Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Державне підприємство «Інформаційний центр» Міністерства юстиції України (надалі – Адміністратор), в особі (ПІБ), який діє на підставі Статуту / Дові...полностью>>
'Программа'
Поиск в интернете слова web-design (webdesign, web design) дает нам ссылки на инструкции и книги по руководствам к различным программам. Та же картин...полностью>>
'Документ'
1.8. Лицензия № 291991 серия А от 23 декабря 2008 г. Службой по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области, на осуществление образовате...полностью>>
'Расписание'
10.11г. Четверг 9.00 Маркетинг 4 ч. лек. 4 ч. пр. Проф. Рагрин В.Н. 14.10.11г. Пятница 9.00 Управление качеством 4 ч. лек. 4 ч. пр. Доц. Кизилова Т....полностью>>

Политико-административные преобразования в контексте глобальных вызовов: отечественный и зарубежный опыт, проблемы и тенденции развития

Главная > Диссертация
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Достижение поставленной цели предполагает решение следую­щих взаимосвязанных исследовательских задач:

1) выявление сущности политико-административного как понятия, позволяющего осмыслить природу и особенности современного государства и государственного управления;

2) раскрытие содержания концепта политико-административных преобразований и определение его места в исследовательском арсенале современной политической науки;

3) определение основных характеристик модернистской и постмодернистской моделей политико-административных преобразований;

4) осмысление зарубежного опыта оценки эффективности политико-административных преобразований, возможностей применения этого опыта в условиях России;

5) выявление природы глобализационных вызовов и характера их влия­ния на политико-административные преобразования в современных государствах;

6) раскрытие основных характеристик новой генерации глобальных вызовов и оценка их воздействия на процессы политико-административных преобразований в России;

7) определение условий и этапов формирования в РФ политико-административных институтов переходного периода;

8) рассмотрение хода и результатов институализации политико-ад­министративных преобразований в России на современном этапе;

9) определение политико-административных аспектов регионального развития России сквозь призму сетевого подхода;

10) выявление особенностей реализации новых информационных технологий в государственном управлении и перспектив их использования для эффек­тивизации взаимодействия государства и общества в России.

Теоретической базой исследования являются вы­воды, сформули­рованные в трудах специалистов в области теории развития и модерниза­ции (Ш. Эйзенштадта, Д. Растоу), по­литической транзитологии (С. Хан­тингтона, А.Ю. Мельвиля), глобали­стики и международных отношений (У. Бека, Дж. Ная, З. Баумана), мир-системного анализа и развития современ­ных государств (И. Валлерстайна, Ч. Тилли, Дж. Арриги), системного под­хода к государственному управле­нию (О.Ф. Шабров, В.С. Комаровский, Е.Г. Морозова). Таким образом, можно сказать, что в исследовании приме­нен междисциплинарный подход, позволяющий повысить уровень концеп­туализации знаний по теме исследования.

Методологической основой исследования стали общие принципы системного анализа социальных, политических, экономических и геоциви­лизационных процессов, принципы формационного и цивилизационного подходов к развитию человеческого общества. Особое место в исследова­нии отводится автором институциональной парадигме.

Методологическая основа диссертационного исследования сформи­рована на фундаментальных научных подходах М.Вебера, идеях и мето­дах, применяемых в работах И. Валлерстайна. В работе использова­лись положения сетевого подхода, разработанные в трудах М. Кастельса, Л.В. Сморгунова и других современных авторов.

Используемые методы исследования. Диссертационное исследова­ние проводилось на основе принципов и методов научного анализа, выра­ботанных в области современного философского, исторического, полито­логического и социологического знания. При этом автор исходил из при­знания противоречивости, многомерности и альтернативности обществен­ного развития, диалектического единства глобального и локального.

Общенаучные методы (восхождения от абстрактного к конкретному, единства исторического и логического, системный) использовались пре­имущественно при теоретическом обосновании проблемы, а также при формировании теоретико-методологической базы диссертации. Специ­аль­ные методы, анализ первичных и вторичных документальных источни­ков были применены при описании конкретных процессов современного этапа политического развития России. Применение сравнительно-полито­логиче­ского анализа обусловливалось необходимостью выявления общего и осо­бенного в проведении политико-административных ре­форм в различных странах мира.

Из методов прикладной политологии в диссертационной работе были использованы политологический анализ юридических документов, программных положений политических партий, экспертные опросы мето­дом интервьюирования граждан, государственных гражданских и муници­пальных служащих, статистические инструменты оценки эффективности государственного управления. Кроме того, немалое значение имеет метод неформализованного включённого наблюдения, применявшийся в течение более чем 10-лет­ней работы диссертанта на должностях гражданской госу­дарствен­ной службы в администрации субъекта Российской Федерации, работы на выборной должности в качестве депутата регионального парла­мента, включая участие автора в разработке и экспертизе стратегических до­кументов, определяющих государственную политику в субъекте РФ.

Эмпирическую базу диссертации составили документы и мате­риалы проводимых в России административных реформ и преобразований в сфере государственного управления, начиная с 1991 г. Автор также об­ращался к Посланиям Президента Российской Федерации Федеральному Собранию РФ (2001–2010 гг.), законодательным актам Российской Феде­рации. Использовались мате­риалы, содержащиеся в сообщениях, бюлле­тенях и других официальных публикациях органов государственной вла­сти и управления, печатные и электрон­ные публикации российских и зару­бежных СМИ, издания общественно-политического характера и специали­зи­рованная периодика, официальные статистические материалы Рос­сии, Евросоюза, США, материалы социологических исследований Фонда «Об­щественное мнение» (ФОМ), «Левада-Центра», «РОМИР монито­ринга», ВЦИОМа (2000-2011 гг.), обзоры и исследовательские материалы Всемир­ного Банка, международных «фабрик мысли» Rand Corporation, Hoover In­stitute. При написании диссерта­ции интерпретированы материалы, полу­ченные в результате исследований, проведенных при участии автора в рамках Международного проекта «Рос­сийские ворота в глобальный мир» (2006-2007 гг., руководитель - профессор В.М. Сергеев), а также автор­ского ис­следования электоральных предпочтений избирателей, выполнен­ного по заказу Владимирской областной избирательной комиссии «Мело­дии элек­торальных пространств». Автором использованы материалы и на­блюдения, собранные и зафиксированные в ходе работы на государствен­ной службе, в качестве депутата регионального парламента, эксперта и аналитика ряда федеральных избирательных компаний, в качестве кон­сультанта в госу­дарственных и муниципальных органах управления.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Динамика общемирового развития обусловливает возрас­тающее значение политико-административного компонента в жизнедеятельности государств. Понятие политико-административного фокусирует внимание политиков и управленцев, прежде всего, на взаимодействии госу­дарства и общества как важнейшем условии эффективности государственного управления, на необходимости интеракций не только внутри самой системы государственного управления, но и между системой и окружающей ее средой. В то же время понятие политико-административного содержит в себе признание того факта, что реальной альтернативы государству, обеспечивающему наиболее благоприятные условия для развития создавшего его социума, пока не существует.

2. Политико-административная сущность государственного управления явственно реализуется в соответствующих преобразованиях, кото­рые становятся одной из базовых функций государства. Эта функция направлена на достижение таких сопряженных целей, как развитие демократических начал и повышение эффективности управления, укрепление конкуренто­способ­ности государств. В связи с этим концепт политико-административных преобразований начинает играть заметную роль в теоретико-методологическом оснащении политической науки, позволяя сформировать особое видение соотношения политики и управления и, следовательно, придать импульс развитию соответствующей исследовательской перспективы.

3. Осмыслению изучаемого феномена способствует и научная ретроспекция, показывающая, что движение к современным идеям и практикам государственно-общественного взаимодействия носило нелинейный характер. Это подтверждается сравнением модернистской и постмодерни­стской моделей политико-административных преобразований. При всех завоеваниях эпохи модерна, ею не были решены такие проблемы демократии участия, как децентрализация управления, нахождение баланса между профессионализацией управленческой деятельности и привлечением к принятию решений социальных партнеров, учет мнений меньшинства и др. Это обусловли­вает приоритетное развитие партнерства и диалога в рамках постмодерни­стской модели политико-административных преобра­зо­ваний.

4. Отличия между моделями модерна и постмодерна проявляются и в оценках эффективности преобразований. Доминирующий ранее универсализм представлений об эффективности, базирующейся только на количест­венных показателях экономической состоятельности, сегодня уступает место показателям «второго поколения», в которых присутствует политически нюансированное понима­ние эффективности – например, для стран с переходной экономикой. Россия показывает, с одной стороны, боль­шую степень совпадения целей, задач, методов преобразований с рядом развитых экономик мира. С другой стороны, наша специфика значительна и требует большего понимания сте­пени готовности страны к изменениям.

5. Основными проявлениями глобализации как феномена постмодерна, влияющего на функционирование национальных государств, являются растущая про­ницаемость государственных границ, обострение проблем нелегальной миграции, наркотрафика, глобальных террористических сообществ и т.п. Серьезным вызовом стали также финансово-экономические и экологические кризисы, распространение особо опасных инфекций. При этом политическая составляющая и вызовов, и ответов на них состоит в том, что государство, лишаясь то одной, то другой части суверенитета (которые передаются как наднациональным, так и субнациональным властным структурам), стремится защитить себя политикой изоляционизма, усилением традиционалистских, почвеннических тенденций. Фрагментация национального суверенитета названа в литературе «исчезновением», «размыванием» государства.

6. К началу XXI в. сформировалась совокупность явлений, объединяемых в кластер «новая генерация глобальных вызовов». К ним относятся образование новых мировых центров силы, успешно конкурирующих с традиционными политико-экономическими моделями (Китай), проявление «незападного лика» глобализации (альтерглобализм), зарождение «бесполярного беспорядка» со вступлением в глобальную игру новых акторов. Тогда же начал определяться и новый ответ государства, который можно кратко охарактеризовать как его «возвращение». Адаптация России к новой генерации глобальных вызовов требует безусловного «возвращения» государства, однако не в классическом, а в преобразованном виде. Преобразования должны, в первую очередь, затронуть пространственную организацию политической вла­сти и политико-административного управления, а также изменить принципы и механизмы взаимодействия госу­дарства и общества. Последнее означает значительное расширение числа граждан (представителей экспертного, журналистского, предпринимательского и др. сообществ, групп заинтересованных граждан), вовлекаемых в про­цессы государственного управления.

7. Политико-административные преобразо­вания в РФ, стартовавшие в последнее десятилетие прошлого века, были обусловлены не только глобальными вызовами, но и содержанием политического и экономического процессов внутри страны. Формаль­но-конституционной сутью прошедшего 20-летия было формирование и развитие демократи­ческой по­литической сис­темы и рыночной экономики. В реальности же в стране строили госкапитализм и административное государство, ориентированное на обслуживание крупного бизнеса и высшей политико-управленческой элиты. Институционализация партий, конкурентных выборов, дееспособного парламентаризма приняла во многом деформированный и выхолощенный характер. В этих условиях преобразова­ния затронули преимущественно административную сферу и свелись к созданию государственно-управленческих институтов, решающих задачи переходного периода и гарантирующих невозможность возвращения к прежней системе власти и собственности.

8. Тенденция к стабилизации сложившегося институционального порядка, недопущению в политику новых групповых и индивидуальных акторов, минимизации реальных политических изменений сохранилась и в последующий период. Несколько попыток развертывания ад­министративной ре­формы в конце 90-х – начале 2000-х гг. не имели успеха. Стержнем преобра­зований было проведение институциональ­ных изменений внутри самой системы исполнительной власти. Целые направления реформирования оста­вались слабо затронутыми в силу того, что они требовали политических решений. Сегодня Россия испытывает сильнейшую конкуренцию со стороны ведущих экономик мира. Решается вопрос о сохранении ее в группе мировых лидеров. Проведение необходимых для этого системных преобразований требует соблюдения баланса между политической и административной составляющими – в частности, отказа от направленного только «сверху вниз» управленческого подхода. Эффективным государственное управление становится только при условии налаживания межсекторального, межведомственного, межуровнего, многоакторного взаимодействия в государстве и обществе.

9. Высокая степень неопределенности, с которой столк­нулись российские регионы на рубеже веков, диктует необходи­мость выработки единых и понятных для всех правил игры, обеспечивае­мых государством и реализуемых в ходе политико-админист­ративных преобразований. Приемлемым вариантом преобразований, отражающим процессы адаптации страны как к эндогенным, так и к экзогенным фак­торам, является модель «ворот в глобаль­ный мир» и располагающейся вокруг «ворот» периферии (О. Андерсон, Д. Андерсон, В.М. Сергеев). На основе данной модели диссертантом разработаны сценарии сетевого взаимодействия центра и регионов России: консервативный, негативный, умеренно позитивный и промежуточный. Последний представляется наиболее вероятным и конструктивным, поскольку в его рамках поддержка наиболее про­блемных регионов сочетается с ускоренным развитием «ворот».

10. Одной из главных тенденций в развитии взаимодействия государства и общества является использование интернет-технологий. При этом возникает и контр-тенденция: бюрократия использует интернет, пытаясь при этом не допустить настоящей открытости власти и реального участия граждан в управлении. Для этого выбираются специфические интернет-стратегии – например, «мерцающее информирование пространства», предполагающее минимум взаимодейст­вия субъектов. Используются три основных «механизма торможения»: установление барьеров на пути движения информации; стирание истории взаимо­действий; применение недиалогических приемов коммуникации. Так бюрократия выхолащивает суть новшества и сохраняет присущие ей закрытость, неэффективность, склонность к кор­рупции. Диссертант отмечает, что данная проблема не может быть решена только технологически. Она требует серьезной поли­тической работы, направ­ленной на осво­бождение инициативы граждан, равно как и на приобретение государ­ственными служащими способностей и мотиваций к взаимодействию.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна. В результате проведенного научного исследования были получены следующие выводы, содержащие в себе новизну представ­ленного диссертационного исследования:

1. На базе данного в работе концептуального обоснова­ния понятия политико-административного выделено и опреде­лено производное от него поня­тие политико-административных преобразований, понимаемых как реальные результаты изменений в системе государственного управления, на­правленных на достижение принципиально нового качества работы как внутри самого административного аппарата, так и в сфере его взаимодейст­вия с обществом.

2. В работе описаны и проанализированы модернистская и постмо­дернистская модели политико-административных преобразований, выделены их сущностные характеристики, сделан вывод о нелинейной ди­намике развертывания политико-административных преобразований в ходе перехода от эпохи модерна к эпохе постмодерна - от освоения и внедрения политической демокра­тии и представительства к построению постдемократии, препятствующей дальнейшему развитию политической конкуренции, сужающей политическое пространство и насыщающей политический процесс элитарно-авторитарными компонентами.

3. На основании проведенного анализа международных показателей эффективности модернистской и постмодернистской моделей политико-ад­министративных преобразований сделан вы­вод о том, что наиболее актуальной мировой тенденцией является ослабление значимости чисто экономических и административных критериев эффективности и повышение важности социально - политических критериев при оценке результатов деятельности государственной власти. Сделаны выводы о степени применимости различных систем показателей эффективности в российских условиях.

4. На базе разработанной автором методики выявления взаимо­связи политико-административных преобразований и глобальных процес­сов (основанной, в свою очередь, на модернизированном методологическом подходе А. Тойнби «вызов-и-ответ») выделено и определено понятие глобальных вызовов, установлено их влияние на политическое развитие государств; проанализи­рованы основные модели глобализации, провоцирующие различные по интен­сивности и глубине взаимодействия между государствами, экономиками, культурами и оказывающие различное воздействие на современные политико-административные преобразования.

5. Выделена сформировавшаяся в начале XXI в. и оказывающая специфическое влияние на политико-администра­тив­ные преобразования группа факторов, обозначаемых автором как «новая генерация глобальных вызовов»; предложены конкретные направле­ния политико-административных преобра­зований в России, обеспечиваю­щих «возвращение» государства – прежде всего, изменение его пространственной организации, а также принципов и механизмов взаимодействия с обществом.

6. Разработана авторская периодизация политико-администра­тивных преобразований в России, учитывающая динамику интересов российской элиты и институциональный аспект данного процесса. На начальном этапе, носившем переходный характер, преобразова­ния затронули преимущественно административную сферу и свелись к созданию государственно-управленческих институтов, решающих задачи создания рыночной экономики, новой политической и государственно-управленческой системы. На современном этапе интересы страны требуют не только повышения эффективности экономики, но и сбалансированного функционирования всей политико-административной сферы. В диссертации сформулированы обязательные политиче­ские условия для достижения позитивных результатов преобразований.

7. Разработаны пер­спективные на­правления преобразований, основанных на сетевом подходе к политической практике российских регионов и связан­ных с пространственным распределением политиче­ской власти в госу­дарстве по модели «глобальных ворот». Установлены важные условия эффективности взаимодействия го­сударственной власти и населения на ос­нове внедрения информационных технологий: проведение поли­тической работы по высво­бождению инициативы граждан и приобретение государ­ственными служащими способностей и мотиваций к взаимодействию.

Теоретическая значимость результатов исследования состоит в приращении эвристических возможностей политологического изучения содержания, особенностей, сложностей и перспектив политико-административных преобразований в России и мире сквозь призму воздействия на них глобализационных вызовов новой генерации, сформировавшихся на рубеже веков и носящих отпечаток эпохи постмодерна. Решение задач, поставленных в рамках диссертационной работы, способствует более глубокому пониманию сущности современного государства, обоснованию новой государственной функции, состоящей в осуществлении политико-административных преобразований с целью обеспечения синергетического взаимодействия эффективности и демократичности государственного управления. Концепт политико-административных преобразований может обогатить понятийно-категориальный аппарат политической науки и способствовать активному развитию соответствующей исследовательской перспективы.

Практическая значимость результатов исследования заключа­ется в том, что его конкретные положения и выводы могут быть использованы в аналитической работе для определения целей и приоритетов разви­тия России, ее политико-административной системы в условиях действия глобальных вызовов нового поколения. Предложенные рекомендации могут быть полезны при разработке страте­гий и программ развития Российской Федерации, регионов России, уточнении направлений и мето­дов политической модернизации, развития экономики и социальной сферы страны.

Материалы диссертации могут быть востребованы в высших учеб­ных заведениях при подготовке специалистов, бакалавров и магистров по го­сударственному и муниципальному управлению, политологии, менедж­менту, а также при и переподготовке государственных и муни­ципальных служащих.

Апробация работы. Результаты, полученные в ходе проведенного исследования, получили апробацию в политической практике, в том числе, при разработке:

- проекта стратегии развития Вла­димирской области, предпринятой творческим коллективом Владимир­ского филиала Российской академии государственной службы при Прези­денте РФ по заказу администрации Владимирской области;

- информационно-аналитических ма­териалов к заседаниям Политического консультативного Совета при Гу­бернаторе Владимирской области, Общественной Палаты Владимирской области, областной Избирательной комиссии;

- Закона Владимирской области «Об Общественной палате Владимирской области», а также в ходе разработки основных принципов работы и направлений деятельности Общественной палаты Владимирской области;

- стратегий развития муниципальных об­разований Владимирской области в ходе реализации проекта «Стратегии развития муниципалитетов»;

- новой Стратегии развития го­рода Владимира в рамках работы проектной группы «Самоуправление», руководителем которой являлся автор исследования;

- концепции научной деятельности Лаборатории социально-политического анализа Владимирского филиала Российской академии государственной службы, плана работы лаборатории и его реализации;

- научно-исследовательского проекта «Политико-административная элита Владимирской области» (2010 г.), про­финансированного на грантовой основе Владимирским филиалом Россий­ской академии государственной службы при Президенте РФ.

Помимо вышеперечисленного, результаты, полученные в рамках на­стоящего диссертационного исследования, легли в основу выступлений на научных конгрессах, конференциях, дискуссиях и семинарах. Главные теоретические положения были представлены и обсуждались на Третьем, Четвертом и Пятом Всероссийских конгрессах политологов (октябрь 2003 г., октябрь 2006 г., ноябрь 2009 г., г. Москва); на Третьем Социологическом Конгрессе (ноябрь 2008 г., г. Москва), на более чем 20-ти международных на­учных конференциях, в том числе: Международной научной конферен­ции «Трансформация политической системы России: проблемы и перспек­тивы» (22-23 ноября 2007 г., Москва, РАПН); Международной научной конференции «Политика XXI века: преемственность и инновации в России и в мире» (23-24 мая 2008 г., Санкт-Петербург, Балтийский государствен­ный технический университет «Военмех» им. Д.Ф.Устинова); Россий­ско-немецком симпозиуме «Демократия и элиты: демократия ver­sus элитократия» (13 ноября 2008 г., Москва, РАГС).

Основные положения диссертационного исследования представля­лись и обсуждались на более чем 20-ти общероссийских и межрегиональных конференциях и семинарах, а также на методологических семинарах ка­федры политологии и политического управления Российской академии го­сударственной службы при Президенте РФ, научно-методологических семинарах кафедры управления Владимирского филиала Российской ака­демии государственной службы при Президенте РФ, научных меро­приятиях Владимирского регионального отделения Российской ассоциа­ции политической науки.

Структура диссертации обусловлена целями и задачами исследова­ния и состоит из введения, пяти глав, разделенных на параграфы, заключе­ния и библиографического списка.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Политическая система российской федерации: теория и практика формирования, тенденции развития

    Диссертация
    Защита диссертации состоится «_24 »_декабря 2010 г. в часов на заседании диссертационного совета по политическим наукам (Д.212.141.20) в Московском государственном техническом университете им.
  2. Тенденции развития ситуации: аналитический комментарий

    Документ
    Участие руководства страны в урегулировании ситуации вокруг Ирака и последующее осуждение начала боевых действий, начатых США и Великобританией против этого ближневосточного государства.
  3. Проблема свободы в контексте теории деятельности

    Диссертация
    1.1. Онтологические и гносеологические основания свободы в истории философской мысли . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
  4. Мировая политика в условиях кризиса

    Учебное пособие
    С конца ХХ столетия наряду с устоявшимся термином «международные отношения» в научный оборот все настойчивее входит понятие «мировая политика». Есть основания для этого? Не происходит ли дублирование семантического ряда? Попробуем
  5. Н. Д. Кондратьева Институт экономики ран экономический факультет мгу им. М. В. Ломоносова чЕловеческий капитал: мировые тенденции и российская специфика Доклад

    Доклад
    Е-86. XVI Кондратьевские чтения «Человеческий капитал: мировые тенденции и российская специфика». Тезисы докладов и выступлений участников чтений. М.: Международный фонд Н.

Другие похожие документы..