Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Рабочая программа'
Рабочая программа составлена в соответствии с типовой программой на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального обра...полностью>>
'Книга'
В историю философии Джон Локк вошел как основоположник эмпирико-материалистической теории познания Нового времени. Историческая роль его состояла так...полностью>>
'Закон'
Гарантия прав и свобод человека и гражданина является важнейшей составляющей любого демократического государства. Таможенные правоотношения, возникаю...полностью>>
'Документ'
9 апреля 2011 года состоялось очередное занятие «Школы пациентов» для больных с онкологическими заболеваниями и их родственников, посвященное вопроса...полностью>>

Политико-административные преобразования в контексте глобальных вызовов: отечественный и зарубежный опыт, проблемы и тенденции развития

Главная > Диссертация
Сохрани ссылку в одной из сетей:

В целом, в параграфе делается вывод, что процессы глобализации, при­водящие к усилению интенсивности и глубины взаимодействия различ­ных государств, экономик, культур, оказывают одно из определяющих влияний на современные политико-административные преобразования. Под воздей­ствием преобразований и успехов этих преобразований в развитых странах мира большое количество государств в конце XX – начале XXI ве­ков на­чали проводить изменения, направленные на повышение эффектив­ности государства. Идеи и концепции эффективности государственного управле­ния становятся межнациональными и наднациональными, приводя к фор­мированию международных критериев эффективности, что рождает запрос и требования к политико-административным преобразованиям со­ответст­вовать этим критериям, в первую очередь, обеспечивая эффектив­ное взаи­модействие государства и общества .

Во втором параграфе третьей главы «Новая генерация глобаль­ных вызовов и процессы политико-административной адаптации к ним Рос­сии» рассматриваются новые тенденции, происходящие на глобальном уровне, и производится оценка их влияния на политико-административные преобразования в России, направленные на адаптацию государственного управления к потребностям социума и требованиям конкурентной между­народной среды.

На основе анализа основных проявлений глобализации в XXI веке сде­лан вывод о том, что трансформация автономных национальных госу­дарств в глобальную взаимозависимую систему приводит к возникновению фено­мена глобальной политики, под которой сегодня понимается протя­женность политических отношений в пространстве и во времени и распро­странение политической власти и политической активности за пределы на­ционального государства вплоть до планетарного масштаба. Политическая глобализация, таким образом, образует многоуровневую систему полити­ческих акторов, в которой политическая власть и политические действия распространяются независимо от географического расположения. Автором сделан вывод о том, что современные характеристики политической гло­бализации прояв­ляются не только в традиционных «классических» геопо­литических инте­ресах государств, но и во множестве разнообразных эко­номических, соци­альных, экологических и социокультурных проблем, в поисках эффектив­ного решения которых многочисленные политические акторы выходят на межгосударственный, межнациональный и наднацио­нальный уровни.

На основе проведенного автором анализа новейших тенден­ций глобализации в параграфе сформулирована группа явлений, объеди­ненных в кластер «новая генерация глобальных вызовов», которые про­явились в начале XXI века и оказывают влияние на политико-админи­стра­тивные преобразования в России и в мире: появление новых движу­щих сил развития историко-политического процесса в виде конкуренции различных социально-экономических и политических моделей; «размыва­ние» нацио­нального государства и «возвращение» его в новом обличии; проявление незападного лика глобализации; зарождение «бесполярного беспорядка» с большим количеством вступающих в глобальную игру но­вых акторов.

На основании применения методики «вызов-и-ответ» автором произ­ве­дена оценка влияния новых вызовов глобализации на политико-админи­ст­ративные преобразования в России, а также сформулированы возможные российские ответы на обозначенные вызовы в рамках политико-админист­ративных преобразований. По мнению автора, российскими отве­тами на обозначенные вызовы в рамках политико-административных пре­образова­ний могли бы стать следующие направления:

- организация пространственного распространения политической вла­сти, как ответ, с одной стороны, на дихотомию глобализация – локализа­ция, а с другой стороны, на вызовы, связанные с изменениями ро­лей госу­дарства в современном мире и новыми реалиями глобализации и мирового устройства.

- адекватный ответ на усложнение организации политического про­странства и быстрой смены внешних политических условий требует серь­езных изменений структуры политического взаимодействия между госу­дарством и обществом, организации широкого вовлечения граждан в про­цессы государственного управления и, прежде всего, в качестве поставщи­ков информации о происходящем в системе, своеобразных индикаторов, оценщиков, и, во-вторых, некоей креативной массы, рождающей подходы к решению проблем и сами технологические решения. При организации такого взаи­модействия с гражданами государственной власти необходимо создавать особое политическое пространство, в котором бы преодолева­лись известные проблемы, доставшиеся России от модернистской модели политико-административных преобразований: объективное отсутствие технической, и даже физической возможности учесть все мнения граждан; отсутствие эф­фективных инструментов позитивной селекции как самих по­литических идей, так и носителей этих идей; дихотомия между профессио­нализацией управленческой деятельности и необходимостью привлечения граждан к процессам выработки, принятия и реализации управленческих решений.

В четвертой главе «Политико-административные преобразования в России на рубеже XX-XXI веков: институциональный аспект»автором рассмотрены основные характеристики и про­блемы современных политико-административных преобразований в Рос­сии с точки зрения институционального подхода.

В первом параграфе четвертой главы «Условия и этапы формирования в РФ политико-административных институтов переходного периода» рассматриваются исходные предпосылки и обстоятельства проведения по­литико-административных преобразований в России в 90-е годы XX и их результаты.

Автором предложен подход, в соответствии с которым, происходившие в стране в 1990-е гг. политико-административные преобразования были тесно свя­заны с общим состоянием и характеристиками российского политического про­цесса, формальной сутью которого было формирование демократической поли­тической системы. Политико-административные преобразования в этот пе­риод осуществлялись с разной степенью интенсивности в рамках третьей волны демократизации, со свойственными этому процессу ориентацией на создание политических партий, развитием политической кон­куренции, вы­боров, становлением необходимых политических институтов. Однако эта ориентация часто ограничивалась формальным и поверхностным следова­нием образцам.

Автор описывает особую институциональную ситуацию, в которой совместились условия и факторы, связанные с разру­шением Советского Союза (де­коммунизация и десоветизация управления, формирование ос­нов право­вого государс­тва), приватизацией и формированием рыночных отношений (изменение структуры и состава функций го­сударственного управления, определение пределов его интервенции в экономическую об­ласть), станов­лением федеративных отношений (два уровня системы госу­дарст­венного управления), а также факторы, отражающие динамику поли­тического про­цесса в России, развития экономической ситуации, ускорен­ного стремления России к современности, факторы глобализации.

Автором разработана и обоснована периодизация процесса станов­ления и развер­тывания российского варианта политико-административных преобразова­ний, отражающая различные попытки политической элиты сформировать условия, необходимые для режимной или институциональ­ной стабилиза­ции, гарантирующей невозможность возвращения к прежней системе управления и повышение эффективности существующей системы.

На первом этапе (1991-1993 гг.) происходит дифференциация правя­щей элиты, вызванная структурным кризисом, выражавшимся в разрыве между уровнем требований, предъявляемых к системе, и недостатком ре­сурсов для их удовлетворения. Однако отсутствие ценностной основы не позволило сблизить позиций конкурирующих элит и сформировать кон­венциональную модель. В результате данный этап завершился обостре­нием противоборства вокруг взаимосвязанных про­блем распределения власти и определения модели политической системы. Во время второго этапа (1994 – 2000 гг.) продолжается дальнейшее форми­рование новой ин­ституциональной структуры управления. Однако тенденции конфронта­ции, сложившиеся на предшествующих этапах, сохранили свою актуаль­ность. Закрытый для включения в политику новых социальных групп ре­жим дестабилизировал функционирование по­литической системы и сфор­мировал механизмы саморазрушения. Осозна­ние неэффективности сло­жившейся модели выразилось в нескольких попытках развертывания ад­министративной ре­формы, в силу указанных причин не доведенных до стадии конкрет­ной реализации.

Автор делает выводы о том, что попытки поли­тической элиты сфор­мировать условия, необходимые для создания, а затем и реформирования системы государственного управления, в основном, были направлены на режимную или институциональную стабилизацию. Главным содержанием политико-административных преобра­зований были попытки проведения институциональ­ных изменений внутри самой исполнительной власти. По­литико-административные преобразования, частично включаемые в раз­личные варианты административных реформ, по мето­дам осуществления и по своему содержанию оказывались почти ли­шены политической со­ставляющей. Несмотря на до­вольно богатое меню планов политико-адми­нистративных преобразований, целые направления реформирования оста­вались очень слабо затронуты, а сами эти планы были ограничены только изменениями внутри админи­стративной системы.

Во втором параграфе четвертой главы «Институционализация поли­тико-административных преобразований в России на современном этапе» ис­следуются основные характеристики и проблемы институционализации поли­тико-административных преобразований в России в начале XXI века.

В работе отмечается, что множество попыток сформулировать пози­тивные цели политико-административных преобразований в конце XX века наталкивались на стойкое сопротивление институционализированной политиче­ской элиты, видящей свои интересы в сфере «приватизации» государственных функций и получения выгод от этого владения. В результате на первом этапе (2001 – 2007 гг.) руководству страны удалось запустить процессы режим­ной консолидации, что привело к ситуации «навязанного консенсуса» элит с присущим этому явлению моноцентризмом. Приоритетными задачами данного этапа политико-административных преобразований становятся обеспечение территориальной целостности, единства правового простран­ства и системного качества исполнительной власти. В отличие от 1990-х годов, когда режим опирался на «негласное соглашение» с крупным бизне­сом и рядом глав регионов, новый режим ограничил давление олигархиче­ских и региональных элит на систему. Следующий этап (конец 2007 г. – на­стоящее время) начинается с официальных признаний неудачи в проведе­нии адми­нистративной реформы с заявленными целями. Однако начав­шийся в конце 2008 г. мировой экономический кризис, в силу открыто­сти эко­номики и финансовой сферы России повлиявший на все процессы внутри страны, не позволил политическим элитам поставить вопрос о пу­тях и на­правлениях дальнейших политико-административных преобразо­ваний, ог­раничив поле деятельности в этой сфере только реактивными действиями, направленными на решение возникающих острых проблем, имеющих ши­рокий общественный резонанс.

Диссертантом выделен комплекс идей и практик, формировавшийся начиная с конца 1999 г. вокруг назначен­ного председателем Правительства В.В. Путина и определяющий направлен­ность политико-административных преобразований: сохранение в целом сложившейся к концу 90-х гг. прошлого века структуры распределения всенародной собственности; соз­дание технологически и политически бо­лее эффективной модели распре­деления доходов от продажи природных ресурсов при концентрации большой части этих доходов в руках доверен­ных лиц; обеспечение и за­щита опережающего роста прибыли крупных предпринимателей, монопо­листов, государственных корпораций и холдин­гов; безусловное обеспече­ние минимальных социальных стандартов жизни большинства населения с тенденцией их повышения; минимизация актив­ного организованного и не­подконтрольного власти вмешательства граждан и населения в целом в борьбу за свои интересы как на уровне предприятий, места жительства, так и на политическом уровне. Выполнение этих задач сформировало специ­фическую ситуацию усиления автономии государства, достижению неза­висимости от частных интересов, интересов корпораций, отдельных эко­номических групп, региональных политико-экономических кланов, а также к развитию сервисной роли государства для граждан при одновре­менном усилении регулирующего воздействия на экономическую и соци­альную сферу.

Автором выделяется комплекс идей и представлений, свойственных российской политической элите: ориентация на элитарное строение по­ли­тического пространства и социума в целом; футуральность, то есть ориен­тация на «светлое будущее» в противовес не­совершенному настоящему; градуированность, медленная постепенность в развитии, особенно касаю­щемся социальных вопросов; опора на количественные показатели в ущерб качественным при оценке развития основных сфер жизни госу­дар­ства и положения граждан; стремление к ограничению политиче­ской  кон­ку­ренции.

На основе разработанной периодизации и исследования содержания проводимых в России политико-административных преобразований в дис­сертационном исследовании сформулирован авторский подход к основным направлениям политико-административных преобразований, включающих в себя: изменения в организации и функционировании исполнительной вла­сти, направленные на оптимизацию, рационализацию и повышение эф­фек­тивности системы государственного управления в целом; регулирование политической жизни государства; организацию пар­тийного пространства; регулирование создания и функционирования поли­тических организаций и общественных движений; регулирование системы пространственной орга­низации политиче­ской власти, включающее проблемы распределения пол­номочий между Центром и ре­гионами и организацию взаимодействия Центра, регионов и местного са­моуправления; организацию взаимодейст­вия органов власти и общества; обеспече­ние открытости государственного управления и диалога с обществом.

Автором сделан вывод, что традиционная матрица рассмотрения го­сударственной власти с точки зрения деятельности трех ветвей власти в данном случае может быть дополнена более общим взглядом, рассматри­вающим, прежде всего, политико-административную сущность государст­венной власти, ответственную за организацию взаимодействия между го­сударством и обществом. При этом происходит смещение акцентов от од­нонаправлен­ного функционального подхода в сторону ин­теракции, взаи­модействия, то есть процесс государственного управления рассматрива­ется как результат ком­плексного взаимодействия, многоэтапных итераций и интеракций между государством и обществом. В наиболее полном виде данный подход пред­ставлен в социальной науке се­тевыми теориями, ак­тивно разрабатывае­мыми начиная с 80-х гг. про­шлого века.

В пятой главе «Тенденции и перспективы дальнейшего развития политико-административных преобразований в России» рассматрива­ются характеристики и основные направления политико-административ­ных преобразований в России как политических процессов.

В первом параграфе пятой главы «Политико-административные аспекты раз­вития сетевой модели регионального взаимодействия в современной России» на основе теории социальных сетей исследуется региональная структура российского государства и тенденции ее развития под воздейст­вием глобализационных процессов.

В диссертации обосновывается методологический выбор в пользу активно разрабатываемой в последние десятилетия теории социальных или политических сетей. Данная методология позволяет учитывать и рассмат­ривать факторы внутрироссийского развития, а также может служить ос­новой для включения в число значимых факторов глобальных процессов, оказывающих в последние годы серьезное влияние не только на экономику России, но и на организацию политической власти в стране. Актуальной моделью для такого рассмотрения может быть модель «ворот» в глобаль­ный мир и располагающейся вокруг «ворот» периферии (О. Андерссон, Д. Андерссон, В.М. Сергеев).

Исследование 15 россий­ских регионов, расположенных в коридоре между двумя мегаполисами России, Москвой и Санкт-Петербургом, пока­зало, что для эффективного взаимодействия в зоне «ворот», прежде всего, необходимы единые, эффек­тивные и понятные для всех правила игры, обеспечиваемые государствен­ной властью. При этом формальная инсти­туционализация демократиче­ских институтов нередко приводит к созна­тельному географическому дис­танцированию политических институтов от мест сгущения экономических социальных сетей, что создает противоре­чивые соотношения пространст­венной локализации политического, эко­номического и интеллектуального центров.

Результаты исследования показывают, что политико-экономическую включенность конкретного региона в процессы внутрироссийской инте­грации и глобализации определяло соотношение силы региональных поли­тических и экономических элит, с одной стороны, и крупного московского капитала – с другой.

На основе изложенных подходов автором разработаны основные сценарии развития России и ее регионов через перспективы их вовлечения в глобальный мир. Консервативный сценарий предполагает сохранение основных тенденций экономического развития России при минимальном политическом воздействии, что приве­дет к усилению единственных «ворот» в глобальный мир, замедление раз­вития инфраструктуры и новых отраслей экономики во всех периферий­ных регионах. Негативный сценарий отличается курсом федерального центра на проведение агрессивной экономической политики, нацеленной на межрегиональное выравнивание в масштабах страны. Умеренно пози­тивный сценарий, связанный с осуществлением агрессивной научно-обра­зовательной и промышленной политики, характеризуется поощрением разви­тия экспорта продукции высокотехнологичной трансформационной эко­номики. Наиболее вероятным и плодотворным представляется проме­жу­точный сценарий, в рамках которого поддержка наиболее социально про­блемных регионов сочетается с ускоренным развитием «ворот».

Автор делает вывод, что в конце XX века российские регионы столк­нулись с высокой степенью неопределенности политической, эконо­миче­ской и институциональной среды, реакцией на которую стали разно­на­правленные и практически нескоординированные из центра процессы рас­пада старых, создания новых и частичного восстановления утраченных экономических, политических, социальных сетей. При этом траектории развития регионов отличались между собой во многом из-за позиций и кондиций региональных политических элит. Сложившиеся в этот период социальные сети, благодаря которым основным политическим и экономи­ческим региональным акторам удавалось с разной долей успешности справляться с высокой степенью неопределенности внешней среды, обла­дают определенной ценностью для регионов и могут ока­зывать серьезное сопротивление более или менее централизованным по­пыткам проведения скоординированной политики целенаправленного раз­вития регионов как сателлитного окружения «ворот в глобальный мир». При этом возрастает значение в целом внеэкономического, но тесно свя­занного с экономиче­ским развитием, политико-административного воздей­ствия на развитие ре­гионов в целях организации единого продвижения и координации включе­ния России в глобальную экономику для получения основных преиму­ществ и нивелирования негативных последствий такого включения.

Во втором параграфе пятой главы «Актуальные информацион­ные технологии и тенденции взаимодействия государства и граждан в России» рассматриваются возможности политико-административных пре­образований в качестве ответа на современные вызовы в сфере организа­ции эффективного взаимодействия государственной власти и граждан в России с использованием новых информационно-коммуникационных тех­нологий.

В параграфе отмечается, что в современной России на правовом уровне одним из важнейших эле­ментов в политико-функциональном меню современных органов государ­ственной власти является организация и со­держательное наполнение взаи­модействия органов государственного управления с общественностью, в основном представленной в публичном пространстве сетевыми структу­рами. Данная проблема в рамках политиче­ской науки операционализируется автором как проблема взаимодействия иерархических и сетевых структур, в результате чего предпринимается рассмотрение взаимодействия основных акторов поли­тического процесса, в том числе и органов государственного управления, как сетевого процесса.

В диссертации представлены результаты конкретного исследования фактической и содержательной пред­ставленности органов власти в сети Интернет. На основании положений современ­ных концепций социальных сетей, концепций пост-нового государственного управ­ления (post-NPM), концепций «Электронного правительства» вплоть до но­вейших разработок Connected Governance в проведенном исследовании автор рассматривает интернет-портал органа власти как своеобразное окно внутрь иерархии, за­глянув в которое со специаль­ной оптикой можно гораздо точнее увидеть и понять происходящие там процессы. В качестве такой специальной оп­тики автором разработан пере­чень параметров: целеполагание, явное и ла­тентное; структура и органи­зация данных; проблематика контента; ориен­тация на решение проблем граждан; юзабилити, интерфейс, отталкиваю­щийся от логики потребителя; организация участия граждан в работе сете­вой структуры органа власти; стимулирование создания и работы сетевых сообществ.

Автором диссертации приводится интерпретация результатов прове­денного исследования, выделяются типовые интернет-стратегии органов власти, среди которых можно выделить такие, как отсутствие в сети; ин­формационное мерцание в сети; рассеянное информирование простран­ства; несистематическое взаимодействие; сотрудничество. Отмечается, что большинство сайтов органов власти говорят о слабом осознании и исполь­зовании политических эффектов реализуемых интернет-стратегий. Обоб­щенно наиболее распространенную стратегию можно характеризовать как мерцающее информирование пространства с минимальным взаимодейст­вием с посетителями интернет-сайтов. Автор выделяет три основных не­гативных механизма, присущие взаимодействию иерархии с окружающим пространством, позволяющие навязывать иерархические отношения и, в целом, отталкивать граждан от активности: установление барьеров на вхо­ждение информации из сети непосредственно; стирание истории взаимо­действия; особые формы ведения диалога, применение недиалогических приемов. При помощи указанных механизмов иерархия довольно устой­чиво обходит все создаваемые для нее препятствия и сохраняет присущие ей отрицательные характеристики в виде бюрократически организованных процессов, неэффективности принимаемых решений и склонности к кор­рупционному поведению.

В качестве главного вывода в заключение параграфа обосновывается суждение о том, что в целом, использование интернет-технологий орга­нами власти, несмотря на наращиваемое присутствие в Сети, пока в боль­шей степени проявляет старые политико-коммуникационные проблемы, чем открывает новые возможности в обеспечении эффек­тивной коммуникации между властью и обществом. Таким образом, про­блема взаимодействия государства и общества не решается простым при­менением новейших тех­нологических средств, а требует серьезной поли­тической работы, направ­ленной на освобождение инициативы граждан и на приобретение государ­ственными органами способностей с этой инициа­тивой работать. Включе­ние в орбиту внимания государства, кроме при­вычных административно-иерархических, также и сетевых структур орга­низации власти и общества является актуальной задачей, которая одновре­менно отвечает вызовам глобального мира и преодолевает ограниченность политических характе­ристик государств эпохи модерна. Новые способы коммуникации с граж­данами позволяют государственным органам точнее диагностировать си­туацию и находить оперативные способы разрешения проблем в случаях, когда управленческая иерархия не демонстрирует эф­фективности.

Всего автором опубликовано 75 научных работ общим объёмом

более 200 п. л., среди них по теме диссертации:

1. Евстифеев Р.В. (в составе авторского коллектива). Россия и современный мир. М., Национальный институт «Высшая школа управления», 2007. 330 с. (24 п.л.), (1 п.л. – авторский текст).

2. Евстифеев Р.В. Россия на пути к эффективному государству: траектория политического развития в контексте новой генерации глобальных вызовов. Владимир, Владимирский филиал РАГС, «Собор», 2008. – 216 с. (14 п.л.).

3. Евстифеев Р.В. Политико-административное управление: теоретические рамки политической науки и российские реалии. Владимир, Владимирский филиал РАГС, «Собор», 2009. – 184 с. (12 п.л.)

4. Евстифеев Р.В. Мелодии электоральных пространств. Политический процесс и электоральные предпочтения избирателей (Владимирская область, 1999-2009 гг.). Владимир, Избирательная комиссия Владимирской области, 2009.- 192 с. (12 п.л.).

5. Евстифеев Р.В. Политико-административная элита Владимирской области: основные тенденции развития и исследовательские стратегии. Владимир, Владимирский филиал РАСГ, «Собор», 2011. (10 п.л.)

6. Евстифеев Р.В. После глобализации? Политико-административные преобразования в России в XXI веке. Владимир, Владимирский филиал РАГС, «Транзит Х», 2011. – 240 с. (16 п.л.).

7. Евстифеев Р.В. (в составе авторского коллектива). «Хора» московских «ворот» и сценарии ее развития// ПОЛИС, 2007, №2. (2 п.л.), (0,5 п.л. – авторский текст)

8. Евстифеев Р. В. Российский путь к эффективному государству // Журнал ПОЛИТЭКС, 2008, № 4. (0,5 п.л.).

9. Евстифеев Р.В. Одиночество в Сети: политические эффекты интернет-стратегий органов власти субъектов Российской Федерации // ПОЛИТЭКС, 2009, №3. (1 п.л.).

10. Евстифеев Р.В. Политико-коммуникационные эффекты интернет-стратегий органов власти регионов России // Вестник Пермского университета. Серия Политология. № 3(7), 2009. (1 п.л.).

11. Евстифеев Р.В. Государство и общество в XXI веке: метафоры глобализации и глобализация метафор // «Социум и власть», №1, 2010. (1 п.л.).

12. Евстифеев Р.В. На пути к акме: психологические и акмеологические особенности становления и развития молодых политических лидеров // Акмеология, 2009г., № 3, с.78-79. (0,2 п.л.).

13. Евстифеев Р.В. Политико-административные преобразования в России в начале XXI века: институциональные рамки и тенденции развития //ПОЛИТЭКС, 2011, (1 п.л.).

14. Евстифеев Р.В. Владимирская область. Очерк истории развития политической ситуации (1988 –1996) // Регионы России. Хроника и руководители. Т.5. Рязанская, Владимирская и Тульская области. - Sapporo, Slavic research center, Hokkaido University, 1998. С.128-168 (8 п.л.)

15. Евстифеев Р.В. Новая генерация глобальных вызовов и судьбы суверенных государств в ХХІ веке // Белорусская политология: Многообразие в единстве IV. Республика Беларусь в глобализирующемся мире. Тезисы докладов IV Международной научно-практической конференции (13-14 мая 2010 года). Часть 1, Гродно, Республика Беларусь, 2010. С.97-100. (0,5 п.л.).

16. Евстифеев Р.В. Политическая наука и гражданское образование в России// Общественные функции политической науки в постсоветской России. Материалы научно-практического семинара 10 апреля 2005 года. Хабаровск, 2005. (0,3 п.л.)

17. Евстифеев Р.В. Государственное управление как предмет политической науки: размышления у парадного подъезда //Государственное управление в XXI веке: традиции и инновации. Материалы 5-й международной конференции факультета государственного управления МГУ им. М.В. Ломоносова (31 мая – 2 июня 2007 г.). М., 2007. С.358-360. (0,5 п.л.)

18. Евстифеев Р.В. Моделирование электорального пространства российских регионов на основе показателей корреляционной близости политических альтернатив // Моделирование в социально-политической сфере. Альманах. 2007 г., №1. С.72-79 (0,8 п.л.)

19. Евстифеев Р.В. Российский путь к эффективному государству: политическая траектория России в контексте новой генерации глобальных вызовов в начале XXI века//Политика XXI века: преемственность и инновации в России и в мире. Материалы международной научной конференции. Часть 2. Санкт-Петербург, 23-24 мая 2008 г. СПб, 2008. С.272-280. (0,5 п.л.)

20. Евстифеев Р.В. Мелодии электоральных пространств: российская партитура и региональные импровизации (эскиз исследования) // Политическая социология / редкол.: В.Л. Римский (отв. ред.) и др. -М.: Российская ассоциация политической науки (РАПН); Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2008. С.39-50. (1 п.л.).

21. Евстифеев Р.В. Политико-административные преобразования в России в контексте новой генерации глобальных вызовов в начале XXI века.//Демократия и управление. Информационный бюллетень исследовательского комитета РАПН по сравнительной политологии. №1 (5) 2008. С.46-47 (0,3 п.л.)

22. Евстифеев Р.В. «Ворота в глобальный мир» и перспективы политического развития регионов России //Территориально-политическое устройство российского государства: от прошлого к будущему : материалы Всероссийской научной конференции, Москва, 3 апреля 2008 года / отв. ред. А.С. Фалина; РАГС при Президенте РФ, Кафедра политологии и политического управления. - М. : Изд-во РАГС, 2008. С.250-256 (0,5 п.л.)

23. Евстифеев Р.В. Социальное государство versus государство социального благополучия? Политические аспекты социального мира // Россия: путь к социальному государству / Материалы Всероссийской научной конференции (Москва, 6 июня 2008 г.). — М.: Научный эксперт, 2008. С.209-215. (1 п.л.)

24. Евстифеев Р.В. Новая генерация глобальных вызовов и политическая траектория России в начале XXI года // Российская политическая наука XXI века: неполитический потенциал политического. Материалы Международной научной конференции. Москва, 23-24 апреля 2009 г. Часть 2. М., 2009. С165-180. (1 п.л.)

25. Евстифеев Р.В. «Бесполярный беспорядок»: новая реальность глобализации и перспективы политико-административного режима в России // Политика развития и политико-административные отношения: сб. науч.ст. Краснодар: Кубанский гос. Ун-т, 2009. С. 123-132. (1 п.л.)

26. Евстифеев Р.В. Национальное стратегическое проектирование как инструмент политико-административных преобразований: история, концепции и российские реалии // Ученые записки РАГС. Выпуск 1 (IX). Издательство РАГС, М., 2009. - С. 15-36. (1,3 п.л.)

27. Евстифеев Р.В. Политико-административные преобразования в России: институциональные рамки и тенденции развития // Политические институты в современном мире. Материалы Всероссийской конференции с международным участием 10-11 декабря 2010 года. Санкт-Петербург, 2010, С. 112-113. (1 п.л.)

28. Евстифеев Р.В. Где может родиться демократия // «60 параллель», 2011, № 1 (40). С. 14-23. (1 п.л.)

Диссертация на соискание ученой степени

доктора политических наук

ЕВСТИФЕЕВ Роман Владимирович

Тема диссертационного исследования:

«Политико-административные преобразования в России в контексте глобальных вызовов: отечественный и зарубежный опыт, проблемы и тенденции развития»

Научный консультант

        доктор политических наук, профессор

МОРОЗОВА Елена Георгиевна

        Изготовление оригинал-макета

Евстифеев Роман Владимирович

Подписано в печать ______________ Тираж 100 экз.

Усл. п.л. 2

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»

Отпечатано ОПМТ РАГС. Заказ №

119606, Москва, пр-т Вернадского, 84

1 См. Указ Президента РФ от 23 июля 2003 г. № 824 «О мерах по проведению административной реформы в 2003 - 2004 годах» // «Российская Газета», 25 июля 2003 г., No 148 (3262); Распоряжение Правительства РФ от 25 октября 2005 г. № 1789-р «Об одобрении Концепции административной реформы в РФ в 2006 - 2008 годах и плана мероприятий по проведению административной реформы в РФ в 2006 - 2010 годах» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 46, ст. 4720).

    1. 1 См.: Гудков Лев, Дубин Борис. Иллюзия модернизации: российская бюрократия в роли «элиты» // Pro et Contra. 2007, № 3 (37). С. 85; Левада-Центр. Оценки населением деятельности правительства. 20.11.2008 // /press/2008112008.html.

2 Левада-Центр. Реформы президента Медведева и взаимоотношения общества и власти. 05.03.2010 // /press/2010030502.html.

3 Левада-Центр. Оценки деятельности Путина и правительства. 27.10.2009 /press/2009102705.html.

4 Медведев Д.А. Россия, вперед! //Gazeta, 10 сентября 2009 г. // /comments/2009/09/10_a_3258568.shtml.

5 См.: Ежегодное Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. 5 ноября 2008 г. // Российская газета. Неделя. № 4787 от 6 ноября 2008 г.

1 Барч У. Возможности внедрения зарубежного опыта в условиях России // Государственная служба. – 2007. – № 6. – С. 171.

1 См.: Платон. Государство // Государство. Законы. Политика. М.: Мысль, 1998; Аристотель. Политика // Соч.: В 4 т. Т.3. Ч.2. М., 1972.

2 См.: Макиавелли Н. Государь. М., 1990; Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского // Избр. произв.: В 2 т. М., 1964: Локк Д. Два трактата о правлении //Соч. Т.3. М., 1988; .Монтескье Ш. О духе законов // Избранные произведения. М., 1956; Руссо Ж.Ж. Трактаты. М.,1990; Токвиль А. Демократия в Америке. М., 1994; Маркс К. Гражданская война во Франции // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.17; Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.21; Милль Д. Рассуждения о представительном правлении. М., 2006; Спенсер Г. Социальная статика. СПб., 1996; Хайек Ф. Дорога к рабству. М., 1992.

1 См.: Бердяев Н.А. Судьба России. М., 1990; Булгаков С.Н. Два града. СПб., 1997; Булгаков С.Н. Христианский социализм. Новосибирск, 1991; Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991; Ильин И.А. Общее учение о праве и государстве. М., 2006; Карамзин Н.М. Записка о старой и новой России в ее политическом и гражданском общениях. М., 1991; Лосский Н.О. Характер русского народа. М., 2005; Соловьёв В.С. О христианском единстве. М., 1994; Солоневич И.Л. Народная монархия. М., 2003; Тихомиров Л.А. Монархическая государственность М., 2006; Федотов Г.П. Судьба и грехи России. СПб., 1991; Франк С.Л. Духовные основы общества. М, 1992.

2 Козловски П. Общество и государство: неизбежный дуализм. М., 1998; Ван Кревельд М. Расцвет и упадок государства. М., 2005; Коэн Дж.Л., Арато Э. Гражданское общество и политическая теория . М., 2003; Лейпхарт А. Демократия в многосоставных обществах. М., 1997; Линц Х., Степан А. «Государственность», национализм и демократизация // Полис. 1997. № 5; Мэннинг Н., Паркинсон Н. Реформа государственного управления. Международный опыт. М., 2003; Панкратов С.А. На пути модернизации к устойчивому развитию России. Волгоград, 2001; Пшеворски А. Демократия и рынок. Политические и экономические реформы в Восточной Европе и Латинской Америке. М., 2000; Хантингтон С. Третья волна. Демократизация в конце ХХ века. М., 2003.

1 Weber M. Theory of Social and Economical Organization. N.Y., 1947; Crоzier M. Le Changement dans les Organisations // Revue française d’administration publique. 1991.

2 См. Комаровский В.С. Административная реформа в Российской Федерации // ПОЛИС (Политические исследования) – 2005 - №4 – С.172-178; Сморгунов Л.В. Государство и политика модернизации // Вестник философии и социологии Курского государственного университета - 2010. - № 2. - С. 132-139; Шабров О.Ф. Эффективность государственного управления в условиях постмодерна // Власть. – 2010. - №5. - С.4-9.

3 Государственная политика и управление / Под ред. Л.В.Сморгунова. — М: 2006. С. 3

4 Тоффлер Э. Третья волна. М., АСТ, 2004; Валлерстайн И. Конец знакомого мира. М., Ладомир, 2005.;

5 Aberbach J.D. Public Service and Administrative Reform in the United States: the Volcker Commission and the Bush Administration // International Review of Administrative Science. 1991. № 3; Guy P. Comparing Public Bureaucracies: Problems of Theory and Method. Tuscaloosa, AI., 1988; Farazmand A. Handbook of Comparative and Development Public Administration. N.Y., 1991; Page E. Comparative Public Administration in Britain // Public Administration. 1995. Vol. 73. № 2; Heady F. Public Administration. A Comparative Perspective. Sixth edition, N.Y., 2001; Heady F. Comparative and International Public Administration: Building Intellectual Bridges // Public Administration Review. 1998. Vol. 58. № 1; Wong H.-K., Chan H. Handbook Comparative Public Administration of in Asia-Pacific Basin. N.Y., 1999. Barzelay M. Breaking Through Bureaucracy: A New Vision for Managing in Government. Berkeley. 1992.

1 Буренко В.И. Социальное регулирование политической власти. М., 2001; Гельман В.Я. Постсоветские политические трансформации // Полис. 2001. № 1; Глазунова Н.И. Государственное и муниципальное (административное) управление. М. 2007; Демократия в современном мире. М., 2009; Зиновьев А.А. Запад. Феномен западнизма. М., 1995; Мощелков Е.Н. Переходные процессы в России: опыт ретроспективно-компаративного анализа социальной и политической динамики. М., 1996; Омельченко Н.А. Этатистский соблазн: власть и общество в России в контексте становления и эволюции национальной государственности // Право и политика. 2010. №6; Панарин А.С. Народ без элиты. М., 2006; Соловьев А.И. Цивилизация versus политика. Российские иллюстрации // Власть. 2007. №8; Шутов А.Д. Россия в жерновах истории. М., 2008.

2 См.: Ахиезер А.С. Российская цивилизация: содержание, границы, возможности. М., 2000; Капустин Б.Г. «Свобода от государства» и «свобода через государство». О неизбежности посткоммунистической России и ответственности либералов // Вопросы философии. 1998. № 7; Пивоваров Ю.С., Фурсов А.И. «Русская система» как попытка понимания русской истории // Политические исследования. 2001. № 4; Шевцова Л. Как Россия не справилась с демократией: политика политического отката // Pro et Contra. 2004. № 3.

1 См. об этом: Заславская Т.И. Социетальная трансформация российского общества: деятельностно-структурная концепция. М., 2003; Ильин В.В., Ахиезер А.С. Российская государственность: истоки, традиции, перспективы. М., 1997; Мачкув Е. Преобразование коммунистического тоталитаризма и посткоммунистическая системная трансформация: проблемы, концепции, периодизация // Полис. 2000. № 4; Мельвиль А.Ю. Демократические транзиты, транзитологические теории и посткоммунистическая Россия / Политическая наука в России: Интеллектуальный поиск и реальность: Хрестоматия. М., 2000; Мультикультурализм и трансформация постсоветских обществ [Международная научная конференция сент. 1997 г.] / Под ред. В.С. Малахова, В.А. Тишкова. М., 2002; и др.

2 См. напр.: Анохин М.Г. Политическая система: переходные процессы. М., 1999; Вайнштейн Г.И. Закономерности и проблемы посткоммунистических трансформаций / Политические институты на рубеже тысячелетий. Дубна, 2001; Галкин А.А., Красин Ю.А. Россия на перепутье. Авторитаризм или демократия: варианты развития. М., 1998; Иванов В.Н. Россия: социально-политическая ситуация (национальный и региональный аспекты). М., 2000; Ледяев В.Г. Власть: концептуальный анализ. М., 2001; Мельвиль А.Ю. Демократический транзит в России – сущностная неопределенность процесса и его результатов. М., 2002.

1 См.: Афанасьев В.В. Россия и Европа: нации в эпоху глобализации. М., 2006; Бауман З. Глобализация. Последствия для человека и общества. М., 2004; Делягин М.Г. Мировой кризис: Общая теория глобализации. М., 2003.; Добреньков В.И. Глобализация и Россия: социологический анализ. М., 2006; Лобер В.Л. Антиглобализм как социально-политическое явление / Глобализация: многостороннее измерение. М., 2004; Смирнов А.И. Информационная глобализация и Россия: вызовы и возможности. М., 2005; Чумаков А.Н. Глобализация. Контуры целостного мира. М., 2005.

2 См.: Панарин А.С. Искушение глобализмом. М., 2002.

3 См.: Сорос Дж. О глобализации. М., 2004; Бжезинский З. Великая шахматная доска. Господство Америки и ее геостратегические императивы. М., 1998; Бжезинский З. Выбор. Мировое господство или глобальное лидерство. М., 2004.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Политическая система российской федерации: теория и практика формирования, тенденции развития

    Диссертация
    Защита диссертации состоится «_24 »_декабря 2010 г. в часов на заседании диссертационного совета по политическим наукам (Д.212.141.20) в Московском государственном техническом университете им.
  2. Тенденции развития ситуации: аналитический комментарий

    Документ
    Участие руководства страны в урегулировании ситуации вокруг Ирака и последующее осуждение начала боевых действий, начатых США и Великобританией против этого ближневосточного государства.
  3. Проблема свободы в контексте теории деятельности

    Диссертация
    1.1. Онтологические и гносеологические основания свободы в истории философской мысли . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
  4. Мировая политика в условиях кризиса

    Учебное пособие
    С конца ХХ столетия наряду с устоявшимся термином «международные отношения» в научный оборот все настойчивее входит понятие «мировая политика». Есть основания для этого? Не происходит ли дублирование семантического ряда? Попробуем
  5. Н. Д. Кондратьева Институт экономики ран экономический факультет мгу им. М. В. Ломоносова чЕловеческий капитал: мировые тенденции и российская специфика Доклад

    Доклад
    Е-86. XVI Кондратьевские чтения «Человеческий капитал: мировые тенденции и российская специфика». Тезисы докладов и выступлений участников чтений. М.: Международный фонд Н.

Другие похожие документы..