Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Недарма говорять, що архітектура — це душа народу, втілена в камені. До Київської Русі це відноситься лише з деякою поправкою. Русь довгі роки була к...полностью>>
'Документ'
б) на территории субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис обязательного медицинского страхования, в объеме, установленном территориальной...полностью>>
'Реферат'
20. Медицина и права человека: Нормы и правила международного права, этики, католической, протестантской, иудейской, мусульманской и буддийской рели­...полностью>>
'Документ'
Навчальна дисципліна «Теорія міжнародних відносин» є складовою освітньо-професійної програми підготовки фахівців за освітньо-кваліфікаційним рівнем «...полностью>>

Население современной россии: этносоциокультурный подход 24. 00. 01 теория и история культуры 09. 00. 11 социальная философия

Главная > Автореферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

На правах рукописи

Кулешова Наталья Сергеевна

НАСЕЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ:

ЭТНОСОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД

24.00.01 – теория и история культуры

09.00.11 – социальная философия

АВТОРЕФЕРАТ
диссертации
на соискание ученой степени
доктора философских наук
Москва 2011

Работа выполнена на кафедре стран Центральной Азии и Кавказа Института стран Азии и Африки Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова

Официальные оппоненты:

Буева Людмила Пантелеевна,

доктор философских наук,

профессор, академик РАО

Аронов Аркадий Алексеевич,

доктор культурологии,

доктор педагогических наук,

профессор

Кочеткова Александра Игоревна,

доктор философских наук,

профессор

Ведущая организация:

Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина

(кафедра философии)

Защита состоится «____» ___________ 201__ г. в _____ часов на заседании диссертационного совета Д 210.010.04 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук при ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет культуры и искусств» по адресу: 141406, Московская область, г. Химки, ул. Библиотечная, д. 7, корп. 2, зал защиты диссертаций (218 ауд.)

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет культуры и искусств».

Автореферат размещен на сайте Министерства образования и науки РФ «____» ___________201_ г., а разослан «____» _____________ 201_ г.

Ученый секретарь

диссертационного совета

доктор философских наук, профессор

Т.Н. Суминова

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы диссертационного исследования определяется теоретическими потребностями развития отечественного философского и культурологического знания, которое осуществляет теоретическое осмысление социокультурного бытия и выявляет новые тенденции жизнедеятельности обществ, народов и государств, развивающихся в условиях транзитивности. Особенности изменения новейших массовых этносоциокультурных процессов в стране и мире требуют интегративного теоретического анализа реально существующих тенденций в этой сфере общественной практики.

Быстрые темпы радикальных перемен в жизни современного человечества, усиление в нем вероятностных и стохастических тенденций, рост социальных рисков во всех сферах жизни требуют новых теоретико-методологических подходов в познании, объяснении и осмыслении современного общества, его адекватного понимания и интерпретации, соответствующих кардинально изменившейся социальной реальности.

Более двух десятилетий современное российское общество осуществляет практическую реализацию принципов либеральной идеологии во всех сферах бытия, что уже обеспечило функционирование рыночных отношений, сформировало институт частной собственности и существенно активизирует ориентации населения на деятельность гражданского общества на основе принципов демократии. За этот же период существенно изменилась социальная структура общества, и кардинально изменились демографические и этносоциокультурные процессы в России.

Население современной России, которое можно охарактеризовать как специфический социальный институт, функционирующий в современном быстро изменяющемся обществе, представляет собой сложный этносоциокультурный феномен, исследование которого осуществляется не только социальной философией и культурологией, но и всем современным социально-гуманитарным знанием, на основе эвристического потенциала интегративных и синергетических подходов.

Процессы, происходящие в современном народонаселении страны, более других элементов современной российской социальной системы подвержены радикальным переменам, и в них быстрее всего отслеживаются происходящие в российском обществе изменения долговременного характера.

Системный кризис всех сфер жизнедеятельности российского общества на рубеже веков существенно трансформировал не только политику и идеологию, экономическую жизнь и формы собственности. Он радикально изменил системы ценностей, культурные нормы и традиции россиян, их образ жизни и социальное поведение, а современный глобальный финансово-экономический кризис привел к возрастанию социальной напряженности и конфликтности в российском обществе, существенно осложнив как демографические, так и этно-национальные процессы.

В условиях современного демографического перехода особое значение для российского общества приобретают вопросы воспитания, образования и обучения подрастающих поколений, их первичной и вторичной социализации. Определяющая роль и значимость человеческого капитала в условиях предстоящей радикальной модернизации современного российского общества делают особенно актуальной всю проблематику духовного производства, состояния традиций и новаций в современной культуре, при этом возрастает необходимость формирования позитивных мотиваций всего населения России на происходящие в стране радикальные изменения.

Актуальность избранной автором темы диссертационного исследования определяется продолжающимся процессом трансформации всех сфер социального бытия России, становлением ее модернизационных детерминаций, возрастанием роли и значения человеческого потенциала каждого гражданина России. Социальное бытие населения страны и его духовно-культурный потенциал существуют в неразрывном единстве со всеми глобальными процессами, характерными для всего современного человечества, являясь их неотъемлемой частью. Одновременно, все этносоциокультурные процессы современной России неразрывно связаны с многовековыми культурными традициями русского этноса, составляющего до 80 % ее полиэтничного населения, проживающего на огромных пространствах Евразии.

Степень научной разработанности проблемы. Автор использовал ряд наиболее значимых методологических принципов современного философского и культурологического знания: толерантность как способ отношения к любому знанию о современном мире; плюрализм в понимании современной социальной реальности, которая представляет собой бесконечное множество модификаций жизненных миров субъектов, составляющих народонаселение или человеческий капитал любого общества; в условиях быстроменяющегося мира формируется не только критическое отношение к рациональности, но и радикальное недоверие к идеологиям, а сама многообразная социальная реальность не познается, а интерпретируется.

Современное социальное бытие, как показывают многочисленные социально-философские исследования, является хаотическим и неподдающимся тем простым детерминациям, которые были характерны для социальной практики ХIХ и ХХ веков, когда они анализировались в парадигме рационалистического понимания и истолкования мира.

Новая методология предполагает системно-интегративный и междисциплинарный подходы, которые используют познавательные возможности множества источников как философского, так и всего другого социально-гуманитарного знания.

К первой по значимости группе источников относятся работы философов ХХ века, в которых рассматривается специфика познания вообще и социальной реальности, в особенности. В работах К.Р.Поппера, П.К. Фейерабенда, Г.Х. Гадамера, Э. Гуссерля, М.Хайдеггера, К.Ясперса и других классиков философской мысли ХХ века рассматриваются фундаментальные вопросы познания социальной реальности и в особенности современного общества, его понимания и истолкования.1

В работах отечественных авторов: Р.Г. Абдулатипова, К.Х. Делакарова, Ф.Д. Демидова, И.В. Малыгиной, М.К. Мамардашвили, А.Л. Никифорова, Е.П. Никитина, В.А. Ремизова, А.Я. Флиера, В.М. Чижикова, В.В. Попова, Б.С. Щеглова2, - рассматриваются проблемы эвристического потенциала концепции неклассической рациональности в отношении познания, понимания и истолкования современного социального бытия.

Вторая по значимости группа источников включает многочисленные социально-философские работы и общесоциологические концепции, рассматривающие специфические особенности современного общества, изменяющегося под влиянием конкретно-исторических обстоятельств, а так же жизнедеятельность современного человека, живущего в современном слабопредсказуемом и хаотическом мире. Философские и социологические работы исследователей ХХ века - Х.Ортеги-и-Гассета, П.Сорокина, Э.Фромма, Г.Маркузе, Ю.Хабермаса, А.Шюца, З.Баумана, Э. Гиденса, М.Вебера, П.Бергера и Т.Лукмана, которые базировались на трудах Ф.Ницше, З.Фрейда, А.Бергсона, К.Маркса, О.Конта и других классиков социальной философии.3

В эту группу источников входят труды отечественных авторов4 – Н.И. Лапина, Г.М. Андреевой, К.Х. Момджана, А.С. Панарина, В.С. Барулина, Н.А.Бердяева, В.Г. Федотовой, В.А. Вазюлина, В.Н. Кузнецова, ряд из которых посвящен социально-философскому анализу процессов, происходящих в современной России.

Общеметодологическое значение имеют работы тех авторов, которые занимались проблематикой ментальности, социального и национального характера. К.-Г. Юнг и Н.А. Бердяев, Н.О. Лосский, В.И. Жуков, и Г.П. Федотов, И.А. Ильин, В. Райх, А.С.Ахиезер, З.И. Левин – западные и отечественные исследователи5 раскрывали и обосновывали в своих трудах такие сложные понятия как менталитет, архетипы, коллективное бессознательное, социальный характер, без чего нельзя понять трудности эволюции систем ценностных ориентаций населения современной России и влияние национального характера на темпы, формы и процессы модернизации российского общества.

Следующая группа источников представлена работами западных и отечественных культурологов, раскрывающих существо культуры, ее генезиса, динамики, причин появления и развития, особенностей трансляции и трансформации культуры в современном мире и специфику российской культуры на рубеже XX-XXI вв. Среди наиболее значимых западных теоретиков следует назвать труды6 Альфреда Вебера, Карла Маннгейма, Карен Хорни, Маргарет Мид, П.Дж. Бьюкенена, Ф. Фукуямы, С. Хантингтона, работы которых заложили фундамент философского осмысления современных этносоциокультурных процессов. Среди отечественных авторов следует назвать работы7 Р.Г. Абдулатипова, А.А. Аронова, Г.В. Гриненко, Л.Н. Воеводиной, В.А. Волобуева, Н.С. Злобина, Б.С. Ерасова, Ю.В. Китова, С.Н. Комиссарова, Т.Ф. Кузнецовой, И.В. Малыгиной, А.Л. Маршака, В.М. Межуева, Н.И. Неженца, Э.А. Орловой, А.А. Пелипенко, К.Э. Разлогова, В.А. Ремизова, М.Я. Сарафа, Т.Н. Суминовой, В.А. Тихоновой, В.М. Чижикова, В.В. Чижикова, М.М. Шибаевой, О.В. Шлыковой, А.Я. Флиера, и других авторов, продуктивно разрабатывающих как общую методологию культурологического знания, так и современные философские теории культуры.

Немаловажное значение имели источники, связанные с анализом социально-прогностической проблематики, которая рассматривалась в трудах Римского клуба, особенно в работах А. Печчеи, в произведениях8 Г.-М. Маклюэна, Э. Тоффлера, А. Эбурдин, У. Бека, а также в работах российских исследователей9 – И.В. Бестужева-Лады, Л.А. Гордона, Н.Я. Данилевского, С.Л. Гертнер, Ю.В. Китова, Л.Н. Когана, И.Т. Фролова.

Еще одна группа источников непосредственно связана с теоретическим осмыслением и философским анализом современных эмпирических исследований различных социокультурных констант бытия. Такое общетеоретическое социальное знание разрабатывалось в трудах10 М. Кастельса, З. Бжезинского, Р. Арона, Дж. Сороса, а также в работах отечественных исследователей – В.А. Ядова, А.С. Ахиезера, А.С. Панарина, В.В. Ильина, В.С. Егорова, Г.С. Арефьевой.11

Эмпирические исследования последнего десятилетия в России обобщены в работах А.И. Антонова, Е.С.Балабановой, В.А.Левады, Т.И. Заславской, Н.И. Лапина, Г.В.Осипова.

К особой группе источников относятся работы исследователей типологии социального и индивидуального характера, ранжирования возрастов человека, формирования личности и ее этно-национального характера. Это работы12 А. Маслоу, Э. Эриксона, Э. Фромма, Г. Олпорта, С. Московичи, а также отечественных авторов13 – Н. Лебедевой, М. Бобневой, В. Шепеля, С. Мясоедова, в которых исследуются актуальные проблемы межличностной коммуникации, общения и деятельности в современных условиях, раскрывается смысл и значение кросскультурной проблематики, анализируются механизмы формирования мировоззрения и индивидуально-личностной мотивации социально-значимой деятельности.

В современных условиях эта проблематика разрабатывается также и в трудах по философской антропологии: Л.П. Буевой, Б.Г. Григоряна, П.С. Гуревича, Ф.И.Минюшева, Г.М. Андреевой, В.А. Ядова, А.Г. Здравомыслова, - в работах которых сочетаются достоинства интегрального теоретического анализа действительности, его философское, социологическое и психологическое осмысление.

Самостоятельная группа источников представлена трудами экономистов, этнологов и демографов. В трудах западных и отечественных исследователей диссертант искал ответы на острые практические проблемы жизнедеятельности современных народов и государств. Это работы14 К. Лоренца, Г. Блумера, Ф. Броделя, Й. Хейзинги, а также отечественных авторов15 - Ю.В. Бромлея, Л.М. Дробижевой, Н.М. Римашевской, Л.Л. Рыбаковского.

В последние годы проблематика этносоциокультурных процессов стала особенно интересовать исследователей, и был защищен ряд диссертационных работ, посвященных этой проблематике. Однако, комплексного теоретического осмысления происходящих этносоциокультурных процессов и институциональных преобразований в населении страны явно недостаточно. Свидетельством этого является тот факт, что за последние 18 лет (1994-2011) было защищено всего 10 диссертационных работ на соискание доктора наук, посвященных этой проблематике.16

Таким образом, интересующая автора проблематика в западной и отечественной истории и теории культуры и современной социальной философии исследуется с достаточной полнотой и многосторонностью. Однако, в связи с интенсивным преобразованием социальной структуры российского общества, его социальных институтов и организаций, а также радикальной трансформацией традиционных демографических процессов, в теоретическом осмыслении этносоциокультурных процессов в современной России все еще существует множество нерешенных и спорных вопросов, что и обусловило написание данной работы, определило ее объект, предмет, а также цель и исследовательские задачи.

Объектом исследования является население как этносоциокультурный феномен и социальный институт современной России.

Предмет исследования – факторы, условия, институциональные формы и основные аспекты этносоциокультурного анализа возрастных групп населения, составляющих человеческий капитал современной России, выявление доминирующих характеристик каждой возрастной группы населения, что позволяет прогнозировать тенденции развития человеческого потенциала РФ.

Цель исследования – разработка методологических, теоретических и прикладных аспектов анализа населения как этносоциокультурного феномена и особого социального института современной России, воплощающего человеческий капитал и тенденции развития человеческого потенциала РФ.

В соответствии с поставленной целью на основе интегративного подхода и принципа культуроцентризма, были сформулированы ряд комплексных исследовательских задач, определивших логическую структуру диссертации.

Комплексные исследовательские задачи диссертации:

- выделить теоретико-методологические основания исследования, что предполагает теоретическое осмысление современного философского, культурологического и социологического знания, рассматривающего специфику познания социальной реальности;

- раскрыть особенности современных исследований человека и населения Земли методами социально-философского и этносоциокультурного знания, которые обеспечивают общетеоретические представления о демократической картине мира;

- выявить тенденции развития этносоциокультурных процессов современности и переосмыслить новейшие этнологические концепции средствами философского и культурологического знания;

- проанализировать тенденции, сложившиеся в отечественном обществознании при изучении человека, народа, этноса;

- осуществить социально-философский анализ возрастных групп населения РФ и выявить изменение их роли в процессах модернизации в стране;

- рассмотреть комплекс проблем, связанных с состоянием и перспективами переселения русского населения на историческую родину;

- определить особенности современной этносоциокультурной идентификации в РФ и на постсоветском пространстве;

- выявить тенденции развития человеческого потенциала РФ на базе современных этнодемографических прогнозов России;

- раскрыть значение социально-гносеологического и культуроцентристского единства познания общества и особенности социально-институциального анализа личности.

Каждая из вышеназванных задач позволяет исследовать проблему более разносторонне, объективно и адекватно современным социальным реалиям.

Гипотеза исследования.

Гипотеза, как проблемная ситуация, рассматриваемая в работе, связана с выяснением причин успеха/неуспеха изменений в современных демографических и этносоциокультурных процессах в условиях транзитивного российского общества, в котором происходит интеграция страны в глобальное мировое сообщество на основе перехода экономики страны к цивилизованным рыночным отношениям.

Гипотеза исследования определяется целью диссертационной работы и ее комплексными исследовательскими задачами. Она предполагает:

        • Демографические и этносоциокультурные процессы современности происходят в условиях повышенной нестабильности и при усиливающемся дефиците природных и культурных составляющих, что определяет необходимость практического использования концепции возрастания роли человеческого потенциала, обеспечивающей существенное повышение социокультурного уровня всего населения;

  • Демографические и этносоциокультурные процессы в современной России представляют собой неотъемлемую часть общепланетарных тенденций, связанных с демографическим переходом и существенной политизацией демографических и этно-национальных процессов современности;

  • На основе анализа взаимоотношений различных возрастных групп в современном народонаселении России, каждая из которых обладает определенными природными и культурными ресурсами и внутренними социальными возможностями, может быть обеспечено оптимальное возрастание возможностей человеческого потенциала России – главного богатства современного развитого общества;

  • Тенденции возрастания человеческого потенциала современной России базируются как на материально-технических, финансово-экономических и социально-политических основаниях, так и на традиционных нормах и ценностях культуры общества, в котором формируются социальные ожидания и мотивации подрастающих поколений;

  • Современные процессы индивидуально-личностной этносоциокультурной идентификации напрямую связаны и зависят не только от ментальных и национальных культурных традиций, но также от материально-экономического и социально-политического положения этноса в стране пребывания.

Теоретико-методологической базой исследования являются фундаментальные труды зарубежных и отечественных ученых в области социально-гуманитарного знания, особенно в социальной философии, философской антропологии, культурологии и социологии, создавших общие для всего социально-гуманитарного знания методологические подходы, восходящие к монистическому пониманию истории, концепциям социокультурной динамики, теории множества факторов, к традициям понимающей социологии и гуманистической психологии, концепциям личности как структурного элемента социальной системы и его этосоциокультурной самоидентификации.

Основополагающими методологическими подходами в диссертационной работе являются принципы холизма, толерантности, плюрализма и диалогичности социального знания; реализация герменевтических подходов в анализе биопсихоэтносоциокультурной природы человека, его менталитета, национального и социального характера; преимущественное использование идиографических, а не номотетических методов анализа социальной реальности; рассмотрение современных многочисленных социально-гуманитарных концепций как взаимодополняющих и обогащающих друг друга, в рамках растущей междисциплинарности всего современного социального знания.

Работа базируется на принципах историзма, единства исторического и логического, в ней также используются методы компаративного и темпорального анализа, методы типологизации и систематизации. В качестве конкретных методов эмпирического культурологического исследования были использованы комплексный и междисциплинарные подходы, сравнительный, структурно-функциональный и системный анализ.

Совокупность вышеназванных подходов, по мнению диссертанта, в состоянии обеспечить корректное, нетенденциозное и вполне объективное понимание проблемы, отвечающее как исследовательским стремлениям автора, так и получение знания о современном населении РФ, адекватное существу этого исследуемого этносоциокультурного феномена и социального института.

Эмпирическая база исследования:

  • официальные документы и материалы органов государственной власти Российской Федерации, в том числе Конституция РФ, Концепция национальной безопасности РФ, Федеральная Концепция устойчивого развития России и другие российские и международные нормативно-институциональные источники;

  • официальные статистические материалы Госкомстата РФ, которые содержат данные о состоянии российского общества;

  • нормативно-правовые документы федерального, регионального и муниципального уровней, регламентирующие деятельность властных структур и организаций, работающих с населением;

  • анализ публикаций в научных журналах и на официальных Интернет-сайтах, в которых раскрываются демографическая динамика и этносоциокультурные тенденции развития российского общества;

  • вторичный анализ результатов этносоциокультурных исследований, проведенных в различных регионах страны в течение 1999-2011 гг;

  • данные социологических исследований, проведенных автором в 2006-2011 гг., как по собственным проектам, так и в составе исследовательских групп. Основу эмпирической базы составили данные, полученные в ходе реализации следующих исследовательских проектов:

  • Российская диаспора на пространстве СНГ. Мониторинг положения соотечественников в зарубежных странах включает в себя масштабные социологические и политологические исследования в 6 странах СНГ (Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Украина). В ходе исследования было опрошено 5735 человек. Исследование выполнено Институтом диаспоры и интеграции (Институт стран СНГ).

  • Мониторинг реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, в центральноазиатском регионе (Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан). Работа содержит результаты исследования, проведенного по заказу МИД РФ в рамках мониторинга в целях выявления количества потенциальных переселенцев и эффективности их информирования о ходе реализации Государственной программы. В ходе исследования было опрошено 3700 человек. Исследование выполнено Институтом диаспоры и интеграции (Институт стран СНГ).

  • Молодежь в системе организаций соотечественников в странах СНГ (Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдова, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, Украина). Работа содержит результаты исследования, проведенного в рамках мониторинга на предмет выявления наличия молодежных общественных организаций соотечественников, мотивации молодых соотечественников к объединению, прогнозирования динамики развития молодежных организаций соотечественников. В ходе исследования было опрошено 3000 человек. Исследование выполнено Институтом диаспоры и интеграции (Институт стран СНГ) при содействии представителей общественных организаций соотечественников в странах СНГ.

- Социологическое исследование «Русский язык на просторах СНГ»:

  • «Функциональное пространство русского языка на Украине». Работа содержит результаты исторического исследования и политологического анализа возникновения и развития языковой проблемы на Украине. Исследование выполнено Институтом диаспоры и интеграции (Институт стран СНГ).

  • «Русскоязычные в Центральной Азии. Социальный портрет». Работа содержит результаты исследования, проведенного в 4 постсоветских государствах Центральной Азии: Казахстане, Киргизии, Таджикистане и Узбекистане. В ходе исследования было опрошено 3700 человек. Исследование выполнено Институтом диаспоры и интеграции (Институт стран СНГ).

Цели и задачи исследований определяли методы сбора информации и тип выборки. Использовались как количественные, так и качественные методы исследований.

  • разработка и чтение спецкурсов студентам ИСАА МГУ имени М.В.Ломоносова: «Современная этносоциокультурная структура населения стран Центральной Азии», «Экономическая география Грузии», «Современные этносоциокультурные процессы в новых независимых государствах центральноазиатского региона».

  • публикация учебно-методического и справочного материала: Программа спецкурса (2 п.л.) и учебного пособия, раскрывающего содержание основных понятий и терминов (6,5 п.л.)

Научная новизна диссертационного исследования обеспечена и одновременно определена предметом и методами исследования, она заключаются в следующем:

  • Обоснована значимость системно-синергийной методологии познания общества, которая обеспечивает единство эпистомологического, аксиологического и праксеологического подходов к познанию социальной реальности и ее социальных институтов, как элементов базисной социетальной основы общества.

  • Показано методологическое значение интегративного познания социальной реальности, на базе которой происходит становление человека как биопсихоэтносоциокультурного субъекта и объекта деятельности и главного капитала современного общества.

  • Рассмотрена специфика современного демографического перехода, который базируется как на материально-технических, финансово -экономических и социально-политических основаниях, так и на этно-национальных традициях, нормах и ценностях культуры.

  • В традициях принципа культуроцентризма определены современные этносоциокультурные процессы как базисный элемент традиционных массовых процессов современности, имеющих двойственное – институциональное и предметно-деятельное основание и обладающих специфическим генезисом и конкретными функциями индивидуально-личностной самоидентификации каждого человека.

  • Охарактеризовано современное российское общество как переходное или транзитивное общество высоких социальных рисков, в котором преобладают нелинейные и стохастические тенденции, увеличивающие хаотичность, случайность и конфликтность происходящих этносоциокультурных процессов.

  • Раскрыто теоретическое и утилитарно-праксеологическое значение исследования возрастных групп населения современной России, что позволяет понять демографические и этносоциокультурные тенденции российского общества на краткосрочную и более длительную перспективу.

  • Рассмотрены демографические и этносоциокультурные процессы в новых независимых государствах центральной Азии и выявлены разные группы русского и русскоязычного населения, ориентированные на позитивное/негативное отношение к реализации Государственной Программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом.

  • Охарактеризовано современное состояние человеческого потенциала в России, показано доминирующее значение для подсчета индекса развития человеческого потенциала сущностного или идеального бытия человека по отношению к его экзистенциальному или реальному бытию.

  • Выявлена тенденция отечественного социально-философского знания к практической реализации комплексной модели человеческого капитала, базисным основанием которой являются дальнейшая демократизация всех сфер жизни общества и успешная модернизация социально-ориентированной экономики, реализующей новые социальные и гуманистические цели развития России.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Изучение скифо-сакской эпохи Казахстана в трудах отечественных и российских исследователей (вторая половина ХХ начало ХХI вв.) 07. 00. 09 историография, источниковедение и методы исторического исследования

    Автореферат
    Защита состоится «21» декабря 2010 г. в 10.00 часов на заседании объединенного диссертационного совета ОД 14.50.12 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата исторических наук при Карагандинском государственном университете имени Е.
  2. Библиографический указатель изданий Коми научного центра Уро ран 2001-2005 гг

    Библиографический указатель
    Библиографический указатель изданий Коми научного центра УрО Российской академии наук: 2001-2005 гг. (в 2-х частях) / Научная библиотека Коми научного центра УрО РАН.
  3. Информационный бюллетень отражает новые поступления книг в Научную библиотеку тгпу с 16 декабря 2008 г по 31марта 2009 г

    Информационный бюллетень
    Обращаем Ваше внимание, что издания по методике преподавания предметов можно найти как в разделе «Педагогика», так и в разделе соответствующей дисциплины.
  4. Қ. А. Ясауи атындағы ХҚту (Қазақстан) Встатье рассматривается методика формирования навыков использования специальной английской лексики у будущих юристов

    Документ
    В статье рассматривается методика формирования навыков использования специальной английской лексики у будущих юристов. Автор, ссылаясь на личный педагогический опыт, рекомендует эффективные подходы в обучении студентов терминологической
  5. Парат министрлігі л. Н. Гумилев атындағы еуразия ұлттық университеті

    Документ
    Тіл мен әдебиетті оқытудың теориясы мен әдістемесіндегі инновациялық технологиялар: мәселелер және шешу жолдары. Халықаралық ғылыми-тәжірибелік конференциясының материалдары – Астана: Л.

Другие похожие документы..