Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Решение'
О создании отдела по гражданской обороне и мобилизационной работе, внесении изменений в штатную численность и структуру администрации муниципального ...полностью>>
'Доклад'
Посольская средняя общеобразовательная школа находится в селе Посольское, Кабанского района, Республики Бурятия на южном побережье Байкала в 160 км о...полностью>>
'Документ'
члена Судебной палаты, Ивана Ильича Головина, последовавшей 4-го февраля сего 188 года....полностью>>
'Методическая разработка'
Ста 77 Искусство мыслить. Часть I. Учебное пособие для начальной школы. М., Общество "Знание" России, ТОО "ИнтелТех", 1995, - 30 ...полностью>>

В. Г. Белинского кафедра мировой и отечественной культуры удк 17: 34 (075. 8) Этика юриста учебно-методическое пособие

Главная > Учебно-методическое пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

10. Этикет в профессиональной деятельности юриста

Понятие, моральные принципы и содержание делового этикета.

Особенности юридического этикета.

Особенности делового имиджа юриста.

Деловой этикет – это важнейшая сторона морали профессионального поведения человека. Знание его - необходимое профессиональное качество, которое надо приобретать и постоянно совершенствовать. Этика делового общения - это сумма выработанных наукой, практикой и мировым опытом нравственно-этических требований, принципов, норм и правил, соблюдение которых обеспечивает взаимопонимание и взаимное доверие субъектов делового общения, повышает эффективность контактов и конечных результатов их совместных действий. Деловое общение должно основываться на определенных нравственных принципах, среди которых главными являются следующие:

1. В основе делового контакта лежат интересы дела, но ни в коем случае не личные интересы и не собственные амбиции. Несмотря на его кажущуюся банальность, именно этот принцип нарушается чаще всего, ибо далеко не каждый и далеко не всегда находит в себе способность поступиться личными интересами, когда они входят в противоречие с интересами дела, особенно когда это можно сделать безнаказанно и единственным судьей содеянного будет собственная совесть. Примером подобного поведения для сотрудника правоохранительных органов является оказание юридической помощи, разъяснение ему его прав и возможностей, в результате чего он, быть может, окажется способным решить проблему не в вашу пользу (ведь достаточно было просто промолчать). Противоположным, безнравственным поведением было бы своекорыстное использование своей компетентности (профессиональной, правовой, в том числе и приемов делового общения) для получения выгодного для вас решения.

2. Порядочность, т. е. органичная неспособность к бесчестному поступку или поведению, основывающаяся на таких выработанных нравственных качествах, как:

  • обостренная совесть (достаточно хорошо иллюстрируется вышеприведенным примером), сознание того, что даже бездействие или молчание могут быть бесчестными;

  • постоянное стремление сохранить незапятнанной свою честь как высшую степень честности и благородства и утвердить собственное достоинство как признаваемое окружающими право на самоуважение;

  • умение держать себя одинаково с любым человеком, независимо от его служебного или социального статуса;

  • моральная устойчивость, проявляющаяся, прежде всего в том, что ни при каких условиях человек не поступается своими принципами;

  • обязательность, точность, ответственность, верность своему слову.

3. Доброжелательность, т. е. органичная потребность делать людям добро. Конечно, всякая профессиональная деятельность имеет целью удовлетворение социальной потребности, и в этом смысле направлена на «производство полезного», которое, по сути своей, есть также и «доброе». Однако «доброжелательность» расширяет сферу социальной жизнедеятельности человека, ибо без этого подхода он ограничивается лишь тем, что обязан выполнить в пределах предписанного службой (за что, собственно, и получает зарплату). Принцип доброжелательности побуждает человека выполнять не только то, что он должен, но еще и сверх того, что он может во имя блага людей, и за что он получает не зарплату, но лишь человеческую признательность и эмоциональную удовлетворенность.

4. Уважительность – это уважение достоинства партнера по общению, реализующаяся через такие воспитанные нравственные качества, как вежливость, деликатность, тактичность, учтивость, заботливость. Как и всякий иной нравственный принцип, она помимо своего морального содержания заключает также и деловую целесообразность.

Деловое общение представителей различных юридических специальностей как между собой, в служебных коллективах, так и с гражданами может происходить в условиях различных ситуаций и принимать разнообразные формы.

Повседневное служебное общение:

  • Беседы, встречи, переговоры.

  • Прием посетителей.

  • Совещания, собрания, заседания, конференции.

  • Посещение организаций, учреждений.

  • Посещение граждан по месту жительства.

  • Дежурство, патрулирование, охрана.

Специфические формы служебного общения:

  • общение в служебном коллективе;

  • субординированные формы общения;

  • общение между коллегами.

Результаты профессиональной деятельности юриста во многом зависят от личных встреч, бесед, совещаний. Правильно проведенная беседа является наиболее благоприятной и нередко единственной возможностью убедить собеседника в обоснованности вашей позиции, заставить его принять ваше решение и условия.

Cудебный этикет - это совокупность правил поведения субъектов судебного процесса, регулирующих внешние проявления взаимоотношений между судом и участвующими в деле лицами, формы их общения, основанные на признании авторитета органов правосудия и необходимости соблюдения приличий поведения в государственном учреждении.

Судебный этикет является неотъемлемой частью культуры правосудия, служит авторитету судебной власти.

Торжественность, обрядовая сторона правосудия находит закрепление в праве как признак особой роли суда в обществе, жизни людей. Так, Закон о статусе судей в Российской Федерации от 26 июня 1992 г. установил символы судебной власти: Государственный флаг Российской Федерации на здании суда; изображение Государственного герба Российской Федерации и Государственный флаг Российской Федерации в зале судебных заседаний; мантии, в которые облачаются судьи при осуществлении правосудия.

Обеспечению торжественности правосудия, охране и поддержанию авторитета судебной власти служат правила судебного этикета. Основы судебного этикета заложены и в уголовно процессуальном законодательстве. Так, УПК Российской Федерации (ст. 262) устанавливает, что все присутствующие в зале судебного заседания при входе судей встают. Все участники процесса обращаются к суду, дают свои показания и делают заявления стоя. Отступления от этого правила могут допускаться лишь с разрешения председательствующего. Все участники процесса, а равно все присутствующие в зале судебного заседания граждане должны беспрекословно подчиняться распоряжениям председательствующего о соблюдении порядка в судебном заседании. Председательствующему (или составу суда) предоставлено право удалить нарушителя порядка из зала судебного заседания, а в некоторых случаях виновный может быть подвергнут штрафу. Ст. 318 УПК «Провозглашение приговора» устанавливает, что во время провозглашения приговора все присутствующие в зале судебного заседания, не исключая состава суда, выслушивают приговор стоя. Такое же правило действует при провозглашении вердикта коллегии присяжных заседателей.

В значительной степени к правилам судебного этикета примыкает ряд других установлений уголовно процессуального закона, регулирующих порядок судебного разбирательства, хотя их предписания направлены непосредственно на достижение иных целей, чем создание внешних форм обращения в суде. Таковы правила приведения к присяге присяжных заседателей, нормы о разъяснении свидетелям и потерпевшим их гражданского долга и обязанности дать правдивые показания непосредственно перед допросом с отобранием подписки.

Суд обязан во всех случаях предоставить подсудимому последнее слово, выслушать его без ограничения во времени и без постановки вопросов, а после этого немедленно удалиться в совещательную комнату для постановления приговора. Приговор постановляется в условиях тайны совещания судей, как и вердикт присяжных заседателей. При оправдательном приговоре, а также в иных случаях, когда подсудимый не лишается свободы, находящийся под арестом подсудимый немедленно освобождается из-под стражи в зале судебного заседания (хотя приговор еще не вступил в законную силу). Приговор постановляется и провозглашается именем государства.

Другие требования судебного этикета, непосредственно не опирающиеся на конкретные процессуальные нормы, состоят в обязанности поддерживать в суде необходимую торжественность процедуры. Все обращения друг к другу при общении судей и участвующих в деле лиц должны производиться в вежливой форме. Суд при этом подчеркнуто равно относится к участникам процесса.

В суде желательно избегать многословия, создать атмосферу деловитости, целеустремленности, своевременно пресекать нарушения принятых в официальных учреждениях правил поведения. Судья, прокурор, адвокат должны заботиться о том, чтобы их внешний вид, одежда отвечали обстановке, соответствующей месту, где осуществляется правосудие. Судья должен держаться с достоинством.

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

1. Основы общей этики

1.1. Понятие и предмет этики.

1.2. История развития этики.

1.3. Основные этические категории.

Вопросы для подготовки:

1. Дайте определение понятия «этика»?

2. Что составляет предмет этики как философской науки?

3. Определите основные этапы развития этических учений.

4. Каковы характерные особенности периода предэтики?

5. Каковы характерные особенности античной этики?

6. Каковы характерные особенности средневековой этики?

7. Каковы характерные особенности этики Нового времени?

8. Дайте определение и перечислите основные этические категории.

9. Какие функции выполняют этические категории?

10. Назовите характерные черты этических категорий?

Библиографический список:

1. Гусейнов, А. А. Краткая история этики.- М., 1987.

2. Гусейнов, А. А., Апресян, Р. Г. Этика: учебник для вузов. – М.: НОРМА, –М., 1998.

3. Зеленухин, А. В. Предмет и категории этики: учебное пособие. – Саратов: СГАП, 2002. – 124 с.

4. Иванов, В. Г. История этики Древнего мира: учебное пособие для вузов – СПб., 1997.

5. Кант, И. Лекции по этике //Этическая мысль. М., 1990.

6. Кобликов А. С. Юридическая этика: учебник для вузов. – М.: НОРМА, 2004. – 176 с.

7. Лукашева, Е. А. Право, мораль, личность. М., 1986.

8. Словарь по этике / под ред. А. А. Гусейнова, И. С. Кона. 6-е изд. М., 1989.

9. Сокова, З. К. Профессиональная этика: курс лекций. М.: ЦИ и НМО КП МВД России, 2000. – 204 с.

10. Соловьев, В. С. Оправдание добра – М., 1996.

11. Философский энциклопедический словарь. М., 1983.

12. Халиулина, В.П. Профессиональная этика юриста: учебное пособие – М.: изд-во РУДН, 2004. – 161 с.

13. Швейцер, А. И. Культура и этика. – М., 1993.

14. Шрейдер, Ю.А.. Этика. Введение в предмет: учебное пособие. – М., 1998.

2. Понятие и сущность морали

2.1. Понятие морали.

2.2. Структура и функции морали.

2.3. Мораль и право.

Вопросы для подготовки:

1. Проследите генезис понятия «мораль»

2. Чем определяется сущность морали?

3. Выделите основные функции морали.

4. В чем специфика оценочной функции морали?

5. В чем отличие регулятивной функции морали от регулятивной

функции права?

6. Дайте понятие и назовите признаки моральных норм

Библиографический список:

1. Анисимов, С. Ф. Мораль и поведение. - М., 1985.

2. Гусейнов, А. А., Апресян, Р. Г. Этика: учебник для вузов. – М.: НОРМА, - М., 1998.

3. Васильев, Ю. С. Взаимодействие права и морали // Советское государство и право. 1966. № 11.

4. Дробницкий, О. Г., Гусейнов, А. А. Введение в этику. - М., 1985

5. Дробницкий, О. Г. Понятие морали. - М., 1974.

6. Кобликов, А. С. Юридическая этика: учебник для вузов. – М.: Норма-, 2004. – 176 с.

7. Кузнецова, Н. Ф. Уголовное право и мораль. - М., 1967;

8. Лукашева, E. A. Мотивы и поведение человека в правовой сфере// Советское государство и право. 1972. № 8

10. Проблемы судебной этики/ под ред. М. С. Строговича. - М., 1974.

11. Социальная сущность, структура и функции морали. – М., 1977

12. Философская энциклопедия: в 5 т. Т. 3. – М., 1964. С. 499.

13. Философский энциклопедический словарь. – М., 1983. С. 387 - 388.

3. Профессиональная этика юриста

3.1. Понятие и виды профессиональной этики.

3.2. Специфика моральных проблем юридической деятельности.

3.3. Понятие, предмет и структура профессиональной этики юриста.

Вопросы для подготовки:

1. Назовите и охарактеризуйте основные виды профессиональной этики.

2. Что является содержанием профессиональной этики?

3. Дайте понятие профессиональной этики юриста.

4. В чем заключаются особенности профессиональной этики юриста?

Библиографический список:

1. Ватман, Д. П. Адвокатская этика. - М., 1977.

2. Кобликов, А. С. Юридическая этика. учебник для вузов. – М.: НОРМА, 2004. – 176 с.

3. Кокорев, Л. Д., Котов Д. П. Этика уголовного процесса: учебное пособие. Воронеж, 1993. С. 8 - 9.

4. Кокорев, Л. Д. Понятие, задачи и соотношение профессиональной этики юриста и следственной этики // Этика предварительного следствия: Труды В.С. Ш. МВД СССР. - Вып. 15. Волгоград, 1976.

5. Любичев, С. Г. Этические основы следственной тактики. - М., 1980.

6. Проблемы судебной этики/ под ред. - М. С. Строговича.

7. Халиулина, В. П. Профессиональная этика юриста: учебное пособие – М.: Изд-во РУДН, 2004. – 161 с.

4. Моральные основы законодательства о правосудии и

правоохранительной деятельности

4.1. Моральные основы международно-правовых норм о правах человека

4.2. Моральное содержание Конституции Российской Федерации 1993 г.

4.3. Моральное содержание уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации

Вопросы для подготовки:

1. На каких правовых и моральных началах должно базироваться правосудие?

2. Проследите историю формирования институтов прав человека.

3. Какие нормы и принципы, провозглашенные Всеобщей декларацией прав человека, оказали влияние на развитие национального законодательства?

4. В чем состоит моральное содержание Конституции РФ 1993 г.?

5.Как может быть обеспечена справедливость в уголовном судопроизводстве?

6. Какие конституционные принципы конкретизирует Уголовно -процессуальный кодекс Российской Федерации и в чем их моральное значение?

Библиографический список:

1. Всеобщая декларация прав человека от 10.12.1948 г.

2. Декларация прав человека и гражданина 1789 года / Французская Республика: Конституция и законодательные акты. - М., 1989. - С. 26 - 29.

3. Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» - М., 1992.

4. Карпец, И. И. Уголовное право и этика - М., 1985.

5. Карташкин, В.А. Права Человека в международном и внутригосударственном праве. – М, 1995.

6. Кобликов, А. С. Юридическая этика: учебник для вузов. – М.: НОРМА, 2004. – 176 с.

7. Ковалев, М. И. Роль правосознания и юридической техники в развитии

уголовного законодательства // Советское государство и право. 1985. № 8. С. 74.

8. Конституция РФ. – М., Юрид.лит., 1993.

9. Кузнецова, Н. Ф. Уголовное право и мораль. М., 1967.

10. Международные нормы и правоприменительная практика в области прав человека: Документы и материалы. – М., 1993. – С.498-518

11. Организация Объединенных Наций. Основные факты. Справочник. - М., 2000.

12. Петрушевский, Д. М. Великая Хартия вольностей и конституционная борьба в английском обществе во второй половине XIII века. - М.: Изд. М. и С. Сабашниковых, 1915.

13. Соединенные Штаты Америки: Конституция и законодательство./под ред. О.А.Жидкова. - М.: Прогресс, Универс, 1993.

14. Уголовно-процессуальный кодекс РФ. – М., «Элит2002», 2002.

15. Халиулина, В.П. Профессиональная этика юриста: учебное пособие – М.: изд-во РУДН, 2004. – 161 с.

5. Моральные начала уголовно-процессуального доказывания

5.1. Обстоятельства, подлежащие доказыванию по уголовному делу.

5.2. Презумпция невиновности и обязанность доказывания в моральном аспекте.

5.3. Моральное значение свободной оценки доказательств.

5.4. Моральные основы использования отдельных видов доказательств.

Вопросы для подготовки:

1. Какие обстоятельства подлежат доказыванию по уголовному делу?

2. С каким принципом связан моральный аспект доказывания?

3. В чем состоит моральное значение свободной оценки доказательств?

4. Охарактеризуйте основные аспекты оценки доказательств по внутреннему убеждению.

5. Обоснуйте нравственные основы использования отдельных видов доказательств.

Библиографический список:

1. Конституция Российской Федерации: Комментарий / под общ. ред. Б.Н. Топорнина, Ю.М. Батурина, Р.Г. Орехова. - М., 1994.

2. Кобликов, А.С. Юридическая этика: учебник для вузов. – М.: НОРМА, 2004. – 176 с.

3. Москалъкова, Т.Н. Этика уголовно-процессуального доказывания.- гл. 2.-М., 1996.

4. Уголовно-процессуальный кодекс РФ. - М.: «ЭЛИТ-2002», 2002.-448с.

5. Халиулина, В.П. Профессиональная этика юриста: учебное пособие – М.: Изд-во РУДН, 2004. – 161 с.

6. Юношев, С. И. Укрепление правового статуса потерпевшего и его представителя // Российская юстиция. - 1998. - № 11. - С. 21.

6. Моральные начала проведения

следственных действий

6.1. Общие правила производства следственных действий.

6.2. Моральные требования при производстве следственных действий.

6.3. Моральные основы избрания меры пресечения.

Вопросы для подготовки:

1. Назовите общие моральные требования к деятельности следователя.

2. Дайте понятие следственных действий.

3. Назовите основные следственные действия, предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством.

4. Какие моральные требования предъявляются к проведению каждого из видов?

Библиографический список:

1. Кобликов, А.С. Юридическая этика: учебник для вузов. – М.:НОРМА, 2004. – 176 с.

2. Леоненко, В. В. Профессиональная этика участников уголовного судопроизводства. - Киев, 1981. С. 58—75

3. Ефимичев С. П., Кулагин, С.П., Ямпольский, А.Е. Допрос. - Волгоград, 1978.

4. Кокорев, Л. Ж., Котов, Д. П. Этика уголовного процесса: учебное пособие. - Воронеж, 1993.

5. Мобичев, С. Т. Этические основы следственной тактики. - М.,1980.

6. Петрухин, И. Л. Свобода личности и уголовно-процессуальное принуждение. - М., 1985.

7. Петрухин, И. Л. Личная жизнь: пределы вмешательства. - М., 1989

8. Уголовно-процессуальный кодекс РФ. – М., «Элит-2002», 2002.

9. Халиулина, В. П. Профессиональная этика юриста: учебное пособие – М.: изд-во РУДН, 2004. – 161 с.

7. Моральные основы осуществления правосудия

7.1. Моральные требования к деятельности судебной власти.

7.2. Роль судьи в обеспечении морального характера судебного

Процесс.

7.3.Моральные основы в содержании выносимых решений.

Вопросы для подготовки:

1. Перечислите общие моральные требования, предъявляемые к судебной власти.

2. Какова роль судьи, председательствующего по делу, в обеспечении морального характера судебного разбирательства?

3. В чем состоит моральное содержание приговора и иных решений суда?

Библиографический список:

1. Горский, Г. Ф., Кокорев, Л. Д., Котов, Д. П. Судебная этика. - Воронеж, 1973.

2. Кобликов, А. С. Юридическая этика: учебник для вузов. – М.: НОРМА, 2004. – 176 с.

3. Окусов, А. П. Введение в юридическую деонтологию. - М.: изд-во РУДН, 1997.

4. Суд присяжных в России. - М., 1991. Уголовно-процессуальное право / под ред. П.А. Лупинской. - М.,2000.

5. Уголовно-процессуальный кодекс РФ. - М.: «ЭЛИТ-2002»,2002.

6. Халиулина, В. П. Профессиональная этика юриста: учебное пособие – М.: изд-во РУДН, 2004. – 161 с.

8. Моральные требования к судебным прениям

Моральное содержание судебных прений.

Моральные аспекты обвинительной речи прокурора.

Моральные требования к речи защитника.

Вопросы для подготовки:

1. В чем состоит моральное значение судебных прений?

2. Определите моральные аспекты обвинительной речи прокурора.

3. Каковы моральные требования к участию защитника в судебном процессе?

Библиографический список:

1. Барщевский, М. Ю. Адвокатская этика. - М., 2000.

2. Ватман, Д. М. Адвокатская этика. - М., 1977.

3. Кобликов, А. С. Юридическая этика: учебник для вузов. – М.: НОРМА, 2004. – 176 с.

4. Кони, А. Ф. Нравственные начала в уголовном процессе // соч.: В 8-ми т. - Т. 4. - М., 1967. - С. 56-54.

5. Коряковцев, В. В. Защитительная речь в суде с участием присяжных

заседателей /В. В. Коряковцев. //Правоведение. -2002. - № 2 (241). - С. 109 –

122

6. Стецовский, Ю. И, Уголовно-процессуальная деятельность защитника. - М., 1982.

7. Смолярчук, В. И. Гиганты и чародеи слова. - М., 1984.

8. Уголовно-процессуальный кодекс РФ. - М.: «ЭЛИТ-2002», 2002.

9. Халиулина, В. П. Профессиональная этика юриста: учебное пособие – М.: изд-во РУДН, 2004. – 161 с.

9. Моральные основы деятельности

представителей юридических профессий

9.1. Моральные основы деятельности адвоката.

9.2. Моральные основы деятельности нотариуса.

9.3. Моральные основы деятельности юриста фирмы.

Вопросы для подготовки:

1. Какова роль профессиональной этики в деятельности адвокатов?

2. Какие моральные принципы регламентирует Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»?

3. В чем суть основных моральных проблем в деятельности адвоката?

4. Почему принцип независимости считается одним из основных в профессии адвоката?

5. Каковы требования принципа конфиденциальности?

6. В чем заключаются принципы добросовестности и честности профессиональной этики адвоката.

Библиографический список:

1. Андриевский, С. А. Русские судебные ораторы в известных уголовных процессах ХIХ века. – Тула: Автограф, 1997.

2. Барщевский, М. Ю. Адвокатская этика. 2-е изд., - М.: «Профобразование», 2000. – 312 с.

3. Ватман, Д. П. Адвокатская этика. – М., 1977.

4. Гольдинер, В. Д. Об этике в деятельности адвоката // Советское государство и право, 1965. N 10. – С. 95-101.

5. Красникова, Е. А. Этика и психология профессиональной деятельности: учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2004. (гл.8).

6. Кони, А Ф. Нравственные начала в уголовном процессе / избранные произведения. — М., 1956.

7. Ничипоренко, О. Суд удаляется на совещание // Российская газета, 2000. 25 окт.

8. Полянский, Н. Н. Правда и ложь в уголовной защите. – М., 1927.

Вопросы для подготовки:

1. Что является основным источником моральных проблем в деятельности нотариуса?

2. Каково содержание принципа законности в деятельности нотариуса?

3. В чем состоит принцип конфиденциальности?

4. В чем заключается важность для профессии нотариуса принципов личной ответственности?

5. Что входит в содержание принципа беспристрастности?

6. Почему законодательство и кодекс профессиональной этики требуют от нотариуса соблюдения в своей деятельности принципа независимости?

7. Почему кодекс профессиональной этики регламентирует поведение нотариуса в личной жизни?

8. Каким образом нотариус может проявлять и демонстрировать свое уважение к клиентам и нотариальному сообществу?

9. В чем выражаются честность и порядочность нотариуса?

10. Почему закон запрещает нотариусам заниматься самостоятельной предпринимательской деятельностью и оказывать посреднические услуги при заключении договора?

Библиографический список:

1. Кодекс профессиональной этики нотариусов Москвы. //

2. Красникова, Е. А. Этика и психология профессиональной деятельности: учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2004. (гл.8).

3. Макаренко, О. Н. Нотариат в вопросах и ответах: практикум. – Ростов-н-Д., 2002.

4. Стешенко, Л. А., Шамба, Т. М. Нотариат в Российской Федерации: учебник. – М., 2002.

Вопросы для подготовки:

1. В чем состоит роль корпоративного юриста и его помощников в организации?

2. Какие этические кодексы регулируют деятельность фирмы?

3. Какая фирма считается моральной?

4. Какие основные элементы включает в себя кодекс корпоративной этики?

5. С какими моральными проблемами может столкнуться юрист в организации?

6. Какими особенностями характеризуются моральные проблемы?

Библиографический список:

1. Красникова, Е. А. Этика и психология профессиональной деятельности: учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2004. (гл.8).

2. Управление персоналом: учебник /под ред. Т. Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. – М., 2002.

3. Фритце, Д. Д. Этика бизнеса. Глобальная и управленческая перспектива. – М., 2002

4. Шихарев, П. Н. Этические принципы ведения дел в России. – М., 1999.

10. Этикет в профессиональной деятельности юриста

10.1. Понятие, моральные принципы и содержание служебного этикета

10.2. Виды и особенности юридического этикета

10. 3. Особенности делового имиджа юриста.

Вопросы для подготовки:

1. Определите понятия: этикет, служебный этикет.

2. Назовите основные моральные принципы служебного этикета.

3. Перечислите моральные требования к проведению деловых бесед, встреч, переговоров.

4. Какие моральные нормы необходимо соблюдать при приеме населения?

5. Назовите основные требования делового этикета во взаимоотношениях с сотрудниками.

6. Какими правилами служебного этикета необходимо руководствоваться при проведении деловых совещаний?

7. Каковы правила телефонного общения?

8. Назовите основные этикетные правила, используемые при подготовке деловых бумаг.

9. Каковы особенности делового общения в экстремальных условиях?

10. Перечислите особенности юридического этикета

11. В чем заключаются особенности делового имиджа юриста?

Библиографический список:

1. Волгин, Б. Н. Деловые совещания. - М., 1970.

2. Венедиктов, В. И. Деловая репутация: личность, культура, этика, имидж делового человека. - М. 1996.

3. Иванов, Е. Н. Эффективное общение и конфликты. - С-П. 1997.

4. Кашапов, Р. Р. Курс практической психологии, или как научиться работать и добиваться успеха. Ижевск.: изд-во Удм. ун-та. 1996.

5. Кричевский, Р. Л., Дубовская, Е. М. Личность в групповом процессе: хрестоматия по социальной психологии. - М.: Международная педагогическая академия. 1995.

6. О деловой этике и этикете. - М.: Фонд "Правовая культура", 1994

7. Профессиональная этика сотрудников правоохранительный органов. / под редакцией доктора философских наук, профессора А. В. Опалева и доктора философских наук, профессора Г. В. Дубова.

8. Психология и этика делового общения: учебник для вузов / В. Ю. Дорошенко, Л. И. Зотова, В. Н. Лавриненко и др. М.: Культура и спорт. ЮНИТИ. 1997.

9. Шахов, В. О судебной этике // Советская юстиция. 1965. № 1. С. 22.

10. Шепел,ь В.М. Имиджелогия. Секреты личного обаяния. - М.: Культура и спорт. ЮНИТИ. 1997.

11. Шмидт, Р. Искусство общения. - М. 1992.

12. Ягер, Д. Деловой этикет. — М.: 1997.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Задание 1

Распределите нижеприведённые понятия, характеризующие взаимосвязь морали с другими формами общественного сознания (политикой, правом, религией, эстетикой, искусством), согласно приведённой после их перечисления таблице.

Сотрудничество, принуждение, смирение, законность, господство, достоинство, изящность, ожесточение, предрассудки, властолюбие, целесообразность, прогресс, патриотизм, милосердие, покаяние, санкция, клевета, репрессии, плюрализм, предписание, сострадание, идейность, музыкальность, предвзятость, филантропия, миролюбие, равенство, свобода, раскаяние, цинизм, доказательство, скептицизм, духовность, демагогия, классовость, вероломство, солидарность, вандализм, гарантия, обвинение, демократизм, интернационализм, корысть, терпимость, фанатизм, аскетизм, конформизм, тщеславие, коварность, безверие, признание, оправданность, конфликтность, агрессивность, равнодушие, лицемерие, страх, гласность, уравновешенность, предательство, спекуляция, вымогательство, восхищение (картиной художника), подозрение, разногласие, доверие, благочестие, надменность, паразитизм, спесь, фетишизм (сверхъестественные свойства реальных предметов), покорность, тотемизм (сверхъестественные связи отдельных предметов), законы красоты, детерминированность, концепция, революционность, тенденция, мировоззрение, мотивировка, принуждение, судьба, правопорядок, настрой, легитимность, угнетение, порок, магия (связь с идеей сверхъестественного).

Схема выполнения задания

Морально-политические

Морально-правовые

Морально-религиозные

Морально- эстетические

Из нижеприведённых моральных категорий выберете понятия, которые характеризуют моральную норму деятельности человека, его моральные качества, моральные принципы и моральные идеалы, и запишите их столбиками в соответствующую составленную вами таблицу. Чертой подчеркните отрицательные моральные категории.

Гуманизм, бескорыстие, интернационализм, патриотизм, чуткость, отзывчивость, трудолюбие, совесть, доброта, честность, доброжелательность, мужество, самоотверженность, взаимопомощь, честь, нравственный долг, моральная ответственность, товарищество, коллективизм, дисциплинированность, достоинство, справедливость, сознательность, человеколюбие, принципиальность, добросовестность, единство слова и дела, целеустремлённость, преданность делу, решительность, верность идеалу, аккуратность, скромность, инициативность, политическая бдительность, самоуважение, тактичность, самокритичность, вежливость, бережливость, галантность, великодушие, равнодушие, безответственность, расхлябанность, лживость, чёрствость, беспринципность, приспособленчество, злость, конкуренция, иждивенчество, предательство, стяжательство, приобретательство, человеконенавистничество, упрямство, индивидуализм, эгоизм, самоуверенность, высокомерие, зависть, цинизм, карьеризм, трусость, бесхарактерность, агрессивность, неряшливость, беззастенчивость, грубость, лень, рационализм, настороженное недоверчивое отношение к людям, бахвальство (хвастовство), безынициативность (пассивность), лицемерие, уступчивость, мелочность, оптимизм, снисходительность, фальшь, брезгливость, постоянство, недовольство, сплочённость, солидарность, исполнительность, преданность, инертность, застенчивость, уважение, гордость, неприязнь, непримиримость (к врагам), откровение, тунеядство, зло, добро, порядочность, пренебрежение, верность, скрытность, ответственность, угроза, отмщение, долг, искренность, гнев, человечность, одобрение, самодовольство, престиж, посягательство, самолюбие, осторожность, благородство, стеснительность, стеснение, ложь, сконфуженность, измена, отвага, совместимость, презрение, терпимость, непримиримость, страх, стыд, безверие, неуверенность, отчуждённость, пассивность, привязанность, подлость, развязанность, откровенность, почитание, непоколебимость, доверие, удовлетворение, деликатность, предупредительность, простота, непринуждённость, страстность, щедрость, внимательность, кроткость, сочувствие, сострадание, сопереживание, зазнайство, самохвальство, надменность, спесивость, заносчивость, вспыльчивость, честолюбие.

Задание 2

  1. Фамилия, имя, группа ___________________________________.

  2. Мои основные (ключевые) моральные понятия (назовите не менее 6 понятий, над каждым словом укажите ваш уровень их понимания: понятия-представления, понятия-признаки-характеристики, понятия-убеждения. Из этих понятий подчеркните волнистой чертой те понятия, которые являются одновременно и базовыми опорными словами общей морали).

  3. Дайте (перечислите) признаки - характеристики (не менее 4 признаков) следующих основных понятий общей морали: гуманность, долг, совесть, честь, справедливость, ответственность, достоинство, честность (подберите признаки-характеристики к двум понятиям по выбору).

  4. Какие понятия морали бытуют и являются в вашей семье основными и наиболее важными, на ваш взгляд (назовите не менее четырёх).

  5. Назовите моральные понятия, характеризующие ваши нравственные отношения с другими людьми (перечислите не менее 5).

  6. Назовите моральные понятия, характеризующие ваше отношение к вещам (не менее 3).

  7. Какие моральные понятия вы можете назвать в вашем общении с учителями (не менее 5).

  8. Мои главные моральные качества (назвать 5 - 7, можно и отрицательные).

  9. Назовите (перечислите) по 5 положительных и отрицательных личных качеств, которыми, по вашему мнению, обладают современные студенты.

  10. Мои главные личные моральные принципы (наиболее общие линии при совершении поступков и принятии решений, указать 2 - 3).

  11. В чём вижу моральный идеал (т. е. моральную задачу для жизни):

а) для себя лично (назвать 2 - 3); б) для людей (назвать 2 - 3).

12. Составьте моральное правило поведения (из трёх любых понятий о нормах поведения на ваш выбор).

Задание 3

  1. Фамилия, имя, группа ___________________________________.

  2. Напишите 5 моральных требований к человеку в обществе в соответствии с определением морали и её характеристиками.

  3. Что такое «моральный минимум» человека?

  4. Перечислите общие базовые понятия морали.

  5. Что понимается под моральным сознания человека?

  6. Назовите все основные формы морального сознания человека и приведите на каждую из них пример (в скобках после названия каждой формы морального сознания).

  7. Назовите основные уровни понимания моральных понятий человеком, подтвердите их примерами на любом моральном понятии (понятие выбирается самим участником).

  8. Какие имеются наиболее важные пути выработки морали у человека в обществе (перечислите)?

  9. Назовите главные компоненты, которые лежат в основе моральной регуляции жизни людей в обществе?

  10. В чём разница между понятиями «моральная деятельность» и «моральные отношения» человека?

  11. Назовите какой-либо возможный вид моральной деятельности человека (можно и свой личный любимый вид деятельности), составьте к нему моральное правило, а в составленном правиле выделите (подчеркните) моральные понятия, которые составляют основу морального правила.

  12. Приведите примеры моральных видов деятельности в работе:

а) учебной; б) культурно-массовой; в) организационной;

г) общественной; д) профессиональной; е) спортивно-туристской;

ж) хозяйственной (по выбору 3 примера).

  1. Назовите 5 моральных понятий, в которых «отражаются» моральные отношения (личности к обществу, общества к личности, отношения в семье, отношения дружбы, студента к учёбе).

  2. Приведите примеры трёх основных видов моральных отношений (в скобках, после примера, укажите их вид).

  3. Приведите 3 примера разных моральных суждений (в скобках укажите их вид, т. е. название.

  4. Что означает понятие «моральная санкция»? Приведите пример.

Задание 4

Ознакомьтесь с названными ниже видами моральных отношений и распределите их согласно существующей классификации на 3 вида (группы):

а) по содержанию моральных отношений: они касаются обязанностей человека к обществу в целом, к группам людей и их объединениям, к отдельным конкретным людям (индивидам) и к самому себе;

б) по формам моральных отношений: они связаны с выполнением долга и проявляются в формах морального сознания; различаются в зависимости от того, каким образом выступает перед человеком моральное требование, которое происходит от базового «долг» и выражается через формы морального сознания человека: 1) может быть в виде общих и обязательных для всех нравственных норм (правил); 2) в виде формирования в себе моральных качеств личности; 3) может строить образ жизни и выбирать линию поведения в соответствии с более общими моральными принципами; 4) может подчинять свою деятельность осуществлению какой-либо конечной и высшей цели – морального идеала (например, стремлению к преобразованию общества на подлинно моральных началах или достижению личного совершенства и т. п.);

в) по способу общественной связи: они возникают между людьми в совместной моральной деятельности и касаются видов осознания и регулирования поведения людей через оценку действий и виды санкций за несоблюдение моральных норм и правил.

Переделайте выписанные виды моральных отношений на виды моральной деятельности (привести 15 примеров моральной деятельности, взяв по 5 примеров из каждой группы выписанных моральных отношений).

Примечание. Для выполнения работы используйте приводимые в конце текста образцы выполнения заданий.

Подозрение соседа в совершении плохого поступка. Учёт коллективного мнения. Стремление к выгоде. Страдание от горя. Стремление к общей пользе при выполнении дела. Чванство в общении с окружающими людьми. Подчинение общественной дисциплине. Испытание человеком неловкости. Дружба. Стремление к личному совершенству. Самоконтроль человека за своим поведением. Заботливость к родителям. Независимость от других в принятии решения. Законопослушность человека. Почтение к старшим. Постоянное стремление согласовывать свои действия с заинтересованными людьми. Зависть к успеху товарища. Взаимопомощь в трудную минуту. Нежность в общении. Консерватизм. Принципиальность. Умение считаться с мнением окружающих. Ответственность за поступок. Противопоставление себя другим. Подчинение старшим по должности на работе. Адаптация к конкретным условиям. Страх.

Обязанность перед родителями. Скептицизм. Оптимизм. Подчинение своей жизни достижению идеала. Подача хорошего примера другим. Скромность в жизни. Обязательство перед кем-либо. Гордость своей Родиной. Подражание брату в поведении. Миролюбивая оценка поступка. Благодарность за помощь. Любовь к матери. Своевременность поздравления с праздником. Навязывание людям своих желаний. Анонимный донос на товарища. Недовольство социальными порядками в обществе. Возмущение на грубый телефонный звонок. Верность своей стране. Игнорирование правил поведения. Бестактность в разговоре о здоровье. Употребление унизительных кличек и прозвищ. Человек не может совершить плохой поступок по своей натуре. Мягкотелость в оценке поступков других людей. Мстительность. Требования нравственных правил становятся личной обязанностью человека. Отказ дать взаймы деньги. Не решился публично осудить проявившееся нахальство. Доброжелательное обращение. Уверенность в успехе дела. Осуждение нечестного богатства. Сострадание. Самостоятельность. Эгоизм. Нравственное раскрепощение человека. Приспособленчество. Разумный риск в деле. Показная справедливость. Удовлетворение выполненной работой. Милосердие к несчастным. Вульгарное обращение. Стремление к общей пользе. Цинизм. Пропаганда единых общечеловеческих нравственных требований в обществе. Рыцарство в общении с женщинами. Интерес учителя к обучению детей. Сознательность в выполнении задания учеником. Любовь к родной природе. Стремление к новым порядкам. Стыд за сделанное. Пессимизм в жизни. Радость студента хорошей оценке. Помощь в учёбе отстающим. Стимулирование (поощрение) хорошей добросовестной работы человека. Уверенность писателя в том, что юмористические книги развивают у людей кругозор и остроумие. Откровение в совершённом поступке. Уважение старших. Терпимость к чужим мнениям. Дружелюбие при встрече.

Схема выполнения задания

По содержанию

отношений

По формам

отношений

По способу

общественной связи

Обязанность к обществу, его частям, группам, людям (индивидам), к самим себе

Требования морального долга отражаются в видах и формах морального сознания

В совместной деятельности, связанной с моральной оценкой действий, санкций

Верность своей Родине.

Обязательность труда

Скромность

Забота о достоинстве

Честное подчинение порядкам на улице. Щедрость

Задание 5

Опишите (назовите, предложите или придумайте) возможный моральный поступок в ситуации морального выбора, когда в действиях человека сталкиваются два противоположных мотива: поступок, отвечающий сиюминутным непосредственным эгоистическим интересам, идущий вразрез с общепринятой моральной нормой, и поступок, отвечающий этой норме, но противоречащий непосредственным текущим интересам (например, в университете, дома или в компании друзей) и важный с точки зрения интересов коллектива, где человек находится или, в котором он заинтересован. Используйте для выполнения задания предлагаемую ниже возможную схему:

Ситуация морального выбора (описать её как случай).

Мотивация (причина): сиюминутная, эгоистическая, идущая вразрез с принятой моральной нормой коллектива. Поступок А.

Мотивация (причина): отвечающая общей норме интересов коллектива, в которой находится человек. Поступок Б.

Например:

  • сказать правду или солгать;

  • поддержать результат каких-либо действий или оставить его без внимания, неизменным;

  • присвоить чужие вещи (или сказать о них) или отдать по назначению (или не говорить о них);

  • и тому подобные случаи (приведите подобные поступки).

После каждого примера - А и Б - в скобках укажите своё отношение к ним.

Опишите, как бы вы поступили (дайте объяснение, почему поступили бы так, а не иначе).

Задание 6

На основе анализа ситуаций примите решение.

Ситуация 1

В районном центре есть всего одна юридическая консультация, в которой работают три адвоката, один из которых в отпуске, а другой болеет. Прием ведет один адвокат. К нему на прием в понедельник приходит женщина, которая хочет проконсультироваться насчет раздела имущества с супругом после развода. В четверг на прием к тому же адвокату приходит супруг этой женщины, который тоже хочет получить консультацию по разделу имущества. Как должен себя вести адвокат в данной ситуации? С какой этической проблемой он столкнулся?

Ситуация 2

Адвокат X пять лет назад консультировал клиента У и получил от него некоторую информацию о его коммерческой деятельности, В разговоре с коллегой Z адвокат X упомянул об этих фактах биографии У. Какие правила принципа конфиденциальности нарушил адвокат X? Какой, по вашему мнению, была реакция адвоката Z, когда он услышал данную информацию от своего коллеги?

Задание 7

Составьте проект Правил профессиональной этики для сотрудников нотариальной конторы, адвокатской палаты, юридической фирмы (на выбор).

Задание 6. Примите и прокомментируйте решения по следующим ситуациям

Ситуация 1

Вы - помощник юриста (младший юрист) в коммерческой фирме. К вам обратился сотрудник с просьбой помочь решить одну щекотливую проблему. Он стал свидетелем, как его коллега унес с фирмы канцелярские принадлежности, являющиеся собственностью фирмы: пачку бумаги для ксерокса, пачку чистых дискет и моток скотча. Как вы поступите в этой ситуации?

Ситуация 2

Этично ли дать взятку, чтобы фирма могла получить выгодный контракт?

Список дополнительных заданий для самостоятельного выполнения

  1. Моральные табу современного общества.

  2. Правила хорошего тона.

  3. Свод моральных добродетелей.

  4. Правила моральной дисциплины людей.

  5. Кодекс культуры поведения.

  6. Моральные обязанности человека.

  7. Моральные требования моральной личности.

  8. Правила моральной защиты (людей).

  9. Кодекс доброты и отзывчивости.

  10. Моральные принципы общения человека.

  11. Моральные правила труда.

  12. Кодекс филантропии и благотворительности.

  13. Законы чести и справедливости.

  14. Правила моральной ответственности.

  15. Правила вежливости.

  16. Моральный кодекс общения людей.

  17. Кодекс «Моральные ценности».

  18. Кодекс «Моральные ориентиры в жизни».

  19. Кодекс «Моральное равенство людей».

  20. Моральное повеление времени.

  21. Правила моральных начал в жизни.

  22. Правила моральной позиции человека.

  23. Правила морального долга.

  24. Правила моральной культуры.

  25. Моральный кодекс гражданина общества.

  26. Моральная клятва людей.

  27. Кодекс (достижения) моральных идеалов.

  28. Моральный кодекс защиты природной среды.

  29. Кодекс моральных правил личной гигиены.

  30. Правила моральных отношений людей.

  31. Кодекс доверия.

  32. Кодекс «Наш моральный кругозор».

  33. Правила морального воспитания.

  34. Моральный кодекс трудовых отношений.

  35. Заповеди общения (в коллективе, в семье и т.п.).

  36. Программа личного морального совершенствования человека.

Примерные темы рефератов

1. Основные учения об этике в Древней Греции.

2. Основные этические учения в эпоху Средневековья.

3. Основные методологические проблемы профессиональной этики юриста и возможные пути их разрешения.

4. Значение и роль этикета в работе юриста.

5. Способы предотвращения конфликта в профессиональной деятельности юриста.

7. Реализация воспитательной функции морали в работе юриста.

8. Соотношение морали и права.

9. Соотношение целей и средств их достижения с позиции моральных норм современности.

10. Особенности реализации юридического этикета.

11. Презумпция невиновности в России – миф или реальность?

12. Моральные аспекты решения вопроса о недопустимости доказательств.

13. Основа содержания судебного решения (приговора) – закон или мораль?

14. Моральные особенности выступлений защитника.

15. Особенности моральной оценки поведения следователя во время осмотра места происшествия.

16. Моральные требования, предъявляемые к следователю при проведении обыска.

17. Моральные аспекты предъявления для опознания живых лиц.

18. Моральные требования при проведении допроса несовершеннолетних.

19. Моральные основы использования гипноза, полиграфа.

20. Моральные особенности подготовки и проведения следственного эксперимента.

21. Власть и мораль в деятельности юриста: проблема их взаимоотношений.

22.Моральный аспект принудительного освидетельствования потерпевших

23. Этика судебной защиты по уголовным делам.

24. Цель и средства в уголовном судопроизводстве.

25. Моральные аспекты пользования юристом предоставленными ему властными полномочиями.

26. Моральные аспекты взаимодействия юриста со средствами массовой информации.

27. Этикет в профессиональной деятельности юриста.

28. Этика предварительного следствия

29. Моральные основы использования отдельных видов доказательств

30. Личная жизнь: пределы вмешательства.

Текущий и промежуточный контроль осуществляется в форме контрольной работы.

Итоговый контроль осуществляется в форме зачета.

Вопросы для подготовки к зачету

1. Понятие и предмет этики.

2. Основные этапы исторического развития этических учений.

3. Понятие и содержание основных категорий этики.

4. Общечеловеческие начала этики.

5. Категории «добра» и «зла» в деятельности юриста.

6. Долг, совесть, ответственность в работе юриста.

7. Понятие и сущность морали. Соотношение морали и права.

8. Моральная свобода выбора.

9. Понятие, признаки и виды социальных норм. Их иерархия.

10. Моральное сознание и моральная практика.

11. Понятие и виды профессиональной этики.

12. Особенности профессии юриста и их моральное значение.

13. Моральное содержание конституционных норм о правосудии и правоохранительной деятельности.

14. Моральное содержание уголовно-процессуального законодательства.

15. Понятие истины. Установление истины по уголовному делу как моральная цель доказывания.

16. Понятие, предмет и содержание профессиональной этики юриста.

17. Методы изучения профессиональной этики юриста.

18. Этика производства следственных действий.

19. Моральные требования к деятельности судебной власти.

20. Моральное содержание судебных прений.

21. Этика обвинительной речи прокурора.

22. Этика речи защитника.

23.Моральные начала использования помощи общественности в правоприменительной практике.

24. Моральное содержание презумпции невиновности.

25. Моральное содержание оценки доказательств по внутреннему убеждению.

26. Соотношение целей и средств в профессиональной деятельности юриста.

27. Социальный характер моральных норм.

28. Понятие, содержание и функции служебного этикета юриста.

29. Служебный этикет юриста.

30. Моральное содержание правовых норм.

31. Моральные начала гражданского судопроизводства.

32. Моральные начала судопроизводства по уголовным делам.

33.Профессионально необходимые качества юриста, их моральное содержание.

34. Соотношение правовых норм морали.

35. Моральные основы деятельности следователя.

36.Моральные основы деятельности адвоката

Содержание

Пояснительная записка 3

Содержание курса

Тема 1. Основы общей этики 5

Тема 2. Понятие и сущность морали 7

Тема 3. Профессиональная этика юриста 8

Тема 4. Моральные основы законодательства о правосудии 10

и правоохранительной деятельности

Тема 5. Моральные начала уголовно-процессуального доказывания 11

Тема 6. Моральные начала проведения следственных действий 13

Тема 7. Моральные основы осуществления правосудия 15

Тема 8. Моральные требования к судебным прениям 17

Тема 9. Моральные основы деятельности представителей

юридических профессий 19

Тема 10. Этикет в профессиональной деятельности юриста 21

Материалы для проведения практических занятий 25

Задания для самостоятельной работы 34

Список дополнительных заданий для самостоятельного

выполнения 40

Примерные темы рефератов 41

Вопросы для подготовки к зачету 43

Федеральное агентство по образованию

Пензенский государственный педагогический университет

имени В. Г. Белинского

Кафедра мировой и отечественной культуры

УДК 17:34 (075.8)

Сорокина Галина Григорьевна,

кандидат философских наук, доцент

кафедры мировой и отечественной культуры

ЭТИКА ЮРИСТА

Учебно–методическое пособие

РЕДАКТОР Л. И. Дорошина

Оригинал-макет А. М. Данилин

План университета 2009 г. (Поз.148/09)

Подписано к печати

Формат 60 х 84. Бумага писчая белая.

Уч.-изд.л. Усл.-печ. л. Тираж 50 экз.

Заказ № Цена С.

Издательство ПГПУ им. В. Г. Белинского

440026, Пенза, ул. Лермонтова, 37. Корп. 5. Комн. 466

Типография ПГПУ им. В. Г. Белинского

440026, Пенза, ул. Лермонтова, 37. Корп. 8. Комн.. 311



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Риалы VI международной научной конференции (2-3 марта 2006 г.) Белово 2006 ббк ч 214(2Рос-4Ке) 73я431 н 34

    Документ
    Н-34 Наука и образование: Материалы VI Международной научной конференции (2-3 марта 2006 г.): В 4 ч. / Кемеровский государственный университет. Беловский институт (филиал).
  2. Удк 070(075. 8) Ббк 76. 01я73 с 24

    Документ
    Пособие ставит целью познакомить первокурсников с журналистской профессией, рассказать о ее истории, специфике, роли в обществе, об условиях труда, парадоксах и сложностях журнализма, представить модель личности журналиста как совокупность
  3. Сластенин В. А. и др. Педагогика: Учеб пособие для студ высш пед учеб заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. М

    Документ
    Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина.
  4. Н. И. Матузова и доктора юридических наук,' профессора А. В. Малько москва юристъ 2002 удк 32 (075. 8) Ббк 66,0 П50 Федеральная программа

    Программа
    В курсе лекций излагаются все темы, предусмотренные программой по поли­тологии, а также ряд новых. Книга отражает современные процессы и события, - Происходящие в России, деятельность различных партий, движений и объедине­ний, конституционное
  5. Научно-исследовательская программа история безгина О. А. Кпроблеме возникновения сельской кредитной кооперации в России

    Программа
    В статье рассмотрены некоторые пути повышения интереса студентов к философской отрасли знания. Особое внимание уделено обучению формулировке предельно общих вопросов, доходящих до метафизических, на основе анализа конкретных ситуаций

Другие похожие документы..