Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Расписание'
Кафедрам необходимо, согласно расписанию составить на каждую группу почасовой график практических занятий на отведенное число дней в соответствии с у...полностью>>
'Документ'
В соответствии с Федеральным законом от 30.03.1 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства ...полностью>>
'Документ'
Керуючись Законами України «Про освіту», «Про загальну середню освіту», на виконання доручення Прем’єр - міністра України від 26.01.2012р. №989/0/-12...полностью>>
'Урок'
Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвел в степень уважения также человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, тр...полностью>>

Священник Павел Флоренский классный час

Главная > Классный час
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Самопожертвование. Подвиг мучеников ГУЛАГа.

Священник Павел Флоренский.

Классный час.

(Для учащихся 10-11 классов).

Цель: расширение кругозора учащихся в области Отечественной истории

Воспитательная задача: развитие нравственных качеств на примере жизни выдающегося деятеля русской культуры: самопожертвование.

Средства: наглядные, стихи.

План:

1. Общая информация о ГУЛАГе

2. Информация о СЛОНе

3. Судьба Павла Флоренского

Данная разработка предназначена для учеников 10 – 11-х классов средних общеобразовательных учреждений. Она призвана помочь ребятам осознать жестокость советского режима, а именно, его проявления – ГУЛАГа. Также, данная работа решает воспитательную задачу, а именно, должна развивать нравственные качества, как-то: самопожертвование, гуманизм, справедливость. Работа заставит ребят задуматься также о равнодушии и моральной глухоте, нечуткости.

Данный материал может быть использован на уроках истории и литературы при изучении произведения А. Солженицына «Архипелаг-ГУЛАГ».

Перед проведением урока необходимо раздать учащимся материал, который они будут представлять на уроке.

Урок можно проводить как инсценировку. Акцент следует сделать на рассказе о судьбе отца Павла Флоренского.

Ход

Учитель: Все вы, ребята, знакомы с понятием ГУЛАГ из курса Отечественной Истории, но я напомню, что это такое ещё раз. Управление лагерями ОГПУ (УЛАГ) было организовано 25 апреля 1930. С ноября 1930 стало появляться название ГУЛАГ (Главное Управление исправительно-трудовых Лагерей ОГПУ). Закрыт ГУЛАГ был приказом МВД № 020 от 25 января 1960. Зачастую под термином «ГУЛАГ» подразумевают не само управление, а подчинявшиеся ему исправительно-трудовые лагеря (ИТЛ). Наиболее известные – Берлаг в Магадане, Горлаг около Норильска, Соловецкий Лагерь Особого Назначения (СЛОН), и в КазахстанеКарлаг, АЛЖИР (Акмолинский лагерь жен изменников родины). То было страшное время в истории России 20 века. Много пострадало людей. Они не хотели изменить своей христианской вере и своим убеждениям. А 20 век в России был веком воиствующего атеизма. Всех инакомыслящих ссылали в лагеря, где люди умирали. Оставшиеся в живых свидетельствовали о погибших. В числе погибших был священник Павел Флоренский.

Я расскажу вам о лагере, в котором содержался отец Павел Флоренский, по воспоминаниям выживших узников.

Ученик 1: «А от других соловчан я узнал и пострашней, чем видели мои глаза. Сказали мне гибельное слово – Секирка. Это значит – Секирная гора. В двухэтажном соборе там устроены карцеры. Содержат в карцере так: от стены до стены укреплены жерди толщиною в руку и велят наказанным арестантам весь день на этих жердях сидеть. (На ночь ложатся на полу, но друг на друга, переполнение). Высота жерди такова, что ногами до земли не достаёшь. Не так легко сохранить равновесие, весь день только и силится арестант – как бы удержаться. Если же свалится – надзиратели подскакивают и бьют его».

Ученик 2: Либо: выводят наружу к лестнице в 365 крутых ступеней (от собора к озеру, монахи соорудили); привязывают человека по длине его к балану (бревну) для тяжести – и сталкивают (ни единой площадки, и ступеньки настолько круты, что бревно с человеком на них не задерживается).

Ученик 3: Ну, да за жёрдочками не на Секирку ходить, они есть и в кремлёвском, всегда переполненном, карцере. А то ставят на ребристый валун, на котором тоже не устоишь. А летом – «на пеньки», это значит – голого под комаров. Но тогда за наказанным надо следить; а если голого да к дереву привязывают – то комары справятся сами. Еще – целые роты в снег кладут за провинность. Еще – в приозёрную топь загоняют человека по горло и держат так. И вот еще способ: запрягают лошадь в пустые оглобли, к оглоблям привязывают ноги виновного, на лошадь садится охранник и гонит её по лесной вырубке, пока стоны и крики сзади кончатся».

Об отце Павле Флоренском вспоминал сподвижник его молодости священник Сергий Булгаков: «Он нашел для себя обетованную землю у Троицы Сергия, возлюбив в ней каждый уголок и растение, ее лето и зиму, весну и осень. Конечно, он знал, что может его ожидать, не мог не знать, слишком неумолимо говорили об этом судьбы Родины, сверху донизу, от зверского убийства царской семьи до бесконечных жертв насилия власти. Можно сказать, что жизнь ему как бы предлагала выбор между Соловками и Парижем, но он избрал... Родину, он восхотел до конца разделить судьбу со своим народом. И сам он, и судьба его есть слава и величие России, хотя вместе с тем и величайшее ее преступление».

Жесткой травле отец Павел Флоренский был подвергнут после выхода в 1922 году работы «Мнимости в геометрии», в которой, в частности, он «неверным образом» истолковывает теорию относительности. А в 1928 году в Сергиевом Посаде он был арестован. Без предъявления каких-либо обвинений, в 1928 году отца Павла высылают в Нижний Новгород. Вскоре его возвращают из ссылки. Но в начале тридцатых годов он был вновь арестован и осужден на 10 лет исправительно-трудовых лагерей по статье 58, 10 и 11 пунктам – «Пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти... а равно и распространение или изготовление литературы того же содержания».

Он был выслан на Дальний Восток в восточносибирский лагерь «Свободный» и определен работать в научно-исследовательском отделе управления БАМЛАГа. Затем, в 1934, он был направлен в город Сковородино на опытную мерзлотную научно-исследовательскую станцию, где он провел ряд важнейших исследований, впоследствии легших в основу труда его сотрудников Н.И. Быкова и П.Н. Каптерева «Вечная мерзлота и строительство на ней» (1940). В 1934 г. поступило предложение – ходатайство правительства Чехословакии об освобождении Флоренского и переезде его с семьей в Чехословакию, но это ходатайство правительство СССР отклонило. Затем осенью 1934 г. он был переведен в Соловецкий лагерь особого назначения, где он продолжал вести научную работу в лагерном заводе йодной промышленности, в лаборатории которого он занимался разработкой технологии добычи и производства йода и агар-агара из морских водорослей и сделал целый ряд научных открытий и изобретений.

Ученик 4: Павел Флоренский реализовал себя полностью во всех трех измерениях совершенства: он гениальный ученый, он любящий отец своих пятерых детей и духовных чад, и он христианский мученик, священник, расстрелянный в Соловецком лагере. По обилию творческих замыслов, отчасти загубленных, отчасти осуществленных, его можно сопоставить разве что с Леонардо да Винчи, с той разницей, что Леонардо завершил свой жизненный путь в почете и славе, а мы не знаем даже могилы отца Павла...

Учитель: Зло коренится в неистребимой жажде иметь перед глазами образ врага. В те годы образ врага – человек в рясе, священник... Он напоминаел о вере в Бога и Его добрых заповедях. Если бы Павел Флоренский не был священником, вероятно, ему бы удалось вписаться в систему, не сливаясь с ней, продолжая научные исследования.

После кончины отца Павла, оставшаяся без него семья – жена, их пятеро детей, а в последствии и внуки, сочли своим главным семейным долгом и делом сохранение наследия Павла Флоренского. Несмотря на то, что в 1933году большевиками была изъята и уничтожена вся библиотека Павла Флоренского, благодаря усилиям его жены и детей, все его личные рукописи были сохранены. В дальнейшем, при наступлении более благоприятных обстоятельств, его дети и внуки подготовили к печати и издали основную массу его трудов, так и не вышедших при его жизни.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. История русский церкви

    Учебник
    Оглавление: Собор 1917-18 гг. - Патриаршество Тихона, до 1924. - 1925 г., митр. Петр Полянский. - 1925-1936 гг. - Зарубежные общины в 1918-1940 гг. - МП в 1937-1943 гг.
  2. Темы благовестия. Духовный облик проповедника Евангелия. Новозаветные принципы христианской миссии

    Диссертация
    "Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Свя-таго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века" (Мф.
  3. Гомо информатикус. Мировоззрение с открытым исходным кодом

    Документ
    Работа «Гомо информатикус. Мировоззрение с открытым исходным кодом» — это новейшая эволюционная философия информации. Это первое в мире мировоззрение, которое не только утверждает открытость своих постулатов для коррекции со стороны
  4. Министерство образования правительства калининградской области материалы к урокам для учителя по учебному предмету

    Урок
    Вы держите в руках сборник материалов по предмету Русская художественная культура. Сборник включает в себя программу курса, приблизительное тематическое планирование, а так же рекомендуемый информационный материал, подобранный в соответствии
  5. Е. Н. Черноземова (1)

    Документ
    Дети Нового СознаниЯ: Материалы Междунар. научно-общест. конф. 2006. — М.: Междунар. Центр Рерихов; Мастер-Банк, 2007. — 400 с. (Рериховская научно-популярная библиотека).

Другие похожие документы..