружка «Школа докторов природы»,

исследовательский проект «Муравьи листоеды»

7

Столяр

Изготовление скворечников с папами и дедушками

8

Стилист-парикмахер

Создание на классном празднике к 8 марта образа-визажа «Самая красивая»

9

Дизайнер интерьера

Изготовление панно для оформления классной комнаты

10

Портной

Изготовление подарка к 8 марта «Салфетка с вышивкой»

11

Корреспондент

Сочинения о домашних животных в классную газету «Страна Мурлындия»

12

Повар

Изготовление салатов на празднике профессий

13

Драматический актер

Инсценировка сказки «Репка на новый лад»

14

Эстрадный певец

Сольное выступление в концертной программе «Вечер встречи выпускников»

15

Пекарь

Исследовательский проект «Что такое колобок» (нашли рецепт, испекли колобок и провели дегустацию выпечки в классе).

16

Почтальон

Разнесли газету «Знамя труда» с почтальоном Кульпиной Г.М. и поздравительные открытки ко Дню учителя.

Беседы с приглашенными специалистами

Обычно, в первую очередь, учитель обращается к родителям, которые могут в субботний день прийти и рассказать о своей профессии. Многие родители стесняются выступать перед аудиторией и сами не могут составить план выступления – с ними надо работать, поэтому предлагается примерный перечень вопросов, которые должен раскрыть гость, рассказывая о своей профессии:

  1. К какому виду труда можно отнести Вашу профессию? (преимущественно физический или умственный, исполнительский или творческий).

  2. Какие встречаются трудности, напряженные ситуации в работе?

  3. Какие из эмоционально-волевых качеств личности особенно необходимы в Вашей профессии? (уравновешенность, терпеливость, воспитанность, самообладание, настойчивость, решительность).

  4. Какими деловыми качествами должен обладать представитель Вашей профессии? (инициативность, самостоятельность, принципиальность, любознательность, дисциплинированность, организованность).

  5. Имеет ли значение в Вашей работе ловкость рук, подвижность, координация движений, физическая сила, быстрота реакций?

  6. Какие особенности внимания необходимы в Вашей деятельности? (распределение, переключение, концентрация).

  7. Какой тип памяти преобладает в Вашей работе? (зрительный, слуховой, двигательный, вкусовой, осязательный, обонятельный).

  8. Как профессия влияет на человека? (на характер, на развитие способностей, на формирование общего культурного уровня).

Рисуночные методики

Для того чтобы оценить, насколько учащиеся усвоили основные элементы профессии, автор опыта просит их нарисовать, как они себе представляют человека, выполняющего эту работу. Особенно рисуночные методики уместны для учеников 1–2-х классов, которые еще не столь свободно владеют письменной речью. В начале занятия дается задание: работая в паре, в левой части листа формата А 4, в течение 4–5 минут изобразить, как они себе представляют эту профессию. В конце занятия: в правой части листа изобразить свои представления о профессии после проведения занятия. Сравнительный анализ позволяет оценить эффективность занятия. Здесь могут использоваться цветные карандаши, раздаточные материалы (н-р: при знакомстве с профессией повара, предлагается задание: нарисовать: «Орудия труда повара»; разгадать «Кроссворд»; используются карточки - задания для игры «Дорисуй…», картинки или сама форма одежды повара).

Оформление уголка профессии в классе.

В этом уголке размещаются книги, фотоматериалы, связанные с профессией. В процессе проведения занятий к этому уголку постоянно обращается внимание детей.

Организация экскурсий на предприятия города.

Лариса Викторовна систематически проводит экскурсии на предприятия города: типографию, хлебокомбинат, сберегательный банк и др.

Ведение школьниками «Профессионального портфолио»

В портфолио учащиеся вкладывают: интервью с родителями, вырезки из газет, свои рисунки, письменные работы.

Просмотр и обсуждение видеосюжетов

Организация внеучебной и учебной профориентационной работы в начальной школе требует комплексного, системного подхода, когда каждая из форм воздействия закладывает фундамент последующей. Одно мероприятие вытекает из другого, является его продолжением, но уже большим по объему и содержанию.

Эффективность работы по проблеме профориентации младшего школьника возможна только в том случае, если этой работой будет пронизан любой урок, будь то чтение, окружающий мир, трудовое обучение, русский язык, математика.

Н-р: в 1 классе на уроке литературного чтения, при изучении звуков и букв используется презентация Power Point «Назови профессию», «Профессии», «Ремесла. (Д.Родари)», «Кем стать»; на уроке математики, при проведении устного счета по теме «Счет до 10» использую презентацию Power Point «Какая профессия самая важная». Для проведения внеклассной работы разработан конспект внеклассного занятия «Кругосветка профессий» и мультимедийное пособие «Алфавит профессий». С учащимися просматриваются и обсуждаются видеосюжеты о профессиях, взятые из сети Интернет.

Автор передового опыта: Костюк Оксана Николаевна,

учитель начальных классов.

Адрес передового опыта: МОУ «Гимназия № 9» г. Шадринска

Наименование темы опыта: Деятельность детского объединения «Мы - вместе»

В МОУ «Гимназия № 9» в 1996 году образовано детское объединение «Мы – вместе», которое является добровольным общественным объединением, созданным с участием детей и в их интересах.

В своей деятельности детское объединение руководствуется Конвенцией ООН «О правах ребенка» (статья 15 «О свободе ассоциаций и мирных собраний»), Конституцией РФ (ст.29-30), Законом РФ «Об образовании», Уставом Гимназии и Уставом детского объединения «Мы - вместе». Членами детского объединения являются обучающиеся 1 - 4 классов гимназии.

Основная цель детского объединения:

-создание условий для полного развития личности обучающегося, способного к духовному и физическому саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.

Задачи:

- формировать активную жизненную позицию;

-создавать условия для развития индивидуальных способностей, развития познавательных интересов, творческой активности личности;

-привлекать членов детского объединения к работе по сохранению традиций гимназии.

Основным предметом деятельности детского объединения является создание условий для развития индивидуальных способностей и реализации творческого потенциала каждой личности.

Деятельность детского объединения строится на принципах:

- роста (растем вместе);

- коллективности (учимся многому и разному друг у друга, познаем друг друга в различных делах, ищем общий язык с взрослым миром);

- ответственности (учимся быть вместе с друзьями, родителями, учителями);

- доброты (На земле будет светлее, если все мы будем добрее. Если друг попал в беду – помоги.)

-памяти и долга (Нужно помнить и знать свою историю; мы в долгу перед теми, кто защищал нашу Родину в трудные для нее годы)

-улыбки (Люби танцы, песни, смех. Радость, подели на всех) .

Детское объединение «Мы - вместе» имеет свои символы: эмблему, песню, девиз: «Вместе мы, а это - значит, ждет успех нас и удача!», разноцветные галстуки у каждого отряда.

Высшим органом детского объединения является сбор, который созывается не реже 2 раз в год. В компетенцию общего сбора входит:

- определение основных направлений деятельности;

-утверждение устава детского объединения;

-выборы членов «Совета Лидеров» детского объединения;

-выборы президента детского объединения.

Традиционным на протяжении многих лет стало проведение сбора - посвящения первоклассников в члены детского объединения. На этом сборе с самопрезентацией выступает каждый новый отряд, произносит клятву, в торжественной обстановке повязываются галстуки.

Сбор «Я - Лидер» проводится в октябре, каждый отряд выдвигает в орган самоуправления «Совет Лидеров» одного представителя. Кандидат принимает участие в предвыборной гонке: выступает со своей программой и планом работы на год, расклеивает листовки, призывающие голосовать за него. А общим голосованием присутствующих на общем сборе членов детского объединения выбирается президент детского объединения «Мы - вместе».

Ярко и празднично проходит сбор «С днем рождения, гимназия! », каждый отряд готовит «подарок» в виде выступления, со сцены звучат стихи и песни, танцы и шутки, гимназия украшена поздравительными плакатами и листовками.

Члены детского объединения участвуют в социальных проектах: «Внимание, дети!», «Книга», «Кормушка», «Память» и многих других. Поддерживаются партнерские отношения с детскими садами, которые приглашаются на мероприятия, проводимые в гимназии. Дети с учителями участвуют в совместных спортивных соревнованиях и играх, проводимых для выпускников детских садов и их воспитателей. Организуются и проводятся Дни открытых дверей. Осуществляется сотрудничество с шефами ОАО «ШААЗ», ученики выезжают с концертными программами в цеха завода. Ученики начальных классов вместе с учителями принимают активное участие в Акции Милосердия «От сердца к сердцу» (по сбору вещей для малообеспеченных), Неделе Добра (помощь пожилым людям, уборка улиц и дворов), а в акции «Добрый Новый год» (подарки для детей из малообеспеченных семей).

Гимназия носит имя Героя Советского Союза Н.В.Архангельского и 14 января каждый год проводится линейка, посвященная Дню памяти Героя Советского Союза, лыжный пробег на родину Н.В.Архангельского в с. Красномыльское, где дети выступают с концертной программой перед жителями села.

В апреле проходит сбор «Радуга увлеченных», где с творческим отчетом выступают обучающиеся, занимающиеся в творческих, спортивных кружках и секциях гимназии. В мае традиционно проводится сбор, посвященный Дню Победы «Этот День Победы!».

В состав «Совета Лидеров» входит по одному представителю от отряда с 1 по 4 класс, Совет делится на следующие сектора: «Досуг», «Учеба и дисциплина», «Здоровый образ жизни», «Пресс-служба», «Оперативная информация». Направляет и координирует работу «Совета лидеров» педагог- организатор. Руководит работой президент детского объединения «Мы - вместе». В течение всего года, не реже одного раза в месяц проходят заседания Совета Лидеров, на них рассматриваются следующие вопросы:

-подготовка ко всем мероприятиям, проводимым в гимназии;

-изучение Устава детского объединения;

-беседы о символах и традициях детского объединения;

-распределение поручений в «Совете Лидеров»;

-организация и проведение КТД;

-тренинги на сплочение детского коллектива («Раскрой себя», «Научись общаться», «Знай свои права», «Знакомство»)

-практические занятия «Как провести классный час», «Как провести интеллектуальную игру», «Как провести игру с залом»;

-составление планов работы;

-подведение итогов работы;

-вопросы о поощрении лучших членов детского объединения;

- итоговое занятие «Чему научились».

Автор передового опыта: Сидоренко Людмила Валентиновна,

учитель начальных классов

Адрес передового опыта: г. Курган, МОУ «Гимназия № 27»

Наименование темы опыта: «Система работы по развитию творческого мышления обучающихся».

В настоящее время в жизни становится все меньше сфер деятельности, где превалирует репродуктивное начало. Готовя детей к будущему, мы должны готовить их к творческой деятельности. Способность к самостоятельному, творческому мышлению не является побочным эффектом усвоения знаний, не возникает сама собой. Формирование творческого мышления требует особого внимания, дополнительного педагогического воздействия. Если с раннего возраста включать детей в творческую деятельность, то у них развивается пытливость ума, гибкость мышления, способность предвидения, способность к глубокому пониманию причинно-следственных связей и другие качества, характерные для человека с развитым творческим мышлением.

У детей способности к творчеству складываются постепенно, проходя несколько стадий развития. Эти стадии протекают последовательно: прежде, чем быть готовым к следующей стадии, ребенок должен обязательно овладеть качествами, формирующимися на предыдущих. Исследования детского творчества позволяют выделить три стадии развития творческого мышления: наглядно-действенное, причинное, эвристическое. Поэтому занятия по развитию творческого мышления проводятся в системе.

В 1-2 классе Людмила Валентиновна предлагает ребятам задания, направленные на развитие наглядно-действенного мышления. На этом этапе ставится задача сформировать следующие умения:

- воспроизводить внешний вид и свойства предмета по памяти;

- угадывать предмет по словесному описанию свойств и признаков;

- воссоздавать внешний облик предмета на основе какой-то его части;

- узнавать в неопределенных графических формах различные знакомые предметы;

- комбинировать в одном предмете свойства и признаки других объектов;

- находить в двух и более объектах общие и различные признаки;



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования курганской области экспресс-информация №1 Пусть ученик не заучивает науку, а выдумывает её сам. Жан Жак Руссо курган

    Документ
    Дружинин В.И., ректор Института повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области, кандидат педагогических наук, профессор кафедры научных основ управления образованием,
  2. Н. А. Криволапова и о. ректора Института повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области, доктор педагогических наук

    Документ
    и.о. проректора по науке и развитию образования Института повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области, кандидат педагогических наук,
  3. В. И. Дружинин ректор Института повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области, кандидат педагогических наук, профессор (2)

    Документ
    ректор Института повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области, кандидат педагогических наук, профессор, заслуженный учитель РФ
  4. Учебно-методическое пособие Курган 2009 Главное управление образования Курганской области гоу дпо «Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» гоу дод «Курганский областной центр дополнительного образования детей»

    Учебно-методическое пособие
    Организация учебно-воспитательного процесса в кадетских и мариинских классах и группах: Учебно-методическое пособие / Главное управление образования Курганской области; ГОУ ДПО «Институт повышения квалификации и переподготовки работников
  5. Рекомендации по планированию методической работы (1)

    Документ
    Рекомендации по планированию методической работы на 2011-2012 учебный год / Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования и социальных технологий» – Курган, 2011.

Другие похожие документы..