Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа курса'
Предназначена для студентов заочного и очно-заочного отделения Юридического инятитута Сибирского федерального университета, обучающихся по специально...полностью>>
'Документ'
РОЗРОБЛЕНО у відповідності до вимог нормативної частини освітньо-професійної програми, робочої програми навчальної дисципліни "Економіка й органі...полностью>>
'Документ'
Любите ли вы слушать сказки? (Пример выразительного чтения. Библиотекарь читает все сказки). Сегодня послушаем несколько небольших сказок английского ...полностью>>

Учебно-методический комплекс по циклу дисциплин опд. Ф. 02 Для студентов заочной формы обучения по специальностям: 080503. 65 «антикризисное управление»

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Кузбасский ИНСТИТУТ экономики и права»

экономический ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра «экономика и организация предприятия»

Маркетинг

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

По циклу дисциплин ОПД.Ф.02

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТям:

080503.65 - «АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ»

080105.65 – «Финансы и кредит»

080502.65 – «Экономика и управление на предприятии

(информационные технологии и связь)»

КЕМЕРОВО 2006

Маркетинг: учебно-методический комплекс для студентов заочной формы обучения / сост. Е.Л. Атяшкин; Кузбас. ин-т экон. и права.– Кемерово, 2006.

Настоящий учебно-методический комплекс составлен в соответствии с Государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по специальностям: 060400 - «Финансы и кредит», квалификация — «экономист»; 311000 - «Антикризисное управление», квалификация «экономист-менеджер»; 060800 – «Экономика и управление на предприятии», квалификация «экономист-менеджер».

В данном комплексе содержатся все необходимые для изучения и преподавания дисциплины «Маркетинг» учебно-методические материалы, взятые в системе.

Предназначен для студентов заочной формы обучения на экономическом факультете института.

Утвержден на заседании кафедры экономики и организации

предприятия.

Протокол №____ от «___»____________ 200__ г.

Зав. кафедрой к.э.н., проф. _____________А.И. Щербаков

Рекомендован для издания методической комиссией института

Протокол №____ от «____»_____________ 200_ г.

Председатель комиссии ____________Н.М. Ильдимиров

Утвержден

Проректор по учебной работе

____________ Г.А. Мартынов

«___» ___________ 200____ г.

Зарегистрирован в методкабинете «__» ___________ 200___ г.

Регистрационный номер _______

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 4

  1. Учебно-тематический план занятий 7

  1. Учебная программа дисциплины 8

  1. Список литературы 11

  1. Методические рекомендации по выбору и выполнению

контрольной работы 12

  1. Задания контрольной работы 13

  2. Контрольные вопросы для самостоятельной проверки знаний 18

  3. Примерные вопросы к экзамену 22

ВВЕДЕНИЕ

Настоящий учебно-методический комплекс, определяющий содержание и структуру дисциплины «Маркетинг», разработан в соответствии с Государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по специальностям: 351000 «Антикризисное управление» квалификация «экономист-менеджер»; 060400 - «Финансы и кредит», квалификация — «экономист»; 060800 – «Экономика и управление на предприятии», квалификация «экономист-менеджер».

Маркетинг - одна из основополагающих дисциплин для профессиональных деятелей рынка: руководителей предприятий, менеджеров, коммерсантов, специалистов по рекламе, а также организаторов производства новых товаров и услуг. Направленность, структура и большая часть методов маркетинга имеют общий характер. Поэтому они вполне пригодны для отечественной экономики, для предприятий любой формы собственности и любых масштабов деятельности.

Маркетинг своими средствами позволяет эффективно приспосабливать производство к постоянно изменяющимся условиям внешней среды и прежде всего к запросам и требованиям потребителей.

Для того, чтобы использовать маркетинг как надежный инструмент для получения устойчивого положительного результата деятельности любого хозяйствующего субъекта, необходимо овладеть его методологией и уметь творчески ее применять в зависимости от конкретной ситуации.

В настоящее время во многих странах с рыночной экономикой созданы национальные институты по вопросам маркетинга, действует сеть школ и курсов при университетах. Маркетинг в качестве учебной дисциплины прочно вошел в программы учебных заведений различного уровня.

В учебной дисциплине раскрывается содержание понятия «маркетинг», изучаются основы и сущность маркетинга, теория и практика современного маркетингового механизма воздействия на конкурентные позиции фирмы на рынке. Большое место отводится методологии маркетинговых исследований и оптимизации товарной и ценовой политики, политики формирования сбытовой сети, развития рекламы и средств стимулирования сбыта. Наряду с изучением теоретических положений, уделяется внимание приобретению практических навыков.

Целью преподавания дисциплины является подготовка специалистов качественно нового уровня, владеющих методологией маркетинга и умеющих творчески ее применять в зависимости от конкретной ситуации, способных использовать инструменты маркетинга для получения устойчивого положительного результата деятельности любого хозяйствующего субъекта, в результате изучения студентами основ и сущности маркетинга, концепций маркетинга, теории и практики современного маркетингового механизма воздействия на конкурентные позиции фирмы на рынке, а также методологии маркетинговых исследований и оптимизации товарной и ценовой политики, политики формирования сбытовой сети, развития рекламы и средств стимулирования сбыта.

Основными задачами дисциплины «Маркетинг» являются:

  • изучение основных положений теории маркетинга;

  • освоение методологии исследования, анализа и разработки рынка;

  • изучение инструментальных средств стратегического и оперативного маркетинга;

  • знание основ международного маркетинга и специфики маркетинговой деятельности российских предприятий на внутреннем и внешних рынках;

  • формирование навыков применения полученных знаний в практической деятельности.

В результате изучения дисциплины студенты должны знать:

  • основные термины и определения маркетинга;

  • структуру и характеристику факторов маркетинговой среды;

  • методологию маркетинговых исследований и анализа;

  • модель покупательского поведения и этапы процесса принятия решения о покупке;

  • способы и принципы сегментации потребительского рынка;

  • цели, задачи, последовательность формирования товарной политики на различных этапах «жизненного цикла» товара;

  • основные методы и системы сбыта;

  • комплекс маркетинговых коммуникаций;

  • основы международного маркетинга;

  • организацию маркетинговой деятельности на предприятии;

  • особенности маркетинга услуг и маркетинга в некоммерческой сфере.

В результате изучения дисциплины студенты должны уметь:

  • анализировать реальные рыночные ситуации;

  • проводить маркетинговые исследования;

  • осуществлять сегментацию рынка и поиск целевого рынка;

  • пользоваться современными базами данных;

  • оценивать конкуренцию и положение предприятия на рынке;

  • оценивать конкурентоспособность товара на различных этапах его «жизненного цикла»;

  • разрабатывать рыночную, конкурентную, товарную стратегии;

  • организовать эффективное товародвижение;

  • разрабатывать предложения по формированию ценовой политики.

Курс изучается студентами самостоятельно по рекомендуемой литературе с учетом указаний и контрольных вопросов, приведенных в учебной программе,

Лекции имеют, в основном, методический характер и служат для оказания помощи студентам в самостоятельном освоении теории маркетинга. Кроме того на лекциях излагаются ключевые теоретические положения маркетинга, а также вопросы, недостаточно полно представленные в учебной литературе.

На семинарских занятиях рассматриваются конкретные маркетинговые решения и действия в конкретных рыночных ситуациях. Развиваются представления и навыки по разработке маркетинговых программ, анализу рыночной ситуации, в которой фирме приходится осуществлять управленческие решения.

В процессе обучения студенты выполняют контрольную работу и по итогам изучения дисциплины сдают экзамен.

  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ

Наименование темы

Количество часов

Аудиторные занятия

Самост.

работа*

Всего

Лекции

Семи-нары

Всего ауд.

1

2

3

4

5

6

7

4 семестр (на базе высшего и среднего профессионального образования)

6 семестр (на базе среднего образования)

1

Понятие и сущность маркетинга

1

-

1

12

13

2

Среда маркетинга

1

-

1

15

16

3

Рынок и модели поведения потребителей

2

-

2

14

16

4

Товар и товарная политика

1

-

1

12

13

5

Цена и ценовая политика

2

-

2

16

18

6

Сбыт и движение товаров

1

-

1

15

16

7

Коммуникационная политика

2

-

2

12

14

8

Планирование маркетинга

2

-

2

13

15

9

Организация и контроль маркетинга

2

-

2

13

15

10

Маркетинговые исследования

2

-

2

12

14

5 семестр (на базе высшего и среднего профессионального образования)

7 семестр (на базе среднего образования)

Контрольная работа

Экзамен

Всего:

16

0

16

134

150

* Примечание. В объем самостоятельной (внеаудиторной) учебной работы входят подготовка и выполнение контрольных работ, подготовка и сдача экзамена.

2. учебная программа дисциплины

Тема 1. Понятие и сущность маркетинга

Роль и значение маркетинга в деятельности предприятия. Понятие маркетинга. Основные определения и сущность маркетинга. Развитие концепции маркетинга. Системный подход в определении сущности маркетинга. Принципы маркетинга. Основные цели и задачи маркетинга. Функции маркетинга. Социальная ориентация маркетинга Основные элементы комплекса маркетинга.

Тема 2. Среда маркетинга

Внешняя и внутренняя среда маркетинга. Факторы макросреды маркетинга и их характеристика. Анализ макросреды. Основные элементы микросреды и их характеристика. Конкуренция. Силы конкуренции. Анализ конкуренции. Анализ отрасли. Модели внутренней среды предприятия. Анализ внутренней среды и оценка потенциала предприятия.

Тема 3. Рынок и модели поведения потребителей

Потребительский рынок. Понятие потребительского поведения. Моделирование поведения потребителя: простая и развернутая модели. Факторы поведения потребителей. Процесс принятия решения о покупке потребителем. Типология потребителей. Рынок предприятий, его разновидности и особенности. Факторы, оказывающие влияние на поведение покупателей - предприятий. Виды и процесс закупок предприятиями. Паспорт клиента.

Классификация и основные параметры характеристики рынков. Сегментация рынка: значение, цели, принципы, критерии сегментации. Стратегии охвата рынка: недифференцированный маркетинг; дифференцированный маркетинг; концентрированный маркетинг. Понятие рыночной ниши и позиционирование товара. Алгоритм и выбор способа позиционирования товара.

Тема 4. Товар и товарная политика

Понятие товара. Товар в маркетинге, три уровня товара. Уровень подкрепления товара. Качество товара (с точки зрения потребителя и с точки зрения производителя). Товарный ассортимент и номенклатура, их структура, методы определения и принципы формирования. Рыночная атрибутика товара. Товарный знак, его роль в товарной политике фирмы. Упаковка, маркировка товара. Жизненный цикл товара (ЖЦТ), характеристика этапов ЖЦТ. Стратегии маркетинга на этапах ЖЦТ. Способы продления ЖЦТ. Особые случаи ЖЦТ. Разработка и реализация концепций нового товара. Основные стадии разработки нового товара. Источники коммерческих идей новых товаров. Причины неудачи новых товаров при внедрении на рынок. Конкурентоспособность товара и ее оценка. Качество товара – один из основных факторов конкурентоспособности. Уровни понятия «качество». Методические подходы к оценке конкурентоспособности товара Товарные стратегии и политика.

Услуги. Типы услуг. Специфические черты и характеристика услуг. Особенности продвижения услуг. Маркетинговые стратегии для предприятий сферы услуг.

Тема 5. Цена и ценовая политика

Теоретическая модель ценообразования, ее достоинства и недостатки. Особенности ценообразования на практике. Ценовая политика. Цели ценообразования. Факторы ценообразования. Подходы к определению цены (экономический, исходя из издержек, маркетинговый подход). Стратегии ценообразования. Цены на различных этапах ЖЦТ. Методы реализации и адаптации цены. Психологические аспекты ценовой политики.

Тема 6. Сбыт и движение товаров

Основные направления формирования сбытовой сети фирмы. Прямой и косвенный методы сбыта продукции. Виды каналов сбыта. Характеристики каналов сбыта. Филиалы фирм, торговые посредники, оптовые и розничные торговые организации, их основные функции. Традиционные и горизонтальные системы сбыта. Вертикальные системы сбыта. Их особенности и цели организации. Выбор каналов и методов товародвижения. Этапы планирования сбытовой политики: выбор целевого сегмента рынка, определение места сбытовой политики в системе комплекса маркетинга, определение форм и методов стимулирования сбыта и необходимых для этого затрат.

Физическое товародвижение. Характеристика видов транспорта и выбор способа транспортировки товаров. Хранение товаров и организация складского хозяйства.

Тема 7. Коммуникационная политика

Основные направления коммуникационной политики. Комплекс продвижения товаров и маркетинговые коммуникации. Планы продвижения товаров. Реклама как инструмент продвижения продукта. Виды и функции рекламы. Каналы распространения рекламы. Планирование рекламной компании. Роль паблик рилэйшнз в коммуникационной политике. Формирование спроса и стимулирование сбыта (ФОССТИС): стимулирование потребителей, стимулирование торговли, стимулирование продавцов. Система личных продаж и ее организация. Электронный маркетинг.

Тема 8. Планирование маркетинга

Стратегическое и оперативное планирование маркетинга. Маркетинговая программа и ее структура: прогноз развития целевого рынка, стратегия поведения на рынке, товарная политика, ценовая политика, сбытовая, коммуникационная, кадровая политики, финансовые затраты и контроль за реализацией намеченных показателей. Система показателей, используемых при разработке программы маркетинга по продукту. Виды маркетинговых программ. Цели и ранжирование целей в маркетинговой стратегии. Основные инструменты стратегического планирования маркетинга. Виды маркетинговых стратегий в зависимости от доли на рынке, рыночного спроса, товарной политики.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине цикла опд. Ф. 05 Для студентов очной и заочной формы обучения по специальности 080503. 65 «антикризисное управление»

    Учебно-методический комплекс
    Теория антикризисного управления предприятием : учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы обучения / сост. И. В. Савосин; Кузбас.
  2. Учебно-методический комплекс по циклу дисциплин опд. Ф. 06 Для студентов очной и заочной формы обучения по специальности 080503. 65 «Антикризисное управление»

    Учебно-методический комплекс
    Теория и практика оценочной деятельности: учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы обучения / сост. А.Н. Малюгин; Кузбасский институт экономики и права.
  3. Учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы обучения по специальностям: 080105. 65 «Финансы и кредит» (по циклу дисциплин опд. В. 01а)

    Учебно-методический комплекс
    Ценообразование : учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы обучения / сост. А. Г. Мартынов; Кузбасский институт экономики и права.
  4. Учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы обучения по специальностям: 080105. 65 «Финансы и кредит» (по циклу дисциплин фтд. 01. 02)

    Учебно-методический комплекс
    Деловой иностранный (английский) язык: учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы обучения экономического факультета / сост. к.п.
  5. Отчет о результатах самообследования азовского института экономики управления и права филиала гоувпо «ргэу (ринх)»

    Публичный отчет
    4.1. Соответствие ПрОП и учебно-методической документации требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования

Другие похожие документы..