Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Лекции'
Подготовлены в соответствии с примерными учебными планами и программой проведения 40-часового обучения охране труда и последующей проверки знаний тре...полностью>>
'Программа'
Воспроизведение, передача, распространение или дублирование любой части содержащихся в публикации материалов допускается при условии их некоммерческо...полностью>>
'Документ'
… Издалека в нашу страну… пришли Конфуций, Мэн-цзы, Чжуан-цзы… Мудрецы Китая, кроме учения дао, принесли шелка… яшму… и – нечто более благородное и ч...полностью>>
'Учебник'
Челноков В.А. Банки и банковские операции: Букварь кредитования. Технологии банковских ссуд. Околобанковское рыночное пространство: учебник для вузов...полностью>>

В. Г. Белинского кафедра мировой и отечественной культуры удк 17: 34 (075. 8) Этика юриста учебно-методическое пособие

Главная > Учебно-методическое пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Пензенский государственный педагогический университет

имени В. Г. Белинского

КАФЕДРА МИРОВОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

УДК 17:34 (075.8)

ЭТИКА ЮРИСТА

УЧЕБНО–МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

Пенза - 2009

Печатается по решению редакционно-издательского совета Пензенского государственного педагогического университета имени В. Г. Белинского.

УДК 17:34 (075.8)

Этика юриста: учебно–методическое пособие /сост. Г. Г. Сорокина (Пензенский гос. пед. ун-т). – Пенза, 2009. –

Учебно–методическое пособие по этике юриста включает основные теоретические положения курса, планы семинарских занятий, задания практикума, направленные на более глубокое усвоение материала, темы зачетных рефератов.

Пособие рассчитано на студентов, изучающих курс «Этики юриста»

Составитель – кандидат философских наук, доцент Сорокина Г. Г.

Пензенский государственный

педагогический университет

имени В. Г. Белинского, 2009

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дисциплина «Этика юриста» преподается на начальном этапе юридического обучения.

Владение основами знаний по этике, в том числе профессиональной, является одним из важнейших факторов как морального, так и профессионального формирования и совершенствования личности. В связи с этим изучение теории этики юриста способствует развитию как морального сознания, так и правосознания, наличие которых является неотъемлемой частью профессиональной деятельности юриста.

Цели и задачи изучения дисциплины

Цель изучения дисциплины:

  • выработать у студентов систему знаний и чёткое представление о том, что является предметом и задачами профессиональной этики юриста, выделяющих её в самостоятельную дисциплину среди юридических и философских наук; каковы традиционные представления об общечеловеческих началах этики и каковы этические критерии, в соответствии с которыми оценивается профессиональная деятельность лиц - участников судопроизводства;

  • осознание нравственной специфики деятельности работников юридического труда.

Задачи изучения дисциплины научить студента:

  • анализировать и оценивать с точки зрения нравственности ситуации, возникающие в сфере действия правовой регуляции;

  • анализировать и оценивать нравственные аспекты деятельности участников судопроизводства;

  • использовать способы моральной регуляции в своей профессиональной деятельности в целях повышения эффективности и, в конечном итоге, осуществлять свою профессиональную деятельность в соответствии с предъявляемыми профессиональной этикой требованиями.

Место дисциплины в профессиональной подготовке студентов

Дисциплина «Этика юриста» преподается на первом курсе очной и заочной форм обучения. Для её успешного освоения необходимы знания из таких правовых дисциплин: теория государства и права; конституционное право РФ; история отечественного государства и права; правоохранительные органы РФ. В дальнейшем знания из курса «Этика юриста» будут способствовать успешному изучению ряда правовых дисциплин, предусмотренных учебным планом: уголовный и гражданский процесс, криминалистика и юридическая психология и другие.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате успешного освоения данной учебной дисциплины

студент должен иметь представление:

  • об этических основаниях профессиональной деятельности юриста;

знать:

  • основные положения о понятии, сущности и функциях морали;

  • основные нравственные принципы профессиональной деятельности юриста;

  • основные этические категории, применяемые при изучении данной дисциплины;

  • моральные аспекты деятельности представителей отдельных юридических профессий;

  • моральную специфику осуществляемой им профессиональной деятельности;

уметь:

  • применять полученные знания в социальной жизни и в профессиональной деятельности;

  • вести себя достойно в ситуациях морального выбора.

В соответствии с квалификационными требованиями выпускник-юрист должен:

  • обладать гражданской зрелостью и высокой общественной активностью, профессиональной этикой, правовой и психологической культурой, глубоким уважением к закону и бережным отношением к социальным ценностям правового государства, чести и достоинству гражданина, высоким моральным сознанием, гуманностью, твёрдостью моральных убеждений, чувством долга, ответственностью за судьбы людей и порученное дело, принципиальностью и независимостью в обеспечении прав, свобод и законных интересов личности, её охраны и социальной защиты, необходимой волей и настойчивостью в исполнении принятых правовых решений, чувством нетерпимости к любому нарушению закона в собственной профессиональной деятельности;

  • понимать сущность и социальную значимость своей профессии, чётко представлять сущность, характер и взаимодействие правовых явлений, знать основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видеть их взаимосвязь в целостной системе знаний и значение для реализации права в профессиональной деятельности.

Распределение времени, отведенного на изучение дисциплины «Этика юриста» по учебному плану

Форма учебной работы

Форма обучения

очная

заочная

по семестрам

по семестрам

2

2

Общая трудоемкость, всего часов

Аудиторные занятия (АЗ)

38

10

Лекции (Л)

19

6

Практические занятия (ПЗ)

19

4

Семинары (С)

Лабораторные занятия (ЛЗ)

Другие виды аудиторных занятий

Самостоятельная работа (СР)

Контрольная работа

Компьютерное тестирование

Форма итогового контроля (зачёт, экзамен)

зачёт

зачёт

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

  1. Основы общей этики

Понятие и предмет этики.

История развития этики.

Основные этические категории.

Этика – это наука о сущности, законах возникновения и историческом развитии морали, о ее специфических функциях, моральных ценностях общественной жизни.

Размышления о предмете этики уходят в глубокое прошлое. Споры на эту тему не прекращаются до сих пор. Известно, что в этике заложены модели решения серьёзнейших проблем, связанных с реальной жизнью человека: его мировоззрением, мироощущением, взаимоотношением с природой, обществом, другими людьми. Эти модели есть не что иное, как соединение идеала с действительностью, должного и сущего. Анализ различных этических учений свидетельствует о том, что они, как правило, строятся на неких разумно сформулированных целях, в том числе и нравственных. Это связано с рядом неких констант (представлений), бытующих в общественном и индивидуальном сознании.

В обществе существуют разные социальные нормы, регулирующие поведение людей. Социальные нормы - это общепринятые в рамках социальной общности (группы) правила, образцы поведения или действия в определённой ситуации. Нормы представляют собой главный регулятор поведения людей в обществе. Существуют следующие виды социальных норм. Нормы общественных организаций представляют собой правила поведения, которые устанавливаются самими общественными организациями и охраняются с помощью мер общественного воздействия, предусмотренных уставами этих организаций. Нормы поведения, которые устанавливаются в обществе в соответствии моральными представлениями людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве. Иногда эти нормы называются правами, которые представляют собой правила поведения и оцениваются с моральной точки зрения: «добрые нравы», «преступные нравы», «деградация нравов», «исправление нравов» и т. п.

Моральные нормы содержатся в документах ненормативного характера. К ним относятся всевозможные моральные кодексы, присяги, клятвы и т. д. Примером такого свода моральных норм является Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятый 34-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН в декабре 1979 г., в котором объединены нормы, обязывающие работников правоохранительных органов и в первую очередь осуществляющих расследование по уголовному делу, уважать и защищать человеческое достоинство, поддерживать и защищать права человека (ст. 2), применять силу только в случаях крайней необходимости и в той мере, в какой это требуется для выполнения их обязанностей (ст. 3), сохранять в тайне сведения конфиденциального характера, получаемые в процессе осуществления своей деятельности, если исполнение их обязанностей или требования правосудия не требуют иного (ст. 4), нетерпимо относиться к любому действию, представляющему собой пытку или другие жестокие, бесчеловечные или унижающие достоинство виды обращения (ст. 5), обеспечивать охрану здоровья задержанных ими лиц. Этика как наука не только изучает, обобщает и систематизирует принципы и нормы морали, действующие в обществе, но и способствует выработке таких моральных представлений, которые в максимальной степени отвечают историческим потребностям, способствуя тем самым совершенствованию общества и человека. Этика служит социальному и экономическому прогрессу общества, утверждению в нём принципов гуманизма и справедливости.

Основные категории этики: добро и зло, свобода, справедливость, долг, совесть, стыд, честь, достоинство, гордость, счастье и т. д.

2. Понятие и сущность морали

Понятие морали.

Структура и функции морали.

Мораль и право.

Мораль - это один из способов регулирования поведения людей в обществе. Она представляет собой систему принципов и норм, определяющих характер отношений между людьми в соответствии с принятыми в данном обществе понятиями о добре и зле, справедливом и несправедливом, достойном и недостойном. Соблюдение требований морали обеспечивается силой духовного воздействия, общественным мнением, внутренним убеждением, совестью человека. Особенностью морали является то, что она регулирует поведение и сознание людей во всех сферах жизни (производственная деятельность, быт, семейные, межличностные и другие отношения). Мораль распространяется также на межгрупповые и межгосударственные отношения.

Моральные принципы имеют всеобщее значение, охватывают всех людей, закрепляют основы культуры их взаимоотношений, создаваемые в длительном процессе исторического развития общества. Первостепенный интерес для юристов представляют такие функции морали, как регулятивная и воспитательная. Регулятивная функция считается ведущей функцией морали. Мораль направляет и корректирует практическую деятельность человека с точки зрения учета интересов других людей, общества. При этом активное воздействие морали на общественные отношения осуществляется через индивидуальное поведение. К числу моральных принципов относятся такие общие начала нравственности, как

  • гуманизм - признание человека высшей ценностью;

  • альтруизм - бескорыстное служение ближнему;

  • милосердие - сострадательная и деятельная любовь, выражающаяся в готовности помочь каждому в чем-либо нуждающемуся;

  • коллективизм - сознательное стремление содействовать общему благу;

  • отказ от индивидуализма - противопоставления индивида обществу.

Мораль и право – это необходимые, взаимосвязанные и взаимопроникающие системы регуляции общественной жизни. Они возникают в силу потребности обеспечить функционирование общества путем согласования различных интересов, подчинения людей определенным

правилам. Мораль и право выполняют единую социальную функцию - регулирование поведения людей в обществе. Они представляют сложные системы, включающие общественное сознание (моральное и правовое); общественные отношения (нравственные и правовые); общественно значимую деятельность; нормативные сферы (нравственные и правовые нормы).

Право и мораль различаются:

  • по объекту регулирования;

  • по способу регулирования;

  • по средствам обеспечения выполнения соответствующих норм (характеру санкций).

Право регулирует лишь общественно значимое поведение. Оно не должно, например, вторгаться в личную жизнь человека. Более того, оно призвано создавать гарантии против подобного вторжения. Объектом морального регулирования является как общественно значимое поведение, так и личная жизнь, межличностные отношения (дружба, любовь, взаимопомощь и т. д.). Способ правового регулирования - правовой акт, создаваемый государственной властью, реально складывающиеся правоотношения на основе и в пределах правовых норм. Мораль регулирует поведение субъектов общественным мнением, общепринятыми обычаями, индивидуальным сознанием. Соблюдение правовых норм обеспечивается специальным государственным аппаратом, применяющим правовое поощрение или осуждение, в том числе и государственное принуждение, юридические санкции. В морали действуют только духовные санкции: моральное одобрение или осуждение, исходящие от общества, коллектива, окружающих, а также самооценки человека, его совесть.

3. Профессиональная этика юриста

Понятие и виды профессиональной этики.

Специфика моральных проблем юридической деятельности.

Понятие, предмет и структура профессиональной этики юриста.

Профессиональная этика обусловлена особенностями некоторых профессий, корпоративными интересами, профессиональной культурой. Люди, выполняющие одинаковые или близкие профессиональные функции, вырабатывают специфические традиции, объединяются на основе профессиональной солидарности, поддерживают репутацию своей социальной группы.

Профессиональная этика - это совокупность правил поведения определенной социальной группы, обеспечивающая нравственный характер взаимоотношений, обусловленных или сопряженных с профессиональной деятельностью, а также отрасль науки, изучающая специфику проявлений морали в различных видах деятельности. Профессиональная этика распространяется на те социальные группы, к которым предъявляются обычно наиболее высокие нравственные требования. Юридическая этика обусловлена спецификой профессиональной деятельности, особенностями его нравственного и социального положения. Необходимость повышенных моральных требований, а, следовательно, и особой профессиональной морали, как показывает исторический опыт, проявляется, прежде всего, во врачебной, юридической, педагогической, научной, журналистской и художественной деятельности, т. е. в тех сферах, которые непосредственно связаны с воспитанием и удовлетворением потребностей личности. Особенности профессиональной деятельности судьи, прокурора, следователя настолько своеобразны и так существенно затрагивают права и интересы людей, что требуют отдельной характеристики с точки зрения их влияния на нравственное содержание этой деятельности. Таким образом, профессиональная этика юриста формируется на основе взаимосвязи и взаимообусловленности правовых и нравственных принципов, норм, правового и нравственного сознания. Профессиональная этика юриста является специфической формой проявления морали в целом. Речь идёт о совокупности конкретизированных общих моральных принципов, норм применительно к правоохранительной и правоприменительной деятельности юриста. Они и составляют основное содержание этого вида этики.

К задачам профессиональной этики юриста в области уголовного процесса следует отнести:

  • решение проблем, связанных с необходимостью полного, широкого внедрения общих принципов и норм морали в уголовный процесс;

  • разработка проблем регулирования профессиональной деятельности следователей, судей, прокуроров, адвокатов и управления ею, в соответствии с моральными основами судопроизводства;

  • выявление и определение моральных принципов и норм деятельности юриста в уголовном процессе;

  • создание учения о его профессиональном долге;

  • всестороннее раскрытие моральной сущности уголовно-процессуального закона;

  • содействие дальнейшему совершенствованию процессуальных норм;

  • исследование роли моральных начал в обеспечении законности в уголовном процессе;

  • раскрытие высоконравственного смысла принципа законности в деятельности всех участников уголовного процесса;

  • исследование моральных отношений участников уголовного процесса, взаимосвязи правовых и моральных отношений;

  • определение должных взаимоотношений между всеми участниками уголовного процесса с точки зрения моральных принципов;

  • изучение моральных норм как основы моральных отношений в уголовном судопроизводстве;

  • разработка требований, которым должно соответствовать моральное сознание следователя, прокурора, судьи, адвоката;

  • содействие формированию необходимых для данной профессии моральных черт, предупреждению и искоренению деформационных качеств, появляющихся в результате длительного выполнения профессиональных функций, а также вследствие невысокой общей, правовой и моральной культуры отдельных лиц;

  • изучение проблем, связанных с повышением эффективности морального воспитания в уголовном процессе;

  • исследование проблемы взаимоотношений общественных и личных интересов в уголовном процессе.

4. Моральные основы законодательства о правосудии

и правоохранительной деятельности

Моральные основы международно-правовых норм о правах человека.

Моральное содержание Конституции Российской Федерации 1993 г.

Моральное содержание уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации.

Правосудие - это вид государственной деятельности. Осуществление правосудия призвано обеспечить справедливость, права и интересы личности. Для этого правосудие должно базироваться на правовых и моральных началах. Законность и моральность в правосудии находятся в неразрывном единстве. Закон должен отвечать требованиям морали, а его применение судом не должно противоречить моральным нормам. Единство законности и морали в реализации правосудия способствует обеспечению основных прав и свобод человека. Обеспечение основных прав и свобод личности представляет главную моральную задачу правосудия, решению которой мировое сообщество уделяло и уделяет особое внимание.

Каталог прав человека, зафиксированный в международно-правовых документах, явился результатом длительного исторического формирования эталонов и стандартов, которые стали нормой для современного демократического общества.

Анализ морального содержания международно-правовых документов о правах человека представляет интерес, так как сформулированные в них моральные принципы и нормы положены в основу реформирования российского законодательства. Этот факт свидетельствует о том, что Россия встала на путь серьезных намерений и действий в области прав человека. Согласно Конституции РФ 1993 г. именно эти права и свободы являются высшей ценностью, и именно они должны определять смысл, содержание и применение законов, деятельность органов государственной власти. Анализ юридических актов по правам человека, созданных в различные эпохи и в разных странах, показывает исторические корни тех норм, институтов и принципов, которые были восприняты международным правом для защиты прав человека. Признание виновным лишь по приговору суда, соразмерность правонарушения и наказания, презумпция невиновности, свобода прений, слова, печати, религии, право покидать страну и возвращаться в нее, ответственность должностных лиц за нарушение прав человека - эти и другие права, вошедшие в золотой фонд гуманистических ценностей, впервые были заложены в Великой хартии вольностей (1215), развиты в английском Билле о правах (1689), Декларации независимости, американском Билле о правах, Декларации прав человека и гражданина.

Прослеживая генезис этих ценностей, нельзя не вспомнить и древнегреческую философию, давшую импульс развитию учения об естественных правах человека, а также постулаты периода Реформации и Просвещения, которые выдвинули идеи социальной справедливости и равенства. Естественно-правовое учение играет определяющую роль в развитии прав и свобод человека, признании их приоритета Демократические нормы и принципы, провозглашенные Всеобщей декларацией прав человека, оказали влияние на развитие национального законодательства. В послевоенных конституциях Италии, Японии, ФРГ права человека были представлены в специальных разделах о правах и обязанностях граждан. Во Франции основные политические и гражданские права были закреплены в преамбуле к Конституции 1946 г. со ссылкой на Декларацию прав человека и гражданина. Конституция Российской Федерации 1993 г. - первый в отечественной практике правовой документ, воплотивший широкий перечень прав и свобод человека, который сформировался как под воздействием законодательства демократических зарубежных государств, так и международных стандартов в сфере прав и свобод.

В России не было демократических традиций признания приоритета и значимости прав и свобод. Основным достоинством Конституции Российской Федерации является признание естественной природы прав и свобод человека. Ч. 2 ст. 17 Конституции провозглашает: «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения». Первая часть этой статьи подчеркивает неотделимость прав и свобод, вошедших в Конституцию из международного права: «В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепринятым принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией». Регулируя начала правосудия, Конституция РФ фиксирует их демократическое содержание, отражая требования справедливости и гуманности. Требование равенства между людьми выражает важнейшая категория этики - категория справедливости. Ст. 19 Конституции провозглашает: «Все равны перед законом и судом». Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, имущественного и должностного положения и других обстоятельств. Безусловно, принципы, имеющие моральное содержание, изложены также и в других нормах УПК РФ.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Риалы VI международной научной конференции (2-3 марта 2006 г.) Белово 2006 ббк ч 214(2Рос-4Ке) 73я431 н 34

    Документ
    Н-34 Наука и образование: Материалы VI Международной научной конференции (2-3 марта 2006 г.): В 4 ч. / Кемеровский государственный университет. Беловский институт (филиал).
  2. Удк 070(075. 8) Ббк 76. 01я73 с 24

    Документ
    Пособие ставит целью познакомить первокурсников с журналистской профессией, рассказать о ее истории, специфике, роли в обществе, об условиях труда, парадоксах и сложностях журнализма, представить модель личности журналиста как совокупность
  3. Сластенин В. А. и др. Педагогика: Учеб пособие для студ высш пед учеб заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. М

    Документ
    Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина.
  4. Н. И. Матузова и доктора юридических наук,' профессора А. В. Малько москва юристъ 2002 удк 32 (075. 8) Ббк 66,0 П50 Федеральная программа

    Программа
    В курсе лекций излагаются все темы, предусмотренные программой по поли­тологии, а также ряд новых. Книга отражает современные процессы и события, - Происходящие в России, деятельность различных партий, движений и объедине­ний, конституционное
  5. Научно-исследовательская программа история безгина О. А. Кпроблеме возникновения сельской кредитной кооперации в России

    Программа
    В статье рассмотрены некоторые пути повышения интереса студентов к философской отрасли знания. Особое внимание уделено обучению формулировке предельно общих вопросов, доходящих до метафизических, на основе анализа конкретных ситуаций

Другие похожие документы..