Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Российская система негосударственного пенсионного обеспечения (НПО), за последние десять лет прирастила свои активы более чем в 130 раз. Год от года ...полностью>>
'Документ'
що ця Декларація має на меті забезпечити загальне та ефективне визнання і додержання проголошених у ній прав, беручи до уваги те, що метою Ради Європ...полностью>>
'Документ'
Раткин Л.С. Согласованная промышленная политика – залог успешной реализации инвестиционных проектов на предприятиях ОПК РФ и устойчивого развития эко...полностью>>
'Документ'
Початок третього тисячоліття особливо знаменний для України ювілейною річницею здобуття омріяної віками незалежності. Нова історична реальність, що ф...полностью>>

Екцией по специальности 1-79 01 06 «Сестринское дело» Учебно-методического объединения вузов Республики Беларусь по медицинскому образованию протокол №3 от 17 (4)

Главная > Пояснительная записка
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Составители:

О.Г.Хоров, заведующий кафедрой оториноларингологии, офтальмологии и стоматологии Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук, профессор;

И.Ч.Алещик, доцент кафедры оториноларингологии, офтальмологии и стоматологии Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

Кафедра оториноларингологии Учреждения образования «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет»;

А.Ч.Буцель, заведующая кафедрой болезней уха, горла, носа Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент

Рекомендована к утверждению в качестве типовой:

Кафедрой оториноларингологии, офтальмологии и стоматологии Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет» (протокол № 8 от 15.04.2010 г.);

Центральным научно-методическим советом Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет» (протокол № 9 от 10.06.2010 г.);

Секцией по специальности 1-79 01 06 «Сестринское дело» Учебно-методического объединения вузов Республики Беларусь по медицинскому образованию (протокол № 3 от 17.06.2010 г.)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Высокая заболеваемость населения патологией верхних дыхательных путей и уха, возможность тяжелых осложнений этих заболеваний делают необходимым изучение дисциплины «Оториноларингология».

Для выпускника высшего медицинского учебного заведения имеет существенное значение приобретение знаний по оказанию специализированной медицинской помощи при таких состояниях, как носовые кровотечения, стенозы гортани, инородные тела верхних дыхательных путей и пищевода. Обязательны знания по организации лечения и профилактики таких жизненно опасных осложнений, как сепсис, внутричерепные и внутриорбитальные осложнения, флегмоны шеи, развивающихся в результате патологии верхних дыхательных путей и уха.

Существует целый ряд заболеваний, имеющих большую социальную значимость, поскольку они приводят к нарушению функции слуха и глухоте, вестибулярной дисфункции, косметическим дефектам. Поэтому очевидна актуальность преподавания оториноларингологии студентам, которые готовятся стать специалистами в системе здравоохранения.

Излагаемый в программе материал опирается на сведения, предварительно полученные студентами при изучении таких дисциплин, как «Анатомия человека», «Нормальная физиология», «Оперативная хирургия», «Патология (патологическая анатомия и патологическая физиология)», «Микробиология, вирусология, иммунология», «Фармакология, фармация», «Хирургические болезни и сестринское дело в хирургии», «Офтальмология».

По окончании изучения дисциплины студент должен освоить этиологию, патогенез, клинические признаки, диагностику, доврачебную помощь, профилактику заболеваний органов наружного носа, носовой полости, придаточных пазух носа, глотки, гортани, трахей, наружного, внутреннего и среднего уха, сестринский процесс и сестринский уход в оториноларингологии.

В программе учтены изменения в классификации заболеваний согласно международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем 10-го пересмотра.

Типовая учебная программа по дисциплине «Оториноларингология» разработана в соответствии с:

образовательным стандартом по специальности 1 – 79 01 06 «Сестринское дело» (ОС РБ 1 – 79 01 06 – 2007), утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 02.05.2008 г. № 40;

типовым учебным планом по специальности 1 – 79 01 06 «Сестринское дело», утвержденным Министерством образования Республики Беларусь от 12.02.2008 г. (регистрационный номер № L 79-003/тип.).

Цель и задачи учебной дисциплины

Цель: дать основы знаний по методам диагностики, лечения, профилактики патологии уха, горла, носа, оказанию ургентной оториноларингологической помощи и организации оториноларингологической службы в Республике Беларусь.

Задачи:

ознакомить студентов с основными симптомами и методами диагностики заболеваний ЛОР-органов;

дать основы знаний по лечению, своевременной профилактике и предупреждению развития заболеваний ЛОР – органов;

научить студентов оказанию первичной медицинской помощи при заболеваниях ЛОР - органов, требующих экстренных лечебных мероприятий;

изучить особенности организации работы в оториноларингологическом кабинете поликлиники, в перевязочном кабинете, операционной и оториноларингологическом отделении больничных организаций.

Требования к подготовке студента по окончании изучения дисциплины

Студент должен знать:

содержание сестринского процесса в оториноларингологии;

принципы организации оториноларингологической службы в Республике Беларусь;

функциональные обязанности среднего медицинского персонала, работающего в оториноларингологических отделениях и кабинетах;

клинику, диагностику и лечение основных заболеваний уха, носа, придаточных пазух носа, глотки и гортани;

принципы оказания неотложной медицинской помощи у больных с ЛОР – патологией;

уметь:

выполнять сестринские вмешательства и уход в оториноларингологии;

осуществлять неотложную помощь в оториноларингологии;

поставить предварительный диагноз и определить первичную тактику лечения больных с заболеваниями уха, горла, носа;

организовать работу среднего медицинского персонала по лечению больных с ЛОР – патологией в амбулаторно-поликлинической и больничной организации;

оказать необходимую неотложную медицинскую помощь больным с основной ЛОР – патологией, вызывающей угрозу жизни пациента.

Структура содержания учебной дисциплины

1. Введение в дисциплину «Оториноларингология».

2. Клиническая анатомия, физиология и методы обследования в оториноларингологии.

3. Заболевания носа и придаточных пазух носа.

4. Заболевания глотки.

5. Заболевания гортани.

6. Заболевания уха.

7. Организация оториноларингологической службы.

Методы обучения

Следуя общепринятой традиции преподавания, методами обучения являются:

лекции;

практические занятия;

учебно-исследовательская работа студентов;

научно-исследовательская работа студентов (работа в студенческом научном обществе при кафедре).

Организация самостоятельной работы студентов

Самостоятельная работа студентов включает:

изучение первичной документации (учебные тесты, рентгенограммы, анатомические рисунки, ситуационные задачи, практические навыки);

выбор рациональной тактики ведения больных, вида оперативного вмешательства;

подготовку рефератов в целях усвоения и углубления знаний по каждому из разделов дисциплины;

участие в научно-исследовательской работе;

изучение специальной литературы, выступление с докладами на студенческих конференциях.

Контроль подготовки студентов, качества обучения осуществляется путем компьютерного тестирования, устного опроса, написания письменной истории болезни по ситуационной задаче, самостоятельного выполнения практических навыков.

На изучение дисциплины «Оториноларингология» по специальности 1 – 79 01 06 «Сестринское дело» отведено 68 часов. Из них – 40 аудиторных часов, в том числе лекций – 6 часов, практических занятий – 34 часа.

Форма текущей аттестации: зачет – 8 семестр.

Примерный тематический план

Наименование раздела (темы)

Количество аудиторных часов

лекций

практических

1

2

3

  1. Введение в дисциплину «Оториноларингология»

2

-

  1. Клиническая анатомия, физиология и методы обследования в оториноларингологии

-

5

    1. Клиническая анатомия, физиология и методы обследования носа, околоносовых пазух, глотки и гортани

-

3

2.2. Клиническая анатомия, физиология и методы обследования уха

-

2

3. Заболевания носа и околоносовых пазух

-

6

3.1. Травмы челюстно-лицевой области. Воспалительные заболевания носа и околоносовых пазух. Опухоли носа и околоносовых пазух. Специфические заболевания носа и околоносовых пазух

-

3

3.2. Носовые кровотечения. Риногенные внутриорбитальные и внутричерепные осложнения

-

3

4. Заболевания глотки

-

6

4.1. Гипертрофия лимфаденоидной ткани глотки. Воспалительные заболевания глотки

-

3

4.2. Тонзиллярная проблема. Опухоли глотки. Специфические заболевания глотки. Травмы глотки

-

3

5. Заболевания гортани

2

6

5.1. Травмы гортани. Стеноз гортани

2

3

5.2. Воспалительные заболевания гортани. Специфические заболевания, опухоли гортани. Функциональные заболевания гортани

3

6. Заболевания уха

2

6

6.1. Воспалительные заболевания наружного и среднего уха

2

3

6.2. Заболевания внутреннего уха. Опухоли уха. Травмы уха. Отогенные внутричерепные осложнения

3

7. Организация оториноларингологической службы

-

5

Всего часов

6

34

Содержание учебного материала

1. Введение в дисциплину «Оториноларингология»

История развития оториноларингологии. Роль и место оториноларингологии среди других медицинских дисциплин.

2. Клиническая анатомия, физиология и методы обследования в оториноларингологии

2.1. Клиническая анатомия, физиология и методы обследования носа и околоносовых пазух, глотки и гортани

Наружный нос. Полость носа. Строение и топография верхнечелюстной, лобной, клиновидной пазух, клеток решетчатой кости. Дыхательная функция. Защитная функция. Резонаторная функция. Обонятельная функция. Сбор анамнеза, осмотр и пальпация носа и околоносовых пазух. Передняя и задняя риноскопия. Рентгенологические и ультразвуковые методы обследования. Эндоскопия, диафаноскопия. Риноманометрия. Ольфактометрия. Понятие о компьютерной и магнитнорезонансной томографии. Глотка, ее отделы (носоглотка, ротоглотка, гортаноглотка). Лимфоидное кольцо Пирогова - Вальдейера. Клетчаточные пространства шеи, фасции шеи. Иннервация и кровоснабжение. Акт глотания. Роль лимфоидного кольца глотки. Сбор анамнеза, осмотр и пальпация шеи. Орофарингоскопия. Задняя риноскопия. Непрямая ларингоскопия. Эндоскопия. Пальцевое исследование. Густометрия. Рентгенологические и ультразвуковые методы исследования. Хрящи, суставы и связки гортани. Внутренние мышцы гортани. Иннервация, кровоснабжение и лимфоотток. Три отдела гортани. Дыхательная, голосообразующая и защитная функции гортани. Сбор анамнеза, осмотр и пальпация гортани. Непрямая и прямая ларингоскопия. Микроларингоскопия. Рентгенологические и ультразвуковые методы исследования. Компьютерная и магнитнорезонансная томография. Видеостробоскопия. Исследование речи и голоса. Анатомия, физиология и методы обследования трахеи, бронхов и пищевода. Эзофагоскопия. Трахеобронхоскопия.

2.2. Клиническая анатомия, физиология и методы обследования уха

Ушная раковина и наружный слуховой проход. Среднее ухо (барабанная полость, клетки сосцевидного отростка, слуховая труба). Внутреннее ухо (улитка, полукружные каналы и мешочки преддверия). Звукопроводящая и защитная функция наружного и среднего уха. Проводящие пути и центры слухового и вестибулярного анализаторов. Основные физические понятия акустики. Теории слуха. Понятие о нистагме. Вегетативные, сенсорные и двигательные реакции при раздражении вестибулярного анализатора. Отоскопия. Исследование слуха речью. Акуметрия. Аудиометрия. Импедансометрия. Отоакустическая эмиссия. Исследование слуховых вызванных потенциалов. Исследование проходимости слуховой трубы. Исследование слуха при симуляции и агравации. Исследование динамики, статики и координации. Исследование нистагма. Вращательная, калорическая и фистульная пробы. Рентгенологические методы исследования. Компьютерная и магнитнорезонансная томография.

3. Заболевания носа и околоносовых пазух

3.1. Травмы челюстно-лицевой области. Воспалительные заболевания носа и околоносовых пазух. Опухоли носа и околоносовых пазух. Специфические заболевания носа и околоносовых пазух

Перелом костей носа, околоносовых пазух, основания черепа. Неотложная медицинская помощь при переломах. Диагностика ранних и поздних осложнений. Реконструктивная и пластическая хирургия лица, носа и околоносовых пазух. Инородные тела носового хода и околоносовых пазух. Фурункул носа. Абсцесс носовой перегородки. Рожа. Катаральный гипертрофический и атрофический ринит. Вазомоторный ринит. Озена. Острый и хронический синуситы. Аллергический синусит. Доброкачественные опухоли (ринофима, невус, бородавки). Злокачественные новообразования (рак, саркома). Сифилис, туберкулез, склерома.

3.2. Носовые кровотечения. Риногенные внутриорбитальные и внутричерепные осложнения

Причины носовых кровотечений. Способы его остановки (передняя и задняя тампонада носа). Тактика и принципы лечения. Реактивный отек век. Периостит орбиты. Флегмона орбиты. Ретробульбарный абсцесс. Менингит. Арахноидит. Абсцесс лобной доли головного мозга. Тромбоз кавернозного синуса.

4. Заболевания глотки

4.1. Гипертрофия лимфаденоидной ткани глотки. Воспалительные заболевания глотки

Гипертрофия миндалин и аденоиды. Показания к операции. Методика операции. Острый и хронический фарингит. Ангины, осложнения ангин. Дифтерия. Поражения глотки при инфекционных заболеваниях и болезнях системы крови. Хронический тонзиллит. Парафарингеальный абсцесс, паратонзиллярный абсцесс. Флегмоны лица и туловища.

4.2. Тонзиллярная проблема. Опухоли глотки. Специфические заболевания глотки. Травмы глотки

Хронический тонзиллит. Классификация. Методы лечения. Показания к операции. Осложнения. Доброкачественные новообразования носоглотки, ротоглотки, гортаноглотки. Злокачественные новообразования миндалин, носоглотки, ротоглотки, нижней части глотки. Туберкулез, сифилис, склерома. Раны глотки. Инородные тела глотки. Ожоги рта, лица. Неотложная медицинская помощь.

5. Заболевания гортани

5.1. Травмы гортани. Стеноз гортани

Раны шеи (резаные, колотые, открытые, огнестрельные). Инородные тела гортани, трахеи, бронхов. Термические и химические ожоги. Травмы гортани, трахеи. Этиология острого и хронического стеноза. Классификация. Тактика и методы лечения. Трахеостомия, интубация.

5.2. Воспалительные заболевания гортани. Специфические заболевания, опухоли гортани. Функциональные заболевания гортани

Острый и хронический ларингит. Отек гортани. Острый эпиглоттит. Острый стенозирующий ларинготрахеит. Подскладковый ларингит. Дифтерия. Абсцесс гортани. Рожа. Перихондрит гортани. Склерома, туберкулез, сифилис. Доброкачественные новообразования гортани. Злокачественные новообразования. Рак гортани. Первые признаки. Методы лечения. Гипотонусная и гипертонусная дисфония. Мутация голоса. Паралич и парез голосовых складок и гортани, поражение возвратного нерва. Консервативные и хирургические методы лечения.

6. Заболевания уха

6.1. Воспалительные заболевания наружного и среднего уха

Экзема наружного уха. Гематома наружного уха. Рожа кожи ушной раковины. Фурункул наружного слухового прохода. Наружный отит при микозах. Острый гнойный средний отит. Воспаления слуховой трубы. Хронический туботимпанальный и эпитимпаноантральный средний отит. Хирургическая реабилитация слуха. Мастоидит. Поражение лицевого нерва.

6.2. Заболевания внутреннего уха. Опухоли уха. Травмы уха. Отогенные внутричерепные осложнения

Кондуктивная и нейросенсорная потеря слуха. Отосклероз. Болезнь Меньера. Лабиринтит. Глухота и тугоухость (врожденная и приобретенная). Шум в ушах. Слухопротезирование. Кохлеоимплантация. Опухоли наружного и среднего уха. Невринома слухового нерва. Инородные тела уха. Раны. Перелом височной кости. Баротравма. Аэротравма. Менингит. Арахноидит. Экстрадуральный абсцесс. Абсцесс височной доли головного мозга и мозжечка. Тромбоз сигмовидного синуса. Тактика и методы лечения.

7. Организация оториноларингологической службы

Врачебная амбулатория. Оториноларингологический кабинет районной поликлиники. Оториноларингологическое отделение районной больницы, межрайонное оториноларингологическое отделение. Оториноларингологический кабинет городской поликлиники (взрослая, детская). Оториноларингологическое отделение городской больницы. Оториноларингологический, фониатрический, логопедический, сурдопедагогический, фонопедический, сурдологический, отоневрологический и диагностический кабинеты, кабинет слухопротезирования областной поликлиники. Оториноларингологическое отделение областной больницы и областной детской больницы. Операционная, перевязочная и смотровой кабинет областного оториноларингологического отделения. Государственное учреждение «Республиканский научно-практический центр оториноларингологии». Государственное учреждение «Республиканский научно-практический центр неврологии и нейрохирургии». Государственное учреждение «Республиканский научно-практический центр онкологии и медицинской радиологии им. Н.Н.Александрова». Ведомственная оториноларингологическая служба. Кафедра болезней уха, горла, носа (БГМУ), кафедра оториноларингологии (ВГМУ), кафедра оториноларингологии, офтальмологии и стоматологии (ГрГМУ), кафедра оториноларингологии с курсом офтальмологии (ГГМУ), кафедра оториноларингологии государственного учреждения образования «Белорусская медицинская академия последипломного образования». Скрининг слуха у новорожденных и детей младшего возраста. Специализированные детские сады, ясли, школы-интернаты. Хирургическая реабилитация, слухопротезирование, кохлеоимплантация. Проблема социальной реабилитации детей с нарушенным слухом. Экспертиза временной и стойкой потери трудоспособности при ЛОР - патологии. Симуляция и агравация (глухота, заикание, афония). Профессиональная патология ЛОР – органов и вопросы экспертизы.

Информационная часть

Литература

Основная:

1. Пальчун, В.Т. Оториноларингология: учебник для вузов / В.Т.Пальчун, М.М.Магомедов, Л.А.Лучихин. – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 649 с.

2. Хоров, О.Г. Оториноларингология: учебное пособие для студентов медико-психологического факультета / О.Г.Хоров. – Гродно: ГрГМУ, 2007. – 187 с.

Дополнительная:

3. Французов, В.Л. Лекарственная терапия заболеваний уха, горла, носа / В.Л.Французов, С.Б.Французова. - Киев, 1988.

4. Шеврыгин, Б.В. Болезни уха, горла, носа у детей / Б.В.Шеврыгин. - М., 1996.

5. Шустер, М.А. Неотложная помощь в оториноларингологии / М.А.Шустер, В.О.Калина, Ф.И.Чумаков. - М., 1989.

6. Алещик, И.Ч. Хронический тонзиллит: пособие для студентов лечебного, педиатрического, медико-психологического факультетов и врачей / И.Ч.Алещик, О.Г.Хоров, В.Д. Меланьин – Гродно: ГрГМУ, 2007. – 39 с.

7. Меланьин, В.Д. Исследование слухового анализатора: Методические рекомендации для студентов медико-психологического факультета / В.Д.Меланьин, О.Г.Хоров. – Гродно, 1996. – 12 с.

8. Рыбак, Р.Ф. Методика обследования оториноларингологического больного: учебное пособие для студентов высших медицинских учебных заведений Республики Беларусь / Р.Ф.Рыбак. – Гродно: ГрГМУ, 2005. – 39 с.

9. Хоров, О.Г. Трахеостомия: методические рекомендации для студентов / О.Г.Хоров. – Гродно, 1996. – 12 с.

10. Хоров, О.Г. Избранные вопросы отологии: учебное пособие для студентов учреждений, обеспечивающих получение высшего медицинского образования / О.Г.Хоров, В.Д.Меланьин. – Гродно: ГрГМУ, 2007. – 195 с.

11. Васильев, В.С. Дифференциальная диагностика ангин: Методические рекомендации / В.С.Васильев, В.Д.Меланьин и др. - Гродно, 1986.

12. Меланьин, В.Д. Клиника доброкачественных и злокачественных новообразований полости носа и придаточных пазух: Методические рекомендации / В.Д.Меланьин. – Гродно, 1991.

13. Меланьин, В.Д. Общие принципы диагностики и лечения заболеваний ЛОР – органов: Методические рекомендации / В.Д.Меланьин. - Гродно, 1991.

14. Маланьин, В.Д. Воспалительные заболевания полости носа и его придаточных пазух: Методические рекомендации / В.Д.Меланьин. - Гродно, 1990.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Екцией по специальности 1-79 01 06 «Сестринское дело» Учебно-методического объединения вузов Республики Беларусь по медицинскому образованию протокол №3 от 17 (1)

    Пояснительная записка
    А.В.Дрокин, начальник учебной части – заместитель начальника военной кафедры Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет»,
  2. Екцией по специальности 1-79 01 06 «Сестринское дело» Учебно-методического объединения вузов Республики Беларусь по медицинскому образованию протокол №3 от 17 (2)

    Пояснительная записка
    В.А.Овчинников, доцент кафедры онкологии с курсом лучевой диагностики и лучевой терапии Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет»,
  3. Екцией по специальности 1-79 01 06 «Сестринское дело» Учебно-методического объединения вузов Республики Беларусь по медицинскому образованию протокол №3 от 17 (3)

    Пояснительная записка
    В.В.Спас, заведующий кафедрой анестезиологии и реаниматологии с курсом клинической биохимии Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет»,

Другие похожие документы..