Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Составитель: Прохоров Денис Викторович, ассистент кафедры государственного и муниципального управления ГОУ ВПО «Самарский государственный университет...полностью>>
'Программа'
Подготовка специалистов в области промышленного маркетинга является одним из ключевых направлений подготовки экономистов на этапе вхождения Республик...полностью>>
'Документ'
1. Кто желает поменять старое разбитое корыто на новое или квартиру на новый дом? Обращаться в сказку 2. Модницы и модники! Кто желает приобрести волш...полностью>>
'Закон'
Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 15.11.2005 г. № 05-63/пз-н «Об утверждении форм отчетности управляющих компаний, осуществляющих дов...полностью>>

Развитие творческих способностей младших школьников средствами аппликации

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ АППЛИКАЦИИ

НА УРОКАХ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТРУДА

Косухина И. В.

МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 13»,

г. Старый Оскол

В настоящее время очевидна необходимость подготовки учащихся к творческой деятельности. В связи с этим повышается роль школы в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих людей – этот социальный запрос соответствует потребностям ребенка быть самостоятельным, знать свои возможности и уметь их использовать.

В целостном педагогическом процессе развитие творческих способностей – это необходимое условие всестороннего развития личности. Творческое развитие учащихся важно на всех этапах школьного обучения, но особое значение имеет развитие творческих способностей в младшем школьном возрасте, так как это период впитывания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу.

Понятие "творческие способности" тесным образом связано с понятиями "творчество", "творческая деятельность". В качестве характерных предпосылок и оснований для проявления творческих способностей отечественные психологи выделяют перцептивные особенности личности (напряженность внимания, впечатлительность, восприимчивость), характерологические (оригинальность, инициативность, упорство, высокую самоорганизацию) и интеллектуальные (интуиция, фантазия, выдумку).

Творческие способности – это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Несмотря на различие подходов к определению составляющих творческих способностей, исследователи единодушно выделяют творческое воображение и творческое мышление как обязательные компоненты.

Развитие творческих способностей является одной из важ­нейших задач начального образования; это процесс становления и формирования личности человека под влиянием внешних и внутренних факторов, в том числе целенаправленного обучения художественно-творческой деятельности, он пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уве­ренность в себе. Из этого следует, что перед учителем начальных классов встает задача развития ре­бенка, его творческих способностей, воспита­ния творческой личности в целом.

Современная педагогика уже не сомневается в том, что учить творчеству возможно. Вопрос состоит лишь в том, чтобы найти оптимальные условия для такого обучения. Надо отметить, что современные образовательные программы для младших школьников подразумевают решение задач для развития творческих способностей ребенка в учебной деятельности. Многие ученые считают, что наиболее адекватной формой развития творческих способностей является обучение творческой деятельности младших школьников.

Сегодня необходимо гармонично соче­тать учебную деятельность, в рамках кото­рой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, свя­занной с развитием индивидуальных задат­ков учащихся, их познавательной актив­ности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи. Именно в рамках учебной деятельности младшего школьника в первую очередь решаются задачи развития его воображения и мышления, фантазии, способности к анализу и синтезу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей, осознанию принципов организации, созданию нового).

Творчество младшего школьника, – по словам учителя-новатора И.П. Волкова, – это создание им оригинального продукта, из­делия, в процессе работы над которыми само­стоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки ... Творчество, индивидуаль­ность, художество проявляются хотя бы в ми­нимальном отступлении от образца. В про­цессе творческой деятельности развиваются, прежде всего, творческие способности школь­ника, которые включают в себя развитие творческого воображения, наблюдательнос­ти, неординарного мышлениям [1].

Любую деятельность, в том числе и творческую, можно представить в виде выполнения определенных заданий. И. Э. Унт определяет творческие задания как «…задания, требующие от учащихся творческой деятельности, в которых ученик должен сам найти способ решения, применить знания в новых условиях, создать нечто субъективно (иногда и объективно) новое» [6]. В каждом творческом задании содержится определенное мыслительное действие. Система таких заданий – основное средство овладения методами творчества и развития творческих способностей младшего школьника.

Творческие способности младшего школьника развиваются во всех значимых для него видах деятельности. Важнейшими условиями развития творческих способностей являются создание творческой атмосферы в учебном и трудовом коллективах и стимулирование творческой активности.

М.И. Махмутов считает, что развитие творческих способностей учащихся и их познавательной самостоятельности является одной из общих функций проблемного обучения. [2] Такое обучение стимулирует проявление активности, инициативы, самостоятельности и творчества учащихся; развивает интуицию, творческое мышление; учит опыту творческого решения теоретических и практических задач.

Ключевым моментом при создании творческой атмосферы в классе вы­ступает метод создания креативного поля. Термин «креативное поле» впервые использовался Д.Б.Богоявленской и обозначает пространство возможных творческих решений. Смысл этого метода заключается в том, что учащимся предоставляется возможность на основе учебной деятельности развернуть дру­гую, более интересную – творческую деятельность. Вокруг выпол­няемых заданий как бы существует поле возможных творческих решений, и каждый из учащихся может «шагнуть» туда и найти какие-то варианты. Для нахождения каждого из возможных решений учащимся необходимо проделать определенную творческую работу, в которой раскрываются и развиваются их творческие способности. [5]

На уроках в начальных классах часто учебная деятельность младших школьников сочетается с игровой. Перевод игровой деятельности на творческий уровень – это еще один способ развития творческих способностей младших школьников, который представ­ляет собой введение в хорошо известную и привычную для учащихся игру новых элементов: дополнительного правила, нового внешнего обстоятельства, очередного задания с творческим компонентом или других условий. В качестве главного требования к выбору но­вого элемента выступает возникновение после его введения си­туации, способы выхода из которой еще не изучались

В организации жизни, воспитания и обучения младших школьников поток их творческой деятельности должен постепенно нарастать и завоевывать все больше жизненное пространство и время. Элементы творчества должны присутствовать при изучении любого предмета, едва ли не на каждом уроке. Серьезным подспорьем развития творческих способностей становится индивидуализация – выбор для каждого ученика оптимальных форм и средств обучения. Использование приемов и методов индивидуализации и дифференциации на различных этапах урока позволяет педагогу полнее учитывать индивидуальные возможности и личностные особенности ребенка, достигать более высоких результатов в обучении и развитии творческих способностей младших школьников.

Можно выделить пути реализации развития творческих способностей в процессе обучения в целом и на уроках художественного труда в частности. Первый – организация учебного процесса путём постановки творческих учебных задач и создания педагогических ситуаций творческого характера, а так же путем организации самостоятельной творческой работы учащихся. И второй путь – через приобщение учащихся к художественно-творческой деятельности.

Творческие способности младших школьников наиболее эффективно развиваются в художественном труде.

Художественный ручной труд – это творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта. Такой труд является декоративной, художественно-прикладной деятельностью ребенка, поскольку при создании красивых предметов он учитывает эстетические качества материалов на основе имеющихся представлений, знаний, практического опыта, приобретенных в процессе трудовой деятельности уроках художественных труда.

Для развития творческих способностей учащихся на уроках художественного труда выделены следующие виды работ: конструирование, вязание, лепка, аппликация, изонить, работа с природным материалом и др. Привлекательными видами художественной деятельности для детей младшего школьного возраста являются аппликация и лепка. Выполнение декоративных поделок развивает образное мышление, способствует воспитанию художественного вкуса и творческой познавательной активности школьников.

Одним из эффективных средств обучения и воспитания, в котором тесно переплетаются формирование трудовых навыков и творческое развитие учащихся начальных классов, могут быть уроки художественного труда по изготовлению аппликаций.

Аппликация – один из самых распространенных и привычных видов работ в детском саду и начальной школе, однако развивающий и воспитывающий потенциал аппликаций не всегда учитывается педагогами. Аппликационные работы способствуют развитию художественного видения природы, совершенствованию представлений о выразительной композиции, развитию чувства формы, ритма, соотношения частей и целого. Аппликации разнообразны по содержанию, форме, использованным материалам, способу изготовления деталей. При работе над аппликацией у обучающихся развивается внимание, мышление, воображение, пробуждается фантазия, активизируется наблюдательность [3].

Создание на уроках художественного труда условий для творчества, использование методов, направленных на развитие творческого мышления, воображения, стимулирование учащихся нестандартно подходить к решению проблемы, разработанная система творческих заданий оказывают существенное влияние на процесс развития творческих способностей младших школьников.

Литература:

  1. Козвонина, В.П. Развитие творческих способностей учащихся в ходе
    выполнения работ по мотивам дымковской игрушки. [Текст] / В.П. Козвонина // Начальная школа. – 2000. – № 11. – С. 65-70.

  2. Кукушин, В.С. Педагогика начального образования. [Текст] / В.С. Кукушин, А.В. Болдырева–Вараксина; Под общ. ред. В.С. Кукушина. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. – 592 с. (Серия «Педагогическое образование»).

  3. Петрушина, С.В. Образовательные и развивающие возможности аппликации. [Текст] / С.В. Петрушина // Начальная школа. – 2004. – № 5. – С. 36-39.

  4. Пидкасистый, П.И. Педагогика. Учебное пособие. [Текст] / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Высшее образование, 2006. – 432 с.

  5. Смирнов, А.С. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. [Текст] / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.; Под ред. С.А. Смирнова. – 4-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 512 с.

  6. Унт, И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. [Текст] / И.Э. Унт – М.: Педагогика, 1990. – 190 с.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Развитие креативных способностей младших школьников средствами творческих заданий в учебной деятельности (1)

    Документ
    Я понимаю это как целенаправленное применение творческих способностей для решения определённых жизненных задач, проблем, способность находить новые пути.
  2. «Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения»

    Урок
    2.1 Опыт формировался в условиях работы в МОУ ССОШ поселка Судиславль, в процессе обучения использовались новые методики, направленные на развитие коммуникативных способностей учащихся
  3. Развитие творческих способностей детей

    Документ
    Актуальность проблемы. Проблема развития способностей не нова для психолого-педагогических исследований, но до сих пор актуальна. Далеко не секрет, что школу и родителей волнует вопрос о развитии способностей учащихся.
  4. Задачи исследования: Охарактеризовать творческое воображение как психический процесс. Выявить особенности развития творческого воображения младших школьников

    Документ
    Проблема развития творческого воображения школьников является актуальной в современном мире. Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью
  5. Применение нетрадиционных художественно – графических техник и дидактических игр в урочной и внеурочной деятельности по изобразительному искусству как средство развития творческих способностей учащихся

    Документ
    нетрадиционных художественно – графических техник и дидактических игр в урочной и внеурочной деятельности по изобразительному искусству как средство развития творческих способностей учащихся.

Другие похожие документы..