Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Методические рекомендации'
Дипломное проектирование. Методические указания для студентов 4-5 курсов. Составитель: к.т.н., доц. Д. А. Королев. при участии доц. С. Н. Сафонова, к...полностью>>
'Документ'
Заслухавши та проаналізувавши інформацію начальника фінансового управління Близнюківської райдержадміністрації Скупченко С.А. щодо виконання місцевих...полностью>>
'Инструкция'
При удалении полей, предназначенных для уборки, более 3-х км от учебного заведения, доставку учащихся на поля осуществлять автобусами с обязательным с...полностью>>
'Документ'
Незрозуміло, що буде, якщо загальна площа садового або дачного будинку перевищує 40 кв. метрів (більшість садових будинків, що будуються зараз, переви...полностью>>

Использование элементов обучающего программирования на уроках биологии

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МОУ гимназия №2 г. Красногорска

Реферат

Тема: Использование элементов обучающего программирования на уроках биологии.

Автор работы:

учитель биологии

МОУ гимназия № 2

Вохмякова Татьяна Львовна

г. Красногорск

2007 г.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение.

  2. Проверочные работы и работа над ошибками.

  3. Самостоятельная работа учащихся по параграфу

  4. Заключение

  5. Литература.

  6. Приложение.

    1. презентация;

    2. электронная версия реферата

    3. печатные версии для учащихся (комплект);

    4. карточки к определителю.

  1. ВВЕДЕНИЕ

Введение Единого Государственного Экзамена влечет за собой изменение специфики методики преподавания биологии. На первое место выходит грамотная работа с разными вариантами программированного опроса, умение кратко формулировать ответы на вопросы, знание специфичной терминологии. При этом дополнительные часы на преподавание предмета не выделяются. В условиях свободного выбора ЕГЭ учащимися, важное место в преподавании занимает дифференцированный подход к обучению, а также возможность самостоятельного изучения отдельных вопросов и дополнительный контроль. Вместе с тем в методической литературе превалирует собственно проверочный материал, а пособия для подготовки к ЕГЭ выполнены по классическим методикам и, по сути, являются повторением стандартных пособий для подготовки учащихся и абитуриентов.

В данной работе представлены два вида обучающих программ: самостоятельная работа с параграфом и проверочная работа с работой над ошибками.

Ввиду сложности подбора материала в работе сознательно выбран один из простых разделов зоологии. Материал подобран в строгом соответствии и учебным пособием Константинов В. М., Бабенко В. Г., Кучменко В. С. Биология: Животные: Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений. Из программ исключена лабораторная работа «Строение земноводных», так как ее проведение возможно только под контролем учителя.

Программы могут быть использованы для проверки знаний по разделу, обобщающего контроля, а также при проведении уроков-замен, обучения на дому и семейного обучения и для самостоятельной работы учащихся.

Принципиальным отличием программ такого типа является совмещение учебного материала и элементов контроля и самоконтроля на каждом этапе работы.

I.ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА И РАБОТА НАД ОШИБКАМИ

Пояснительная записка

Для проверки материала по теме «Земноводные» предложено два варианта проверочной работы, каждый из которых включает в себя 8 тестовых заданий с выбором одного правильного ответа, а также задания с кратким и развернутым ответом. Примерное время работы 15 – 20 минут. Проверочная работа может быть выполнена в конце урока «Многообразие и значение земноводных».

« Работа над ошибками» является дополнительным пособием, для самостоятельной работы учащихся. В работе над ошибками даны разъяснения ко всем заданиям проверочной работы, и она может быть использована при проверке работы, в качестве формы самоконтроля, а также при подготовке к итоговой аттестации. Кроме этого, работа над ошибками в такой форме позволяет понять методику работы с тестовыми заданиями и выработать навыки для прохождения итоговой аттестации в форме ЕГЭ. В проверочной работе использованы тесты из материалов к ЕГЭ (2004 – 2006 гг.) и аналогичные тесты.

Вариант проверочной работы и работа над ошибками к нему для удобства расположены рядом.


Проверочная работа

1 вариант

  1. Название земноводные отражает:

    1. Способность этих животных выходить на сушу на какое-то время

    2. Способность этих животных какое-то время находится в воде

    3. То, что им присущи черты наземных и водных животных

    4. То, что эти животные могут менять среду обитания по своему усмотрению

  1. С наступлением холодов земноводные:

    1. Перемещаются в хорошо прогретые водоемы

    2. Впадают в оцепенение

    3. Мигрируют ближе к человеку

    4. Погибают, оставив икру или личинок в водоемах

  1. Какая особенность конечностей лягушки говорит о способности передвигаться на суше?

    1. Конечность пятипалая, представляющая собой многочленный рычаг

    2. Верхние конечности короче нижних

    3. Между пальцами передних конечностей имеются перепонки

    4. Специальные особенности отсутствуют

  1. Зачем самцам лягушек резонаторы?

    1. Позволяют шире открывать рот

    2. Усиливают звук при кваканье

    3. Выделяют слизь

    4. Позволяют закачивать воздух про запас перед погружением.

  1. Какой тип дыхания не характерен для земноводных?

    1. Жаберное

    2. Кожное

    3. Трахейное

    4. Легочное

  1. Сколько кругов кровообращения у земноводных

    1. 0

    2. 1

    3. 2

    4. 3

  1. Головной мозг земноводных:

    1. Состоит из 5 отделов

    2. Состоит из 4 отделов

    3. Состоит из 3 отделов

    4. Не делится на отделы

  1. Личинки земноводных – головастики:

    1. Питаются животной пищей

    2. Питаются растительной пищей

    3. Вначале питаются растительной пищей, а потом животной

    4. На стадии головастика не питаются.

  1. Выпишите особенности земноводных, которые являются приспособлениями для наземного образа жизни.

      1. Барабанные перепонки

      2. Плавательные перепонки

      3. Веки и слезные железы

      4. Пятипалая конечность

      5. Кожное дыхание

      6. Расположенные на возвышении выпуклые глаза и пара ноздрей

  1. Дайте краткую характеристику земноводных.


Работа над ошибками

Инструкция. Работа над ошибками имеет простую структуру. На листах 1, 2, 3 и 4 соответственно, разъяснения к вариантам ответов 1, 2, 3 и 4. У вас должны быть копии ваших ответов или задания вашего варианта.

Внимательно читайте задания, выбирайте правильный на Ваш взгляд ответ и сверяйтесь с предложенным ответом.

1 вариант

Лист 1.

  1. Неправильно. Огромное количество водных животных могут находиться на суше какое-то время, рыбы и дельфины выпрыгивают из воды, морские змеи и черепахи выходят на сушу в период размножения. Вернитесь к заданию 1.

  2. Это сколько же им скакать до ближайшего хорошо прогретого водоема, скажем из Архангельска. Ну а пока они путешествуют, вам придется еще раз подумать над ответом к заданию 2.

  3. Умница. Конечно, это пятипалая конечность. И до сегодняшнего дня пятипалая конечность – одно из самых удобных приспособлений для передвижения на суше. читайте задание 4.

  4. Все земноводные питаются довольно мелкими животными. Им нет необходимости открывать рот широко. Подумайте еще раз над этим вопросом.

  5. К сожалению, это не так. Все личинки земноводных имеют жаберное дыхание. Перечитайте еще раз задание 5.

  6. Кровеносная система земноводных замкнутая, поэтому хоть один круг кровообращения у земноводных должен быть. Подумайте еще раз над этим заданием.

  7. Отлично. У всех позвоночных животных головной мозг состоит из пяти отделов. (продолговатый мозг, мозжечок, средний мозг, промежуточный мозг и передний мозг, образующий два полушария.

  8. Головастики наших лягушек появляются массово в мелких водоемах в конце весны – начале лета, в это время простейшие и мелкие членистоногие еще не размножились в большом количестве, так что животной пищи не хватит. Перечитайте задание 8.

Лист 2.

  1. Неправильно. Вы ведь тоже способны находится в воде какое-то время. Прочитайте еще раз задание 1.

  2. Браво! Переходите к заданию 3.

  3. Не все земноводные имеют разные по размерам конечности. Например, у тритонов и саламандр верхние и нижние конечности примерно одного размера, однако они с успехом передвигаются на суше. Вернитесь к заданию 3.

  4. Конечно. Самцы привлекают самок с помощь кваканья, а резонаторы предоставляют больше возможностей для того, чтобы издавать разные звуки. Читайте рубрику 5.

  5. Увы, нет. А чем дышат, по-вашему, безлегочные саламандры? Кожей! У многих животных, обитающих в воде, кожное дыхание присутствует.

  6. Неверно. Один круг кровообращения характерен для рыб. Вернитесь к заданию 6.

  7. У рыб, например, 5 отделов. Вам придется еще раз подумать над заданием 7.

  8. К сожалению, нет. Многие обитатели водоемов на первых этапах питаются растительной пищей, которая в маленьких водоемах также быстро заканчивается, а головастики к этому времени становятся активными, подвижными и голодными. Вернитесь к заданию 8.

Лист 3.

  1. Замечательно! Вы правильно ответили на вопрос. Переходите к заданию 2.

  2. Ага. Забираются к нему в кроватку и греются. Сейчас вернитесь к рубрике 3, а когда будете ложиться спать – не раздавите лягушонка.

  3. Перепонка между пальцами скорее мешает. Она может зацепиться за что-либо или порваться. Обычно плоские поверхности используются для передвижения в воздушной или в водной среде. Вернитесь к заданию 3.

  4. Слизь необходима для проглатывания пищи или для предотвращения высыхания поверхности тела. А зачем носить слизь в мешках? Порвутся – вытечет. Перечитайте задание 4.

  5. Правильно. Трахея – даже у нас – трубка, заполненная воздухом. Система трахей характерна для насекомых, у земноводных она отсутствует. Переходите к заданию 6.

  6. Правильно. Один круг кровообращения легочный, второй снабжает кровью ткани и органы. . переходите к заданию 7.

  7. К сожалению, это не так. У всех позвоночных животных одинаковое количество отделов головного мозга – 5. Вернитесь к заданию 7.

  8. Браво. Так и есть! Ранней весной в маленьких водоемах нет достаточного количества животной пищи, позже вода прогревается, вызывая интенсивное размножение обитателей водоема. К этому времени у головастиков заканчивается большая часть метаморфоза, и они переходят к питанию животной пищей.

  9. Правильный ответ: АВГ. Если Ваш ответ иной, читайте комментарии ниже.

    1. А Вы попробуйте постучать в барабан на дне водоема. Может, конечно, и слышно, но, боюсь, не очень хорошо.

    2. Перепонка – плавательная! Надо же Вам и подсказывать иногда!

    3. Веки и слезные железы есть и у Вас. Давайте экспериментировать над собой. Не мигайте какое-то время. Ну, как? Не комфортно? Глаза нуждаются в постоянном увлажнении. Секрет слезных желез выделяется у нас постоянно для смачивания глазных яблок. А вот в воде смачивать что-либо нет необходимости.

    4. Для передвижения в воде нужен плоский плавник, с помощью которого от воды удобно отталкиваться.

    5. Крокодил, бегемот, лягушка – такие разные животные. Но их объединяет то, что эти животные долгое время проводят в воде. Выпуклые глаза можно приподнять над поверхностью воды. На суше в таких глазах необходимости нет.

10. Земноводные сочетают в себе признаки водных (голая кожа, перепончатые конечности) и наземных (пятипалая конечность, наличие барабанных перепонок) животных. У земноводных появились серьезные изменения в строении скелета, трехкамерное сердце, второй круг кровообращения. Они освоили легочное дыхание. И имеют более сложное строение нервной системы и органов чувств. Раздельнополые, с наружным оплодотворением развитие с метаморфозом. Личиночная стадия – головастик.

Лист 4.

  1. А в космос они по своему усмотрению не летают? Может быть, Вам на Канары хочется, а придется вернуться к заданию 1.

  2. Действительно, в холодные зимы оцепенение может закончиться гибелью животного. В Исландии зимой 1934 года погибли все земноводные. Но ведь и икра и личинки испытывают на себе действие низких температур. Думаю, Вам стоит вернуться к заданию 2.

  3. В таком случае земноводные не могли бы передвигаться по суше долгое время, а некоторые из них возвращаются в водоемы только в период размножения. Так что это не так. Вернитесь к заданию 3.

  4. К сожалению, это не так. Земноводные, которые часто и надолго погружаются на глубину, имеют кожное дыхание. Вернитесь к заданию 4

  5. Внимательно перечитайте это задание. Вас просят отметить тип дыхания, который не характерен для земноводных. Легочное дыхание у земноводных есть. Вернитесь к заданию 5.

  6. Один круг кровообращения легочный, второй снабжает кровью ткани и органы, а третий – запасной? Пожалуйста, вернитесь к заданию 6.

  7. Да, нет. Головной мозг выполняет огромное количество работы, для лучшей организации этой работы деление мозга на отделы – необходимая вещь! Вернитесь к заданию 7.

  8. Питание – одно из основных свойств живого организма. Известно очень немного видов животных, которые исключают питание на каких-то стадиях развития. Например, некоторые бабочки в стадии имаго (взрослое насекомое). Многие из них живут в этом случае не более суток. А головастику нужно много энергии, чтобы завершить метаморфоз и превратиться в лягушку. Не будем ему мешать и перечитаем задание 8 еще раз.

Проверочная работа

2 вариант

  1. Почему земноводные вынуждены жить в местах с повышенной влажностью?

    1. Там больше насекомых, которыми они питаются

    2. Кожа земноводных не предохраняет их от больших потерь воды

    3. Влажная среда усиливает обмен веществ

    4. Хищники избегают мест с повышенной влажностью воздуха

  1. Что из перечисленного не входит в состав верхней конечности?

  1. Плечо

  2. Кисть

  3. Голень

  4. Предплечье

  1. Какая особенность конечностей лягушки говорит о способности передвигаться в воде?

  1. Пятипалая конечность, представляющая собой многочленный рычаг

  2. Верхние конечности короче нижних

  3. Между пальцами задних конечностей имеются перепонки

  4. Специальные особенности отсутствуют

  1. В скелете земноводных по сравнению с рыбами:

  1. Больше костей

  2. Меньше костей

  3. Одинаковое количество костей

  4. Все кости заменяются на хрящи

  1. Кровеносная система земноводных:

  1. Незамкнутая

  2. Замкнутая

  3. Смешанная

  4. Трехкамерная

  1. Земноводные:

  1. Холоднокровные

  2. Теплокровные

  3. Холоднокровные зимой, теплокровные летом

  4. Теплокровные зимой, холоднокровные летом

  1. Земноводные размножаются:

  1. На суше

  2. В воде

  3. Бесхвостые на суше, хвостатые в воде

  4. Бесхвостые в воде, хвостатые на суше

  1. Какое из перечисленных земноводных не относится к отряду Хвостатые?

  1. Тритон

  2. Жерлянка

  3. Саламандра

  4. Амблистома

  1. Какие особенности земноводных являются приспособлениями для водного образа жизни?

  1. Барабанная перепонка

  2. Плавательная перепонка

  3. Веки и слезные железы

  4. Пятипалая конечность

  5. Кожное дыхание

  6. Расположенные на возвышении выпуклые глаза и пара ноздрей

  1. Заполните таблицу «Приспособление земноводных»

К водному образу жизни

К наземному образу жизни

Работа над ошибками

Инструкция. Работа над ошибками имеет простую структуру. На первой странице работы над ошибками находятся разъяснения к заданиям. На листах 1, 2, 3 и 4 соответственно, разъяснения к вариантам ответов 1, 2, 3 и 4. У вас должны быть копии ваших ответов или задания вашего варианта.

2 вариант


Лист 1.

    1. Может и больше, но и конкурентов тоже больше. И это не значит, что вдали от водоемов насекомых нет совсем. Поэтому предложите другой ответ на задание 1.

    2. У вас в учебнике есть рисунок 132. Внимательно его рассмотрите. Найдите нижнюю конечность и ответ на этот вопрос. Читайте задание 2

    3. А вам своими пятипалыми конечностями удобно плавать? Подумайте над этим заданием еще немного.

    4. У рыб очень хорошо выражена сегментация тела. Вспомните, когда Вы ели рыбу, Вы видели постоянно повторяющиеся позвонки или ребра. Вернитесь к заданию 4.

    5. Вы ошиблись. Незамкнутая кровеносная система характерна для членистоногих. Предложите другой вариант ответа.

    6. Конечно. Земноводные имеют низкий обмен веществ, а температура у них зависит от температуры окружающей среды. Работайте над заданием 7.

    7. Неправильно. У яйцеклетки лягушек нет плотных оболочек как у пресмыкающихся или птиц. На воздухе их икра сразу высохнет. Вернитесь к заданию 7.

    8. Хвост у тритона есть! (Рис. 131 учебника). А вы не внимательно прочитали вопрос. Перечитайте задание.

Лист 2.

    1. Правильно! Переходите к заданию 2.

    2. Входит. Мы говорим: кисть руки (рука – верхняя конечность, кто не помнит). Так что вернитесь к заданию 2.

    3. У нас тоже короче, но для передвижения в водной среде этого недостаточно. Вернитесь к заданию 3.

    4. Конечно. Общее количество костей у земноводных намного меньше, чем у рыб, так как многие кости срастаются. Переходите к заданию 5.

    5. Все правильно. Читайте задание 6.

    6. Это Вы так потому думаете, что никогда лягушку в руках не держали. Конечно, сейчас Вы этот пробел восполнить не можете, но подумайте: у земноводных трехкамерное сердце, к тканям и органам поступает смешанная кровь, а значит обмен веществ – низкий. Смогут ли они тогда поддерживать постоянную температуру тела? Подумайте над заданием еще раз.

    7. Верно. Из икры вылупляется плавающая личинка – головастик, которая после метаморфоза приобретает черты взрослого животного. Читайте задание 8.

    8. Конечно. Это земноводное относится к отряду Бесхвостые. Читайте задание 9.

    9. Правильный ответ: АВГ. Если Ваш ответ иной, читайте комментарии ниже.

    1. А Вы попробуйте постучать в барабан на дне водоема. Может, конечно, и слышно, но, боюсь, не очень хорошо.

    2. Перепонка – плавательная! Надо же Вам и подсказывать иногда!

    3. Веки и слезные железы есть и у Вас. Давайте экспериментировать над собой. Не мигайте какое-то время. Ну, как? Не комфортно? Глаза нуждаются в постоянном увлажнении. Секрет слезных желез выделяется у нас постоянно для смачивания глазных яблок. А вот в воде смачивать что-либо нет необходимости.

    4. Для передвижения в воде нужен плоский плавник, с помощью которого от воды удобно отталкиваться.

    5. Кожное дыхание

    6. Расположенные на возвышении выпуклые глаза и пара ноздрей

    1. Необходимый для заполнения таблицы материал находится на стр. 175. Обратите внимание на желтую вертикальную черту!

Лист 3.

    1. Обмен веществ у холоднокровных животных усиливается при увеличении температуры. Влажность сама по себе обмен веществ усиливать не может. Вернитесь к заданию1.

    2. Естественно, не входит. Голень – часть нижней конечности. Переходите к заданию 3.

    3. Конечно, именно эта перепонка создает плоскую поверхность с помощью которой можно оттолкнуться от воды. Переходите к заданию 4.

    4. К сожалению, нет. Рыбы, в основном, плавают, а земноводные могут длительное время проводить на суше. Это требует иной организации опорно-двигательной системы. Вернитесь к заданию 4.

    5. Это кровь может быть смешанная, а с кровеносной системой что-то не так. Перечитайте задание.

    6. Нет, конечно. Животные либо теплокровные, либо нет. Предложите другое решение.

    7. Им долго раскладывать икру придется, ведь ног-то нет, так что успеете перечитать задание еще раз.

    8. Саламандра изображена на рис. 131. и хвост у нее есть, как видите. Будьте внимательны при чтении вопроса.

Лист 4.

    1. Почему же? Лягушек, к слову, едят цапли, которые прекрасно приспособлены к жизни около водоемов. Вернитесь к заданию 1.

    2. А Вы задание-то внимательно прочитали? Вас просят ответить на вопрос: что НЕ входит в состав верхней конечности. Перечитайте задание еще раз.

    3. Специальные особенности для передвижения в воде отсутствуют у кирпича, поэтому он и тонет. Вернитесь к заданию 3.

    4. К Вашему сведению, лягушки прыгают. И как же они удерживают тело, приземляясь на хрящи? Подумайте еще раз над заданием 4.

    5. Сердце у земноводных действительно трехкамерное, а не кровеносная система. Вернитесь к заданию 5.

    6. А зимой их кто-нибудь видел? Где? Оцепенели они до весны, и ждут когда потеплеет. Вернитесь к заданию 6.

    7. К сожалению, нет. Циклы развития земноводных очень похожи. Вернитесь к заданию 7

    8. Вы, может быть, и не видели амблистому. Ее личинку – аксолотля часто содержат в аквариуме – хвост есть у них обоих. Перечитайте задание 8.

  1. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ ПО ПАРАГРАФУ

Пояснительная записка

Данные обучающие программы предназначены для самостоятельной работы учащихся с учебником. Текст программы и задания рассчитаны на работу с одним параграфом в течение 40 – 45 минут рабочего времени. Программа предлагает поэтапное прохождение учебного материала с последовательным выполнением заданий. В конце имеются вопросы для повторения учебного материала. Программа рассчитана на работу с текстом учебника. Указания по работе с тетрадью позволяют обобщить учебный материал, использовать схемы, рисунки и таблицы для изучения нового материала. Основной текст программы основан на содержании учебника Константинов и др. Биология. 7 класс Животные. В тексте программы могут содержаться незначительные дополнения к тексту учебника.

Программы подобного типа предназначены для самостоятельной работы учащихся при проведении уроков – замен, а также для домашнего и семейного обучения. Кроме этого программы могут использоваться в качестве домашнего задания. Программы удобно использовать для самостоятельной работы учащихся в случае значительного индивидуального отставания. Возможно использование программ в ходе подготовки к государственной итоговой аттестации.

В реферате представлены заполненные варианты. Программы для учащихся приведены в приложении.

  1. Обучающая программа

Общая характеристика земноводных

Места обитания и строение земноводных




Скачать документ

Похожие документы:

  1. Информационные технологии на уроках биологии

    Урок
    Важную отличительную черту современной цивилизации составляет все возрастающая скорость количественных и качественных изменений. Радикальное ускорение перемен в обществе произошло в период быстрого развития информационных технологий.
  2. Биология (2)

    Документ
    1. Цели учебного модуля: способствовать становлению специальной профессиональной компетентности будущих учителей биологии на основе овладения методикой применения современных информационных и коммуникационных технологий при обучении
  3. Единого Государственного Экзамена (егэ) по английскому языку 41 Внедрение проектной деятельности в образовательный процесс дошкольных учреждений 50 Использование информационных технологий на урок

    Урок
    Использование экспресс-оценки качества образования в школе для ранжирования образовательных учреждений при представлении на конкурс инновационных образовательных программ 133
  4. Региональная целевая программа Информатизация системы образования Ленинградской области на 2002-2006 годы: первый год реализации

    Программа
    Все четыре направления работы одинаково важны и актуальны для современной системы образования, развивались одновременно и согласованно друг с другом. В 2002 году из годового бюджета программы израсходовано:
  5. С. В. Элективный курс «Программируем на Паскале» общие вопросы самылкина Н. Н. Программа

    Элективный курс
    Камалов Р. Р., Иванова А. А. Нормативное обеспечение деятельности образовательного учреждения как информационный ресурс муниципальной системы образования 107

Другие похожие документы..