Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Методические рекомендации'
1 июня с 10.00 до 18.00 (с 13.00 – 14.00 перерыв) Методический Центр проводит окружное комплектование курсовой системы повышения квалификации и профе...полностью>>
'Документ'
В то время, когда в Голландии придумали пять направлений развития строительства жилых домов и стали их применять для улучшения жизни людей, применять...полностью>>
'Документ'
спільно з асоціацією інфекціоністів України та Тернопільським медичним університетом запрошують вас взяти участь у роботі щорічної науково-практичної...полностью>>
'Урок'
За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, ...полностью>>

«В помощь студенту-заочнику, изучающему «Синтаксис современного русского литературного языка»

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Раздел I

«В помощь студенту-заочнику, изучающему «Синтаксис современного русского литературного языка»

Содержание раздела:

I. Схемы и образцы синтаксического разбора

Схема 1. Анализ сочетаний слов

Схема 1.1. Анализ простого подчинительного словосочетания

Схема 1.2. Анализ простого сочинительного сочетания слов

Образцы анализа сочетаний слов

Анализ простых словосочетаний

Схема 2. Анализ простого предложения

Образец анализа

Схема 3. Анализ предложения по членам

Образцы анализа

Схема 4. Анализ семантической структуры предложения

Схема 5. Анализ коммуникативной структуры предложения

Схема 6. Анализ сложного двучленного предложения

Схема 7. Анализ сложноподчиненного двучленного предложения

Образец разбора сложноподчиненного предложения

Схема 8. Анализ бессоюзного двучленного предложения

Схема 9. Анализ сложного многочленного предложения

Схема 10. Анализ многочленного предложения с различными видами связи

Образец анализа многочленного сложноподчиненного предложения

Примечание: Схемы разбора сложного предложения составлены кандидатом филологических наук доцентом кафедры русского языка БПГУ им. В.М. Шукшина Е.В. Белогородцевой

II. Материалы для самостоятельной работы по темам:

  1. Форма и значение словосочетания. Цельные словосочетания

  2. Двусоставное предложение. Главные члены

  3. Глагольные односоставные предложения

  4. Номинативные предложения. Нечленимые и неполные предложения

  5. Распространенное предложение в традиционном синтаксисе и в современной синтаксической науке

  6. Семантическая структура предложения. Типология событийных пропозиций (таблица)

  7. Функционально-коммуникативная организация предложения

III. Контрольная работа по теме «Словосочетание. Простое предложение».

СХЕМЫ синтаксического разбора

Схема анализа сочетаний слов

Схема 1.1. Анализ простого подчинительного словосочетания

Выделите из текста словосочетания и отдельно сочетания слов, не являющиеся словосочетаниями.

I. Начальная форма словосочетания (по начальной форме стержневого слова).

II. Синтаксические отношения между словами (атрибутивные, объектные, обстоятельственные, восполняющие, комплексные).

III. Структурный тип и структурная схема (способ выражения главного и зависимого слова).

IV. Тип по спаянности компонентов (свободное / несвободное, фразеологически связанное).

V. Вид и разновидность подчинительной связи:

  1. вид связи: согласование, управление, примыкание;

  2. способ выражения зависимого компонента;

  3. способ выражения главного компонента;

  4. степень связи: сильная, слабая;

  5. средства связи: предлоги, союзы, форма зависимого слова, интонация;

  6. порядок компонентов: прямой, обратный.

Схема 1.2. Анализ простого сочинительного сочетания слов

Выделите из текста сочинительное сочетание слов.

I. Начальная форма сочетания слов (Им. п.).

II. Синтаксические отношения (отношения однородности: соединительные, разделительные, противительные, градационные).

III. Характер грамматической связи (грамматическое равноправие компонентов).

IV. Потенциальный количественный состав (открытый / закрытый ряд).

V. Средства связи (сочинительные союзы, перечислительная интонация).

VI. Способ выражения компонентов ряда (однотипный / разнотипный).

Образцы анализа сочетаний слов

Три дня кряду мое внимание привлекала эта коренастая фигура и лицо восточного типа, обрамленное красной бородой (М.Горький).

В группе подлежащего имеются простые: обрамленные бородой, красной бородой и сложные трехкомпонентные словосочетания: эта коренастая фигура, лицо восточного типа. В группе сказуемого простые словосочетания: внимание привлекала, мое внимание. Детерминант три дня кряду – сложное словосочетание, оно относится ко всей оставшейся части предложения и находится по отношению к ней в связи свободного присоединения.

Сочетания слов, не являющиеся словосочетаниями (по В.В.Виноградову): привлекала фигура и лицо – предикативное сочетание, фигура и лицо – сочинительное, лицо обрамленное – полупредикативное.

Анализ простых словосочетаний

красной бородой

I. Начальная форма красная борода. II. Синтаксические отношения атрибутивно-качественные. III. Структурный тип по главному слову субстантивный; с учетом выражения зависимого слова субстантивно-адъективный; структурная схема: прил. + сущ. IV. По спаянности компонентов словосочетание свободное. V. Вид подчинительная связи согласование; зависимое слово уподобляется главному в ж. р., ед. ч., Тв. п. Зависимое слово выражено именем прилагательным, согласуется с главным словом, выраженным существительным в ж. р., ед. ч., Тв. п.; согласование слабое, средства связи – окончание зависимого слова.

Схема 2. Анализ простого предложения

  1. Тип по цели высказывания (функции) (повествовательное, вопросительное, побудительное). Средства выражения.

  2. Тип по эмоциональной окрашенности (восклицательное, невосклицательное). Средства выражения.

  3. Тип по модальности (утвердительное, отрицательное). Средства выражения отрицания.

  4. Тип по структуре (по способности к членимости – членимое, нечленимое).

Членимое предложение

  1. Грамматическое значение предложения.

  2. Строение (формальная характеристика).

  1. Тип по характеру грамматической основы (двусоставное, односоставное).

  2. Тип по наличию или отсутствию второстепенных членов (распространенное, нераспространенное).

  3. Тип по количеству словесно занятых позиций, или по полноте составов (полное, неполное).

  4. Тип по осложненности (неосложненное или осложненное).

  1. Формоизменение (тип парадигмы).

  2. Класс структурной схемы.

Образец анализа

Порывистый ветер нес легкие рваные облака (Паустовский).

  1. По цели высказывания предложение повествовательное, т.к. выражает сообщение. Интонация к концу предложения понижается.

  2. По эмоциональной окрашенности – невосклицательное.

  3. Тип по модальности – утвердительное.

  4. Тип по структуре – членимое.

Членимое предложение

  1. Грамматическое значение предложения: сообщение о субъекте (предмете) и его предикативном признаке (действии), переходящем на объект. Субъект и объект конкретизированы определителями.

  2. Строение:

  1. По характеру грамматической основы предложение двусоставное.

  2. По наличию второстепенных членов – распространенное.

  3. По полноте состава – полное.

  4. Тип по осложненности – неосложненное.

  1. Имеет полную восьмичленную парадигму.

  2. Двухкомпонентная структурная схема (N1 – Vf), с формально уподобленными главными членами (оба главных члена имеют форму единственного числа мужского рода); номинативно-глагольная.

Схема 3. Анализ предложения по членам

Грамматическая основа

Двусоставное предложение.

  1. Подлежащее, способ его выражения.

  2. Сказуемое. Тип по структуре (простое, составное, сложное).

В составном и сложном сказуемом:

а) составные части;

б) их функция, значение;

в) способ выражения.

  1. Связь между главными членами.

Односоставное предложение:

главный член, способ его выражения.

Второстепенные члены

Присловные второстепенные члены (в группе подлежащего, затем в группе сказуемого).

Словосочетание с анализируемым второстепенным членом.

  1. Синтаксическая функция второстепенного члена (определение, дополнение, обстоятельство, синкретичный член).

  2. Выражаемое значение.

  3. Формальная характеристика:

  1. Слово какой части речи поясняет?

  2. Способ выражения: морфологизованный, неморфологизованный член, какой частью речи выражен?

  3. Способ синтаксической связи с поясняемым словом (согласование, управление, примыкание).

  4. Средство связи.

Детерминант

  1. Синтаксическая функция (дополнение, обстоятельство, синкретичный член).

  2. Выражаемое значение.

  3. Формальная характеристика:

  1. Способ выражения: морфологизованный, неморфологизованный член, какой частью речи выражен?

  2. Синтаксическая связь с предложением.

Образцы анализа

Через два часа небо на востоке начало наливаться чистой и слабой синевой (Пауст.).

Второстепенные члены

Небо на востоке
  1. на востоке – несогласованное определение.

  2. Обозначает признак со значением места.

  3. Формальные характеристики:

  1. Поясняет имя существительное.

  2. Является неморфологизованным членом, выражено именем существительным в предложном падеже.

  3. С поясняемым словом находится в связи слабого управления.

  4. Средства связи – предлог и окончание зависимого слова.

Детерминантчерез два часа

  1. Обстоятельство.

  2. Обстоятельство времени.

  3. 1. Выражено количественно-именным сочетанием.

  1. Находится в связи свободного присоединения к предложению в целом.

Схема 4. Анализ семантической структуры предложения

  1. Классификационная характеристика предложения:

  • количество пропозиций и тип предложения: монопропозитивное и полипропозитивное;

  • способ выражения пропозиции;

  • предикативная конструкция;

  • непредикативная конструкция (номинализация, инфинитивизация, деепричастная, причастная, адьективная конструкция).

  1. Анализ пропозиции:

а) предикат:

  • средство выражения;

  • семантический тип: ситуативный, логический;

  • тип по количеству мест: нуль-местный; одноместный, многоместный (сколько мест).

б) распространители предиката:

  • средства выражения;

  • семантическая функция: агенс, конрагент, объект, медиат, инструмент, адресат, результат и др.

Образец анализа

Раненое дерево выделяет живицу (В.Солоухин)

  1. Полипропозитивное (1 – "дерево выделяет живицу"; 2 – "дерево ранено"; 3 – "если дерево ранено, то оно выделяет живицу").

  1. Дерево выделяет живицу

а) предикативная конструкция:

  • статальный;

  • неоднокомпонентный (двухместный).

б) дерево - левый актант со значением субъекта, имя сущ., в И.п.;

  • живицу – правый актант с объектным значением, имя сущ., в В.п.;

  1. Раненое дерево (дерево ранено)

а) прилагательное:

  • статальный;

  • одноместный.

б) дерево – левый актант с субъектным значением, имя сущ., в И.п.

  1. «Если дерево ранено, то оно выделяет живицу» – имплицитная пропозиция.

Схема 5. Анализ коммуникативной структуры предложения

  1. Классификационная характеристика:

  • повествовательно – вопросительное;

  • с линейным или ступенчатым актуальным членением.

  1. Анализ актуального членения (высказывания в целом и по ступеням):

  • коммуникативное задание;

  • тема и рема;

  • средства выражения актуального членения: интонация, порядок слов, лексико-грамматические элементы, конструктивные элементы ("именительный темы, парцелляция, вставность и др.).

  1. Типы высказывания: общеинформативное – частноинформативное, общеверификативное – частноверификативное.

  2. Наличие обращения: способ выражения, функция.

Образец анализа

Впереди всех на нартах сидел человек в шубе с лохматым воротником. Его шапка и плечи были завалены толстым слоем снега (Н.Задорнов).

  1. Повествовательное (интонация), с линейным актуальным членением.

  2. Каков S?

  • повышение тона и пауза на грани темы и ремы;

  • объективные.

  1. Общеинформативное.

Схема 6. Анализ сложного двучленного предложения
  1. Тип предложения по характеру основной синтаксической связи и количеству предикативных частей.

  2. Тип предложения по количеству субъектов: а) моносубъектное; б) полисубъектное.

  3. Тип предложения по структуре: а) однородного состава; б) неоднородного состава.

  4. Основные средства связи предикативных частей: а) сочинительный союз: одноместный / неодноместный; соединительный / противительный / разделительный / пояснительный / присоединительный; дифференцирующего / недифференцирующего типа; б) интонация.

  5. Дополнительные средства связи: а) синтаксически специализированные элементы (конкретизаторы); б) анафорические местоимения и местоименные наречия; в) соотношение видо-временных форм сказуемых и модальных планов предикативных частей; г) лексические показатели связи (синонимы, антонимы, слова одной лексико-семантической группы): д) общий второстепенный член или общая придаточная часть; е) неполнота одной из частей; ж) параллелизм структуры; з) порядок предикативных частей.

  6. Гибкость / негибкость структуры (для предложений неоднородного состава).

  7. Синтаксический тип сложносочиненного предложения (общее синтаксическое значение).

  8. Подтип сложносочиненного предложения (частное синтаксическое значение).

  9. свободная / фразеологизированная (несвободная) модель.

  10. Коммуникативный тип сложносочиненного предложения: а) членимое; б) нечленимое.

  11. Функциональный тип сложносочиненного предложения: а) повествовательное; б) вопросительное; в) побудительное; г) повествовательно-вопросительное; д) повествовательно-побудительное.

  12. Тип предложения по эмоциональной окрашенности: а) восклицательное; б) невосклицательное.

  13. Структурная схема сложносочиненного предложения (линейная).

  14. Пунктуационный анализ сложносочиненного предложения, указать, а) есть ли в предложении трудные случаи расстановки знаков препинания; б) возможен выбор одного из допустимых знаков препинания; в) представлена авторская пунктуация.

Схема 7. Анализ сложноподчиненного двучленного предложения

  1. Тип предложения по характеру основной синтаксической связи предикативных частей и их количеству.

  2. Тип предложения по структуре: а) нерасчлененной структуры (присловное); расчлененной структуры (присоставное, детерминантное); в) контаминированной структуры. Для предложений нерасчлененной структуры указать подгруппу: а) собственно присловные предложения (присубстантивно-атрибутивные, изъяснительно-объектные, прикомпаративно-объектные); б) приместоименные предложения (местоименно-соотносительные).

  3. Основные средства связи главного предложения и придаточной части:

а) подчинительный союз:

  • тип по структуре (простой, сложный); для сложного союза указать, расчлененный он или нерасчлененный;

  • тип по количеству занимаемых им синтаксических позиций (одноместный / двухместный, или двойной);

  • семантический тип (семантический / асемантический); для семантического союза указать, дифференцирующего или недифференцирующего он типа;

  • стилевая характеристика союза (стилистически нейтральный / принадлежащий к определенному стилю: книжный / разговорный);

б) союзное слово:

  • частеречная принадлежность;

  • грамматическая форма; синтаксическая функция;

  • для предложений нерасчлененной структуры показать соотнесенность семантики союзных слов с семантикой распространяемого существительного;

в) опорное слово (для предложений нерасчлененной структуры):

  • частеречная принадлежность;

  • тип валентности, которая реализуется придаточной частью (категориальная, лексическая, лексико-морфологическая);

  • семантика (для изъяснительно-объектных предложений).

  1. Коррелят: а) обязательность / факультативность / невозможность; б) функции коррелята (для предложений нерасчлененной структуры); в) подвижность / неподвижность (для предложений расчлененной структуры).

  2. Дополнительные средства связи:

а) позиция придаточной части:

    • препозиция / постпозиция / интерпозиция;

    • фиксированность / нефиксированность позиции;

    • гибкость / негибкость структуры;

б) парадигма (свободная / несвободная).

  1. Синтаксическое (грамматическое) значение придаточной части.

  2. Структурно-семантический тип и подтип сложноподчиненного предложения.

  3. Фразеологизированная (несвободная) / свободная модель.

  4. Коммуникативная структура предложения: а) членимое / нечленимое; б) актуальное членение предложения.

  5. Функциональный тип предложения: а) повествовательное; б) вопросительное; в) побудительное; г) повествовательно-вопросительное.

  6. Структурная схема предложения (линейная).

  7. Пунктуационный анализ сложносочиненного предложения, указать, а) есть ли в предложении трудные случаи расстановки знаков препинания; б) возможен выбор одного из допустимых знаков препинания; в) представлена авторская пунктуация.

Схема 8. Анализ бессоюзного двучленного предложения

  1. Тип предложения по характеру основной синтаксической связи и количеству предикативных частей.

  2. Тип предложения по количеству субъектов: а) моносубъектное; б) полисубъектное.

  3. Тип предложения по структуре: а) однородного состава; б) неоднородного состава.

  4. Средства связи предикативных частей:

    • интонация;

    • анафорические местоимения и местоименные наречия;

    • катафорические местоимения и местоименные наречия;

    • соотношение видо-временных форм сказуемых и модальных планов предикативных частей;

    • лексические показатели связи (синонимы, антонимы, слова одной лексико-семантической группы);

    • незамещенность синтаксической позиции в первой части;

    • общий второстепенный член или общая придаточная часть;

    • неполнота одной из частей;

    • параллелизм структуры;

    • порядок предикативных частей.

  5. Гибкость / негибкость структуры (для предложений неоднородного состава).

  6. Дифференцированность / недифференцированность семантики (для предложений неоднородного состава): а) предложения с дифференцированными отношениями; б) предложения с недифференцированными отношениями.

  7. Тип бессоюзного сложного предложения (общее семантическое значение).

  8. Соотносительность / несоотносительность анализируемого предложения с другими типами сложных предложений.

  9. Свободная / несвободная (фразеологизированная) модель.

  10. Коммуникативный тип предложения: а) членимое; б) нечленимое; в) актуальное членение предложения.

  11. Функциональный тип предложения: а) повествовательное; б) вопросительное; в) побудительное; г) повествовательно-вопросительное; д) побудительно-повествовательное и повествовательно-побудительное.

  12. Тип предложения по эмоциональной окрашенности: а) восклицательное; б) невосклицательное.

  13. Структурная схема.

  14. Пунктуационный анализ.

Образец разбора сложноподчиненного предложения.

Дорога1, по которой ехали наши герои2, была довольно широкая.1

1. Предложение сложноподчиненное, двучленное.

2. Нерасчлененной структуры, собственно присловное (придаточная часть распространяет опорное слово дорога в главной части).

3. Придаточная часть присоединяется к главному союзным словом которой, выраженным относительным местоимением. Форма ж. р., ед. ч определяется формой распространяемого существительного, форма дат. п. – синтаксической функцией союзного слова в придаточной части; в предложении союзное слово является обстоятельством места. Союзное слово которой отличается наименьшей семантической специализированностью и соотносится с разными группами опорных существительных.

Опорное слово – существительное дорога, придаточная часть реализует его категориальную валентность.

4. Коррелят (та) отсутствует, но факультативен; возможность его употребления обусловлена необходимостью выделения обозначаемого предмета из ряда однородных.

5. а) Придаточная часть находится в фиксированной постпозиции по отношению к определяемому слову; структура негибкая;

б) парадигма свободная (не мотивирует синтаксического значения предложения).

6. Синтаксическое значение – атрибутивное (определительное).

7. Сложноподчиненное предложение с присубстантивно-атрибутивным придаточным, подтип – собственно-выделительный.

8. Модель свободная (нефрагеологизированная).

9. Предложение коммуникативно членимое. Придаточное, распростаняя опорное существительное, входит в состав темы, рема – была довольно широкая.

10. Предложение повествовательное.

11. Невосклицательное.

12. [±к + дорога],(с.с. которой)

Схема 9. Анализ сложного многочленного предложения

I. Сделать анализ многочленного сложноподчиненного предложения по следующей схеме:

  1. Тип предложения по характеру основной синтаксической связи и количеству предикативных частей.

  2. Тип предложения по способу связи придаточных: а) последовательное подчинение (указать степени подчинения); б) соподчинение:

    • однородное соподчинение (одночленное / присоставное; союзное / бессоюзное);

    • неоднородное (параллельное) соподчинение (одночленное / разночленное / концентрическое);

в) комбинация разных типов подчинения.

  1. Тип подчинения по характеру объединения предикативных частей: а) подчинение с включением предикативных частей; б) подчинение с комбинаторикой (линейным распространением) частей.

  2. Средства связи придаточных предложений с главным:

    • присловный / присоставный / контаминированный характер структуры;

    • подчинительные союзы / союзные слова;

    • корреляты;

    • опорные слова;

    • позиция придаточного (фиксированная / нефиксированная);

    • парадигма (свободная / несвободная).

  3. Синтаксическое значение и структурно-семантический тип и подтип придаточного.

  4. Функциональный тип предложения: а) повествовательное; б) вопросительное; в) побудительное; г) повествовательно-вопросительное.

  5. Тип предложения по эмоциональной окрашенности: а) восклицательное; б) невосклицательное.

  6. Схема многочленного предложения.

  7. Пунктуационный анализ сложносочиненного предложения, указать, а) есть ли в предложении трудные случаи расстановки знаков препинания; б) возможен выбор одного из допустимых знаков препинания; в) представлена авторская пунктуация.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебный план 2 иностранный язык 3 отечественная история 17

    Руководство
    4, 13 Проблемы современного естествознания 150 10 9 9 14 Психология 300 0 14 3,5 3,4 3,5 15 Педагогика 300 8 3,5 ,5, 3 1 Основы специальной педагогики и психологии 7 17 Теория и методика обучения биологии 33 18 18/4 8 ,7,7 8 18 Возрастная
  2. Учебно-методический комплекс для студентов отделения заочного обучения специальности

    Учебно-методический комплекс
    5 3,4 3,5 1 Педагогика 370 8 3,5 ,5, 3 17 Основы специальной педагогики и психологии 7 18 Теория и методика обучения БЖД 33 18 18/4 8 ,7,7 8 19 Возрастная анатомия и физиология 7 1 0 Современные средства оценивания результатов обучения
  3. Морфология современного русского языка

    Учебно-методическое пособие
    В учебно-методическом пособии содержатся контрольно-тренировочные упражнения, контрольные вопросы, контрольные работы и тесты по разделу «Морфология (Именные части речи)» курса «Современный русский язык».
  4. Программа аттестационных испытаний Факультет Славянской и западноевропейской филологии Бакалавриат по направлению «Филология», профиль Зарубежная филология (английский язык и литература) 2 курс

    Программа
    Введение. Основные функции языка, связанные с созданием, хранением и переработкой информации. Эпистемическая, когнитивная и коммуникативная функции языка.
  5. В. З. Гарифуллин Печатается по решению (2)

    Документ
    Информационное поле современной России: практики и эффекты: Материалы Шестой Международной научно-практической конференции 22 – 24 октября 2009 года / Под.

Другие похожие документы..