Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Анализ'
Настоящий стандарт устанавливает особые требования по построению и применению инструмента «Анализ Парето» в вопросах управления безопасностью движени...полностью>>
'Сборник статей'
Настоящий сборник предназначен для научных работников, преподавателей юридических вузов, магистрантов, студентов и иных лиц, интересующихся современн...полностью>>
'Документ'
На сегодняшний день нет четкого представления о том, что такое эффективный рекламный текст. Многочисленные статьи, размещенные на сайтах интернета, п...полностью>>
'Статья'
Эта статья вышла в 1989 г. в советском журнале «Природа» в переводе с польского языка исследователя творчества писателя К.В. Душенко и с комментариями...полностью>>

«В помощь студенту-заочнику, изучающему «Синтаксис современного русского литературного языка»

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

1

Смотреть полностью

Раздел I

«В помощь студенту-заочнику, изучающему «Синтаксис современного русского литературного языка»

Содержание раздела:

I. Схемы и образцы синтаксического разбора

Схема 1. Анализ сочетаний слов

Схема 1.1. Анализ простого подчинительного словосочетания

Схема 1.2. Анализ простого сочинительного сочетания слов

Образцы анализа сочетаний слов

Анализ простых словосочетаний

Схема 2. Анализ простого предложения

Образец анализа

Схема 3. Анализ предложения по членам

Образцы анализа

Схема 4. Анализ семантической структуры предложения

Схема 5. Анализ коммуникативной структуры предложения

Схема 6. Анализ сложного двучленного предложения

Схема 7. Анализ сложноподчиненного двучленного предложения

Образец разбора сложноподчиненного предложения

Схема 8. Анализ бессоюзного двучленного предложения

Схема 9. Анализ сложного многочленного предложения

Схема 10. Анализ многочленного предложения с различными видами связи

Образец анализа многочленного сложноподчиненного предложения

Примечание: Схемы разбора сложного предложения составлены кандидатом филологических наук доцентом кафедры русского языка БПГУ им. В.М. Шукшина Е.В. Белогородцевой

II. Материалы для самостоятельной работы по темам:

  1. Форма и значение словосочетания. Цельные словосочетания

  2. Двусоставное предложение. Главные члены

  3. Глагольные односоставные предложения

  4. Номинативные предложения. Нечленимые и неполные предложения

  5. Распространенное предложение в традиционном синтаксисе и в современной синтаксической науке

  6. Семантическая структура предложения. Типология событийных пропозиций (таблица)

  7. Функционально-коммуникативная организация предложения

III. Контрольная работа по теме «Словосочетание. Простое предложение».

СХЕМЫ синтаксического разбора

Схема анализа сочетаний слов

Схема 1.1. Анализ простого подчинительного словосочетания

Выделите из текста словосочетания и отдельно сочетания слов, не являющиеся словосочетаниями.

I. Начальная форма словосочетания (по начальной форме стержневого слова).

II. Синтаксические отношения между словами (атрибутивные, объектные, обстоятельственные, восполняющие, комплексные).

III. Структурный тип и структурная схема (способ выражения главного и зависимого слова).

IV. Тип по спаянности компонентов (свободное / несвободное, фразеологически связанное).

V. Вид и разновидность подчинительной связи:

  1. вид связи: согласование, управление, примыкание;

  2. способ выражения зависимого компонента;

  3. способ выражения главного компонента;

  4. степень связи: сильная, слабая;

  5. средства связи: предлоги, союзы, форма зависимого слова, интонация;

  6. порядок компонентов: прямой, обратный.

Схема 1.2. Анализ простого сочинительного сочетания слов

Выделите из текста сочинительное сочетание слов.

I. Начальная форма сочетания слов (Им. п.).

II. Синтаксические отношения (отношения однородности: соединительные, разделительные, противительные, градационные).

III. Характер грамматической связи (грамматическое равноправие компонентов).

IV. Потенциальный количественный состав (открытый / закрытый ряд).

V. Средства связи (сочинительные союзы, перечислительная интонация).

VI. Способ выражения компонентов ряда (однотипный / разнотипный).

Образцы анализа сочетаний слов

Три дня кряду мое внимание привлекала эта коренастая фигура и лицо восточного типа, обрамленное красной бородой (М.Горький).

В группе подлежащего имеются простые: обрамленные бородой, красной бородой и сложные трехкомпонентные словосочетания: эта коренастая фигура, лицо восточного типа. В группе сказуемого простые словосочетания: внимание привлекала, мое внимание. Детерминант три дня кряду – сложное словосочетание, оно относится ко всей оставшейся части предложения и находится по отношению к ней в связи свободного присоединения.

Сочетания слов, не являющиеся словосочетаниями (по В.В.Виноградову): привлекала фигура и лицо – предикативное сочетание, фигура и лицо – сочинительное, лицо обрамленное – полупредикативное.

Анализ простых словосочетаний

красной бородой

I. Начальная форма красная борода. II. Синтаксические отношения атрибутивно-качественные. III. Структурный тип по главному слову субстантивный; с учетом выражения зависимого слова субстантивно-адъективный; структурная схема: прил. + сущ. IV. По спаянности компонентов словосочетание свободное. V. Вид подчинительная связи согласование; зависимое слово уподобляется главному в ж. р., ед. ч., Тв. п. Зависимое слово выражено именем прилагательным, согласуется с главным словом, выраженным существительным в ж. р., ед. ч., Тв. п.; согласование слабое, средства связи – окончание зависимого слова.

Схема 2. Анализ простого предложения

  1. Тип по цели высказывания (функции) (повествовательное, вопросительное, побудительное). Средства выражения.

  2. Тип по эмоциональной окрашенности (восклицательное, невосклицательное). Средства выражения.

  3. Тип по модальности (утвердительное, отрицательное). Средства выражения отрицания.

  4. Тип по структуре (по способности к членимости – членимое, нечленимое).

Членимое предложение

  1. Грамматическое значение предложения.

  2. Строение (формальная характеристика).

  1. Тип по характеру грамматической основы (двусоставное, односоставное).

  2. Тип по наличию или отсутствию второстепенных членов (распространенное, нераспространенное).

  3. Тип по количеству словесно занятых позиций, или по полноте составов (полное, неполное).

  4. Тип по осложненности (неосложненное или осложненное).

  1. Формоизменение (тип парадигмы).

  2. Класс структурной схемы.

Образец анализа

Порывистый ветер нес легкие рваные облака (Паустовский).

  1. По цели высказывания предложение повествовательное, т.к. выражает сообщение. Интонация к концу предложения понижается.

  2. По эмоциональной окрашенности – невосклицательное.

  3. Тип по модальности – утвердительное.

  4. Тип по структуре – членимое.

Членимое предложение

  1. Грамматическое значение предложения: сообщение о субъекте (предмете) и его предикативном признаке (действии), переходящем на объект. Субъект и объект конкретизированы определителями.

  2. Строение:

  1. По характеру грамматической основы предложение двусоставное.

  2. По наличию второстепенных членов – распространенное.

  3. По полноте состава – полное.

  4. Тип по осложненности – неосложненное.

  1. Имеет полную восьмичленную парадигму.

  2. Двухкомпонентная структурная схема (N1 – Vf), с формально уподобленными главными членами (оба главных члена имеют форму единственного числа мужского рода); номинативно-глагольная.

Схема 3. Анализ предложения по членам

Грамматическая основа

Двусоставное предложение.

  1. Подлежащее, способ его выражения.

  2. Сказуемое. Тип по структуре (простое, составное, сложное).

В составном и сложном сказуемом:

а) составные части;

б) их функция, значение;

в) способ выражения.

  1. Связь между главными членами.

Односоставное предложение:

главный член, способ его выражения.

Второстепенные члены

Присловные второстепенные члены (в группе подлежащего, затем в группе сказуемого).

Словосочетание с анализируемым второстепенным членом.

  1. Синтаксическая функция второстепенного члена (определение, дополнение, обстоятельство, синкретичный член).

  2. Выражаемое значение.

  3. Формальная характеристика:

  1. Слово какой части речи поясняет?

  2. Способ выражения: морфологизованный, неморфологизованный член, какой частью речи выражен?

  3. Способ синтаксической связи с поясняемым словом (согласование, управление, примыкание).

  4. Средство связи.

Детерминант

  1. Синтаксическая функция (дополнение, обстоятельство, синкретичный член).

  2. Выражаемое значение.

  3. Формальная характеристика:

  1. Способ выражения: морфологизованный, неморфологизованный член, какой частью речи выражен?

  2. Синтаксическая связь с предложением.

Образцы анализа

Через два часа небо на востоке начало наливаться чистой и слабой синевой (Пауст.).

Второстепенные члены

Небо на востоке
  1. на востоке – несогласованное определение.

  2. Обозначает признак со значением места.

  3. Формальные характеристики:

  1. Поясняет имя существительное.

  2. Является неморфологизованным членом, выражено именем существительным в предложном падеже.

  3. С поясняемым словом находится в связи слабого управления.

  4. Средства связи – предлог и окончание зависимого слова.

Детерминантчерез два часа

  1. Обстоятельство.

  2. Обстоятельство времени.

  3. 1. Выражено количественно-именным сочетанием.

  1. Находится в связи свободного присоединения к предложению в целом.

Схема 4. Анализ семантической структуры предложения

  1. Классификационная характеристика предложения:

  • количество пропозиций и тип предложения: монопропозитивное и полипропозитивное;

  • способ выражения пропозиции;

  • предикативная конструкция;

  • непредикативная конструкция (номинализация, инфинитивизация, деепричастная, причастная, адьективная конструкция).

  1. Анализ пропозиции:

а) предикат:

  • средство выражения;

  • семантический тип: ситуативный, логический;

  • тип по количеству мест: нуль-местный; одноместный, многоместный (сколько мест).

б) распространители предиката:

  • средства выражения;

  • семантическая функция: агенс, конрагент, объект, медиат, инструмент, адресат, результат и др.

Образец анализа

Раненое дерево выделяет живицу (В.Солоухин)

  1. Полипропозитивное (1 – "дерево выделяет живицу"; 2 – "дерево ранено"; 3 – "если дерево ранено, то оно выделяет живицу").

  1. Дерево выделяет живицу

а) предикативная конструкция:

  • статальный;

  • неоднокомпонентный (двухместный).

б) дерево - левый актант со значением субъекта, имя сущ., в И.п.;

  • живицу – правый актант с объектным значением, имя сущ., в В.п.;

  1. Раненое дерево (дерево ранено)

а) прилагательное:

  • статальный;

  • одноместный.

б) дерево – левый актант с субъектным значением, имя сущ., в И.п.

  1. «Если дерево ранено, то оно выделяет живицу» – имплицитная пропозиция.

Схема 5. Анализ коммуникативной структуры предложения

  1. Классификационная характеристика:

  • повествовательно – вопросительное;

  • с линейным или ступенчатым актуальным членением.

  1. Анализ актуального членения (высказывания в целом и по ступеням):

  • коммуникативное задание;

  • тема и рема;

  • средства выражения актуального членения: интонация, порядок слов, лексико-грамматические элементы, конструктивные элементы ("именительный темы, парцелляция, вставность и др.).

  1. Типы высказывания: общеинформативное – частноинформативное, общеверификативное – частноверификативное.

  2. Наличие обращения: способ выражения, функция.

Образец анализа

Впереди всех на нартах сидел человек в шубе с лохматым воротником. Его шапка и плечи были завалены толстым слоем снега (Н.Задорнов).

  1. Повествовательное (интонация), с линейным актуальным членением.

  2. Каков S?

  • повышение тона и пауза на грани темы и ремы;

  • объективные.

  1. Общеинформативное.

Схема 6. Анализ сложного двучленного предложения
  1. Тип предложения по характеру основной синтаксической связи и количеству предикативных частей.

  2. Тип предложения по количеству субъектов: а) моносубъектное; б) полисубъектное.

  3. Тип предложения по структуре: а) однородного состава; б) неоднородного состава.

  4. Основные средства связи предикативных частей: а) сочинительный союз: одноместный / неодноместный; соединительный / противительный / разделительный / пояснительный / присоединительный; дифференцирующего / недифференцирующего типа; б) интонация.

  5. Дополнительные средства связи: а) синтаксически специализированные элементы (конкретизаторы); б) анафорические местоимения и местоименные наречия; в) соотношение видо-временных форм сказуемых и модальных планов предикативных частей; г) лексические показатели связи (синонимы, антонимы, слова одной лексико-семантической группы): д) общий второстепенный член или общая придаточная часть; е) неполнота одной из частей; ж) параллелизм структуры; з) порядок предикативных частей.

  6. Гибкость / негибкость структуры (для предложений неоднородного состава).

  7. Синтаксический тип сложносочиненного предложения (общее синтаксическое значение).

  8. Подтип сложносочиненного предложения (частное синтаксическое значение).

  9. свободная / фразеологизированная (несвободная) модель.

  10. Коммуникативный тип сложносочиненного предложения: а) членимое; б) нечленимое.

  11. Функциональный тип сложносочиненного предложения: а) повествовательное; б) вопросительное; в) побудительное; г) повествовательно-вопросительное; д) повествовательно-побудительное.

  12. Тип предложения по эмоциональной окрашенности: а) восклицательное; б) невосклицательное.

  13. Структурная схема сложносочиненного предложения (линейная).

  14. Пунктуационный анализ сложносочиненного предложения, указать, а) есть ли в предложении трудные случаи расстановки знаков препинания; б) возможен выбор одного из допустимых знаков препинания; в) представлена авторская пунктуация.

Схема 7. Анализ сложноподчиненного двучленного предложения

  1. Тип предложения по характеру основной синтаксической связи предикативных частей и их количеству.

  2. Тип предложения по структуре: а) нерасчлененной структуры (присловное); расчлененной структуры (присоставное, детерминантное); в) контаминированной структуры. Для предложений нерасчлененной структуры указать подгруппу: а) собственно присловные предложения (присубстантивно-атрибутивные, изъяснительно-объектные, прикомпаративно-объектные); б) приместоименные предложения (местоименно-соотносительные).

  3. Основные средства связи главного предложения и придаточной части:

а) подчинительный союз:

  • тип по структуре (простой, сложный); для сложного союза указать, расчлененный он или нерасчлененный;

  • тип по количеству занимаемых им синтаксических позиций (одноместный / двухместный, или двойной);

  • семантический тип (семантический / асемантический); для семантического союза указать, дифференцирующего или недифференцирующего он типа;

  • стилевая характеристика союза (стилистически нейтральный / принадлежащий к определенному стилю: книжный / разговорный);

б) союзное слово:

  • частеречная принадлежность;

  • грамматическая форма; синтаксическая функция;

  • для предложений нерасчлененной структуры показать соотнесенность семантики союзных слов с семантикой распространяемого существительного;

в) опорное слово (для предложений нерасчлененной структуры):

  • частеречная принадлежность;

  • тип валентности, которая реализуется придаточной частью (категориальная, лексическая, лексико-морфологическая);

  • семантика (для изъяснительно-объектных предложений).

  1. Коррелят: а) обязательность / факультативность / невозможность; б) функции коррелята (для предложений нерасчлененной структуры); в) подвижность / неподвижность (для предложений расчлененной структуры).

  2. Дополнительные средства связи:

а) позиция придаточной части:

    • препозиция / постпозиция / интерпозиция;

    • фиксированность / нефиксированность позиции;

    • гибкость / негибкость структуры;

б) парадигма (свободная / несвободная).

  1. Синтаксическое (грамматическое) значение придаточной части.

  2. Структурно-семантический тип и подтип сложноподчиненного предложения.

  3. Фразеологизированная (несвободная) / свободная модель.

  4. Коммуникативная структура предложения: а) членимое / нечленимое; б) актуальное членение предложения.

  5. Функциональный тип предложения: а) повествовательное; б) вопросительное; в) побудительное; г) повествовательно-вопросительное.

  6. Структурная схема предложения (линейная).

  7. Пунктуационный анализ сложносочиненного предложения, указать, а) есть ли в предложении трудные случаи расстановки знаков препинания; б) возможен выбор одного из допустимых знаков препинания; в) представлена авторская пунктуация.

Схема 8. Анализ бессоюзного двучленного предложения

  1. Тип предложения по характеру основной синтаксической связи и количеству предикативных частей.

  2. Тип предложения по количеству субъектов: а) моносубъектное; б) полисубъектное.

  3. Тип предложения по структуре: а) однородного состава; б) неоднородного состава.

  4. Средства связи предикативных частей:

    • интонация;

    • анафорические местоимения и местоименные наречия;

    • катафорические местоимения и местоименные наречия;

    • соотношение видо-временных форм сказуемых и модальных планов предикативных частей;

    • лексические показатели связи (синонимы, антонимы, слова одной лексико-семантической группы);

    • незамещенность синтаксической позиции в первой части;

    • общий второстепенный член или общая придаточная часть;

    • неполнота одной из частей;

    • параллелизм структуры;

    • порядок предикативных частей.

  5. Гибкость / негибкость структуры (для предложений неоднородного состава).

  6. Дифференцированность / недифференцированность семантики (для предложений неоднородного состава): а) предложения с дифференцированными отношениями; б) предложения с недифференцированными отношениями.

  7. Тип бессоюзного сложного предложения (общее семантическое значение).

  8. Соотносительность / несоотносительность анализируемого предложения с другими типами сложных предложений.

  9. Свободная / несвободная (фразеологизированная) модель.

  10. Коммуникативный тип предложения: а) членимое; б) нечленимое; в) актуальное членение предложения.

  11. Функциональный тип предложения: а) повествовательное; б) вопросительное; в) побудительное; г) повествовательно-вопросительное; д) побудительно-повествовательное и повествовательно-побудительное.

  12. Тип предложения по эмоциональной окрашенности: а) восклицательное; б) невосклицательное.

  13. Структурная схема.

  14. Пунктуационный анализ.

Образец разбора сложноподчиненного предложения.

Дорога1, по которой ехали наши герои2, была довольно широкая.1

1. Предложение сложноподчиненное, двучленное.

2. Нерасчлененной структуры, собственно присловное (придаточная часть распространяет опорное слово дорога в главной части).

3. Придаточная часть присоединяется к главному союзным словом которой, выраженным относительным местоимением. Форма ж. р., ед. ч определяется формой распространяемого существительного, форма дат. п. – синтаксической функцией союзного слова в придаточной части; в предложении союзное слово является обстоятельством места. Союзное слово которой отличается наименьшей семантической специализированностью и соотносится с разными группами опорных существительных.

Опорное слово – существительное дорога, придаточная часть реализует его категориальную валентность.

4. Коррелят (та) отсутствует, но факультативен; возможность его употребления обусловлена необходимостью выделения обозначаемого предмета из ряда однородных.

5. а) Придаточная часть находится в фиксированной постпозиции по отношению к определяемому слову; структура негибкая;

б) парадигма свободная (не мотивирует синтаксического значения предложения).

6. Синтаксическое значение – атрибутивное (определительное).

7. Сложноподчиненное предложение с присубстантивно-атрибутивным придаточным, подтип – собственно-выделительный.

8. Модель свободная (нефрагеологизированная).

9. Предложение коммуникативно членимое. Придаточное, распростаняя опорное существительное, входит в состав темы, рема – была довольно широкая.

10. Предложение повествовательное.

11. Невосклицательное.

12. [±к + дорога],(с.с. которой)

Схема 9. Анализ сложного многочленного предложения

I. Сделать анализ многочленного сложноподчиненного предложения по следующей схеме:

  1. Тип предложения по характеру основной синтаксической связи и количеству предикативных частей.

  2. Тип предложения по способу связи придаточных: а) последовательное подчинение (указать степени подчинения); б) соподчинение:

    • однородное соподчинение (одночленное / присоставное; союзное / бессоюзное);

    • неоднородное (параллельное) соподчинение (одночленное / разночленное / концентрическое);

в) комбинация разных типов подчинения.

  1. Тип подчинения по характеру объединения предикативных частей: а) подчинение с включением предикативных частей; б) подчинение с комбинаторикой (линейным распространением) частей.

  2. Средства связи придаточных предложений с главным:

    • присловный / присоставный / контаминированный характер структуры;

    • подчинительные союзы / союзные слова;

    • корреляты;

    • опорные слова;

    • позиция придаточного (фиксированная / нефиксированная);

    • парадигма (свободная / несвободная).

  3. Синтаксическое значение и структурно-семантический тип и подтип придаточного.

  4. Функциональный тип предложения: а) повествовательное; б) вопросительное; в) побудительное; г) повествовательно-вопросительное.

  5. Тип предложения по эмоциональной окрашенности: а) восклицательное; б) невосклицательное.

  6. Схема многочленного предложения.

  7. Пунктуационный анализ сложносочиненного предложения, указать, а) есть ли в предложении трудные случаи расстановки знаков препинания; б) возможен выбор одного из допустимых знаков препинания; в) представлена авторская пунктуация.

Схема 10. Анализ многочленного предложения с различными видами связи

  1. Тип предложения по структуре.

  2. Тип предложения по количеству предикативных частей.

  3. Подтип многочленного предложения контаминированной структуры: а) многочленное предложение с сочинением и подчинением (многочленное сложносочиненное предложение с подчинением); б) многочленное предложение с сочинением и бессоюзной связью (многочленное сложносочиненное предложение с бессоюзием); в) многочленное предложение с бессоюзной связью и подчинением (многочленное бессоюзное предложение с подчинением); г) многочленное предложение с бессоюзной связью и сочинением (многочленное бессоюзное предложение с сочинением); д) многочленное предложение с комбинацией сочинения, подчинения и бессоюзной связи.

  4. Уровни членения многочленного предложения.

  5. Анализ 1 уровня членения: а) характер структуры; б) средства связи компонентов; в) отношения между компонентами.

  6. Анализ 2 (3, 4 и др.) уровня членения: а) тип структуры 1-го компонента; б) средства связи в нем; в) синтаксическое значение; г) тип структуры 2-го компонента; д) средства связи в нем; е) синтаксическое значение.

  7. Функциональный тип предложения: а) повествовательное; б) вопросительное; в) побудительное; г) повествовательно-вопросительное.

  8. Тип предложения по эмоциональной окрашенности: а) восклицательное; б) невосклицательное.

  9. Схема многочленного предложения.

  10. Пунктуационный анализ сложносочиненного предложения, указать, а) есть ли в предложении трудные случаи расстановки знаков препинания; б) возможен выбор одного из допустимых знаков препинания; в) представлена авторская пунктуация.

Образец анализа многочленного сложноподчиненного предложения.

Инспектор объяснил1, что в конторе висит объявление о том2, положе


на ли нам дотация3 и можем ли мы ее получить.4

  1. Многочленное сложноподчиненное предложение, состоит из четырех предикативных частей.

  2. Предложение с комбинацией последовательного подчинения (двух степеней) и однородного одночленного соподчинения: к опорному слову в главном предложении (объяснил) присоединяется придаточное первой степени (что в конторе точно известно о том…), одно из слов которого (объявление), в свою очередь, распространяется двумя однородными придаточными, связанными сочинительной связью посредством союза и (придаточные распространяют одно слово – объявление в предшествующей части и относятся к одному структурно-семантическому типу).

  3. Предложение с включением предикативных частей.

  4. Придаточное первой степени (2-я предикативная часть) является присловным: оно распространяет опорное слово в главной части (объяснил), реализуя его лексическую валентность, и присоединяется простым синтаксическим союзом что. Коррелят факультативен (объяснил то, что). Придаточная часть находится в постпозиции по отношению к опорному изъясняемому слову, позиция фиксированная. Парадигма свободная (не мотивирует грамматического значения). Синтаксическое значение – объектное. Придаточное – изъяснительно-объектное, союзного подтипа.

Придаточное второй степени подчинения (3-я предикативная часть) распространяет изъясняемое опорное существительное объявление в главной части, реализуя его лексическую валентность, и является присловным. Придаточная часть присоединяется союзом-частицей ли. Коррелят факультативен. Его наличие в предложении способствует более четкому выражению объектных отношений. Придаточная часть находится в постпозиции по отношению к главной части, позиция фиксированная. Синтаксическое значение – объектное (внутреннего объекта). Предложение изъяснительно-объектное, косвенно-вопросительного подтипа.

Аналогично разбирается однородно соподчиненное придаточное (4-я предикативная часть).

  1. Предложение повествовательное.

  2. Невосклицательное.

  1. [пр. объяснил ± к], (с. что …сущ объявление ± к), (с.-ч. ли) и (с.-ч. ли).

Материалы для самостоятельной работы
по темам

Тема Форма и значение словосочетания
Цельные словосочетания

Задание 1. Прочитайте тексты. Охарактеризуйте выделенные словосочетания с точки зрения

1) лексико-грамматических свойств главного и зависимого слова,

2) вида подчинительной связи,

3) смысловых отношений между компонентами.

1. Чего только нет на песке у моря! Вон красные мокрые медузы, оставшиеся после отлива, похожие на окровавленную печенку. Есть медузы другие с четырьмя фиолетовыми колечками посредине. 2. Конь по песку захрупал, по сырым водорослям. На море косится, глаз выворачивает, не любит моря, хочет все левее забрать, подальше от воды. Но Никишка знай себе подергивает за правый повод, знай пятками по бокам коня колотит! Покоряется конь, по самому краю воды бежит, шею согнул, пофыркивает.

Задание 2. Объясните, почему выделенные соединения слов не являются словосочетаниями.

1. Я решил заняться плаваньем и стать чемпионом мира. Уже три месяца хожу в бассейн. Кроль – самый лучший стиль. Это самый стремительный стиль. Он мне очень нравится. А по вечерам я люблю мечтать. 2. Он ловил рыбу и радовался одиночеству, спал в палатке, но и ночью внезапно просыпался, раздувал огонь, кипятил кофе и, посвистывая, ждал рассвета. А днем купался в теплой реке, плавал на ту сторону, лазил в камышах, дышал болотными запахами, потом опять бросался в воду, отмывался и, накупавшись, блаженно лежал на солнце. Так он провел два дня и две ночи, а на третий, к вечеру, загорелый, похудевший, легкий, с двумя щуками в рюкзаке вышел на шоссе, закурил и стал ждать московского автобуса (По Ю.П.Казакову).

Задание 3. Из данных текстов выпишите словосочетания с определительными, объектными, обстоятельственными и комплетивными отношениями. Выделите главное слово. Поставьте вопрос к зависимому слову.

1.Густели хмурые сумерки. Рывками налетал сырой ветер. Небо было закрыто тучей. В конце широкой улицы, за краем тучи, лежала желтая полоска зари. Павел Петрович ходил перед домом, опустив голову, засунув руки в карманы плаща. 2. На заливных лугах косят богатую траву и складывают сено в стога. Пестрые коровы пасутся там и подходят к речке напиться. Золотой пар стоит над левым берегом. На правом, высоком берегу лежит город. С восточной стороны его полукругом обнимает роща.

Задание 4. Запишите предложения. Подчеркните в них цельные словосочетания как члены предложения. Укажите, какими частями речи они выражены.

1. До отправления поезда осталось пять минут. 2. В зрелом возрасте я много раз наблюдал восход солнца. 3. Если один из друзей грустил, смеялся и пел другой. 4. Дома ученики выполнили только часть задания. 5. По дороге нам встретился юноша с загорелым лицом.

Тема Двусоставное предложение
Главные члены

Задание 1: Укажите, какими частями речи выражено в предложении подлежащее. Каково лексическое значение слов и словосочетаний, выступающих в роли подлежащего? Что дает им возможность употребляться в функции подлежащего?

I. 1. Шли два приятеля вечернею порой (Кр.). 2. Я сам кляну свое рожденье (Гр.). 3. Знает ли вас кто-нибудь в доме Троекурова? (П). 4. Как мало нас от битвы уцелело! (П). 5. Написать его биографию было бы делом его друзей (П.). 6. Около тысячи человек спали вместе (Г.). 7. Каждый из нас станет на краю площадки (Л.). 8. Печальное нам смешно, смешное грустно. 9. Громкое "Благодарствуйте, батюшка Алексей Степанович!" огласило поляну (Акс.). 10. Было что-то беспомощное и грустно-покорное в его нагнутой фигуре (Т.). 11. Половина неба было закрыта низкой темной тучей (Л.Т.). 12. Ближние уехали домой, а дальние собрались к ужину. 13. Что нового покажет мне Москва. Вчера был бал, а завтра будет два. Тот сватался – успел, а тот дал промах. Все тот же толк, и те ж стихи в альбомах (Гр.). 14. В фигуре капитана было мало не только воинственного, но и красивого; в ней выражалось так много равнодушия ко всему окружающему (Л.Т.). 15. Ничего не сказать теперь значило оскорбить ее. 16. Мы с вами старые друзья… (Ч.).

II. (контрольное) 1. Со мною происходит нечто странное. 2. Этак всякий может петь. 3. Перед вами стоит желающий попасть в начинающие, несмотря на свои под сорок (Ч.). 4. Встали и Воропаев с Корытовым. 5. Немногие пойдут этой дальней и трудной дорогой. 6. Подойти к брату было страшно. 7. Мы с ним лежим на песке у громадного камня. 8. Наконец толпа людей в серых шинелях вывалилась в сени. 9.Однажды человек десять наших офицеров обедали у Сильвио (П.).

Задание 2: Укажите, чем выражено простое и осложненное глагольное сказуемое в предложениях:

1. В синем небе звезды блещут (П.). 2. Тут он было вышел, но остановился в дверях (П). 3. Пускай они оставят Годунова (П). 4. И новые друзья ну обниматься, ну целоваться (Кр.). 5. Тут Рыцарь прыг в седло и бросил повода (Кр.). 6. Отец-то мой ему и полюбись (Т.). 7. Вот, батенька, адъютант-то наш прорвался так прорвался (Л.Т.). 8. Стрелять не стреляет, а ружье держит (Г.). 9. Дяденька-то Любим Карпыч взял да в отместку и созорничал (Остр.). 10. Он бежит себе в волнах на раздутых парусах (П.). 11. Пойду доложу (Каз.). 12. Сапожник бился, бился … (Кр.).

Задание 3: Выясните, чем выражено составное глагольное сказуемое в предложениях. Укажите, что представляет собой вспомогательная часть этого сказуемого (глагол со значением: 1) начала, продолжения, конца действия или 2) возможность, необходимость, желательность действия либо краткое прилагательное или устойчивое сочетание с указанными значениями).

1. Мартышка вздумала трудиться (К.). 2. В одиночестве способен жить не всякий (Кр.). 3. Он был не в состоянии думать о своих делах. 4. Дубровский с расстроенным состоянием принужден был выйти в отставку и поселиться в остальной своей деревне (П.). 5. Владимир начинал сильно беспокоиться (П.). 6. Лакей Петрушка стал устраиваться в маленькой передней. 7. Путешественники еще сделали усилие пройти несколько вперед (Г.). 8. Со старыми знакомыми он перестал видеться (Гонч.). 9. Я даже вовсе не намерен вас мучить расспросами (Т.).10. Муму, по обыкновению, осталась его дожидаться (Т.).

Задание 4: Укажите, какой глагол выступает в роли связи и какими частями речи выражена именная часть сказуемого.

1. Он был ловок, хищен, силен, жесток (М.Г.). 2. У нас в разговоре с ней и голос мягче, и шутки легче (М.Г.). 3. Я был в восхищении от старого чабана и его морали (М.Г.). 4. Деревья были словно из золота на темно синем небе (А.Н.Т.). 5. Присутствие его казалось очень к месту (Фед.). 6. Бульвар назывался Липками (Фед.). 7. Дверь тамбура стоит настежь (Фед.). 8. В этот приезд мама показалась мне спокойнее, чем раньше (Пауст.). 9. Город был под угрозой (Соб.). 10. Конечно, это большое искусство – дать (Соб.). 11. Нелегкое дело в моем положении оставаться спокойным (Каз.). 12. Командиру все в привычку. 13. Он сидел неподвижен и слегка барабанил пальцами (Г.). 14. Он уже полтора года как сидит воеводой в Дубне (Г.). 15. У него-то вот я кучером и ездил (Т.). 16. Отец и мальчик сидят теперь без нее, голодные.

Задание 5: Укажите, к какому типу относятся следующие сказуемые: бежал, бежал; знай себе читает; надо было сказать; хотел было пойти; так и не дождался; хотел быть летчиком; вернулся усталым.

Задание 6: Укажите, чем выражено сложное сказуемое в предложениях.

1. Вы ни перед кем виноваты быть не можете. 2. Речи должны быть кратки. 3. Арина Петровна видела все это и должна была оставаться безмолвной свидетельницей расхищения. 4. Она начала пробираться пешая. 5. Он старался быть гостеприимным. 6. С этого князь Андрей женихом стал ездить к Ростовым.

Тема Глагольные односоставные предложения

Задание 1: Дополните пару синонимичным предложением:

Я люблю музыку. –

Ко мне кто-то пришел. –

Приятно пахнет черемуха. –

Что-то воет в трубе. –

Задание 2: Определите, за какими разновидностями ОП закрепились следующие формы главного члена.

1-го л. ед. ч. –

2-го л. ед ч. –

3-го л. ед.ч. –

1-го л. мн.ч. –

2-го л. мн.ч. –

3-го л. мн.ч. –

Задание 3: Из следующих предложений выпишите определенно-личные предложения и определенно-личные части сложных предложений.

  1. Запомни мой совет:

Жалеть о том не надо,

Чего уж больше нет.

(С.Я.Маршак)

  1. Тесней садись у огня,

А я начну рассказ,

Пусть вы не знаете меня,

А я не знаю вас.

(Баллада о Робине Гуде,

пер. И.Ивановского)

  1. Молитесь на ночь, чтобы вам

Вдруг не проснуться знаменитым.

(А.А. Ахматова)

  1. Если я заболею,

К врачам обращаться не стану.

Обращаюсь к друзьям

(не сочтите, что это в бреду):

постелите мне степь,

занавесьте мне окна туманом,

в изголовье поставьте

ночную звезду.

(Я.В.Смеляков)

Задание 4: Проанализируйте неопределенно-личные предложения. Укажите, чем создается неопределенность лица в этих синтаксических конструкциях. Обратите внимание на роль второстепенного члена и значение глагола, выступающего в роли сказуемого н-л предложений.

  1. 1. В Москве когда-то говорили, что Шаляпин дружит с писателями в пику Собинову, который соперничал с ним в славе… 2. Возили меня в очень разнообразные дома, но в каждом из них я претерпевал что-нибудь достойное Джерома. Под жениха запрягли пару, по невесту – одиночку (По Бунину).

  2. 1. Вологда, Елец, Киров, Калязин – можно назвать еще немало русских городов, где плетут кружева. Плетут, как десятки, сотни лет назад. 2. Побережье Австралии имеет дурную славу. Говорили, что там живут злые акулы, акулы-людоеды… Чтобы акул стало меньше, их начинали усиленно ловить. Сперва платили премию за каждую пойманную рыбину, потом организовали акулий промысел (Из газет).

  3. 1. В покрытом сверкающим снегом льду пешнями прорубили глубокие, наполнявшиеся водой лунки, выгребали из лунок на снег осколки прозрачного голубоватого льда. 2. Мне рассказали, что видели глухарей в большом лесу, и показали дорогу (По И.Соколову-Микитову).

Задание 5. Запишите номер каждого предложения в соответствующий столбик таблицы.

Двусоставные

Безличные

Обобщенно-личные

1

2

3

  1. Лбом стену не прошибешь. 2. Нет розы без шипов. 3. Аппетит приходит во время еды. 4. Лежачего не бьют. 5. Долг платежом красен. 6. Дыма без огня не бывает. 7. Слезами горю не поможешь. 8. Двум смертям не бывать, а одной не миновать. 9. После драки кулаками не машут. 10. Шила в мешке не утаишь. 11. Под лежачий камень вода не течет. 12. Пролитую воду не соберешь.

Задание 6: Прочитайте тексты и определите, почему в них использованы односоставные предложения. Отметьте степень обобщенности лица и стилистическую роль ОП в данных примерах.

1. Нелишне помнить, что жизнь слишком хороша, чтобы тратить ее на мелочи. Не разряжайте свои эмоции на ближнем – это отразится потом и на вас… Не бойтесь жизни, не убегайте от ее сложностей, будьте оптимистами (Т.Тэсс). 2. Всех городов не объедешь и во все сердца не заглянешь, невозможно вместить все человеческие чувства. Каждый раз когда незнаковый человек открывает тебе свою жизнь, думаешь об этом и волнуешься, потому что представляешь, что чужие радости и горести должны преобразоваться в твое их понимание, воплотиться в тобою сказанные слова (Т.Тэсс). 3. Стоишь, бывало, на вахте на носу парохода, несказанной радостью наполняются сердце (По И.Соколову-Микитову).

Задание 7: Напишите возле каждого сочетания слов, в какое предложение оно может войти, в двусоставное или односоставное безличное.

Пример: водоворотом закружило… - безличное; …зарычало чудовище… - двусоставное:

унесло течением…

показалось сооружение…

дерево закачалось…

ветром подняло в воздух…

дождем залило…

змея не будет…

у щенка не было…

не стало никакого терпения…

нет места…

нельзя трогать…

речка не было…

не было дня без…

малыш не стал бы…

Задание 8: Выпишите безличные части сложных предложений.

Наше священное ремесло

Существует тысячи лет…

С ним и без света миру светло,

Но еще ни один не сказал поэт,

Что мудрости нет, и старости нет,

А может, и смерти нет.

(А.А.Ахматова)

Тема Номинативные предложения
Нечленимые и неполные предложения

Задание 1: Проанализируйте состав и тип сказуемого безличных предложений, укажите способ морфологического выражения главного члена (заполните таблицу).

Безличные предложения

с глагольным сказуемым

Безличные предложения

со сказуемым, выраженным

словом категории состояния

Выраженным:

  1. безличным глаголом

  2. личным глаголом в безличном употреблении

  3. возвратной формой личного глагола

  4. глаголом бытия, существования с отрицанием в сочетании с существительным с родительным падежом имени

  5. отрицательным словом

  6. инфинитивом в сочетании с вспомогательным глаголом, местоимением или местоименным наречием

  7. краткой формой страдательного причастия

  1. словами категории состояния

на – о

  1. словами категории состояния

с примыкающим инфинитивом

  1. словами категории состояния

в форме существительного

  1. словами категории состояния

в форме существительного

в сочетании с инфинитивом

1

2

1. Давно уж не было вестей, но город приносил мне звуки, и каждый день я ждал гостей и слушал шорохи и звуки (Блок). 2.Но вот зашебуршало в одном из шалашей, рука прокопала сенную затычку в лазе (Носов). 3. А вблизи, стоило подойти к пруду, они были обычными ветлами (Баруздин). 4.Чем выше – тем сложнее и трудней (Дудин). 5. Ведь она хорошая у нас, Елочка. Не грех с ней дружить (Баруздин). 6.Мне было запрещено работать, я повиновался и ничего не писал (Чехов). 7. В последние дни Копешкину стало худо (Носов). 8. Людей надо знать, чтобы о них писать. 9. В 1853 году 65-летнему Фонвизину, жестоко страдавшему в крепости и ссылке от старых ран, было разрешено вернуться в Марьино под надзор полиции (Осокин). 10. Писем нет. Нет хозяина в доме (Ваншенкин).

Определите семантику безличных предложений, используя справочные материалы:

  1. явление и состояние природы и окружающей среды;

  2. физическое или психическое состояние человека или живого существа;

  3. активное действие, совершаемое стихийно;

  4. долженствование, необходимость, возможность, невозможность действия и другие модальные оттенки;

  5. состояние, обусловленное наличием или отсутствием чего-либо или кого-либо;

  6. чувственное восприятие или ощущение;

  7. действие неизвестной силы;

  8. оценка действия с морально-этической стороны;

  9. эмоциональное состояние человека.

Задание 2: Из приведенных предложений выпишите сначала безличные, затем инфинитивные предложения. Подчеркните главный член и укажите способ его морфологического выражения.

Отметьте, в каких конструкциях инфинитив, входящий в состав главного члена, является зависимым, в каких независимым. Определите значения безличных (смотри выше) и инфинитивных предложений (долженствование, необходимость, возможность и невозможность, неизбежность действия, побуждение к действию, повеление, приказание, нерешительное предположение, сомнение, желательность действия, опасение по поводу его совершения или предостережение, неосуществленное действие, инфинитив представления).

1. Когда ему трудно было справляться одному с этой работой, над пластинами линолеума склонялись головы Бориса Уткина и Бориса Волкова (Дудин). 2. Хоть и будет дождь, но уж не зеленеть траве (Чехов). 3. Хорошо в лугу широким кругом в хороводе пламенном пройти (Блок). 4. Если бы не вы, не видать бы мне больше ни солнышка, ни подснежников весенних (Маршак). 5. Штурмуя небо – не пищать (Из газет). 6. Углем играть, только руки марать (Посл.). 7. Труднее было подснежники в лесу отыскать (Маршак). 8. Живым жить, живое загадывать (Носов). 9. Да и вам пора в путь дорогу собираться – вон уж месяц высоко поднялся! (Маршак). 10. Казнить так казнить, миловать так миловать (Пушкин). 11. Ну как не порадеть родному человечку (Грибоедов).

Задание 3: Определите, с каким главным членом двусоставного предложения соотносится главный член номинативного предложения:

1. Кофейная деревня, бананы, ананасы, множество цветов (Гончаров). 2. Хохот, Всплески. Брызги. Фабричная грязь (Блок). 3. Грубиян, право грубиян. Пугалище. (Панова). 4. Полковник Скалозуб (Грибоедов) (при докладе о приходе, при знакомстве); 5. Под глазами отеки, задыхаюсь в ходьбе, неровно бьется сердце, - старость.

Задание 4. Определите разряд номинативного предложения: 1) бытийное (экзистенциальное), утверждающее наличие называемого предмета; 2) указательное, содержащее указание на имеющийся предмет; 3) побудительные (побудительно-пожелательные и побудительно-повелительные); 4) оценочно-бытийные, констатирующие бытие предмета речи и содержащие его эмоциональную качественную или количественную характеристику; 5) назывное, содержащее название учреждений на вывесках, название улиц, подпись под картиной; 6) именительный представления, называющий предмет или лицо с целью вызвать представление о нем; 7) именительный падеж при представлении одного лица другим лицом; 8) именительный падеж, указывающий на причину, основание вывод, связанные с предшествующим контекстом.

Задание 5: Определите разряд нечленимых предложений, используя справочные материалы:

1) утвердительные слова-предложения (Да; Конечно; Разумеется; Точно и др.); 2) отрицательные слова-предложения (Нет; Ни-ни-ни; Вовсе нет; Никак нет; Ничего и др.); 3) вопросительные слова-предложения (Нет? Неужели? Как так? и т.п.); 4) побудительные слова-предложения (Ну, баста! Айда! Шабаш! Да ну же, ну! и др.); 5) эмоционально-оценочные слова-предложения (Ай-ай-ай! Батюшки! Эхма! и др.).

Последние две группы объединяются в разряд междометных предложений (побудительных и эмоциональных).

1. – Ну? – отрывисто, грудью спросила она (Гонч.). 2. – Ты, Микита смотри, овец-то перегони да солому подбери. – Ладно (Л.Т.). 3. – Завтра приедете? – Едва ли, - сказал Нехлюдов (Л.Т.). 4. – Ну, иди, старик. Марш! – сердито сказал офицер (М.Г.). 5. – Это кузня? – Да (М.Г.). 6. Предприимчивый Павлик толкнул Витю в бок и сказал: Чего еще! Айда! (Фед). 7. – Тебе не стыдно? – Почти нет (Сим.). 8. – Ну вот и проехали гости. Сердце-то колотилось, небось? – Ага (Сим.).

Задание 6: Укажите разновидность неполных предложений, используя справочные материалы:

Различаются следующие разновидности неполных предложений:

1. Контекстуально-неполные предложения, в котором отсутствует член, названный в предшествующем тексте. Например, На балконе лежали пациенты, кое-кто уже не в мешках, а под одеялом – отсутствует сказуемое во второй части бессоюзного сложного предложения.

2. Ситуативно-неполные предложения, в которых не назван член, ясный из ситуации: Я надену это синее (обстановка показывает, что речь идет о платье); Вот идет (слова кого-либо из ожидающих на станции при виде приближающегося поезда);

3. Диалогические неполные предложения-реплики диалога (предложения-вопросы, предложения-ответы), тесно связанные между собой контекстуально и ситуативно, служащие по своей структуре продолжением одна других. Нормой вопросительно-ответных предложений диалогической речи является неполнота их состава:

  • Куда и откуда?

  • Из Вологды в Керчь-с… А вы-с?

  • Из Керчи в Вологду (Островский).

4. Эллиптическое предложение – полное по составу предложение, в котором отсутствие глагола является нормой. Для понимания такого предложения нет необходимости ни к контексте, ни в ситуации, так как полнота содержания достаточно выражена собственными лексико-грамматическими средствами данного предложения: В углу старый кожаный диван; Теркин – дальше, автор – вслед (Твардовский).

Эллиптические неполные предложения могут иметь значение: 1) движения, перемещения; 2) речи; 3) интенсивного физического действия; 4) расположения в пространстве; 5) состояния.

1) Нет ни одной души в прихожей. Он в залу; дальше: никого (П). 2)

- Эй, баба! Баба! Куда ходила? – В погреб, батюшка… (Гонч.). 3 Ермолай стрелял, как всегда, победоносно; я – довольно плохо, по обыкновению (Т.). 4. Он прочел письма. Одно было очень неприятное, - от купца, покупавшего лес в имении жены (Л.Т.). 5. –Сильно я изменился с тех пор? – Сильно (Ч.). 6. - К барьеру! (Ч). 7. Он был взрослым, она – девочкой (Фед.). 8. Несчастье? Какое? Быть не может! А если с ним? Нет! Неужели? (М.). 9. - За мной! – крикнул Сабуров (Сим.).

Тема Распространенное предложение в традиционном синтаксисе и в современной синтаксической науке

Дополнение: 1)Какими признаками характеризуется дополнение? 2)Прямое и косвенное дополнение: при каких членах предложения различаются прямые и косвенные дополнения? (При членах предложения, выраженных глаголами и словами категории состояния). Какое дополнение называется прямым? Косвенным?

Задание1: Какие оттенки значения могут быть выражены прямым дополнением? Чем определяются различные оттенки у прямого дополнения? В каких случаях прямое дополнение выражается формой косвенного падежа?

1) построю дворцы (объект, являющийся результатом действия);

2) убил щуку (объект, подвергающийся действию);

3) люблю увяданье (объект чувства, восприятия);

4) вспомнил вас (содержание мысли)

5) жалко времени;

6) Не догнать тебе бешенной тройки.

7) Набрать грибов

Задание 2: Какие оттенки значения выражаются формами косвенных падежей?

1) выстроить из камня (материал, из которого что-то изготовлено);

2) плещут в гранит (объект, по отношению к которому направляется, распространяется действие);

3) беспокоиться о нем (объект по направлению к которому проявляется состояние);

4) рассказал о строительстве (объект мысли, высказывания;

5) разговаривать с ним (лицо, совместно с которым совершается действие).

Задание 3: Определите, каким членом предложения является инфинитив:

1) Делать это она умела и любила. 2) Он умер от заражения, а до последнего момента все мечтал бежать из плена. Вот раз уговаривал меня Печорин ехать с ним на Кавказ. 3) Печорин уговаривал, чтобы я поехал.

Дополнение в действительных и страдательных оборотах: В действительном обороте подлежащее обозначает действующее лицо или предмет (субъект), а дополнение – лицо или предмет на который направлено действие (объект). В страдательной конструкции – подлежащее обозначает лицо или предмет, который подвергается действию, а дополнение – действующее лицо или предмет.

Задание 4: Определите состав членов предложениях: 1) Туман окутал город. 2) Город окутан туманом.

Определение: Его значение и морфологическое выражение?

Задание 5: В данных текстах найдите согласованные определения и скажите, какой частью речи они выражены. Укажите, в чем согласуются определения и определяемые слова.

1. Мы отправились к нему. Посреди леса, на расчищенной и разработанной поляне, возвышалась одинокая усадьба Хоря. 2. Молодой парень скоро появился с большой белой кружкой, наполненной хорошим квасом, с огромным ломтем пшеничного хлеба и с дюжиной соленых огурцов в деревянной миске. 3. Кирилловна велела подать самовар. Авдотья долго отказывалась пить чай, но уступила, наконец, просьбам и убеждениям всех девушек и за первой чашкой выпила еще четыре. 5. А Наумово хозяйство шло, между тем, как нельзя лучше. 6. Какой-то зверек слабо и жалобно пискнул между камней.

Задание 6: Прочитайте тексты. Выделите несогласованные определения и скажите, чем они выражены. Укажите, почему эти определения являются несогласованными.

1. На другой день я рано поутру велел заложить свою коляску, но он не хотел меня отпустить без завтрака на английский манер и повел к себе в кабинет. Вместе с чаем подали нам котлеты, яйца всмятку, масло, мед, сыр и пр. 2. Вообразите себе человека лет сорока пяти, высокого, худого, с длинным, тонким носом, узким лбом, серыми глазами, взъерошенными волосами и широкими насмешливыми губами. Этот человек ходил и зиму и лето в желтоватом нанковом кафтане немецкого покроя, но подпоясывался кушаком; носил синие шаровары и шапку со смушками, подаренную ему разорившимся помещиком. 3. Быстро взбираясь по тропинке виноградника, я увидел свет в комнате Аси.

Задание 7: Определите значение несогласованных определений, выраженных существительными в косвенном падеже.

пение соловья,

площади города;

дом родителей,

прилежание ученика,

заключение эксперта,

население страны,

член профкома,

шкаф красного дерева,

тетрадь в клеточку,

лошадь серой масти,

девушка лет семнадцати,

памятник Пушкину,

журнал с иллюстрациями,

девушка с характером,

лицо в морщинках,

волосы с проседью.

Задание 8: Выпишите сначала согласованные, затем несогласованные определения (вместе с определяемым словом). Укажите их значение и способ морфологического выражения, тип синтаксической связи определяемого слова с определением. Отметьте случаи синкретизма значения.

1. День и ночь ему слышались голоса детей, их жалобный зов вернуться назад, в чум. 2. Идущий впереди Улукиткан подал знак остановиться. 3. В его воображении мгновенно возникал образ горного духа со страшной пастью и когтистыми лапами. 4. Выстрел слева его насторожил. 5. В этот короткий час между светом и тьмою смолкает робкий щебет синиц. 6. Мысль о поезде; сообщение о переговорах; письмо с рекомендацией; случай с охотником; авария с самолетом.

Приложение

Задание 9: В данных текстах выделите приложения и определите их значения. Укажите, чем выражены приложения и определяемые слова и в чем они согласуются.

1. У моей киевской тетушки Веры Григорьевны была на реке Припяти маленькая лесная усадьба по названию Копань. 2. Мы, гимназисты, когда вышли из гимназии, тотчас растеряли друг друга, хотя и поклялись никогда не делать этого. Накатилась война, потом пришла революция, и с тех пор я больше не встречал никого из своих однокашников. Где-то пропали весельчак Станишевский, доморощенный философ Фицовский, сдержанный Шмуклер, медлительный Матусевич и быстрый, как птица, Булгаков. Я жил в Киеве один. Мам с сестрой Галей и братом Димой, студентом Технологического института, по-прежнему были в Москве.

1. Леонтьев увлекся этой мыслью, но, как человек осторожный, пока что о ней никому не рассказывал. 2. Прежде всего Коля занялся изучением лесов как заграждений против пыли. Ленинград окружен сосновыми лесами.

Тема Семантическая структура предложения

Задание 1: Выберите предложение с монопропозитивным диктумом:

  1. Брат спит на диване.

  2. Долгий сон брата меня тревожит.

  3. Ночью я не вижу снов.

  4. Спи, моя радость, усни

Задание 2: Выберите предложение с полипропозитивным диктумом:

  1. Он выехал со станции.

  2. Петь в Большом – его заветная места.

  3. Приехали гости.

  4. Зимы стали холоднее.

Задание 3: Заполните таблицу:

Виды событийных

пропозиций

Примеры

Количество актантов

Существования

Местоположения

Обладания

Состояния

Движения

Восприятия

Действия

  1. Мы достигли берега.

  2. Наконец-то вставили стекло.

  3. Мать одела сына.

  4. Он подметил в ней новые черты.

  5. Вникайте в написанное.

  6. Мать в тревоге. Она задумчива.

  7. Они имеют машину.

  8. Дом находится в пяти метрах от дороги.

  9. Лед тронулся.

  10. Он увидел берег через бинокль.

  11. В жизни всегда есть место подвигу.

Задание 4: Определите тип логической пропозиции:

  1. Моя сестра – вот эта.

  2. Его дом – новый.

  3. Он был капелланом моего полка.

  4. Виновник – он.

  5. Мыши принялись грызть продукты.

  6. Клевер принадлежит кормовым травам.

  7. Тигр – хищник.

  8. Вы противоречите своему учителю.

  9. Ученик стал умнее учителя.

  10. Или пан, или пропал.

  11. По лицу словно прошла тень.

Задание 5: Найдите предложение с актантом агенса:

  1. Он испытывает грусть.

  2. Раздался пистолетный выстрел.

  3. Бревном завалили ручей.

  4. В доме шум.

с актантом объекта:

  1. Оратор обратился к слушателям.

  2. Он выстрелил из пистолета.

  3. Гости часто рассуждали о болезнях.

  4. Она приготовила пиццу.

с актантом результатива:

  1. Оратора лишили слова.

  2. Он забил гвоздь.

  3. Князь выстроил новый дом.

  4. Ярославцеву удалось угнать самолет.

Задание 6: Сколько пропозиций выражено в диктуме словосочетаний и предложений. Определите способ репрезентации пропозиции.

  1. Опоздал из-за дождя.

  2. Повсюду были расставлены искусно сделанные берестяные коробы, ломившиеся ото всякого добра.

  3. Митрофан Егорович тихо дышал и прерывисто постанывал. Возле него, закусив нижнюю губу и изредка смахивая слезу, суетилась его жена, Варвара Прохоровна.

Справочные материалы:

Таблица

Типология событийных пропозиций

Сфера

Виды

физическая

психическая

интеллектуальная

социальная

Существование

Здесь есть грибы

Там стоит автобус

Там живут греки

У всех бывает плохое настроение

У него вдохновение

Есть такой обычай

Состояние

Гриб червивый

Мотор заглох

Он голоден

Он в тоске

У них веселье

Он в задумчивости

Он холост

Она в передовиках

В Италии правительственный кризис

Движение

Камень упал

Автобус несется

Человек вышел из дома

Восприятие

Он проглотил таблетку

Я вижу море

Он слышит звуки музыки

Его доклад приняли с энтузиазмом

Проект был воспринят одобрительно

Действие

Он сделал табуретку

Завод выпустил станки

Он сочинил стихотворение

Они решили задачу

Он организовал институт

Тема Функционально-коммуникативная
организация предложения

Задание1: Проанализируйте предложения с точки зрения актуального членения. Назовите тему и рему, укажите лексико-грамматические средства их выражения. При этом используйте следующие рекомендации: определить тему и рему помогает вопрос, поставленный к данному высказыванию. Та часть информации высказывания, которая содержится в вопросе, относится к теме, а часть информации, которая отвечает на вопрос, относится к реме.

  1. Донесение о результатах ночной разведки капитан Рюмин отправил в штаб полка в пять часов. В нем запрашивались ближайшая задача роты, связь и подкрепление соседями (Воробьев).

  2. А в листве, в осеннем ворохе, под переплетом теней было так мягко, так безопасно, так скрытно. Встать Шурка никак не решался. За каждым деревом мерещился зоркий и внимательный стрелок (Смирнов).

  3. Через час над деревней к востоку прошла новая группа самолетов. Потом еще и еще. Капитан распорядился не дразнить их ружейным огнем (Воробьев).

  4. И через час взвод рыл окоп . Полуподковой. В полный профиль. С ходами сообщения в церковь (Воробьев.).

Всегда ли компоненты актуального членения по своему лексико-грамматическому выражению совпадают с компонентами синтаксического членения? Отметьте случаи, когда второстепенные члены предложения являются темой и ремой.

Задание 2: В приведенных предложениях выделите тему и рему. Укажите смысловую функцию прямого и обратного порядка слов; отметьте предложения с порядком слов, который обычно наблюдается в экспрессивно и стилистически окрашенной речи.

  1. Яркий пламень / вырывает из тьмы бархатистые ветви елей.

  2. В скромности / - моральная сила и чистота народа, а в бахвальстве / - его ничтожность и недостаток ума (Паустовский).

  3. Командир здесь / я.

  4. Блестит синеватая эмаль наста в полях. Редеет снег на взгорьях. Сверкают лужицы в низинах.

  5. Великое дело / - терпение и выдержка.

  6. Чума настоящая / эта Варька.

  7. Чуден / Днепр при ясной погоде.

  8. Я / первый, я / открыл.

  9. Не вы / должны это делать.

  10. Я и сам / когда-то в праздник спозаранку Выходил к любимой, развернув тальянку.

  11. Очень / мне показался этот человек / низеньким.

  12. Частицу мудрости / каждый шаг в науке прибавляет.

Какие типы высказываний – нейтральные, экспрессивные, расчлененные, нерасчлененные, синтагматически независимые, синтагматически зависимые – образуются при прямом и при обратном порядке слов при актуальном членении?

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Контрольная работа (№ 3) выполняется в 8 семестре и требует знания разделов "Синтаксические связи", "Словосочетание", "Простое предложение".

Цель работы – организовать студентов на систематическое изучение синтаксиса в межсессионный период. Контрольные работы по синтаксису требуют от студента-заочника умения научно объяснить и подтвердить примерами то или иное синтаксическое явление. Для выполнения контрольной работы студент может использовать текст любого художественного произведения с обязательным указанием источника и страниц.

Без указания на информацию такого рода работа не принимается на проверку.

К выполнению контрольной работы следует приступать только после изучения необходимой литературы (см. данное пособие).

Задание I.

  1. Дать определение синтаксической связи.

Выписать несколько простых предложений, из которых извлечь материл для иллюстрации основных типов синтаксической связи I уровня – уровня словосочетания и простого предложения:

  1. Проанализировать примеры конструкций с открытой и закрытой сочинительной связью:

а) выявить смысловые отношения, выражаемые в каждом из конкретных случаев;

б) указать средства оформления открытой и закрытой сочинительной связи.

Полученные результаты оформляются в виде таблицы:

Таблица 1

Материал

для анализа

Смысловые

отношения

Средства

связи

Конструкции

с открытой связью

1.

2.

3.

Конструкции

с закрытой связью

1.

2.

3.

  1. Выписать по 2 примера на каждый из способов подчинительной связи и охарактеризовать их:

а) обоснованно определить способ связи; согласование (указав, полное или неполное), управление (сильное или слабое), примыкание (особо выделить управляемые конструкции, называемые в научной грамматике именным примыканием);

б) каждый из примеров охарактеризовать с точки зрения предсказуемости / непредсказуемости, обязательности / необязательности;

в) установить характер синтаксических отношений: собственно синтаксические или семантико-синтаксические.

  1. Отметить отличие подчинительной связи от сочинительной.

  2. На материале 2-х предложений показать, в чем семантическое и грамматическое своеобразие синтаксической связи между компонентами предикативного центра в двусоставном предложении. Как она именуется? Сопоставить ее со связью согласования.

Задание II.

Выписать из текста простое предложение из 10-15 слов, выделить из него все словосочетания, пять из них охарактеризовать по схеме № 1 (см. Приложение I в данном пособии).

Какие сочетания слов данного предложения не образуют словосочетания и почему?

Задание III.

Выписать предложения, построенные по следующим минимальным структурным схемам: N1 – Vf ; Inf – N1 ; Vf3s ; N1 – N1 ; InfVf ; N1

В чем своеобразие каждой из пар структурных схем? Охарактеризуйте структурные схемы по следующим признакам: 1) двухкомпонентные / однокомпонентные; 2) среди двухкомпонентных: с формально уподобленными главными членами / с формально не уподобленными главными членами; 3) по морфологической выраженности компонентов.

Например: Ветер зашумел в верхушках деревьев.

  1. двухкомпонентная структурная схема, так как в нее входят два компонента (N1 – Vf);

  2. с формально уподобленными главными членами: сказуемое и подлежащее имеют форму единственного числа, мужского рода.

  3. номинативно-глагольная (номинативное подлежащее; глагольное сказуемое).

В нашем районе строят спортивный комплекс.

  1. однокомпонентная, так как в структурную схему входит один компонент (Vf3pl);

  2. спрягаемо-глагольная (главный член выражен спрягаемой формой глагола).

Задание IV.

Выписать 8 односоставных предложений (с однокомпонентной структурной схемой) и охарактеризовать их . Данные внести в таблицу 2.

Таблица 2

Типы

односоставных предложения

Примеры

Морфологическое

выражение главных членов

Структурная схема

Класс

структурных схем

(см.:

задание III)

Школьная классификация

Определенно-личные

Неопределенно-личные

Обобщенно-личные

Безличные

а) глагольное

б) именное

Номинативные

Генитивные

Задание V.

Осуществить грамматическое членение одного из предложений в соответствии с традиционным подходом (выделить главные и второстепенные члены) и в соответствии с трактовкой грамматической структуры простого предложения в современном синтаксисе (выделить компоненты структурной схемы – подлежащее и сказуемое, присловные распространители компонентов структурной схемы или их распространителей и детерминанты).

Анализ по членам в соответствии с традиционным подходом производится по схеме 3 (см. Приложение I данного пособия).

Образец анализа в соответствии с трактовкой грамматической структуры предложения в современном синтаксисе:

Над седой равниной моря {ветер (тучи собирает)}.

Над седой равниной – обстоятельственный детерминант с локативным значением, находится в связи свободного присоединения со всем предложением в целом;

ветер собирает – грамматическая основа;

тучи – присловный распространитель с объектным значением, находится в связи сильного управления определяемым словом собирает.

Задание VI.

Выписать 5 предложений с различными типами сказуемых. Подчеркнуть предикативный центр. Определить и обосновать тип сказуемого, выявить компонентный состав и морфологическое выражение компонентов. Сопоставить со школьной классификацией.

Задание VII.

Привести примеры осложнения формальной и семантической структуры предложения:

  1. записать предложения с обособленными конструкциями: 2 – с полупредикативными конструкциями, 2 – с уточняющими; выявить условия обособления. Чем полупредикативные обособленные конструкции отличаются от уточняющих обособленных конструкций?

  2. Выписать 4 предложения, осложненные субъективно-модальными значениями, выраженными вводными конструкциями. Определить семантику вводных конструкций и их морфологическое выражение. Чем вводные конструкции отличаются от вставных?

Задание VIII.

На материале одного из предложений показать возможность парадигматических отношений. Исходите из понимания парадигмы предложения как комплекса системных отношений внутри форм одной структурной схемы (внутрисхемная парадигма). Отметьте, полную или неполную парадигму имеет анализируемое Вами предложение.

Задание IX.

На небольшом связанном отрывке текста (2-3 предложения) покажите особенности актуального членения предложения. Учитывая содержание высказывания, порядок слов, конситуацию, интонацию, выделите тему – часть, содержащую исходные сведения, и рему – часть, которая содержит новое, неизвестное, является целью высказывания. Назовите основные средства выражения актуального членения в каждом из случаев (словопорядок, место фразового ударения, служебные слова). Анализ может быть упорядочен в соответствии со схемой 5 (см. Приложение I в данном пособии).

Задание X.

Приведите примеры предложений или их фрагментов, иллюстрирующих следующие явления информативно-семантического синтаксиса:

  1. Семантическая типология событийных предикатов.

  2. Семантическая типология логических предикатов.

  3. Простое (неосложненное) предложение с полипропозитивным диктумом.

  4. Простое осложненное предложение с полипропозитивным диктумом.

  5. Типология субъектных актантов.

  6. Типология объектных актантов.

  7. Типология обстоятельственных актантов.

1

Смотреть полностью


Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебный план 2 иностранный язык 3 отечественная история 17

    Руководство
    4, 13 Проблемы современного естествознания 150 10 9 9 14 Психология 300 0 14 3,5 3,4 3,5 15 Педагогика 300 8 3,5 ,5, 3 1 Основы специальной педагогики и психологии 7 17 Теория и методика обучения биологии 33 18 18/4 8 ,7,7 8 18 Возрастная
  2. Учебно-методический комплекс для студентов отделения заочного обучения специальности

    Учебно-методический комплекс
    5 3,4 3,5 1 Педагогика 370 8 3,5 ,5, 3 17 Основы специальной педагогики и психологии 7 18 Теория и методика обучения БЖД 33 18 18/4 8 ,7,7 8 19 Возрастная анатомия и физиология 7 1 0 Современные средства оценивания результатов обучения
  3. Морфология современного русского языка

    Учебно-методическое пособие
    В учебно-методическом пособии содержатся контрольно-тренировочные упражнения, контрольные вопросы, контрольные работы и тесты по разделу «Морфология (Именные части речи)» курса «Современный русский язык».
  4. Программа аттестационных испытаний Факультет Славянской и западноевропейской филологии Бакалавриат по направлению «Филология», профиль Зарубежная филология (английский язык и литература) 2 курс

    Программа
    Введение. Основные функции языка, связанные с созданием, хранением и переработкой информации. Эпистемическая, когнитивная и коммуникативная функции языка.
  5. В. З. Гарифуллин Печатается по решению (2)

    Документ
    Информационное поле современной России: практики и эффекты: Материалы Шестой Международной научно-практической конференции 22 – 24 октября 2009 года / Под.

Другие похожие документы..