Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
1. Титульний лист (”Cover letter”), який Ви отримуєте на електронну пошту (PDF-додаток) як підтвердження реєстрації Вашої заявки на Візовому Порталі т...полностью>>
'Программа'
Цель программы: привлечение ведущих зарубежных ученых с циклами лекций по актуальным проблемам науки, образования, общества, обсуждение перспектив на...полностью>>
'Документ'
1) объект способен приносить организации экономическую выгоду в будущем, в частности, объект предназначен для использования в производстве продукции,...полностью>>
'Рабочая программа'
Рабочая программа составлена на основе Государственного образовательного стандарта по специальности 080109.65 Бухгалтерский учет, анализ и аудит с уч...полностью>>

Учебный комплекс по русскому языку как иностранному. II сертификационный уровень: общее владение Книга для студента

Главная > Учебный комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
»

Н.Н. Ананьина, Л.М. Гриценко, Т.А. Демидова,

А.П. Митяева, А.М. Мухачева, Е.В. Цой

МОЗАИКА

Учебный комплекс по русскому языку как иностранному. II сертификационный уровень: общее владение

Книга для студента

Рекомендовано в качестве учебного пособия
Редакционно-издательским советом
Томского политехнического университета

Издательство

Томского политехнического университета

2010

У ДК 811.161.1’243(075.8)

ББК Ш141.2-96

Р894

Ананьина Н.Н.

Р894 Мозаика: учебный комплекс по русскому языку как иностранному. II сертификационный уровень: общее владение. Книга для студента / Н.Н. Ананьина, Л.М. Гриценко, Т.А. Демидова, А.П. Митяева, А.М. Мухачева, Е.В. Цой; Национальный исследовательский Томский политехнический университет. − Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2010. – 130 с.

Книга для студента является частью учебного комплекса «Мозаика» по русскому языку как иностранному.

Книга для студента состоит из 3 частей (часть 1 «Тексты для аудиторной работы», часть 2 «Тексты для самостоятельной работы», часть 3 «Задания для индивидуальной работы»).

Учебный комплекс предназначен для иностранных учащихся, изучающих русский язык по программе Второго сертификационного уровня общего владения языком.

Учебный комплекс включает в себя Книгу для студента, Книгу для преподавателя, видео- и аудиоприложения (DCD).

Учебный комплекс подготовлен на кафедре русского языка как иностранного Национального исследовательского Томского политехнического университета.

УДК 811.161.1’243(075.8)

ББК Ш141.2-96

Кандидат филологических наук, доцент кафедры ЛиМКК СФУ

М.В. Троссель (Холодилова)

Кандидат филологических наук, доцент каф. литературы ТГПУ

Е.А.Полева

Кандидат филологических наук, доцент НИ ТПУ
Н.В. Курикова

© ГОУ ВПО «Национальный исследовательский Томский политехнический университет», 2010

© Ананьина Н.Н., Гриценко Л.М., Демидова Т.А., Митяева А.П., Мухачева А.М., Цой Е.В., 2010

© Оформление. Издательство Томского
политехнического университета, 2010

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие

5

ЧАСТЬ 1. ТЕКСТЫ ДЛЯ АУДИТОРНОЙ РАБОТЫ

6

Тема 1. Семья

Текст 1. Некоторые проблемы современной российской семьи

Текст 2. Гражданский брак: мнения «за» и «против»

9

Текст 3. Интервью с актрисой Евдокией Германовой

13

Тема 2. Образование

16

Текст 1. Глобальные тенденции высшего образования

Текст 2. Интервью с социологом Даниилом Александровым

18

Текст 3. Реформа образования в России

23

Тема 3. Работа

30

Текст 1. Чем руководствуются россияне при выборе места работы

Текст 2. Искусство поиска работы

36

Текст 3. Безработица в России

42

Тема 4. Увлечения

48

Текст 1. Увлечения современной молодёжи

Текст 2. Буккроссинг – новое увлечение молодёжи

53

Текст 3. Все мои увлечения смотрят друг на друга с большой любовью и понимаем (интервью с Ириной Рудман)

56

Тема 5. Человек и наука

63

Текст 1. Человек и научно-технический прогресс

Текст 2. Человек и машины: интеллект искусственный и естественный

68

Текст 3. Наука и клонирование. Принять или нет?

74

Тема 6. Человек и общество

80

Текст 1. Как интернет влияет на нашу жизнь

Текст 2. Эвтаназия

84

Текст 3. Проблема наркомании

88

Тема 7. Духовное развитие человечества

92

Текст 1. С материально витка на интеллектуально-духовный

Текст 2. Моральные нормы современного общества

95

Текст 3. Возлюби ближнего своего

98

ЧАСТЬ 2. ТЕКСТЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

102

Тема 1. Союз нерушимый?

Тема 2. Высшее образование в США

104

Тема 3. 10 главных ошибок при устройстве на работу

106

Тема 4. О пользе занятий спортом

109

Тема 5. Будущее человечества. Портрет человека будущего

111

Тема 6. Демографические проблемы общества

114

Тема 7. Церковь дошла до школы

117

ЧАСТЬ 3. ЗАДАНИЯ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ

122

ПРЕДИСЛОВИЕ

Учебный комплекс «Мозаика» предназначен для иностранных учащихся, имеющих подготовку в объеме I сертификационного уровня общего владения русским языком. Комплекс состоит из Книги для студента, Книги для преподавателя, аудио – и видеоприложений (DVD).

В книге для студента предложено 7 тем, в рамках которых представлены тексты для работы с преподавателем, а также для самостоятельной работы. Материалы текстов и задания обеспечивают развитие и совершенствование умений во всех видах речевой деятельности.

По темам пособия предложены дополнительно индивидуальные задания, часть которых направлена на подготовку к аудиторному занятию, часть – выполняется самостоятельно в письменной форме и контролируется преподавателем. Индивидуальные задания способствуют развитию навыков самостоятельного поиска необходимой информации на русском языке и ее анализу.

В книге для студента в качестве материалов для чтения и аудирования использованы современные аутентичные тексты в устной и письменной форме, включено большое количество звучащих фрагментов из фильмов и телевизионных программ.

При отборе текстов и разработке заданий авторы стремились к тому, чтобы изучение русского языка было интересным, творческим, продуктивным.

Надеемся, что наш учебный комплекс «Мозаика» поможет вам достичь хороших результатов в изучении русского языка.



ТЕКСТЫ ДЛЯ АУДИТОРНОЙ РАБОТЫ

ТЕМА 1. СЕМЬЯ

Текст 1. Некоторые проблемы современной российской семьи

  1. Прочитайте и переведите слова и выражения к тексту

Ключевой

Общность

Быт

Взаимный

Социальный институт

Статус

Ценностные ориентации

Брать верх

Репродуктивная функция

Смертность

Рождаемость

Многодетная, однодетная, неполная семья

Социализация

Наемный труд

Разлагающий

2. Прочитайте текст, передайте его основное содержание.

Проблемы семьи в современной России относятся к числу ключевых. Семья – один из основных социальных институтов, члены которого связаны общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей. Поэтому вполне естественно, что семья является объектом внимания представителей различных отраслей знания: философии, социологии, демографии, психологии, культурологии, истории.

В процессе этого изучения выявляется неоднозначная трактовка проблем семьи. Одни авторы утверждают, что семья скоро вовсе перестанет существовать, так как она потеряла свое значение, другие, наоборот, считают, что никакого кризиса семьи нет, что ей ничто не угрожает, она будет существовать вечно.

Нам представляется, что ни та, ни другая крайние точки зрения не отражают реальности. Нельзя отрицать наличия кризиса современной семьи, также нельзя согласиться с и мнением, что семья потеряла свое значение и скоро умрет. Жизнь показывает, что семья не потеряла своего значения для общества. Современная семья переживает трудности, но они связаны в основном с процессом обновления семьи, с освобождением семьи от консервативных компонентов.

В чем же суть проблем современной российской семьи?

Одной из основных проблем современной семьи является изменение её места в ценностных ориентациях. Известно, что в годы советской власти социальный статус семьи был невысоким, хотя государство оказывало существенное влияние на семейные отношения в обществе. В годы реформ произошло резкое снижение этого статуса. Начиная с 60-х годов, в общественном сознании всё больше стали брать верх ориентации на реализацию личностных качеств, достижение комфорта и других подобных символов социального успеха. Эти тенденции особенно усилились в 90-е годы, когда создание семьи с несколькими детьми перестало быть показателем человеческого благополучия. С этим связано сокращение числа браков и рост количества разводов.

Серьёзной проблемой семьи стало снижение её роли в выполнении репродуктивной функции. В годы реформ произошло существенное сокращение уровня рождаемости населения. За последние пятнадцать лет рождаемость в стране уменьшилась примерно вдвое. Начиная с 1992г. смертность превысила рождаемость.

Среди русского населения происходит сокращение многодетных и увеличение однодетных и неполных семей. Семьи всё больше становятся малочисленными.

Расчёты специалистов показывают, что ближайшие десятилетия действующая сегодня тенденция уменьшения численности населения в России сохранится. По последним прогнозам ООН (1998г.) к 2050г. население России по среднему варианту составит примерно 121,3 млн. чел., согласно же худшему варианту - 102,5 млн.

Всё более острой становится проблема социализации, воспитания детей. Социализация призвана помочь индивиду усваивать систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Будучи вовлечёнными в систему наёмного труда, родители ограничены во времени, поэтому их общение с ребёнком является преимущественно нерегулярным. Воспитанием детей занимаются ясли, детсады, детдома, школы.

Сегодня, как никогда раньше, остро стоит задача кардинально повысить роль родителей в воспитании детей. В отечественной и зарубежной литературе настойчиво высказывается требование уйти от экономики двухзарплатной системы, когда работают оба родителя. Необходимо создать такие условия, чтобы зарплата одного из родителей была достаточной для нормального функционирования семьи, а второй имел возможность заниматься воспитанием детей.

Актуальными проблемами семьи является реализация экономической, защитной функций, функции эмоционального удовлетворения. Как показывают исследования, требуют серьёзного улучшения внутрисемейные отношения. Остаётся актуальной задача подготовки молодёжи к семейной жизни.

Необходимым условием оздоровления российской семьи является поворот государства, местных органов власти к проблемам семьи, преодоление разлагающего влияния на семью средств массовой информации, особенно центрального телевидения.

(по материалам статьи Осинского И. И., Добрыниной М. И. Некоторые проблемы современной российской семьи // Информационный портал о России «Русская цивилизация». – ).

3. Ответьте на вопросы:

  1. Что такое семья? Считаете ли вы семью главным социальным институтом общества?

  2. Какие проблемы российской семьи выделяет автор? Опишите каждую из них.

  3. Какая проблема, на ваш взгляд, является более актуальной? Аргументируйте ваш ответ.

  4. Что и кто влияет на развитие и нормальное функционирование семьи в настоящее время?

  5. Предлагает ли автор решение проблем семьи? Какое?

  6. Как, по-вашему, можно решить проблемы, возникающие в семье в настоящее время?

  7. Какие проблемы семьи наиболее актуальны в вашей стране?

4. Передайте содержание предложений другими словами.

  1. Эта проблема является главной в ее жизни.

  2. В его фирме работает пять наемных сотрудников.

  3. У Наташи много детей в семье.

  4. Стало рождаться меньше детей.

  5. Этот вопрос для нас очень важный, мы обязательно должны его решить.

  1. Напишите рассуждение об одной из актуальных семейных проблем, предложив свой вариант решения проблемы.

Текст 2. Гражданский брак: мнения «за» и «против»

    1. Прочитайте и переведите слова и выражения к тексту

семейные узы

кормилец

нажитое

тыл

сожительство

враньё

проба / пробный

понарошку

просчет

роковой

заморачиваться

кабала

священнослужитель

венчание

талон

дефицит

    1. Прочитайте мнения разных людей об одной и той же проблеме. Определите, что это за проблема.

МНЕНИЕ ДЕМОГРАФА - Отношения в стиле «Модерн»

Анатолий ВИШНЕВСКИЙ, академик РАЕН, руководитель Центра демографии и экологии человека, уверен, что традиционный брак больше не может служить идеалом и будущее именно за незарегистрированными отношениями:

- Что-то в традиционном браке не так, если людей он не устраивает.

Думаю, свободные отношения станут семейной нормой XXI века. Ведь общество все больше стремится к абсолютной независимости человека, вмешательство государства в личную жизнь все уменьшается. Люди ищут новые, более комфортные формы отношений. Мужчины не торопятся связывать себя семейными узами. Женщины, в свою очередь, стали умнее, образованнее и требовательнее; они могут позволить себе жизнь без постоянного «кормильца».

МНЕНИЕ ЮРИСТА - Граждане ответственные

Евгения САЗОНОВА, ведущий сотрудник адвокатской конторы «Андрей Студенецкий и партнеры» считает, что гражданский брак популярен именно из-за формальной простоты:

- Отсутствие формальных процедур заключения и расторжения брака может быть как плюсом (не понравилось - разошлись), так и минусом (не семья же разрушается!). Большой минус в том, что имущество, приобретенное в гражданском браке, не является совместно нажитым. Наш закон выгоден для того «супруга», который имущество зарегистрировал на свое имя, но другой, который также зарабатывал или вел домашнее хозяйство, в случае «развода» останется ни с чем. Особенно это касается женщин, которые, родив ребенка, несколько лет занимались его воспитанием, обеспечивая своему партнеру «тыл». Но в случае разрыва, как правило, не получают ничего.

К ребенку, рожденному в сожительстве, применяется признание отцовства по заявлению обоих родителей. Это несколько хлопотное дело. Но в противном случае отцу придется усыновлять собственных детей. Иначе - случись что с матерью - фактическому отцу государство ребенка не отдаст, малыш может оказаться в детдоме.

Каждый решает сам, в каком браке жить. Но я, формалист, считаю, что неофициальные семейные отношения - это огромный юридический риск.

МНЕНИЕ ПСИХОЛОГА - Игрушечный брак

Екатерина МИХАЙЛОВА, кандидат психологических наук, сотрудник Института групповой и семейной психологии и психотерапии:

- Молодые люди во всем мире начинают совместную жизнь в незарегистрированном союзе. Как правило, в их отношениях нет места вранью и изменам - уж если вместе, то вместе, а иначе какой смысл? Честно. Красиво. Иногда союз заканчивается «оформлением отношений», иногда нет. Обычно вопрос о детях на это время откладывается, но ведь и общая тенденция современного мира такова, что женщины рожают все позже.

Но есть и другая сторона. В «пробном» браке невозможно учесть испытания «на разрыв». Пара объединяется, заранее утешая себя: «не получится – разбежимся». Их готовность выносить неудобства и раздражение, родных друг друга, неодобрение со стороны друзей и прочую прозу как бы снижена – это же еще «не по-настоящему». Такой брак освобожден от испытаний детьми, зловещих теней денежного интереса, при возможном расставании никто никому не будет должен.

Так что законный брак все-таки невозможно смоделировать «понарошку». Между прочим, вступая после удачной «пробы» в обычный брак, многие пары бывают поражены тем, как многого они не знали друг о друге. Чувство, что «теперь уж все», меняет отношения. Дети и подавно меняют. Финансовая сторона жизни, основанная уже не только на словах, порождает страх зависимости и просчеты защищенной старости, например...

Кто прежде всего вступает в гражданские браки? Чаще это или люди совсем молодые, или занятые карьерой (оба, что существенно), или/и сильно «обжегшиеся» в прошлом. Есть еще два важных фактора: несчастливые родители и нелюбовь к официальным процедурам вообще, чувство протеста против вмешательства в «наши личные дела» государства или церкви. А вот дети дружных пар чаще других вообще не имеют твердых взглядов на этот «роковой» вопрос.

Найк БОРЗОВ, музыкант:

- Я считаю, что гражданский брак - это идеальная форма существования мужчины и женщины. Гораздо комфортнее осознавать, что ты свободный человек, чем быть связанным какими-либо узами и обязательствами. Думаю, в будущем люди вообще не будут заморачиваться на тему официального оформления отношений, это же, по сути, кабала! Но есть и приятные исключения, конечно. Вот я, например, четыре года прожил со своей девушкой в гражданском браке, а потом мы поженились - нам показалось, что это будет весело. Решение наше было совместным, мы отлично провели время на свадьбе.

Андрей КУРАЕВ, дьякон:

- Во многих странах священнослужитель имеет юридические права освидетельствовать брачный союз. Но в России церковный брак лишен гражданской юридической силы, поэтому венчание совершается, как правило, над супругами, зарегистрировавшими предварительно свои отношения в загсе. Сожительство без государственной регистрации и без церковного венчания - это взаимное использование. Отказом от регистрации и венчания люди говорят, что они не хотят ничем жертвовать, не хотят ничего всерьез обещать.

Полина ДАШКОВА, писательница:

- Я думаю, что именно сейчас, в эпоху тотального одиночества, институт брака переживает свое возрождение. Люди учатся дорожить семейными ценностями. А официальный брак или гражданский – это, по сути, совершенно не важно. Мы с мужем оформили свои отношения двадцать три года назад, только чтобы никого не шокировать своим «незаконным сожительством». Впрочем, руководствовались мы и другой, не менее важной причиной: тогда жениху и невесте в загсе выдавался талон для посещения «Салона новобрачных», и они могли без очереди «достать дефицит». Вот так в обмен на штамп в паспорте мы получили кастрюли и постельное белье.

(журнал «Огонек», 2004. – №16)

    1. Проанализируйте мнение каждого человека отдельно. Какие аргументы эти люди выдвигают в защиту своей позиции?

4. Выразите своё отношение к данным высказываниям: согласие, возражение, сомнение. Выберите наиболее понравившееся вам, аргументируйте свой выбор.

Текст 3. Интервью с актрисой Евдокией Германовой

  1. Прочитайте и переведите слова и выражения к тексту

усыновить

детдом

отчаяние

безразлично

коммуналка

преходящий

житейский

зациклиться

небылицы

завраться



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программы учебных курсов по дисциплине «русский язык как иностранный» для студентов, аспирантов и стажеров

    Документ
    Качество подготовки специалистов, его соответствие российским и международным образовательным стандартам призваны обеспечить Государственные образовательные стандарты по русскому языку как иностранному (РКИ), которые были разработаны
  2. Программы по рки >21. учебники по Рки 22. Урок как основная форма организации учебного процесса >23. Развитие речи

    Учебники
    Русский язык как иностранный – учебный предмет в российских и зарубежных учебных заведениях. Он преподается более чем в 90 странах. Преподавание Р. я.
  3. Сведения о научной и учебно-методической литературе, опубликованной сотрудниками игу в 2008 году

    Документ
    Александров А.Ю. Об асимптотической устойчивости положений равновесия механических систем с нестационарным ведущим параметром / А.Ю. Александров, А.А. Косов Известия РАН.
  4. Бюллетень новых поступлений литературы за октябрь 2011 г

    Бюллетень
    Данко, Павел Ефимович. Высшая математика в упражнениях и задачах [с решениями] : в 2 ч. : [учебное пособие для вузов] . Ч. 2 / Данко, Павел Ефимович, А.
  5. Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности (1)

    Документ
    Специальность 080301 «Коммерция (торговое дело)» была открыта на базе направления «Коммерция» в 1997 году (Приказ Министерства общего и профессионального образования РФ № 453 от 20.

Другие похожие документы..