Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Реферат'
Тема моего реферата «Основные методы решения систем уравнений с двумя переменными». Эта темя изучается в школьном курсе алгебры: в 7 классе изучаются...полностью>>
'Исследовательская работа'
Математика — это наука о числах, порядке вычислений и отношениях, которая исторически сложилась на основе операций подсчёта, при измерении и описании...полностью>>
'Расписание'
50-1 . 0 Баскетбол каф. ТиП МИ Дзигуа Д.В. 1 .40-18.10 1 .30 – Собрание 1 ауд. Л Е К Ц И Я: Т Е О Р И Я Ф И З И Ч Е С К О Й К У Л Ь Т У Р Ы ауд....полностью>>
'Документ'
Научно-техническая революция посулив золотые горы и дав многое из того, чем мы ныне гордимся, породила иные, ранее неведомые проблемы. Решить их на ...полностью>>

«оттепели»

Главная > Литература
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Литература

Устный экзамен

Санкт-Петербург

2005

Нравственные проблемы в литературе 60-80 годов.

Шестидесятые годы двадцатого века вошли в историю как период «оттепели». Массовая реабилитация репрессированных, социальная политика, либерализация разных сторон жизни сформировала новый, необычный для советских поколений тип личности – «шестидесятники. Они были детьми войны, их молодость пришлась на оттепель, они составили основную часть эмиграции в 80 годы. К ним принадлежали и Высоцкий, и Окуджава, и Галич, и Шукшин, и Бродский...

Проза этих десятилетий определялась такими именами, как Виктор Астафьев, Валентин Распутин, Юрий Трифонов. По темам и проблематике прозу 60-80 принято разделять на городскую и деревенскую. Деревенская проза ( Шукшин, Астафьев, Распутин, Абрамов) исследовала последствия разрыва человека с землей. Авторы городской прозы ( Гранин, Трифонов, Битов) уделяли внимание социальным процессам. Одним из наиболее ярких произведений городской прозы можно назвать повесть Трифонова «Обмен».

Повесть начинается в кульминационный момент жизни главного героя – Виктора Дмитриева – смертельная болезнь матери и затеянный его женой в связи с этим обмен квартиры. Когда Лена, жена Дмитриева, разговаривала с ним эту деликатную тему, он не испытывал ни боли, ни злости. Мелькала мысль о беспощадности жизини, и Лена была частью этой беспощадности.

Автор ставит героя в ситуацию выбора, когда лучше всего проявляется сущность человека. Дмитриеву необходимо решить: с кем он, с женой, которая не любит свекровь, но готова забыть это ради того, чтобы стать обладательницей собственной квартиры, или он с матерью, женщиной бескомпромиссной и безупречно честной. Дмитриев – не герой, он не готов к этому выбору, он привык идти на компромиссы. Его модель поведения – уход от решения проблемы, ответственности, стремление во что бы то ни стало сохранить привычный порядок вещей. Итог выбора – чувство вины и собственной неполноценности после смерти матери.

Смысл названия не просто в обмене квартиры. Трифонов дает нам жизнеописание двух семей, Дмитриевых (семья мужа) и Лукьяновых (семья жены). Вслед за Толстым, Трифонов видит человека как представителя рода, он несет в себе уровень развития личности, тип мышления. Семья – соединение двух «миров», и оно не может быть бесконфликтным. Новая семья, для Трифонова, это сложное сочетание двух разных стихий, какая из них победит, какой ценой, по каким законам будет жить семья, на какие компромиссы готова пойти – вот предмет исследования писателя. Семья Дмитриевых отличается от семьи Лукьяновых тем, что у них древние корни, они внимательны к своему прошлому, это обеспечивает преемственность нравственных принципов. Драма героя в том, что он совершает подмену этих принципов. Слияние духовного начала и практического ведет в победе последнего.

Позиция, которую занял герой, отстраненность. 20 лет духовной изоляции в семье не могут не оставить следа. Происходит духовное оскуднение, и вот мать уже не узнает сына, ей трудно общаться с ним. Она совесть семьи, пока она жива, сын хотя бы помнит о нравственных принципах, ему «неудобно» перед матерью. Когда-то дед Дмитриева, глава семьи, сказал ему: «Ты человек неплохой, но неудивительный». Это прозвучало как приговор. Нет в жизни героя увлеченности делом, одухотворяющего начала, поэтому он и оказывается беспомощным в противостоянии с семьей Лены.

Лукьяновы – люди практической хватки, «умеющие жить». Само по себе это и неплохо, но отношения даже между близкими родственниками основаны на принципах выгоды, здесь нет любви, тепла, человеческого участия. Мать Дмитриева говорит, что в Лене есть «душевный дефект», «недоразвитость» чувств, бестактность.

Эгоизм, как известно, мощный двигатель жизни, но где кончается эгоизм разумный и начинается неразумный?

Финал повести – обмен состоялся, мать Дмитриева умерла, у него случился гипертонический кризис, и через три недели он выглядел словно еще не старик, но уже пожилой человек.

Обмен – это трудная духовно-психологическая ситуация. Она поражает своей остротой еще и потому, что главным испытанием человека становится быт. Во время войны и других потрясений нравственные проблемы обострены, они требуют от человека выносливости, мужества, отваги, но не меньшей отваги требует, по мнению Трифонова, обычная повседневная жизнь. Мещанство, пошлость обыденного бездуховного существования – любимая тема и Чехова, и Трифонова.

Сложность авторской позиции в том, что он никого не осуждает: каждая семья вправе жить по своим законам, но союз людей духа и людей быта губителен.

Повесть Трифонова – это размышление по поводу скудеющих отношений между родными людьми, уходит культура семьи, воспитания детей в духе семьи, наследование духовных принципов.

Нравственные проблемы в прозе 90-ых годов

О современной литературе всегда сложно говорить: слмшком живо еще то, о чем пишут авторы, а «большое видится на расстоянии», как говорил Есенин. Самые заметиые имена в прозе 90 ых годов – Сергей Довлатов, Татьяна Толстая, Людмила Петрушевская, Виктор Пелевин... Каждый продлжит этот список в соответствии со своими читательскими пристрастиями.

Виктор Пелевин родился в Москве в 1962 году, в 90 годах учился в Литературном институте, сотрудничал с журналом «Химия и жизнь», «Наука и религия», автор повестей «Жизнь насекомых», «Омон Ра», романа «Чапаев и Пустота», известность и премию Малого Букера ему принес сборник рассказов «Синий фонарь», в него и входит повесть «Желтая стрела», о которой я хочу рассказать.

Проза Пелевина – сложное сочетание, казалось бы, несоединимых качеств: массовости и элитарности, погруженности в реальность и философское осмысление этой реальности.

Место действия повести – поезд, дущий из ниоткуда в никуда, вернее к мифическому Разрушенному Мосту. Этот поезд – единственное понятное героям и обжитое пространство: здесь пахнет едой, правда, пригоревшей и протухшей, здесь радио объясняет смысл происходящего, здесь стоит очередь в туалет. Привычный для каждого россиянина быт. За окнами поезда простирается реальность иная: непознанная и потому пугающая, а раз так, то многие предпочитают ее не замечать. «Там-там»– поют вагонные колеса, и только дети и одаренные слухом пассажиры слышат их призывы.

Главный герой, Андрей, имя одного из апостолов, понял ущербность этого вагонного существования. Подобно пророку, он обрел зрение и слух, он понял главное: «нужно ехать в поезде и не быть его пассажиром». В слове «пассажир» открывается дополнительный смысл – пассивный жир.

Герой повести, как и многие другие герои русской литературы, ищет себя, смысл своего и общего бытия, он относится к числу «правдоискателей», он верит в себя и готов к изменениям. Это и делает его «живым».

«Человек, даже очень хороший, всегда слаб, если он один». Андрей не один. У него есть Хан, то ли Учитель, т о ли Друг. Он-то и помогает Андрею «увидеть отблеск вечной гармонии во всем, что он делает».

Открытия героя следуют одно за другим: с поезда можно сойти!

Но для этого его надо остановить! Как? Герой идет в своем познании наощупь. Но он знает, ради чего он это делает: «я хочу сойти с поезда живым».

Возможность сойти с поезда есть у каждого, но далеко не каждым может различить слабые импульсы своей души, дать им силу, направление. «Писем вокруг полно – было бы кому их прочесть».

Какие же нравственные проблемы рассматривает Пелевин в этой повести? Мне кажется, это проблема отношения к себе, к своей жизни, проблема общения с другими людьми. Пелевин проводит довольно четкую черту между людьми и пассажирами. Людей не выбрасывают в окна, люди не ходят с утра с банками пива в руках. Обратите внимание, в поезда никто не работает! Воруют, да, но не работают.

«Желтая стрела». С одной стороны напрашивается ассоциация с Красной стрелой, элитным поездом Москва – Петербург. Желтые стрелы – это лучи солнца, которые пробили многокилометровый путь через атмосферу и угасли на остатках вчерашнего супа. Стрела – это образ летящего в одну сторону существования, «прошлое – это локомотив, который тянет за собой будущее. Ты едешь спиной вперед и видишь только то, что уже исчезло».

Кроме стрелы, в повести встречаются и другие общепонятные образы: река как граница миров, жизнь, в которую надо осмелиться окунуться, окно как выход в иной мир, стук колес как тиканье времени, след на насыпи как память о себе...

Замечателен финал произведения, он и прост, и значителен, и ожидаем, и неожиданен: то, что казалось невозможным (остановка поезда, выход из него) оказалось очень простым, герой спрыгнул на насыпь, вошел в траву, почувствовал неведомые запахи, шум ветра и услышал звук собственных шагов.

Повесть «Желтая стрела» – это философское размышление о смысле жизни и роли человека в его собственной судьбе, оно подводит нас к тому, что задача человека – прожить его собственную неповторимую жизнь и остаться человеком в этом не очень справедливом и уютном мире.

Своеобразие лирики А.А. Ахматовой.

А.А. Ахматова пришла в поэзию в то время, когда символизм переживал кризис, и, как сказано в автобиографических заметках, она «стала акмеисткой». Акмеисты отказались от устремленности в потусторонние мира, в область «непознаваемого» , отвергли «зыбкость слова», использование символов и обратились к реальным земным ценностям – красочности, богатству, вечности земного мира. В стихах А.А. Ахматовой перед нами предстает достоверно, в деталях описанный мир, лирическая героиня в различных ее эмоциональных и психологических состояниях. Итак, поэзия А.А. изысканно проста и сдержанна, но это не мешает ей передавать всю глубину чувств.

Любовь для А.А. - окрыляющее, вдохновляющее чувство, поэтому в ее стихах присутствует ощущение, что она пишет лирический дневник женщины, в котором воплощает женские представления об идеальной мужественности. Но в любовных стихах лирическая героиня А.А. – это чаще всего героиня любви несбывшейся, безнадежной. Любовь почти никогда не изображается идиллической, беспрепятственной, а наоборот – драматичной. Главная мизансцена – моменты разрыва, разлуки, утраты чувств, ослепление страстью.

В ранних стихах А.А. лирическая героиня не совпадает с личностью автора, она - лишь своеобразная маска, представляющая ту или иную грань женской души, женской судьбы. ( Наизусть)

По мнению Марины Цветаевой, всех поэтов можно разделить на две категории – «поэты с историей» и «поэты без истории». Если Фет и М. Цветаева относятся ко второй категории, то А.А. Блок и А.А. Ахматова – эволюционирующие поэты. И в этом тоже проявляется уникальность А.А. Ахматовой, как поэтессы.

Ранняя поэзия А.А. Ахматовой умна, сложна психологична, но по своей сути похожа на поэзию современных ей поэтесс. Но в процессе эволюции своего внутреннего мира она писала все более глубокие , реалистичные и по-прежнему психологически сложные стихи. Гглавное отличие А.А. Ахматовой от других поэтесс в том, что она показала трагический путь женщины-поэта. Раскрывая эту тему, она писала о несовместности женского счастья и судьбы творца. Лирическая героиня слилась с автором, когда пережила самые трудные годы: расстрел мужа, арест сына, война, эвакуация, оттепель. Любая литературная маска маска – это игра, а когда несчастья накрывают с головой, уже не до игр – важнее выжить, а не быть интересной. В 1939 году она пишет:

У меня сегодня много дела:
Надо память до конца убить,
Надо, чтоб душа окаменела,
Надо снова научиться жить.

(глава «Приговор» из «Реквиема»)

А.А. Ахматова –первая женщина-поэт, которая написала о тех трагических временах, в которых жила. Она не могла доверить поэму бумаге, поэтому она постепенно ее выучивала наизусть. Строчки приходили постепенно, в небольшом количестве, но она их хранила в своей памяти, т. к. понимала, что мало кто сможет рассказать о тех временах проникновеннее ее. Она стояла месяцами в тюремных очередях наравне в другими несчастными женщинами. Ее личная судьба слилась с судьбой народа. Ей удалось стать голосом своего времени. Об этом говорили не только критики, но и сама А.А. Ахматова в «Реквиеме».

И если зажмут мой измученный рот,
Которым кричит стомильонный народ,
Пусть также они поминают меня
В канун моего погребального дня.

Для А.А. Ахматовой характерно религиозное мировосприятие. По-христиански она воспринимает сой поэтический дар – это для нее величайшая Божья милость и величайшее Божье испытание, крестный путь поэта (как и для Б.Л. Пастернака, О. Мандельштама, А.А. Блока). Через испытания, выпавшие на ее долю, она прошла мужественно и гордо. Ее творческая судьба в послереволюционное время сложилась драматично. В А.А. Ахматовой власть раздражало все: и то, что она была женой Н.С. Гумилева, и то, что она вела себя независимо, и то, что она была частью старой аристократической культуры, и то, что она не писала агитационных стихов. Но поэт, как и Сын Человеческий, страдает за все человечество; лишь совершив крестный путь, поэт обретает голос и моральное право говорить с современниками и с теми, кто будет жить после него.

А.А. Ахматова, как и А.С. Пушкин, не могла не думать о сути поэзии, о судьбе поэтического слова. Поэзия А.А. Ахматовой никогда не была утилитарной, агитационной. Поэтическое слово – «царственное слово» – обладает, у А.А. Ахматовой, большой властью над умами и сердцами людей, чем золото и власть.

Революция 1917 года была воспринята А.А. Ахматовой как трагическое время потерь и разрушений. Но вместе с тем революция для А.А. Ахматовой, как и для А. Блока, – возмездие, расплата за прошлую, греховную жизнь. И хотя сама лирическая героиня не творила зла, она чувствует свою причастность к общей вине, а поэтому готова разделить судьбу своей Родины и своего народа, отказывается от эмиграции. Впоследствии в одном из своих стихотворений она скажет:

Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью был.

Во время Великой Отечественной войны А.А. Ахматова была эвакуирована в Ташкент, а в 1944 году вернулась в Ленинград. В годы войны тема Родины, дома, семьи становится ведущей в лирике А.А. Ахматовой.

Я к розам хочу в тот единственный сад,
Где лучшая в мире стоит из оград...( о Летнем саде)

Вся лирика А.А. Ахматовой – это лирический дневник женщины и матери. Христианский мотив вечной материнской участи – из эпохи в эпоху отдавать своих сыновей в жертву достигает вершины в поэме «Реквием», в ней вновь соединяется у А.А. Ахматовой личное с общенациональной трагедией и вечным, общечеловеческим. В этом заключается своеобразие поэзии А.А. Ахматовой: боль своей эпохи она ощущала как собственную. «Привнеся, – по словам О. Мандельштама, – в русскую лирику всю огромную сложность и психологическое богатство русского романа девятнадцатого века». А.А. Ахматова закончила свой роман печальным памятником страшной эпохи – поэмой «Реквием».

Доверив 11-ти человекам хранить свое сокровище А.А. Ахматова через много трудных лет пронесла его в молчании. Лишь в 1963 году А.А. Ахматова решилась опубликовать поэму за границей, а в 1988 году, через 22 года после ее смерти, «Реквием» был напечатан в СССР.

«Реквием» стал памятником в слове А.А. Ахматовой: и мертвым и живым. Всех их она оплакала, замкнув их в пространстве поэмы.

Но «Реквием» – не столько личная трагедия, сколько народная и А.А. Ахматова достигла высшей цели: голос поэта через десятелетия оставил в людских сердцах памятник и свидетельство того страшного времени.

Для самой А.А. Ахматовой поэзия, сознание к причастности к миру вечных ценностей было спасительным в годы унижений и гонений. Л. Чуковская писала: «Сознание, что и в нищете, и в бедствиях, и в горе, она – поэзия, она – величие, а не власть, уничтожающая ее, это сознание давало ей силы переносить нищету, унижение, горе».

Билет 8, вопрос 2

Тема революции в поэме А.А.Блока "Двенадцать".

Поэма А. Блока «Двенадцать» была написана в 1918 году. Это было страшное время: позади 4 года войны, ощущение свободы в дни Февральской революции, Октябрьский переворот и приход к власти большевиков. Интеллигентам того круга, к которому относился Блок, все эти события воспринимались как трагедия, как погибель русской земли. На этом фоне явным контрастом прозвучала блоковская поэма. Многим современникам она показалась неожиданной и кощунственной. Ведь как мог певец Прекрасной Дамы создать стихи о «толстоморденькой» Кате? Как мог поэт, посвятивший такие проникновенные стихи России, написать в страшные для нее дни слова: «Пальнем-ка пулей в святую Русь»?

Все действие поэмы происходит на улице. Уже в первой главе слышится ее революционный гул. Блок начинает поэму с лаконичной и контрастной картины черного вечера и белого снега. Все герои выступают на фоне привычных блоковских образов вьюги, ветра ("ветер на всем Божьем свете"). Вся поэма представляет собой множество звучащих голосов, автора же почти не слышно. При этом Блок использует такие средства, как лозунги, солдатские частушки, разговорные интонации.

Только во второй главе появляются "двенадцать". Блок не приукрашивает своих героев: они обещают раздуть "мировой пожар в крови", "пальнуть пулей в Святую Русь". Блок даже сгущает краски, показывая своих героев возможными каторжниками ("На спину б надо бубновый туз!"). Но в своих действиях они несут как бы гнев всего народа, они действуют в согласии с народной стихией.

Однако в центр поэмы Блок поставил "частную" судьбу драматическую историю любви и преступления Петрухи, который ненароком убивает свою былую подружку Катьку. Это отдельная человеческая трагедия на фоне всемирной вьюги, революционного разрушения.

Петруха живой полнокровный человеческий характер. Он потрясен до глубины души делом рук своих. Блок очень верно выразил тяжелую тоску, муки совести, которые не прекращаются в душе героя: "Ох, товарищи, родные, / Эту девку я любил..."

Его раскаяние в глазах "одиннадцати" выглядит душевной дряблостью: в такой ответственный исторический момент оно не к месту и не вовремя. ("Не такое нынче время, / Чтобы нянчиться с тобой!").

Блок уловил одним из первых в русской литературе, как воспринималось отношение к личному, к чувствам в революционную эпоху.

В финале поэмы неясное, непроницаемое, невидимое обретает контуры Христа.

Имя Христа стало символом особой исторической миссии, и в этом смысле он уместен впереди "двенадцати". Но вместе с тем у Блока он вырастает в громадный вопрос к будущему. Очень важно, что Христос в поэме незрим ("двенадцать" не видят его за вьюгой). Неслучайно Христос идет путем «надвьюжным». Блок всячески подчеркивает, что красногвардейцы "идут без имени святого", их свобода "без креста". Фигура Христа может означать и то, что ужасы разрушения будут сняты и преодолены в возрожденной России. Блок воспроизводит стихийный взрыв, сохраняя свое личное отношение к нему. Нарисованная в "Двенадцати" картина поражает сочетанием несочетаемого. Все пришло в движение, рухнул устоявшийся быт, сдвинулись привычные соотношения, обнажились противоречия. Конфликт поэмы строится на противопоставлении двух начал светлого, гармоничного, которое Блок видит "впереди", и темного, которое он видит в прошлом и олицетворением которого служит "старый мир". Сфера этого противопоставления захватывает и "большой" мир, и внутренний мир человека. Как и его герои, Блок и негодует, и страшится, и надеется. Всем своим существом он участвует в том, что происходит вокруг. Поэт берет на себя смелость "провести" своих героев через три основные временные сферы, показать в реальных картинах, что было, что есть и что должно быть.

Билет 20, вопрос 1

ПЬЕР БЕЗУХОВ. ЧЕРТЫ ЛИЧНОСТИ

Пьер Безухов - один из любимых героев Толстого. Жизнь Пьера - это путь открытий и разочарований, путь кризисный и во многом драматический.

Пьер - натура эмоциональная. Его отличают ум, склонный к мечтательному философствованию, рассеянность, слабость воли, отсутствие инициативы, исключительная доброта. Главная черта героя - искание успокоения, согласия с самим собой, поиски жизни, которая гармонировала бы с потребностями сердца и приносила бы моральное удовлетворение.

Впервые мы встречаемся с Пьером в гостиной Шерер. Писатель обращает наше внимание на облик вошедшего: массивный, толстый молодой человек с умным и вместе робким, наблюдательным и естественным взглядом, отличавшим его от всех в этой гостиной.

Постоянный портретный признак - массивная, толстая фигура Пьера Безухова может быть в зависимости от обстоятельств то неуклюжей, то сильной. может выражать и растерянность, и гнев, и доброту, и бешенство. Иначе говоря, у Толстого постоянная художественная деталь каждый раз обрастает новыми, добавочными оттенками. А какая улыбка у Пьера? о... Не такая, как у других... У него, напротив, когда приходила улыбка, то вдруг мгновенно исчезало серьезное... лицо и являлось другое - детское, доброе...

В Пьере постоянно идет борьба духовного с чувственным, внутренняя, нравственная сущность героя противоречит образу его жизни. С одной стороны, он полон благородных, свободолюбивых помыслов, истоки которых восходят к эпохе Просвещения и Французской революции. Пьер - поклонник Руссо, Монтескье, увлекших его идеями всеобщего равенства и перевоспитания человека, С другой стороны, Пьер участвует в кутежах в компании Анатоля Курагина, и здесь в нем проявляется то разгульно-барское начало, воплощением которого был когда-то его отец, екатерининский вельможа, граф Безухов.

Чувственное сначала одерживает верх над духовным: он женится на чуждой ему Элен. Это одна из важных вех в жизни героя. Но Пьер все больше осознает, что настоящей семьи у него нет, что жена его безнравственная женщина. В нем растет недовольство, но не другими, а самим собой. Именно так и бывает с подлинно нравственными людьми. За свою неустроенность они считают возможным казнить только самих себя. Взрыв происходит на обеде в честь Багратиона. Пьер вызывает на дуэль Долохова, оскорбившего его. Но во время дуэли, увидев лежащего на снегу раненного им противника, Пьер схватился за голову и, повернувшись назад, пошел в лес, шагая целиком по снегу и вслух приговаривая непонятные слова, Глупо...глупо! Смерть... ложь... твердил он, морщась. Глупо и ложь - это опять относится только к нему самому.

После всего, что произошло с ним, особенно после дуэли, Пьеру представляется бессмысленной вся его жизнь. Он переживает душевный кризис: это сильное недовольство собою и связанное с этим желание изменить свою жизнь построить ее на новых, добрых началах. Разорвав с женой, Пьер, по пути в Петербург, в Торжке, дожидаясь на станции лошадей, задает себе трудные (вечные) вопросы: Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить и что такое я? Что такое жизнь, что смерть? Какая сила управляет всем? Здесь он встречает масона Баздеева. В момент душевного разлада, который переживал Пьер, Баздеев представляется ему как раз тем человеком, какой ему нужен, Пьеру предлагают путь нравственного совершенствования, и он принимает этот путь, потому что больше всего ему нужно сейчас улучшить свою жизнь и себя. В нравственном очищении для Пьера, как и для Толстого в определенный период, заключалась правда масонства, и, увлеченный ею, он на первых порах не замечал того, что было ложью.

Своими новыми представлениями о жизни Пьер делится с Андреем Болконским. Пьер пытается преобразовать орден масонов, составляет проект, в котором призывает к деятельности, практической помощи ближнему, к распространению нравственных идей во имя блага человечества во всем мире... Однако масоны решительно отвергают проект Пьера, и он окончательно убеждается в основательности своих подозрений насчет того, что многие из них искали в масонстве средство расширения своих светских связей, что масонов - этих ничтожных людей - интересовали не проблемы добра, любви, истины, блага человечества, а мундиры и кресты, которых они добивались в жизни. Новый душевный подъем испытывает Пьер в связи с народным патриотическим подъемом во время Отечественной войны 1812 года. Не будучи военным, он принимает участие в Бородинском сражении. Пейзаж Бородинского поля перед началом битвы (яркое солнце, туман, дальние леса, золотые поля и перелески, дымы выстрелов) соотносится с настроением и мыслями Пьера, вызывая у него какую-то приподнятость, ощущение красоты зрелища, величия происходящего. Его глазами Толстой передает свое понимание решающих в народной, исторической жизни событий. Потрясенный поведением солдат, Пьер сам проявляет мужество и готовность к самопожертвованию.

В то же время нельзя не отметить наивность героя: принятое им решение убить Наполеона. По дороге, приближаясь к главной квартире французов, он совершает благородные поступки: спасает девочку из горящего дома, вступается за мирных жителей, которых грабили французы-мародеры. В отношении Пьера к простым людям и к природе еще раз проявляется авторский нравственно-эстетический критерий прекрасного в человеке: Толстой находит его в слиянии с народом и природой.

Решающей для Пьера становится его встреча с солдатом, бывшим крестьянином Платоном Каратаевым, который, по мнению Толстого, олицетворяет народные массы. Эта встреча означала для героя приобщение к народу, народной мудрости, еще более тесное сближение с простыми людьми. В плену Пьер обретает то спокойствие и довольство собой, к которым он тщетно стремился прежде. Здесь он узнал не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом, в удовлетворении естественных человеческих потребностей... Приобщение к народной правде, к народному умению жить помогает внутреннему освобождению Пьера, всегда искавшего решения вопроса о смысле жизни: ...он искал этого в филантропии, в масонстве, в рассеянии светской жизни, в вине, в геройском подвиге самопожертвования, в романтической любви к Наташе; он искал этого путем мысли, и все эти искания и попытки все обманули его. И вот, наконец, с помощью Каратаева этот вопрос разрешен.

Самое существенное в Каратаеве - верность и неизменность. Верность себе, своей единственной и постоянной душевной правде. Какое-то время этому следует Пьер. В характеристике душевного состояния героя в эту пору Толстой развивает свои идеи о внутреннем счастье человека, которое заключается в полной душевной свободе, спокойствии и умиротворении, независимых от внешних обстоятельств. Однако, испытав на себе влияние философии Каратаева, Пьер, вернувшись из плена, не стал каратаевцем, непротивленцем. По самой сути своего характера он не способен был принять жизнь без поисков. Познав правду Каратаева, Пьер в эпилоге романа уже идет своим путем. Его спор с Николаем Ростовым доказывает, что перед Безуховым стоит проблема нравственного обновления общества. Необходимо объединение честных людей. Счастливая семейная жизнь (в браке с Наташей Ростовой) не уводит Пьера от общественных интересов. Он становится членом тайного общества. С возмущением говорит Пьер о реакции, наступившей в России, о воровстве. В то же время он понимает силу народа, верит в него. При всем этом герой решительно выступает против насилия. Иначе говоря, для Пьера решающим в переустройстве общества остается путь нравственного самосовершенствования.

Напряженный интеллектуальный поиск, способность на бескорыстные поступки, высокие душевные порывы, благородство и преданность в любви (отношения с Наташей), истинный патриотизм, желание сделать общество более справедливым и человечным, правдивость и естественность, стремление к самоусовершенствованию делают Пьера одним из лучших людей его времени.

Закончить свой ответ хочется словами Толстого: «Чтоб жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться.» Показав судьбу героя, Толстой подтвердил свою мысль: « Человек есть все: все возможности, есть текучее вещество». Толстой сумел выполнить главную задачу- уловить и показать момент текучести жизни.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. «Оттепель» в духовной жизни советского общества»

    Урок
    Задачи : обучающая : формирование представления о с культурном развитии общества в период « оттепели »; определить особенности духовной жизни советских людей; раскрыть противоречивость и ограниченность провозглашенной свободы творчества;
  2. Урок истории в 9 классе. Тема урока: "Духовная жизнь страны: "Период оттепели"

    Урок
    Разработан учителем истории МОУ СОШ с.Баловнево Данковского района Липецкой области Е.В.Рыжковой по учебнику А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной « История государства и народов России» 9 класс.
  3. Тема «период «оттепели» в истории ссср». Вариант часть а

    Документ
    « Съезд КПСС считает, что Советская страна располагает теперь всеми необходимыми условиями для того, чтобы на пу­тях мирного экономического соревнования решить в историче­ски кратчайшие сроки основную экономическую задачу СССР - догнать
  4. Алексеевича Заболоцкого «Оттепель»

    Урок
    У. А смогли вы его правильно прочитать? Как настоящие читатели-критики? Судя по вашим работам, это удалось немногим. А некоторые ребята не успели закончить отзыв.
  5. Вернуться "Оттепель: изменения духовной жизни общества в 50–60 годы XX века"

    Урок
    На протяжении нескольких уроков мы рассматриваем тему “Эпоха Н.С. Хрущёва”. Мы разобрали вопрос борьбы за власть, проанализировали процесс десталинизации, дали оценку экономическим реформам, а сегодня мы говорим об Оттепели.

Другие похожие документы..