Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
1. Конгресс местных и региональных властей Совета Европы приветствует высокое качество тех обсуждений, которые состоялись на 16-й конференции министро...полностью>>
'Документ'
Макс Вебер родился в 1864 г. в Эрфурте. Его отец был юри­стом, а по политическим ориентациям — национал-либе­ралом. Мать была образованной и глубоко ...полностью>>
'Документ'
С наступлением нового века изменился социокультурный контекст изучения иностранных языков в России. Значительно возросли их образовательная и самообр...полностью>>
'Курсовая'
Экономическая реформа в России (процессы разгосударствления, демонополизации, приватизации) привела к новым отношениям в сфере хозяйственной деятельно...полностью>>

Оглы автоматизация многокритериального оценивания уровня сформированности профессиональных компетенций будущих специалистов

Главная > Автореферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

На правах рукописи

Аскеров Эмин Мубариз оглы

АВТОМАТИЗАЦИЯ МНОГОКРИТЕРИАЛЬНОГО оценивания УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ профессиональнЫХ

компетенций БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Специальность 05.13.06 – Автоматизация и управление

технологическими процессами и производствами (образование)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени
кандидата технических наук

Москва-2010

Работа выполнена на кафедре систем управления и вычислительной

техники ФГОУ ВПО «Калининградский государственный технический университет»

Научный руководитель:

доктор педагогических наук, кандидат технических наук, профессор Рудинский Игорь Давидович

Официальные оппоненты:

Доктор технических наук, профессор Данилюк

Сергей Григорьевич

Кандидат технических наук, доцент Шаховский

Андрей Владимирович

Ведущая организация:

ФГОУ ВПО «Волгоградский государственный

технический университет»

Защита диссертации состоится 24 декабря 2010 года в 11 часов на заседании объединенного диссертационного совета по защите докторских и кандидатских диссертаций ДМ.008.004.02 при Учреждении Российской академии образования «Институт информатизации образования» по адресу: 119121, г. Москва, ул. Погодинская, д. 8.

Отзывы, заверенные печатью, просим направлять по адресу: 119121, г. Москва, ул. Погодинская, д. 8.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Учреждения Российской академии образования «Институт информатизации образования»; автореферат размещен на сайте .

Автореферат разослан 23 ноября 2010 г.

Ученый секретарь диссертационного совета
доктор педагогических наук,
кандидат технических наук,
профессор


О.А. Козлов


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность проблемы исследования. Экономические и социальные перемены в современном российском обществе выдвигают принципиально новые требования к профессиональной квалификации специалистов. Широкий спектр и разнородный характер требований квалификационной характеристики предопределяет необходимость оценивания уровня сформированности профессиональных компетенций будущих специалистов по большому количеству критериев.

Необходимость оценивания уровня сформированности профессиональных компетенций будущих специалистов подтверждается изменениями в законодательстве в области образования и начавшимся переходом на федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) нового поколения. В них определены новые требования к результатам освоения образовательных программ, к которым относится формирование не только соответствующих знаний, умений и навыков, но в первую очередь – профессиональных компетенций выпускника вуза. Однако ни в проектах ФГОС ВПО, ни в сопровождающих их нормативных документах не сформулированы требования к методам, моделям и критериям оценивания уровня сформированности профессиональных компетенций будущих специалистов.

В настоящей работе под профессиональной компетенцией (ПКц) понимается способность решать конкретные узкоспециализированные подзадачи, на которые декомпозируются задачи, стоящие перед специалистом при осуществлении профессиональной деятельности (Дж. Равен, С.А. Сафонцев, Н.Ю. Сафонцева).

Вопросы управления формированием профессиональных компетенций будущих специалистов и оценивания уровня их сформированности интенсивно исследуется в рамках компетентностного подхода, который освещается в работах таких авторов, как Кальней В.А., Каспржак А.Г., Коган Е.Я., Новиков А.М., Сериков В.В., Шишов С.Е., Эльконин Б.Д. и др. В рамках такого подхода осуществляется переход от раздельного освоения разрозненных дисциплин учебного плана, предполагающего формирование у обучаемых конкретных знаний, умений и навыков, к формированию у них профессиональных компетенций, каждая из которых охватывает определенный набор квалификационных характеристик, ориентированных на решение конкретных классов производственных и других задач. При этом для оценивания уровня сформированности каждой профессиональной компетенции оказываются недостаточными традиционные подходы к педагогическому контролю учебных достижений, основанные на раздельном однокритериальном оценивании знаний и умений обучаемых по конкретным дисциплинам. Возникает потребность в создании формализованной модели многокритериального оценивания уровня сформированности профессиональных компетенций и алгоритмического обеспечения реализации этой модели средствами автоматизированной системы управления учебным процессом (АСУ УП).

Традиционный подход к оцениванию учебных достижений, связанный с автоматизированным расчетом отдельных параметров квалификационной характеристики, например остаточных знаний, скорости реакции и т.д., широко развивается в работах таких авторов, как В.С. Аванесов, А. Анастази, А.И. Берг, Дж. Гласс, Н. Грунлунд, К. Ингекамп, П. Клайн, Е.А. Михайлычев, И.Д. Рудинский, С.А. Сафонцев, А.Г. Шмелев. Проблематика оценивания эффективности профессионального образования исследуется и развивается в работах С.И. Архангельского, Ю.К. Бабанского, В.П. Беспалько, Г.А. Бокаревой, Е.З. Власовой и др. Применению формально-математических и кибернетических методов для повышения эффективности различных этапов обучения и педагогического контроля посвящены работы многих исследователей, в том числе О.А. Козлова, А. А. Павлова, Ю.А. Романенко, В.И. Сердюкова и др. Различные аспекты построения и функционирования автоматизированных систем управления учебным процессом в вузе рассматриваются в работах А.И. Жукевича, С.А. Киселя, Е.А. Лаврова, А.В. Клименко, М.В. Палта, И.В. Роберт, Ю.В. Трубникова. и т.д.

Тем не менее, в работах названных и других авторов не уделяется должного внимания автоматизации оценивания уровня сформированности профессиональных компетенций будущих специалистов на предмет соответствия ФГОС и учебному плану. В частности, отсутствуют стандартизованные методики и математические модели оценивания, а также не уделяется должного внимания методическим и технологическим аспектам оценивания уровня сформированности профессиональных компетенций будущих специалистов в рамках автоматизированной системы управления учебным процессом в вузе. В силу указанных причин, работа по созданию методов и алгоритмов автоматизированного многокритериального оценивания профессиональных компетенций будущих специалистов носит перспективный характер, поскольку она создает научный и методический задел для повсеместного перехода в ближайшем будущем к практической реализации компетентностного подхода к высшему профессиональному образованию.

Сравнительный анализ и многокритериальное оценивание альтернатив характеризуется высокой вычислительной сложностью (Р. Кини, О.И. Ларичев, Х. Райфа, Б. Руа, Т. Саати и др.). По этой причине многокритериальное оценивание уровня сформированности ПКц должно осуществляться в системе управления вузом в рамках АСУ УП. Следовательно, приобретает особую актуальность разработка математического, алгоритмического и методического обеспечения автоматизированного оценивания уровня сформированности профессиональных компетенций будущих специалистов.

Проблемная ситуация определяется выявленными противоречиями между:

  1. Требованием оценивания уровня сформированности ПКц будущих специалистов и неразработанностью классификации моделей оценивания квалификационных характеристик, составляющих профессиональные компетенции;

  2. Потребностью многокритериального оценивания уровня сформированности профессиональных компетенций будущих специалистов и отсутствием механизма интеграции однокритериальных оценок квалификационных характеристик в комплексную многокритериальную оценку.

  3. Необходимостью систематического применения в учебном процессе методов многокритериального оценивания уровня сформированности профессиональных компетенций будущих специалистов и неформализованностью модели вывода итоговой оценки ПКц;

  4. Высокой вычислительной сложностью ручного многокритериального оценивания уровня сформированности профессиональных компетенций будущих специалистов и непроработанностью технологии и методики его автоматизированного проведения в рамках АСУ УП.

Таким образом, актуальность темы диссертации обусловлена необходимостью автоматизированного многокритериального оценивания уровня сформированности профессиональных компетенций будущих специалистов средствами АСУ УП.

Научная задача исследования состоит в разработке математического, алгоритмического и методического обеспечения многокритериального оценивания уровня сформированности профессиональных компетенций будущих специалистов средствами автоматизированной системы управления учебным процессом.

Цель исследования – обеспечение точности и достоверности оценивания профессиональных компетенций будущего специалиста за счет разработки модели, алгоритма и методики многокритериального оценивания ПКц средствами АСУ УП.

Объект исследования – процедура оценивания уровня сформированности профессиональных компетенций будущих специалистов с позиций их готовности к осуществлению профессиональной деятельности, реализуемая в образовательных учреждениях высшего профессионального образования.

Предмет исследования – модель и алгоритм автоматизированного многокритериального оценивания уровня сформированности профессиональных компетенций будущих специалистов.

В соответствии с поставленной целью в диссертации решены следующие задачи:

  1. Классификация моделей оценивания квалификационных характеристик с позиции их применимости для оценивания уровня сформированности профессиональных компетенций будущих специалистов.

  2. Построение модели многокритериального оценивания уровня сформированности профессиональных компетенций как обобщения однокритериальных моделей оценивания и многопараметрических методов принятия решений.

  3. Разработка и алгоритмизация метода многокритериального вывода оценки уровня сформированности профессиональной компетенции будущего специалиста.

  4. Разработка методики автоматизированного многокритериального оценивания уровня сформированности профессиональных компетенций будущего специалиста и методических рекомендаций по ее применению.

Методологические основы и методы исследования. Для решения поставленных задач исследования в диссертации использовались: системный анализ, теория управления, теория алгоритмов, теория принятия решений, математическое моделирование.

На защиту выносятся следующие научные результаты:

  1. Классификация моделей оценивания квалификационных характеристик, составляющих профессиональные компетенции.

  2. Модель двухэтапной задачи оценивания уровня сформированности профессиональных компетенций будущего специалиста, реализующая вычисление частных оценок квалификационных характеристик и их интеграцию в оценку уровня сформированности ПКц, и алгоритм ее решения в подсистеме многокритериального оценивания уровня сформированности профессиональных компетенций АСУ УП.

  3. Метод многокритериального вывода оценки, заключающийся в формировании одноэлементного множества альтернатив по результатам их попарного сравнения, и алгоритм его реализации при решении задачи оценивания уровня сформированности профессиональных компетенций.

  4. Методика автоматизированного оценивания уровня сформированности профессиональных компетенций будущего специалиста средствами АСУ УП.

Научная новизна и теоретическая значимость заключается в следующем:

  1. Разработана классификация моделей оценивания квалификационных характеристик, использующая в качестве классификационных признаков тип применяемой оценочной шкалы, метод определения качества ответа на контрольное задание, способ вывода итоговой оценки, алгоритм оценивания, способ обработки информации, вид эталона.

  2. Создана модель автоматизированного решения двухэтапной задачи многокритериального оценивания, в соответствии с которой на первом этапе оцениваются учебные достижения студента по конкретным квалификационным характеристикам, а на втором этапе эти частные оценки интегрируются в оценку уровня сформированности профессиональных компетенций будущего специалиста.

  3. Построен метод многокритериального вывода оценки, заключающийся в выдвижении и анализе гипотез о попарном доминировании альтернатив (оценок ПКц) и формировании одноэлементного множества альтернатив по результатам такого попарного сравнения, и предложен алгоритм его реализации в составе АСУ УП.

  4. Разработана методика многокритериального автоматизированного оценивания уровня сформированности профессиональных компетенций, состоящая в последовательном выполнении этапов оценивания: ввод начальных параметров, коэффициентов и условий оценивания; вывод частных оценок квалификационных характеристик; предварительный анализ частных оценок квалификационных характеристик; вывод комплексной оценки уровня сформированности ПКц.

Практическая значимость диссертационной работы заключается в том, что:

- разработанная модель и разработанный на ее основе алгоритм многокритериального оценивания обеспечивают повышение на 11% точности оценивания уровня сформированности профессиональной компетентности будущих специалистов по сравнению с подходом, основанным на расчете среднего арифметического полученных оценок, что подтверждается статистически несущественным расхождением полученных оценок с коллегиальным мнением экспертной комиссии, поскольку экспериментальное значение t-критерия Стьюдента tэ = 0,90 меньше критического значения tкр = 0.96;

- разработанное алгоритмическое обеспечение реализовано в программном комплексе для оценивания ПКц будущего специалиста, а предложенное методическое обеспечение обеспечивает его эффективное применение в составе АСУ УП.

Достоверность результатов исследований основывается на теоретических положениях, полученных с использованием апробированных достижений современных фундаментальных и прикладных наук; на экспериментальном подтверждении эффективности предложенной модели; на успешной практической апробации решений, основанных на предложенной модели.

Апробация. Теоретические положения и результаты исследования докладывались и были одобрены на следующих конференциях и семинарах: Всероссийские научно-практические конференции «Информационные и коммуникационные технологии в общем, профессиональном и дополнительном образовании» (Калининград, 2004 г., Москва 2006 г.); II Международная научно-практическая конференция «Исследование, разработка и применения высоких технологий в промышленности» (Санкт-Петербург 2006 г.); Всероссийская научно-практическая конференция «Информационные технологии в образовании и науке 2006 (ИТОН-2006)» (Москва 2006 г.); XVI Международная конференция выставка «ИТО-2006» (Москва 2006 г.); Международная научно-практическая конференция «Новые информационные технологии в образовании (НИТО-2007)» (Екатеринбург 2007 г.); 2nd International Conference on Multi-Criteria Decision Making (Польша 2007 г.); Международная научно-практическая конференция «Формирование профессиональной компетентности специалиста в условиях непрерывного образования» (Калининград 2007 г.); XVII Международная конференция выставка «ИТО-2007» (Москва 2007 г.), XVIII Международная конференция выставка «ИТО-2008» (Москва 2008 г.).

Внедрение результатов исследования. Результаты исследования внедрены в ФГОУ ВПО «Калининградский государственный технический университет» и в НОУ ВПО «Балтийский институт экономики и финансов» для использования в составе автоматизированных систем управления учебным процессом, что подтверждено соответствующими актами об использовании результатов.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Диссертация имеет объем 141 страниц (10 рис., 6 табл.) и состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, списка сокращений и приложений.

Во введении обоснована актуальность проблемы, сформулированы цель и задачи исследования, определены объект, предмет и методы исследования, дана общая характеристика работы.

В первой главе рассматриваются проблемы автоматизированного оценивания уровня сформированности профессиональных компетенций будущих специалистов.

Сформированность профессиональных компетенций будущего специалиста определяется квалификационными характеристиками, набор которых устанавливается на основе различных нормативных документов (в частности, в Едином Тарифно-Квалификационном Справочнике – ЕТКС), а также в ФГОС ВПО.

Систему профессиональной подготовки специалистов можно рассматривать как специфическую кибернетическую систему, в которой выделяются объект и субъект обучения.

Объект обучения – группа лиц, формирование у которых априори определенного уровня ПКц считается целью функционирования системы обучения. Степень достижения этой цели определяется в результате контроля, сущность которого заключается в сравнении достигнутого уровня сформированности компетенций специалиста с требованиями ФГОС. Субъект обучения составляют преподаватели, административно-управленческий персонал, а также программно-технические средства, используемые для автоматизации процедур обучения будущего специалиста и контроля уровня сформированности его профессиональных компетенций.

Использование программно-технических средств оценивания уровня сформированности ПКц в канале обратной связи рассматриваемой системы обучения создает предпосылки для автоматизации оценивания уровня сформированности профессиональных компетенций будущих специалистов.

Для оценивания конкретных квалификационных характеристик традиционно применяются однокритериальные модели. Изучение этих моделей позволило классифицировать их по следующим признакам: по типу применяемой оценочной шкалы; по методу определения качества ответа на контрольное задание (КЗ); по способу вывода итоговой оценки; по алгоритму оценивания; по способу обработки информации; по виду эталона. Классификация, схема которой приведена на рис. 1, позволяет обоснованно выбирать методы оценивания конкретных квалификационных характеристик и создает основу для комплексного оценивания уровня сформированности профессиональных компетенций будущего специалиста.

Рис. 1 – Схема классификации моделей оценивания

квалификационных характеристик

Для эффективной проверки соответствия уровня сформированности профессиональных компетенций требованиям ФГОС необходимо параллельно применять различные однокритериальные модели для оценивания уровня освоения конкретных характеристик. Результат такого многократного однокритериального оценивания квалификационных характеристик представляет собой набор частных оценок, которые в дальнейшем должны интегрироваться в комплексную оценку уровня сформированности профессиональных компетенций.

Разрабатываемый многокритериальный подход к оцениванию уровня сформированности ПКц будущего специалиста основывается на формально-структурной модели процесса педагогического контроля знаний.

Обозначим целевое значение профессиональной компетентности как Lц:

где Li , - оцениваемая i-я профессиональная компетенция.

В

(1)

процессе обучения в вузе уровень сформированности профессиональных компетенций будущего специалиста характеризуется разностью между целевым значением каждой i-й профессиональной компетенции Li и фактическим уровнем Lкi ее сформированности, определяемой при реализации процедуры педагогического контроля K:

Li Lц: i = K(Li, Lкi).

У

(2)

ровень сформированности каждой компетенции оценивается по совокупности квалификационных характеристик. Цель системы обучения заключается в формировании такой степени готовности будущего специалиста к осуществлению профессиональной деятельности, при котором разность i не превышает некоторое допустимое значение iдоп:

Li Lц: i  iдоп.

Если i < 0, т.е. уровень сформированнности ПКц Lкi превышает целевое значение Li, это свидетельствует о полном достижении цели профессионального обучения и оценивается максимально возможной оценкой. Если условие (2) выполняется, то педагогическая оценка разности (iдоп - i) характеризует уровень сформированности профессиональной компетенции. Если по какой-либо ПКц условие (2) не выполняется, т.е.

Li Lц: i > iдоп,

то цель профессионального обучения считается не достигнутой, и уровень сформированности соответствующей ПКц оценивается как неудовлетворительный.

В качестве критериев оценивания квалификационных характеристик, составляющих рассматриваемую ПКц, используются, как правило, традиционные для педагогической практики степени совпадения демонстрируемых учебных достижений с эталонами, в качестве которых используются модели знаний преподавателей, варианты ответов на тестовые задания, модели проблемных ситуаций и т.п. Оценка степени совпадения ответов или результатов работы обучаемого с применяемым эталоном, выставляемая субъективно (одним преподавателем или аттестационной комиссией) либо с применением аппаратно-программных средств контроля учебных достижений) на основании конкретной однокритериальной модели, представляет собой первичную оценку квалификационной характеристики, входящей в рассматриваемую ПКц. Количество таких частных моделей должно быть равно количеству учитываемых характеристик. Одновременное, но разрозненное применение однокритериальных моделей не позволяет сформировать целостное представление об уровне сформированности ПКц. Комплексную оценку уровня сформированности конкретной профессиональной компетенции будущего специалиста можно получить при реализации многокритериального подхода, который заключается в параллельном оценивании по однокритериальным моделям нескольких квалификационных характеристик, составляющих профессиональную компетенцию, с последующим выводом итоговой оценки уровня сформированности ПКц на основании полученных промежуточных результатов.

Фактически, процесс оценивания уровня сформированности ПКц декомпозируется на два этапа. На первом этапе необходимо определить, насколько уровень каждой учитываемой квалификационной характеристики отличается от соответствующего целевого значения, а на втором этапе – на основании выявленных отклонений вывести искомую оценку уровня сформированности профессиональной компетенции будущего специалиста. Это позволяет поставить двухэтапную задачу многокритериального оценивания вида:



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Институт социологии социология в россии

    Литература
    Авторский коллектив: Г.М. Андреева, В.Н. Амелин, Я.У. Астафьев, Г.С. Батыгин, И.В.Бестужев-Лада, Р.-Л. Винклер, А.А. Возьмитель, В.И. Гараджа, Я.И. Гилинский, З.
  2. Социология в россии под редакцией в. А

    Документ
    Авторский коллектив: Г.М. Андреева, В.Н. Амелин, Я.У. Астафьев, Г.С. Батыгин, И.В.Бестужев-Лада, Р.-Л. Винклер, А.А. Возьмитель, В.И. Гараджа, Я.И. Гилинский, З.
  3. Текст взят с психологического сайта (14)

    Документ
    Сайт является помещением библиотеки и, на основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.
  4. Основы психодиагностики

    Документ
    В настоящем пособии освещаются общие принципы, методы и конкретные проблемы психологической диагностики. Книга адресована двум категориям студентов — будущим учителям-предметникам и будущим школьным психологам.
  5. Тезисы докладов ХХXVII самарской областной

    Тезисы
    12 апреля 1961 года навечно вошло в историю нашей Родины, в историю всего человечества. В этот день космический аппарат со старшим лейтенантом, ставшим в этот день майором, Юрием Гагариным на борту совершил полет вокруг земного шара

Другие похожие документы..