Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Удовлетворение потребностей личности, общества и государства в образовательных услугах путем подготовки компетентных и конкурентоспособных специалист...полностью>>
'Реферат'
Актуальность темы работы обусловлена тем, что банки составляют неотъемлемую черту современного денежного хозяйства, их деятельность тесно связана с п...полностью>>
'Документ'
4. Даны существительные в форме родительного падежа множественного числа. В каком из них в зависимости от значения можно по-разному выделить окончание...полностью>>
'Справочник'
СПЕЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ УЧАСТИЯ ЧЛЕНОВ СОЮЗА МАШИНОСТРОИТЕЛЕЙ В ПРОЕКТЕ ПО ВЫПУСКУ СПРАВОЧНИК «МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ И ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКСЫ РОССИ...полностью>>

Возрождение ремесленничества в Уральском регионе: социальные предпосылки, проблемы и пути их рЕшения

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Возрождение ремесленничества

в Уральском регионе:

социальные предпосылки, проблемы

и пути их рЕшения

Екатеринбург

2006

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Российский государственный профессионально-

педагогический университет»

Уральское отделение Российской академии образования

Возрождение ремесленничества

в Уральском регионе:

социальные предпосылки, проблемы

и пути их ршения

Сборник научных статей

Екатеринбург

2006

УДК 331.54(081)+377(081)

ББК У9(2)240л43

С69

Возрождение ремесленничества в Уральском регионе: социальные предпосылки, проблемы и пути их решения. Сб. науч. ст. / Под ред. Л.Ф. Беликовой; ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т.». Екатеринбург, 2006. 139 с.

В настоящем издании представлены научные статьи преподавателей, аспирантов Российского государственного профессионально-педагогического университета (РГППУ), посвященные анализу проблем двух путей возрождения ремесленничества: стихийно действующих механизмов регулирования спроса и предложения на рынке ремесленных услуг и институциализированного канала подготовки ремесленников через систему профессионального образования.

Сборник адресуется тем, кто по роду своей деятельности связан с ремесленничеством и ремесленным профессиональным образованием, а также всем, кто интересуется проблемами данной сферы деятельности.

Работы выполнены в рамках исследования «Возрождение ремесленничества в Уральском регионе: социальные предпосылки, проблемы и пути их решения» при поддержке гранта РГНФ № 05-03-03081а.

Редколлегия: кандидат философских наук, доцент Л.Ф.Беликова, кандидат технических наук, доцент И.А. Колобков, кандидат исторических наук, доцент Т.И. Кружкова.

© Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2006

© Уральское отделение Российской академии образования, 2006

Предисловие

В ус­ло­ви­ях становления рыночной экономики в Рос­сии актуализируются комплексные исследования ремесленничества – теоретического и ме­то­до­ло­ги­чес­ко­го осмысления проблем двух реальных путей возрождения ремесленничества: стихийно действующих механизмов регулирования спроса и пред­ло­же­ния на рынке ремесленных услуг и инсти­ту­ци­али­зи­ро­ван­но­го канала подготовки ремесленников через систему профессионального образования.

В пред­ла­га­емом читателю сборнике статей обсуждаются проблемы перспектив развития ремесленничества и его роли в эко­но­ми­ке современной России; вопросы совершенствования законодательства по ремесленному образованию; анализируются категории «ремесло», «ремесленничество». Особое внимание уделяется социологическим исследованиям, посвященным вопросам анализа профессионального выбора специальностей ремесленного профиля. Затрагиваются и дис­кус­си­он­ные вопросы: современные ремесленники – кто они?; как определить соотношение взаимных ожиданий работодателей и вы­пускни­ков ремесленных специальностей? и др.

Авторы сборника – это преимущественно профессора, доценты, аспиранты и на­уч­ные сотрудники Российского государственного профессионально-пе­да­го­ги­чес­ко­го университета (РГППУ).

Сборник научных статей подготовлен при поддержке Института содействия развитию ремесленничества при РГППУ и ад­ре­со­ван ученым и спе­ци­алис­там, интересующимся проблемами развития профессионального ремесленного образования, в пер­вую очередь преподавателям, занимающимися подготовкой ремесленников-предпри­ни­ма­те­лей.

Все представленные в сбор­ни­ке статьи отражают авторские научные позиции.

Раздел 1.

Статус ремесленничества: историческая ретроспектива и современное состояние

 Т. Л. Александрова , И. В. Чебыкина

Некоторые черты современного ремесленничества в России

Современный этап развития России характеризуется продолжающимися процессами возрождения существовавших в до­ре­во­лю­ци­он­ный период традиций, социальных институтов и да­же целых классов, слоев и групп. Это и воз­рож­де­ние класса предпринимателей, и но­вый статус священнослужителей, и по­пыт­ки возрождения казачества как социально-эт­ни­чес­кой общности. В этом же русле происходит второе рождение ремесла и ре­мес­лен­ни­чества.

При этом «возрождение» не означает полного повторения или воспроизводства ранее существовавших социальных явлений. Подобная ситуация неизбежна, так как эти «старые» явления функционируют сегодня в су­ществен­но изменившихся условиях. Речь идет только о бо­лее или менее полном повторении прошлого дореволюционного опыта, который обогащается в сов­ре­мен­ных условиях качественно новыми характеристиками.

В про­цес­сах возрождения действует целый ряд тенденций, которые носят характер объективных законов: это и час­тич­ное отрицание прошлого опыта, и час­тич­ный возврат к не­му, и по­пыт­ка встроить этот «симбиоз» в слож­ные, все еще переходные процессы современного российского социума.

Вместе с тем возрождение ремесла – классический образец спонтанного самозарождения, поскольку явления возрождаются не волевым, директивным порядком, а в ре­зуль­та­те спонтанных действий «снизу». Доминирующую роль в нем играют процессы стихийной самоорганизации, которые находятся в ком­пе­тен­ции синергетического подхода.

Далее мы рассмотрим, что именно возрождается в сов­ре­мен­ном ремесленничестве, а что воспроизведению уже, безусловно, не подлежит, каковы основные категории населения, занятого ремесленной деятельностью.

Прежде всего, остановимся на некоторых характеристиках ремесленной деятельности, при этом обратимся к срав­ни­тель­но-ис­то­ри­чес­ко­му подходу. Одной из особенностей применения данного подхода является то, что любое явление в ис­то­рии следует рассматривать в пе­ри­од его расцвета, т. е. на­ибо­лее полного проявления всех его признаков и ха­рак­те­рис­тик. Наиболее репрезентативные образцы ремесла и клас­са ремесленников дает нам западное Средневековье.

Ремесло является одним из самых древних видов профессиональной деятельности. Мы обнаруживаем слой ремесленников уже в са­мых ранних очагах цивилизации, в го­родских поселениях IV–III тыс. до н. э., где они представляли значительную социальную силу. По оценке исследователей-ис­то­ри­ков, это был своего рода «средний класс» древнего восточного общества.

Слово «ремесло» во всех языках имеет однотипное происхождение и оз­на­ча­ет ручную работу, ручной физический труд (ср. рус. диалект. «рукомесло» – месить, делать что то руками или нем. der Hand-werker – ремесленник (от die Hand – рука, das Werk – труд, работа). Это – первый фундаментальный признак ремесла, отличающий его от остальных видов профессиональной деятельности, преобладание ручного труда. Однако только этого признака недостаточно, поскольку речь идет не о лю­бой ручной работе, а о ква­ли­фи­ци­ро­ван­ном труде, требующем соответствующего опыта, умений, навыков, талантов.

Но и эти признаки – ручной труд и дос­та­точ­но высокий уровень квалификации – все еще не позволяют отделить труд ремесленника от труда кустаря или же мануфактурного рабочего. Третий атрибутивный признак ремесла – нестандартность, уникальность изготовляемого ремесленником продукта как следствие преимущественной ориентации ремесленника на нужды и пот­реб­нос­ти конкретного заказчика.

Итак, в субстан­ци­аль­ном аспекте, т. е. по характеру и со­дер­жа­нию труда, выделяются три основных признака ремесленной деятельности:

1) руч­ной характер труда, работа руками;

2) на­ли­чие определенной, достаточно высокой квалификации труда;

3) уни­каль­ность, неповторимость изготовляемой продукции или предоставляемой услуги.

В функцио­наль­ном аспекте, т. е. с точ­ки зрения социально-эко­но­ми­чес­ко­го статуса ремесла, можно выделить следующие неотъемлемые признаки ремесленничества.

Во первых, ремесленник – это всегда собственник (мелкий или средний) условий и пред­ме­тов труда. Он не относится к не­иму­щим слоям населения. Главный объект собственности ремесленника – его мастерская с со­от­ветству­ющим оборудованием, инструментами, запасами сырья.

Во вторых, ремесленник сочетает в од­ном лице и собствен­ни­ка, и ра­бот­ни­ка. Он – мастер, производящий вместе с по­мощ­ни­ка­ми изделие от начала и до конца.

В третьих, у зре­ло­го ремесленника-мас­те­ра, как правило, имеются подмастерья и уче­ни­ки, которые, в свою очередь, не являются классическими наемными работниками. Ремесленник может делить с ни­ми стол, кров, он передает им секреты мастерства, которые и трансли­ру­ют­ся таким образом из поколения в по­ко­ле­ние. Зачастую подмастерье женился на дочери мастера, чтобы стать наследником его дела.

В четвертых, средневековое городское ремесло было немыслимо вне цеховой организации. Средневековые цехи, ремесленные союзы не только всесторонне регламентировали жизнедеятельность ремесленников (вплоть до организации обязательных совместных пирушек), но и за­щи­ща­ли интересы ремесленной корпорации перед продавцами сырья, заказчиками, другими профессиональными корпорациями.

В це­лом в сред­не­ве­ко­вом обществе Запада ремесленники были достаточно многочисленной и ува­жа­емой социальной группой, образуя вместе с тор­гов­ца­ми и куп­ца­ми костяк средневекового городского хозяйства. Важную роль играли ремесленники и в вольных городах, и го­ро­дах-рес­пуб­ли­ках Западной Европы, активно участвуя, например, в ра­бо­те органов местного самоуправления.

В со­ци­аль­но-культур­ном аспекте наиболее яркой характеристикой ремесла выступает творческий характер труда. Это тот вид профессиональной занятости, который развивается исключительно на основе личных талантов ремесленника [1]. Сегодняшняя переоценка ценностей в про­цес­се глобализации, ориентация на уникальное, неповторимое, национально-са­мо­быт­ное в про­ти­во­вес стандартизированному, создает хорошую почву для повышения роли ремесла в бу­ду­щем постиндустриальном обществе.

В ис­то­ри­чес­кой литературе до сих пор идут дискуссии об обязательности (атрибутивности) тех или иных признаков ремесла. Так, чаще других подвергается сомнению такой признак, как работа на заказ, поскольку часть изделий ремесленник может реализовать и на свободном рынке (или, как это было в бо­лее поздний период упадка ремесла, продавать перекупщикам).

Как мы полагаем, здесь следует учитывать специфику трех основных видов организации ремесла в Сред­ние века. Это сельское ремесло (при этом ремесленник часто реализовывал свои изделия на городских ярмарках); цеховое городское ремесло (работа в ос­нов­ном по заказу индивидуальных заказчиков или городских властей); вотчинное ремесло (работа ремесленников в по­месть­ях феодалов и в мо­нас­ты­рях). Ядром всех видов ремесленной деятельности являлось цеховое городское ремесло. Кроме того, не каждый ремесленник имел возможность содержать подмастерьев или учеников. В це­лом же правомерным, как нам представляется, будет вывод о том, что все указанные признаки ремесленничества присущи в пол­ной мере лишь западному ремеслу, причем в пе­ри­од его расцвета.

Обратимся к рос­сийско­му опыту. По сравнению с за­пад­ным ремесленничеством, в Рос­сии наблюдались следующие особенности:

1) сельское ремесло явно доминировало над городским, что являлось результатом отсутствия в рос­сийской экономике стадии городского хозяйства;

2) очень популярны у ре­мес­лен­ни­ков были артельные формы организации труда, а це­хо­вая организация была развита относительно слабо [2];

3) ста­тус российского ремесленника в об­ществе был заметно ниже, чем западного; весьма значительна была доля малоимущих и да­же бедных ремесленников, многие не могли себе позволить содержать учеников и под­мас­терь­ев. Да и удельный вес ремесленников в струк­ту­ре общества был невелик [3].

С уче­том вышесказанного рассмотрим вопрос о том, что именно может возродиться в сов­ре­мен­ном российском ремесленничестве, а что уже не подлежит воспроизведению.

Как мы уже указывали, ряд признаков ремесленничества повторить в сов­ре­мен­ных условиях невозможно. Это относится, в пер­вую очередь, к ха­рак­те­ру обучения ремесленников. В эпо­ху культа формального образования уже невозможно ограничиться только передачей профессионального мастерства по индивидуальным каналам – от мастера к уче­ни­ку. Процесс подготовки и обу­че­ния ремесленников приобретает коллективный и в ка­кой то мере обезличенный характер. Тем самым ремесло развивается уже не только как результат личных талантов, знаний, навыков мастеров, но и под влиянием формального знания, преподаваемого в про­фес­сио­наль­ных образовательных учреждениях. Отсюда и не­из­беж­ное размывание такого признака, как уникальность, неповторимость изготовляемой ремесленником продукции.

Ранее основными заказчиками услуг ремесленников были обеспеченные люди, в пер­вую очередь феодалы, статус которых обязывал демонстрировать роскошь. Сегодня заказчики намного «скромнее», причем их потребности часто носят достаточно стандартизированный характер.

Взамен утраченных признаков возрождающееся российское ремесло приобрело существенно новый характер.

Во первых, оно в зна­чи­тель­ной мере стало разновидностью теневой деятельности. В стра­не существует масса стихийно возникших самодеятельных артелей из мастеров на все руки: плиточников, паркетчиков, обойщиков, сантехников, столяров, плотников, которые оформляют для богатых заказчиков интерьеры жилых зданий, строят дома, дачи, коттеджи, не имея при этом соответствующей лицензии и не уплачивая налогов. При этом часть ремесленников работает вполне легально: это сапожники, печники в де­рев­нях, мастера народных промыслов и т. п.

Ремесленники-те­не­ви­ки, с од­ной стороны, не торопятся выходить на свет, с дру­гой – в большинстве регионов страны либо отсутствует законодательная регламентация ремесленной деятельности, либо ремесленников приравнивают к ин­ди­ви­ду­аль­ным предпринимателям. Таким образом, институциональные условия для нормального функционирования ремесленничества в рос­сийской экономике не созданы, хотя ремесленные услуги весьма востребованы. Попытка подготовки ремесленников-предпри­ни­ма­те­лей в про­фес­сио­наль­ных учебных заведениях пока не дала однозначных результатов.

Во вторых, возникла другая, ранее не присущая ремеслу характеристика – в ря­де стран они заняли ниши малого бизнеса. Подчеркнем, что классический средневековый ремесленник отнюдь не тяготел к предпри­ни­ма­тель­ству и не обеспечивал социальную базу его зарождения.

Напротив, в ус­та­вах ремесленных цехов, братств, гильдий Западной Европы мы повсеместно находим такие «антирыночные» положения, как запрет конкуренции, переманивания клиентуры, требование «справедливой цены» на ремесленные изделия (способной обеспечить достаток ремесленнику и его семье) и т. п. Некоторые виды ремесла вообще плохо встраиваются в биз­нес-де­ятель­ность (например, ряд народных промыслов).

Поэтому, на наш взгляд, нет достаточных оснований для безоговорочного «прописывания» ремесла в сфе­ре малого бизнеса. Это специфическая отрасль общественного производства, тяготеющая к се­мейно­му хозяйству, к не­фор­маль­ной экономике.

Безусловный научный интерес вызывает вопрос, является ли ремесло профессией. Сомнения в этом высказывались, в частнос­ти, на одной из ежегодных международных конференций по профессиональному образованию ремесленников [4].

На сегодняшний день в со­ци­оло­гии, психологии, профессиеведении, экономике нет однозначной трактовки понятия профессии. В оте­чествен­ной социологии исторически сложились три основных подхода:

● по­ни­ма­ние профессии как вида деятельности, занятости (П. Со­­ро­кин);

● ин­терпре­та­ция профессии как комплекса качеств, умений, способностей, необходимых для занятия этой деятельностью (В. Г. Под­­мар­ков);

● иду­щее от Э. Дюркгейма отождествление профессии с про­фес­сио­наль­ной группой [5].

В за­пад­ной литературе сложилась другая исследовательская традиция, хотя там тоже нет единства в по­ни­ма­нии сути профессии.

В стра­нах так называемого англосаксонского капитализма (США, Канада, Австралия и др.) понятия «профессия» и «занятие» (occupation) жестко разграничены такими обязательными признаками, как 1) на­ли­чие формального профессионального образования (преимущественно высшего); и 2) об­ществен­ное признание какого-ли­бо вида занятости именно в ка­честве профессии. (Эту позицию разделяет и часть российских социологов во главе с В. А. Ман­су­ро­вым.) При подобном подходе ремесло исключается из числа профессий.

Другая позиция наиболее популярна в стра­нах рейнского капитализма (Германия, Швейцария, Австрия и др.). Здесь укоренилось деление профессий на «простые» (большинство профессий физического, в том числе ручного, труда) и «сложные» (интеллектуальные профессии, требующие высшего образования). Еще Г. Зим­мель сто лет назад делил профессии на «низшие» и «высшие». В рам­ках такого подхода ремесло – пример простой профессии.

Нам представляется, что отказ ремеслу в ста­ту­се профессии означает неправомерное сужение границ самого феномена профессии, его «осовременивание». Во многом это результат креденциализма – гипертрофии роли формального образования, культа научного знания, получивших распространение в XX в. В действи­тель­нос­ти речь может идти о по­яв­ле­нии новых признаков профессии, но не об отрицании существования профессий в тра­ди­ци­он­ных обществах. Как раз ремесленники, купцы, а так­же немногочисленные интеллектуалы и сос­тав­ля­ли слой собственно профессионалов.

Мы относим ремесленную деятельность к чис­лу простых профессий, имеющих многотысячелетнюю историю. В Меж­ду­на­род­ной стандартной классификации занятий – официальном документе Международной организации труда – среди девяти основных групп профессий ремесло занимает почетное среднее место, уже за ним следуют профессии стандартизированного физического и ма­лок­ва­ли­фи­ци­ро­ван­но­го умственного труда [6]. Как любая другая профессия, имеющая длительную историю развития, ремесло изменяется, утрачивая одни характеристики и при­об­ре­тая другие, отражающие современные реалии. Процессы возрождения ремесленных профессий – свидетельство их богатого потенциала, который может еще полнее реализоваться в XXI в.

Каков же статус современного ремесленничества? Возможности социоструктурного подхода к ана­ли­зу места ремесла и ре­мес­лен­ни­ков в сов­ре­мен­ном российском социуме ограничены как незавершенностью самого процесса возрождения ремесленничества, так и ухо­дом значительной его части в «тень», в «серую» экономику. Однако в пред­ва­ри­тель­ном плане есть все основания говорить о мар­ги­наль­ном статусе «новых» (теневых) ремесленников, в том числе части тех, кто занят народными промыслами.

Сегодня нельзя говорить о су­щество­ва­нии в Рос­сии ремесленников как социальной группы, однако есть люди, занятые ремеслом. Статистика не учитывает их численность, да и об устойчивом социальном статусе ремесленников вести речь не приходится. Ведь подобный статус отсутствует (кроме Москвы, где принят соответствующий закон).

Не так просто определиться и с кри­те­ри­ями отнесения тех или иных лиц к ре­мес­лен­ни­кам, поскольку у не­ко­то­рых отсутствует часть необходимых признаков (ручной характер труда, с бо­лее или менее выраженным творческим началом; наличие собственной мастерской или работа в сос­та­ве ремесленной артели; эксклюзивность, даже уникальность, что предполагает работу как на заказ, так и на рынок).

Ориентировочно, с уче­том указанных характеристик, можно выделить три основные категории занятых ремеслом.

1. Собствен­но ремесленники. Эта категория довольно разнородна, в ее составе выделяются:

● ле­галь­но работающие мастера художественных ремесел. Многие из них продолжали действовать и в со­ветское время, сохраняя многовековые традиции народных художественных промыслов. Их изделия широко известны и по­пу­ляр­ны (дымковская игрушка, палехские шкатулки, гжельская посуда, жостовские подносы и т. п.). Здесь действует важнейший принцип ремесла, во многом утраченный в сов­ре­мен­ных условиях, – передача секретов мастерства от мастера к уче­ни­ку;

● мо­нас­тырские и цер­ков­ные (вотчинные, по классификации М. Ве­бе­ра) ремесленники – изготовители церковной утвари, мастера по пошиву церковной одежды, золотых и се­реб­ря­ных дел мастера и т. д. У пра­вос­лав­ной церкви есть собственная мастерская такого рода в Соф­ри­но;

● предста­ви­те­ли традиционных ремесленных занятий – владельцы и ра­бот­ни­ки частных сапожных мастерских, мини-пе­ка­рен, мебельщики и т. д.

2. «Проторемесленники». Это работающие «в те­ни», в ос­нов­ном строительно-ре­монтно­го профиля – плиточники, облицовщики, паркетчики, мозаичники, а так­же представители художественных ремесел, не имеющие легального статуса. К этой же группе можно отнести выполняющих заказы на дому портных, скорняков, парикмахеров и т. д. От первой категории занятых эту группу отличает отсутствие какого-ли­бо легального статуса занятости и свя­зан­ная с этим неопределенность социального положения, а так­же менее выраженная привязанность к про­фес­сии. При условии их выхода «из тени» возможен переход в пер­вую категорию.

3. «Полуремесленники». К этой условно названной группе следует отнести тех, кто занят ремеслом в ка­честве дополнительного заработка. Это в ос­нов­ном представители сельских ремесел: печники, кузнецы, плотники, богары, гончары и др. Для них это отчасти средство приработка, отчасти хобби. В го­ро­де эта группа менее многочисленна. При определенных условиях также возможно их перемещение либо в пер­вую, либо во вторую категорию занятых ремеслом.

Есть ряд занятий, вызывающих значительные затруднения при их отнесении к ре­мес­лен­ным профессиям, например: татуировщик, фотограф, валяльщик обуви на заказ (с эксклю­зив­ным качеством, превосходящим фабричное).

В од­них случаях правомернее говорить о кус­та­рях-оди­ноч­ках (или, в сов­ре­мен­ной терминологии, занятых индивидуальной трудовой деятельностью), в дру­гих случаях – о сер­вис­ных профессиях, в третьих – о тра­ди­ци­он­ных народных промыслах. Критерии и гра­ни­цы здесь размыты и не­оп­ре­де­лен­ны, поскольку возрождение ремесла в сов­ре­мен­ной России проходит лишь первые ступени становления.

Изучение этого вопроса требует проведения комплексных исследований, ведь не имея точных данных, мы можем претендовать лишь на те или иные схематические предположения.

Литература

1. Зом­барт В. Сов­ре­мен­ный капитализм. М., 1910. Т. 1, кн. 1.

2. Го­род в сред­не­ве­ко­вой цивилизации Западной Европы: В 3 т. Т. 1. М., 1999. С. 118–196.

3. Ре­мес­ло и ма­ну­фак­ту­ра в Рос­сии, Финляндии, Прибалтике: Мат лы 2 го сов. фин. симпоз. по соц.-экон. истории. Ленинград, 13–14 дек. 1972 г. Л., 1974. С. 78–89.

4. Ста­нов­ле­ние и раз­ви­тие ремесленного образования в Рос­сии: II меж­ду­нар. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 2004.

5. Алек­сандро­ва Т. Л. Альтер­на­ти­вы экономического поведения. Человек в пе­ре­ход­ной экономике. Екатеринбург, 2000.

6. Меж­ду­на­род­ная стандартная классификация занятий / Междунар. бюро труда. Женева; М., 1998. С. 9–10.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Ремесленного профессионального образования в россии (3)

    Тезисы
    Становление и развитие ремесленного профессионального образо­вания в России: Тез. докл. 3-й Междунар. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 23–25 окт. 2006 г.
  2. Учебное пособие Научный редактор: доктор экономических наук, профессор В. В. Семененко Печатается по решению Учебно-методического совета уиэуп от 21. 05. 2009. Екатеринбург

    Учебное пособие
    Изложены основы экономической теории как науки. Рассмотрены принципы экономической теории, основные виды экономических субъектов, типы хозяйствования и экономических систем.
  3. Общие вопросы образования 9 удк 37. 01: 502: 34 9

    Документ
    Научно-образовательная школа «Интегральная индивидуальность человека и психолого-педагогическое обеспечение ее развития в системе непрерывного образования» члена-корреспондента РАО Б.
  4. В. В. Дранишников Проблема создания национальной школы

    Документ
    Седьмой номер журнала «Наука и образование», подготовленный Мурманским отделением Академии педагогических и социальных наук, посвящен актуальным вопросам воспитания, обучения школьников, проблемам регионального компонента в гуманитарном
  5. Информационный бюллетень местного самоуправления Издается асдг по с окмо с февраля 2008 г. 02 марта 2010 г

    Информационный бюллетень
    Президент России Дмитрий Медведев указом преобразовал управление своей администрации по работе с обращениями граждан, сообщила пресс-служба Кремля. Теперь оно сможет рассматривать обращения различных организаций и заставлять муниципалитеты

Другие похожие документы..