Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Учебное пособие'
&4. Время, пространство, цвет в иконописи. &5. Икона и иконописец. Тема 1Y. Икона в русской православной культуре. &1. Иконография евангельских сюжет...полностью>>
'Автореферат'
Работа выполнена на секторе инструментоведения Федерального государственного научно-исследовательского учреждения культуры «Российский институт истор...полностью>>
'Программа'
Доклад министра образования Оренбургской области В.А.Лабузова на областном августовском совещании работников образования по теме: «Формирование совре...полностью>>
'Документ'
АБСОРБЦИЯ - поглощение вещества из газа или жидкости жидкостями или твердыми телами - абсорбентами. А,- один из случаев сорбции. В отличие от адсорбц...полностью>>

Рабочая программа По предмету изобразительное искусство для 5 класса (количество часов в неделю 1час, в год 35 часов)

Главная > Рабочая программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЛИЦЕЙ – ИНТЕРНАТ №84 им. ГАЛИ АКЫША»

«Утверждено»

Педагогическим советом

Протокол от ______2011г. №____

Введено приказом от ______2011г. №____

Директор лицея – интерната

----------------------------- Закиров Ш.Р.

Рабочая программа

По предмету ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Для 5 класса (количество часов в неделю – 1час, в год – 35 часов)

Составитель: Михайлова Марина Николаевна (учитель ИЗО)

«Согласовано»

Заместитель директора ____________ Сафиуллин И.Т от ________2011г.

«Рассмотрено»

На заседании МО, протокол от _________2011г. №_________

Руководитель МО _____________ Исмагилова Р.А. от _________2011г.

г. Набережные Челны

2011г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к тематическому плану уроков по учебной программе

«Изобразительное искусство» для 5 класса.

Рабочая программа разработана на основе примерной программы основного общего образования по предмету «Изобразительное искусство» автора Л.А. Неменская, под ред. Б.М. Неменского (2008 год).

В тематическом плане реализуется модифицированная программа «Декоративно – прикладное искусство в жизни человека», автор Н.А. Горяева, под ред. Б.М. Неменского, 35 часов.

На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по ИЗО , и с учетом направленности классов реализуется программа базисного уровня в 5 классах.

С учетом уровневой специфики классов выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения, что представлено в схематической форме ниже.

Основной целью разработанной рабочей программой является формирование художественной культуры учащихся через творческий подход к познанию искусства разных исторических эпох. Это­му способствует активная поисковая и практическая деятельность учащихся на уроке и во внеуроч­ное время: подготовка сообщений и видеоэкскурсий, изображение архитектурных форм на плоскости и в объеме, организация экспресс-выставок и защита коллективных художественных проектов.

Программный материал построен так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью.

Программой предусматривается широкое привлечение жизнен­ного опыта учащихся, живых примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблю­дений и изучения окружающей реальности является важным условием успешного освоения про­граммного материала. Стремление к отражению действительности, своего отношения к ней должно служить источником самостоятельных творческих поисков школьников.

Учащиеся от природы любознательны, творчески активны, изначально талантливы. Очень важ­но организовать их художественно-творческую деятельность таким образом, чтобы каждый смог пройти «путь творца» от художественного восприятия действительности, рождения художественного замысла, поиска средств и путей его воплощения к созданию художественного образа в материале, самооценке и оценке результатов другими людьми.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выраже­ния: изображение на плоскости и в объеме; демонстративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов соб­ственного коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; поисковая работа по подбору иллюстративного материала к изучаемым темам; прослуши­вание музыкальных и литературных произведений.

Задания на дом вводятся для расширения представлений об искусстве в реальной, окружающей ребенка жизни.

Обсуждение работ чрезвычайно активизирует внимание учащихся, они с готовностью в нем участвуют. Полезно обсуждать и достоинства, и недостатки работ. Учащиеся сами находят слова (об­разы) для выражения своего эмоционального отношения.

Тематический план предусматривает разные варианты дидактико – технологического обеспечения учебного процесса. В частности: в 5 классах дидактико – технологическое обеспечение включает ПК, проектор, медиатеку и т.п.

Тематический план ориентирован на использование:

  • Учебника:

- Горяева, Н.А. Изобразительное искусство: Декоративно – прикладное искусство в жизни человека: учебник для 5 класса / Н.А. Горяева, О.В. Островская; под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2008 г.

  • Дополнительных пособий для учителя:

- Пономарев, А.М. Школа изобразительного искусства / А.М. Пономарев. - М.: Просвещение, 2007 г;

- Рылова, Л.Б. Изобразительное искусство в школе / Л.Б. Рылова. – Ижевск, 2006.\

- Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5 – 8 классов. Осчновы живописи, рисунка, композиции./ Н.М. Сокольникова.– Обниск: Титул, 2006;

- Ростовцев, Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе / Н.Н.Ростовцев. – М.: Агар, 2007г.

- Фомина, Н.Н. Изобразительное искусство и художественный труд. 5 – 8 классы/ Н.Н. Фомина. – М.: Просвещение, 2008.

  • Дополнительных пособий для учащихся:

- Дорожкин, Ю.Г. Хохломская роспись / Ю.Г. Дорожкин. – М.: Мозайский, 2009 г.

Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса (базовый уровень)

Учащиеся должны знать:

  • Основные виды и жанры изобразительных искусств;

  • Основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, перспектива, композиция);

  • Выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;

  • Наиболее крупные художественные музеи России и мира.

Учащиеся должны уметь:

  • Применять художественные материалы (гуашь, акварель) в творческое деятельности;

  • Анализировать содержание произведений разных видов и жанров ИЗО и определять средства выразительности (линия, цвет, перспектива, композиция);

  • Ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения.

Учащиеся должны быть способны решать следующие жизненно – практические задачи:

  • Восприятия и оценки произведений искусства;

  • Самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, представлению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки.

Владеть компетенциями: коммуникативной, личного саморазвития, ценностно-ориентационной, рефлексивной.

Содержание учебного курса

Раздел. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И МИР ИНТЕРЕСОВ ЧЕЛОВЕКА (35)

Цель: развивать творческие способности и навыки постижения средств искусства, обогащать опыт восприятия и оценки произведений искусства, формировать ценностно–смысловую компетенцию.

  1. Язык изобразительного искусства. Виды изобразительного искусства и основы их образного языка. / Композиция «Пейзаж настроение».

Знать виды изобразительного искусства.

Уметь различать виды изобразительного искусства.

  1. Отношение человека к природе. / Разработка сюжета «Природа и селения нашей земли»

Знать возможности человека и природы.

Уметь:

-понимать значение труда человека;

- создавать продукт творчества своими руками

  1. Отношение человека к природе./ Работа над сюжетом «Природа и селения нашей земли» в цвете

Знать, чем отличается запись музыки от стихотворения, картины.

Уметь отличать виды искусства.

  1. Разные люди – разные культуры. Великороссы./ Эскиз построек, домов различных народов.

Знать историю зарождения русской одежды, традиции обычаев.

Уметь отличать разные народности по одежде, праздникам.

  1. Разные люди – разные культуры. /«Сказки народов мира», эскиз постройки по мотивам сказок.

Знать традиции своих предков (славян, татар)

Уметь характеризовать их быт, различать музыкальные инструменты, виды одежды.

  1. Мудрость народа./ Знакомство с пропорциями фигуры человека

Знать назначение пословиц и загадок.

Уметь объяснять их смысл.

  1. Идеал в жизни и в искусстве. / Образ богатыря (русского, татарского)

Знать что такое идеал, его понятие в жизни и в искусстве.

Уметь определить виды идеалов (воин – освободитель, красавица, национальный пейзаж)

  1. Идеал в жизни и в искусстве. Жилище человека./ Зарисовки элементов декора древних городов.

Знать, как в жилище разных народов выражено представление об идеале, совершенстве.

Уметь по элементам декора определить национальность

  1. Мой идеал. / Композиция «Гармония конструкции и декора в древних городах»

Знать назначение идеала

Уметь составить свое представление об идеале

  1. Художественная мастерская. / Наброски элементов интерьера, составленных из простейших геометрических тел

Знать особенности материалов.

Уметь отличать художественные и природные материалы.

  1. Человек – художник./ Дизайн. Эскиз бытовых предметов.

Знать назначение украшений, свойства материалов (глина, пластилин, соленое тесто, камень).

Уметь пользоваться материалами, используя их по назначению.

  1. Природа и изделие. /Дизайн. Мебель для сада, бытовых предметов. (Либо дизайн вазы)

Знать манеру выполнения изделий мастеров Гжели, Хохломы, Палеха, Жостово.

Уметь самостоятельно выполнять роспись предметов в зависимости от стиля

  1. Художественное изделие / Цвет в дизайне. Мебель для сада, бытовых предметов.

Знать назначение посуды.

Уметь

- видеть различие между обыденной посудой и праздничной;

- создавать разные виды посуды.

  1. Гармония /Эскиз морозных узоров на зимнем окне.

Знать, как использует человек природные мотивы в своих изделиях.

Уметь видеть прекрасное в природе.

  1. Симметрия / Бумажная пластика. Снежинки, фонарики. (квиллинг, вырезание)

Знать, что такое симметрия.

Уметь определять симметричные и не симметричные формы предметов в повседневной жизни, в произведениях искусства.

  1. Орнамент / Соединение формы и орнамента на бумажных изделиях

Знать, что такое орнамент, его виды, назначения

Уметь различать виды орнаментов в разных видах искусств.

  1. Орнамент. Природные мотивы /«Ленточный орнамент» - Эскиз в цвете

Знать природные мотивы орнаментов.

Уметь отличать виды орнаментов друг от друга.

  1. Плоскость и объем /«Кувшин на салфетке» - гармония в орнаментике (разработка эскиза)

Знать различия между плоскостью и объемом, рисунком, рельефом, скульптурным изображением.

Уметь выполнять объемные детали.

  1. Художественная мастерская /«Кувшин на салфетке» - работа в цвете

Знать, чем отличается рельеф, аппликация.

Уметь пользоваться полученными навыками на практике.

  1. Часть и целое /Составление на тему «Школьный натюрморт» (3-4 предмета)

Знать, что такое часть и целое, видеть то и другое в природе, искусстве, музыке.

Уметь отличать часть и целое в картинах, скульптуре, архитектуре.

  1. Мозаика / Работа над натюрмортом в технике пуантилизм.

Знать, что такое мозаика, виды мозаики, из какого материала ее можно выполнить.

Уметь отличать характер мозаики, создавая свою мозаику, используя свою композицию.

  1. Сюжет / Сюжет «Японский пейзаж с пагодой»

Знать назначение сюжета в искусстве.

Уметь определять сюжет, создавать новый.

  1. Разыгрываем сказку / Эскиз японской сказочной куклы КОКЭЙСИ

Знать особенности декора.

Уметь соотносить время и быт.

  1. Человек изобразил мир /Живописный пейзаж «Цветущая сакура»

Знать особенности быта людей прошлого.

Уметь различать нравы и обычаи предков.

  1. Человек изобразил мир / Окончание работы «Цветущая сакура»

Знать особенности быта людей прошлого.

Уметь различать нравы и обычаи предков.

  1. Родилась живопись /«Весенние цветы» - различные приемы работы живописными материалами

Знать, каким был древний художник, что он создавал.

Уметь пользоваться новыми умениями.

  1. Родилась скульптура / Лепка из соленого теста (рыбки, птицы, животные)

Знать, из какого материала древний мастер выполнял скульптуру, какими инструментами он пользовался для выполнения работы.

Уметь различать, из какого материала сделана работа, скульптура, фреска, бюст, памятник.

  1. Родилась музыка \ Завершение композиции. Беседа на тему значимости музыки в искусстве.

Знать, из какого материала изготовлены древние музыкальные инструменты.

Уметь определять родство музыкальных инструментов у разных народов.

  1. Родился театр / Беседа о роли изобразительного искусства в театре. Разработка эскиза маски.

Знать, как выглядел древний театр.

Уметь соединить современный театр и древний.

  1. Наш театр / Создание маски из папье - маше на тему «Карнавал»

Знать историю зарождения театра во всем мире.

Уметь различать направления работы художника, декоратора, костюмера.

  1. Твоя маска / Завершение маски из папье - маше на тему «Карнавал»

Знать историю зарождения маски.

Уметь создавать из любого материала маску.

  1. Времена года / Выполнение росписи Жостово на черной бумаге, на тему «Яркие краски цветов лета»

Знать смену времен года.

Уметь создавать различные сезоны года, рисовать картины с натуры.

  1. Времена года / Выполнение росписи Жостово (либо урало – сибирская роспись) на черной бумаге, на тему «Яркие краски цветов лета»

Знать смену времен года.

Уметь создавать различные сезоны года, рисовать картины с натуры.

  1. Здравствуй лето! / Пленэр. Наброски весенних цветов.

Знать:

- чем отличается лето от других времен года;

- русских художников пейзажистов.

Уметь отличать цветовую гамму осени, зимы, весны и лета.

  1. Здравствуй лето! /Выставка работ

Знать:

- чем отличается лето от других времен года;

- русских художников пейзажистов.

Уметь отличать цветовую гамму осени, зимы, весны и лета.

Календарно – тематическое планирование

Михайлова М.Н.

План составлен согласно рабочей программе «Изобразительное искусство и художественный труд» для 1 – 9 классов, автор Л.А. Неменская; под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2010 г.

Предмет

Класс

Всего кол – во часов

Кол – во часов в неделю

Количество

Автор учебника, год издания

Тестовые Работы.

Практические работы

демонстрация

Изобразительное искусство

5 а, б

35

1

Методическая тема на 2011 – 2012 учебный год

Городская

Лицейская

Личная

Совершенствование методической работы в образовательном учреждении как основной механизм профессионального роста учителя в повышении качества образования

Индивидуальная траектория развития обучающихся и профессиональных компетентностей учителя как ресурс качественного образования и воспитания

Выполнение траектории развития и повышении уровня образованности обучающихся, повышение мотивации к обучению и внеклассной деятельности.

«Согласовано»

Заместитель директора ____________ Сафиуллин И.Т от ________2011г.

«Рассмотрено»

На заседании МО, протокол от _________2011г. №_________

Руководитель МО _____________ Исмагилова Р.А. от _________2011г.

Список дополнительной литературы

1.Вагьянц, А. М. Звучащее безмолвие, или Основы искусствознания. - М: ТОО «Издательский и книготорговый центр A3», 1997.

  1. Вагьянц, А. М. Вариации прекрасного. Западноевропейское средневековье. - М.: ООО «Фирма МХК», 2000.

  2. Великие тайны. Мифы древности. - Волгоград: Книга, Международный центр просвещения «Вайланд - Волгоград», 1995.

  3. Гагарин, Б. Г. Конструирование из бумаги: справочник. - Ташкент: Издательство ЦК Ком­ партии Узбекистана, 1988.

  4. Гоголев, К. И. Мировая художественная культура: Западная Европа и Ближний Восток: тес­ ты, задачи. - М.: Издательский центр «Международный союз книголюбов», 1999. Искусство первобытного общества // Педсовет. - № 8. - 1998.

  1. Каменева, Е. Какого цвета радуга. - М.: Детская литература, 1984.

  2. Копцев, В. Созидающий ребенок // Искусство в школе. - № 4. - 1999.

  3. Мейстер, А. Г. Бумажная пластика. -М.: АСТ-Астрель, 2001.

  1. Наши руки не для скуки: игрушки забавные, ужасные. — М.: Росмэн, 1997.

  2. Неменский, Б. М. Бумажная пластика: пособие для учителя. - М.: Министерство образова­ния РСФСР. Научно-исследовательский институт школ, 1990.

  3. Неменский, Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд: книга для учителя. -М: Просвещение, АО «Учебная литература», 1995.

  4. Петербург: три века северной столицы. 1703 год // Первое сентября. Искусство. Специаль­ный выпуск. -2001. -№ 15, 16.

  5. Программно-методические материалы: изобразительное искусство и художественный труддля 5-9 классов / под ред. Б. М. Неменского. - М.: Дрофа, 2000.

  6. Программы средней общеобразовательной школы с краткими методическими рекоменда­циями: изобразительное искусство и художественный труд. 1-8 классы. -М.: Просвещение, 1990.

  7. Рубинштейн, Р. Как рисовали древние египтяне / Юный художник. - 1984.- №11.

  8. Рябшина, Т. Новые материалы для уроков изобразительного искусства // Первое сентября.Искусство. - 2002. - № 20 (260).

  9. Рябцев, Ю. С. История русской культуры XI-ХП веков. - М.: ВЛАДОС,

  10. Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство. — Обнинск: Издательство «Титул», 1996.

  11. Хоруженко, К. М. Мировая художественная культура: тесты. - М.: ВЛАДОС, 2000.

  12. Шаг за шагом. Искусство. - М.: Издательство гимназии «Открытый мир», 1995.

  13. Шелешнева-Солодовникова. Н. Гауди // Первое сентября. - Искусство. - 2001. - № 11 (227).

  14. Шпаковская, В. У стен замшелых неприступных... // Семья и школа. - 1990. - №

Я познаю мир: Архитектура: Детская энциклопедия. - М.: Астрель, 2002.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая программа по предмету «русский язык»

    Рабочая программа
    Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК для 1–4 кл.
  2. Рабочая программа по литературному чтению 2 класс учителя начальных классов Iквалификационной категории

    Рабочая программа
    — приобщение младших школьников к чтению художественной литературы, имеющей огромный потенциал с точки зрения эстетического и нравственного развития учащихся.
  3. Основная образовательная программа начального общего образования Бюджетного общеобразовательного учреждения

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа началь­ного общего образования МОУ СОШ № 2 разработана в соответствии с тре­бованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее - Стандарт) к структуре
  4. Учебный план на 2010-2011 учебный год (пятидневная неделя)моу осиковской основной общеобразовательной школы 59 Всего: 59

    Пояснительная записка
    3.2Перечень учебников и учебных пособий, обеспечивающих реализацию учебного плана для образовательных учреждений, работающих по основной образовательной программе «Школа России» 67
  5. Основная образовательная программа начального общего образования (5)

    Основная образовательная программа
    Муниципальное общеобразовательное учреждение «Верхнеигнашкинская средняя общеобразовательная школа» находится на территории Верхнеигнашкинского сельского совета села Верхнеигнашкино Грачевского района Оренбургской области по адресу – улица Советская 10.

Другие похожие документы..