Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Акция - ценная бумага, удостоверяющая долевое участие владельца в капитале деловой единице бизнеса, имеющего статус юридического лица в форме корпорац...полностью>>
'Документ'
04. 011 9.00-10.30 Стратегический менеджмент Еронин В.А. ДМО-15 , ДМО- 5 , ЗМО-1 5, ЗМО- 5, ЗМС-147, ЗМО1 - 5 18 03.04. 011 10.30-1 .00 Теория организ...полностью>>
'Сказка'
Юрий Трифонов написал культовый «Дом на набережной», Бернард Шоу – «Дом, где разбиваются сердца». Елена Катишонок могла бы тоже назвать свой роман «Д...полностью>>
'Документ'
Государственный стандарт Союза ССР ГОСТ 27322-87"Энергобаланс промышленного предприятия. Общие положения"(утв. постановлением Госстандарта ...полностью>>

Этногенез казахов: философский анализ 09. 00. 08 философия науки и техники

Главная > Автореферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Выбор направления исследования обусловлен актуальностью рассматриваемых вопросов, как из прошлого протоказахского, казахского народа, так и его настоящего и будущего.

Во введении обоснована степень разработанности данной проблемы и актуальность темы диссертации, определены цель, задачи, объект и предмет исследования, характеризуются эмпирическая и теоретико-методологическая основы, степень научной новизны и практическая значимость, формулируются положения, выносимые на защиту.

Первый раздел «Особенности этногенеза казахского этноса» состоит из трех подразделов и содержит анализ специфики развития протоказахского и казахского народа вплоть до образования Казахского ханства.

В подразделе 1.1 «Этногенетические предпосылки и антропологические истоки формирования казахского народа» содержится анализ проблем, связанных с теоретическими и методологическими подходами к исследованию образования казахского этноса и приводится системный анализ этого процесса.

Исходя из историографической науки, подавляющую часть мнений о происхождении казахского народа составляет предположение об образовании казахов от других конкретных народностей. Так, в «Шежире» (Родословная тюрков, казахов, киргизов. Династии ханов) Шакарим Кудайберды-улы предположил, что казахи из ветви Уйгур [2, с. 41], Ч.Ч. Валиханов выдвинул, так называемую, узбекскую версию о том, что основой казахского народа стали узбеки и ногайцы [3, с. 59].

С середины XVIII века сформировалась миграционная концепция происхождения казахов, высказанная впервые Витзеном, согласно которому казахи произошли от енисейских кыргызов и не ведут свое происхождение от индо-иранского субстрата. Другая точка зрения, высказанная Я.П. Гавердовским в начале XIX века, положила начало автохтонной концепции происхождения казахов, согласно которой предками казахского народа были индо-иранские и скифо-сакские племена [3, с. 57-58]. П.И. Рычков считал, что казахи произошли от «алтайских киргизов», а Н.Я. Бичурин полагал, что казахи были преемниками древнего Кангюя. В свою очередь, А.И. Левшин считал, что казахи «народ древний», который составляет «одну из отраслей турецкого племени» и по древности «не уступает ни найманам, ни киргизам» [4, с. 199].

Кроме того, в научном мире рассматривались различные версии по времени образования казахского народа. А.И. Левшин впервые выдвинул теорию о домонгольском времени сложения казахского народа. Так называемая этнополитическая гипотеза, выдвинутая В.В. Вельяминовым-Зерновым, о том, что откочевка Жанибека и Керея во второй половине XV века завершила формирование казахского народа, стала самой популярной гипотезой и государственной идеологией. Другая теория, называемая «собственно казахская версия», высказанная Н. Красовским, определяет конец XVI века, как время появления казахов в качестве самостоятельного народа [3, с. 58-59].

При этом ни одна из теории не была ни опровергнута, ни нашла дальнейшего развития. В результате, имеющаяся в настоящее время место неопределенность в вопросе о происхождении казахского народа затрудняет восприятие в самосознании казахской нации, как целостного единого организма. Интерес к истории часто затемнен повторением устаревших стереотипичных концепций и, чаще всего, утверждений, ставших предрассудком, о том, что казахи возникли со времен откочевок султанов Жанибека и Керея от Абулхаирхана. Тогда как этот исторический случай не может быть подменен появлением целого этноса - казахов.

При таком подходе забывается необходимость научного изучения исторического прошлого и тех закономерностей, которые завершились современным состоянием общества Казахстана.

Еще на заре истории этническая картина казахского края изобиловала разнообразием арийских, индоиранских и тюркских племен, начиная от саков (скифов), сарматов, массагетов до гуннов, тюрков, карлуков, огузов, кимаков, кыпчаков и других этнических групп, кочевавших в разные эпохи. Более поздние тюрко-монгольские пришельцы впоследствии образовали единый казахский этнос в рамках самостоятельного государства. Хотя многие тюрко-монгольские родоплеменные названия сохраняются у казахов и по настоящее время, однако до сих пор их происхождение для науки остается слабо изученным.

Вопрос об этногенезе казахского народа необходимо рассматривать одновременно с антропологической точки зрения. Объективным носителем и основным создателем этнокультурного наследия всегда был и остается человек, вне зависимости от исторического периода. В связи с географическим местом расположения в отдельных этнических группах частота проявления наследуемых признаков, как известно, варьируется. Именно биологическая природа человека может вывести результат генетически связанных между собой народностей и определить их родство между собой.

Распределение определенных генов среди представителей конкретного народа является безусловным свидетельством об этнической истории народа, его миграции, ассимиляции. Следовательно, исходя из антропологического анализа на основе генетических особенностей, прослеживающихся на протяжении веков, можно вывести основные направления как этнического, так и исторического развития населения Казахстана.

Процесс этногенеза это не сиюминутный процесс, он не происходит простой откочевкой. Прежде чем народ будет идентифицировать себя с каким-то определенным этносом, он должен осознать свою принадлежность к нему и развить этническое самосознание, которое, зарождаясь, увеличивается в течение времени. Этногенез - это перманентный процесс, он непрерываем и проистекает всегда вне зависимости от обстоятельств или политической воли. Поэтому казахский этнос это путь эволюции собирательного образа народностей, когда-либо проживавших на территории современного Казахстана, которые никуда просто так не исчезли и, так или иначе, определили этногенез казахов.

В подразделе 1.2 «Консолидация казахского этноса в рамках Казахского ханства» осуществлен анализ тенденции консолидации этноса в государственность.

Объединение родственных тюрко-монгольских племен вокруг идеи казахской государственности произошло на основе кочевого образа жизни и общекультурного духовного комплекса. Казахи предпочли местническому регионализму единое государство с национальным сознанием. Для того исторического периода это было достижением на пути создания своеобразной гражданской нации. С этого периода наступает апогей этногенеза казахского народа.

Не смотря на консолидацию в единое политическое объединение, казахи подразделяются на жузы - уникальную особенность, присущую казахской нации. Необходимость казахам сохранять себя в своем роде хорошо описана В.К. фон-Герном. Приведя в качестве яркого примера казахскую пословицу «Жаяудың шаңы шықпас, жалғыздың үні шықпас» (От пешего пыль не поднимется, от одинокого звук не раздастся), автор отмечает, что человек без рода - сирота в степи, всем он чужой [5, с. 54-55]. Остаться человеку в степи одному, значит отторгнуться из общества, перестать быть его структурной единицей и обречь себя на гибель.

Казахи составляют отдельные племена (по-казахски «ыру»), сведенные в шежире и объединенные в жузы. Оно сложилось за много веков и четко оформилось в пять последних столетий и отражает драматизм исторических событий, связи с разными народами и их влиянием разнообразного характера. Жузы подразделяются на рода, большие рода – на подрода. Каждый жуз имел свой родовой знак (тамга), боевой клич, общий клич всех трех жузов – Алаш. Обособленно от жузов находится Аксуек, противостоящий всему населению, называемому карасуек – «черная кость», одновременно оберегая его.

Шежире представляет собой сумму сведений, подытоживающих длительный трагический процесс формирования нации, который содержит сведения о народностях, ранее обитавших на территории Казахстана. Многие названия казахских племен как бы отмечают своих предшественников, следовательно, могут служить для определения исторических этапов появления и развития казахской нации. Другими словами, самосознание народа возможно только в случае полного знания путей, к ним приведших. Род и связь рода с прошлым, настоящим и будущим – это своего рода идеология казахского народа, отражение времени и преемственности поколений.

Особое значение в идентификации родовой принадлежности имеет родовой знак или тамга (танба). У каждого рода имелась собственная тамга, которой клеймили животных, использовали на предметах оружия, быта, в архитектуре. Тамга это не просто способ выражения собственности и принадлежности. Каждя тамга имеет свою историю происхождения, которая практически не изучена. Это подтверждение богатой и древней истории каждого рода, являющейся сокровищницей мировой культуры.

Например, у рода найманов существует более двадцати вариантов тамги. В частности, одна из тамг носит название «Ергенек». По-мнению архитектора А.Б. Ордабаева, данное слово означает «Трон», свидетельствующее о рассвете найманского государства, созданного до прихода на политическую арену Чингисхана. Или изображение креста рода кереит может наглядно показывать исторически доказанный факт о том, что в XI веке кереиты приняли христианство несторианского толка и наносили себе краской кресты на лоб.

Более подробное изучение родовых знаков позволит найти ответы на вопросы этногенеза казахского народа.

Не смотря на родо-племенное разделение казахского народа, период джунгарского нашествия стал ярким примером противоречивости разделения, заключающейся в интеграции в ключевые моменты истории, когда решается судьба не одного человека, а всего народа. Разделенный жузами и племенами, народ был сконсолидирован в желании выживания и в страхе перед исчезновением. Страх, как естественная реакция любой живой особи и ее эмоционального ответа на опасные условия, послужил позитивным условием для консолидации казахского народа и понимания о гибельности межродовых распрей перед угрозой общего врага.

В подразделе 1.3 «Архетипы казахского этноса» рассмотрены архетипы, как суть человеческого индивида, в котором заложены сущностные определения, сознательное и бессознательное, опыт, накопленный из поколения в поколение, как их далекого прошлого и предыдущего поколения. Это один из важнейших элементов, являющихся вспомогательным для понимания казахского этногенеза.

История, как известно, есть последовательная смена поколений людей, где каждое последующее поколение должно освоить свое наследие, войти в наследство материальных и духовных явлений, созданных в прошлом. Архетипы - неосознанный коллективный опыт, входит в наследственность разными путями. Таким образом, каждое поколение всегда пытается повторять исторические сюжеты прошлого.

Архетипы, наслаиваясь один на другой, в результате являют ментальность народа, выражая эмоциональные и интеллектуальные особенности народа, которые реализуются в религии, образе жизни, народном творчестве, обрядах и традициях, закрадываясь даже в имена людей, названия местностей и объектов. Самым мощным и основным архетипом являются климат и природные условия, в которых живет человек.

Степь и номадический образ жизни выступают в виде корневой системой в архетипе ментальности казахского этноса, на которой в виде стеблей наслаиваются иные формы культуры (мифы, сказания, эпосы, обряды, традиции, музыка, право).

При этом, необходимо отметить, что кочевание это не простой переход из одной местности в другую следом за скотом. Это наработанный веками опыт предшественников, направленный на рациональное использование пастбищ, эффективное ведение хозяйства с целью выживания и самосохранения.

Второй раздел «Развитие казахского этноса в условиях зависимости» посвящен этногенезу казахов в условиях колонизации Российской империей и при советской системе.

В подразделе 2.1 «Пробуждение казахского самосознания в период колониальной зависимости» проанализированы последствия присоединения казахских земель к Российской империи.

Колонизация Российской империей по сути представляла угрозу для дальнейшего развития казахского народа, чей этногенез был практически прерван. При этом относительно царской экспансии следует отметить, что любая форма колонизации служит тормозом этногенеза и каждое экономическое, политическое, военное движение колониальных властей смывало путь собственно казахского этногенеза. Строительство дорог, создание укреплений, административное давление, введение повинностей, налогообложение, установление типов торговли и религии, переселение народов – условия для нарушения этногенеза казахов, ибо разрушало номадизм – эту основу казахского бытия.

Экономическая экспансия имела своей целью закабаление казахского населения с помощью хозяйственных рычагов и превращение казахских земель в сырьевой придаток Российской империи. Интеграция Казахского ханства в систему экономики Российской империи способствовала разрушению натуральных форм хозяйства.

Венцом политики царской России в Казахстане, являлась духовная экспансия, преследующая цель завоевания сознания инородцев, их обрусения и ассимиляции с русским народом. Духовная экспансия выражалась в русификации местного населения путем распространения русского языка, которая положила начало к забвению казахского языка.

С информационной точки зрения культура может трактоваться как социально значимая потребность, регулирующая деятельность, поведение и общение людей. Передача этой информации от поколения к поколению невозможна без ее фиксации и закрепления. Важнейшим, а порой единственным средством хранения и передачи такой информации, является язык. Более того, само дальнейшее развитие духовной культуры происходит в основном в языковой форме. Таким образом, язык народа является источником, носителем, результатом, средством развития культуры. Без языка национальная культура рассыпается на отдельные фрагменты, теряет свою целостность, перестает функционировать как единое целое, как система. Эти осколки могут быть подобраны другими культурами, освоены и поглощены иными системами. Без носителей языка, сохраняющих и творящих его, язык умирает, а в лучшем случае, превращается в культурный памятник.

В подразделе 2.2 «Особенности казахского самоопределения в годы советской власти» проанализирован этногенез казахов в соответствующий период. Великая Отечественная война стала главным режиссером в изменении этногенеза казахов. Прибывшие на территорию Казахстана милллионы людей разного менталитета, разной культуры и уровня образования, в том числе интеллегенция, рабочие высшего класса профессионализма, расселявшиеся среди казахского народа, не могли не влиять на казахов. Эвакуированы были не только люди, но и техника. В связи с чем, была создана объективная историческая обстановка, коренным образом меняющая быт и нравы населения. Соответствующая обстановка, окончательно изжив трайбализм в жестком его проявлении, позволила казахскому народу выйти из руин и огня войны нацией.

Казахская гуманитарная интеллигенция в советское время выступала в роли локомотива нации и народного голоса. Ее главным стремлением была модернизация казахского общества. Однако советская национальная политика, как составная часть советской коммунистической идеологии базировалась на подавлении и преследовании инакомыслия, инноваций. В результате к лицам, пытавшимся модернизировать, инновационно развить советское общество, его культуру коммунистический режим подозрительно относился и воспринимал их как «врагов народа».

Именно по этой причине была фактически уничтожена интеллигенция казахского народа. В итоге обезглавленный казахский народ стал более удобным и податливым материалом для различного рода социализаций, главной из которых в составе СССР стал так называемый скачок «от полуфеодального общества, минуя капитализм, к обществу развитого социализма».

Одним из виновников сохранения трайбализма стал тоталитарный сценарий развития республиканских наций в Советском Союзе, жестко и последовательно осуществлявшийся коммунистическим руководством центра. Малочисленная казахская интеллигенция не смогла объединить народ вокруг общенациональных символов. Методически лишавшийся своей интеллигенции – выразительницы национальной идеологии – казахский этнос был вынужден начинать исторический период становления национального самосознания каждый раз заново, причем все это время не выходя за его первоначальные ступени. Само же формирование национальной элиты в целом происходило за счет выходцев из аула. Другими словами, общенациональное самочувствие казахского народа постоянно формировала гуманитарная интеллигенция в первом поколении и именно в силу этого допускала перекосы в сторону трайбализма.

С другой стороны, национальная интеллигенция, отвечавшая ожиданиям и интересам многих простых людей, была в это время властительницей дум массового сознания, поскольку в неявном виде выражала исторически оправданную в тех условиях национальную идею. Политика, проводимая тоталитарным центром, создавала объективные условия для объединения государственной номенклатуры и национальной творческой интеллигенции вокруг национальной идеи, понимаемой только как национально-культурная независимость.

В третьем разделе «Казахский этнос в условиях современности» рассмотрен казахский этногенез на современном этапе - с периода обретения независимости Казахстана, а также предполагаемые перспективы развития казахского этноса в условиях глобализации и трансформации наций в новую общность людей – космонавтов.

В разделе 3.1 «Возрождение национального самосознания в условиях суверенитета» речь идет о развитии казахского этноса в период приобретения независимости, когда для казахской нации открылась новая страница в ее этногенезе, ранее прерванном длительной зависимостью, и началось строительство собственной государственности. Внимание казахского этноса было обращено к возрождению национального наследия и истокам культуры.

Это стало главным условием построения государственности Казахстана, поскольку именно культура нации является фундаментом этничности. Согласно этнологии, этничность в большей мере выражается в культуре и его составном элементе - самосознании. В первую очередь именно по культуре производится этническая идентификация. В этой связи возрождение и развитие казахской культуры стало необходимым условием не только для дальнейшего суверенного и независимого существования казахстанской государственности, но и для сохранения казахов в качестве народа. Нация является полноценной, пока живет ее язык, сохраняющий единство народа в исторической преемственности, в географическом и социальном пространстве.

По данным исследования профессора университета Восточной Англии С. Сазерленда за 500 лет человечеством забыто 4,5 % языков, при этом по данным ЮНЕСКО за год исчезают 10 языков [6, с. 223-224]. Однако, не взирая на мнение отдельных лиц относительно эволюции человечества в связи с потерей языков и приобретением единого языка для коммуникации людей во всем земном шаре, необходимо отметить, что потеря любого языка свидетельствует о деградации человечества, поскольку вместе с языком утрачивается целая уникальная культура, выражаемая посредством этого языка.

Значительная часть казахских патриотов сосредоточили свои усилия в продвижении идеи о необходимости развития казахского языка. Этот процесс, однако, принял в обществе крайне неопределенные формы. Значительная часть казахских национал-патриотов в «битве» за казахский язык дошла до противоречивых действий. Так, например, необходимость развития казахского языка большая часть национал-патриотов, по сути, превратила в фактор раскола казахского народа.

Из-за отсутствия языкового единства, как среди казахов, так и в обществе в целом, подспудно стал развиться социокультурный конфликт, когда, например, казахоязычные и русскоязычные средства массовой информации транслируют противоположные ценностные установки. Из-за этого одна часть казахов настороженно воспринимает другую, что безусловно, осложняет формирование единой политической нации.

В подразделе 3.2 «Перспективы консолидации и модернизации казахского этноса» предпринята попытка спрогнозировать перспективы дальнейшего развития казахской нации в условиях глобализации.

Процесс глобализации привел не только к «выходу стран из-за своих границ», но и к взаимозависимости стран (что подтверждается массовой культурой, мировым финансовым кризисом). В таких условиях казахской национальности следует уделить больше внимания на собственную консолидацию, дабы не утратить свою самобытность и сохранить себя, уберечь свою территорию, богатства в виде природных ресурсов и человеческих душ.

Общество, находясь в непрерывном развитии, постоянно трансформируется. В настоящее время большая часть населения земного шара консолидирована в общность народов, называемую «нация». Нация - это определенная социально-экономическая, культурная и духовная общность людей индустриальной эпохи, сложившаяся в результате становления государства, в которой конкретный этнос обретает суверенитет и создает собственную полноценную государственность. Это исторически-фактический термин. Однако, как и любое понятие в общественной, гуманитарной науке, где отсутствует единая формулировка, понятие «нация» разнообразно. Реалии настоящего дня демонстрируют наиболее приемлемый вариант «нации», характеризующей, как общность людей с одним отечеством, поскольку в одной стране живут представители разных этносов, называющих себя по национальности, используя наименование страны, в которой они родились.

Понимание нации, как одной из ступеней эволюции этноса, закономерна, объективна и исторически прослежена. В этой связи, фазой развития этноса в виде нации эволюция общества не прерывается. Находясь в постоянном развитии, нация служит основой для образования более модернизированной и совершенной общности людей, которая будет являться следующей ступенью цивилизованного общества.

Анализируя тенденцию по полету людей в космос, причем первоначально, это были специально подготовленные люди, а теперь и простые люди-туристы, можно сделать вывод, что в будущем это будет общедоступный способ отдыха и приобретет массовый характер проведения отпуска.

Таким образом, можно сделать вывод о фактическом зарождении еще одной фазы развития этноса и трансформации общества – общности космонавтов или космической общности, своего рода «дуниеадамдар», которая не будет подразделяться на какие-либо роды, племена, нации, а будет представлять человечество с сознательной самоидентификацией «мы» (представители моего этноса - человечества) и отличительной - «их» (представители других, то есть не моего, этноса).

Являясь частью мировой системы, казахская нация, постоянно эволюционируя, прошла все фазы развития этноса по ступеням: род, из рода в племя, затем народность, далее народ и, наконец, нация.

Необходимо подчеркнуть, что Казахстану, с территории которого человечество стартовало в путь освоения космоса и в свое будущее, уготована важная роль как страны, которая внесет свой значительный вклад в дальнейшее развитие исследования космического пространства. Следовательно, Казахстан, как собственник Байконура и обладатель космических технологий, будет активным участником процесса образования новой общности космонавтов. Наверно, символичны и пророчески слова Президента России В.В. Путина, сказанные в 2005 году по случаю 50-летия космодрома Байконур: «Байконур - первая космическая гавань нашей планеты», «Казахстан – это естественным образом космическая держава не только потому, что здесь находится Байконур. Если посмотреть на знамя Казахстана, там изображен степной орел, который крыльями обнимает солнце. Это символизирует устремление Казахстана в космос» [7, с. 462].



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Диссертация на соискание ученой степени (21)

    Диссертация
    Условия глобализации, устойчивая тенденция профессиональной консолидации по региональному признаку, исторически сложившиеся отношения и связи между библиотеками евразийского региона вывели на первый план проблемы культурного, библиотечного
  2. С. Торайгырова Региональный центр политических исследований политическая реальность в разнообразных ее проявлениях павлодар 2008 ббк 66(5Каз)

    Документ
    Арын Е.М., докт. экон. наук, проф. (под общей редакцией), Иренов Г.Н., докт полит. наук, проф (главн. редактор), Кадысова Р.Ж., докт. ист. наук, проф.
  3. И этнология

    Учебно-методическое пособие
    Настоящее учебное пособие дает представление о предметах археология и этнология. Здесь раскрываются основные понятия, история формирования этих наук, анализируются применяемые в ней методологические исследования, также некоторые методики полевой работы.
  4. Исторический факультет вопросы истории, международных отношений и документоведения (1)

    Документ
    Представлены результаты исследований студентов и аспирантов исторического факультета, выполненных в 2009 г. Они посвящены малоизученным проблемам археологии, отечественной и всеобщей истории, теории и практики современных международных
  5. Алесей Васильевич Трехлебов клич феникса

    Документ
    Основная цель этой книги - провести читателя по стезе ведения через тьму истории /предвзятого пересказа реальных событий последователями библейской традиции - вольного изложения Торы: “история” - из-торы-я/.

Другие похожие документы..