Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Вскоре после того, как Германия вторглась в Польшу в сентябре 1939, Магда Геббельс, жена Джозефа Геббельса, немецкого министра Народной Информации и ...полностью>>
'Урок'
- Вы знаете, в одной замечательной притче рассказывается о том, как боги, создав мир, задумались: а где бы понадежней спрятать от человека его самую г...полностью>>
'Документ'
Cкладним і суперечливим був життєвий і творчий шлях талановитого українського поета-лірика Олексан­дра Олеся, який увійшов у літературу напередодні р...полностью>>
'Документ'
Место и порядок предоставления документации об аукционе, размер, порядок и сроки внесения платы, взимаемой заказчиком, уполномоченным органом за пред...полностью>>

Образование на протяжении всей жизни: модельная программа подготовки андрагогов аналитическая записка

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Содержательными характеристиками образовательной культуры определяются общекультурное и специализированное (профильное, предметное) мировоззрение, условия (ситуативные детерминанты), создающие возможность для развития способности к личностному и профессиональному росту, наконец, активности, способствующие развитию. В качестве модели развитости образовательной культуры выдвигаются репрезентативность, актуализируемость и генерализируемость интернализованного общекультурного и специализированного знания, проявляющаяся в сформированных содержательных системах понятий, ассоциативных сетей, операциональной вооруженности, социальных репрезентациях, жизненных переживаниях, физическом и психическом здоровье, структуре ценностных ориентаций и т.п. В целом же образовательная культура направлена на обеспечение экологичного бытия-в-мире, предполагающего отношение гармонии с социальным и физическим окружением, обеспечиваемой оптимальным соответствием наличных культурных компетенций особенностям непосредственной и опосредованной реальности. Именно идея экологичности процесса повышения квалификации и переподготовки работников образования и является центральной по отношению к решению проблемы технологизации личностно и профессионально ориентированного процессов повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров в системе открытого и непрерывного педагогического образования.

С позиций экологического подхода обучение в целом и повышение квалификации и переподготовка, в частности, являются процессами становления личностью и профессионалом, подготовленными к эффективному включению в динамические сети мира целенаправленным образом. По существу речь идет о том, что в процессе повышения квалификации и переподготовки его участникам должны представляться возможности использования знания в максимально широком спектре жизненных контекстов. Такова центральная идея экологической теории знания, развиваемой на протяжении ряда лет S.A. Barab с коллегами [Barab, Roth], и базового понятия «сети возможностей», представляющих «собрание фактов, понятий, средств, методов, практик, повесток дня, обязательств, а часто людей, взятых по отношению к индивиду, распределяемых на протяжении пространства и времени и рассматриваемых как необходимые для достижения конкретных целей» [там же, c. 5]. По существу речь идет о формировании компетентности в потенциале применения знания в самых разнообразных аспектах взаимодействия человека с реальным миром, в каких ситуациях и с каким эффектом они могут использоваться.

Как и системы активности, сети возможностей функционально взаимосвязаны, что предполагает зависимость их границ от результатов, которым они подчинены, или выполняемых функций (т.е., предназначенностью для решения возникающих задач). Степень, в которой конкретное понятие, факт, средство и участник будут выступать частью интенциально связанных сетей возможностей, зависит от степени их полезности удовлетворению интенций. Для конкретного индивида существует целый ряд ограничений, обусловленных социальными, культурными, экономическими и политическими факторами, определяющими в конечном счете какие именно средства, ресурсы или позиции могут быть определены в сетях. Знание, в экологическом смысле этого термина, требует способности к означенной (понимаемой) актуализации конкретной сети возможностей в мире. В этом контексте одной из целей повышения квалификации и переподготовки работников образования является расширение индивидуальных сетей возможностей таким образом, чтобы они максимально пересекались с сетями, предлагаемыми экспертами.

Вторым базовым понятием экологической теории знания является эффективность. Если возможности являются условиями для действий индивида, то эффективность является динамической актуализацией возможностей. В функциональном аспекте, по определению S.A. Barab и W.-M. Roth, «набор эффективностей составляет то поведение, которое может осуществлять индивид в процессе реализации или генерирования сетей возможностей. В случае, если индивид обладает определенным набором эффективностей, он или она будут вероятнее воспринимать и взаимодействовать с миром определенным образом – даже обращая внимание на некоторые сочетания сетей, недоступных другим» [Barab, Roth, c. 6]. Наборы эффективностей всегда находятся в тесной взаимосвязи с конкретными сетями возможностей и служат достижению конкретных целей. Обладание способностью к вовлеченности в набор эффективности предполагает надлежащую настройку или резонанс со связанными возможностями, составляющими сеть. По существу речь идет о практическом понимании, или в терминологии J. Lave, понимании-на-практике, обозначающем, что «понимание и опыт находятся в постоянном взаимодействии – более того, являются взаимно конституирующими» [Lave, c. 51-52]. Знание становится эффективным когда оно понятно его обладателю не только сточки зрения возможностей применения, но и обладания умениями и навыками его практического воплощения и достижения искомых результатов.

Третьим базовым понятием экологической концепции является понятие жизненных миров, понимаемых как миры, данные действующей личности в ее восприятии, и, таким образом, миры, привносящие своеобразие в собственную жизнь и включающие в себя те объекты, которые действующий субъект осознает в настоящее время и функциональные сети которого включает в свои действия. Жизненный мир имплицитно отличается от материального мира, окружающего человека. Он представляет своего рода уникальность индивидуального представления об окружающем и понимание его. Содержание любого жизненного-мира зависимо как от индивидуальных наборов эффективностей, так и доступных сетей возможностей, приводящих к континуальной эволюции как индивидуальных жизненных миров, так и коммуникативных паттернов, определяющих своеобразие взаимодействия с другими людьми. В этом контексте, по мнению S.A. Barab и W.-M. Roth, «основополагающей целью обучаемых является построение жизненных миров, пересекающихся с социально согласованными жизненными мирами, заимствованными от более сведущих других. Соответственно, основой изменения образования является выяснение того, как развить образовательные контексты таким образом, чтобы они распространялись на жизненные миры индивидов. Это не означает, что жизненные миры являются полностью конструируемыми отдельными людьми, т.к. в процессе развития значимое социальное окружение опосредует доступ личности как к материальному, так социальному окружению (Bronfenbrenner, Выготский), то индивидуальные жизненные миры имплицитно репрезентируют социокультурные и культурно-исторические возможности.

Таким образом, образование взрослых предполагает увеличение возможностей для активности в мире. Расширение жизненных миров, как и определение основной образовательной траектории, предполагает расширение опыта образовываемых посредством формирования множественных сетей возможностей и наборов эффективностей, потенциально предполагающих выработку новых путей взаимодействия с миром, представленных в жизненных мирах, включенных в образовательную траекторию, направленную на формирование культурной экосистемы. Их перенос может иметь место тогда, когда участники процесса образования самообразования начнут рассматривать различные контексты, как обладающие сходными основополагающими структурами возможностей и формировать на этой основе инвариантные структуры сетей возможностей и наборов эффективностей.

В модели представлены ведущие детерминанты личностного развития и групповой динамики как факторов технологизации личностно и профессионально ориентированного процессов повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров в системе открытого и непрерывного педагогического образования. Они рассматриваются в рамках разрабатываемого автором социокультурно-интердетерминистского подхода, в соответствии с которым:

  1. Любое изменение должно рассматриваться в контексте принципа интердетерминизма, предполагающего взаимообусловливающий и взаимозависимый характер взаимодействия ситуативной, активностной и личностной составляющих. Применительно к системе образования речь идет о создании: во-первых, образовательной среды, мотивирующей на общекультурный, личностный и профессиональный рост; во-вторых, наличие личностных качеств, обусловливающих их продуктивность; в-третьих, вооружение активностями, способствующими результативности решения образовательных задач. Любое изменение в одной составляющей, сопровождается изменения в двух других.

  2. Профессиональные достижения обусловлены соответствующими характеристиками личности, к числу которых относятся: способность к самостоятельному поиску, самоанализу, саморазвитию и рефлексии, мотивированность на профессиональный и личностный рост, общекультурный уровень, профессиональная культура, психологическая культура, образовательная культура.

  3. В качестве ведущего механизма профессионального и личностного роста в процессе повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров в системе открытого и непрерывного педагогического образования выступает диалогическое взаимодействие, воплощающееся на практике в виде диалогических образовательных технологий.

  4. Результатом применения диалогических технологий должно быть развитие сетей возможностей, наборов эффективностей и жизненных миров всех участников.

Рис. 1. Концептуальная модель технологизации личностно и профессионально ориентированного процессов повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров в системе открытого и непрерывного педагогического образования.

Реализация диалогического взаимодействия в практике процесса личностного развития и групповой динамики как факторов технологизации личностно и профессионально ориентированного процессов повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров в системе открытого и непрерывного педагогического образования предусматривает:

  1. Вооружение участников инструментами самомониторинга и самоанализа, направленных на развитие механизма рефлексии.

  2. Формирование навыков свободной коммуникации, обеспечивающей открытый диалог между всеми задействованными сторонами, направленный на соконструирование взаимной компетентности и, как следствие, взаимообогащение и взаиморазвитие.

  3. Групповую динамику, воплощающуюся в позитивной динамике отношений, взаимоподдержке и взаиморазвитии.

  4. Созидание совместных групповых проектов, выступающих промежуточной точкой согласования последующего движения как в результатах совместной деятельности, так и в индивидуальном личностном и профессиональном росте.

  5. Коллективную рефлексию, способствующую как уточнению вклада и потенциала каждой из участвующих сторон, так и ресурса последующего развития.

Литература к разделу 4:

  1. Янчук В.А. Перспективы и оценка образовательных инноваций // Кiраванне у адукацыи, 2005, № 4, с. 3-10.

  2. Янчук В.А. Образовательная культура и образовательное тестирование: соотношение и перспективы развития // Кiраванне у адукацыи, 2006, № 9, с. 25-30.

  3. Янчук В.А., Балюк С.В. Образовательная культура: Методолого-психологические основания формирования и развития // Кiраванне у адукацыи, 2007, № 8, с. 4-9.

  4. Янчук В.А. Экология развивающего обучения: социокультурно-интердетерминистская диалогическая перспектива / Материалы Международной научно-практической конференции «Использование инновационных педагогических технологий в учреждениях образования» 18 - 19 декабря 2008 года / Под ред. д-ра пед. наук Г.И. Николаенко; ГУО «Академия последипломного образования». – Минск:, 2008, с. 507-519.

  5. Янчук В.А. Интерактивные диалогические технологии в формировании образовательной культуры взрослых в системе непрерывного дополнительного образования / Модернизация и развитие системы дополнительного профессионального образования, Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 16-19 июня 2008 г. / Под ред. О.И. Сидорова, Н.В. Силкиной. -- Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2008, с. 203-213

  6. Barab S.A., Roth W.-M. Curriculum-Based Ecosystems: Supporting Knowing From an Ecological Perspective // Educational Researcher, 2006, Vol. 35, No. 5, pp. 3–13.

  7. Jarvis P. Adult education and lifelong learning. 3кв edition. – RoutledgeFalmer, 2004.

  8. Kidd T.T. Online education and adult learning: New frontiers for teaching practices. – Hershey: Information Science Reference, 2010

  9. Kidd T.T., Keengwe J..(Eds.) Adult learning in the digital age: perspectives on online technologies and outcomes. – Hershey: Information Science Reference, 2010

  10. Sharpies M., Taylor J., Vavoula G. A Theory of Learning for the Mobile Age / The SAGE Handbook of E-learning Research. – London: SAGE Publications Ltd, 2007

  11. Tight M. Main concepts in adult education and training, 2nd edition. – London: RoutledgeFalmer, 2002

  12. Tennant M. Psychology and adult learning. 3rd ed. – London: Routledge, 2006

5. Анализ литературы с выставки по образованию взрослых (Мбеве Л.С.)

5.1. Тематический анализ англоязычной литературы

Тематический анализ литературы выставки позволил разбить представленную англоязычную литературу по следующим группам:

Смежные дисциплины и предметное поле, имеющее отношение к ОВ:

Здесь представлена литература по теории и технологиям коммуникации в сфере ОВ, особенностям группового взаимодействия в процессе обучения взрослых, а также технологиям модерации группового процесса.

Методологическую область охватывают книги по проблемам повышения квалификации, методам и приемам организации учебного процесса, техники работы с аудиторией, проблемы и перспективы андрагогики, современные исследования и подходы в области андрагогики.

Область образовательных центров, направлений деятельности, вовлекаемых групп населения в ОВ представлена темами:

Образование в контексте разных форм социального неравенства и дискриминации, обучение инвалидов, стариков, женщин, безработных, рабочий, заключенных, а также освещена деятельность колледжа искусств, колледжа науки и технологий, центров трудового обучения, центра пожилых людей, исторических мастерских.

Образование взрослых в разных странах представлено темами:

Подготовка специалистов-андрагогов в Словении, центра по переподготовке безработных в Кыргызстане, образование взрослых в Германии, ОВ в Центральной и Восточной Европе, переподготовка и повышение квалификации андрагогов в Азии, Африи и Тихоокеанском регионе, ОВ в Болгарии, Польше, Турции, на Мальте.

Тема проектной деятельности представлена книгой о деятельности Института международного сотрудничества Немецкой Ассоциации.

5.2. Тематический анализ русско- и белорусскоязычной литературы.

По направлениям работы в ОВ в литературе освещены темы: подготовка и повышение квалификации, преподавание иностранного языка взрослой аудитории, тренерская работа в сфере неформального образования, психолого-педагогические аспекты образования родителей.

Методологическая тематика представлена в аспектах теории и методов обучения взрослых, инновационных технологий в ОВ, проблематика организации учебного процесса в сфере неформального образования, технологии подготовки и переподготовки педагогических кадров, проблема мониторинга и контроля дополнительного образования взрослых, теоретико-методологические аспекты андрагогики.

Образование взрослых в РБ охвачено в следующих аспектах: профессиональное образование взрослого населения, профобучение разных категорий населения, историко-структурный анализ системы образования в РБ, система последипломного образования, развитие ОВ в Беларуси.

Образование взрослых в других странах нашло отражение в следующем: анализ системы образования в Германии, Японии, образование взрослых в ФРГ.

Литература по проектной деятельности описывает применение технологии синтеза шведского и белорусского подходов к организации обучающих программ.

5.3. Тематический анализ статей, представленных на выставке.

В сфере теории и методологии ОВ в статьях представлены следующие темы:

управление качеством образования взрослых, психологическое сопровождение ОВ, технологии и методики обучения ОВ, тенденции развития и модернизация ОВ, концепции непрерывного образования, особенности обучения взрослых в вечерних общеобразовательных школах.

Ряд статей освещает модели образования, а именно: современные модели образования в России, Беларуси, а также педагогическую модель формирования языковой культуры специалистов.

Группа правовых аспектов ОВ включает темы: совершенствования законодательной и нормативно-правовой базы в сфере образования, правовые аспекты дополнительного профессионального образования, проблема централизованного и децентрализованного управления образованием взрослых в Великобритании.

Более подробный анализ и распределение литературы по темам дается в приложении 1.

6. Анализ диссертационных исследований

Был проведен анализ фонда диссертационных исследований с 1994 по 2010 года доступных в библиотеках Минска.

Отбирались диссертации, которые имели отношение к образованию взрослых, а также к смежным сферам, относящимся к образованию взрослых как особому педагогическому и социально-экономическому феномену.

Блок отобранных диссертаций был распределен по группам согласно тематическому акценту, сделанному автором работы. Таким образом, выделились следующие группы:

  1. Андрагогика, акмеология и психология взрослых

  2. Теоретические аспекты образования взрослых.

  3. Методология и методы в ОВ.

  4. ОВ в контексте конкретных дисциплин.

  5. Технологии ОВ.

  6. Менеджмент ОВ.

  7. Менеджмент знаний

  8. Непрерывное образование, последипломное образование, дополнительное образование, повышение квалификации

  9. Профессиональная компетентность и личностное развитие

  10. Образовательный процесс

  11. Неформальное образование

Наработки в сфере ОВ в контексте рассмотренных диссертаций кратко представлены и конкретизировано в следующих пунктах.

  1. В группу «Андрагогика и акмеология, психология взрослых» входят следующие темы: андрагогическая модель повышения квалификации, андрагогические условия развития компетентности специалиста, андрагогическая модель целостного образовательного процесса, психолого-акмеологические условия успешной профессиональной деятельности, профессиональная подготовка в системе образования взрослых, подготовка студентов к реализации андрагогических концепций, развитие взрослого человека в образовательной деятельности, акмеологические факторы профессионального становления, последипломное образование как андрагогический процесс, развитие акмеологической культуры, поддержка взрослых в процессе обучения средствами андрагогики, профессионально-психологические проблемы взрослых.

  2. В группе «Теоретические аспекты образования взрослых» рассматриваются педагогические основания ОВ, социальные предпосылки и практики ОВ, взаимосвязь профессиональной деятельности взрослого специалиста с его возрастной динамикой. Также затрагиваются дидактические основания повышения квалификации и ОВ в целом.

  3. Группа «Методология и методы в ОВ» описывает модели и методики развития системы управления знанием, методы обучения специалистов управления образованием информационному менеджменту, особенности инновационной деятельности в образовательном процессе, методы социального менеджмента в образовательном процессе, методы управления процессом обучения.

  4. «ОВ в контексте конкретных дисциплин» освещает аспекты, имеющие отношение к ОВ в контексте разных дисциплин и сфер деятельности, а именно: менеджмента, математики, дизайна, таможенной службы, налоговой деятельности, МЧС, культуре, обучении иностранному языку, медицине.

В частности освещены следующие темы: тренинговые технологии в формировании коммуникативной компетентности, непрерывное образование и повышение квалификации узких специалистов, акмеологические условия развития личностных и профессиональных качеств, роль дидактики и андрагогики в процессе обучения взрослых.

  1. «Технологии ОВ». Эта группа объединяет исследования, освещающие использование различных технологий в образовательном процессе взрослых. Исследованиями охвачены следующие технологии: проектная технология, квалитативная технология, использование дистанционных технологий в образовательном процессе, информационный и системно-синегретический подходы к управлению образовательным центром, инновационные технологии развития человеческих ресурсов, использование информационных технология и интерактивного обучения в обучении.

  2. Группа «Менеджмент ОВ» затрагивает аспекты управления обучением взрослых, повышения квалификации руководителей в системе непрерывного образования, подготовка менеджеров образования к административно-управленческой деятельности, изменение профессиональной идентичности руководителя на разных этапах личностного и профессионального развития, формирования управленческой культуры будущих менеджеров, развитие профессиональной компетентности менеджера образования, коммуникация в системе менеджмента образования,

  3. «Менеджмент знаний» охватывает темы формирования системы генерации знаний, развитие интеллектуального потенциала, управление знаниями как фактор развития персонала, формирование и развитие человеческого потенциала, стратегии и модели обмена знаниями.

  4. В группе «Непрерывное образование, последипломное образование, дополнительное образование, повышение квалификации» авторами работ исследовано следующее: подготовка педагогов профессионального обучение в системе непрерывного образования, методическая работа в системе непрерывного образования, личностно-ориентированный подход в непрерывном образовании, педагогические аспекты повышения квалификации, акмеологические аспекты последипломного образования.

  5. «Профессиональная компетентность, личностное развитие» описывает следующие аспекты в отношении ОВ: формирование специалиста нового типа в сфере непрерывного образования, развитие личностной адаптивности в период поздней взрослости, акмеологические основы рефлексии педагога, акмеологические детерминанты профессионального развития специалиста, развитие коммуникативной компетентности, развитие профессиональной компетентности, психолого-акмеологические условия развития профессиональной культуры, развитие ресурсов личности, акмеологические условия формирования профессионального мастерства, личностная рефлексия в самореализации женщин зрелого возраста.

  6. Группа «Образование и образовательный процесс» охватывает следующие темы: международное развитие рынка образовательных услуг, андрагогическая модель образовательного процесса, управление развитием системы образования.

Заключение по разделу 6.

Несмотря на то, что работы, так или иначе, касающихся сферы образования взрослых есть, как таковой концепт, или понятие «образование взрослых», сформировано нечетко. Это видно хотя бы тому факту, что в поисковике электронных баз библиотек отсутствует термин «образование взрослых».

Далеко не все диссертации, имеющие отношение к ОВ, подходят к его рассмотрению как целостному отдельному феномену, как, например, к обучению детей. ОВ фигурирует, скорее, как его отдельные аспекты. В тоже время, есть отдельные работы, анализирующие ОВ с привлечением андрагогической модели, с включением в анализ социально-психологических и акмеологических особенностей взрослого человека. Нельзя также утверждать, что сфера ОВ не являлась и не является предметом исследования. Отмечается возрастание количество исследований в ОВ начиная с 2000 года и особенно в последние 4-5 лет. Кроме того, большинство работ выполнены в рамках педагогических, психологических специальностей, а также экономических (особенно в сфере менеджмента образования и менеджмента знаний).

Проведенными и доступными на сегодняшний день исследованиями охвачены в большей мере профессиональное и личностное развитие специалистов-педагогов, акмеологические аспекты ОВ, менеджмент образовательного процесса и подготовка менеджеров образования, различные аспекты повышения квалификации последипломного образования. Существенно не хватает исследований в области неформального образования, теории ОВ, методологий и технологий ОВ. В тоже время отсутствуют исследования, касающиеся теоретико-методологической подготовки специалистов для обучения взрослых людей.

Многие диссертации представляют интерес лишь с точки зрения отдельных рассмотренных в них аспектов ОВ, т.е. работы выдержаны в теме ОВ не полностью, и в основном акцентируют внимание на частных аспектах. Тем не менее, имеющаяся литература (см. Приложение 3) может быть полезна в качестве пособия при составлении модели ОВ, некоторые же диссертационные работы могут быть включены в список литературы в программу подготовки специалистов-андрагогов (см. Приложение 3, выделено шрифтом).

7. Литература по образованию взрослых, представленная на книжном рынке Республики Беларусь

Объекты исследования:

а) книжные интернет-магазины (oz.by, litera.by, Kim.by , SetBook.by, Lit.by);

б) места продаж литературы (4-5 торговых точек).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Отчет о работе российской академии образования

    Публичный отчет
    Психологические и физиологические закономерности и индивидуальные особенности развития и образования детей на разных этапах онтогенеза в современных социокультурных условиях
  2. Р. И. Юнацкевич Теория образования взрослых: становление, проблемы, задачи Монография

    Монография
    Теория образования взрослых раскрывает принципы, закономерности, условия и механизмы, а также формы и методы формирования и развития у граждан качеств субъекта социально-экономической, правовой, гражданской, политической, культурной,
  3. Е. В. Попова © гоу впо «Российский государственный профессионально-педагогический университет»

    Документ
    Воспитание духовности: Ценностные основы идентичности личности: Материалы Всерос. науч.- практ. конф., 19-20 декабря 2007 г. – Екатеринбург: ГОУ ВПО «Рос.
  4. [Текст]: научно-аналитический журнал (издаётся с 2007 г.)

    Документ
    АКАДЕМИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК № 2 (12) [Текст]: научно-аналитический журнал (издаётся с 2007 г.). Тюмень: «Тюменская государственная академия мировой экономики, управления и права» («ТГАМЭУП»), 2010 – 168 с.
  5. Міністерство освіти та науки автономної республіки крим центр розвитку освіти, науки та інновацій самарський інститут бізнесу та управління кримський інститут бізнесу освіта та наука в умовах глобальних викликів

    Документ
    Освіта та наука в умовах глобальних викликів / Матеріали ІІІ міжнародної науково-практичної конференції 11-13 червня 2010 р. – Сімферополь-Судак: ВіТроПринт, 2010.

Другие похожие документы..