Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Сучасний період розвитку суспільства, оновлення всіх сфер його соціального і духовного життя потребує якісно нового рівня освіти, який відповідав би м...полностью>>
'Документ'
В соответствии с указанием Минсвязи России от 06.06.2 N 43-у "О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования ох...полностью>>
'Урок'
Цели урока: Познакомить учащихся с разнообразием листьев, особен­ностями их внешнего строения, научить распознавать листья по типами жилкования, форм...полностью>>
'Закон'
( У тексті Закону слова "центральний орган виконавчої влади у сфері стандартизації" в усіх відмінках замінено словами "центральний орг...полностью>>

Научный флот россии

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

1

Смотреть полностью

НАУЧНЫЙ ФЛОТ РОССИИ. Рукопись 2008 г.

Данченков М.А.*)., Волков Р.Н. (*)

veradanch@

«И скажет с благодарностью: БЫЛИ». А.С.Пушкин

Научные суда для СССР строили в Николаеве, в Польше и Финляндии.

Российские верфи опытом их строительства не обладают..

ВВЕДЕНИЕ.

Морская страна обязана поддерживать работу своего научного флота, по крайней мере, для подтверждения права владения морскими территориями. Так, в спорных водах (например, вокруг островов Спратли в Южно-Китайском море) и в прошлом и сейчас первыми пытаются работать научные суда соперников. С потопления японского гидрографического судна началась японо-китайская война 1898г.

Без работы научных судов не было бы прогресса и в использовании рыбных и минеральных ресурсов моря. Однако, прибыль от научного флота не так быстра и очевидна как от флота торгового, а стоимость создания и эксплуатации научных судов намногон выше расходов на создание и эксплуатацию судов торговых. Поэтому число научных судов у большинства стран мира исчисляется единицами, а работают они многие десятки лет (их берегут, своевременно проводят плановые ремонты и модернизации).

Морские владения России пока ещё расположены в трёх океанах, а потеря трети территории не уменьшила существенно протяжённости её морских границ. Но научный флот страны существенно уменьшился.. Сколько же научных судов было у нашей страны ?

За последний век у России (СССР/РФ) исследовательских судов было намного больше, чем в любой другой стране. Таким мощным, многочисленным и разнообразным, как в 1965-1985, русский научный флот уже не будет никогда. Стремительный рост научного флота в период с 1946 г. по 1988 г. сменился ещё более стремительным его уничтожением после 1991 г.

При большом числе публикаций по этой теме, таких сведений в них в них не найти. Большинство ведомств не публиковало данных о составе научного флота даже через много лет после списания большинства таких судов. Например, в справочнике «Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945» (1988)» скрупулёзно перечислены даже катера водоизмещением менее 16 т, но совсем нет сведений о гидрографических и океанографических судах (водоизмещение которых доходило до 10000 т). Из-за этого относительно полные (хотя и с многочисленными ошибками) сведения о российских научных судах можно получить только в зарубежных изданиях.

Давно уже нет многих научных судов. Исчезли не только судовладельцы-организации (например, Дальгеофизин, ГОИН-1, «Космофлот»), но и судовладельцы-ведомства (Дальстрой, Севморпуть, Министерство морского флота). При таких переменах исчезают не только суда, но и архивы, содержащие сведения о них. Нет уже и мощной морской державы (первой- по научному флоту, второй- по военному и третьей-четвёртой- по торговому). Но до сих пор состав научного флота страны для её граждан остаётся неизвестным. Авторы предприняли попытку заполнения этого пробела- составили каталог научных судов страны.

ОБЗОР

Общий каталог научных судов страны ранее не публиковался. Однако, известны частичные (отдельных организаций или ведомств).

В последние 10 лет опубликованы четыре таких каталога:

-гидрографических судов Черноморского флота (Ганапольский, 1996);

-гидрографических судов Северного Ледовитого океана (Спирихин, 2003);

-гидрографических судов ВМФ, построенных после 1945 (Павлов,1992, 1994)

АН СССР (краснов).

Их характеристика.

Полезная информация содержится на некоторых сайтах Интернета. Наиболее интересным представляется сайт НАТО вспомогательных (с военной точки зрения) судов-

http://www.hazegray.org/worldnav/russia/

и сайт Мирового регистра- www.world-register.com/. .

Многочисленные ошибки первого не уменьшают его полезности.

Менее интересен сводный (судов, данные океанографических измерений которых хранятся во ВНИИГМИ-МЦД или сайт (/resource/objects/vessels). Многочисленны ошибки

в определении судовладельца/оператора (им почему-то считается организация, приславшая данные) и в типах судов. Как разные определены организации с полным и сокращённым именем. Сомнительна обоснованность отнесения к научным боевых кораблей или промысловых судов (разовая работа с учёными ещё не изменяет основное назначение и принадлежность судна). Перевраны даже названия организаций. Так ДВНИГМИ (ДВ научно- исследовательский гидрометеорологический институт), самый большой судовой оператор того же ведомства, что и ВНИИГМИ, назван почему- то «институтом гидрометеорологической информации» .

РЕГИСТРЫ

РЫБНЫЙ

Возможно появление нового справочника (сводного каталога), о подготовке которого было объявлено на последнем конгрессе по истории океанографии (Стрюк, Игнатьев, 2004). В нём будет содержаться, кроме той, что представлена у нас, также информация о флаге (справочник посвящён отечественному флоту, а у одного флота и флаг- один), о материале корпуса (за редким исключением, это- сталь); о движителе (обычно, это- винт); о вспомогательных механизмах; о площади палубы и лабораторий, об уникальном оборудовании; об экспедиционной деятельности и полученных результатах; о ветеранах и знаменитостях…. Поэтому, авторский каталог, в котором такая информация опущена, является лишь одним из возможных.

ТИПЫ СУДОВ.

Какие суда можно считать научными (исследовательскими) ? Вероятно, те, что предназначены для постоянного использования в научных исследованиях. Те, на которых исследуют море (морское дно, морскую воду, атмосферу над морем, обитателей моря) и те, что способствуют таким исследованиям. Разницы между терминами «научный» и «исследовательский» авторы не нашли. Поэтому термин «научно-исследовательское» авторы считают таким же странным, как «научно-неисследовательское» или «ненаучно-исследовательское». Однако, этот неудачный, с нашей точки зрения, термин (нис) получил широе распространение с 60-ъ годов.

Термин «исследовательское судно» (ис) встречается иногда (например, на сайте ВНИИГМИ-МЦД: /resource/objects/vessels) вместе с термином «научно-исследовательское судно», а иногда (см.примечание)- вместо.

Термины «исследовательское судно» и «научно-исследовательское судно» иногда используются как синонимы. Например, на сайте / цитируется статья А.М.Муромцева из БСЭ-2:

«Исследовательские суда - морские, речные или озерные суда, предназначенные для проведения различных исследований вод, морского дна, атмосферы и космического пространства. Различают океанографические, "корабли погоды", рыбопоисковые, геолого-геофизической разведки, службы космических исследований, подводных исследований и др.».

А в БСЭ-3 (Е. М. Сузюмов) используется уже другие термины: «Суда научно-исследовательские

(НИС), экспедиционные суда (ЭС), морские, озёрные и речные суда, специально построенные или перестроенные из другого типа судов для проведения различных исследований в толще водных масс, морского дна, атмосферы и космического пространства». Возможно, введение термина «научно-исследовательское судно» должно было отделить специально построенное судно от судна, переоборудованного или временно использованного («исследовательское судно»). Однако, при этом возникает путаница. Так, переданный в ДВО траулер Каллисто стал именоваться в сводках АН «научно-исследовательским» без какой-либо особой реконструкции последнего. А подобное (исследовательским судном) именование боевых кораблей (например, эсминца Альтфатер) в труде ВНИИГМИ-МЦД представляется ошибочным.

Также странными типами научных судов являются и другие термины советского времени: «экспедиционное океанографическое» (неясно, чем, кроме ведомственной принадлежности этот тип отличается от «научно-исследовательского»); «океанографическое исследовательское» (океанографических неисследовательских не бывает). В иностранной практике научные суда обычно именуют просто «исследовательскими».

Ниже под научно-исследовательским судном в расширенном значении понимаются суда, занятые самыми разнообразными научными работами в океанах и морях. От других судов (например, транспортных) они отличаются, как минимум, наличием специально оборудованных лабораторий (хотя в последнее время научные лаборатории уже перевозятся в контейнерах, которые могут быть установлены на любом судне). К научным судам можно отнести и суда снабжения (например, Обь), в последнее время называемые «научно-экспедиционными». Ккстати, научно-экспедиционным называлось первое отечественное научное судно- Андрей Первозванный, бывшее по основному назначению научно-промысловым. Их отличительными признаками являются большие трюма и большое число пассажирских мест (для перевозимых полярников).

В число «нис» входят и небольшие по водоизмещению («маломерные») суда (на реках и озёрах); суда, занятые биологическими работами (Академик Опарин); опытовые суда КБ; суда, занятые обеспечением космических полётов (например, спасательное Баскунчак); учебные суда океанологов (Московский университет); суда геофизической разведки (Академик Крепс). К нис в расширенном значении можно отнести и суда- платформы для разведочного бурения на шельфе (Бавенит). Большинство из них (кроме Академика Опарина) вместе со специальными измерениями выполняют и стандартные океанографические работы. В широком смысле, нис- это все суда-носители учёных и работающие для них. В узком смысле, научно-исследовательские суда- это суда, занятые измерениями в океане.

Разнообразные научные суда можно разделить по основным признакам (месту строительства, водоизмещению и назначению) на следующие типы.

По водоизмещению суда условно можно разделить на малые, средние и большие.

Границы между ними условно можно задать в 500 тонн (суда меньшего водоизмещения – «малые») и 5000 тонн (суда большего водоизмещения логично назвать «большими»). Суда, водоизмещением менее 100 тонн (катера), в регистры обычно не включаются и здесь они, за редким (при названиях, совпадающих с именами других судов) исключением, также не рассматриваются.

Большое число отечественных судов водоизмещением около 400 т, вероятно, можно объяснить ограничениями внутриконтинентальных водных путей.

БОЛЬШИЕ

Хотя большое судно лучше малого по условиям работы и проживания, оно менее экономично и, поэтому, менее пригодно для океанографических работ. Большие суда использовались обычно комплексно: разные отряды на одном судне решали разные задачи параллельно. Но с одного судна опускать несколько длинных кабелей и тросов с приборами неразумно (судно иногда качает, а работать надо всегда). Поэтому, исходя из удобства работы отрядов, водоизмещение научного судна ограничено сверху. Большое водоизмещение судна не является и гарантией научных достижений. Заметный вклад в океанографии оставили небольшие суда, например, Андрей Первозванный, Книпович-1, Персей-1, Первенец. Фрам, Мод, Атлантис. И, напротив, об очень больших Академике Борисе Константинове и Академике Николае Андрееве знают только граждане их нового отечества- Сент-Винцента и Гренадин (и адмиралы, продавшие их по цене автомобиля). Естественно, как только стоимость топлива возросла, суда очень большого водоизмещения (самые дорогостоящие, но совсем не старые) тут же пошли на продажу (почему, в основном, как металлолом, а не как суда - отдельная тема).

Существует связь между водоизмещением и длиной судна. Если представить её (по выборке из 280 судов) линейной, то граничные водоизмещения будут соответствовать длине судна в 45 м и 100 м (рис.1).

Рис.1. Соотношение водоизмещения и длины судна). Пунктиром представлена линейная аппроксимация зависимости водоизмещения от длины.

По выборке из 596 отечественных научных судов водоизмещение 7000т и более имели более 50; от 5000т до 7000т- более 30; от 3000т до 5000т- более 70; от 1000т до 3000т - более 200. Полный тоннаж остальных был менее 1000т (рис.2).

Рис.2. Распределение научных судов по водоизмещению.

По основному назначению научные суда можно разделить на: ледоколы; гидрографические; транспорты; суда космической связи(п также суда обеспечения пусков ракет); рыболовно- поисковые; пассажирские (перевозящие учёных на симпозиум, специалистов в Антарктиду или этнографов на Чукотку), носители подводных аппаратов (ПА); океанографические; суда погоды (стоящие в одной точке как метеостанции), суда геофизической разведки (а также геологические и буровые), биологические, акустические и т.д.

В нашем каталоге число типов уменьшено до 5: «гс» (гидрографическое, включая исследовательские ВМФ), «нпс» (научно-промысловое); «скс» (космической связи, включая суда поиска); «сгр» (геофизической разведки, включая геологические и буровые) и «нис» (научно-исследовательское, в который попали все, не вошедшие в перечисленные типы).

По месту (или полноте) строительства: построенные за границей страны или на её верфях, специально построенные, перестроенные или приспособленные (последних- сравнительно немного). Большой разницы (построено ли судно специально, или переоборудовано) для работы нет. Многие научные суда строились на базе судов, первоначально спроектированных для иных задач (лесовозы, пассажирские, рыболовные, танкеры). Некоторые переоборудовались существенно, а некоторые - незначительно (в зависимости от будущих задач и возможностей).

В отечественном научном флоте использовались суда, построенные в Великобритании, Бельгии, Болгарии, Венгрии, ГДР, Германии, Нидерландах, Канаде, Норвегии, Польше, Румынии, США, Финляндии, Франции и Японии.

Океанографическое судно- судно, специально предназначенное для выполнения океанографических работ. Под океанографическими понимают самые разнообразные работы: измерения параметров морской воды; взятия проб воды и грунта; измерения течений; постановки буксируемых или автономных устройств для измерений. Отличительным признаком таких судов является наличие специальных лебёдок и балок.

Судов погоды («нисп») в СССР, по сути, не было. Хотя суда проекта В-88 и назывались «нисп», но как метеостанции в постоянных точках (например, «TANGO») они долговременную службу не несли, а использовались всё время как обычные исследовательские. Большинство судов Гидрометслужбы, кроме подробных метеонаблюдений проводили также и аэрологические измерения и измерения уровня загрязнения морской воды. Некоторые суда (например, А.И.Воейков, Волна или академик Королёв) также запускали метеоракеты. Однако, метеонаблюдения не были главными (таковыми были, скорее, океанографические): все суда Гидрометслужбы проводили комплексные измерения. Поэтому использование особого термина «суда погоды» мы посчитали неверным.

Гидрографические суда (гс) предназначены для поиска сведений, необходимых для

Рис.*. Затонувшее гс «Арктика».

навигационных карт (в основном, промера, поиска и обозначения мест, опасных для мореплавания), а также обустройством фарватеров. В действительности они ещё работают как суда снабжения, как океанографические, а также обеспечивают все операции флота. Сам класс гидрографических судов был введен в России лишь в 1915 г. В эту группу мы включили не только собственно гс, но и гидрографические суда, сокращённо называвшихся «гису», «мгс» (малое), «эос» (до 1977 г., экспедиционное океанографическое) и «оис» (с 1977 г., океанографическое исследовательское). Разницу между эос и оис (как видно из ведомственного переименования типа), а также между гс и гису мог знать только автор таких именований. Возможно, эти именования должны была отличать суда военной гидрографии от судов гидрографии ММФ или судно, оборудованное лебёдками и имеющее лаборатории от судна без них. В литературе одни и те же суда называются и гс и Гису, эос и оис. Изменение сокращённого именования типа судна с гс на Гису, по всей видимости, произошло при появлении госпитальных судов (сокращённо названных также «гс»).

Заметим, что т.н. лоцмейстерские суда, в отличие от гидрографических, не проводят промеры и океанографические работы.

Научно-промысловые суда (нпс) МРХ (Госкомрыболовства), занятые специально океанографическими работами. На практике (особенно после перестройки), такие суда заняты ловом (более прибыльном для команды) чаще, чем океанографическими работами. Иногда (Муромцев, БСЭ-2) такие суда называют «рыбопоисковыми», но это неверно. Поисками рыб занимаются все рыболовецкие суда. Главное отличие нпс от рыболовных состоит в том, что первые преимущественно изучают среду обитания рыб и закономерности формирования рыбных скоплений.

Рис. *. Персей-1.

Судно космической связи (скс). В эту группу входят суда, формально принадлежавшие разным ведомствам (АН и ВМФ), и разного назначения. Среди них были морские центры космической связи (например, космонавт Юрий Гагарин), «плавучие» (морские) измерительные (телеметрические) пункты (Ильичёвск) и поисковые суда (Даурия).

Рис. *. Маршал Неделин.

Судно геофизической разведки (сгр). Эта группа состоит, в основном, из судов Минпромразвития (ранее, Мингазпрома). Так как такие (геофизической разведки и разведочного бурения) суда часто закупались за границей, то они имеют и оборудование для автоматической регистрации параметров морской воды (температуры, солёности, содержания растворённого кислорода, горизонтальных и вертикальных течений). В эту группу включены также геологические и сейсмические суда.

Рис.*. Геолог Ферсман.

Судовладельцами в СССР были ведомства, а отдельные организации числились лишь «операторами». Некоторые ведомства и операторы при разделе страны были переименованы. По судовладельцу (ведомственной принадлежности) суда можно разделить на суда Академии наук, Гидрометслужбы, ГУНИО ВМФ, ММФ, Мингазпрома и Минрыбхоза. Заметим, что в последнее время появились и негосударственные организации (например «Вега»: ), которые, кроме основной деятельности, также занимаются попутными научными исследованиями.

Научный флот страны развивался первоначально для обеспечения мореплавания (основная цель - составление навигационных карт) и рыбного промысла (цель - знание положения рыбных косяков, условий их существования). С развитием космической техники появилась потребность в судах связи и поиска . С развитием добычи полезных ископаемых на шельфе появилась потребность в морской сейсморазведке. Суда космического флота и военной гидрографии, по основному назначению, не являются научными (скорее, они- производственные). Суда Мингазпрома, как суда проектных организаций и большинство научных судов рыбного ведомства, также являются, скорее, производственными, чем научными. Но определить, где проходит граница между наукой и производством, между наукой и техникой, трудно, поэтому большинство таких судов (кем-то уже названных научными) мы также включили в наш каталог.

Организации- операторы судов и ведомства не испытывали потребности в экономии средств и сотрудничестве. А координация работ судов разных ведомств была крайне неэффективной. Суда разных ведомств (например, ТИНРО МРХ, ДВНИГМИ ГК Гидромета, НИФ ДВО РАН и ГС ТОФ) могли годами производить одинаковые океанографические измерения в одних и тех же районах Тихого океана без согласования друг с другом. Очень редко на одном судне работали представители разных ведомств.

Рис.3. нис ДВНИГМИ Валериан Урываев.

Отсутствие координации работ и сильная ведомственная обособленность приводили не только к финансовым потерям. Промерные работы были почему-то разделены между ВМФ (военная гидрография) и ММФ (гидрографическая служба на Северном Ледовитом океане). Морские части погранвойск (в отличие от, например, японских) не проводили океанографических работ. Большинство научных судов в последние 40 лет не вело попутных промеров. В отчётах капитана нис Профессор Хромов, например, так писалось про Японскую котловину: «промерных работ судно не вело, так как район хорошо изучен в промерном отношении». А в это время в «хорошо изученном районе» российской части Японского моря иностранцами была обнаружена новая максимальная глубина моря…

«Засекречивание» результатов работ сказывалось на уровне научных работ не только в СССР (Орекес, 2004), но в нашей стране оно было чрезмерным. Например, при подготовке рейса атомохода Арктика к полюсу выяснилось полное отсутствие гидрографической информации по маршруту. Если бы сведения (или их отсутствие) не скрывались, то проблема была бы решена ранее, до рейса. Отсутствие гласности и координации работ разных ведомств сохранилось и в РФ.

Иногда суда использовались для непрофильных экспедиций (например, экскурсии к берегу Маклая и по Амазонке; доставка советских участников на научные конференции). Большие гидрографические суда часто использовались для местопребывания командования отрядов при обеспечении космических полётов или зарубежных визитов отрядов кораблей. Неэффективное (непрофильное) использование судов сохраняется и в наше время.

До 1977 в действующей классификации ВМФ СССР не было разведывательных кораблей, в связи с этим они официально относились к эос или гс в зависимости от водоизмещения (дальности плавания). Однако это был «секрет полишинеля», так как спрятать антенны от взоров противника очень непросто. В советской печати цензурой не допускалось упоминания о судах радиоэлектронной разведки (формально- научных), но после развала СССР эти ограничения были в значительной мере сняты. Сведения (не всегда верные) о разведывательных кораблях ВМФ (ГРУ МО) стали появляться в печати. К тому же, некоторые из них меняли профиль работы. Поэтому, возможно, в нашем каталоге ошибочно содержатся некоторые из них.

Возможны ошибки каталога и в судах рыбного ведомства. Все научные суда рыбного ведомства (как бы оно не называлось после многочисленных реорганизаций) проводят поисковые ловы. Поэтому к НАУЧНО-поисковым (нпс) логично отнести те, что РЕГУЛЯРНО проводили океанологические (океанографические, гидрохимические или ихтиологические) работы. Часто бывало, что суда, называемые нпс, таких работ не проводили и, напротив, некоторые рыболовные траулеры ими были заняты долгое время.

В каталоге возможно повторное упоминание судна (им слишком часто меняли имена, порт приписки и даже позывные). Вероятно, многие суда оказались нам неизвестны (особенно слабо представлены достойные научные суда малого - до 400 т - водоизмещения).

ИМЕНА СУДОВ

Как яхту назовут, так оно и поплывёт. (например, название Топорок говорит, скорее, не о птице, а о вертикальной скорости движения судна. Интересны не только имена, но и их изменения (некоторые суда меняли имена несколько раз). Нужно заметить, что большинство дореволюционных названий судов было изменено. Так, первое русское научное судно с красивым именем- Андрей Первозванный- было обозвано Туманом, а затем и Мглой. Недавно славные имена отечественных учёных и мореплавателей на научных судах почему-то были заменены на ГеоАрктик, Зефир, Омега, Полярный пионер, Спасатель Прокопчик, Фрегат.

Здравого смысла в изменении имени не было, но были поводы:

- умер функционер и его почитателям захотелось срочно отметить величие покойника. Так были переименованы, например, гс-301 (вступило в строй в 1983 г., а Анатолий Петрович Гужвин умер в 2004 г.) или Порыв (судно спущено на воду в 1971 г., а Виктор Антонович Бугаев умер в 1974 г.); Иногда функционер попадал в опалу (и телеметрический пункт Ворошилов тут же стал именоваться Ильичёвском);

- известное судно получало нового хозяина, а старому хотелось его сохранить для себя. Так появились Персей-4 и Витязь-2.

- судно чем-то себя опорочило или, напротив, имело слишком громкое имя). Так появились малопонятные Мираж (Вячеслав Фролов), Киев (академик Алексей Крылов), Севастополь-1 (Муссон) и Агар (Космонавт Юрий Гагарин).

- власть переменилась (тут уже меняются не только названия, но даже язык и алфавит).

В то же время сохранялись одинаковые (Вега, Волна, Гидролог, Искатель, Исследователь, Ост, Хронометр), близкие (Константин Дерюгин-профессор Дерюгин, Николай Зубов-профессор Зубов, академик Королёв-академик Сергей Королёв) или неблагозвучные (Гигрометр, Московский университет, НИС-5, Процион,

Сейс-1, ТИНРО, Торпеда, Фарватер, Фиолент, Циркуль, Электроразведчик, Юнико, 17 съезд профсоюзов) имена научных судов. А уж Гидрологов, Исследователей и Искателей были десятки. Это порождало недоразумения. Например, один из участников форума знатоков флота писал: «Название типа "Академик Ферсман" не совсем верное. Головное судно называется "Геолог Ферсман", также как и некоторые последующие, у поляков значащиеся как "академики".(/forums). Приведённое заблуждение является следствием использования похожего имени для двух разных судов. Однако, близкие имена судов уже редки (большинство из «тёзок» списано и переименовано).

Имена дальневосточных учёных многочисленным дальневосточным научным судам присваивались исключительно редко (они не утверждались в Москве). Некоторые фамилии на бортах судов известны всем школьникам (по крайней мере, отличникам).

Но многие имена, присвоенные научным судам, известны, кажется, только лицам, их предложившим. Некоторые сведения об именах судов даны на сайте (/forums).

Любопытно оценить выбор названий неименных судов. Для этого часто использованы города (в основном, малые). Оказалось, что научные суда недостойны носить имена столиц (за исключением, почему-то, Вильнюса) и областных центров (за исключением Витебска, Могилёва и Смоленска). Аджария и Молдавия переименованы, а Башкирию и Якутию, надо полагать, скоро переименуют...

В названиях широко представлены самоцветы, горные породы, геологические слои, а также мифологические персоналии (в основном, научно-промысловых судов).

Что касается названий гидрографических судов… Создаётся впечатление, что их выбирали из ведомости оборудования: Буссоль, Компас, Курс, Курсограф, Лаг, Лот, Нактоуз, Нивелир, Призма, Протрактор, Секстан, Хронометр

Довольно много в названиях судов и неблагозвучных имён (вроде Галса, Курса, Створа, Траверза, Фарватера). Нет только «Трапа», «Вилки» и «Локатора бокового обзора».

Некоторые имена (например, Галс, Океан, Пегас и Прибой) использовались многократно, поэтому трудно поверить, что русский язык богаче английского.

КОЛИЧЕСТВО НАУЧНЫХ СУДОВ, ЕГО РОСТ И ПАДЕНИЕ

Общее число российских (СССР) нис точно неизвестно. Утверждают (Стрюк, 2004), что :"К началу 90-х годов исследовательский флот СССР насчитывал до 600 судов".

Опубликованные оценки количества весьма противоречивы:

а) «Гидрографическая служба ВМФ насчитывает 46 гидрографических и океанографических судов»( /vk/gunio.htm), 2001 г.;

б) «В 2001 году у ГУНИО было 27 судов неограниченного района плавания» (Стрюк, 2004).

По-разному оценивается и общее число судов:

а)«В 2001 году в …России находилось около 100 нис неограниченного района плавания» (Стрюк, 2004);

б) «страна имеет 79» нис неограниченного района плавания. (Дорошев, 2001).

На 1 января 1991 г. Советский Союз имел, в целом, 293 научно-исследовательских судна. На начало 1961 г. экспедиционный флот АН СССР насчитывал 37 морских судов разного водоизмещения и оснащения, а с учетом речных и озерных численность академического флота достигала 60 единиц. (Краснов, 2004).

Чтобы оценить количество, полезно вспомнить этапы создания флота. Приведённое в (Стрюк, 2004) деление: 1870-1917(48 лет), 1921-1941(21 год), 1946-1956(11 лет), 1957-1966(10 лет), 1967-1991(35 лет) не совсем соответствует количеству введённых судов- рис.3. По количеству введённых научных судов историю отечественного научного флота вернее было бы разделить на 4 основных периода: до 1936, 1936-1955, 1956-1989 и- после 1990 г. До 1936 г. ежегодно строились единицы научных судов. В 1936-1940 ежегодно вводилось в работу более 8 научных судов. Были построены четыре серии: 3 гидрографических судна типа Океан), 3- типа Камчадал, 4- типа Ост (по 880т) и 3- типа Рулевой (по 364т). Но, похвалив («с хорошими по тому времени техническими данными») эти суда, История Гидрографической службы (т.2) почему-то не сочла их полноценными: «в 1961 г. построено оис Невельской- ПЕРВОЕ после 53-летнего перерыва- с постройки гс Таймыр и Вайгач». Так как экипаж Невельского размещался в 4-х и 6-местных каютах, дело было не в «комфортных условиях для экипажа». Вероятно, Таймыр (1200т, 1200лс) и Невельской (2688т, 4000лс) отличало от Океана (3600т, 2400лс) и Камчадала (1560т, 1400лс) не наличие лабораторий, а палубного оборудования (балок и лебёдок). На Таймыре и Вайгаче их было по две- на носу и корме.

В 1945-1946 возник ручеёк (ежегодно- более 10) иностранных судов (в основном, немецких и финских, хотя были болгарские, венгерские, румынские, американские и японские). Часть из них была использована в морских научных исследованиях. Общее число таких судов составляет более 20. Среди них нужно отметить знаменитый Метеор/Экватор (1500т, Метеором в СССР никое научное судно не назвали) и Марс/Витязь (5700т, а Марсом потом назвали гидрографическое судно). Метеор/Экватор в руках ГС ВМС СССР поработал немного (пока немецкого ресурса хватило) и затем он был бесславно затоплен в Калининграде. Марс/Витязь избежал такой судьбы (сейчас- прекрасный музей Мирового океана) только из-за упорства энтузиастов (хотя и достался им изрядно разграбленным).

В 1946-1962 пошел поток судов, построенных (в основном, в Финляндии, Германии и Венгрии) по репарациям или по колониальному (мы - сырьё, они - суда) разделению труда. Общее число таких нис - около 150. Среди них выделяются немецкие логгеры водоизмещением около 450т, финские зверобои водоизмещением около 800т и венгерские суда типа «река-море» водоизмещением около 2000т. Из 72 судов финской постройки 1953-1958 г.г. (иногда упоминают только 50) более десятка оставили след в отечественной океанографии (например, зверобойные Крылатка и Нерпа и гидрографические типа Меридиан). Из логгеров (срт) в океанографии наиболее известны Дальневосточник и академик Ковалевский. Более 20 гидрографических судов (1952-1958) на базе логгеров были построены на Киевском ССЗ. Из 8 венгерских судов (1949-1957) какой-то след в океанографии оставили Ульяна Громова и Створ.

Советские научные суда в послевоенное время строились преимущественно за границей (хотя и по советским проектам и с большим объёмом советского сырья). Из-за этого отечественные ССЗ не получали опыт строительства научных судов. В 1963-1990 заказы СССР обеспечили полную загрузку и развитие судостроительных заводов в Германии, Финляндии и Польше, а также поток нефти, металла и древесины для этого. Общее число научных судов, построенных для разных ведомств СССР в этот период, мы оценили приближённо в 500 единиц (ГДР- около 185 000т, ПНР - более 245 000т, Финляндия- около 110 000 т). Суммарный тоннаж научных судов, произведённых на отечественных заводах (в основном, судов обслуживания космической связи) был много меньше, чем произведённых за границей.

С конца 80-х СССР оказался без денег (в том числе и на судостроение). Затем последовали отделение Украины (там были сосредоточены основные судостроительные мощности страны), приватизация, необычно низкие налоги миллиардерам и непрерывный вывоз денежных средств за границу. Разрушение инфраструктуры государства (в том числе научного флота) происходит масштабнее и стремительнее, чем во всех минувших войнах. Это сказалось и на производстве научных судов: за 15 последних лет в РФ построено менее 10 нис, а их тоннаж оказался очень маленьким. В то же время уничтожено (списано, поменяло класс, лишено самого необходимого ремонта) более 87 % существовавших к 1991 г. научных судов.

В нашем каталоге содержатся сведения о более, чем 1000 судов водоизмещением более 100т (из них- более 700 судов водоизмещением более 500т). К ним можно прибавить 120 БГК (водоизмещением по 125т). Однако, научных судов, предположительно, было ещё больше. Мы имеем весьма скудную информацию о судах речных и озёрных (в каталоге их всего около 20). Список номерных гидрографических судов содержит многочисленные пропуски (в том числе, гс-18-гс30, гс119-гс181, гс215- гс235, гс302-гс387, гс406-гс437, гс441-гс524). Хотя, возможно (хотя и нелогично), что часть этих номеров никогда и не присваивалась.

Учёт научных судов непрост и в настоящее время. И не потому, что они преимущественно работают за границей или сменили название. Лишённые государственной поддержки научные институты-судовладельцы вынуждены были заниматься несвойственной (поэтому, вредной для основной работы) коммерческой деятельностью. Многие суда работают как пассажирские (более верно было бы их называть «челночниками»), но лишь некоторые сменили класс на пассажирский (грузопассажирский). Для удобства пользователей приходится освобождать палубное пространство: срезать гидроприводы, кранбалки и лебёдки. В результате, не все суда, считающиеся научными, способны вернуться к научной работе. При этом научные суда, сдаваемые в аренду для грузопассажирских перевозок на часть времени (до полугода) вовсе не зарабатывают достаточно для существования весь год. Логичнее было бы полностью переоборудовать некоторые суда в соответствии с новыми обязанностями, сохранив другие полностью для научной работы.

Списание, продажа и непрофильное использование судов проводится повсеместно и интенсивно. Размер сокращения научного флота можно оценить по Дальморгеологии (из 12 новейших судов осталось одно).

Резкое уничтожение научных судов так же невыгодно государству сейчас, как и их резкий рост ранее. Ежегодная потребность в гидрографических судах оценивается десятками.

Общее число специальных проектов, по которым строились научные суда, составляет более 70. Такое разнообразие не способствовало унификации ремонтных работ и усложняло их эксплуатацию.

Распределение научного флота было нелогичным. До войны из 73 гидрографических судов 24 обслуживали Балтийский флот, 17- Северный, 14- Черноморский и только 11- Тихоокеанский. При этом размеры обслуживаемых морских акваторий на Тихоокеанском и Северном флотах многократно превосходили таковые на других бассейнах. Приближённая (по 827 судам) оценка распределения научных судов (суммарно всех типов за все годы, водоизмещением более 100т) такова: Северный бассейн (базирование на порты Северного ледовитого океана) – 233, Тихоокеанский – 207, Черное море - 168, Балтийское море - 160, Каспийская флотилия - 52. Остальные 10, известные авторам, обслуживали озёра и реки). В Северном и Тихоокеанском бассейнах значительная часть научных судов обслуживала рыболовную отрасль.

Северные и дальневосточные порты не развивались. Поэтому суда (и корабли) базировались не там, где они были нужны, а в портах с развитой инфраструктурой. Так, число судов ледового класса в тёплой Одессе было больше, чем в холодном Провидении. А суда, обслуживающие протяжённый Северный морской путь, базировались преимущественно в его самой западной части- в Архангельске.

Потребность в научных судах ледового класса для Охотского и Японского морей не покрывалась. В то же время число научных судов, предназначенных для тропиков, увеличивалось ежегодно.

КАК ПРОВОЖАЮТ ПАРОХОДЫ

Нестарые (возрастом менее 30 лет) нис списывались преждевременно и раньше. Но с 1990 г. их списание и продажи стали обвальными. Ежегодно суда всех типов десятками списывались или (преимущественно, новые) изменяли (на пассажирские или грозопассажирские) класс. Отметим среди них новейшее (1990) специализированное судно Геолог Петр Антропов, проданное в КНР в 1995. И в настоящее время большинство научных судов используется не по назначению.

Иное отношение к старым судам за границей. Многие иностранные (а также некоторые отечественные до 1965) нис работали многими десятилетиями (естественно, при правильной эксплуатации и регулярном ремонте).

Например, Азимут (Бельгия), построенный в Польше в 1953, всё ещё работал по назначению в 2004.

Немецкие Марс (1939-1989), Метеор (1915-1976), Падуя (1926-2000?) работали по 50-70 лет. Гидрографическое судно Секстан проработало на Каспийском море 75 лет (с 1897 по 1972).

Судьба отечественных судов, даже известных (Ермак, Сибиряков, Литке), печальна. Загублены Экватор, Андрей Первозванный, Персей (его подъём был возможен в послевоенные годы). Недавно в Китай на переплавку отправился Невельской (первое послевоенное гидрографическое судно отечественной постройки). И позорная смерть знаменитых отечественных судов вызвана не срочной потребностью страны в металлоломе (если призвать наших граждан, то в обмен, например, на Ермак можно было бы собрать его раз в сто больше). Многие иностранные суда (например, Фрам) выставлены на суше и на уважении к ним воспитывается любовь к своему отечеству. Недавно японский линкор-участник Цусимского сражения- был восстановлен как музейный экспонат. Даже отечественных подводных лодок за границей выставлено больше, чем в России. А наши исторические суда (в том числе неименной Таймыр и именной Космонавт Георгий Добровольский) и суда массовых проектов исчезают без следа. Если от парусного флота России оставалась коллекция носовых фигур (уничтоженная в конце 20-х), то от научного не осталось даже коллекции колоколов.

Обычно наши суда уходят (точнее, с нашего молчаливого согласия их «уходят») вот так (фото ниже).

Рис.4. «Смотри как уходим мы».

На этом фоне уже не кажется неуместным предложение по использованию новейшего судна космической связи Урал (с ядерной энергетической установкой – рис. Х) в виде стационарной электростанции во Владивостоке.

КАТАЛОГ НАУЧНЫХ СУДОВ.

Каталог содержит основные сведения об исследовательских судах с 1880 г. В нём не представлены экспедиционные суда, на которых проводились гидрографические/ океанографические измерения периода парусного флота даже, если они и строились специально (ещё в 1764 были построены однотипные экспедиционные суда Чичагов, Бабаев, Панов).

Общий каталог судов содержит следующие сведения о судне: год вступления в эксплуатацию; проект, по которому строилось судно; полное водоизмещение; наименование; тип; страна постройки, размеры(максимальная длина и ширина, осадка с грузом), мощность основного двигателя, скорость, дальность плавания без дозаправки, автономность, количество членов экипажа/экспедиции, число лебёдок и лабораторий, принадлежность и комментарий. Именные (имени кого-то) названия даны прописными буквами. Название судна выделено жирным шрифтом, а курсивом- год переделки в научное судно. В комментарии приводятся сведения о принадлежности и судьбе судна, а также и иные варианты характеристик (если источники информации противоречили друг другу). Таких противоречий достаточно много, а устранить их без доступа к ведомственным архивам невозможно.

Возможны неточности в водоизмещении и осадке- они зависят от степени загруженности судна и от количества ремонтов. Некоторые источники давали водоизмещение округлённое, некоторые – точное (на определённый момент времени).

Мощность двигателей даётся преимущественно в лошадиных силах (лс). У рыбацких судов и в последнем русском регистре мощность даётся в киловаттах (кВт). Скорость судна, по возможности, даётся двумя числами: максимальная/ экономическая, а в случае одного числа- экономическая (вот здесь и может быть ошибка- вместо экономической скорости- максимальная). Дальность плавания определяется по экономической скорости, исходя из запасов топлива..

Число членов экипажа одного судна в разные годы изменялось (не только за счёт сокращения помполита и врача). При невозможности определить отдельно численность экспедиционного состава (+э) в каталоге приводится суммарное число (чел) экипажа и экспедиции.

СУДА ВОЕННОЙ ГИДРОГРАФИИ

Судовладельцем было центральное ведомство (ВМФ или головной институт военной гидрографии- ГУНИО), а операторами- Гидрографические службы флотов (БФ, ЧФ, СФ, ТОФ и Кфл). Среди научных судов (если отнести суда военной гидрографии к научным) гидрографические суда- самые многочисленные, срок их службы- самый короткий (скорость списания, соответственно,- самая большая), а сведения (опубликованные в родном отечестве)- самые скудные. В одном из первых исторических обзоров (Стрюк, 2004) количество гидрографических судов оценивается отрывочно (например, в период 1921-1941 г.г. гидрографические суда совсем не упоминаются и их количество не оценивается). С 1946 г. по 1956 г. упоминаются только 4 (из примерно 20) трофейных судна: Марс, Метеор, Падуя и Магдалена Виннен. Вообще-то, два последних, скорее,- учебные, чем научные, лишь иногда выполнявшие работы в интересах АН СССР. В период с 1957 г. по 1991 г. отмечены только суда типов Невельской, Полюс, Николай Зубов, Владимир Каврайский, Академик Крылов (всего- 123). Так как Зубов и Крылов имеют «тёзок» и среди них легко запутаться, то полезно использовать для их идентификации не «типы», а номера проектов (соответственно, 514, 1537, 850, 97Б и 852).

Но были и иные, неупомянутые (и более многочисленные) суда ВМС, которые проводили океанографические измерения. К десяткам, доставшихся советской власти от российского флота, следует прибавить 13 судов специальных проектов, построенных в 1936-1939 г.г.

ВОВ встретили 73 гидрографических судна (суммарным водоизмещением в 48541т), погибло 18, а 3 было сильно повреждено. После войны около двух десятков судов (в основном, немецких, финских и японских) было получено по репарациям.

В послевоенное время к ним добавились переоборудованные тральщики (переданные во время войны по лендлизу). Из-за оккупации СССР Польши отношения с США ухудшились, что обусловило многие потери (например, отказ СССР от своей части золотого запаса Германии). Потери понесла и гидрография. Суда, полученные по лендлизу (как и американские автомобили), в соответствии с условиями последнего, подлежали уничтожению (перегонять их в США было невыгодно). Однако, они были (к тому же, не все из них были затоплены) и их нужно учитывать.

Большинство серийных суда для ГС ВМФ было построено польскими заводами.

В многотомной «Истории гидрографической службы» списка гидрографических судов нет, поэтому мы попробовали составить его сами. Суда типа «Юг»(пр.862) в многотомной истории ГС ВМФ именуются «типа «Тайга», что, вероятно, свидетельствует о непрофильном использовании головного судна «Юг».

В многотомной «Истории гидрографической службы» нет списка гидрографических судов. Приближённый список серийных судов военной гидрографии представлен в таблице (в скобках для справки приведены суда, работавшие не в интересах гидрографии, в этом случае число гидрографических судов представлено в числителе дроби).

Таблица 1. Серийные суда ГС ВМФ. В- водоизмещение (полное, округлённое).

Наименования именных судов сокращены.

Головное судно

Серия из

Годы выпуска

В

проект

Названия серийных судов (в скобках- не гидрографические)

Океан

3

1936-1939 ?

3600

Охотск, Мурман

Камчадал

3

1936-1939 ?

1600

Полярный, Партизан

Ост

4

1936-1939 ?

900

Вест, Зюйд, Норд

Рулевой

3

1936-1939 ?

400

Гидролог, Девиатор

Аракс

4/17

1949-1957

2000

650

Анабар, Ульяна Громова, Олег Кошевой, Лаг, (Айтодор, Буревестник, ВТР-73, ВТР-74, ВТР-75, Ишим, КС-7, Манометр, ОС-21, Свияга, Северка, Сирена, Створ).

Кардан

5/10

1952-1955

1200

В-53

Гирокомпас, Индигирка, Маяк, Нивелир, Призма (Белогорск, Форт Шевченко, Кардан, Вормси, Кострома)

ГС-1

16/22

1952-1958

460т

391А

Грот, Тайфун, гс-3,11,17,36,41,43,46,48,50,54-56,60,68,(гс-1,2,4,34,47,85).

Полюс

3

1962-1964

6700

1537

Балхаш, Байкал

Азимут

16

1962-1965

1300

860

Анадырь(?), Азимут, Вайгач, Вертикаль, Восток, Гигрометр, Гидролог, Глобус, Глубомер, Горизонт, Градус, Девиатор, Зенит, Колесников(?), Компас, Память Меркурия, Румб(?), Тропик, Тура(?), Юг

Н. Зубов

8/11

1964-1967

3100

850

Ф.Беллинсгаузен, А.Вилькицкий, В.Головнин, Б.Давыдов, С.Дежнёв, Ф.Литке, А.Чириков (Х.Лаптев, Г.Сарычев,С.Челюскин)

Арктика

20/29

1967-1972

1600

861

Альтаир, Анадырь, Андромеда, Антарес, Антарктида, Аскольд, Березань, Заполярье, Колгуев, Крильон, Лиман, Марс, Моржовец, Океан, Рыбачий, Север, Таймыр, Челекен, Эльтон (Архипелаг, Вега, Ильмень, Кильдин, Находка, Пелорус, Селигер, Экватор, Юпитер)

Верньер

(ГС-108)

13/29

1968-1970

680т

870

Астроном, Бельбек,

ГС-78, ГС-82, ГС-103, ГС-207, ГС-211, ГС-66, ГС-74, ГС-107, ГС-182, ГС-193.

Одно подарено Вьетнаму.

ГС-204

17/18

1970-1974

700т

871

Гс-118, гс-186, гс-194, гс-198, гс-199, гс-200, гс-202, гс-203, гс-206, гс-208, гс-210,

гс-212, гс-214, гс-269, гс-271, гс-273, гс-275. одно сразу же подарено Африке

Абхазия

4

1972-1973

7500

976

Аджария, Башкирия, Молдавия

ак Крылов

6

1974-1979

9100т

852

Ад Владимирский, Л.Дёмин, И.Крузенштерн, М.Крупский, Л.Соболев

Юг

16/18

1977-1983

2400

862

В-а Воронцов, Визир, Галс, Маршал Геловани, Гидролог, Горизонт, Донузлав, Зодиак, Мангышлак, Николай Матусевич, Пегас, Персей, Сенеж, Створ, Тайга, (Плутон, Стрелец).

ГС-260

23

1978-1983

1200

872

ГС-47, ГС-84, ГС-86, ГС-87, ГС-270, ГС-272, ГС-278, ГС-280, ГС-296, ГС-297,

ГС-301, ГС-388, ГС-392, ГС-397, ГС-398, ГС-399, ГС-400, ГС-401, ГС-402, ГС-403, ГС-404, ГС-405.

Ак Н. Андреев

2

1980,1982

9900

1924

Академик Борис Константинов

Сибиряков

2

1990-1991

3500

865

Р.Муклевич

ГС-439

2

1993, 2005

385т

16611

ГС-438

Обычно () говорят о 123 гидрографических судах, построенных с 1961 г. до 1991 г. В нашем списке их (кроме судов, построенных ранее)-130. Какие из 3 судов- «лишние», мы не установили (поэтому и даём читателю список судов каждой серии).

К ним можно прибавить 120 больших катеров (пр.1896 водоизмещением по 125т), которые строились с 1966 по 1974 г.

Часть из гидрографических судов именовалась «Гису», часть- «эос»/«оис», но по оборудованию и обычно выполнявшимся задачам они вполне соответствуют гражданским гс и нис.

Рис.5. Гс Ульяна Громова.

Суда гидрографической службы ВМФ были самыми многочисленными (по отношению к другим ведомствам), а их списание было самым стремительным.

ФЛОТ ГИДРОГРАФИИ СЕВЕРНОГО ЛЕДОВИТОГО ОКЕАНА (ММФ)

Судовладельцами (операторами) этих судов были отдельные базы (Ленинград/СПб, Архангельск, Диксон, Хатанга, Тикси, Провидения). Судя по тому, кому достался новый «Анатолий Жилинский» (предназначенный для Диксона), Архангельская база является главной.

Вероятно, гражданскую гидрографию, обслуживающую Северный морской путь, логично было бы объединить с военной, так как решаемые ими основные задачи тождественны.. Главсевморпуть в лучшие годы был таким же «государством в государстве», как и МПС (по сути, ГСМП был «министерством северных территорий»). Кроме гидрографических работ и полярных перевозок он занимался хозяйственным развитием русского Севера. Но в таком виде он кого-то не устраивал и был постепенно ликвидирован. Вначале (в 1938) у ГУСМП были отняты хозяйственные функции на северных территориях, в 1957 он был переименован в «гидрографическое предприятие» и передан в ММФ; в 1958 у него отняли ААНИИ, учебные заведения и полярные станции; в 1971 г. он был переименован в «администрацию Северного морского пути»; а в 1992 г. - сведён до отдела «при департаменте». Затем СПМ был задушен финансовой петлёй: не приносящие видимой прибыли ледоколы стали грузом на шее коммерческих пароходств. В настоящее время Гидрографическое предприятие уже не может обеспечить навигацию по Северному морскому пути.

В 2005 г. на Украине военную и гражданскую гидрографические службы соединили. А у нас всё осталось по-старому.

Среди судов, находившихся в СЛО, отметим (возможны неточности в количестве) не только 15 типа Дмитрий Овцын, но и часть из 72 финских зверобоев (пр.220) и суда типа Азимут (не путать с судном 860 проекта) и около десятка трофейных (например, Айсберг).

Таблица 2. Серийные суда ГС ММФ. В- водоизмещение (полное, округлённое).

Наименования именных судов сокращено.

Головное

Серия из

Годы выпуска

В

проект

Названия серийных судов (в скобках- не гидрографические)

Дмитрий Овцын

15

1970-1977

1134т

В.Альбанов, П.Башмаков, Н.Евгенов, И.Киреев, Н.Коломейцев, С.Кравков, Д.Лаптев, Г.Максимов, С.Малыгин, Ф.Матисен, Я.Смирницкий, Д.Стерлегов, В.Сухоцкий,Э.Толль.

А_Марышев

3

Пётр Котцов, Григорий Михеев.

СУДА АКАДЕМИИ НАУК

Операторами судов АН были и отделения и отдельные институты: ДВО, ИОАН, МГИ.

Про суда АН известно больше, чем про суда иных ведомств (журналисты полагают обычно, что «наука»- это Академия наук).

В описании истории флота АН (Суйтс, 2004) приводятся кроме Персея, названного первым нис АН, только 24 судна: от Витязя (1949) до академика Иоффе (1989), 15 из которых сохранилось к 2004 г. (из них 5- в ИО РАН, 6- в ДВО РАН, 2- в Мурманском биологическом институте и по одному в ГеоХИ РАН и в ГИН РАН).

Их водоизмещение различно: от 600 т Зари до 6600 т. академика Иоффе.

Естественно, приведённый список отличается от выборки судов АН из нашего каталога (более 280 судов водоизмещением более 100т).

Первым специальным судном АН логично назвать не Персей (1922, 550т. оно относилось, скорее, к рыбному ведомству) и не Зарю (1899г.). Вероятно, первым следует признать академик Книпович (1929, 100т, Мурманская биостанция) или Ю.Шокальский (1929, 85т, Черноморская станция, построено по чертежам академика Шулейкина).

В цитированной статье не упомянуты не только десятки судов водоизмещением 200-300т., но и большие суда. Среди них: Профессор Водяницкий (1680т) ИнБЮМ АН СССР (правда, на сайте института приведён иной профессор Водяницкий (мрт-300);

Два профессора Колесникова (1100т и 1680т, МГИ АН СССР);

Аю-Даг и Арнольд Веймер (1100т и 1832т) Эстонской АН;

несколько байкальских судов (среди них- академик Коптюг, 500т.);

академик Пётр Лебедев (6600т) АКИН РАН; Каллисто (3050т) ДВО АН СССР.

Таблица 3. Серийные суда нис АН. В- водоизмещение (полное, округлённое).

Наименования некоторых именных судов сокращено.

Головное судно

Серия из

Годы выпуска

В

проект

Названия серийных судов (в скобках- не АН)

Акад.Ковалевский

3

1963-1964

500

Академик Архангельский, Юрий Годин.

Акад. Курчатов

7

1966-1968

6800

976

Академик Вернадский, (Профессор Визе, Профессор Зубов, Академик Королёв), Дмитрий Менделеев, (Академик Ширшов).

Профессор Богоров

5

1976-1979

1700

430

Профессор Водяницкий, Профессор Колесников,

(Профессор Куренцов), Профессор Штокман.

Витязь-2

3

1981-1983

6400

В-86

Академик Александр Виноградов, Акад. Александр Несмеянов.

Академик Шулейкин

10

1982-1985

2100

Акад. Арнольд Веймер, Акад. Гамбурцев, Акад. Голицын, Проф. Молчанов, Проф. Мультановский, Геолог Дмитрий Наливкин, Проф. Полшков, Проф. Хромов, Академик Шокальский.

Ак.Сергей Вавилов

3

1988-1989

Академик Иоффе, Академик Петр Лебедев.

НАУЧНЫЙ ФЛОТ ГИДРОМЕТСЛУЖБЫ

Операторами были следующие организации ведомства: Северное, Северо-западное, Приморское (затем- ДВНИГМИ), Магаданское, Астраханское, Северо-Кавказское и Азербайджанское УГМС, ОдоГОИН и, вероятно, ЛоГОИН. По количеству дней, проведённых в море, суда Гидрометслужбы превосходят все прочие ведомства. Работали они вдали от судоходных трасс в любую погоду и подолгу без заходов.

Таблица 4. Серийные суда нис Гидромета. В- водоизмещение (полное, округлённое).

Наименования именных судов сокращено.

Головное судно

Серия из

Годы выпуска

В

проект

Названия серийных судов (в скобках- не Гидромета)

А.И.Воейков

2

1959-1960

3500

224М

Ю.М.Шокальский

Пассат

9

1968-1971

4100

В-88

Виктор Бугаев, Волна, Эрнст Кренкель, Муссон, Океан, Прибой, Прилив, Георгий Ушаков.

Валериан Урываев

1974-1981

1100

1532

Проф.Федынский

Вадим Попов

7

1986-1989

930

655

Всеволод Березкин, Виктор Буйницкий, Вулканолог, Вектор, Профессор Гагаринский, Яков Гаккель, Геофизик, Павел Гордиенко, Дальние Зеленцы, Зонд, Искатель, Исследователь, Василий Ломинадзе, Игорь Максимов, Модуль, Морской геофизик, Владимир Обручев, Владимир Паршин, Иван Петров, Поиск, Рудольф Самойлович, Лев Титов, Пр Федынский, Вячеслав Фролов, Чайво, Эльм.

Рис.6. Нис Прибой- незнаменитый, но надёжный труженик.

НАУЧНО-ПОИСКОВЫЕ СУДА

Научно-поисковые суда Министерства рыбного хозяйства и его организаций:

ПИНРО, АтлантНИРО, АзЧерНИРО, ТИНРО, КаспНИРХ, ВНИРО и др.

Выделить среди судов этих организаций чисто научные (нпс) трудно, если вообще возможно (кроме 8 типа профессор Марти). в 1958 все имевшиеся суда научных институтов ведомства были переданы рыболовным объеденениям. После этого для научных исследований выделялись часто неспециализированные (свободные) суда. Даже после 1977, когда были организованы бассейновые объединения рыбпромразведки для научных исследований также использовались и неспециализированные суда. На большинстве из них были неспециализированные лебёдки и отсутствовали специальные лаборатории. Обычно небольшие (2-4 человека) научные группы использовались одновременно и в ненаучных работах. Даже изначально специализированные суда (типа профессор Марти) значительную часть времени занимались промысловым ловом рыбы (в отличие от научных исследований это давало всему экипажу дополнительный доход).

Естественно, большинство судов рыбного ведомства прекратило научные исследования, как только государство прекратило их финансирование. Поэтому авторы ограничились в каталоге лишь теми судами (они и обозначены здесь как «нпс»), которые непрерывно производили океанографические наблюдения непрерывно (в течение, как минимум, нескольких лет).

Таблица 5. Серийные суда МРХ, систематически проводившие океанографические измерения. В- водоизмещение (полное, округлённое).

Головное судно

Серия из

Годы выпуска

В

проект

Названия серийных судов

Академик Книпович

10

1964-1973

3900

339

Аргус, Академик Берг, Профессор Дерюгин, Ихтиандр, Одиссей, Персей-3, Посейдон, Скиф, Экватор.

Эврика

10

1972-

3400

Профессор Месяцев, Альба, Артемида, , Геракл, Зонд, Каменское, Милоградово, Шантар, Фиолент.

Рис.7. нпс Одиссей.

«КОСМИЧЕСКИЙ» ФЛОТ

Лучший контроль запускаемых космических объектов был возможен при размещении командно-измерительных комплексов в разных частях земного шара. Эту задачу решали суда космического флота, появившиеся впервые в 1959 году. В начале большая часть из них маскировалась под научные (формально принадлежали АН и ММФ). В 1971 году была образована Служба космических исследований ОМЭР АН СССР (закрыта в 1995 г.). Кроме её судов, ВМФ имел свои (например, в Тихом океане ТОГЭ-4 и ТОГЭ-5).

Кроме задачи слежения, некоторые суда предназначались для поиска и спасения приводнившихся космических объектов.

В печати (Безбородов, Жидкин, 2004) отмечены только 14 судов атлантической группы космического флота. В действительности, их было около 35 («около»- поскольку почти готовые «академик Николай Пилюгин» и «маршал Бирюзов» в строй не вступили.

Опубликованные сведения и о таких судах невразумительны. Например (Безбородов, Жидкин, 2004): «в 1960… начал функционировать комплекс в составе 3 судов- Краснодар, Ворошилов, с 1961 года- Ильичёвск, Долинск». Получается четыре ? Вероятно, Ворошилов был переименован в Ильичёвск (носитель имени к тому времени был отнесён в антипартийную группу). В тексте вместе с этой троицей вдруг появляется Аксай. Затем упоминаются (в алфавитном порядке): Бежица, Космонавт Павел Беляев, Боровичи, Космонавт Владислав Волков, Космонавт Юрий Гагарин, Геническ, Космонавт Георгий Добровольский, Кегостров, Космонавт Владимир Комаров, Академик Сергей Королёв, Моржовец, Невель, Космонавт Виктор Пацаев, Ристна, и 4 лесовоза типа «Выборглес». Как можно сосчитать: 3+1+ 14+ 4= 22. Однако, здесь не упомянуты 8 судов тихоокеанской группы (маршал Крылов, маршал Неделин, Сахалин, Сибирь, Сучан, Чажма, Чукотка, Чумикан), Урал (с ядерной энергетической установкой), а также 4 поисковых судна этого района («лесовозы»). Всего перестроенных лесовозов было 16. Исключив упомянутые выше скс Беляев (Вытегралес), Боровичи, Волков (Енисейлес), Добровольский (Назар Губин), Кегостров (Таймыр), Моржовец, Невель и Пацаев (Семён Косинов), получим 8. 4 из них, как отмечено в цитированной публикации, стали поисковыми и работали в Атлантике, а 4, получается, - поисковыми в Тихом океане. Как делились по бассейнам поисковые Апшерон(Вагалес), Баскунчак (Кириши), Даурия (Выборглес), Диксон (Восток-3), Донбасс (Восток-4), Севан (Свирьлес), Тамань (Суздаль) и Ямал (Тоснолес), мы не знаем.

Хотя суда тихоокеанской группы (формально образована в 1966) и принадлежали иному, чем АН, ведомству (ВМФ), их принадлежность к судам космического флота, вряд-ли, стоит оспаривать.

Из уцелевших (после разгрома на Украине и списания в РФ) двух судов космической связи (космонавт Георгий Добровольский и космонавт Виктор Пацаев) первое решением правительства было поспешно продано в 2005.

Таблица 6. Серийные суда Космофлота. В- водоизмещение (полное, округлённое). Наименования некоторых именных судов сокращено.

Головное судно

Серия из

Годы выпуска

В

проект

Названия серийных судов

Краснодар

3

1959

8800

Долинск, Ильичёвск.

Чажма

2

1963

Чумикан

Ристна

4

1960

9000

К.Владислав Волков, к.Георгий Добровольский, к.Виктор Пацаев

Даурия

8

1964-1967

7200

Апшерон, Баскунчак, Диксон, Донбасс, Севан, Тамань, Ямал.

Боровичи

4

1967

6100

Кегостров, Моржовец, Невель

ГЕОЛОГИЧЕСКИЕ, ГЕОФИЗИЧЕСКИЕ И РАЗВЕДОВАТЕЛЬНЫЕ СУДА МИНГАЗПРОМА

Под разведывательными - имеются в виду суда геофизической разведки (суда радиоэлектронной разведки научными здесь не считаются). В эту группу включены также буровые суда, на которых проводятся научные исследования в море.

Таблица 7. Серийные суда МинГео (Мингазпрома и родственных). В- водоизмещение (полное, округлённое). Наименования некоторых именных судов сокращено.

Головное судно

Серия из

Годы выпуска

В

проект

Названия серийных судов

Агат

1969-1978

300

Акванавт, Берилл, Борей, Бриг, Геотермик, Метан, Монацит, Морион, Плутон, Радон, Рутил, Тантал, Топаз, Уран, Циркон, Шельф, Янтарь.

Академик Ферсман

9

1985-1988

3600

В-93

Акад. Губкин, Акад. Лазарев, Акад. Наливкин, Акад. Наметкин,

Акад. Немчинов, Академик Сельский, Академик Щацкий.

(Пулковский меридиан)

9

1982-1990

5600

Геолог Пётр Антропов, Геленджик, Морской геолог, Акад. Александр Карпинский, Проф.Логачёв, Севморгеология, Акад.Александр Сидоренко, Южморгеология, XVII съезд профсоюзов

Рис.8. бывший академик Губкин.

БЛАГОДАРНОСТЬ

Авторы хотели бы выразить благодарность людям, построившим и сохранившим научные суда (а тех, кто продавал и преждевременно списывал научные суда, не упоминать никогда).

Авторы выражают благодарность , В.Б.Лобанову (ТОИ ДВО РАН). за замечания, позволившие устранить часть недостатков статьи.

Авторы будут признательны и читателям за конструктивные замечания и дополнения.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

World Navies Today: Russian General Support Auxiliaries. /worldnav/russia/aux_othr.htm

/rvessels/

/

/

/forums/

World Shipping Register.. /index/

/rus/history/boats/ суда ИнБЮМ.

Айбулатов Н.А., Аксенов А.А. И на деревянных кораблях плавали железные люди. К истории прибрежных исследований в России. М., Наука, 2003. – 232 стр.

Алфавитный список самоходных судов флота рыбной промышленности СССР от 300 л.с. и более на 1 января 1971. Л., Транспорт, 1972, 171 стр.

Аноним. Гидрографическое судостроение за годы советской власти. Записки по гидрографии, 1967, N4, с.74-83.

Безбородов В., Жидкин В. (2004). Морской космический флот: исторический обзор. //«История океанографии», часть 1. Калининград, Калининградский университет, с.191-195.

Бережной С.С. Корабли и суда ленд-лиза. Спб., Велень, 1994. 400 стр.

Бережной С.С. Трофеи и репарации ВМФ СССР. Якутск, 1994. 190 стр.

Бережной С.С. Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945. М., Воениздат, 1988. 710 стр.

Бережной С.С. Линейные и броненосные корабли. Канонерские лодки. М., Воениздат, 1997. – 312 стр.

Березкин А.М., Райкин С.М. 133 дня во льдах. Л., Лениздат, 1986. – 56 стр.

Богатырев С.В. Потери боевых кораблей и катеров ВМФ СССР в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Справочник. Львов, Марина-Посейдон, 1994. 46 стр.

Буров В.Н. Отечественное военное кораблестроение в третьем столетии своей истории. Спб., Судостроение, 1995, 600 стр.

Владимирский Л.А.(1968). К 30-летию перехода гидрографических судов «Полярный» и «Партизан» из Ленинграда во Владивосток. //Записки по гидрографии, N4, с.93-97.

Ганапольский Л.Е. (1996). Краткие сведения о кораблях, судах и катерах Черноморского флота, участвовавших в гидрографических работах (1696-1996). Севастополь, ГС ЧФ, 100 стр.

Гапоненко Г.И., Заварин В.А., Максимов В.Н.(1989). Научно-исследовательские суда типа «Морской геолог». // Судостроение, № 4, с.-5.

Глобке В. Корабли Черноморского флота России и Военно-морских сил Украины в августе 1997 г.// Тайфун, 1998, №3, с.33-36.

Голубев А. Потери корабельного состава Северного флота и гражданских ведомств на северном морском театре в период Великой Отечественной войны. Спб., Частный военно-исторический архив, 1999. 66 стр.

Голубев А. Вспомогательные корабли и суда ВМФ СССР 1941-1945. часть 1. Спб., Частный военно-исторический архив, 1999. 70 стр.

Грабовский В.И. (1966). Экспедиционные суда мира. Справочник. Москва, ВИНИТИ, 401стр.

Диомидов М.Н., Дмитриев А.Н. Покорение глубин. Л., Судостроение, 1974. – 328 стр.

Дорошев Антон (2001).Умные суда - не по карману. «Золотой Рог», 03.04.2001.

Дубравин А.И.(1968). К 30-летию перехода из Ленинграда во Владивосток гидрографического судна «Камчадал». //Записки по гидрографии, 4, с.97-98.

Заблоцкий В.П., Костриченко В.В.(1999). Корабли и суда военно-морских сил Украины (краткий справочник). Донецк, Украинский культурологический центр, 40 стр.

Зайчик К.С., Терентьев Г.В.(1965). Морские рыбопромысловые суда. - Л., Судостроение, 370 стр.

Заферман М.Л., Мухин А.И.(2002). Научный флот ПИНРО. Мурманск, ПИНРО, 61 стр.

Игнатьев С.М., Красницкий О.В., Иванов А.В. (1996). Суда и экспедиционная деятельность Севастопольской биологической станции (1871-1911 годы).// Гангут, 10, с.95-102

Игнатьев С.М., Красницкий О.В., Иванов А.В.(1996). Суда и экспедиционная деятельность Севастопольской биологической станции (1921-1942 годы).// Гангут, 11, с.103-109

Игнатьев С.М., Красницкий О.В., Иванов А.В.(1997). Экспедиционные суда Севастопольской и Одесской биологических станций (1944-1963 годы).// Гангут, 12бис, с.111-116

Игнатьев С.М., Красницкий О.В., Иванов А.В.(1994). Роль В.А. Водяницкого в создании отечественного научно-исследовательского флота // Морские биологические исследования (100-летию со дня рождения В.А. Водяницкого). Севастополь, с. 28-40.

История отечественного судостроения. Т4. Спб., Судостроение, 1996. 560 стр.

История отечественного судостроения. Т5. Спб., Судостроение, 1996. 544 стр.

Кобчиков Е.Н. Когда расстреляли «Меридиан».// Гангут № 23.

Ковтун В.А., Сорокин А.В., Юхнин Б.В. На страже безопасности мореплавания. Страницы истории гидрографической службы Балтийского флота. //Очерки из истории Балтийского флота. Книга 5. Калининград, Янтарный сказ, 2002. Стр.264-271.

Колышев Н.А.(1993). Научно-исследовательский океанографический центр Министерства обороны // Записки по гидрографии, с.-.

Корабли и вспомогательные суда советского ВМФ (1917-1927 г.г.). М., Воениздат, 1981, с.-.592 стр

Костриченко В.В. Трагедия Черноморского флота 1990-1997.(1999). Харьков, АТФ, 36 стр.

Костриченко К.К., Кулагин К.Л. Быстроходные тральщики типа «Фугас». М., Моделист-конструктор, 2005, 72 стр.

Котов М.В. (2002). Бывшие японские корабли в составе ВМФ СССР.// Тайфун, №4, с.2-9.

Краснов В.Н. Становление и развитие научно-исследовательского флота
Российской академии наук. (/projects/sohist/papers/ihst/2004).

Краснов В.Н., Балабин В.В. История научно-исследовательского флота
Российской академии наук. М., Наука, 2005. – 260 стр.

Кузин В.П., Никольский В.И. (1996). Военно-морской флот СССР 1945-1991. Спб., Историческое морское общество, 654 стр.

Лубянов А.Н. Прорыв в глубину. Севастополь, Севастопольское морское собрание, 2003. 280 стр.

Медведев Н.Ф.(1971). Суда для исследований Мирового океана. - Л., Судостроение.

Михайлов Н.Н., Вязилов Е.Д., Ламанов В.И., Студенов Н.С. Морские экспедиционные исследования России. СПб, Гидрометиздат, 1998, 211стр.

Михайловский А.П. (1987). Гидрографическая служба Военно-морского флота

// Записки по гидрографии №218, с.3-25.

Морские нефтеналивные транспортные суда. Справочник. М., Транспорт, 1968. – 104 стр.

Морские нефтеналивные транспортные суда. Справочник. М., Транспорт, 1968. – 104 стр.

Муромцев А.М. Научно-исследовательские суда. БСЭ-2. т*, с.*.

Орекес Н.(2004). Влияние секретности «холодной войны» на развитие науки. //«История океанографии», т.2, Калининград, Калининградский университет, с.30-31.

Осинцев В.В.(1998). Ярославский судостроительный завод.// Тайфун, 1998 №2, с.-.33-40

Павлов А.С.(1992). Военно-морской флот России и СНГ 1992. Якутск, 160 стр.

Павлов А.С. (1994). Военные корабли СССР и России 1945-1995. Якутск, 208 стр.

Павлов А.С. Военные корабли России 1996. Якутск, 1996. – 144 стр.

Павлов А.С. Военные корабли России 1997-1998. Якутск, 1997. – 152 стр.

Павлов А.С. Военные корабли России 2001. Якутск, 2001. – 40 стр.

Павлов А.С. Военные корабли всего мира 2000-2001. Якутск, 2000. – 152 стр.

Павлов А.С. Экспедиционное судно «Заря».//Наваль, № 2, с.12-14.

Полонский В.И., Хайкин А.Б. Электроходы и перспективы их развития. Л., Судпромгиз, 1960. – 500 стр.

Пронкин А., Губанов Ю., Бяков Ю., Стриженок Г.(2004). Историческая роль научного флота ГНЦ «Южморгеология» в решении задач геолого-геофизических исследований Мирового океана. //«История океанографии», часть 1. Калининград, Калининградский университет, с.257-262.

Рязанцев Ю.И.(1990). Архитектурно-конструктивные особенности судов космической службы и их учет при проектировании. // Судостроение, №3, с.7-11.

Сотрудничество СССР и Финляндии в области судостроения. Хельсинки-Ленинград, 1990, *стр.

Спирихин С.А.(2003). Суда Северного морского пароходства и полярной гидрографии. Архангельск, Правда Севера, 310 стр.

Строгонов О.(2003). Перший директор i засновник Севастопольськоi бiологичноi станцii.// Морська держава, 2003, №6,. с.39-42.

Строгонов О.(2003). Професор Колесников. Гiдрофiзик i корабель.// Морська держава, 2003 №3, с. 53-55.

Стрюк В.(2004). Основные этапы формирования отечественного исследовательского флота. //«История океанографии», часть 1. Калининград, Калининградский университет, с.275-282.

Стрюк В., Игнатьев С. (2004). Подготовка справочника «Отечественный исследовательский флот». //«История океанографии», часть 1. Калининград, Калининградский университет, с.284-286.

Сузюмов. Научно-исследовательские суда. БСЭ-3. т.*, с.*.

Сузюмов Е. М.. Ушаков С. И., Новые корабли науки, М., 1969.

Суйтс Т. (2004). История создания и развития научного флота Российской академии наук. //«История океанографии», часть 1. Калининград, Калининградский университет, с.286-292.

Усольцев В.С. Построены корабелами Севастополя. Севастополь, Ахтиар, 1995. – 96 стр.

Учебный барк «Крузенштерн»(1983). Таллин, Периодика, 98 стр.

Флот рыбной промышленности СССР (дополнение №1 к справочнику типовых судов). Л., Транспорт, 1979. 68 стр.

Цигельницкий И.И. В моря студеные уходят корабли. Л., Гидрометеоиздат, 1988. – 88 стр.

Шайдоров В.В., Юшин В.И.(1990). Научно-исследовательское судно с ветродвижителями «Академик Иоффе». // Судостроение, №3, с.3-7.

Яковлев В.Н. Гидрометеорологическое обеспечение океанического рыболовства. М., Пищевая промышленность, 1976, 230 стр.

Cislak J.(1995). Polska marynarka wojenna. Warszawa, Lampart & Bellona, 290pp.

Janes fighting ships 1955-1956. London, 1956. *pp.

Janes fighting ships 1956-1957. London, 1957. *pp.

Janes fighting ships 1963-1964. London, 1964. *pp.

Janes fighting ships 1990-1991. London, 1991. *pp.

Janes fighting ships 1992-1993. London, 1993. *pp.

Strobel N. (1981). Vom kutter zum containerschiff. Berlin, VEB Verlag Technik, 170 pp.

Список рисунков к статье Данченкова- Волкова.

Рис.1. Соотношение водоизмещения и длины судна. Пунктиром представлена линейная аппроксимация связи.

Рис.2. Распределение научных судов по водоизмещению.

Рис.3. нис ДВНИГМИ Валериан Урываев.

Рис.4. «Смотри как уходим мы».

Рис.5. Гс Ульяна Громова.

Рис.6. Нис Прибой- незнаменитый, но надёжный труженик.

Рис.7. нпс ТИНРО.

Рис.8. бывший академик Губкин.

Приложения

  1. Каталог научных судов России.

  2. Лист основных судостроительных заводов, строивших нис.

  3. Основные проекты, по которым строились нис.

1

Смотреть полностью


Скачать документ

Похожие документы:

  1. Научный альманах «Меншиковские чтения»

    Документ
    Издается с 2003 года. Создан по решению Редакционного совета Березовского межрегионального некоммерческого благотворительного фонда памяти светлейшего князя Александра Даниловича Меншикова.
  2. Россия и страны атр. 2005 год. Январь

    Документ
    Москва, 23 января - В Москву с 4-дневным визитом для участия в торжествах, посвященных 250-летию МГУ, прибыла китайская делегация во главе с заместителем министра просвещения КНР У Циди.
  3. Психология межгрупповой адаптации на кораблях военно-морского флота россии

    Документ
    Существующие противоречия между требованиями государства к укреплению боеготовности и боеспособности ВМФ России и наличием фактов недостаточной межгрупповой адаптации (МГА) на кораблях флота приводят к замедлению развития ВМФ, усилению
  4. Приказ Федеральная Служба Морского Флота России от 22 октября 1996 г. N 39 Об утверждении и введении в действие "Правил перевозки грузов в контейнерах морским транспортом"

    Документ
    1. Утвердить и ввести в действие с 1 февраля 1997 года прилагаемые "Правила перевозки грузов в контейнерах морским транспортом" (РД 31.11.21.
  5. Россия росси́я Росси́йская Федера́ция

    Документ
    Росси́я (Росси́йская Федера́ция) — государство, расположенное в восточной части Европы и в северной части Азии. Название страны происходит от этнонима Русь.

Другие похожие документы..