Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Методические рекомендации'
Основы проектирования и конструирования: методические рекомендации к лабораторным работам по курсу «Основы проектирования и конструирования» для студ...полностью>>
'Регламент'
2.1. Положение о порядке проведения регламентированных закупок товаров, работ, услуг для нужд и за счет средств ОАО «Петербургская сбытовая компания» ...полностью>>
'Методичні рекомендації'
Методичні рекомендації складені і підготовлені до видання завідую­чим відділення комплексної реабілітації та відновлювального лікування осіб з порока...полностью>>
'Тематика курсовых работ'
Инвестиции в развитие инновационно-производственного технопарка «Идея» в городе Казани, Камского индустриального парка «Мастер» в г. Набережные Челны...полностью>>

"Создание эффективной системы начального и среднего профессионального образования в Российской Федерации: законодательный аспект"

Главная > Закон
Сохрани ссылку в одной из сетей:

стенограмма

парламентских слушаний на тему "Создание эффективной системы начального и среднего профессионального образования в Российской Федерации: законодательный аспект"

17 июня 2009 года

Х.Д. Чеченов

Уважаемые коллеги! Время подошло, можем начинать нашу работу.

Если начать с того, что представительство, которое я вижу в зале, отражает те уровни образования и те формы, которые мы предполагаем, то, наверное, мы выдадим реализуемый, контролируемый, измеримый документ. Если сказать, что сегодня есть, особенно с начальным профобразованием, колоссальные проблемы, вряд ли это будет преувеличением.

Мы с вами хорошо знаем (особенно те, кто в этой сфере работает), что с момента передачи этих полномочий в регионы, не имеющие средств даже на заработную плату бюджетникам, мы обрекли эту систему если не на уничтожение, то, по крайней мере, на сильнейшее сжатие, и это сегодня аукается тем, что мы имеем на базовых предприятиях оборонки, не говоря уже о других сферах, в отраслях реального сектора экономики колоссальный дефицит именно квалифицированных кадров. Мы должны теперь все это нагонять, если сумеем, мы должны это отстаивать, а теперь еще на все это и кризис наложился.

С чем же это связано? Даже если предприятиям, которые сегодня не могут по объективным, не зависящим от них причинам продолжать работать в прежних объемах и идут на временное сокращение рабочей недели (а многие предприятия встали), дать деньги, они эти кадры могут и не собрать. Так что есть и такой минус, который высветился в свете экономического кризиса.

Но что означает 90 процентов на сегодня? Начальное профобразование отдано в регионы. Это при том, что в России сегодня… Кто-то говорит – 19… Это явно не так. Реально есть 11 регионов, имеющих деньги, то есть не относящихся к дотационным. А ведь среди остальных есть не только дотационные, но и глубоко дотационные.

Сказать, что мы эту тему взяли как дежурную, нельзя, просто она наболевшая. Ведь мы сегодня рассуждаем (и кто только не рассуждает, вплоть до воробьев на ветках!): отчего кризис, почему кризис, почему мы ниже, чем те страны, где этот кризис зародился, упали? Да потому, что деньги не вкладывали в этот самый реальный сектор и в кадровое обеспечение этого сектора! А теперь мы говорим: инновационная экономика, к 2020 году выйти туда… И никто, кстати, этого не отменял. А как это делать без тех самых кадров, которые это и обеспечат?

Не многим лучше обстоит дело со средним профобразованием, поскольку здесь тоже процентов 60, а, вообще-то, наверное, и все 70 процентов, передано в регионы.

Сегодня обсуждались проблемы, Басаргин выступал у нас… Большинство вопросов связано со следующим: как же так получается, мы столько лет выравниваем бюджетную обеспеченность, а до сих пор не сдвинулись с места? А потому что распределение налогов таково. Было 50 на 50, в свое время Касьянов заявлял, что сделали 40 на 60 в пользу федерального центра. На вопрос о том, как же России разбогатеть, если субъекты не будут богатыми, он отвечал: "Надо бы оплатить внешние долги". Внешние долги уже оплачены, а налоговое распределение то же самое. Теперь еще и муниципальные образования сидят без бюджетов, а у них как раз и есть эти самые бывшие ПТУ. Поэтому, уважаемые коллеги, вряд ли есть смысл в этой аудитории перечислять те проблемы, которые возникли.

Сегодня уже имеются корпоративные университеты даже там, где (так называемое ругательное слово) олигархи… Крупные хозяйствующие субъекты, недовольные качеством образования, создают свои высшие учебные заведения. Это не массовое, к сожалению, явление (говорю "к сожалению" сознательно), это штучное явление.

Еще хуже обстоят дела с начальным и средним профобразованием, потому что здесь есть вопросы, которые иногда вызывают возмущение. Есть предприятия разного типа (разного типа хозяйствующих субъектов, я имею в виду), но нет должной отдачи от этих предприятий при подготовке своих кадров. Наиболее продвинутые, дальновидные, я бы даже сказал, патриотичные среди них это делают, но массовым явлением это не стало.

Поэтому если сегодня мы привлечем… С нашей стороны что нужно? Нужно посмотреть законодательство, где-то, наверное, милком, а где-то и силком, но надо решать проблемы. Закон может быть не такой уж радикальный, тем не менее требует определенных новаций, которые позволили бы стимулировать этот процесс. Стимулировали бы, но где-то, наверное, и обязывали бы… Потому что дефицит кадров уже представляет собой угрозу национальной безопасности.

Второе. Наверное, все-таки надо привлечь (или стимулировать, или иными методами воздействовать) региональные власти в меру их финансовой достаточности. Потому что все упирается сегодня в этом вопросе в деньги. К счастью, пока. Завтра уже не будет и тех кадров, которые могли бы учить. То есть процесс требует нашей немедленной реакции.

Я искренне вас всех благодарю за то, что в достаточно сложное время вы нашли возможность столь представительно принять участие в нашей сегодняшней встрече. Тот проект, который вам роздан, – всего лишь предмет обсуждения, дополнения, изменения, улучшения. Вряд ли сегодня стоит рассчитывать, что мы примем окончательный документ. Не в этом наша задача. Задача заключается в том, чтобы после докладов выслушать тех, у кого есть реальные предложения, и выработать при участии руководства Совета Федерации рабочий документ для тех органов власти и управления, которые правомочны принять то или иное решение и взять его на контроль.

Если бы дело касалось какой-то одной отрасли, мы бы не стали, наверное, столь широко замахиваться, но вопрос касается сегодня кадровой безопасности России. Никаких инновационных процессов на одних научных разработках, если даже они будут доводиться до продуктового результата, мы не запустим. Нужны люди, которые этот продуктовый результат тиражируют, переводят в массовую серию, руками выполняют и, естественно, головой.

Мы все понимаем, что происходит и почему это произошло, поэтому просьба сегодня к выступающим меньше внимания обращать на так называемую марксистскую базу и больше внимания уделять предложениям, которые могли бы лечь в основу наших обсуждений, возможно, даже за пределами того, что мы тут себе запланировали. Не надо себя ограничивать, если дело касается таких важнейших вопросов.

Сегодня здесь присутствуют все, кого приглашали. Единственное, от Минобрнауки должен был приехать статс-секретарь Сентюрин Юрий Петрович, но наши парламентские слушания совпали с другим правительственным мероприятием. Тем не менее, Минобрнауки представлено. Более того, как говорят, иногда непосредственный начальник выше императора. У нас присутствует, если я не ошибаюсь, Розина Нелли Михайловна. Она не просто представляет Минобрнауки – она занимается этой проблемой. Поэтому, я думаю, у нее больше информации, и нам имеет смысл послушать ее, нежели начальство повыше.

Присутствует, с большим удовольствием представляю, Шудегов Виктор Евграфович. Он не просто заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию. До недавнего времени он возглавлял комитет Совета Федерации по образованию, науке, культуре, здравоохранению и экологии. Ныне комитет "переформатировали", и мы, Комитет Совета Федерации по образованию и науке, сегодня, слава богу, более целенаправленно работаем.

Геннадий Дмитриевич Олейник представляет в Совете Федерации регионы Севера, где проблемы, о которых мы говорим, еще более обострены. Мы специально его пригласили с тем, чтобы он свое мнение выразил.

Назаров Александр Викторович, аудитор Счетной палаты, курирует в Счетной палате вопросы образования. Мы рады, что он присутствует здесь. Кстати, замечу, что он один из наиболее дисциплинированных аудиторов. Не было случая, чтобы мы пригласили его, а он отказался или не имел бы четкой позиции. Это очень важно.

Наш коллега Сударенков Валерий Васильевич, член Комитета по образованию и науке, представляет Калужскую область. И спикером был, и губернатором. То есть проблема сегодня для него важна с профессиональной точки зрения. Тем более что Калужская область – одна из промышленно развитых, и эти проблемы ему очень близки, как и всем вам.

Уважаемые коллеги, вряд ли есть необходимость продолжать предисловие, я просто обозначил ту точку, то болевое место, которое сегодня необходимо устранить. Я надеюсь, что мы с вами выработаем решение.

А сейчас небольшое вступление по регламенту. Зал этот категорирован, сегодня здесь делегация Совета Федерации во главе с Сергеем Михайловичем Мироновым будет принимать спикера индонезийского парламента (большая делегация приехала), поэтому мы только полтора часа здесь будем работать. Если мы не успеем, то есть свободная аудитория, можем перейти туда. Поэтому регламент предварительно следующий: два основных доклада. Очень интересно послушать думающих людей. С докладами выступят вице-президент по кадрам Новолипецкого металлургического комбината Станислав Эдуардович Цырлин (он выступит по этому же вопросу, 15 минут просим на выступление) и председатель Союза директоров средних специальных учебных заведений, директор Красногорского государственного колледжа Виктор Михайлович Демин. И далее выступления: от Минобрнауки России выступит Нелли Михайловна Розина, а также выступят Геннадий Дмитриевич Олейник, Виктор Евграфович Шудегов… Я не буду всех перечислять, всего семь человек. Предложение: выступления до семи минут. Если мы так поработаем, то уложимся в те полтора часа, о которых я говорил. Если же нет, и вы сочтете нужным продолжать разговор дальше, поднимемся в аудиторию 802, чтобы мы друг другу не мешали, так как здесь будут идти некие подготовительные процедуры.

Итак, если с регламентом в целом согласны, я бы, с вашего разрешения, начал работу.

Слово для доклада предоставляется Станиславу Эдуардовичу Цырлину. Пожалуйста.

С.Э ЦЫРЛИН

Уважаемый Хусейн Джабраилович, дамы и господа! Я бы хотел все-таки придать этим парламентским слушаниям позитивную тональность, потому что не все так плохо и есть примеры (я уверен, что мы – не единственный пример), когда бизнес действительно заинтересован в системе профессионального образования, и уже сейчас можно говорить не просто о намерениях, а о каких-то результатах.

В своем выступлении я хотел бы остановиться на опыте взаимодействия ОАО "Новолипецкий металлургический комбинат" с системой профессионального образования.

За последние годы произошли значительные сдвиги как в сфере занятости населения в отраслях экономики, так и в специализации профессионального образования. На первый план выдвинулись профессии сферы услуг (общественного питания, торговли, транспорта), и снизился удельный вес промышленных специальностей.

ОАО "НЛМК", как и большинство промышленных предприятий страны, испытывает потребность в квалифицированных молодых рабочих, техниках и инженерах. Вопрос совершенствования системы профессионального образования в Липецке, таким образом, стал для нас краеугольным камнем долгосрочной кадровой стратегии. В последние годы на комбинат ежегодно приходит около 600 выпускников учебных заведений, из них около 400 – выпускники трех базовых: лицея, колледжа и Липецкого государственного технического университета. Целью нашей стратегии является создание целостной системы, способной удовлетворить потребности работодателя в количественном и качественном уровне приходящих выпускников на фоне развивающихся негативных для металлургии демографических и социальных тенденций. Эта система должна заменить совокупность изолированных образовательных учреждений с обособленными, негибкими образовательными программами. (Следующий слайд, пожалуйста.)

Создание системы осуществляется поэтапно: от начального к высшему профессиональному образованию. В этом ее принципиальное отличие от так называемых учебных научно-производственных комплексов, которые создаются на базе технических университетов. Наш выбор прагматичен. Во-первых, проблема нехватки молодых квалифицированных рабочих на данном этапе более острая, чем проблема дефицита инженеров. Во-вторых, очевидна логика движения: от простого к сложному. В-третьих, материальные затраты на развитие системы НПО и СПО все-таки ниже, чем на развитие системы высшего образования, и не сопряжены с такими сложными кадровыми проблемами. В-четвертых, сама система российского высшего профессионального образования сейчас переживает крупнейшую в своей истории реструктуризацию. В сочетании с внутренней реструктуризацией она осложнит жизнь всем участникам процесса.

Таким образом, включение в нашу единую систему профобразования в Липецке Липецкого государственного технического университета относится к третьему этапу проекта. (Следующий слайд, пожалуйста.)

На первом этапе в 2007–2008 годах осуществлен проект инновационного преобразования 10-го профессионального училища. Самое малое изменение связано с использованием более благозвучного современного словосочетания "профессиональный лицей" вместо "профессиональноого училища". Но кроме изменения названия было вложено более 100 млн. рублей в закупку современного оборудования и придание зданиям и помещениям лицея современного вида.

Была развернута мощная профориентационная работа, в результате которой доля липецких девятиклассников, пришедших в лицей, возросла за год в полтора раза. Были созданы новые программы обучения по модульному принципу, осуществлена переподготовка преподавательского состава. Кроме того, в качестве преподавателей привлечены 15 работников предпенсионного и пенсионного возраста Новолипецкого комбината. Разработаны и применяются эффективные принципы стимулирования успеваемости, включая дополнительные стипендии от предприятия хорошо успевающим студентам. Также было еще множество различных инициатив.

Опробовав новые подходы на уровне НПО, в течение второго этапа в 2009–2010 годах, а также в 2011 году мы будем решать более сложную задачу, а именно задачу создания интегрированного инновационного учебного заведения НПО – СПО в рамках объединения 10-го лицея и Липецкого металлургического колледжа. Двумя руководящими принципами этого объединения являются создание эффективной образовательной информационной среды за счет выведения ресурсного обеспечения на новый уровень и выстраивание единой идеологии профессионального обучения и реализации синергии использования учебно-материальной базы и преподавательского состава.

В рамках первого этапа в развитие учебного заведения будет дополнительно вложено к установленному государством бюджету более 60 млн. рублей, так что суммарные дополнительные инвестиции в объединенное учебное заведение с 2007 года превысят 160 млн. рублей, из которых 100 миллионов – средства Новолипецкого металлургического комбината.

В рамках второго этапа будет осуществлен целый ряд мероприятий, о которых я сейчас расскажу.

Во-первых, хотелось бы сделать акцент на гибких образовательных траекториях, пример показан на слайде. Поступая в колледж, абитуриент изначально выбирает начальное или среднее профессиональное образование. Однако может случиться так, что в ходе обучения у студента по форме НПО проявятся способности и желание к более глубокому изучению предмета (конечно, на фоне хорошей успеваемости). В этом случае после третьего курса он может на конкурсной основе продолжить обучение в рамках СПО еще в течение года и десяти месяцев. И обратно, если студент СПО после второго курса будет признан не отвечающим требованиям к выпускнику СПО, он может доучиваться уже по линии НПО. Впервые этот принцип был опробован в текущем году, когда 30 не очень хорошо успевающих студентов колледжа были переведены в лицей.

Во-вторых, серьезные изменения произойдут в содержании образовательных программ. Основным направлением здесь является использование модульной системы обучения. Она уже опробована на первом этапе: в Липецком лицее внедрено свыше двадцати модульных программ. Внедрение модульных программ позволяет стандартизовать процесс профессионального обучения по общим для различных профессий предметам.

Модульные технологии позволяют сократить время теоретического обучения на 10–15 процентов. (Следующий слайд.) Образующийся резерв времени будет использован для углубленной профессиональной подготовки в соответствии со спецификой ОАО "НЛМК", так что можно говорить о приоритете освоения профессионального опыта над процессом передачи теоретических знаний. В рамках внедрения практикоориентированного обучения в учебные планы в условиях академических свобод, заложенных в образовательном стандарте, будут включены дисциплины по выбору по запросам ОАО "НЛМК" для углубленного обучения и освоения дополнительных компетенций в соответствии с ожидаемой специализацией выпускника. Также будет полностью пересмотрена организация производственной практики, которая войдет в состав профильных модулей. Будут разработаны интегрированные рабочие программы, в которые войдут профессиональные модули для подготовки техников с дополнительными профессиональными компетенциями в сфере металлургического производства.

И, наконец, первоочередное внимание, начиная с первого же этапа программы, уделяется вопросу отношений учебного заведения и работодателя в рамках многоуровневой системы взаимодействия. Эта система охватывает все направления подготовки будущего специалиста от входа "абитуриент" до выхода "квалифицированный рабочий, техник".

Первый уровень относится к профориентационной работе, предусматривающей поиски, отбор школьников – будущих студентов. Этой работой уже охвачено 85 процентов школ Липецка, и задача – охватить все школы и значительно расширить работу в области. Мероприятия включают в себя презентации объединенного учебного заведения, встречи школьников с руководителями компании и с выпускниками колледжа и лицея, пришедшими к нам на работу, экскурсии в музей и цеха комбината, а также многочисленные олимпиады, семинары и конференции.

Важным элементом профориентационной работы являются встречи с родителями школьников, на которых мы проводим разъяснительную работу о преимуществах поступления в наши базовые учебные заведения. Приходится преодолевать стереотипы, в частности, о невозможности найти достойную работу в современном обществе без "корочек" "юрист" и "экономист".

Второй уровень относится к анализу долгосрочных кадровых потребностей комбината, определению целевых профессиональных компетенций выпускников под конкретные рабочие места, так что на выходе формируется долгосрочный заказ на подготовку рабочих и специалистов среднего звена в разрезе профессий и специальностей, которые служат основой для планирования набора в учебные группы.

Третий уровень относится к совместной реализации образовательного и воспитательного процесса. Здесь мы говорим об участии ведущих специалистов компании в разработке регионального компонента государственного образовательного стандарта третьего поколения по специальности металлургического профиля и в экспертной оценке программной и учебно-методической продукции преподавателей колледжа, об участии специалистов комбината в качестве преподавателей, руководителей и рецензентов выпускных квалификационных работ, о проведении учебных занятий на базе комбината с использованием оборудования и программного обеспечения ОАО "НЛМК", о проведении производственной практики в цехах комбината, максимально стараясь организовать ее по месту будущей работы выпускника, о совместном проведении конкурсов профессионального мастерства и научно-технических конференций, о совместном формировании общей тематики курсовых и выпускных квалификационных работ с учетом перспективных направлений развития компании, об участии работодателя в культурно-массовых, спортивных и военно-патриотических мероприятиях и о многом другом.

Четвертый уровень относится к оценке работодателем качества подготовки выпускников, организации трудоустройства и сопровождению выпускников в течение первых лет после их прихода к нам.

В ближайшее время будет внедрена система регулярного мониторинга учебных достижений студентов с целью раннего выявления и сопровождения наиболее перспективных из них. Будет расширена программа руководства курсовыми и выпускными квалификационными работами, в первую очередь, хорошо успевающих студентов. Предусматриваются дальнейшее расширение и участие специалистов ОАО "НЛМК" в рецензировании курсовых и выпускных квалификационных работ. Будет создан "центр развития карьеры", который не только окажет помощь в профессиональном самоопределении будущих рабочих и специалистов, но и будет отслеживать в течение некоторого времени их деятельность на рабочем месте и содействовать в решении проблем.

Представители ОАО "НЛМК" принимают участие в государственной аттестационной комиссии. Будет развиваться уже реализующаяся практика защиты дипломных проектов выпускников металлургических специальностей непосредственно в цехах ОАО "НЛМК".

Мы гарантируем трудоустройство выпускникам колледжа по профильным направлениям, а также гарантируем уровень зарплаты не ниже установленного уровня. При этом приоритет при распределении по подразделениям отдается с учетом успеваемости в течение всего срока учебы, а также с учетом результатов производственной практики, выпускных экзаменов и сертификации профессиональных компетенций.

Планируются развитие сотрудничества комбината и колледжа по созданию системы независимой оценки качества подготовки выпускников и переход к сертификации профессиональной квалификации выпускников в соответствии с разрабатываемыми профессиональными стандартами.

Также планируется регулярный мониторинг удовлетворенности подразделений уровнем профессиональной компетенции трудоустроенных выпускников. При негативных отзывах будет реализована программа анализа причин проблем и сделаны положительные изменения.

Сопровождение выпускников в течение первых лет работы осуществляется в рамках их участия в программах адаптации и наставничества. Для наиболее успешных молодых работников будет организована возможность получения высшего технического образования по металлургическому профилю.

Наконец, на пятом уровне решается животрепещущий вопрос об участии компании в ресурсном обеспечении деятельности базового учебного заведения. Я уже упоминал об инвестициях в размере 100 млн. рублей в учебно-материальную базу колледжа.

Кроме этого, ОАО "НЛМК" развивает и оснащает учебные полигоны и учебно-производственные участки на территории предприятия, которые являются доступными для базовых учебных заведений. Организуются стажировки преподавателей колледжа для изучения новейших типов оборудования, технологических процессов, устанавливаются доплаты к основной стипендии хорошо и отлично успевающим студентам, а также по итогам аттестации осуществляется доплата к заработной плате высококвалифицированным преподавателям.

В завершение выступления я хотел бы сказать, что для успешной реализации проекта создания в городе системы профессионального образования, ориентированной на крупные промышленные предприятия, необходимо понимать наличие множества организационных, финансовых, коммуникационных, информационных и даже психологических и социальных аспектов. Необходимо серьезнейшее внимание к деталям. То, что кажется мелочью, в реальности может разрушить самую лучшую идею. Абсолютно наивно думать, что стоит вложить десятки миллионов рублей в новые лаборатории, современное учебное оборудование, компьютеры и интерактивные доски, и школьники начнут штурмовать двери училищ.

Кроме того, важнейшим является вопрос лидерства. Необходимо, чтобы во главе процесса преобразования стоял человек, не только хорошо понимающий систему профессионального образования, но и являющийся талантливым руководителем и организатором, иначе любая, пусть даже самая лучшая, идея может быть "похоронена" под множеством неизбежных проблем, возникающих в процессе ее реализации.

Нам в этом плане повезло. Сергей Григорьевич Петухов – как раз такой руководитель, который известен своей энергией и способностью решать проблемы. В частности, он легко решил проблему отсутствия своего имени в списке участников и попал на эти парламентские слушания (я вижу его среди нас).

И в заключение скажу о следующих шагах. На завершающем этапе мы хотим добавить к уже разработанной стратегии НПО и СПО стратегию высшего профессионального образования. Здесь, в первую очередь, мы говорим о взаимодействии ОАО "НЛМК" с ЛГТУ, а также с Московским институтом стали и сплавов.

Как всегда, в начале работы вопросов больше, чем ответов, но мы уверены, что все ответы будут найдены, включая ответ на главный вопрос: как нам сохранить кадровый потенциал для индустриального развития России. Спасибо.

Х.Д. Чеченов

Спасибо, Станислав Эдуардович.

Скажите, пожалуйста, господин Лисин, по-моему, один из акционеров этого предприятия... К Вашей реплике о том, что не всё так плохо... Конечно, не всё так плохо. Если бы нам по одному олигарху на один субъект, то с таким подходом к делу было бы не все так плохо.

Мы у Вас попросим эту информацию. Нам понравился модульный принцип. То, о чем мы все время говорим, у вас реализовано.

Вопросы есть какие-то? Пожалуйста. Только давайте так: самые животрепещущие вопросы. Остальное – в кулуарах.

вопрос

Золотое звено в модульной системе, более двух третей, – это практика. Как это согласуется со стандартным учебным планом? Проблем нет?



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Правовое регулирование начального и среднего профессионального образования

    Документ
    • программы начального профессионального образования, которые реализовались в профессионально-технических училищах (ПТУ); сроки освоения для лиц, имеющих среднее (полное),
  2. Анисимов П. Ф. Регионализация среднего профессионального образования (вопросы теории и практики)

    Документ
    Среднее профессиональное образование является исторически сложившейся в России системой подготовки кадров работников для всех видов производства, отраслей социальной сферы, сервисной деятельности.
  3. Рекомендации для органов управления образованием субъектов Российской Федерации по использованию типовых моделей общероссийской системы оценки качества образования

    Анализ
    Рекомендации для органов управления образованием субъектов Российской Федерации по использованию типовых моделей общероссийской системы оценки качества образования
  4. Педагогическая эффективность экономического стимулирования среднего профессионального образования 13. 00. 08 -теория и методика профессионального образования

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 10 ноября 2009 года в 13.00 часов на заседании диссертационного совета Д 850.015.01 по защите докторских и кандидатских диссертаций при Научно-исследовательском институте развития профессионального образования Департамента
  5. Распоряжения Правительства Российской Федерации 96 Нормативные акты федеральных органов власти 100 Международные правовые акты, имеющие силу для РФ 103 литературные источники 104 предметный указатель

    Библиографический указатель
    Специальный раздел содержит описания правовых актов, регулирующих отношения при реализации инновационной деятельности. Он включает акты РФ, субъектов РФ, федеральных органов исполнительной власти и международно-правовые акты, функционирующие

Другие похожие документы..