Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
1.4. Выявления сильнейших спортсменов и команд спортсменов, повышения спортивного мастерства спортсменов, входящих в состав сборных команд по стрельб...полностью>>
'Решение'
Будучи членом Форума азиатских морских и рыбохозяйственных университетов (AMFUF), Мьянма поставляет для международной морской индустрии моряков коман...полностью>>
'Диплом'
Збірник містить тези доповідачів, які відображають сучасні погляди на патогенез, клініку та лікування хворих на сепсис. Отримані праці є свідченням н...полностью>>
'Рабочая программа'
Динамичный характер развития современного общества обуславливает необходимость постоянного обновления научного знания, и, главным образом, это касает...полностью>>

Цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться»

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Формирование личностных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения

Учитель Оксана Сергеевна

учитель начальных классов

МОУ Русскополянская гимназия №1

Новые социальные запросы, отраженные в тексте ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться». Формирование универсальных учебных действий: личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных – в образовательном процессе осуществляется в процессе усвоения разных учебных предметов. Учебные предметы гуманитарного цикла, на мой взгляд, и особенно литература, наиболее адекватны для формирования универсальных учебных действий. В своём выступлении я хотела бы остановиться на  личностных универсальных учебных действиях, потому что вопросы нравственного развития, вопросы воспитания личности, совершенствование человека волнуют общество особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие. Что же является составляющей личностных универсальных учебных действий :

  • основы гражданской идентичности путем знакомства в контексте художественных произведений с героическим историческим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям ее граждан;

  • действия нравственно-этического оценивания через выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей;

  • смыслообразование через прослеживание «судьбы героя» и ориентация учащегося в системе личностных смыслов;

  • самоопределение и самопознание на основе сравнения «Я» с героями литературных произведений посредством эмоционально-действенной идентификации;

  • эмоционально-личностная децентрация на основе отождествления себя с героями произведения, соотнесения и сопоставления их позиций, взглядов и мнений;

  • эстетические ценности и на их основе эстетические критерии

Через обучение происходит последовательное формирование личностных универсальных учебных действий. Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает». Через обучение происходит последовательное приобщение моих учеников к нравственным общечеловеческим ценностям. Произведения курса представляют собой одно из важнейших средств нравственного воспитания, форму познания действительности, расширяют жизненный опыт ребенка, создают для него духовно-эмоциональную среду, в которой органическая слитность эстетических и нравственных переживаний обогащает и духовно развивает личность ребенка. Знакомясь с произведениями, учащиеся знакомятся с такими нравственными понятиями: как добро, долг, справедливость, совесть, честь, смелость, гордость. Учебники «Литературное чтение» содержат произведения направленные на развитие и самовоспитание личности каждого. Тексты для чтения посвящены воспитанию в детях доброты, отзывчивости, взаимопомощи и справедливости. Рассказы подобраны таким образом, чтобы дети могли уяснить и понять, почему люди должны быть внимательны друг к другу, близким, товарищам, с уважением и доброжелательностью относиться к окружающим, почему надо прийти на помощь человеку, когда он в ней нуждается. Важно, чтобы дети поняли, что добрые дела надо делать, не ожидая похвалы. Воспитывая в детях добрые чувства, необходимо одновременно вызывать у них нетерпимое отношение к полярным качествам: грубости, жестокости, жадности, вызывать эмоции осуждения, негодования. Таковы произведения Л.Н.Толстого, А.П. Гайдара, Марка Твена, А.П. Чехова, Н.Г. Гарина- Михайловского, Н.Н.Носова, В.П.Катаева, А.В.Платонова, Е. Пермяка, М. Зощенко. Моя задача суметь акцентировать внимание ребят на возможности изменить себя и приобрести положительные качества личности. Если в 1-2 классах дети учатся сочувствовать и сопереживать героям произведения, то в 3и 4 классе проводятся уроки встречи с героем. Роль героя даю ученику с недостаточным развитием какого- либо нравственного качества, присущего именно этому литературному герою (Квакин из пр-я А.П.Гайдара «Тимур и его команда»). Ребёнок читает произведение и отвечает на уроке на вопросы детей. «Вхождение» в роль имеет большое психологическое воздействие на ребёнка и способствует возникновению потребности изменить себя. В центре большинства произведений - ребенок с присущими ему положительными качествами( Тёма из пр-я Гарина- Михайловского «Детство Тёмы» или Тимур из пр-я А.П.Гайдара «Тимур и его команда») . Это живой ум, доброта, природная жажда справедливости. Эмоциональная насыщенность рассказов сочетается с простотой и лаконичностью сюжета. Ребята, анализируя и оценивая поступки и действия главного героя, учатся преодолевать собственные слабости, стремятся прийти на помощь другу и тому, кто слабее. Как говорит известный критик и философ И. Ф. Карякин «Пока ученик относится к литературе лишь как к свидетельству того, что происходит с другими , а не с ним самим, пока в чужом не узнает своё… пока не обожжётся этим открытием – до той поры нет интереса к чтению, нет потребности в нём». Положительное отношение к чтению, формирование личностных универсальных учебных действий начинается с стой минуты, когда ребёнок почувствует себя участником событий, которые изображены писателем, когда он откроет личностный смысл в читаемом, когда произведение предстанет перед ним в роли пространства для реализации его собственного творческого потенциала. Подтверждение этой мысли я обнаружила у немецкой писательницы Кристы Вольф. По её мнению произведения изучаемые в школе не должны быть лишены самых важных переживаний доступных юным читателям в детские годы, а именно возможности постепенно – сравнивая, испытывая, отграничивая свою личность – учиться видеть самих себя». Ведь у каждого ребёнка, как бы мал он ни был, есть запас жизненных впечатлений, представлений , переживаний. Произведения курса как бы выманивают из этого запаса те или иные образы, воскрешают их, актуализируют, по- новому структурируют, соотносят с читаемым. Тут и начинается влияние произведения на личность ребёнка. В связи с этим в процессе работы над произведением очень часто использую игру «Путешествие в глубь строки», направленную на творческую самореализацию ребёнка как читателя художественной литературы и построенной на основе дивергентного подхода к восприятию. Читая произведение ребёнок находится не только перед текстом, следя глазами за строчками , но и внутри текста углубляясь во внутренний мир героев и одновременно в самого себя и выходя оттуда творчески обогащенным новыми мыслями и новыми чувствами. Деятельность детей организую в виде мыслительного путешествия по маршруту, проходящему через текст произведения к самому читателю На пути следования ребят ждут следующие остановки и варианты заданий.

1. Залив созерцания (активизация образного мышления ребенка)

2. Бухта радости и светлой печали (проявление способности к эмоциональному резонансу)

3. Мыс проникновения (погружение во внутренний мир персонажа и авторский подтекст)

4. Айсберг или Земля сущности ( способность к целостному восприятию произведения)

5. Утес творчества и фантазий (проективное мышление по структурированию дальнейших событий)

6. Бухта важных мелочей (способность к истолкованию отдельных слов и деталей произведения)

7. Пролив воспоминаний (активизация ассоциативных знаний)

8. Риф самопознания (проверка способности перенести читаемое на себя).

9. Земля сущности (проверка способности целостного восприятия произведения).

Затем предлагаю детям выразить своё отношение к прочитанному, закончив записанные на доске фразы:«Я почувствовал…», «Я увидел…»,«Я ощутил…»,

«Я захотел…», «Я вспомнил…»,«Я помечтал…» ,«Я согласился…»,

«Я узнал себя в…»,«Я представил себе…»,«Я продолжил бы написанное так…».(Приложение)

Таким образом , ход коллективной игры заканчивается на самораскрытии читателей, их субъективных переживаниях.

При изучении эпического произведения составляем кластер выявляя какими качествами должен обладать настоящий герой, «примеряем» его на того или иного литературного героя. Использую на уроках групповую работу и работу в парах. После прочтения произведения, на этапе усвоения нового содержания и закрепления материала, провожу урок по теме «Нравственные испытания героев» Методика заключается в трёх этапах: 1 этап – уровень усвоения знаний. Ученик должен показать свой уровень нравственной зрелости. 2 этап – осознание нравственных аспектов проблемных ситуаций. Я организую исследовательскую работу учащихся по определению проблемной ситуации участников конфликта или ситуации. Ученики анализируют, сравнивают, оценивают поступки и характеры, переживания героев по таблице «Анализ поступков героев». На этом этапе организую погружение в ситуацию. Возможны варианты индивидуального задания и в групповой форме. Дети исследуют поступки героев оценивания их нравственные качества по совершённым ими поступкам. Ученики отвечают на вопрос: «Чем руководствуются участники ситуации, делая свой выбор поведения?» 3 этап – обобщение знаний учащихся в процессе выбора способа нравственного поведения. Задаю вопросы: «В чём идейное содержание произведения?» «Какую нравственную проблему решил автор в произведении?» Исследовательская деятельность учащихся позволяет осознать больше аспектов нравственного поведения в поступках людей, развивает их способность к пониманию, взаимопониманию, то есть к социальному познанию окружающей среды через погружение в конкретные события художественного текста. Во взаимодействии учащихся с другими субъектами создаю условия для самопознания, самосознания и саморазвития личности в общении. Потребность в постижении смысла и значения существования своего «Я» также являются движущей силой развития самопонимания и понимания других людей. В результате, мои ребята лучше узнают себя свои сильные стороны, развивают чувство собственного достоинства, преодолевают страх, неуверенность, что позволяет наиболее успешно и полно реализовать себя в поведении и деятельности, утвердить свои права и собственную ценность. При проведении проблемного анализа произведения, проблемную ситуацию строю с опорой на событийную основу произведения, на нравственные коллизии. Проблемный анализ начинаю с постановки проблемного вопроса. Например, в 4 классе при работе над произведением Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» на втором уроке ставлю проблемный вопрос: «Может ли ребёнок повлиять на ход событий? И проанализировать образ Дины и события, которые она помогла предотвратить, а так же сделать вывод, что мир не без добрых людей, мир людей и событий ежедневно проходит мимо нас, и станем ли мы для кого-то добрыми людьми, зависит от нас. Или изучая произведение Гарина- Михайловского «Детство Тёмы» я ставлю проблему: «Я, как мама, утверждаю, что Тёма совершил не героический поступок, а человеческую глупость, ведь на тот момент он был слишком болен». Тщательно анализируя образ героя, подтверждая свои убеждения словами из текста ребята доказывают мне обратное.(Приложение) Читая литературные произведения, дети учатся разбираться в поведении и поступках людей, в мотивах поступков, чувствовать красоту добра, осуждать безобразное, злое. Литературные герои служат примером для подражания. Эмоциональное подключение к полюбившемуся персонажу создает лично значимую ситуацию. Одной из форм работы по нравственному воспитанию младших школьников условиях курса «Литературное чтение» считаю инсценирование литературных произведений с последующим обсуждением. При отборе произведения я выбирает то, которое соответствует ситуации взаимоотношений между детьми в классе. Например, выбраю рассказ В.Сутеева «Снежный зайчик» если считаю, что дети в классе не понимают преимуществ коллективного преодоления трудностей, не отзывчивы к чужой неудаче. Работу строю по алгоритму: 1.Выявление в классе проблемы нравственного характера. 2.Необходимо чтобы дети хорошо знали сюжет произведения. 3.Предлагаю детям разделиться на группы для проигрывания литературного произведения. Делю класс на три группы. Две группы будут разыгрывать произведение, а третья группа - зрители, которые будут обсуждать и выбирать лучшую команду. При обсуждении рассказа важно обратить внимание детей на характер героев.4.Выделяем основные характеристики действий персонажей. Детям можно предложить подумать, как бы они поступили, окажись на месте героев литературного произведения, как бы они вели себя в аналогичной жизненной ситуации, чтобы они вспомнили, как они действительно поступили, если такая ситуация с ними случалась. Постепенно детей подвожу к сравнению того, как они считают нужным действовать правильно и как они действуют на самом деле. Результат такой работы - дети сами начинают искать соответствие между словами и действиями, сами пробуют характеризовать как действия героев литературных произведений, так и свои. Итогом работы можно считать умение ребенка применять полученные знания в реальной или воображаемой ситуации.
В процессе проигрывания различных нравственных ситуаций на основе литературных произведений активизируется воображение ребенка. Это имеет важное значение для положительных изменений в самом ребенке, благодаря появлению у него «образа себя», действующего по нравственным законам. Систематическая и целенаправленная работа в этом направлении дает возможность детям к четвертому классу самостоятельно искать новые способы разрешения нравственно-этических ситуаций. Дети могут самостоятельно описать ситуацию и предложить разные варианты действий людей в этой ситуации (например, конфликт в детском коллективе, в семье с родителями). Результаты работы я оцениваю, исходя из диагностики «Нравственного воспитания» по методике М.И.Шиловой. С каждым годом растет процент ребят с высоким и средним уровнем развития и снижается с низким уровнем (2 класс: высокий уровень-20%, низкий-24%; 4 класс 1 полугодие: высокий уровень-52%; низкий-14%). В ходе работы я применяю методику Н.Е.Щурковой, по которой определяю, какими качествами, по их собственной оценке, обладают школьники. Учащиеся считают себя добрыми, ответственными, дружелюбными, честными, умеющими строить свои отношения с окружающими на основе взаимного уважения. Некоторые учащихся не смогли ответить, считают ли они себя добрыми, ответственными, дружелюбными, честными, умеющими строить свои отношения с окружающими на основе взаимного уважения. Наименьшее число учащихся не считают, что они должны строить свои отношения на принципах взаимоуважения и изменять своё отношение к людям.
Анализ диагностик показывает, формирование личностных универсальных учебных действий младших школьников на основе литературных произведений позволяет повышать уровень нравственного развития детей, “относительно самого себя”, создать для каждого целостную картину мира. Это путь к сознательному саморазвитию и самосовершенствованию обучающихся, достижение ими нового опыта, подготовка к деятельности в новых условиях. Не оспоришь мысль, высказанную Патриархом Всея Руси Алексием II о детях, «… которые каждый день и каждый час взрослеют…» и должны ценить «… драгоценное время детства, отрочества, юности, время, которое дано, чтобы человек обогатился бы знаниями, приобрёл этические навыки, нашёл своё призвание и построил храм своей души, доставляя радость окружающим!».Я очень надеюсь, что мои ребята никогда не забудут уроки нравственности и человечности. Каждый из них сможет построить храм своей души, доставляя радость окружающим, и никому из них не будет стыдно за бесцельно прожитые годы, потому что каждый станет «настоящим человеком».



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа начального общего образования моу «сош №80»

    Программа
    Основная образовательная программа начального общего образования МОУ «Средняя общеобразовательная школа №80» разработана педагогическим коллективом учителей начальных классов МОУ «СОШ №80» в соответствии с требованиями Федерального
  2. Образовательная программа начального общего образования (1 класс. Фгос)

    Образовательная программа
    Основная образовательная программа начального общего образования МОУ «Коммунарская средняя общеобразовательная школа №1» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального
  3. Образовательной программы начального общего образования для образовательных учрежденийсанкт-петербурга Методические рекомендации

    Методические рекомендации
    Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС) утвержден МОиН РФ приказом № 373 от 06 октября 2009 года; зарегистрирован в Минюстом России 22.
  4. Педсовет на тему «Управление развитием личности в учебном процессе»

    Доклад
    Цель: способствовать осознанию направляющей и формирующей роли педагогического воздействия учебно-воспитательной деятельности в процессе развития и становления учащегося как личности.
  5. Основная образовательная программа начального общего образования содержание

    Основная образовательная программа
    Данная программа разработана коллективом педагогов, родителей начальной ступени образования МОУ Карасевской средней общеобразовательной школы, рассмотрена и согласована Управляющим советом (протокол № 8 от 22.

Другие похожие документы..