Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Лекции'
Социальное прогнозирование как разновидность социального проектирования или как социальная прогностика возникла в 20–30-е гг. XX в. Это было связано ...полностью>>
'Лекция'
Лекция 3.1. Изображения Земли. Лекция 3. . Свойства карты. Лекция 3.3. Картографическая номенклатура. Тест по теме «План и карта». Раздел 4. Литосфер...полностью>>
'Диссертация'
Защита состоится 26 января 2007 г. в 14.00 на заседании Диссертационного совета Д 212.198.07 в Российском государственном гуманитарном университете п...полностью>>
'Документ'
именуемый в дальнейшем Наниматель, с другой стороны, на основании решения о предоставлении жилого помещенияот« » . 200 г. № заключили настоящий догов...полностью>>

Концепция развития выставочно-ярмарочной деятельности в Российской Федерации Общие положения (1)

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:


Одобрена Комиссией Правительства Российской

Федерации по выставочно-ярмарочной деятельности

(протокол №3 от 19 марта 2001 г.).

Одобрена на заседании Правительства Российской

Федерации (протокол №12 от 29 марта 2001 года )

Концепция

развития выставочно-ярмарочной деятельности

в Российской Федерации


  1. Общие положения.

Настоящая Концепция определяет современное состояние и перспективы дальнейшего развития выставочно-ярмарочной деятельности в Российской Федерации. Она направлена на разработку комплекса мер в области государственной координации и поддержки рынка выставочных услуг с учетом интересов отечественных товаропроизводителей-участников выставочно-ярмарочной деятельности, предпринимателей и потребителей, выставочных организаций и представителей всех сфер выставочного бизнеса. Концепция нацелена на поддержку выставочной деятельности в субъектах Российской Федерации, призвана содействовать развитию экономики регионов страны и выходу отечественных организаций на зарубежные рынки.

В рамках настоящей Концепции рассматриваются вопросы, связанные с подготовкой и проведением выставочных мероприятий на территории Российской Федерации, а также участием российских организаций в выставках и ярмарках за рубежом.

1.1. Цель Концепции.

Целью Концепции является разработка мер, направленных на создание условий и формирование механизмов, обеспечивающих:

  • повышение эффективности выставочной деятельности как одного из рычагов развития рынков;

  • развитие внешнеэкономических связей организаций и регионов Российской Федерации, содействие повышению эффективности экспорта отечественной продукции;

  • удовлетворение растущего спроса российских организаций на услуги выставочно-ярмарочной сферы;

  • развитие внутреннего рынка Российской Федерации, наполнение его качественными конкурентоспособными товарами.

В настоящее время в выставочно-ярмарочной деятельности имеется ряд нерешенных проблем:

  • действующая нормативная правовая база не в полном объеме регулирует вопросы выставочно-ярмарочной деятельности и требует разработки дополнительных нормативных правовых актов;

  • отсутствует скоординированный подход к планированию по срокам и тематике приоритетных выставочных мероприятий, проводимых в России и за рубежом, а также общая идеология формируемых на них экспозиций – в первую очередь, национальных и региональных;

  • имеющиеся методики экономического анализа выставочно-ярмарочной деятельности не позволяют в полной мере определить ее влияние на экономику России, не ведется обобщенная статистика по выставочным организациям, что затрудняет анализ текущего состояния этой сферы деятельности и составление прогноза ее развития;

  • отсутствует концептуальный подход федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации к организации выставочно-ярмарочных мероприятий, имеющих особо важное значение для экономики Российской Федерации;

  • в ряде случаев имеет место ведомственная разобщенность в подходе к вопросам государственной поддержки выставочно-ярмарочной деятельности;

  • материально-техническая база выставочной деятельности недостаточно развита и не в полной мере соответствует международным требованиям.

    1. Задачи Концепции.

Задачами Концепции являются:

  • обеспечение равных условий конкуренции для всех участников выставочно-ярмарочной деятельности;

  • содействие координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации, торгово-промышленных палат, предпринимательских и выставочных союзов, общественных организаций и структур выставочного бизнеса в области организации и проведения приоритетных выставочно-ярмарочных мероприятий;

  • разработка основных форм государственной поддержки и стимулирования участия российских организаций в выставочно-ярмарочных мероприятиях, проводимых в России и за рубежом - как одно из направлений содействия российскому экспорту;

  • определение роли федеральных органов исполнительной власти в координации и поддержке выставочно-ярмарочной деятельности в субъектах Федерации;

  • определение основных направлений формирования нормативной правовой базы выставочно-ярмарочной деятельности;

  • разработка основных направлений развития материально-технической базы выставочно-ярмарочной деятельности;

  • содействие повышению экономической эффективности выставочно-ярмарочной деятельности и увеличение на этой основе поступлений финансовых средств в федеральный и местные бюджеты Российской Федерации;

  • содействие соблюдению в практике выставочно-ярмарочной деятельности принципов и положений, обусловленных в правовой базе международной выставочной деятельности, а также обязательств, вытекающих из соответствующих соглашений Российской Федерации с зарубежными странами;

  • организация системы подготовки выставочных кадров и стимулирование развития научных исследований в сфере выставочно-ярмарочной деятельности.

    1. Основные понятия.

Исключительно в целях настоящей Концепции употребляются следующие понятия.

Выставки и ярмарки – это рыночные мероприятия, на которых экспоненты представляют на основе выставочных образцов производимые товары и услуги.

В рамках выставок и ярмарок организации (экспоненты) с помощью образцов (экспонатов) демонстрируют производимые товары и услуги с целью изучения конъюнктуры рынка и содействия их сбыту.

Отличительной чертой ярмарок является то, что они, как правило, предполагают непосредственное осуществление прямых продаж экспонентами демонстрируемой продукции, хотя в настоящее время границы между понятиями «выставки» и «ярмарки» сведены до минимума.

Выставки и ярмарки – как правило, многокомпонентные мероприятия, включающие в себя наряду с демонстрацией экспонатов также конференции, семинары, «круглые столы» и другие мероприятия, выполняющие информационную функцию.

Выставочный организатор – это зарегистрированная в соответствии с российским законодательством организация, основным видом деятельности которой является подготовка и проведение выставочно-ярмарочных мероприятий в России и за рубежом. Выставочный организатор может быть владельцем выставочных площадей или организовывать выставочно-ярмарочные мероприятия на арендуемых выставочных площадях.

Мультипликативный эффект от выставочно-ярмарочной деятельности – это влияние развития выставочно-ярмарочной деятельности на устойчивый рост спроса на продукцию и услуги соответствующих отраслей, увеличение объемов продаж и чистого объема налоговых поступлений в бюджеты различных уровней, а также на развитие отраслей инфраструктуры и других смежных отраслей, включая социально-экономический эффект в этих отраслях.

Экономическая эффективность - определяет прирост реальных доходов предприятий и финансовых поступлений в бюджеты различных уровней вследствие реализации программ или мероприятий в области выставочно-ярмарочной деятельности.

    1. Классификация выставочно-ярмарочных мероприятий и организаций.

Для создания эффективной системы координации и поддержки выставочной индустрии необходимо сначала систематизировать и классифицировать выставочно-ярмарочную деятельность.

1.4.1. Классификация выставочно-ярмарочных мероприятий.

Из мирового опыта следует, что выставки/ярмарки принято классифицировать по пяти основным признакам:

  • по географическому составу экспонентов (в зависимости от того, какие страны/регионы они представляют);

  • по тематическому (отраслевому) признаку;

  • по значимости мероприятия для экономики города/региона/страны;

  • по территориальному признаку (на территории какой страны проводится выставочное мероприятие);

  • по времени функционирования (в зависимости от продолжительности работы).

Классификация выставок/ярмарок по географическому составу экспонентов:

  • всемирные (международные выставки, на которых страны демонстрируют свои достижения в области экономики, науки, техники и культуры) – в частности, к таким выставкам относятся всемирные универсальные выставки «ЭКСПО»;

  • международные (характеризуются участием в них фирм из разных стран, число иностранных участников должно составлять не менее 10% от общего числа экспонентов, выставочное оборудование и предоставляемый набор услуг должны соответствовать международным стандартам);

  • с международным участием (с числом иностранных участников менее 10% от общего числа участников);

  • национальные (с участием фирм отдельно взятой страны);

  • межрегиональные (демонстрирующие продукцию и услуги производителей из нескольких регионов);

  • местные (региональные) – с участием фирм только из того города/региона, где проводится выставка/ярмарка.

Классификация выставок/ярмарок по отраслевому (тематическому) признаку:

В соответствии с отраслевой принадлежностью выставляемых экспонатов выставки/ярмарки подразделяются на:

  • универсальные;

  • специализированные (многоотраслевые и отраслевые).

Классификация выставок/ярмарок по значимости мероприятия:

  • выставки федерального значения (имеющие значение для страны в целом);

  • выставки межрегионального значения (имеющие значение для нескольких регионов страны);

  • выставки регионального значения (имеющие значение только для одного региона);

  • выставки местного значения (имеющие значение для города, области).

Классификация выставок по территориальному признаку (в зависимости от того, на территории какой страны проводится выставочное мероприятие):

  • выставки, проводимые внутри страны;

  • выставки, проводимые на территории других стран.

Классификация выставок по времени функционирования (в зависимости от продолжительности работы):

  • постоянно действующие (0,5-1 год и более);

  • временные (0,5-5 месяцев);

  • краткосрочные (от 1-5 дней до 0,5 месяца).

1.4.2. Классификация организаторов выставочно-ярмарочных мероприятий.

Организаторами выставочно-ярмарочных мероприятий могут выступать:

  • федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации;

  • выставочные организации;

  • торгово-промышленные палаты (ТПП) – ТПП Российской Федерации и региональные ТПП;

  • ассоциации (межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия субъектов Федерации, а также отраслевые);

  • прочие организации различных форм собственности, для которых организация выставочных мероприятий не является основной деятельностью.

2. Состояние выставочно-ярмарочной деятельности и основные

показатели ее развития.

    1. Состояние выставочно-ярмарочной деятельности.

На современном этапе экономических преобразований в Российской Федерации выставочно-ярмарочная деятельность превратилась в заметный сегмент рынка. В стране создана выставочная индустрия, тесно связанная с рядом отраслей промышленности, имеющая собственную инфраструктуру, материально-техническую базу, специализированные кадры.

Выставочно-ярмарочная деятельность является инструментом макроэкономической и инвестиционной политики. Сегодня выставки и ярмарки обеспечивают мобильность рынка, создают необходимое информационное поле, формируют значительные финансовые потоки, а также приносят дополнительный доход в бюджеты всех уровней. Выставки являются связующим звеном между внутренними и международными рынками и способствуют привлечению иностранных инвестиций для реализации инвестиционных проектов российских организаций.

По экспертным оценкам, оборот в сфере выставочно-ярмарочной деятельности составляет примерно 200-300 млн. долл. в год. Экономическая эффективность от деятельности 58 выставочных организаций, являющихся членами Союза выставок и ярмарок, может составить в 2004 году 50 - 60 млн. долл. США, в 2010 году – 100 - 110 млн. долл. США.

Важным аспектом выставочно-ярмарочной деятельности является ее социально-экономическая направленность, выражающаяся в создании новых рабочих мест.

Количество занятых непосредственно в выставочных организациях составляет примерно 20 тыс. человек, а с учетом вторичной занятости (в инфраструктуре выставок на срок их проведения) достигает 150 тыс. человек.

Позитивную роль в развитии выставочно-ярмарочной деятельности играют:

  • наметившиеся положительные изменения в экономике;

  • восстановление и развитие межрегиональных и кооперационных связей;

  • увеличение объема инвестиций в российскую экономику;

  • рост числа выставочных организаций и, как следствие, образование конкурентной среды, стимулирующей повышение уровня выставочного сервиса и современной выставочной инфраструктуры;

  • повышение внимания федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации к проблемам выставочно-ярмарочной деятельности.

    1. Основные характеристики выставочной деятельности в Российской Федерации:

  • В 2000 году в стране было проведено более 2000 выставок.

  • Рост числа проводимых выставочных мероприятий с 1991 по 2000 годы составляет 17% в год.

  • Суммарная выставочная площадь проводимых мероприятий по данным за 2000 год превышает 1,1 млн. кв.м.

  • Выставочно-ярмарочные мероприятия в 2000 году привлекли:

- свыше 80 тыс. участников,

- 8,9 млн. посетителей.

  • Ежегодно около 14 тыс. иностранных компаний более чем из 80 стран мира принимают участие в выставках, проводимых на территории Российской Федерации.

  • Более 260 тыс. иностранных специалистов ежегодно посещают российские выставки.

Распределение выставок по отраслевой специализации:

  • специализированные выставки – 85%;

  • многоотраслевые выставки – 15%.

Наибольший процент в соотношении специализированных выставок и ярмарок по тематическому признаку (согласно Международному классификатору Международного союза ярмарок (UFI)) составляют:

  • Информация, связь, офисное оборудование, оргтехника, образование, игровая электроника, соответствующее оборудование – 12%.

  • Продукты питания, напитки и табачные изделия, отели, рестораны, организации общественного питания, соответствующее оборудование – 15%.

  • Здравоохранение, гигиена, охрана труда и безопасность, соответствующее оборудование – 8%.

  • Благоустройство, строительство, оснастка и комплектация, соответствующее оборудование – 8%.

Распределение выставок по составу участников:

  • Выставки с международным участием – 47%.

  • Международные выставки – 27%.

  • Региональные выставки – 25%.

  • Национальные выставки (организуемые зарубежными странами) – менее 1%.

По объемам проведенных за 2000 год выставочных мероприятий в Российской Федерации могут быть выделены следующие организации:

  • ЗАО «Экспоцентр» (Москва);

  • ООО КВЦ «Сокольники» (Москва);

  • ОАО «Сибирская ярмарка» (Новосибирск);

  • ГАО «ВВЦ» (Москва);

  • ОАО «Ленэкспо» (Санкт-Петербург);

  • ЗАО «Рестэк» (Санкт-Петербург);

  • ВАО «Нижегородская ярмарка» (Нижний Новгород).

    1. Материально-техническая база выставочной деятельности

В 40 наиболее крупных городах Российской Федерации имеется порядка 350 тыс. кв. м. выставочных площадей, из которых около 270 тыс. кв. м. сосредоточены в Москве и Санкт-Петербурге, остальные примерно поровну распределены между европейской и азиатской частями страны.

Как правило, площадь выставочных комплексов в России составляет от 1 до 5 тыс.кв.м. (за исключением Москвы, Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода, где есть комплексы площадью 10 тыс. кв. м. и более).

В настоящее время ни один отечественный комплекс по размерам, технической оснащенности и функциональности не может сравниться с ведущими западноевропейскими выставочными комплексами.

Например, средний размер аналогичных комплексов за рубежом составляет не менее 100 тыс. кв. м. В Париже общая выставочная площадь в павильонах составляет 554, 8 тыс.кв.м., в Ганновере – 478,9 тыс.кв.м., во Франкфурте общая площадь выставочного комплекса - 400 тыс.кв.м., в Милане – 270 тыс.кв.м.

Характеристика основных выставочных комплексов в России.

В настоящее время в России имеется 16 выставочных комплексов, которые в основном отвечают техническим требованиям Союза международных ярмарок (UFI).

Основные специализированные выставочные комплексы Российской Федерации:

ГАО «ВВЦ»

(г.Москва)

Закрытая площадь

108,500 тыс.кв.м.,

Открытая площадь 158,100 тыс.кв.м.;

ЗАО «Экспоцентр»

(г.Москва)

Закрытая площадь

65 тыс.кв.м.,

Открытая площадь 35 тыс.кв.м.;

ОАО «Ленэкспо»

(Санкт-Петербург)

Закрытая площадь

25 тыс.кв.м.,

Открытая площадь

60 тыс.кв.м.;

ООО «КВЦ «Сокольники»

(г.Москва)

Закрытая площадь

16 тыс.кв.м.,

Открытая площадь

5 тыс.кв.м;

ГП Центр «Москва»

(г.Москва)

Закрытая площадь

15 тыс.кв.м.,

Открытая площадь

2 тыс.кв.м.,

ВАО «Нижегородская ярмарка»

(г.Нижний Новгород)

Закрытая площадь

12 тыс.кв.м.,

Открытая площадь

23 тыс.кв.м.,

ОАО «Казанская ярмарка»

(г.Казань)

Закрытая площадь

6,7 тыс.кв.м.,

Открытая площадь

15 тыс.кв.м.,

ОАО «Сибирская ярмарка»

(г.Новосибирск)

Закрытая площадь

6,5 тыс.кв.м.,

ОАО «СибЭкспоЦентр»

(г.Иркутск)

Закрытая площадь

4,5 тыс.кв.м.

Открытая площадь

1 тыс.кв.м.

ООО «Башэкспо»

(г.Уфа)

Закрытая площадь

4 тыс.кв.м.

Открытая площадь

2 тыс.кв.м.

ЗАО «Экспо-Волга»

(г.Самара)

Закрытая площадь

0,6 тыс.кв.м.,

Открытая площадь

4,5 тыс.кв.м.,

ООО «Уралэкспоцентр»

(г.Екатеринбург)

Закрытая площадь

1,1 тыс.кв.м.

Открытая площадь

2,5 тыс.кв.м.

ООО «ВЦ «Пермская

Ярмарка»

(г.Пермь)

Закрытая площадь

2,7 тыс.кв.м.

Открытая площадь

0,9 тыс.кв.м.

ОАО «Балтик-Экспо»

(г.Калининград)

Закрытая площадь

2,0 тыс.кв.м.

Открытая площадь

1,0 тыс.кв.м.

ЗАО «МТВ-Центр»

(г.Чебоксары)

Закрытая площадь

8,0 тыс.кв.м.

Открытая площадь

5,0 тыс.кв.м.

ОАО «Центр международной торговли»

(г.Москва)

Закрытая площадь

2,0 тыс.кв.м.

Открытая площадь

0,5 тыс.кв.м.

Подавляющее большинство (более 400) российских организаторов не имеют собственных площадей и проводят выставки в дворцах культуры и спорта, производственных площадях, складских помещениях и т.д.

Особое значение имеет наличие на территории Российской Федерации специализированных выставочных центров, территория которых позволяет обеспечить демонстрацию специальной техники в действии. В отношении указанных центров необходимо осуществление комплекса мер по обеспечению безопасности показа продукции специального назначения, недопущению утечки сведений, не подлежащих разглашению, и других защитных мер.

  1. Нормативно-правовая база выставочно-ярмарочной деятельности.
    1. Характеристика существующей нормативной правовой базы выставочно-ярмарочной деятельности.

В настоящее время в Российской Федерации в отличие от целого ряда иностранных государств таких, как США, Германия, Италия, Испания, Египет и др., не существует единого правового акта, посвященного регулированию основных аспектов выставочно-ярмарочной деятельности. Различные вопросы указанной деятельности в России регулируются как законодательными актами общего характера, так и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов власти субъектов Российской Федерации.

К числу нормативных правовых актов, регулирующих отношения, напрямую затрагивающие проблематику осуществления выставочно-ярмарочной деятельности, в частности, относятся:

- постановление Правительства Российской Федерации от 12.04.2000г. №328 «О Комиссии Правительства Российской Федерации по выставочно-ярмарочной деятельности»;

- постановление Правительства Российской Федерации от 06.01.1997г. №11 «Об усилении контроля за обязательным применением контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах и на других территориях, отведенных для осуществления торговли»;

- постановление Правительства Российской Федерации от 16.01.1995г. №50 «Об утверждении Положения о порядке контроля за экспортом из Российской Федерации химикатов, оборудования и технологий, которые имеют мирное назначение, но могут быть применены при создании химического оружия» (в части обязательного согласования с Минюстом России заявлений на выдачу заключений о возможности временного вывоза отдельных видов химикатов и оборудования двойного применения для демонстрации на выставках, ярмарках и в рекламных целях);

- распоряжения Правительства Российской Федерации об участии российских организаций в конкретных выставочно-ярмарочных мероприятиях.

Отдельные вопросы общего характера в сфере осуществления выставочно-ярмарочной деятельности регулируются нормативными правовыми актами, являющимися основополагающими для всех отраслей экономики, в том числе, Гражданским кодексом Российской Федерации (заключение договоров), Налоговым кодексом Российской Федерации (порядок налогообложения), Таможенным кодексом Российской Федерации (перемещение товаров, предназначенных для выставок, через таможенную границу Российской Федерации). Также в данной связи можно выделить федеральные законы от 18.07.1999г. № 183-ФЗ «Об экспортном контроле»; от 18.07.1995г. № 108-ФЗ «О рекламе»; от 14.06.1995г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»; Закон Российской Федерации от 07.02.1992г. №2300-1 «О защите прав потребителей» и др.

К международно-правовым актам, регулирующим выставочно-ярмарочную деятельность, участницей которых является Российская Федерация, относятся:

- Парижская конвенция 1928 года о международных выставках;

- Соглашение с государствами-участниками СНГ «О развитии выставочно-ярмарочной деятельности в Содружестве Независимых Государств» от 26.05.1995г.;

  • Таможенная конвенция о КАРНЕТЕ А.Т.А. для временного ввоза товаров (Брюссель, 06.12.1990г.);

  • Конвенция о временном ввозе (Стамбул, 26.06.1990г.);

Карнет А.Т.А. – международный таможенный документ, утвержденный Таможенной конвенцией о карнете А.Т.А. для временного ввоза товаров от 6 декабря 1961 года (Брюссельской) и дополненный Конвенцией о временном ввозе от 28 июня 1990 года (Стамбульской). Карнет А.Т.А. позволяет осуществлять упрощенное и ускоренное оформление временного ввоза/вывоза товаров в связи с проведением выставок, перемещать через границу образцы товаров, профессиональное оборудование и пр. Брюссельская и Стамбульская конвенции А.Т.А. вступили в силу для Российской Федерации с 18 июля 1996 года. В России функции организации, выдающей карнеты А.Т.А. и гарантирующей уплату таможенной службе пошлин и налогов в случае несвоевременного возвращения/невозвращения экспонатов и выставочного оборудования, выполняет Торгово-промышленная палата Российской Федерации.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Концепция развития выставочно-ярмарочной деятельности в российской федерации общие положения (2)

    Документ
    Настоящая Концепция определяет современное состояние и перспективы дальнейшего развития выставочно-ярмарочной деятельности в Российской Федерации. Она направлена на разработку комплекса мер в области государственной координации и
  2. Выставочно – ярмарочная деятельность является инструментом макроэкономической и инвестиционной политики. С

    Документ
    На сегодняшний день выставочно – ярмарочная деятельность в России превратилась в заметный сегмент рынка. В стране создана выставочная индустрия, тесно связанная с рядом отраслей промышленности, имеющая собственную инфраструктуру,
  3. Торгово-промышленная палата российской федерации деятельность торгово-промышленных палат и объединений предпринимателей в россии по защите интересов делового сообщества

    Реферат
    (подготовлен во исполнение Меморандума о взаимопонимании между Центром международного частного предпринимательства (CIPE) и Торгово-промышленной палатой Российской Федерации)
  4. Задачи развития конгрессной деятельности в городе Москве 65

    Реферат
    Работа на тему: «Разработка Концепции развития конгрессной деятельности в городе Москве на период до 2015г.» выполняется ОАО «Городской кадастр» по заказу Департамента науки и промышленной политики города Москвы на основании:
  5. Информация о деятельности комитетов тпп РФ в 2008 году

    Документ
    В течение 2008 года Комитет осуществлял реализацию мероприятий Программы деятельности ТПП РФ на 2007-2011 гг. (Раздел 7. Повышение роли малого и среднего предпринимательства в экономической и социальной жизни общества).

Другие похожие документы..