Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Рабочая программа'
Цель дисциплины – сформировать у студентов комплексное представление о культурно-историческом своеобразии России, её месте в мировой и европейской ци...полностью>>
'Элективный курс'
Предлагаемый курс «Процентные вычисления на каждый день» демонстрирует учащимся применение математического аппарата к решению повседневных бытовых пр...полностью>>
'Исследовательская работа'
Наша работа посвящена обзорному изучению жизни и творчества русских писателей и поэтов – лауреатов Нобелевской премии. Их имена знает каждый русский ...полностью>>
'Документ'
Повсеместное использование информационных ресурсов, являю­щихся продуктом интеллектуальной деятельности наиболее квалифициро­ванной части трудоспособ...полностью>>

Постановлением Правительства Российской Федерации от №. Федеральный государственный образовательный стандарт

Главная > Образовательный стандарт
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Проект

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Утвержден

приказом Министерства образования и науки Российской Федерации

от «____»__________2009 г. №____

Регистрационный номер _______________________________

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

по специальности

180403 «Судовождение»

Квалификация (степень)

Инженер

Москва 2009

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Специальность «Судовождение» утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации _____________________________от ______ №_________.

Федеральный государственный образовательный стандарт разработан федеральным государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Государственная морская академия имени адмирала С.О.Макарова» и федеральным государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Морской государственный университет им. адм. Г.И. Невельского» в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, с участием

  • федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет»,

  • федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет водных коммуникаций»,

  • федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московская государственная академия водного транспорта»,

  • федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота»,

  • института береговой охраны Федеральной службы безопасности Российской Федерации

  • Федерального агентства морского и речного транспорта,

  • Федеральной службы безопасности Российской Федерации,

  • Администрации Приморского края,

  • Администрации морского порта «Большой порт Санкт-Петербург»,

  • Союза российских судовладельцев,

  • ОАО «Совкомфлот»,

  • ОАО «Дальневосточное морское пароходство»,

  • ОАО «Приморское морское пароходство»,

  • ЗАО «Римско»,

  • ВОО «Клуб капитанов рыбопромыслового флота»,

  • ОАО «ТУРНИФ»,

  • ОАО «Находкинская база активного морского рыболовства».

Стандарт соответствует требованиям Закона Российской Федерации «Об образовании» и Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в редакциях, действующих на момент утверждения образовательного стандарта.

Стандарт разработан в соответствии с традициями российского высшего морского образования и сохраняет преемственность компетентностного подхода, введенного для специальности «Судовождение» в 1997 г. в соответствии с обязательствами Российской Федерации по выполнению Международной конвенции ПДНВ-78 с поправками.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Область применения……………………………………………………..….... 5

2. Термины, определения, обозначения, сокращения………..………….……. 6

3. Характеристика специальности …………………..………………………. 7

4. Характеристика профессиональной деятельности

специалистов ……………………………………………………..….…… 8

5. Требования к результатам освоения основных образовательных

программ подготовки специалистов………………….………….……... 11

6. Требования к структуре основных образовательных

программ подготовки специалистов.………………………………....… 14

7. Требования к условиям реализации основных образовательных

программ подготовки специалистов.……… …………………..….….… 25

7.1 Общие требования к условиям реализации основных

образовательных программ…………………………………….……...…. 25

7.2 Требования к организации практик и научно-исследовательской

работы …………………………..…..………………………………………. 28

7.3 Требования к кадровому обеспечению учебного процесса ………......….. 28

7.4 Требования к учебно-методическому и информационному

обеспечению учебного процесса……………………………………..…..... 29

7.5 Требования к финансовому обеспечению учебного процесса……..…....… 29

7.6 Требования к материально-техническому обеспечению

учебного процесса…………………………………………………………… 30

8. Требования к оценке качества освоения основных образовательных

программ….………………….………...………………………..…….….…... 31

9. Список представителей академического сообщества и работодателей,

принимавших участие в разработке ФГОС ……………………………..….. 34

10. ФГОС ВПО согласован ………………………………………………..……..36

11. Руководитель базовой организации-разработчика ФГОС ВПО ……..……36

12. Приложение А. Перечень специализаций……………………….……..… 37

1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1 Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ подготовки специалистов по специальности 180403 «Судовождение» всеми образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями) на территории Российской Федерации, имеющими государственную аккредитацию или претендующими на ее получение.

1.2 Право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным органом исполнительной власти.

1.3 Основными пользователями ФГОС ВПО являются:

1.3.1 Профессорско-преподавательские коллективы высших учебных заведений, ответственные за качественную разработку, эффективную реализацию и обновление основных образовательных программ с учетом достижений науки, техники и социальной сферы по данной специальности;

1.3.2 Обучающиеся, ответственные за эффективную реализацию своей учебной деятельности по освоению основной образовательной программы вуза по данной специальности;

1.3.3 Ректоры высших учебных заведений и проректоры, отвечающие в пределах своей компетенции за качество подготовки выпускников;

1.3.4 Государственные аттестационные и экзаменационные комиссии, осуществляющие оценку качества подготовки выпускников;

1.3.5 Объединения специалистов и работодателей, саморегулируемые организации в соответствующей сфере профессиональной деятельности;

1.3.6 Организации, осуществляющие разработку примерных основных образовательных программ по поручению уполномоченного федерального органа исполнительной власти;

1.3.7 Органы, обеспечивающие финансирование высшего профессионального образования;

1.3.8 Уполномоченные государственные органы исполнительной власти, осуществляющие аккредитацию и контроль качества в системе высшего профессионального образования;

1.3.9 Уполномоченные государственные органы исполнительной власти, обеспечивающие контроль за соблюдением законодательства в системе высшего профессионального образования.

1.3.10 Абитуриенты, принимающие решение о выборе специальности.

2 ТЕРМИНЫ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЯ, СОКРАЩЕНИЯ

В настоящем стандарте используются термины и определения в соответствии с Законом РФ "Об образовании", Федеральным Законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", а также с международными документами в сфере высшего образования:

область профессиональной деятельности – совокупность объектов профессиональной деятельности в их научном, социальном, экономическом, производственном проявлении;

объект профессиональной деятельности – системы, предметы, явления, процессы, на которые направлено воздействие;

вид профессиональной деятельности – методы, способы, приемы, характер воздействия на объект профессиональной деятельности с целью его изменения, преобразования;

специальность комплекс приобретаемых путем специальной теоретической и практической подготовки знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для определенной деятельности в рамках соответствующей области профессиональной деятельности;

основная образовательная программа подготовки специалиста - совокупность учебно-методической документации, включающей в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии;

специализация – направленность основной образовательной программы подготовки специалиста на конкретный вид и (или) объект профессиональной деятельности;

учебный цикл - совокупность дисциплин (модулей) основной образовательной программы, обеспечивающих усвоение знаний, умений и формирование компетенций в соответствующей сфере научной и (или) профессиональной деятельности.

модуль – часть образовательной программы или часть учебной дисциплины, имеющая определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам воспитания, обучения;

результаты обучения – усвоенные знания, умения, навыки и освоенные компетенции;

компетенция - способность применять знания, умения, навыки и личностные качества для успешной деятельности в определенной области;

зачетная единица – мера трудоемкости образовательной программы;

В настоящем стандарте используются следующие сокращения:

ВПО - высшее профессиональное образование;

ООП - основная образовательная программа;

ОК - общекультурные компетенции;

ПК - профессиональные компетенции;

УЦ ООП - учебный цикл основной образовательной программы;

ФГОС ВПО - федеральный государственный образовательный стандарт

высшего профессионального образования.

3 ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИАЛЬНОСТИ

В Российской Федерации по данной специальности осуществляется подготовка специалистов с квалификацией (степенью) инженер.

Нормативные сроки, общая трудоемкость освоения основных образовательных программ (в зачетных единицах) и соответствующая квалификация (степень) данного уровня высшего профессионального образования приведены в таблице 1.

Таблица 1 – Квалификация, нормативный срок и трудоемкость освоения ООП

Наименование

ООП

Квалификация

(степень)

Нормативный срок освоения ООП (для очной формы обучения), включая последиплом-ный отпуск

Трудоем-кость

(в зачетных

единицах)

Код в соот-

ветствии

с принятой

классифи-кацией ООП

Наименование

ООП подготовки специалистов

65

Инженер

5 лет

300*)

*) Трудоемкость основной образовательной программы по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам.

Сроки освоения основной образовательной программы подготовки специалистов по заочной форме обучения увеличивается на один год относительно нормативного срока, указанного в таблице 1.

4 Характеристика профессиональной деятельности

специалистов

4.1 Область профессиональной деятельности специалистов

Область профессиональной деятельности выпускников включает:

  • эксплуатацию судов морского и внутреннего водного транспорта, рыбопромыслового и технического флотов, судов освоения шельфа и плавучих буровых установок, иных судов, используемых для целей торгового мореплавания и судоходства на внутренних водных путях Российской Федерации, кораблей и судов федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности и управление ими как подвижными объектами;

  • обеспечение и контроль обеспечения безопасности плавания судов, предотвращения загрязнения окружающей среды, выполнения международного и национального законодательства в области водного транспорта;

  • организацию и управление движением водного транспорта;

  • научно-исследовательскую и проектную деятельность в области эксплуатации водного транспорта.

4.2 Объекты профессиональной деятельности специалистов

Объектами профессиональной деятельности специалистов являются:

суда морского и внутреннего водного транспорта, суда рыбопромыслового и технического флотов, суда освоения шельфа и плавучие буровые установки, иные суда, используемые для целей торгового мореплавания, корабли и суда федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, системы навигационного обслуживания и управления движением судов.

4.3 Виды профессиональной деятельности специалистов:

Выпускник по специальности «Судовождение» в соответствии с фундаментальной и специальной подготовкой может выполнять следующие виды профессиональной деятельности:

  • эксплуатационно-технологическую и сервисную;

  • организационно-управленческую;

  • проектную;

  • производственно-технологическую;

  • научно-исследовательскую,

  • научно-педагогическую.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится специалист, определяют содержание основной образовательной программы, разрабатываемой вузом совместно с заинтересованными работодателями.

Выпускники могут в установленном порядке работать в образовательных учреждениях.

4.4 Задачи профессиональной деятельности специалистов

Инженер по эксплуатации водного транспорта и транспортного оборудования по специальности «судовождение» в зависимости от вида профессиональной деятельности подготовлен к решению следующих типов задач:

а) Эксплуатационно-технологическая и сервисная деятельность:

  • эксплуатация судна, его транспортного и технологического оборудования в соответствии с требованиями международных и национальных нормативных документов по обеспечению безопасности и охраны человеческой жизни на море, внутренних водных путях и охране окружающей среды;

  • выполнение мер по обеспечению безопасности человеческой жизни на море, внутренних водных путях и охране окружающей среды в соответствии с международными и национальными нормативными требованиями;

  • проведение испытаний и определение работоспособности установленного, эксплуатируемого и ремонтируемого навигационного и палубного транспортного и технологического оборудования, наблюдение за его безопасной эксплуатацией.

б) Организационно-управленческая деятельность:

  • организация службы командного состава морских судов, судов смешанного (река-море) плавания, судов внутреннего плавания, рыболовных судов и кораблей и судов федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в соответствии с процедурами, установленными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства или федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности соответственно;

  • организация работы коллектива исполнителей с разнородным национальным, религиозным и социально-культурным составом, осуществление выбора, обоснования, принятия и реализация управленческих решений;

  • организация работы коллектива в сложных и критических условиях, при чрезвычайных ситуациях, осуществление выбора, обоснования, принятия и реализация управленческих решений в рамках приемлемого риска.

  в) Проектная деятельность:

  • формирование целей проекта (программы), критериев и показателей степени достижения целей, построение структуры их взаимосвязей, расстановка приоритетов решения задач с учетом системы международных и национальных требований, социальных аспектов деятельности;

  • разработка обобщенных вариантов решения проблемы, анализ этих вариантов, прогнозирование последствий, нахождение компромиссных решений;

  • использование информационных технологий при разработке эксплуатационных требований и эксплуатации новых видов транспортного оборудования;

  • участие в разработке проектов технических условий и требований, стандартов и технических описаний, нормативной документации для новых объектов профессиональной деятельности.

г) Производственно-технологическая деятельность:

  • определение производственной программы по техническому обслуживанию, сервису, ремонту и другим услугам при эксплуатации судна;

  • разработка и совершенствование технологических процессов и документации;

  • обеспечение экологической безопасности и безопасных условий труда персонала в соответствии с системой национальных и международных требований;

  • внедрение эффективных инженерных решений в практику.

  • организация технического контроля при эксплуатации судна и судового оборудования в соответствии с установленными процедурами.

д) Научно-исследовательская деятельность:

  • участие в фундаментальных и прикладных исследованиях в области водного транспорта, судоходства, транспортного и технологического оборудования;

  • анализ состояния и динамики показателей качества объектов профессиональной деятельности с использованием необходимых методов и средств исследований;

  • разработка планов, программ и методик проведения исследований объектов профессиональной деятельности;

  • выполнение информационного поиска и анализ информации по объектам исследований;

  • техническое, организационное обеспечение и реализация исследований.

е) Научно-педагогическая деятельность:

  • обучение и воспитание подрастающего поколения, студентов и подчиненных членов экипажа судна по дисциплинам общепрофессиональных и профессиональных циклов в системах среднего и высшего профессионального образования и при организации и проведении учёбы на судне,

  • обучение в системе профессионального образования по программам профессиональной подготовки и переподготовки специалистов.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 280 Собрание закон (58)

    Закон
    Постановление Правительства РФ от 15.06.2004 N 280 утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 15.05.2010 N 337, утвердившего Положение о Министерстве образования и науки Российской Федерации.
  2. Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным закон (1)

    Закон
    2. Установить, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством"
  3. Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным закон (2)

    Закон
    2. Установить, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством"
  4. Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным закон (3)

    Закон
    2. Установить, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством"
  5. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2001 г. N 848 "о федеральной целевой программе "Модернизация транспортной системы России (2002 2010 годы)" (Собрание закон

    Закон
    1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в Постановление Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2001 г. N 848 "О Федеральной целевой программе "Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)"

Другие похожие документы..