Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
1. Двадцать первая сессия Совета управляющих ЮНЕП/Глобальный форум по окружающей среде на уровне министров проходит в важный для человечества момент, ...полностью>>
'Программа дисциплины'
Итоговая оценка по учебной дисциплине определяется по 10 бальной шкале и складывается с учетом оценки выполнения домашнего задания (20%) и устного за...полностью>>
'Документ'
РЕГИСТРИРУЮЩИЙ ОРГАН НЕ ОТВЕЧАЕТ ЗА ДОСТОВЕРНОСТЬ ИНФОРМАЦИИ, СОДЕРЖАЩЕЙСЯ В ДАННОМ ПРОСПЕКТЕ ЭМИССИИ ЦЕННЫХ БУМАГ, И ФАКТОМ ЕГО РЕГИСТРАЦИИ НЕ ВЫРАЖ...полностью>>
'Тезисы'
К участию в конференции приглашаются представители практических органов Министерства здравоохранения, Министерства образования, Министерства внутренн...полностью>>

Программа курса «Фундаментализм в современной общественно-политической мысли (Запад-Восток)» для студентов III курса факультета политологии (отделение сравнительной политологии) мгимо (У) мид россии

Главная > Программа курса
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ

МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ)

МИД РОССИИ

ФАКУЛЬТЕТ ПОЛИТОЛОГИИ

КАФЕДРА СРАВНИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТОЛОГИИ

УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета политологии

А.Д. Воскресенский

______”_______________ 2008 г.

ПРОГРАММА КУРСА

«Фундаментализм в современной общественно-политической мысли (Запад-Восток)»

для студентов III курса факультета политологии

(отделение сравнительной политологии) МГИМО (У) МИД России

Москва – 2008

Программа дисциплины «Фундаментализм в современной общественно-политической мысли (Запад-Восток)» разработана в соответствии с требованиями государственного стандарта, утвержденного Министерством образования Российской Федерации.

Автор программы: к.п.н., доцент Кудряшова И.В.

Рецензенты:

Утверждено на заседании кафедры Сравнительной политологии факультета Политологии МГИМО(У) МИД России

Протокол № __________________ от ______________________

© Кудряшова И.В., 2008.

© МГИМО(У) МИД России, 2008.

Раздел I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

    1. Место курса в образовательной программе

Курс «Фундаментализм в современной общественно-политической мысли (Запад-Восток)» предназначен для студентов 3 курса факультета политологии (отделение сравнительной политологии).

1.2. Цели и задачи курса. Образовательные результаты (знания и компетенции)

В XXI веке человечество оказалось в ситуации духовно-интеллектуальной неопределенности. С одной стороны, истощение прежних доминантных идеологий приводит к высвобождению огромных социопсихологических энергий, интеллектуальным исканиям: технологический и функциональный подходы, модель рационального приспособления к среде не могут полноценно заменить привычные идеальные структуры, ибо лишают общество внутренней динамики и, более того, влекут за собой дегуманизацию общественной жизни. С другой - в период радикальных социальных трансформаций, обусловленных распадом биполярной системы и усилением неравномерных глобализационных процессов, теряются ориентиры поведения и действия, основа, по определению К.Мангейма, «для той интерпретации самого себя и мира, которая требуется даже при самом простом действии, основанном на каком-либо оценочном решении»1. На этой переломной точке политическая жизнь раскрывается навстречу эксперименту, актуализируется поиск альтернатив. Одной из важнейших тенденций общественно-политического развития стало наблюдаемое в различных странах и регионах обращение к цивилизационному наследию и традиции, чтобы попытаться выработать на этой основе национальные модели устойчивого развития, определить стратегические цели глобализации, остановить духовное разрушение человека.

В соответствии с назначением основная цель курса «Фундаментализм в современной общественно-политической мысли (Запад-Восток)» - дать студентам представление о современном феномене фундаментализма как способе мышления, выступающем предпосылкой политической деятельности. Курс включает в себя:

  • теоретическую часть, в которой изложены методологические подходы к изучению современного фундаментализма, проанализирован используемый понятийный аппарат, исследованы историко-культурные и политические корни рассматриваемого феномена;

  • сравнительно-эмпирическую часть, сфокусированную на изучении конкретных фундаменталистских концепций и их влияния на общественное сознание и политическую практику в различных странах и регионах мира.

При этом значительное внимание уделено анализу продуцирования различных типов фундаменталистского сознания в России.

Концептуальная новизна курса состоит в том, что анализ содержательной стороны фундаментализма осуществлен через призму основных проблем современного политического развития и дан в сравнительном мировом контексте.

В курсе широко использованы первоисточники (включая видеоматериалы), труды отечественных и зарубежных философов и политологов, политическая публицистика, справочные материалы, Интернет-ресурсы.

В результате изучения курса «Фундаментализм в современной общественно-политической мысли (Запад-Восток)» студенты должны:

Образовательные результаты курса:

ЗНАНИЕ И ПОНИМАНИЕ

Знание и понимание: причин формирования и распространения фундаментализма в современную эпоху; влиятельных идейно-политических концепций фундаменталистского толка; типов фундаменталистского сознания; особенностей проявлений фундаментализма в различных культурно-политических средах; идеологического и политико-организационного потенциала фундаменталистской идеологии; роли фундаменталистской мысли и практики в национальной и мировой политике

Образовательные методики (формы проведения занятий)

Лекции и семинарские занятия

Форма проверки знаний

Качество выполнения контрольных срезов знаний, качество выполнения домашних заданий

КОМПЕТЕНЦИИ

Аналитические компетенции

По профилям аналитических компетенций, связанным с управлением информацией и знанием:

  • Способность к эффективному поиску информации в интернете, включая поисковые системы и базы данных (предусмотрено введением в программу заданий на работу с веб-сайтами);

  • Умение превращать информацию в знание, т.е. анализировать ее и работать с ней (предусмотрено введением в программу интерактивных дискуссий и целевых заданий на поиск и анализ информации)

Б). По профилям аналитических компетенций, связанным с анализом и синтезом:

  • Способность к комплексному и ситуационному анализу духовных, социокультурных и политических процессов в мирополитическом и национальном контексте (обусловлено предметным содержанием дисциплины);

  • Способность к сравнительному анализу и синтезу (обусловлено предметным содержанием дисциплины – изучением различных типов фундаменталистской мысли);

  • Знание тенденций мирового развития и их теоретической рефлексии в фундаменталистской мысли;

  • Владение навыками экспертной оценки и прогнозирования (предусмотрено включением соответствующих семинарских заданий по оценке политических ситуаций с участием фундаменталистских партий и движений);

  • Владение рядом прикладных методик и методов анализа: изучение и конструирование кейсов, мозговой штурм (предусмотрено включением соответствующих семинарских заданий, в частности, подготовкой дискуссий).

В). По профилям аналитических компетенций, связанным с управлением изменениями:

  • Развитие умения ставить аналитические задачи, формулировать исследовательский вопрос и основные гипотезы, осуществлять концептуализацию понятий;

  • Умение провести самостоятельную работу по поиску и сбору эмпирических данных; дать профессиональную оценку источников информации;

  • Способность к обобщению и интерпретации полученной информации.

Образовательные методики (формы проведения занятий)

Лекции, в том числе с включением элементов диалога, семинарские занятия с введением интерактивных дискуссий, самостоятельная работа, включая подготовку аналитических материалов

Форма проверки развития (степени овладения) компетенции

Активность на семинарских занятиях, использованию дополнительных источников и литературы

Контрольные срезы

Результаты самостоятельной работы

(аналитическая справка)

Системные компетенции

  • Способность к самостоятельной работе и обучению;

  • Умение использовать дополнительные аналитические и информативные источники; выработки оригинального подхода к изучаемым процессам.

  • Способность к критической рефлексии существующих точек зрения, к предложению альтернативных подходов и их аргументации.

Образовательные методики (формы проведения занятий)

Формулировка заданий и вопросов предполагает самостоятельную работу с научной литературой, периодикой, базами данных, сопоставление и критическую оценку различных исследовательских подходов, выработку собственного видения проблемы и умения аргументировать занимаемую позицию.

Форма проверки развития (степени овладения) компетенции

Оригинальность концепции

Достаточность аргументации

Широта привлеченных источников

Коммуникационные компетенции

Развитие способности работать в команде (путем подготовки совместных заданий)

Образовательные методики (формы проведения занятий)

Внеаудиторное общение с преподавателем

Совместная подготовка заданий

Презентация исследовательского продукта (аналитической справки)

Форма проверки развития (степени овладения) компетенции

Интенсивность и качественный уровень взаимодействия с преподавателем

Качество работы в группе

1.5. Критерии оценки знаний и компетенций

Итоговая оценка по курсу складывается из следующих оценок по разным видам работы студента:

Вид работы

Знания и компетенции, проверяемые в процессе выполнения данного вида работы

Доля вида работы в итоговой оценке

Контрольный срез № 1

Аналитические и системные.

Умение отобрать и аналитически обработать информацию, относящуюся к ответу на вопрос, аргументировать собственную позицию

15 %

Контрольный срез № 2

Аналитические и системные.

Умение отобрать и аналитически обработать информацию, относящуюся к ответу на вопрос, аргументировать собственную позицию

15 %

Контрольный срез № 3

Аналитические и системные.

Способность к критической рефлексии существующих точек зрения, к предложению альтернативных подходов и их аргументации

15 %

Аналитическая справка

Аналитические и системные.

Умение ставить аналитические задачи, формулировать исследовательский вопрос и основные гипотезы, грамотно оперировать соответствующим понятийным аппаратом, самостоятельно работать с научной информацией, логически доказывать свою точку зрения

30 %

Работа на семинарских занятиях

Аналитические, системные, коммуникационные.

Способность работать в команде при анализе политической ситуации, умение участвовать в дискуссии, сформулировать и обосновать свою позицию, развитие навыков коммуникации

25%

Итого

100%

Раздел 2. Содержание курса

2.1. Организационно-методические данные курса

Вид работы

Трудоемкость

(в акад. часах)

Общая трудоемкость

1792

Аудиторная работа

32

Лекции

16

Практические занятия/семинары

16

Консультации по подготовке аналитических справок

10

Самостоятельная работа

18

Проект – аналитическая справка

10

Внеаудиторные самостоятельные работы (при наличии)

-

Самоподготовка (самостоятельное изучение лекционного материала и материала учебников, подготовка к практическим занятиям, текущему контролю и т.д.)

32

Виды текущего контроля: контрольные срезы (проверка, совместная работа со студентами над ошибками)

1,5 час на одного студента

Вид итогового контроля: зачет

20 мин на одного студента

2.2. Тематический план курса

Наименование разделов и тем

дневная форма обучения*

Количество часов (в акад. Часах и/или кредитах)

Лек-ции

Практи-

ческие

занятия

Самост.

работа

Всего часов

по теме

Тема 1.1. Вводная часть. Определение предмета дисциплины: цели и задачи

курса, его структура, место курса в программе подготовке бакалавров по направлению «Политология». Обзор литературы и других источников информации по теме курса

1

1

Тема 1.2. Понятие фундаментализма и методологические подходы к исследованию фундаменталистского сознания и практики

1

1

Тема 1.3. Фундаментализм как направление общественно-политической мысли

2

4

6

Тема 2.1. Проявления фундаментализма в общественно-политической мысли США: истоки и направления

2

2

Тема 2.2. Фундаментализм в современном общественно-политическом дискурсе США

2

4

6

Тема 3.1. Фундаментализм в еврейской общественно-политической мысли

2

2

Тема 3.2. Религиозный фундаментализм и национализм в современном Израиле

2

4

6

Тема 4.1. Исламский фундаментализм: суннитский вариант

2

2

  1. Тема 4.2. Эволюция суннитского фундаментализма в ХХ – начале XXI вв.

2

4

6

Тема 5.1. Исламский фундаментализм: шиитский вариант

2

2

Тема 5.2. «Исламское правление» в религиозно-политическом дискурсе Ирана

2

4

6

  1. Тема 6.1. Фундаментализм в католической общественно-политической мысли

2

2

Тема 6.2. Политическая доктрина католического интегризма: анти-История или путь к новой современности?

2

4

6

Тема 7.1. Возможности фундаментализации политеистических религиозных систем. Религия и национализм в Индии и странах буддийской традиции

2

2

Тема 7.2. Переплетение религиозной и национальной идентичностей в индуизме и буддизме

2

4

6

  1. Тема 8.1. Фундаментализм в общественно-политической мысли современной России

2

2

  1. Тема 8.2. Идея «русской цивилизации» как выражение православного и парацерковного фундаментализма. Большевистский фундаментализм

2

4

6

Итого по курсу:

16

16

32

64

*Формы обучения: дневная, вечерняя или дистанционная



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа курса «сравнительная политология» для студентов 2-3 курса факультета Политологии мгимо(У) мид россии, отделение Экономической политологии и отделение Сравнительной политологии

    Программа курса
    д.полит.н., зав.кафедрой Сравнительной политологии МГИМО(У) МИД России профессор Ильин М.В., к.полит.н., доцент кафедры Сравнительной политологии Миронюк М.
  2. Учебно-методическое пособие С. В. Кортунов, доктор политических наук москва 2007 Рекомендовано Учебно-методическим советом в качестве учебного пособия для студентов гу-вшэ

    Учебно-методическое пособие
    В учебном пособии раскрываются теоретические и методологические проблемы формирования политики национальной безопасности. Обосновываются основные условия, влияющие на состояние безопасности, определяется геополитическое, геостратегическое
  3. Россия между «норд-остом» и бесланом (1)

    Реферат
    Как известно, в России всегда существовали извечные русские вопросы: кто виноват? что делать? и кому на Руси жить хорошо? Последнее десятилетие сформулировало такие же извечные русские ответы с некоторой поправкой на время:
  4. Россия между «норд-остом» и бесланом (2)

    Реферат
    Как известно, в России всегда существовали извечные русские вопросы: кто виноват? что делать? и кому на Руси жить хорошо? Последнее десятилетие сформулировало такие же извечные русские ответы с некоторой поправкой на время:
  5. М. В. Ломоносова проект примерная основная образовательная программа (3)

    Основная образовательная программа
    - уважительно относится к историческому наследию, владеть культурой мышления, способностями к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1);

Другие похожие документы..