Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Комиссия, назначенная приказом ректора Самарской государственной академии путей сообщения (№75 от 09.03.2005 г., с изменениями в приказе №129 от 30.03...полностью>>
'Диссертация'
Защита состоится « » 2009 г., в час., на заседании диссертационного совета Д 203.002.03 при Академии управления МВД России по адресу: 125171, Москва,...полностью>>
'Программа'
Курс «Основы менеджмента» входит в состав цикла общепрофессиональных дисциплин. Дисциплина «Основы менеджмента» представляет собой курс лекций и прак...полностью>>
'Программа дисциплины'
Цели дисциплины: Приобретение студентами знаний о принципах международного учета, составе учетных и отчетных показателей, используемых в международно...полностью>>

Элективный курс «Сокровища звездного неба» 9 класс

Главная > Элективный курс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4

г.Калача-на-Дону Волгоградской области

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС

«Сокровища звездного неба»

9 класс

(16 часов)

Автор: Полякова Зинаида Григорьевна

Учитель физики МОУ СОШ №4

2009 год

ВВЕДЕНИЕ

Трудно себе представить образованного человека, не имеющего представлений о Солнечной системе, звездах, космосе…

Однако, следует обратить внимание на сообщение Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), появившегося в Интернете в конце апреля 2007 г. Экспертов интересовало состояние осведомленности наших соотечественников в вопросах, касающихся науки, включая астрономию. В частности оказалось, что почти треть респондентов (28%) считают, что … «Солнце вращается вокруг Земли». Вряд ли стоит относиться к таким ответам, как к шутке, и не обращать внимания на тревожный сигнал.

Астрономические знания – это неотъемлемая часть человеческой культуры. Понимая важность астрономических знаний для учащихся, для полноценного развития и образования подрастающего поколения, можно организовать внеурочные занятия по астрономии, в том числе по программам элективных курсов (т.е. курсов по выбору).

Предлагаю элективный курс (курс по выбору) в рамках предпрофильной подготовки «Сокровища звездного неба». Курс рассчитан на 16 часов, предназначен для работы с девятиклассниками. В конце изучения курса учащиеся, познакомившись с легендами о созвездиях, научившись находить их на небе, изучив все яркие звезды и интересные объекты, составят путеводитель по звездному небу.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В начале XXI века астрономия стала одним из бесспорных лидеров современного естествознания. Программа данного предпрофильного курса позволяет учащимся познакомиться с некоторыми разделами астрономии.

Изучая курс «Сокровища звездного неба», любознательные школьники прежде всего убедятся в том, что законы обычной «земной» физики на самом деле действуют и далеко за пределами Земли и Солнечной системы. Учащимся будет представлена увлекательная и полезная возможность актуализировать свои знания по физике.

Профильная школа представляет серьезные требования к умению самостоятельно работать с учебным и дополнительным материалом. Содержательный материал курса предусматривает различные формы самостоятельной работы, позволяющие выработать необходимые навыки, дает возможность ученику проявить себя и добиться успеха, помогает сориентироваться в выборе профиля.

ЦЕЛИ КУРСА:

  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе самостоятельного приобретения знаний и умений по астрономии с использованием различных источников информации.

ЗАДАЧИ КУРСА:

  • Ознакомление с историей возникновения и развития астрономии;

  • Формирование основных астрономических понятий;

  • Ознакомление с некоторыми методами исследований, наблюдений и измерений в астрономии;

  • Обучение умению видеть естественнонаучную картину мира.

Курс «Сокровища звездного неба» имеет продолжительность 16 часов и построен с опорой на знания и умения, полученные учащимися при обучении в основной школе. При подготовке и проведении занятий курса используются следующие средства обучения:

  • Учебники астрономии, фонд библиотеки, хрестоматии, энциклопедии;

  • Методические и наглядные пособия ( демонстрационная карта звездного неба, подвижная карта звездного неба с накладным кругом);

  • Приборы (телескоп), бинокль;

  • Учебные видеофильмы «Астрономия ч.1 и 2»;

  • Интернет- ресурсы.

МЕТОДЫ. ПРИЕМЫ, И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

При изучении разделов программы используются:

  • Рассказ учителя;

  • Беседы с учащимися;

  • Индивидуальная и коллективная работа учащихся на практических занятиях;

  • Самостоятельная работа учащихся;

  • Дневные и вечерние наблюдения звездного неба.

Ожидаемыми результатами являются:

  • Сознательное самоопределение ученика относительно профиля дальнейшего обучения;

  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе самостоятельного приобретения новых знаний, анализа и оценки новой информации.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

Тема 1. Сколько лет астрономии? (2ч).

История возникновения и развития астрономии как науки. Астрономия, ее основные методы и задачи. Основные астрономические понятия. Основные законы физики в астрономии. Телескопы. Физические принципы работы и назначение.

Тема 2.Тайны звездного неба. (3 ч).

Созвездия. Обозначение звезд и небесных объектов в созвездиях. Небесная сфера и система координат, используемая в астрономии. Звездные карты. Ориентация по звездам.

Тема 3. Дневная звезда – Солнце. (3ч)

Внутреннее строение, атмосфера и солнечно-земные связи. Видимое движение Солнца. Гелиоцентрическая система. Семья Солнца: планеты и их спутники, малые тела Солнечной системы.

Тема 4. Звездный мир. (3 ч).

Характеристика звезд, их размеры и массы по сравнению с Солнцем. Определение расстояний в космосе. Эволюция звезд.

Тема5. Далекий космос. (2 ч).

Мир галактик. Наша Галактика – Млечный Путь. Межзвездное пространство. Исследование далекого космоса космическими телескопами.

Тема6. На пыльных дорогах космоса. (2 ч).

Основоположники космонавтики и достижения в освоении космического пространства. Внеземные цивилизации и НЛО. Астрологические прогнозы.

Заключительный этап. (1 ч).

Конференция, Представление творческих работ: «Путеводитель по звездному небу». Награждение.

Тематическое и поурочное планирование учебного материала.

занятия

Тема

занятия

Вид

занятия

Демонстрации и ТСО

Результат

Тема 1. Сколько лет астрономии? (2 ч).

1/1.

Что изучает астрономия.

Рассказ-беседа.

Видеофильм «Астрономия -древнейшая из наук».

Представление о месте астроно- мии среди других наук, ее значении, знакомство с основными астрономическими понятиями.

2/2.

Телескопы и обсерватории.

Доклады учащихся с показом видеоинформации; практическое занятие.

Школьный телескоп.

Видеофильм «Телескопы».

Представление об оптических и радиотелеско-пах

Тема 2.Тайны звездного неба. (3 ч).

1/3

Созвездия. Обозначение звезд и небесных объектов в созвездиях.

Рассказ с показом видеоинформации.

Вечернее наблюде-ние №1.

Астрофотографии; Видеофильм «Созвездия»

Умеют находить на небе созвездия Большой и Малой Медведицы и 2-3 созвездия хорошо видимые; знают яркие звезды летних и зимних созвездий.

2/4

Небесная сфера и система координат, используемая в астрономии.

Практичес-кое занятие.

Модель небесной сферы; глобус Земли; видеофильм «Небесные координаты»

Представление о небесной сфере и экваториальной системе координат.

3/5

Звездные карты. Подвижная карта звездного неба.

Практичес-кое занятие.

Демонстрационная карта звездного неба.

Используют звездную карту, чтобы считывать координаты звезд, устанавливают подвижную карту на любую дату, определяют условия видимости звезд.

Тема 3. Дневная звезда – Солнце. (3ч)

1/6

Дневная звезда – Солнце.

Рассказ с показом видеоинформации.

Видеофильм «Солнце»; плакаты; астрофотографии.

Представление о физических и химических характеристиках Солнца.

2/7

Семья Солнца.

Семинар.

Видеофильм «Солнечная система»

Представление о физических и химических характеристиках планет солнечной системы,

3/8

Видимое движение Солнца. Эхо магнитных бурь.

Практическое занятие.

Вечернее наблюде-ние №2

Эклиптика. Видеофильм «Солнечная активность».

Определяют положение Солнца на любую дату. Знают важнейшие проявления солнечной активности и ее связь с геофизическими явлениями.

Тема 4. Звездный мир. (3 ч).

1/9

Звезды: классификация и основные параметры.

Рассказ с показом видеоинформации.

Видеофильм «Звезды»; плакаты; астрофотографии.

Представление о типах звезд и их характеристиках.

2/10

Эволюция звезд.

Рассказ с показом видеоинформации.

Видеофильм «Эволюция звезды»; таблицы и фотографии.

Представление о причинах происхождения и этапах развития звезд.

3/11

«Моя звезда».

Практическое занятие.

Демонстрационная карта звездного неба.

Таблицы.

Заполнение карточки «Моя звезда».

Тема5. Далекий космос. (2 ч).

1/12

Мир галактик. Наша Галактика – Млечный Путь.

Рассказ с показом видеоинформации.

Вечернее наблюде-ние №3

Видеофильм «Галактики»; таблицы, фотографии.

Представление о физических и химических характеристиках галактик.

2/13

Межзвездное пространство. Исследование далекого космоса космическими телескопами.

Рассказ с показом видеоинформации.

Видеофильм «Наблюдаемая Вселенная»; таблицы, фотографии.

Представление об исследовании далекого космического пространства.

Тема6. На пыльных дорогах космоса. (2 ч).

1/14

Основоположники космонавтики и достижения в освоении космического пространства.

Семинар.

Компьютерная презентация «Великие космические открытия».

Представление об истории освоения ближнего и дальнего космического пространства в пределах Солнечной системы.

2/15

Внеземные цивилизации и НЛО. Астрологические прогнозы.

Семинар.

Компьютерная презентация ; интернет –ресурсы.

Представление об изучении НЛО и возможности внеземной жизни, об астрологических прогнозах

Заключительный этап. (1 ч).

1/16

Конференция, Представление творческих работ:

Конференция.

Творческие работы.

«Путеводитель по звездному небу».

«Астрономический календарь».

Методические рекомендации при прохождении курса.

Тема 1. Сколько лет астрономии? (2 ч).

1/1. Что изучает астрономия?

Учебная цель: Ознакомить учащихся с историей возникновения и развития астрономии как науки; Ознакомить с основными астрономическими понятиями, определениями, условными обозначениями, единицами измерения расстояния и времени; Обобщить материал о законе всемирного тяготения, движении тел по окружности, законах Ньютона.

2/2. Телескопы и обсерватории.

Учебная цель: Дать представление об оптических и радиотелескопах. Тихо Браге и его обсерватории. Открытие Галилея. Крупнейшие современные телескопы. Особенности современной астрономии.

Занятие можно провести таким образом: заслушать доклады и сообщения учащихся по данной теме (домашние заготовки) с применением компьютерных презентаций, информации сети Интернет. Часть занятия – знакомство со школьным телескопом (физические принципы работы и назначение).

Тема 2.Тайны звездного неба. (3 ч).

3/3. Созвездия. Обозначение звезд и небесных объектов в созвездиях.

Учебная цель: Понятие о созвездиях, обозначение звезд и небесных объектов в созвездиях.

Закрепление: Игра «Найди созвездие» (сопровождается демонстрацией участков звездного неба в соответствии с описанием) – подборка литературных отрывков о созвездиях.

Учащиеся получают домашнее задание: подготовить рассказ о том зодиакальном созвездии, под знаком которого они рождены.

2/4. Небесная сфера и система координат, используемая в астрономии.

Учебная цель: Небесная сфера, ее основные точки, линии, плоскости. Определение географической широты по астрономическим наблюдениям. Экваториальная система координат.

3/5. Звездные карты. Подвижная карта звездного неба.

Учебная цель: Подвижная карта звездного неба. Определение характеристик небесных объектов по звездной карте и условий их наблюдений.

Индивидуальная работа со звездной картой: Используют звездную карту, чтобы считывать координаты звезд, устанавливают подвижную карту на любую дату, определяют условия видимости звезд.

Вечернее наблюдение №1. Общее знакомство со звездным небом.

Цель занятия: ознакомление с некоторыми созвездиями и наиболее яркими звездами; наблюдение суточного движения звездного неба; определение сторон света по Полярной звезде; введение понятия об угловых размерах и координатах звезд.

Примерный план наблюдений:

  1. Ориентирование на звездном небе по подвижной карте, отыскание наиболее ярких созвездий и Полярной звезды, определение по ней сторон горизонта;

  2. Наблюдение Полярной звезды в телескоп (бинокль), с последующей фиксацией его положения;

  3. Наблюдение суточного вращения неба невооруженным глазом или в телескоп по 2-3 звездам в различных областях неба;

  4. Изучение контуров основных созвездий и их расположения относительно горизонта. Оценка яркости 2-3 основных звезд;

  5. Повторное наблюдение Полярной звезды в зафиксированный ранее телескоп;

  6. Демонстрация в телескоп участка Млечного пути или показ положения планет, если они видны.

Учащиеся готовят отчеты о проведенных наблюдениях в виде рисунков, фотоснимков, видеосъемках (домашнее задание), разбившись на группы.

Тема 3. Дневная звезда – Солнце. (3ч)

1/6. Дневная звезда – Солнце.

Учебная цель: Дать представление об общем строение и атмосфере Солнца. Энергия Солнца. Внутреннее строение. Строение Солнечной атмосферы (фотосфера, хромосфера, корона). Солнечно-земные связи.

2/7. Семья Солнца.

Учебная цель: Сообщить сведения о физических и химических характеристиках планет Солнечной системы и их спутников, малых телах (астероидах, кометах, метеоритах, метеорах). Формирование представлений о масштабах Солнечной системы - гелиоцентрической системы.

Учащиеся представляют сообщения, доклады, презентации по заранее выбранным темам об объектах Солнечной системы.

3/8. Видимое движение Солнца. Эхо магнитных бурь.

Учебная цель: Дать представление о важнейших проявлениях Солнечной активности, ее связи с геофизическими явлениями. Эклиптика. Видимое движение Солнца.

Работа с карточками: Определяют положение Солнца на любую дату.

Дневное наблюдение №2. Наблюдение Солнца в телескоп.

Цель занятия: наблюдение полного диска Солнца, потемнения его к краю, фотосферных пятен и их групп. Желательно выполнить зарисовки Солнца. Внимание! Если нет специального светофильтра, то наблюдать Солнце можно только на экране. (Самодельные светофильтры недопустимы!).

Примерный план наблюдений:

  1. Наблюдение полного диска Солнца на экране при малом увеличении (объяснение потемнения диска к краю);

  2. Зарисовка Солнца. Повторное наблюдение пятен и их зарисовка через 1,5-2 мин.

  3. Наблюдение Солнца с наибольшим увеличением, наведение на наиболее интересную группу пятен, ее подробное рассмотрение и зарисовка.

Тема 4. Звездный мир. (3 ч).

1/9. Звезды: классификация и основные параметры.

Учебная цель: Рассказать о типах звезд и их характеристиках.

Характеристика звезд, их размеры и массы по сравнению с Солнцем. Можно ли долететь до какой-нибудь звезды? Можно ли жить на звездах? Яркие звезды и их спектральный класс. Формирование представления о масштабах Вселенной.

2/10. Эволюция звезд.

Учебная цель: Дать представление о причинах происхождения и законах развития звезд.

Методика формирования представления об этапах звездной эволюции в зависимости от массы: белые карлики, нейтронные звезды, черные дыры во Вселенной; двойные и кратные звезды, возраст звезд.

3/11.»Моя звезда»

Учебная цель: выявить степень усвоения сведений о звездах.

Проводится в форме творческой работы по составлению карточки о какой-нибудь самой яркой или известной звезде ( Полярная, Вега, Альтаир, Сириус, Денеб, Арктур и пр.)

Домашняя заготовка: мифы, легенды о звездах.

Учащимся надо охарактеризовать звезды:

- название, созвездие, спектральный класс, цвет, условия видимости на дату занятия, масса, размеры по сравнению с Солнцем, эволюция звезды.

Тема5. Далекий космос. (2 ч).

1/12. Мир галактик. Наша Галактика – Млечный Путь.

Учебная цель: Дать представление о составе и размерах нашей Галактики, примерные расстояния до ближайших галактик о различных видах галактик.

В изучении этого материала начать переход от непосредственно наблюдаемых небесных тел к огромным космическим системам, о которых хо XIX-XX в.в. было неизвестно. Наша Галактика- первый шаг на этом пути. Честь ее открытия принадлежит Уильяму Гершелю (1738-1822) – знаменитому любителю астрономии (профессиональному музыканту). Можно заслушать доклад учащихся о биографии и заслугах У.Гершеля.

Вечернее наблюдение №3.Наблюдение звездных скоплений, туманностей и галактик.

Цель занятия: наблюдение конкретных астрономических объектов невооруженным глазом и в телескоп (бинокль) с использованием подвижной карты звездного неба.

Примерный план наблюдений:

  1. Ориентирование на звездном небе по подвижной карте, изучение контуров основных созвездий.

  2. Демонстрация в телескоп двойных звезд, звездных скоплений и туманностей.

2/13. Межзвездное пространство. Исследование далекого космоса космическими телескопами.

Учебная цель: «Открыть» нашу Вселенную, пригласив учащихся в мир галактик, доступный наблюдениям и исследованиям с помощью современных астрономических инструментов.

Занятие очень насыщено информацией и наиболее эффективно она может быть представлена в виде хорошо иллюстрированного рассказа учителя. Учащимся получить необходимое представление о Вселенной помогут имеющиеся во многих книгах, в интернете фотографии.

Тема6. На пыльных дорогах космоса. (2 ч).

1/14. Основоположники космонавтики и достижения в освоении космического пространства.

Учебная цель: обобщить материал об истории освоения ближнего и дальнего космического пространства.

Занятие можно провести в виде викторины (вопрос-ответ) или игры «Вперед, эрудиты!».

2/15. Внеземные цивилизации и НЛО. Астрологические прогнозы.

Учебная цель: Дать представление об изучении неопознанных летательных объектов (НЛО) и возможности внеземной жизни, об астрологических прогнозах.

Заслушать и просмотреть работы учащихся по этим вопросам. Вопросы семинара дать заранее для успешной подготовки.

Заключительный этап. (1 ч).

1/16. Конференция, Представление творческих работ.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа элективного курса 11 класс 70 часов

    Программа
    Предлагаемая программа элективного курса предназначена для учащихся 11 классов общеобразовательных школ, готовящихся к успешной сдаче экзамена по русскому языку в форме ЕГЭ.
  2. Элективные курсы

    Документ
    В настоящем сборнике представлены материалы победителей областного конкурса «Лучший элективный курс для предпрофильной подготовки и профильного обучения», проводимого в 2008 году.
  3. Программа курса по астрономии 11-й класс "Астрономический калейдоскоп"

    Программа курса
    Астрономия является областью знаний, в которой объединяются все предметы естественнонаучного цикла в применении к исследованию Вселенной. В последние годы астрономия претерпевает настоящую революцию, связанную с новыми методами наблюдений:
  4. Ссная программа для старшеклассников. // Читаем. Учимся. Играем. 2007. №2. С. 75. Литвинов К. Новости обучающего и игрового по: обзор дисков// Мир пк. 2008. № С. 84

    Программа
    Хотите стать математиком?: материалы математического отделения лицея « Всероссийская заочная многопредметная школа». Задачи вступительной контрольной работы.
  5. Рекомендации по организации компетентностно- ориентированного образовательного процесса Москва 2003

    Документ
    О.В. Акуловой, А.В. Баранникову, В.А. Болотову, А.С. Бубману, А.А. Вахрушеву, А.Б. Воронцову, Л.М. Долговой, А.А. Каспржаку, Е.Я. Когану, О.Е. Лебедеву, Е.

Другие похожие документы..