Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Закон'
Таким образом, логика, в наиболее широком понимании ее предмета, исследует структуру абстрактного мышления, раскрывает лежащие в его основе закономер...полностью>>
'Документ'
Управление культуры, молодежи и спорта Администрации города Абакана (далее –УКМиС) осуществляет оперативное управление развитием муниципального секто...полностью>>
'Закон'
1. О Совете при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов. Положение о Совете при Президенте Российской Федера...полностью>>

Практикум по русскому правописанию Рабочая тетрадь

Главная > Практикум
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Практикум
по русскому правописанию

Рабочая тетрадь

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Бийский педагогический государственный университет

имени В.М. Шукшина»

Практикум
по русскому правописанию

Рабочая тетрадь

Бийск
БПГУ имени В.М. Шукшина
2009

ББК 81.2Рус

П 69

Печатается по решению
редакционно-издательского совета
Бийского педагогического государственного университета
имени В.М. Шукшина

Научный редактор:

канд. филол. наук, доцент Н.П. Савельева (г. Бийск).

Рецензент:

канд. пед. наук, доцент Т.А. Брагина (г. Бийск).

П 69 Практикум по русскому правописанию [Текст] рабочая тетрадь / Автор-составитель: Т.А. Ашихмина; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск : БПГУ им. В. М. Шукшина, 2009. – 49 с.

Рабочая тетрадь разработана в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования. Содержит материалы для выполнения практических заданий при подготовке к аудиторным занятиям. Составляет комплект вместе с изданием «Практикум по русскому правописанию. Учебно-методический комплекс дисциплины».

Для студентов педагогических вузов, обучающихся по специальности 031200 / 050708.65 – педагогика и методика начального образования.

 БПГУ им. В.М. Шукшина, 2009.

 Автор-сост.: Ашихмина, 2009.

Учебно-практическое издание

Практикум по русскому правописанию

Автор-составитель:
Татьяна Аркадьевна Ашихмина

Рабочая тетрадь

Сдано в набор 25.01.2009. Подписано в печать 17.03.2009.
Формат 60х90/8. Гарнитура Times. Бумага офсетная. Печать оперативная.
Усл. печ. л. 6. Тираж 100 экз.
Заказ 2330, с. (сп.) 2150.

Редакционно-издательский отдел Бийского педагогического государственного
университета им. В.М. Шукшина - 659333, г. Бийск, ул. Короленко, 53.

УППЛ Бийского педагогического государственного
университета им. В.М. Шукшина - 659333, г. Бийск, ул. Короленко, 55/1.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая тетрадь представляет собой струтктурный компонент учебно-методического комплекса дисциплины «Практикум по русскому правописанию». Тетрадь содержит упражнения и задания к темам занятий, план и теоретическая часть которых представлены в комплексном издании «Практикум по русскому правописанию. Учебно-методический комплекс дисциплины». Содержание рабочей тетради соответствует структуре и содержанию рабочей программы дисциплины. Ссылка на соответствующие страницы комплексного издания, содежащие орфографические и пунктуационные правила, располагаются непосредственно за формулировкой темы.

Назначение рабочей тетради – продуктивная организация самостоятельной работы, направленной на формирование орфографического и пунктуационного навыков. В издании содержатся упражнения и задания по орфографии и пунктуации двух видов. Одни из них выполняются непосредственно в рабочей тетради, для этого орфографические задания составлены с пропуском орфограмм, в заданиях на пунктуационные правила отсутствуют знаки препинания. Другие нацеливают на анализ языковых единиц, образование словоформ, сопоставление омонимичных форм частей речи в аспекте функционирования орфографических правил.

Занятие 1. Принципы русский орфографии

[См. сборник УМКД, с.19-24]

Орфографический анализ текста

Задание. Выявитее орфограммы в словах текста, установите, к какому типу они относятся и на каком принципе основаны орфографические правила в каждом случае. Запишите в тетрадь по образцу:

Образец. неоглядный – 1) слитное написание приставки не- – лексико-синтаксический принцип: части слова пишутся слитно, отдельные слова в словосочетании – раздельно; 2) правописание приставки о- – морфологический (морфофонематический) принцип: общие для всех родственных слов морфемы сохраняют на письме единое начертание

В станице

В неоглядно знойных облаках пыли, задыхаясь, потонули станичные улицы, хаты, плетни, и лишь остро выглядывают верхушки пирамидальных тополей.

Отовсюду многоголосо несется говор, гул, собачий лай, лошадиное ржание. Как будто невиданный улей, потерявший матку, разноголосо-растерянно гудит нестройным больным гулом.

Только пенисто-клокочущую реку холодной горной воды, что кипуче несется за станицей, не в силах покрыть удушливые облака. Вдали, за рекой, синеющими громадами загораживают полнеба горы.

Удивленно плавают в сверкающем зное, прислушиваясь, рыжие степные разбойники-коршуны, поворачивая кривые носы, и ничего не могут разобрать.

Вокруг ветряков с возрастающим гомоном все шире растекается людское море: седобородые мужики, бабы с измученными лицами; ребятишки шныряют между ногами. И все это тонет в громадной, все заливающей массе солдат. В рваных гимнастерках, в вылинявших ситцевых и холщовых рубахах, в черкесках, иные до пояса голые, и по бронзово-мускулистому телу – накрест пулеметные ленты. Нестройно, как попало, глядят во все стороны над головами темно-вороненые штыки, а потемнелые от старости ветряки с удивлением смотрят: никогда еще не было такого.

Занятие 2. Принципы русский пунктуации

[См. сборник УМКД, с. 24-27]

Пунктуационный анализ текста

Задание. Охарактеризуйте все пунктограммы в тексте «В станице» (см. занятие 1), установите, какую функцию выполняет знак препинания и на каком принципе основаны пунктуационные правила в каждом случае. Запишите в тетрадь по образцу

Образец. Возможно,1 он придет поздно.2 – 1) запятая выполняет выделительную функцию; 2) точка выполняет отделительную функцию. Постановка обоих знаков препинания основана на структурно-семантическом и ритмико-интонационном принципах

Занятие 3. Правописание согласных в разных морфемах

Тире в простом предложении

[См. сборник УМКД, с. 27-31]

1. Правописание согласных, парных по глухости-звонкости и по твердости-мягкости, в корнях

Задание 1. Вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание проверяемых и непроверяемых согласных.

Ре…кие волосы, ме…кий стрелок, приехать на во…зал, дер…кий ответ, ги…кий шланг, старый ду…, свежая сма…ка, двигались впереме…ку с остановками, причудливая изморо…ь, на окнах, играть в баске…бол, частые пробе…ки, выру…ка леса, жи…кий раствор, у…кая дорожка, мя…кий хлеб, фу…больная команда, помо…ник директора, лю…ская молва, дальний ро…ственник, сеет мелкая изморо…ь, старинная уса…ьба, положить цветные карандаши впереме…ку.

2. Правописание непроизносимых согласных в корнях и суффиксах

Задание 2. Вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание непроизносимых согласных.

Влас…ный взгляд, ужас…ное прои…шествие, ласковое со…нце, уча…ствовать в соревнованиях, чу…ствовать боль, наперс…ник князя, извес…ный писатель, словес…ный портрет, праз…ничное ше…ствие, коварный интриган…, ровес…ник века, грус…ная новость, имел кос…ные взгляды, неумес…ный вопрос, сверс…ники моих родителей, длинные рес…ницы, неприятный инци…дент, час…ное лицо, опас…ный возраст, ненас…ный день, вкус…ные я…ства.

3. Двойные согласные в корнях, на морфемном шве

Задание 3.С приведенными ниже словами составьте предложения или словосочетания, раскрывающие значения этих слов, а также укажите морфемный состав (приставки, корни). ЛЗС всех предложенных парных слов объясните, обратившисьза советом к толковому словарю.

Подданный – поданный, поддержать – подержать, оттереть – отереть, поддувало – подувало. _________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________

Задание 4. Выберите правильный вариант ЗАПИШИТЕ ТЕТРАДЬ. Объясните правописание удвоенных согласных.

Липовая а(л, лл)ея, телевизионная анте(н, нн)а, дра(м, мм)атическая ко(л, лл)изия, художественная га(л, лл)ерея, дружеский ко(л, лл)ектив, интересная пье(с, сс)а, захваченная те(р, рр)итория, (с, сс)орить друзей, старые дро(ж, жж)и, проявлять гу(м, мм)анизм, криста(л, лл)ьная честность, подать а(п, пп)е(л, лл)яцию, сплав а(л, лл)юминия, изобразительное и(с, сс)ку(с, сс)тво, а(к, кк)уратный ученик, рафинированный инте(л, лл)игент, дешевая опере(т, тт)ка, ложа ма(с, сс)онов, увлекаться бе(л, лл)етристикой, а (п, пп)етитная ватрушка.

Задание 5. Замените словосочетания Московский Совет, главный врач, помощник мастера сложносокращенными словами. Объясните правописнаие

_________________________________________________________________________________

Задание 6. Образуйте формы прошедшего времени единственного числа мужского рода от глаголов запастись, затрястись, срастись, вознестись, спастись разрастись.

Образец. Пронестись - пронесся

_________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________

Задание 7. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы. Обозначьте корень и суффикс. Объясните ваш выбор.

Петуши...ный – ши....ный, бара....ний – ра....ний, бра....ный, рав....ный, козли....ный – дли....ный, дикови...ный – льви....ный, каменной сте....ной – календарь сте....ной, какая дли....на, нитка дли....на.

Задание 8. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы. Обозначьте корень и суффикс.

Пле....ник, изме....ник, покло...ник, стра....ник, сторо.....ник, ко.....ник, песе....ник, совреме....ник, племя.....ник, зво....ница, предба.....ник, басе....ник, сезо...ник, коре....ник, крупе....ниу, мали.....ник, подлоко.....ник, пше....ник, ряби.....ник, восьмигра....ник, подли....ник, моше....ник, бесприда....ница, свяще.....ник.

4. Правописание приставок на –З, -С.

Задание 9. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы, обозначьте морфемы, на стыке которых появились удвоенные согласные.

1. Эскадрон ехал шагом, ра....троив ряды (Фад.). 2. Левинсон снова и снова принимался ра....прашивать (Фад.).3. И скоро и в лесах чужих нашел товарищей лихих, бе....трашных, твердых, как булат (Л.) 4. Платина не по....ётся огню, плавке (Даль). 5. После сильных холодов бывает о...епель. 6. Старик, ра....телив халат, мирно спал под деревом (Фад.) 7. Противник был о...еснен на противоположную сторону. 8. Он чуть не упал было, и до...ержал его (Даль). 9. Ра....ыпались в широком поле, как пчелы, с гиком казаки (Л.) 10. За шумом воды нельзя ра....лышать, что кричат с берега. 11. Касьян мне показался ра...удительным человеком (Т.). 12. Хорь не все ра....казывал, он сам меня ра....прашивал (Т.). 13. Калиныч не любил ра....уждать и всему слепо верил. 14. Ущелье отвесно ра....екало горы (Перв.)

Задание 10. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте морфемы, в которых пропущены буквы. Назовите эти морфемы.

1. Бе......ащитное существо, бе......предельная даль, бе......аботный человек, бе......рочный отпуск, бе....временная кончина, бе.....честная сделка, бе......мертный подвиг.

2. Во......растной ценз, неуместный во.....глас, прово.....гласить лозунг, во.....главить делегацию, во.....оединить страну, во.....питать ученика, во…..тановить город.

3. И...брать депутата, и...портить вещь, и...коренить зло, и.....ледовать местность, и...менить решение, и....лечить болезнь, и….тратить деньги, провести и....пытания, и.....тупленный взгляд, и....балованный ребенок, и….якнувший источник, и....правленная ошибка.

4. Ра.....груженная автомашина., ра.....олоченый кафтан, ра.....копанный клад, ра.....пиленное бревно, ра......ортированный товар, ра.....грабленный город, ра.....купленные книги, ра....меренная поступь, ра....ровненная площадка, ра....терянное преимущество, ра…..печатанное письмо, ра.....битое окно.

5. .....бежать, .....добрить, ....дороваться, .....густить, .....зывать, ....грести, ни ....ги, .....двинуть, .....жигать, .....грузиить, .....дание, .....дача, ....жимать, .....зади, .....дравница.

Задание 11. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте морфемы, в которых они пропущены. Устно объясните орфограммы.

I. 3. Грифцов уверял, что на ра....четном ....чете денег у него мало (Рыб.). 4. С огромной высоты ни....вергался водопад. 6. Все было продумано и ра...читано(Бир). 7. Он рывком ра....тегнул тугую жилетку, почти сорвал с шеи галстук (Коч.). 8. Ра....чистка леса под огород требует много времени и большого труда. 9. Она с бе....покойством вглядывалась в бе....страстное лицо механика (Рыб.).

II. 1. Деревянные ра....писные ложки лежали на столе. 2. Перед нами ра...стилалось бе....брежное море. 3. Бе...шумно отв....рилась дверь. 4. Ученик говорил чуть быстро и как-то бе....связно. 5. Кричали петухи в мутном ра....свете (А.Н.Т.). 6. Бе...численные огоньки мелькали в поле, где расположились бивуаком войска (Дал.). 8.Я едва успела о...дернуть руку: около спелых ягод малины, свернувшись в кольцо, лежала змея. 9. Васька и....подлобья поглядел на стоявших возле телеги соседок. 10. И никакой ра....чет, и никакая жалость не удержали одичалых рук.(Исаак.). 11. Все степи бе....крайни, но Монгольские степи поразили нас какой-то особой своей бе....крайностью (Дал.). 14. Митя и....подтишка ра....жигал вражду между двумя старыми друзьями.

5. Тире между подлежащим и сказуемым

Задание 12. Поставьте, где нужно, между подлежащим и сказуемым тире. Расставьте другие знаки препинания. Подчеркните основу предложений.

1. Одно из ярких воспоминаний моего детства бестрепетное желтое зарево проступающее над дальним лесом в особенно теплые ночи (Сол.). 2. Этот сад как лес. 3. Нам не очень было ловко но охотники народ неразборчивый (Т.). 4. Это не ответ (Шол.). 5. Ваша болезнь следствие дурного климата затем забот государственных (Никул.). 6. Я уполномоченный района (Шол.). 7. Поистине этот веселый, чистенький морской бережок настоящий рай для детворы (Купр.). 8. Ты секретарь ячейки, товарищ? (Шол.). 9. Выращивание молодых кадров науки дело большой государственной важности. 10. Укрепление состава председателей колхозов важнейшая задача. 11. Одно из самых замечательных явлений в жизни села прибытие на постоянную работу в колхозы большой армии агрономов и зоотехников. 12. Ты меж сестер словно горлинка белая промежду серых простых голубей (Н.). 13. Этот необычайный смотр лишь один из многих авралов при свежем ветре революции (А.Н.Т.). 14. Енисей гладкий, тихий, ни ветерка, а вода все же не зеркало (Сартаков). 15. Одна из его характерных черт требовательность к себе. 16. Приятные думы, пестро одетые воспоминания ведут в памяти тихий хоровод; этот хоровод в душе как белые гребни волн в море (М.Г.). 17. В семейной жизни главное терпение (Ч.). 10. Так вот я какой человек! Я охотник (Л.Т.). 18. От хутора в майские лагери уходило человек тридцать казаков. Место сбора плац (Шол.). 19. Горы как пышные складки на богатой одежде земли (М.Г.). 20. Рассказ его словно красивая сказка.

Задание 13. Вставьте, где нужно, тире. Объясните свой выбор.

1. Долг наш защищать крепость до последнего нашего издыхания (П.). 2. Быть коммунистом значит дерзать, думать, хотеть, сметь (Маяк.). 3. Посидеть за одним столом с Чапаевым пожать ему руку это каждому величайшая гордость (Фурм.). 4. У летчиков наших такая порука, такое заветное правило есть: врага уничтожить большая заслуга, но друга спасти это высшая честь (Твард.). 5. Значит, девятью сорок триста шестьдесят, так? (Писемск.). 6. Семь уничтоженных и три захваченных фашистских бронемашины таков результат проведенного партизанами боя (Сурк.). 7. Я не вор какой, душегуб лесной, я слуга царя, царя грозного (Л.). 8. Я фабрикант, ты судовладелец (Фед.). 9. Я честный человек и никогда не говорю комплиментов (Ч.). 10. Солнце ярко, небо сине (Л.). 11. Вишневый сад мой! (Ч.).

Занятие 4. Правописание безударных проверяемых и непроверяемых гласных

Тире в простом неполном предложении. Соединительное тире

[См. сборник УМКД, с. 31-33]

1.Правописание безударных проверяемых и непроверяемых гласных в разных частях слова

Задание 1. Вставьте гласные буквы. Правописание объясните.

Раск…лить сковороду, струящийся ф…нтан, зач…рованный взгляд, искреннее пок…яние, обл…котиться о перила, б…гряный закат, выр…зительный взгляд, спл…тить ед…номышленников, укр…щать животных, л…нгвистический класс, ош …ломить признанием, прож…вать по адресу, сл..пить глаза.

Задание 2. Вставьте пропущенные буквы. Устно подберите проверочное слово.

1. Св…ла гнездышко; св…ла по лестнице. 2. Сп…шите к поезду; Сп…шите задание у товарища. 3. Зал…зать рану; зал…зать в огород. 4. Отв…рить окно; отв…рить в воде. 5. Разв…вающийся флаг; разв…вающийся ребенок. 6. Пот…рал руки; пот…рял перчатки. 7. Посв…тить фонарем; посв…тил стихи. 8. Деревенский ст…рожил; ст…рожил сад. 9. Вып…рите в бане; вып…рите шов. 10. Ч…стота в квартире; ч…стота употребления в языке. 11. Разр..дить густые всходы; разр…дить ружье. 12. Упл…тил по предъявленному счету; упл…тнил свое рабочее время. 13. Ст…сненный в средствах; т…сненный золотом переплет. 14. Прим…рял костюм; прим…рял врагов. 15. С…дел смирно; отец с…дел быстро. 16. Ум…лять значение; ум…лять о помощи. 17. Вып…лоть сорняки, вып…лить из пушки. 18. Нак…лите дров; нак…лите железо. 19. Скр…пить листы бумагой; скр…петь дверью. 20. Прист… жная в русской тройке; прист…жной воротник пальто. 21. Б…резовое полено; б…рюзовое море. 22. Пр…дут в гости; пр…дут шерсть.23. Ув…дать без влаги; ув…дать в зеркале. 24. Ср…внять землю; ср…внить по качеству. 25. Св…лять шерсть; позв…лять шалости. 26. Ст…чить зазубрину; ст…чать сапоги. 27. Запл…тить реку; запл..тить по расчету.

Задание3. Вставьте пропущенные буквы, проверьте написание по словарю. В тех случаях, когда написание пропущенной гласной можно проверить родственным словом, напишите его. Значения неизвестных для Вас слов выпишите из толкового словаря.

Образец: абажур, агитанный – агитка, агитатор.

I. Аб…р…ген, абс…лютный, ав…нгард, ав…нтюра, ави…ционный, агр…гат, агр…ссивный, ад…птация, адв…кат, акад…мический, акв…м..рин, акв…рель, акк…рдеон, акр…бат, алл…г…рический, альп…нист, альт…рн…тива, амбр…зура.

II. В…калист, в…з…лин, в…кзал, в…жатый, в…ловой (продукт), в…кцина, в…л…риана, в…л…йбол, в…л…дол, в…льер, в…люта, в…льфрам, в…л…кита, в…л…кно, в…лун, в…мпир, в…ловий, в…нд…лизм, в…реник, в…лшебство, в…н…лин, в…р…ант, в…лдырь, в…трушка, в…рковать.

III. В…л…сипед, в…брация, вв…нтить, вв…дение, в…ликан, в…нгерский, в…зжать, в…кт…рина, в…львет, в…льможа, в…люр, в…нт…ляция, в…ртолет, в…ранда, в…рблюд, в…лончель, в…раж, в…р…ница, в…ртуоз, в…скоза, в…тамин, в…трина, в…рзила, в…р…тено, в…ртикаль, в…сячий, в…черний, в…снушчатый.

II. Буквы Э-Е в иноязычных словах

Задание 3. Вставьте Э или Е. Правописание объясните. Значения неизвестных для Вас слов выпишите из толкового словаря.

…питет, пион…р, …пиграмма, паци…нт, вауч…р, акс…ссуары, …рудиция, пенсн…, менедж…р, …хо, …волюция, ма…стро, а…робика, тра…ктория, …кскурсия, по…т, вид…о, по…ма, ду…т, ди…та, бифшт…кс, р…квием, каф…, чарт…р, полисм…н, с…рвис, бизн…с, адапт…р, …ксклюзивный, пр…з…нтация, …нтузиазм, фильмот…ка, …нергия, турн….

III. Тире в простом неполном предложении

Задание 4. Поставьте, где необходимо, тире. Объясните свой выбор.

1. Направо темнела спящая деревня, налево дом, покинутый ею вчера утром. 2. Наверху с пронзительным криком несся бекас, вытянув назад тонкие длинные ножки, а вперед свой тонкий длинный хвост. 3. Калиныч стоял ближе к природе. Хорь же к людям, к обществу (Т.). 4. Повсюду звонкий жизнерадостный смех и, как гул морского прибоя, несмолкаемый шум молодых голосов. 5. Мы проходили над линией железной дороги. Слева огромный котлован; отсюда, по-видимому, вывозили и глину для кирпичных заводов. На дне котлована черное футбольное поле. Чуть дальше болото, куда сваливают мусор и отходы производства. 6. Белый ест ананас спелый, черный гнилью моченый. Белую работу делает белый. Черную работу черный (Маяк.).

IV. Соединительное тире

Задание 5. Объясните постановку тире.

1. Неоднократно наши летчики совершали перелет Москва – Архангельск – Северный полюс. 2. Крестовые походы происходили в конце ХI – начале ХIII веков. 3. На выполнение всей работы понадобится десять – двенадцать дней. 4. В книге излагается учение Докучаева – Костычева. 5. Мы совершили путешествие по маршруту Москва – Иркутск – Хабаровск – Владивосток. 6. Массовые отпуска приходятся на июль – август. 7. В редакцию предоставлена рукопись объемом восемь – десять печатных листов. 8. У противника было 5 – 6-кратное превосходство. 9. Матч ЦСКА – «Зенит».

Занятие 5. Правописание чередующихся гласных в корнях слова

Знаки препинания в предложениях с однородными членами

[См. сборник УМКД, с. 33-36]

I. Правописание чередующихся гласных в корнях слова

Задание 1. Вставьте гласные буквы. Правописание чередующихся гласных объясните.

1. Зан...мать, нач...нать, непром....каемый, отр....сль, предпол....гать, р....вняться, р...внение, р...вноправие, разр....внять землю, расст....лить, расст....лать, р....стовщик, р....сток, соч....тание, соч....тать, ур....вень, жук-пл....вунец, прор....щивать, тв....рец, выч....сть, ур....вниловка, предпол....жить, уг....реть, оз....рить, дог....рать, подг....ревший, расст....латься, выч....тание, обм....кнуть, разр....статься.

2. Бл....стеть на солнце, бл....стать красотой, заг....реть на солнце, выг....реть дотла, новый попл....вок, превосходная пл....вчиха, прид....раться по пустякам, зам....реть от восхищения, натв....рить бед, прор....щивать семена, нар....щивание мощи, непром....каемый плащ, предпол....гаемая встреча, уд.....рать без оглядки, пож....мать плечами, скл....ниться в поклоне, легкое прик....сновение, бесплатное прил....жение.

3. Сделать предл…жение, подр…вняться в шеренге, известная пл…вчиха, прор…сли на огороде, к…сательная к окружности, черная приг…рь, зеленый р…сток, обм…кнуть перо в чернила, выр…щенные на подоконнике, резкий ск…чок, соб…рать картофель, легкое прик…сновение, уд…ру без оглядки, зам…реть от страха, отп…рать замок, домашняя утв…рь, жук-пл…вунец, откинут пол…г, отт…реть краску с пола, бл…стать красотой, зан…маться выж…ганием, расст…лается степь, разр…внять клумбу, обм…рать от восторга, заст…лить постель, глагольное словосоч…тание, приб…ру свою комнату, бл…стеть в лучах солнца, произвести выч…тание, яркая з…рница, качественное прил…гательное, проск…чить на красный свет, зап…реть дверь, громадный пл…вун, заг…рать на солнце, скл…нить голову, отд…рать прибитую доску, сотв…рить чудо, ст…рать с доски, коварный р…стовщик, выж…г забавный рисунок, ск…кать на лошади, оз…рать окрестности, прекл…няться перед мужеством.

II. Знаки препинания с однородными членами, не соединенными союзами

Задание 2. Расставьте недостающие знаки препинания. Определите, какие члены предложения являются однородными.

1. Калиныч был человек самого веселого самого кроткого нрава беспрестанно попевал вполголоса беззаботно поглядывал во все стороны говорил немного в нос, улыбаясь, прищуривал свои светло-голубые глаза и часто брался рукою за свою жидкую клиновидную бороду (Т.). 2. Он ходил необыкновенно проворно и словно все подпрыгивал на ходу беспрестанно нагибался срывал какие-то травки совал их за пазуху бормотал себе что-то под нос и все поглядывал на меня и на мою собаку, да таким пытливым, странным взглядом (Т.). 3. Молча пришла она к дому медленно поднялась по скрипучим ступенькам и спустя немного вынесла ведро и соль в деревянной выщербленной миске (Шол.). 4. Наступили звездные теплые ночи, весна торопилась к лету зеленела цвела играла красками и запахами напрягалась от радости, бегущей быстрым соком в ветвях, гнала листья раскрывала цветы подгоняла людей на работу ранним утром поздним вечером короткой ночью. 5. Бежать падать ползти с ходу стрелять снова бежать по грязи переходить болотистую низину подползать к гребням пригорков и, выбрав удобный момент, опять стрелять по мишеням, чтобы рука не дрожала, чтобы пуля настигла цель, – это трудно. 6. На полках по углам стояли кувшины бутылки и фляжки зеленого и синего стекла, резные серебряные кубки позолоченные чарки всякой работы: венецейской турецкой черкесской, зашедшие в светлицу Бульбы всякими путями через третьи и четвертые руки. (Г.).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая программа по русскому языку 6 класс

    Рабочая программа
    • Баранов М. Т. Программа по русскому языку к учебникам 5-9 классов / М. Т. Баранов, А. Ладыженская, Н.М.Шанский Программно-методические материалы: Русский язык: 5-9 классы / Составитель Л.
  2. Рабочая программа по русскому языку Учитель (3)

    Рабочая программа
    Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом и на основе программы образовательных учреждений «Русский язык 5-9 классы». Авторы М.Т.Баранов, Т.
  3. Рабочая программа Наименование дисциплины: «Школьный практикум по орфографии и пунктуации». Уровень основной образовательной программы: бакалавриат

    Рабочая программа
    Целью освоения дисциплины «Школьный практикум по орфографии и пунктуации» является повторение и обобщение основных правил и норм русского литературного языка, пропедевтическое изучение методических основ русского правописания как
  4. Рабочая программа по русскому языку

    Рабочая программа
    Составлена в соответствии с Программой общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы./ Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. – М.: Просвещение.
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (1)

    Учебно-методический комплекс
    Ф 77 Фонетика и орфоэпия. Графика и орфография [Текст] : учебно-методический комплекс дисциплины / Автор-составитель: Т.А. Ашихмина; Бийский пед. гос.

Другие похожие документы..